Нарушения сна у детей с аутизмом

Детская бессонница

Диагностика и лечение

Все заболевания или патологические состояния, при которых проявляются нарушения сна у детей, нуждаются в своевременной диагностике и комплексном лечении.

Лечение при нарушениях сна у детей включает следующие мероприятия:

  • посещение детского психолога;
  • назначение медицинских препаратов;
  • устранение эмоциональных перегрузок;
  • создания благоприятного микроклимата в семье;
  • здорового образа жизни (рационального питания, активного отдыха на природе, закаливания и физических упражнений);
  • устранение дефектов воспитания.

При наличии соматической патологии:

  • железодефицитной анемии;
  • нарушений обмена веществ и минералов;
  • глистной инвазии;
  • гиповитаминозов.

нужно провести полный спектр обследований и устранение этого этиологического фактора.

Родителям необходимо знать, что полное и всестороннее обследование и правильное лечение, поможет определить причину нарушения сна и излечить патологию.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Сохранить

Сохранить

Прочинано статью: 1 600

Профилактика Расстройств сна у детей:

Профилактической мерой является хорошая гигиена сна. Днем следует избегать дремоты, особенно в конце дня, ближе к вечеру. Следует регулярно заниматься физкультурой или спортом, но минимум за 3 часа до сна. Также рекомендуют справляться с беспокойствами и строить планы на следующие сутки, чтобы ночью при засыпании не думать об этом. Следует ограничить прием кофеиносодержащих напитков, в том числе кофе и колы. Родители должны обеспечить то, чтобы ребенок не принимал алкоголь и не курил сигареты, а также не принимал психотропные вещества.

Домашняя робота должна быть закончена задолго до времени засыпания. Расслабление должно происходить постепенно, без избыточной стимуляции. Кушать нужно за какое-то время до сна, особенно если ужин калорийный.

Продолжительность времени от укладывания в кровать до подъема должна обеспечивать достаточный сон для ребенка данного возраста и конституции. Если родители пытаются уложить ребенка слишком рано, они приучаются связывать лежание в кровати не со сном, а с бодрствованием.

Укладывать ребенка спать нужно стараться примерно в одно и то же время. Ребенок должен достаточно уставать за день, чтобы быстро засыпать. Во время процесса засыпания не должно быть многократных вставаний с кровати. Должен быть установлен обычный успокаивающий порядок. Например, ребенку нужно ставить приятную музыку или читать сказки. Родители не должны при засыпании или незадолго до сна рассказывать дочери/сыну пугающие истории или разрешать смотреть возбуждающие программы, мультфильмы. Постепенный отказ от необходимости присутствовать родителю создает детям возможность заснуть (и снова засыпать) самостоятельно.

В спальне ребенка кровать должна быть удобной, располагать ко сну. Следует контролировать температурный и световой режим, шум в спальне. Будить ребенка следует примерно в один и тот же час, не разрешать долго лежать в постели. Не следует поощрять слишком раннее вставание, например, давая ребенку смотреть любимые видео после пробуждения.

Дополнительные аспекты, важные в преодолении трудностей со сном

Ночные кошмары

Это означает проснуться ночью с криком или плачем. Явление встречается у детей в принципе  в возрасте с 18 месяцев до 6 лет. Консультируйтесь с врачом, если вам кажется, что проблема серьёзная и частая.

Ночное недержание мочи и походы в туалет

Позднее приучение к горшку и трудности в этом вопросе – типичная проблема детей с РАС. Ситуация развивается двумя путями: либо ребёнок намочил постель, и вы должны перестелить её, что будит ребёнка. Либо надо будить ребёнка, чтобы он сходил на горшок.

Если вам не удаётся самостоятельно справиться с проблемой, включайтесь в программу раннего вмешательства, и обязательно консультируйтесь с педиатром – на предмет соматического здоровья. Никогда не исключайте телесные болезни из спектра вашего внимания. Помните, РАС – не единственный фокус заботы о ребёнке.

Храп

Если храп присутствует постоянно и никак не связан с простудой, насморком или бронхитом, консультируйтесь с врачом, задав вопросы о синдроме обструктивного апноэ сна. Это весьма грозный синдром, выявить который следует как можно раньше.

Беспокойный сон

Подобная проблема встречается у детей с РАС чаще, чем у других детей. Активное верчение во сне, выворачивание головы, битьё головой о подушку – все виды постоянной и несоразмерной двигательной активности во сне могут присутствовать у ребёнка с РАС.  Обращайтесь к врачу, поскольку эти признаки могут быть симптомами специфических расстройств сна, не зависимых от РАС.

Почему так важно наладить глубокий режимный сон

Ребёнок с проблемным сном демонстрирует больше патологических проявлений в дневное время. Он сложнее обучаем, хуже реагирует на поведенческую терапию и логопедическое пособие. Со стороны телесных проблем возможно падение иммунитета, частые простуды и общая физическая слабость.

Неприятные последствия затрагивают и родителей. Исследования показывают, что родители детей с РАС с выраженными проблемами со сном чаще находятся в состоянии критического хронического стресса, апатии и депрессии.

Причины нарушения сна у детей

Для того, чтобы лечить инсомнию, необходимо выяснить причины, которые привели к проблемам со сном. Не всегда малыш, с нарушением сна, требует медикаментозного лечения. Часто, достаточно отрегулировать режим дня маленькому человечку, чтобы патологическая симптоматика исчезла. В зависимости от возраста ребенка, нормальная продолжительность суточного сна будет изменяться так же, как и причины, вызывающие его нарушение.

Груднички и дети до трех лет

Малыши после рождения должны много спать, порядка 17-18 часов в сутки и к году жизни ночной сон сокращается до 12 часов с двухчасовым дневным сном.

Если ребенок не отдыхает положенное время, то к нарушению сна могут приводить следующие причины:

  • незрелость центральной нервной системы, вследствие чего происходит нарушение процесса сна и бодрствования;
  • патология со стороны желудка или кишечника, в виде колик, метеоризма;
  • слишком громкие звуки;
  • некомфортная температура в комнате, где спит ребенок;
  • инфекционные заболевания;
  • появление первых зубов, сопровождающихся зудом и отеком десен;
  • яркий свет в комнате, мешающий малышу уснуть;
  • смена привычной обстановки для ребенка (переезд или смена спального места);
  • неврологические нарушения в виде энцефалопатии, появившиеся вследствие родовой травмы.

По мере роста малыша, время бодрствования днем увеличивается. К трем годам ребенок уже имеет более широкий кругозор и высокую активность. Поток информации, который он получает, просматривая мультфильмы, книжки или начиная посещать зрелищные мероприятия, действует возбуждающе на нервную систему.

Этот информационный стресс мешает ребенку уснуть. Кроме этого, происходит переход со специального питания на общий стол, что может сопровождаться появлением патологических симптомов, в виде диатеза или расстройства пищеварения.

Бессонница у ребенка в 2 года, может купироваться при коррекции режима дня. Необходимо уменьшить зрелищную и подвижную нагрузки. Прекратить подвижные игры за три часа до сна. Соблюдать диету, в рационе питания, для предупреждения погрешностей в работе пищеварительной системы организма.

У дошколят

Малыш в 3–6 лет — это уже самостоятельный человек, который умеет все. Он общителен, посещает детский сад, достаточное время смотрит телевизор, общается как с взрослыми, так и со сверстниками. Появляются первые конфликты с детьми. Психологическая нагрузка на нервную систему возрастает. Отмечается повышенная опасность заражения различными заболеваниями в детском коллективе. Дискомфорт от физического страдания, мешают малышу нормально спать.

У школьников и подростков

Начало учебы в школе – это стресс для ребенка. Новый коллектив, большая учебная нагрузка и адаптация к новой жизни, становятся большим испытанием для нервной системы растущего организма. На этой почве возможно возникновение бессонницы у ребенка 8 лет. Кроме этого, переход на новый режим дня, не всегда проходит спокойно.

Первые конфликты с одноклассниками, дают дополнительный стресс. В 7–8 лет первоклассник проходит свой второй пубертатный период в развитии, когда продолжают формироваться внутренние органы, центральная нервная система. Повышенная школьная нагрузка может привести к бессоннице у ребенка 9 лет, если он не справляется со школьной программой.

В этом возрасте возможны проблемы со здоровьем, которые могут привести к развитию бессонницы. Это может быть патология со стороны сердца, различных нарушений в работе нервной системы, в виде тиков, мышечных подергиваний на фоне эмоциональной лабильности, заболеваний эндокринной системы.

По мере роста, у ребенка 11–12 лет, начинается третий пубертатный период, связанный с гормональной перестройкой организма. Половое созревание начинается раньше у девочек. В этом подростковом возрасте дети начинают уделять много времени компьютерным играм, часто с негативным сюжетом, возникает больше конфликтов со сверстниками, родителями и с учителями.

Дополняет все эти явления возрастающая учебная нагрузка, что может привести к бессоннице у ребенка 11 лет. Семейные конфликты или психическая травма, связанная с разводом родителей или потерей любимого животного, может привести к нервно – психическому срыву.

Pavor nocturnes или ночные страхи

Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна.  Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти  до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).

Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров

Фактор Ночные страхи Ночные кошмары
Возраст От 3 до 8 Любой возраст
Пол Чаще у мальчиков Не имеет значения
Возникает в фазе сна NREM REM
Пробуждение Нет Да
Память на событие Нет Да
Усиливается при стрессе Да Да

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты.

Вместо этого, они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят повзаимодействовать или указывают на них рукой мамы.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Итак, самые яркие симптомы в сфере коммуникации, на которые стоит обратить внимание:

  • Избегают контакта «глаза-в-глаза»
  • Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
  • Используют «управляемую руку» взрослого

Когда стоит обращаться к специалистам

В вопросе нарушения сна у детей случай каждой семьи индивидуален. Обратиться за консультацией специалиста необходимо после трех бессонных ночей в неделю.

Качественный сон в достаточном количестве в младенческом и детском возрасте — это основа здоровья, умственного, речевого и эмоционального развития человека. Диагностика и коррекция нарушений сна у ребенка начинается с поиска и устранения первопричины.

Специалисты центра «Квартет» окажут эффективную помощь в ситуациях, когда ребенок:

  • беспокойно спит, плачет, кричит, разговаривает во сне;
  • просыпается слишком часто по ночам (более пяти раз за ночь);
  • занимается снохождением;
  • спит с открытым ртом;
  • не засыпает в установленное время;
  • видит ночные кошмары;
  • выполняет «стереотипные» движения (постоянно встает на четвереньки, раскачивается во сне и т. д.);
  • нарушил нормальный режим дня (перепутались день с ночью);
  • спит с приоткрытыми глазами;
  • засыпает исключительно вместе с вами и наотрез отказывается спать один.

Современные и высокоэффективные методики, используемые психологами центра «Квартет», дают возможность справиться с нарушениями сна у детей быстро и комфортно. После диагностики специалист подбирает наиболее подходящие психологические методы и техники, в числе которых:

  • тренинги: индивидуальные и совместные;
  • арт-терапия;
  • сказкотерапия;
  • игровая терапия;
  • релаксационные техники и т.д.

Системная, целостная работа, проводимая грамотным психологом совместно с детьми и взрослыми, позволяет достичь наилучших результатов.

Звоните и записывайтесь на прием!

Будем рады оказать вам профессиональную поддержку!

Причины нарушения сна

У каждого человека разная потребность во сне, которая по мере взросления уменьшается. Так, если новорожденному ребенку нужно спать около 20 часов в сутки, то в возрасте 18-20 лет продолжительность сна составляет 10 часов. Большая половина трехмесячных детей спит всю ночь без пробуждения, в 1,5 года, а иногда и раньше, дети начинают видеть сны, в 2-3-летнем возрасте многих сложно уложить, другие же просыпаются несколько раз за ночь. Другими словами, полноценный сон нарушен, что может происходить по таким причинам:

  • индивидуальные особенности темперамента;
  • патологии беременности и родов у матери, поражение ЦНС у ребенка до родов или в процессе родовой деятельности;
  • желание пообщаться с родителями;
  • просмотр телевизионных программ;
  • частые семейные конфликты, особенно вечером;
  • резкий испуг;
  • страх остаться в одиночестве, быть покинутым;
  • нарушена эмоциональная привязанность с мамой;
  • наличие различных болезней (бронхит, дисбактериоз, глисты, рахит).

Как правило, проблемы со сном у большинства детей с возрастом проходят. Но взрослым иногда они доставляют много трудностей в уходе за ребенком, как следствие, родители сами не высыпаются, становятся нервными и раздражительными.

Немедикаментозные (поведенческие) вмешательства

В 1987 году Ловаас опубликовал статью, в которой представил новый подход к лечению, описывающий значительное улучшение показателей IQ и образовательных функций почти у 50% детей с РАС. Также известный как метод прикладного анализа поведения Lovaas, а впоследствии как дискретное пробное обучение (DTT), это интенсивное, высоко структурированное, долгосрочное индивидуальное поведенческое вмешательство, предназначенное для маленьких детей, которое имеет сильную эмпирическую поддержку и стало основой для многих основанных на фактических данных поведенческих вмешательств, используемых сегодня. Впоследствии, в результате десятилетий обширных исследований, был разработан ряд модификаций и адаптаций метода Lovaas. Они могут использоваться в различных условиях и процедурах, и было показано, что они эффективны при устранении основных нарушений РАС в социальной коммуникации, речи, поведении, игре и обучении.

Одом и др. и Вонг и др. разделили поведенческие вмешательства, основанные на фактических данных, на две группы: комплексные модели лечения (CTM) и целенаправленные вмешательства.

Было обнаружено, что комплексные модели лечения, ориентированные на основные симптомы РАС, улучшают языковые, когнитивные и функциональные языковые навыки у детей младшего возраста с использованием интенсивных и долгосрочных междисциплинарных стратегий в естественной среде. Инструкции могут предоставляться дома или в классе, индивидуально или в группе, преподавателями или родителями. Примеры хорошо зарекомендовавших себя CTM включают раннее поведенческое вмешательство (EIBI) , Денверскую модель раннего начала (ESDM) , Модели развития, индивидуальных различий, основанной на взаимоотношениях (DIR / Floortime, или модель Гринспена), тренинге основного реагирования (PRT), а также лечении и образовании детей с аутизмом и связанными с ним нарушениями общения (TEACCH).

Целенаправленные вмешательства направлены на один навык или конкретную область области развития и предоставляются на короткое время, пока навык не будет освоен. Они также могут быть эффективными для устранения опасного для жизни или социально неприемлемого поведения, требующего быстрого решения. Примеры включают обучение социальным навыкам, приучение к туалету, моделирование, когнитивно-поведенческое вмешательство и поведенческие стратегии, такие как побуждение, игнорирование, задержка во времени, подкрепление, дискретное пробное обучение и исчезновение. Они могут проводиться в виде структурированного сеанса или в естественной обстановке дома, в школе, клинике или сообществе, со сверстниками или родителями, и преследуют поведенческие, развивающие или образовательные цели. Другими примерами целенаправленных вмешательств также являются обучение и интервенция при посредничестве сверстников (PMII), также известные как “Моделирование сверстников”, “Обучение инициации сверстников”, “Поддержка сверстников” и система обмена картинками (PECS).

Поведенческие вмешательства наиболее эффективны, когда их начинают проводить в раннем возрасте, и большинство из них ориентированы на маленьких детей, чтобы оптимизировать их развитие и навыки обучения. Социокультурные убеждения и экономические возможности семьи также смягчают воздействие и исход лечения. Однако поведенческие вмешательства также играют определенную роль у детей старшего возраста, подростков и взрослых; цели этих вмешательств меняются у пожилых людей и включают социальные, профессиональные навыки, навыки проведения досуга и самостоятельную жизнь. Исследования в области поведенческих вмешательств для взрослых с РАС все еще ограничены, и их необходимо будет расширить в будущем.

Полисомнография

Наиболее точный метод диагностики расстройств сна у детей и взрослых — полисомнография (ПСГ). На тело устанавливаются датчики, которые во время ночного сна фиксируют физиологические показатели организма. ПСГ позволяет оценить структуру и длительность сна, выявить его патологические стороны и провести тщательную дифференциальную диагностику.

При проведении ПСГ регистрируются биоэлектрические потенциалы коры головного мозга, исследуются движение глаз, рефлекторное напряжение мышц подбородка. Дополнительно могут фиксироваться движения ног, ЭКГ-параметры, храп, уровень кислорода в крови и другие показатели.

Специалисты, к которым стоит обратиться в первую очередь при наличии у ребенка проблем со сном, — педиатр, невролог, сомнолог. Сомнологи есть далеко не в каждом городе, детские сомнологи встречаются еще реже. В российских медвузах сомнология не преподается как самостоятельная дисциплина, поэтому сомнологами становятся неврологи, кардиологи, пульмонологи или терапевты после прохождения специальных курсов.

В связи с нехваткой детских сомнологов появились такие специалисты, как консультанты по детскому сну, которые зачастую не имеют медицинского образования. В их компетенцию не входят диагностика нарушений сна или медикаментозное лечение. Консультанты могут заниматься лишь поведенческой коррекцией сна.

В некоторых случаях (например, при нарушении гигиены сна) эти специалисты действительно могут помочь. Но прежде чем обращаться за такой помощью, нужно убедиться, что нет других факторов, влияющих на сон, и провести тщательное обследование ребенка. При некоторых нарушениях сна требуются консультации разных специалистов. Например, детям с бруксизмом рекомендованы консультации психотерапевта, ортодонта, стоматолога и отоларинголога.

Симптомы расстройства аутистического спектра

РАС характеризуется:

  • дефицитом социальной коммуникации (например, невербального взаимодействия, навыков в развитии, поддержании и понимании отношений)
  • ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Имеется в виду, что у ребенка отмечается задержка или отсутствие речи и он не использует ее для разговора, выражения эмоций, для достижения желаемого

Не использует в общении жесты и мимику, не указывает на желаемый объект пальцем, не обращает внимание, когда другие указывают на что-то. Такой ребёнок может не реагировать на свое имя и не поддерживать зрительного контакта

В саду воспитатели обращают внимание, что ребенок не играет со сверстниками и не проявляет к ним интерес.Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.

Почему ребенок не спит ночью и что с этим делать

Чистая уютная квартира, раскраски, мультики, конструктор. Так до полуночи было не заставить спать лечь. Как вариант, если боитесь, что недосып ребенку вреден, его можно занимать вечером чем-нибудь сложным, но интересным. Рассказать ему что-нибудь из школьной программы для старшеклассников. Дать ему книжку про путешествия по морю.

Погладьте его, сделайте легкий массаж, поговорите ласково. Даже если он еще не понимает слов, его успокоит ваш голос, спокойные интонации. Можно почитать книжку не вызывающий у ребенка отрицательных эмоций.

Спойте ему колыбельную, уже известную или придуманную специально для сына или дочки. Даже, если песенка окажется чересчур простой и наивной, ребенок скорее всего, запомнит ее надолго и будет просить спеть ее даже в школьном возрасте.

Благая цель может перевернуть семью с ног на голову: ребенок чувствует себя маленьким королем и часто даже не понимает, что делать со своей властью и свободой. Чтобы снова расставить все на свои места, необходима постепенная продолжительная работа. Мама и папа должны объяснять ребенку на словах и с помощью действий иногда — наказаний , что пока он маленький, он должен подчиняться.

Конечно, иерархия вовсе не означает полного отсутствия возможности договориться. Наоборот, именно она дает основу для уважительного отношения друг к другу. А может, и просто перерастут эту вредную привычку. Мы подобрали 5 рекомендаций, которые помогут вам упростить ежедневные укладывания. Играйте в спокойные игры Родители прекрасно знают, что именно в вечернее время у малыша приходит желание порезвиться-повеселиться.

Но сил уже осталось немного, ребенок быстро устает, начинает капризничать , и все заканчивается слезами. Объявите вечер временем тихих игр, а для выброса накопившейся энергии используйте вечернюю прогулку. Побегать на улице, а домой прийти приятно уставшим и успокоившимся — отличное средство. Перед сном спокойно поиграйте в настольные игры или почитайте любимую книжку. Подберите любимое постельное белье Для маленьких детей сказка существует везде.

Пусть малыш знает, что даже в уютной кровати он увидит любимых героев мультиков. Подберите вместе с ребенком постельное белье с изображением мультперсонажей. Рассказывайте ему перед сном, что, например, котята из мультсериала «Три кота» его уже заждались. Время позднее, им тоже пора спать и во сне охранять малыша. К тому же, как только малыш переоденется в пижаму и откинет одеяло, можно издавать любимый возглас Коржика, Карамельки и Компота: «Миу-миу-миу!

Не ешьте сладкое На ночь сладкое вредно не только для зубов. Сахар — это углеводы, быстрая энергия, которая возбуждает ребенка.

Сейчас еще одной причиной проблем со сном у детей и подростков стало употребление содержащих никотин веществ: сигарет, снюса, жидкостей для электронных сигарет. Психические заболевания. Как правило, так проявляются тревожные и аффективные процессы.

Также подобные проблемы бывают первыми симптомами психических расстройств, например — шизофрении. Причинами нарушения сна у ребенка в 2,5 года и в 6, 7-10, 9 лет становятся различные явления, которые учитываются при выборе лечения. Зачастую, чтоб нормализовать детский сон, хватает устранить раздражающий фактор, пересмотреть режим дня. И проблема разрешится. Виды нарушений сна Нарушение сна у детей раннего возраста, когда первые признаки проявились до года, — это ряд патологий неврологии.

Международная классификация относит к этой категории расстройств десятки заболеваний. Для удобства формулировки диагноза и подбора лечения, врачи выделяют такие группы расстройств по их симптомам: Диссомнии, бессонница — ухудшение качества и продолжительности ночного сна, проблемы с засыпанием. Парасомнии — проявление патологических отклонений во время сна: лунатизм, скрип зубами бруксизм , энурез. Гиперсомнии — патологически длящаяся сонливость в дневное время, крайне тяжелое пробуждение, склонность к летаргии. Не исключено, что у ребенка будут сочетаться два или все три типа расстройств.

Пол при этом не имеет значения, девочка это или мальчик. Помочь может обращение в клинику для уточнения причины и подбора лечения. Симптомы Для болезней, связанных со сном, существует множество причин. Когда родители жалуются на то, что ребенок 2 или 10 лет не может заснуть, врачи советуют понаблюдать за маленьким пациентом. Нередко обнаруживается ряд дополнительных признаков, позволяющих точнее понять, что происходит с больным .

Симптомы нарушения сна у детей: Поведенческая инсомния — невозможность уснуть без проведения определенного ритуала, часто по незнанию сформированного самими родителями.

Вторичные расстройства сна

Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно

Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения

В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно

И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.

Что такое детский аутизм

Под термином «расстройства аутистического спектра» понимается разнородная группа нарушений нейропсихического развития, связанная с аномальным развитием головного мозга. Все патологические состояния, которые включены в нее, имеют различное происхождение и сходные симптомы.

Основным определяющим признаком РАС является триада проявлений: отклонения в социальном взаимодействии, нарушения общения, стереотипные формы поведения. Степень их выраженности значительно варьируется. Для установления диагноза «ранний детский аутизм» необходимо появление этих проблем в первые три года жизни, однако само расстройство обнаруживается во всех возрастных группах.

Откуда берется РАС

Достоверно причины заболевания до сих пор неизвестны, однако предполагается, что патология имеет многофакторное происхождение. Основная роль в возникновении РАС принадлежит сочетанию средовых и генетических факторов.

Спонтанные и наследственные генетические поломки.

На сегодняшний день обнаружено более 100 генов, ассоциированных с расстройствами аутистического спектра. На значимую роль наследственности указывает высокая вероятность рождения особенных детей с РАС в семьях, где уже имеется ребенок с данной патологией.

Кроме того, риск появления ребенка, страдающего аутизмом, прямо пропорционально увеличивается с возрастом родителей. Это связано с повышением количества мутаций при образовании спермы у мужчин старшего возраста.

Генетическими синдромами с вероятной клинической картиной РАС являются: синдром Мартина-Белл (хрупкая Х-хромосома), туберозный склероз, фенилкетонурия, синдром Прадера-Вилли, синдром Дауна, синдром Фелан-МакДермид и другие.

Факторы внешней среды.

Они могут оказывать негативное влияние на внутриутробное развитие мозга или нарушать функционирование генов у лиц с наследственной предрасположенностью к РАС. Выявлена взаимосвязь между развитием аутизма и следующими перинатальными проблемами:

  • внутриутробные инфекции;
  • травматичные роды;
  • недоношенность плода;
  • избыточный вес и гестационный диабет у матери;
  • прием женщиной лекарств на основе вальпроевой кислоты во время беременности;
  • употребление беременной женщиной наркотиков, алкоголя, никотина и т.д.

Аутизм и прививки

Современные научные исследования убедительно подтверждают отсутствие причинно-следственной взаимосвязи между развитием РАС и вакциной от краснухи, кори и паротита (MMR). Статья, написанная коллективом предвзятых авторов в начале 1990-х годов о якобы существующей ассоциации MMR и аутизма, была отозвана и признана мошеннической.

Другие детские прививки также не повышают риск аутизма. Многолетние исследования в отношении консерванта тиомерсала и адъювантов алюминия, содержащихся в некоторых инактивированных вакцинах, достоверно доказывают безопасность этих компонентов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: