В радость или в тягость — принцип удовольствия
У природы есть четкий, отлаженный тысячелетиями механизм, направленный на то, чтобы все люди могли получать наслаждение от жизни — принцип удовольствия. Но мы не всегда понимаем, как он работает и на что способны мы сами, чтобы воплотить этот принцип в полном объеме своих возможностей, и страдаем из-за этого, теряем вкус к жизни.
Каждый человек рожден с определенными, присущими только ему природными желаниями и психическими свойствами, которые и позволяют получать удовольствие от жизни.
Если говорить коротко, то человек делает то, что хочет и может, тогда ему жить приятно. Если пытается делать то, что ему несвойственно, жизнь вызывает неприятные ощущения, человек страдает.
Казалось бы, все просто — делай то, что по душе, и избегай того, что не нравится. Но свойства психики спрятаны в бессознательном. Поэтому зачастую непросто понять, как получить удовольствие от жизни. Не всегда очевидно, какие шаги делать, а чего стоит избегать.
Удовольствие каждый ощущает по-своему в зависимости от врожденных психических свойств. Совокупность природных свойств и желаний называется вектором.
Каждый из векторов несет в себе свои уникальные желания и особенности, определяет ценности, устремления, тип мышления и другие черты их обладателей. При этом все свойства даны человеку не просто так и не для себя, а для реализации в социуме, для пользы обществу.
Когда человек делает то, для чего предназначен природой, биохимия его головного мозга находится в равновесии, выделяются гормоны радости — он получает награду в виде наслаждения и ощущения счастья. Если нет, то он не чувствует удовлетворения от жизни и страдает.
Длительная же нереализация своих свойств способствует накоплению плохих состояний: обида, тревожность, тоска. Все это вместе становится фоном жизни и формирует длительное плохое настроение.
Как применить свои свойства?
Современный человек сочетает в себе несколько векторов. Так или иначе, нужно учитывать желания и потребности всех векторов, каждый нереализованный вектор пополняет гамму неприятных ощущений.
Зрительный вектор
Есть люди, которым от природы дан огромный чувственный потенциал. Это обладатели зрительного вектора, впечатлительные и чувствительные. Их психика заточена на создание эмоциональных связей.
Эмоции буквально переполняют — такому человеку просто необходимо делиться чувствами и получать на них отклик
Зрительнику важно проявлять весь потенциал чувств по отношению к другим людям, иначе он не получает удовольствия от жизни. Когда эмоции заперты внутри, возникают навязчивые мысли, появляется беспокойство, страхи, предчувствие бед и неприятностей
Крайне желательно, чтобы человек реализовывал способности зрительного вектора в профессии.
Большинство людей плохо переносят одиночество, но для обладателя зрительного вектора сродни умиранию, если ему не с кем разделить свои эмоции, поделиться переживаниями, некого выслушать, не с кем поговорить по душам. Если в жизни человека со зрительным вектором случается разрыв эмоциональной связи: расставание, уход близких из жизни, — он может погрузиться в длительное состояние тоски.
Одним словом, если в жизни самого чувствительного человека нет правильного проживания эмоций, нет возможности созерцать и созидать красоту, отсутствует смена впечатлений, общение, возможность сопереживать, такую жизнь радостной не назовешь.
Для наглядности представьте человека, рожденного быть художником, а работающего документоведом.
Звуковой вектор
Есть люди, природные желания которых удовлетворить сложнее всего. Это обладатели звукового вектора. Им хочется знать, в чем смысл, как все устроено в этом мире и почему именно так. Бытовая повседневность ответов не дает.
У человека может быть все в порядке, семья, работа, достаток, а все равно чего-то не хватает, чего-то неуловимого, ускользающего. Звуковик пытается жить как все и черпать удовольствие там, где берут его другие, но не может. Смысла нет.
Чувство одиночества у звуковика рождается по другим причинам: если в окружении нет единомышленников, которые разделяют его взгляды и с которыми можно поговорить о высоких материях, то сколько бы не было людей вокруг, он будет чувствовать себя одиноким.
Если человек со звуковым вектором не ощущает удовлетворенности от жизни, он постепенно приходит к депрессии и суицидальным мыслям.
Итак, важно понимать свойства своей психики, чтобы знать, как их реализовать, и получить от этого удовольствие
Как справиться с кризисом 2-х лет у ребёнка: памятка для родителей
23.07.2023
Один из важнейших этапов развития ребёнка – это кризис двухлетнего возраста. Изменения в поведении малыша могут начаться от 18 до 36 месяцев и закончиться в 3−3,5 года. Кризис двух лет – абсолютно нормальная стадия развития ребёнка, во время которой у малыша растет стремление к независимости. Для многих родителей этот этап взросления один из самых тяжёлых, потому что настроение ребёнка меняется каждую минуту, и мама часто ничего не может с этим поделать. Дети могут начать кусаться, драться, абсолютно перестать слушаться, убегать и кричать.
Это происходит из-за того, что дети начинают по-новому смотреть на собственное «Я»: руки уже хорошо слушаются, ноги ходят, речь достаточно развита. Это даёт ребёнку возможность активно тестировать окружающую действительность, личные границы родителей и правила взрослых.
Причины капризов:
-
у него недостаточно речевых навыков, чтобы чётко сказать, чего он хочет, поэтому расстраивается из-за непонимания близких;
-
не хватает терпения дождаться, например, своей очереди на качели;
-
он не может трезво оценить свои возможности, например, надеть кольцо на пирамидку или поймать мяч.
Что делать?
Важно всегда помнить, что ребёнок капризничает не с целью навредить вам и окружающим. Просто у него отсутствуют необходимые навыки общения, из-за чего появляется трудность выразить свою независимость
Главная задача родителей в этот период – научить ребёнка необходимым навыкам коммуникации. А крики и ультиматумы, наоборот, покажут, что агрессия и есть приемлемое средство общения. Такая реакция родителей укрепляет и продлевает негативное поведение, а не помогает ребёнку расширить словарный запас, в котором он нуждается.
Как узнать, что ваш ребёнок столкнулся с кризисом 2-х лет?
-
Истерики. Они могут начинаться лёгкими капризами и доходить до настоящей эмоциональной бури. Помимо слёз, ребёнок может начать применять силу и выражать агрессию: бить, пинать, кусаться, бросать вещи. Такие истерики могут казаться родителям постоянными и бесконечными. Но на самом деле приблизительно 75% истерик у детей от 18 до 60 месяцев длятся не более 5 минут. Капризы одинаково распространены и у мальчиков, и у девочек.
-
Чрезмерное проявление самостоятельности. Каждый день ребёнок приобретает новые навыки и способности, которые хочет постоянно испытывать, демонстрировать и тренировать. Это часто приводит к тому, что он будет категорически возражать против помощи взрослых. Например, держать вас за руку, когда нужно перейти улицу. Также внезапно малыш может решить, что ему необходима ваша помощь даже в тех делах, которые ему удаются. Такая внезапная беспомощность говорит о том, что ребёнок хочет побыть рядом с вами.
-
Перепады настроения. В возрасте двух лет ребёнок остро воспринимает все события, он легко разочаровывается даже в бытовых ситуациях. Например, когда мама приготовила манку вместо овсянки.
Как понять, что кризис 2-х лет затянулся или перерос в нечто большее?
Истерики и капризы в двухлетнем возрасте – нормальное явление, но если вы чувствуете, что поведение совсем вышло из-под контроля, лучше обратиться за профессиональной помощью.
Поведение ребёнка, которое может сказать о нарушениях:
-
не отзывается или не обращает внимания на других людей;
-
не поддерживает зрительный контакт;
-
очень агрессивный или конфликтный;
-
пытается причинить вред себе или другим;
-
истерики постоянно включают в себя удары руками, ногами, укусы или другие формы физического насилия по отношению к взрослым;
-
частые истерики: от 10 до 20 раз в день;
-
капризы, которые длятся более 25 минут;
-
ребёнок не способен успокоиться.
Поддержка и консультация специалистов никогда не повредит, а в случае проблемы, от них можно получить направление к врачам, которые помогут наладить взаимопонимание с вашим малышом.
Что мешает получать удовольствие
Апатия
Вся наша психика — это желания, мы из них скроены. Когда мы долго чего-то хотим, но не получаем, нам плохо. И чем длительнее так происходит, тем мы хуже себя чувствуем. Раздражаемся, страдаем, мучаемся. И тогда психика дает нам обезболивающее для мечущейся души — сокращает желания, вплоть до полного их исчезновения. Наступает апатия: мы больше ничего не хотим, нам отныне ничего не интересно. Защитный механизм сработал, теперь боли нет. Но и яркая, наполненная жизнь исчезла вместе с болью. Просто один безрадостный день сменяет другой. Ничего не происходит. И о будущем думать страшно: неужели там, за чередой безликих серых дней, больше ничего нет?
Обиды
Обида — еще одно тяжелое состояние, которое забирает из жизни радость.
Обиды буквально душат человека, не получается наслаждаться жизнью. Их опасность еще и в том, что люди могут не осознавать, что у них они есть.
Чувство обиды испытывают обладатели анального вектора, в свойствах которого феноменальная память и способность накапливать прошлый опыт. Эти свойства даны им для реализации своей природной задачи — формирование преемственности между поколениями. Они передают опыт, знания, умения следующему поколению. В состоянии обиды такие люди подробно, детально помнят своего обидчика, не могут забыть плохой опыт.
Кроме того, представителям анального вектора очень важна справедливость, которая для них означает «поровну», — всем всего должно достаться одинаково. И если «равновесие» справедливости нарушается, например: в детстве мама брату больше конфет давала, — обманутые ожидания запоминаются на всю жизнь. Уже во взрослой жизни человек живет с чувством «недодали», с постоянным ощущением, что жизнь к нему не благосклонна.
Получать удовольствие от жизни здесь и сейчас из состояния обиды невозможно. Человек застревает в прошлом, постоянно перебирая в мыслях подробности ситуаций, где с ним обошлись, по его мнению, несправедливо. При этом цепочка событий берет начало в далеком детстве и не прекращается по сей день. Обиды ставят жизнь человека на стоп, блокируя будущее.
Насильственное кормление
Поесть — базовое желание любого человека. Утолить голод — самое первое желание ребенка и самый первый опыт получения удовольствия от жизни. Но принцип наслаждения может быть нарушен, если ребенка кормят насильно. Если его заставляют есть, нередко с угрозами, удовольствие превращается в кошмар.
Насильственное кормление — это верный способ лишить человека способности испытывать удовлетворение от жизни. О каком удовольствии может идти речь, если маленького человека буквально тошнит от того, что дает ему злой мир, который пока заключен в маме.
Вместо благодарности может возникнуть отвращение к любому получению. В детской голове рождается установка, что получать — это больно, и переносится в дальнейшую жизнь. Только вместо тарелки ненавистной каши взрослый не принимает ничего, что может дать ему жизнь.
Когда не радует то, что радовало раньше
Человек чувствует желание к чему-либо, воплощает его в жизнь, получает удовлетворение, а затем, по прошествии некоторого времени, радость от реализации уменьшается. Если это его истинное природное желание и человек на верном пути, в этом случае снижение удовольствия говорит о том, что надо переходить на ступень выше.
Нельзя наполнить желания вектора один раз и успокоиться. Получая желаемое, человек наслаждается, а желание тем временем растет. «Топтание на месте», «скучновато» — это своеобразные точки роста, показывающие, что нужно двигаться дальше, вперед, вширь и приложить больше усилий, которые, в свою очередь, дадут и большее удовлетворение.
Вновь почувствовать вкус жизни — возможно!
Мы задуманы природой и пришли в этот мир получать радость от жизни.
Соответствие своей сути делает психику сбалансированной, а жизнь — приятной во всех отношениях.
Понимание своих врожденных свойств и способов реализации каждого вектора дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. В процессе лекций слушатели избавляются от ложных установок, сбрасывают тяжелейшее бремя обид, прорабатывают с помощью психоанализа детские травмы, не дающие реализовать природные желания и наслаждаться жизнью.
В копилке результатов собраны тысячи отзывов, в каждом из которых люди говорят, что тренинг делит жизнь на ДО и ПОСЛЕ.
Корректор: Дарья Терешонкова
Лечение биполярного расстройства у подростков
Выбор способов лечения биполярного расстройства у подростков зависит от выраженности клинической картины. Оно может быть неотложным (для купирования острых симптомов), продолжающимся (для закрепления терапевтического эффекта) и поддерживающим (для стабилизации состояния больного).
В лечении биполярного расстройства у подростков применяются медикаментозные и психотерапевтические методы.
-
Медикаментозное лечение
Биполярное расстройство у подростков – неизлечимое заболевание. Но с помощью лекарственных препаратов можно добиться успеха в устранении острых симптомов и восстановлении социального статуса больного.
Медикаментозная терапия у подростков схожа с тем, как лечиться биполярное расстройство у взрослых, но необходимо учитывать юный возраст пациента. Категорически запрещается самостоятельно назначать лекарственные средства. Подобрать их может только врач, специализирующийся на лечении психических расстройств. В зависимости от прогрессирующего эпизода больному назначают разные группы лекарственных препаратов, таких как антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, стабилизаторы настроения, противотревожные препараты.
Психотерапия
В психотерапии разработаны специальные методы, позволяющие справиться с симптоматикой заболевания, а также предупредить рецидивы:
- Когнитивно-поведенческая психотерапия (в основе – взаимоотношения между пациентом и его родителями для корректировки состояния больного).
- Многосемейное групповое психообразование наряду с индивидуальным семейным психообразованием (определение методов медикаментозного лечения и стратегий решения возникающих проблем).
- Диалектическая поведенческая терапия (серия занятий для снижения тревожности, депрессивности, частоты возникновения суицидальных мыслей).
Психотерапия – действенный метод только при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов
Важно купировать симптоматику любого эпизода биполярного расстройства — как депрессивного, так и маниакального. . Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31