Задержка речевого развития (зрр): симптомы и лечение, что делать

Почему ребенок плохо, мало говорит, не говорит, как научить говорить

Нормы формирования разговорных навыков

Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль

Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.

Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:

  • до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
  • 7-8 месяцев–1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
  • 1 год 2 месяца 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.

При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.

Когда бить тревогу, если ребенок не говорит?

Если до 8 – 9 месяцев жизни малыш больше молчит.
Если в год не реагирует, когда вы с ним говорите. Например, если вы спрашиваете «где стул?», а он не поворачивает голову в сторону, где стоит стул

А чтобы привлечь ваше внимание – часто плачет.
Если в 1,2 – 1,6 года ребенок не различает на слух знакомые предметы и не может показать их на картинке. Например, вы просите его показать, где кровать, а он не может показать ни в комнате, ни на картинке.
Если в 1,5 – 2 года ребенок не понимает, как выполнить ваши простейшие просьбы

Например: «Подай чашку со стола», «Возьми солдатика и положи в коробку».
Если в 2 – 3 года ребенок не говорит простые предложения. Например: «Мама, хочу кушать», «Папа, на».
Если в 3 – 4 года ребенок не может говорить предложениями. Например: «Папа пришел с работы», «Собака лежит под столом». А также неправильно произносит большинство звуков.

Лечение

Лечение психических расстройств осуществляется психотерапевтическими или медикаментозными и иными соматическими методами.

Психотерапия включает различные психологические методы, помогающие как при психических, так и физических проблемах, например, проведением бесед или выполнением упражнений. Основными целями при использовании психотерапии является смягчение страданий, испытываемых человеком в виде страхов, депрессии, навязчивых мыслей, сексуальных проблем и т. д., и помощь в избавлении от неблагоприятных черт характера и моделей поведения.

Психотерапия может проводиться как индивидуально, так и группами, семьями, и включает следующие основные методы:

  • поддерживающая психотерапия (беседы);
  • глубинно-психологическая терапия;
  • поведенческая психотерапия.

Соматическое лечение, в особенности использование лекарств, используется психиатрами для влияния на самочувствие и поведение людей, имеющих психические расстройства, для смягчения их страданий. Использование препаратов началось после того, как два французских психиатра в начале 50-х годов 20 века применили хлорпромазин для лечения психически больных. После этого стали появляться различные антипсихотические препараты, расширив тем самым терапевтический арсенал.

Соматические формы лечения применяются для большинства сложных психических расстройств, хотя механизм их действия до конца не ясен. Кроме этого зачастую применение медикаментов даёт лишь удаление симптомов психической болезни, но не её причины, поэтому, например, тяжёлые психотические симптомы могут возвращаться после прекращения приёма лекарств.

Психические расстройства, даже в тяжёлой форме, в принципе, могут быть излечимы. Нередко трудность состоит в том, что люди склонны отрицать наличие психического заболевания из-за страха перед ним или в силу существующего в обществе непонимания сути болезни.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Лечение и коррекция задержки развития речи

В “Медицинском центре Берсенева” проводится комплексное лечение задержки психо-речевого развития у детей. Специалистами клиники составляется индивидуальная программа лечения и коррекции ЗПРР для каждого отдельного ребенка. В программу входит комплекс реабилитационных мероприятий, которые проводятся детским неврологом, массажистом и логопедом. Также в лечении принимают участие психолог, рефлексотерапевт и обязательно родители.

Одной из главных задач родителей является устранение причины, вызвавшие задержку психо-речевого развития (это касается семей с неблагоприятной обстановкой). Очень важными моментами в лечении является внимательность к ребенку, моральная поддержка и терпение, ведь коррекция ЗПРР сложный и кропотливый процесс.

При своевременном обнаружении проблемы и обращении к специалисту, выполнении всех назначений и хорошем настрое — гарантированно можно рассчитывать на хорошие результаты, высокую эффективность лечения и на то, что ЗПРР никак не повлияет на будущее вашего ребенка.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

С
помощью научного эксперимента специалисты решают следующие задачи: 1)
посредством вычленения отдельных свойств и сторон изучаемого явления
проникают в его сущность, раскрывают его закономерности; 2) материализуя
ту или иную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении,
находят критерии их истинности, форму проявления общего; 3) получают и
накапливают новые научные данные, разрабатывают новые гипотезы и теории;
4) фиксируют «отклонения» реальных явлений от абстрактно-идеального
образа, созданного на основе известных законов науки.

Для осуществления эксперимента необходимо следующее.

I. Формирование рабочей гипотезы.

II. Определение цели и задач исследования.

III. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам.

IV. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем).

V. Фиксация и анализ данных эксперимента.

VI. Обсуждение и выводы.

Экспериментальный метод — основной
метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у
животного, изучении ее и перенесении полученных данных в клинику.

Источники

  1. Аутизм. Википедия
  2. Общие расстройства психологического развития. МКБ-10.
  3. Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация. Общественная организация «Российское общество психиатров». 2020.
  4. Ранняя диагностика расстройств аутистического спектра в практике детского психоневролога. Клинические рекомендации  ГБУЗ «Научно-практический. «Центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения города Москвы. 2014.
  5. Мир до и после изобретения вакцин. Биомолекула
  6. И.В. Макаров, А.С. Автенюк. Диагностика детского аутизма: ошибки и трудности. Социальная и клиническая психиатрия. 2018, т. 28. № 3
  7. Мачурина Татьяна Николаевна (2016). Детский аутизм: диагностика, терапия, реабилитация. International scientific review, (20 (30)), 105-108.
  8. Мясагутова Алина Фаиловна, Валиуллина Гульнара Владимировна, & Мухаметзянова Ф. Г. (2019). Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра средствами Pecs. Казанский вестник молодых ученых, 3 (4 (12)), 25-37.

Тахилалия

Ребенок плохо говорит – при наличии тахилалии. Это патологическое ускорение темпа речи.  Дети имеют нормальный слух и не имеют патологии органов речи. Из-за быстрой речи ребенок говорит невнятно и непонятно для окружающих. Кроха проглатывает слова и имеет измененную артикуляцию. В некоторых случаях тахилалия связана с неврологическими расстройствами. Патологию можно определить по таким симптомам:

  • нехватка воздуха для произнесения слов;
  • наличие проблем с чтением, письмом и памятью;
  • раздражительность и агрессивное поведение;
  • трудности с концентрацией на заданиях;
  • появление рассеянности;
  • проблемы со сном;
  • проглатывание слов и частые запинания.

Дети с диагнозом тахилалия говорят без остановки и могут перебивать собеседников, поэтому у них так часто бывают проблемы с общением. Одна из причин, когда ребенок плохо говорит при такой патологии – это наследственная предрасположенность. При подозрениях на такое заболевание, стоит обратиться к неврологу или логопеду.

К кому нужно обращаться, чтобы выявить общее недоразвитие?

Если ребенок не говорит в 4 года, лучше покажите его сразу нескольким специалистам:

  • логопеду-дефектологу – оценит степень тяжести речевого нарушения, предложит направление коррекционной работы;
  • ЛОРу – поможет убедиться, что слух в норме;
  • неврологу – осмотрит ребенка, ознакомиться с картой развития малыша, чтобы исключить органические повреждения и если, будет необходимость, назначит подходящие лекарства.

Зачастую достаточно консультации опытного логопеда-дефектолога, чтобы определить ОНР и начать коррекцию, как в случае с нашим учеником Ромой.

Но если логопед все же рекомендует посетить других специалистов, то стоит прислушаться.

Симптомы, диагностика

Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм», то есть — психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

У пациентов с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы. Например:

  • в плане эмоций человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/«сверхсчастливым» или наоборот не иметь никаких адекватных чувств,
  • в мышлении при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки,
  • в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (сексуальные перверсии, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.).

При диагностике в первую очередь проверяется наличие/отсутствие у пациента соматического заболевания. Такие косвенные признаки как отсутствие патологии внутренних органов или отличие клиники болезни от проявления соматических заболеваний говорят о возможном наличии у пациента психического расстройства.

Для скрининга и предварительной диагностики различных психических расстройств применяются специальные диагностические тесты.

Применение термина психическое расстройство не должно быть излишне расширительным. Согласно МКБ-10, «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств».

Прогноз и профилактика аутизма

Аутизм — неизлечимое заболевание. Но своевременно начатая коррекция поведения позволяет добиться значительного улучшения состояния. Считается, что развитие речи до шестилетнего возраста и достаточно высокий IQ у пациентов — признаки благоприятного прогноза. Улучшить течение заболевания можно с помощью постоянных занятий, реабилитации, а также создания спокойной обстановки внутри семьи. 

Предупредить развитие заболевания у своего ребенка невозможно. Но соблюдение правил здорового образа жизни и тщательный контроль за течением беременности снижают риск патологии

Для профилактики ухудшения состояния здоровья пациентам с аутизмом важно постоянно проходить терапию и наблюдаться у врачей различных специальностей, а их родителям — создать благоприятную атмосферу дома и постоянно учиться общаться со своими детьми. 

Особая одаренность аутистов

«Существует такое понятие как «савантизм» (от французского слова «саванта», что переводится как «ученый») — состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарен в какой-либо определенной отрасли. У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в определенной сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии легкой умственной отсталости. Чаще всего аномалия возникает вследствие генетических нарушений и может передаваться по наследству. Также синдром может возникнуть из-за перенесенных черепно-мозговых травм или заболеваний мозга. Многие ученые считают, что савантизм – следствие перинатальной патологии. Все причины возникновения аномалии до конца не известны, однако специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, способствующих рождению ребенка с указанным недугом. Некоторые ученые предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. Результаты МРТ и КТ вещества головного мозга доказывают, что у людей с синдромом саванта правое полушарие («ответственное» за творчество, пространственное и образное мышление) намного лучше развито, чем левое («ответственное» за аналитическое мышление, вербальная информация). Именно поэтому у аутистов и выявляются особые способности».

Бугайский Станислав Евгеньевич

эксперт

Клиника «Будь здоров»

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 420

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 643

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 884

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?

Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.

Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.

Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.

Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.

Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию

При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.

Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.

При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.

Возможные причины нарушений речи

Если ребёнок плохо говорит в 6 лет, в основном диагностируют такие причины нарушения речи:
дислалия, моторная алалия, сенсорная алалия и дизартрия.

Поставить диагноз по результатам обследования может только квалифицированный
специалист — детский невропатолог, психоневролог, логопед. Они же предложат
рекомендации по медикаментозной и педагогической коррекции речевого дефекта.

Дислалия

Дислалия обозначает нарушение звукопроизношения, в основе которого лежит
дефект анатомии органов артикуляции, обратимые нарушения коры головного мозга
(минимальная мозговая дисфункция), социальная запущенность.

Возможные дефекты органов артикуляции:

  • короткая уздечка языка;
  • толстые губы;
  • массивный язык;
  • слишком узкий язык;
  • высокое «готическое» нёбо;
  • низкое и широкое нёбо;
  • нарушения прикуса;
  • расстояния между зубами;
  • редкие или мелкие зубы.

Дислалия в 6 лет может диагностироваться у детей, растущих в двуязычной семье,
подражающих неправильной речи близких, находящихся в социально неблагополучных
семьях, а также у детей, живущих в ситуации гиперопеки.

Под дислалией подразумевается замена, пропуск или искажение звука. Для того
чтобы устранить дислалию у шестилетних детей, нужны коррекционные занятия с
логопедом, возможно, исправление прикуса у врача-ортодонта.

Моторная алалия

Если ребёнок 6 лет имеет очень маленький словарный запас, у него поздно появились
первые слова, он переставляет местами и сокращает слова, слоги, возможно, у него
моторная алалия.

Это заболевание, при котором речь окружающих дети понимают, но
собственное полноценное высказывание построить не могут. Её причина — нарушение
созревания речевых зон головного мозга, их поражение в результате родовой травмы,
патологий внутриутробного развития.

Проявления моторной алалии в 6 лет:

  • искажение слов, замена другими, близкими по смыслу;
  • нарушение согласования слов по родам, падежам и числам;
  • замедление подбора слов в высказываниях;
  • повторение одних и тех же слов, звукосочетаний.

В движениях и в поведении таких детей тоже имеются отклонения от нормы, им не
хватает ловкости, плохо развита мелкая моторика

Страдает внимание, память,
интеллектуальная деятельность, снижено стремление к познанию мира

См. подробней о моторной алалии — причины, симптомы, диагностика, лечение и прогноз.

Сенсорная алалия

Проявления сенсорной алалии похожи на признаки моторной алалии. Главное отличие в
структуре дефекта — дети не понимают обращённую к ним речь и поэтому с трудом
формируют собственные высказывания. У них поздно развивается речь, она пестрит
неправильными словами, не изменяемыми по родам, падежам и числам. Дети
медлительны и малоподвижны, имеют грубые нарушения моторики.

Диагностировать
сенсорную алалию в 6 лет непросто — малыш может вообще не понимать обращённую к
нему речь, не откликаться даже на собственное имя.

Проявления этого дефекта иногда неправомерно путают с аутизмом, задержкой
психического развития, умственной отсталостью. В целом, шестилетние дети с сенсорной
алалией активны в речевом плане, но могут раздражаться, проявлять негативизм из-за
того, что не могут полноценно общаться с окружающими.

Дизартрия

Чаще всего плохо разговаривающие дети 6 лет страдают от дизартрии. Это
расстройство речи связано с поражением отделов головного мозга, возникшее во время
внутриутробного развития, родов, после заболеваний ЦНС, в результате хромосомных
аномалий.

Речь ребёнка со стёртой дизартрией малопонятная для окружающих, она нечёткая,
звукопроизношение смазанное. Голос тихий, но может быть и резким, темп речи
ускоренный или замедленный. Такие дети не любят жевать твёрдую пищу, затрудняются
резать ножницами, рисовать, выполнять движения под музыку, удерживать равновесие.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Развитие речи в зависимости от пола

Конечно, каждый ребенок индивидуален, как индивидуально и сочетание различных факторов, которые благоприятствуют или, наоборот, мешают развитию речи. Незначительные задержки могут быть особенностью, а могут быть вызваны стрессом, болезнью, недостатком общения. Поэтому нет смысла сравнивать своего ребенка с другими, завидовать «болтунам» или гордиться «достижениями». Но тем не менее, родителей часто гложет вопрос: почему одни дети в полтора года рассказывают стихи, а другие только начинают произносить первые слова? 

Детская психология сегодня делит детей с нормальным развитием на два типа:

  • говоруны – .настоящие маленькие экстраверты. Им все интересно, они любят общаться с детьми постарше и со взрослыми, задают много вопросов, вечно болтают и легко адаптируются в любой обстановке. Говорить они тоже начинают обычно раньше, чем сверстники.

  • молчуны любят созерцать, в новой обстановке сначала будут привыкать и наблюдать со стороны. К таким детям нужно относиться внимательнее, стараться чаще с ними разговаривать, стимулировать речь, задавать вопросы, которые предполагают более развернутый ответ и помогать правильно на них отвечать. Часто «молчуны» предпочитают общаться жестами, вместо «дай» показывают на предмет, который хотят получить. Зато они чаще начинают говорить хотя и поздно, но сразу предложениями и с минимальными дефектами речи, а то и вовсе без них. Единственный нюанс – если речь к 2-2,5 годам не появилась вообще никак, стоит показать ребенка специалисту, хотя бы для собственного спокойствия. С неговорящими детьми работает дефектолог. Познакомиться с этим направлением, изучить методы диагностики и коррекции можно у нас на курсе по дефектологии.

Что касается гендерного различия, тут физиология неумолима: девочки начинают говорить раньше мальчиков, и это – общемировая статистика. Секрет в более раннем созревании мозга и большей природной эмоциональности девочек. Развитие мозга напрямую влияет на размер словарного запаса: к двум годам среднестатистическая девочка знает в два раза больше слов, чем среднестатистический мальчик. Эмоциональность же стимулирует маленьких мисс делиться с окружающими любой радостью или потерей, с удовольствием обсуждать полученные впечатления, тогда как мальчишки более сдержаны в проявлении чувств и высказываются только по делу.

А еще исследования свидетельствуют о том, что у физически активных детей и речь развивается лучше и быстрее, так что более подвижные малыши «с шилом в одном месте» говорить начинают раньше. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: