Как не заставлять ребенка есть
Представим, что сегодня у вас на столе макароны, говядина с картофелем и банан на десерт.
“Будешь макароны?” — “Да”. Как много макаронин съест ваша дочь, прежде чем начнет сопротивляться? Пять? Ладно, положите на тарелку три. Да-да, не три столовых ложки, не три кучки, а три макаронины. Пусть она сама их съест, возьмет руками или вилкой, если умеет ей пользоваться.
Если она их доела, не спрашивайте: “Хочешь еще макарошек, дорогая?”. Если захочет — сама попросит. Если прошло несколько минут, и она их не съела, можете спросить: “Ты уже все?”. Если скажет да, то убирайте тарелку, не смотрите на нее со злостью и упреком. Если дочка скажет, что не доела, но и не торопится, вежливо попросите, чтобы доедала или вам придется убрать тарелку. Так и сделайте, если через некоторое время она не начала есть. Поскольку ваша дочь привыкла проводить за столом по два часа, в первые несколько дней она может очень удивиться изменениям; поэтому будьте уступчивой и, если она хочет получить тарелку назад, верните ее.
Если дочка привыкла, что ее кормят взрослые, постарайтесь сделать так, чтобы она не подумала, будто вы заставляете ее есть самостоятельно в наказание или лишаете ее своего внимания. Если она хочет, чтобы вы ее покормили — покормите. Если она не ест, но и не дает убрать тарелку — предложите ее покормить: “Тебе помочь?”. Но не начинайте кормить ребенка, пока она не попросила и не начала принимать помощь, и сразу прекратите, как только она даст знать, что больше не хочет.
Может быть и так, что ей просто не хочется этих макарон. Без эмоций, не меняя тона голоса, предлагайте следующее блюдо.
Съела она пять макаронин или ни одной, продолжайте обед: спросите, хочет ли она следующий продукт, и положите меньше, чем она, по вашему мнению, могла бы съесть.
Когда она больше не хочет второе блюдо, время переходить к десерту. Не пытайтесь подкупать ребенка десертом (“Если все доешь, получишь шоколадное мороженое”), и не давите на него (“Не получишь мороженое, пока не доешь мясо”), и уж, конечно, не высмеивайте (“Вот десерт, но если бы ты и вправду хотела есть, ты съела бы больше мяса”). Не обвиняйте (“Я тут мучаюсь у раскаленной плиты, чтобы приготовить вкусный обед, а принцесса, видите ли, хочет йогурт”). Если она и десерта не хочет, тогда позвольте ей пойти играть.
Каков результат
Сейчас Маше 4 года. Ест она по-прежнему неохотно. Любимыми блюдами дочки является бутерброды, макароны, сосиски, всевозможные сладости, мягкий солёный сыр, консервированные огурцы, картофельное пюре.
Фрукты она практически не ест, компоты не пьёт. Очень редко может укусить яблочко, персик. Иногда кушает рыбку, запечённую в духовке.
От мяса она категорически отказывается, как и от кисломолочной продукции, овощей, супов. В садике практически ничего не ест. Когда предлагаешь что-то новое – отказ (если, конечно, это не конфетка). Маша по-прежнему худенькая и высокая, недобирает в весе.
Как заставить ребенка есть в 1 год 4 месяца. Выбор посуды
Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».
При покупке этой столовой принадлежности следует обращать внимание на несколько важных нюансов:
самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов; не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду; поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя
Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать; в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт
Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду; поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой
В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать; в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.
Возрастные кризисы и аппетит
Проблемы с аппетитом у детей часто обостряются в моменты возрастных кризисов. Ребенок с рождения чувствует ответственность мамы за свое кормление. Она может не заниматься ребенком каждую минуту, не переодевать по сто раз в день и даже не гулять – но кормить она обязана. Первые попытки манипулирования начинаются с отталкивания груди (бутылочки). Ребенок утверждает свое «я», он понимает, что маме придется уговаривать его, задабривать. Эти детские реакции – абсолютно нормальны, они указывают на формирование здоровой психики.
Возрастной кризис года. Кризис могущества, самостоятельности. Многие дети, прекрасно кушавшие прикормы до года, «вдруг» становятся малоешками. Психологи называют второй год жизни малыша возрастом эйфории, именно в это время ребенок буквально ликует от своего могущества. Он понимает, что может по своей воле разобрать пульт от телевизора, убежать от мамы на прогулке или отказаться открывать рот во время еды – все это в его власти. Хорошо, если малыш будет твердо знать, что вы расцениваете его упрямство за обедом как нежелание есть и долго уговаривать не намерены. Не тратьте время на уговоры! Захочет — поест в другое время.
Возрастной кризис трех лет. Если в один год малыш уверен, что он уже очень большой, то в три года ребенок начинает понимать — он совсем еще маленький. Сравнивая себя с взрослыми, кроха замечает, что они сами решают, во что им одеваться, чем питаться. А трехлетний кроха этой свободы лишен. Так начинаются протесты и истерики, в том числе и за едой. Иногда такие капризы обусловлены еще и недостатком внимания
Ведь отказ от обеда или намеренно замедленное поведение за столом – действенные способы привлечь внимание родителей. Часто этот путь борьбы за мамино время дети выбирают, когда в семье появляется второй ребенок. «Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу
«Вылечить» плохой аппетит в этом случае не так сложно – просто с упрямцем нужно чаще говорить по душам, играть, проявлять заботу.
В промежутке от трех до пяти лет детский организм растет гораздо медленнее. А значит, ему нужно меньше питательных веществ. Этот возраст официально называют возрастом малоешек: ребенок вправе питаться совсем мало. Но родители должны следить, чтобы эти малости были разнообразными.
Почему происходит отказ от еды в садике?
Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.
Период адаптации
Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс. Основные причины переживаний – это:
Подъем рано утром в одно и то же время.
Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
Новая среда общения.
Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.
Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.
Способ манипулирования
Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть.
То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:
- заберут из группы обратно домой;
- дадут другую пищу, чем всем остальным;
- накормят после обеда печеньем.
Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.
Плохой аппетит и непривычные блюда
Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.
Болезнь и плохое самочувствие
Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.
В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.
Отсутствие режима дня дома
До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.
Другие возможные причины
Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты.
Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.
КАК НАКОРМИТЬ МАЛЕНЬКИХ ПРИВЕРЕД
Как относиться к детским пищевым предпочтениям? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. С одной стороны, даже у взрослых есть свои любимые и нелюбимые блюда, и если ребёнок категорически не ест печень или жареный лук, возможно, стоит это принять и просто учитывать при планировании семейного меню. С другой стороны, понятно, что невозможно всегда готовить исключительно то, что ребенок хочет. Но при этом не нужно объяснять, что это блюдо вкусное, если он твердо убежден в обратном. Лучше сказать: «У нас сегодня на обед борщ. Ты можешь съесть его так, как тебе кажется вкуснее, например, со сметаной или без неё».
Каким образом можно реагировать на интерес ребенка к фаст-фуду? Прежде всего, не нужно многократно разъяснять, что это вредно: для дошкольника это всё равно не станет аргументом.
Категорически не следует использовать фаст-фуд в качестве поощрения. Если ребенок настаивает на посещении «Мак-Доналдса» или другого подобного заведения, можно ввести какое-то правило, регламентирующее частоту посещения и количество и/или разнообразие съеденного. Например, «мы ходим туда не чаще одного раза в месяц, ты можешь съесть Happy Meal»
При этом важно вести себя максимально нейтрально и никак не комментировать вкус и качество еды
НЕЗНАКОМАЯ ЕДА
Новая еда — испытание для детей. Дети, видя новое блюдо, удивляются, спрашивают, что это им такое дали. Некоторые дети сразу отказываются от него, не попробовав.
Пищевое поведение тоже надо воспитывать. Как-то ученые подсчитали: около 20 предъявлений пищи должно пройти, прежде чем ребёнок попробует то, что раньше пробовать отказывался. Можно просто ставить перед ребёнком, например, тарелку с брокколи, предлагая отведать. Если через 15 минут вы понимаете, что он не ест, убираете тарелку. И так до 20 раз. Потом ребёнок постепенно привыкает и начинает есть. Предлагайте пробовать новое блюдо небольшими порциями.
Ввод нового блюда лучше сочетать со знакомыми продуктами.
Американский психолог Рудольф Дрейкурс говорил: «Если питание ребёнка становится проблемой, это всегда означает, что родители неправильно себя ведут». Если ребёнок не хочет есть, его приходится докармливать, то родителям необходимо, прежде всего, проанализировать, как они относятся к детскому питанию, и какие правила, регулирующие еду, существуют в семье.
Как показывает практика, если поддерживать у ребёнка здоровые пищевые привычки, многие проблемы с питанием удается успешно решить.
Подготовила педагог – психолог Антонова В. Г.
по материалам статьи А. Николаевой, М. Чибисовой «Ложечку за маму…»
(Психологические аспекты детского питания),
газета «Школьный психолог», № 4, 2014
Дальше хуже
Ближе к году Маша уже стала кушать хлебушек, сухарики, печеньки и сушки. Переживать я стала намного меньше. Оказалось, что зря. После посещения педиатра я запаниковала ещё больше, ведь весы снова показали минимум. При росте 76 см дочка весила всего 8400 гр. Педиатр сказала, что дело близится к начальной степени дистрофии. Весовая норма в этом возрасте составляла 10 кг!
Начался поход по врачам. Сначала эндокринолог, потом гастроэнтеролог. На основе вердиктов докторов педиатр сделал вывод, что Маше панически не хватает белковой пищи. Нам порекомендовали срочно вводить мясо и кисломолочные продукты.
Я не знала, что делать. Ведь Маша не тот ребёнок, который за обе щеки уплетает мясное пюре, ест творожки и пьёт кефир. Как только на тарелочке оказывались эти продукты, она сжимала рот. И ничего не помогало – ни танцы, ни песни, ни любимый мультфильм.
Тогда я приняла решение – кормить насильно. Знаю, что многие мамы меня осудят. Но смотреть, как мой ребёнок тает на глазах, я больше не могла. Стала насильно вливать мясное, творожное пюре, кефир, с помощью шприца без иглы. Я каждый раз успокаивала себя, говорила, что это необходимо.
Позже мне удалось подмешивать мясо в овощи, давала творог и кефир с фруктами, варила всевозможные супчики. Дочка ела только в процессе просмотра мультиков или красочной книги. Грудью я по-прежнему совсем понемногу кормила – утром и перед сном.
Вкусные и полезные рецепты для малышей
Если еда ребенку нравится, уговаривать его не придется. Многие мамы считают, что здоровая пища не может быть вкусной, поэтому нужно заставить чадо есть. Однако это не так. Рыба, приготовленная на пару, запеченный со специями картофель и запеканки могут прийтись по вкусу всему семейству. Потому стоит поэкспериментировать и готовить пищу в соответствии со вкусами малыша. Несколько рецептов:
- Годовалому малышу придется по вкусу крем-суп из овощей. Отварить два картофеля и 400 г тыквы вместе с зубчиком чеснока. Последний изъять, а овощи вместе с бульоном пюрировать в блендере, добавить сливочное масло и соль по вкусу.
- Борщ с индейкой. Из мяса птицы сделать фарш и сформировать шарики, сварить бульончик и добавить нарезанный картофель. Свеклу, морковь, лук мелко нарезать или натереть, пассеровать с небольшим количеством растительного масла. Варить до готовности.
- Сырники. В 350 г творога добавить яйцо, 3 столовых ложки сахара и 5 ложек муки. Скатать шарики, придать форму, обвалять в муке и выложить на противень, предварительно смазанный маслом и застеленный пергаментом. Выпекать до золотистого цвета при 200 °С.
- Очень вкусные котлетки: цуккини натереть на терке, добавить яйцо, куриный фарш, специи. Сформировать котлетки и запечь в мультиварке или духовке.
- Печеные яблоки. Лучше всего выбрать твердые зеленые сорта яблок. Фрукты помыть, вырезать небольшое углубление в каждом, наполнить начинкой из творога, смешанного с ванилью, сахаром и изюмом. Запекать в духовке около 20 – 30 минут.
- Деткам очень нравятся банановые кексы. Взбить яйцо с 100 г кисломолочного продукта, добавить 20 г растопленного сливочного масла, кашицу из одного банана, немного разрыхлителя, предварительно смешанного с 140 г муки. Заполнить формы, выпекать полчаса при 180 °C.
Избирательный аппетит: решаемая проблема
Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один.
Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, – это чувство голода.
Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству
Единственная сложность для любящего родителя – выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству.
Частный случай избирательного аппетита – перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде.
Как поднять аппетит?
Существует огромное количество рекомендаций и способов, как поднять аппетит детям. Прежде чем рассматривать народные и аптечные средства, стоит ознакомиться с советами педиатров:
- готовить не только вкусно, но и красиво оформлять блюда;
- учитывать вкусы карапуза;
- убрать перекусы;
- заинтересовать кроху можно игрой, когда необходимо съесть еду, чтобы увидеть картинку на дне мисочки;
- разнообразить меню;
- при выборе детской посуды предпочтение лучше отдать оранжевому цвету – доказано, что он усиливает аппетит;
- не стоит включать мультики или развлекать ребенка иным образом во время трапезы;
- не заставлять кушать, если дитя отказывается;
- соблюдать дневной режим;
- минут за 30 до еды ребенку можно предложить морковь, кислый фрукт или немного ягод, полстакана свежего яблочного сока, который стимулирует выработку желудочного сока (с той же целью можно дать морс из черной смородины или отвар шиповника).
Чтобы повысить аппетит, можно воспользоваться одним из народных рецептов или обратиться к педиатру, который назначит витаминно-минеральный комплекс, гомеопатию или иной препарат.
Наиболее часто назначаемые медикаменты и народные способы представлены в таблице.
Лечебные препараты | Народные средства |
«Креон» – благотворно влияет на пищеварение (рекомендуем прочитать: инструкция по применению Креон 10000 для детей) | Чай из мяты и фенхеля (малышам по чайной ложке за 20 минут до еды, детям старше двух лет – по ¼ чашки) |
«Лизин» | При отсутствии аллергической реакции можно давать мед |
«Глицин» | Смесь из кориандра, аниса, укропа и тмина залить кипятком и дать настояться, в теплый настой добавить немного меда. Принимают за час до еды по 2 столовые ложки |
Комплекс «Колхикум» или «Цина» | Настойка цикория, одуванчика, полыни, облепихи |
«L-карнитин» или «Элькар» – нормализуют метаболические процессы, обмен веществ, процесс усвоения питательных веществ (рекомендуем прочитать: капли «Элькар» для детей: инструкция по применению, дозировка и аналоги) | Малину заливают кипятком, полученный напиток дается по 0,5 стакана 4 раза в день перед трапезой |
Витамины А,В,С, цинк, магний | Смешать сок алоэ с медом и давать малышу по 1 чайной ложке перед употреблением пищи. |
Золотое правило: как легко накормить малоежек по методу Эллин Саттер
Накормить ребенка полноценным завтраком, обедом и ужином — сложная задача для многих родителей. Детвора может лениво покрутить ложку или вилку в руках, немного поесть, а затем заявить что-то вроде «я уже не хочу»… И как быть? Уговаривать? Объяснять, что без еды нельзя? А ведь от конфет и других сладостей нехочуха точно не откажется…
Если эта ситуация знакома и вам, узнайте историю мамы маленькой девочки, которая нашла способ наладить правильное питание своего ребенка.
Мы говорили: «Если ты съешь три кусочка моркови, у тебя будет больше хлеба». Она вступала в переговоры и просила кетчуп. Потом мы спорили о том, что нельзя есть много кетчупа и теряли хладнокровие.
И это происходило каждый день. Я боялась наступления того времени, когда нам всем надо было садиться за стол. И, честно говоря, чувствовала себя побежденной еще до того, как начинала готовить обед или ужин.
Каждый рал это превращалось в бесконечную борьбу, но никто не побеждал. Хотя… Дочка явно была лидером, ведь она всегда добывала себе кетчуп.
Когда я рассказала своей подруге о том, что не могу убедить ребенка есть за обедом что-то кроме хлеба с кетчупом, она вручила мне книгу по организации детского питания. Я начала читать и нашла там решение. Автор Эллин Саттер назвала его «золотым». И я с ней была согласна.
Все просто: «Родители несут ответственность за то, что ест ребенок, когда и где. Ребенок отвечает за то, сколько он ест и стоит ли ему это делать».
Я осознала, что многое делала неправильно. Да, я готовила еду три раза в день, но в остальные часы дня у нас были в свободном доступе разные перекусы. Я позволяла дочке пригоршню изюма, чтобы она не ныла и не отвлекала меня, пока я была на кухне. Всегда нарезала ей блоки и апельсины.
Автор книги убедила меня не говорить такие фразы, как, например, «съешь еще один кусочек» или «ты не можешь пойти играть, пока не съешь все, что лежит в тарелке».
Вот все золотые правила, которые я для себя открыла в книге по организации детского питания:
- Обеспечьте режим регулярного питания.
- Приготовьте еду.
- Сделайте время еды приятным.
- Покажите детям на личном примере, как вести себя во время еды.
- Не давайте детям еду и напитки (кроме воды) между приемом пищи и перекусом.
А теперь о детях:
- Дети будут есть столько, сколько им нужно.
- Они научатся есть пищу, которую едят их родители.
- Они научатся хорошо себя вести во время еды.
Расскажу, как шел процесс изменения культуры питания в нашей семье. Я научилась быть строгой, не разрешала самостоятельно брать сладкое и «кусочничать» между едой и перекусами. Не сразу, но дочь отвыкла от этой вредной привычки. И когда мы все вместе садились за стол, она была голодной и хотела есть.
Тему организации режима питания обсуждает и детский диетолог Анна Бойко. Как сделать так, чтобы кроха не отказывался от еды из-за того, что он уже, к примеру, съел яблоко, печенье и перехватил сок.
Желудочные и пищеварительные соки выделяются по расписанию. И голод является сигналом, что ЖКТ готов к приему и перевариванию пищи. Когда ребенок говорит, что хочет есть, но отворачивается от привычной для него запеканки, а ищет что-то сладкое —это не голод.
Ключевой принцип здорового питания —есть только когда мы испытываем голод.
Перерыв между приемами пищи 4-6 часов.
Физиология такова: когда вы даете ребенку (сухо)фрукт, будь это даже маленькая конфета или печенюшка, один укус хлеба или крохотный кусочек сыра, поджелудочная железа выдает порцию гормона – инсулина. Инсулин необходим, чтобы глюкоза, полученная с едой, попала в клетку и превратилась в необходимую нам энергию.
Если через короткий промежуток времени в организм снова поступит порция еды, то инсулин, не успев снизиться, получит новую дозу гормона. Так снижается чувствительность клеток к инсулину, они не слышат «звонка в дверь» от инсулина, и глюкоза не может попасть в клетки.
Клетка голодает, ей недостаточно энергии, и мозг получает сигнал о том, что организм голоден. Ребенок снова просит есть. И, как правило, просит глюкозы, потому что это быстрое насыщение и энергия = замкнутый круг.
Детский диетолог Анна Бойко советует перед едой давать ребенку теплую воду.
Источник
Творожная запеканка
Творог чуть ли не самый полезный молочный продукт. Но мой малыш категорически отказывается его есть, а вот творожная запеканка идет «на ура». За несколько лет приготовлений она стала моим лучшим другом и спасителем, когда ребенка трудно чем-то накормить. Люблю ее готовить и за то, что в процессе можно фантазировать и экспериментировать, а испортить ее практически невозможно.
Ингредиенты: 1 кг творога, 3 яйца, полстакана манной крупы, полстакана молока, ванилин, 1 стакан сахара (по вкусу, можно чуть меньше), цедра одного лимона, сок половины лимона, 1 ст. ложка крахмала. Приготовление: творог пропустить через мясорубку или измельчить в блендере. Чем нежнее творог, тем вкуснее будет запеканка.
Пока вы это делаете, заливаете манную крупу молоком. Размешайте яйца с сахаром, взбивать в пену не обязательно. Вымешайте творог, яйца, манку, добавьте ванилин, влейте сок половины лимона, натрите на мелкой терке лимонную цедру, добавьте ложку крахмала. Хорошо все перемешайте. В запеканку можно добавить курагу, изюм, предварительно замочив их водой, или ягоды, фрукты. Вылейте творог в смазанную маслом форму и отправьте в разогретую духовку на 40 минут до образования золотистой корочки сверху. Готовится быстро, а за 40 свободных минут можно сделать много полезных вещей.
Надеемся, вашим детям придутся по вкусу эти блюда, но можете поделиться своими идеями, как накормить малыша!
Источник
Плохой аппетит: какие обследования нужно пройти?
Прежде чем искать способы восстановления аппетита, необходимо выяснить причину, почему он пропал. Если ребенок болен, желание кушать вернется после его выздоровления. Кормить малыша силой нельзя. Когда аппетит отсутствует длительное время и ребенок недостаточно набирает вес, следует пройти обследование:
- сдать кровь для проведения общего анализа и определения количества витаминов и минералов;
- общий анализ мочи;
- проверить кал на наличие паразитов;
- сделать УЗИ внутренних органов;
- пройти фиброгастроскопию;
- посетить гастроэнтеролога, эндокринолога, психолога и невролога.
Почему нельзя кормить против воли
Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве.
Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям.
Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм.
Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются.
В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют.
Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды.
Как проходит эксперимент?
Помните, что покупные готовые продукты, например, йогурт, расфасованы с расчетом на взрослых. Когда вы едите йогурт, вы съедаете весь, а не половину. И не ждите от своей дочери, что в три года она будет есть, как вы. Может, она и съест целую баночку йогурта, и это не проблема (тогда пусть это будет весь ее ужин). Но если сначала она съела что-то другое, тогда она сможет съесть только четверть баночки йогурта. Не ждите, что она съест все.
Таким же образом, когда вы едите банан, апельсин, или яблоко, вы, вероятно, съедаете только одну штуку. Никто не берет связку бананов и не начинает есть их, как виноград. Глупо ожидать, что ваша дочь съест целый банан или целое яблоко, если это не единственное, что она ест.
Не прибегайте к наказанию: “Ладно, я уберу макароны, но пока ты их не съешь, уже остывшими и засохшими, больше ничего не получишь”. Во время следующего кормления, дайте ей то, что вы собираетесь дать всем остальным. (Конечно, во многих семьях принято доедать то, что осталось. Делайте так, если вы обычно так и поступаете, но не превращайте это в наказание.)
Давайте представим, что ваша дочь ничего не ест на завтрак, обед, ужин, не перекусывает. Вы обеспокоены этим? Тогда взвесьте ее. Если она еще не потеряла 1 кг, продолжайте.
Пора подумать, как проходит эксперимент. Вы уверены, что другие члены семьи не заставляют ребенка есть? Вы уверены, что не используете подстрекательства, намеки или другое психологическое воздействие вместо физического принуждения?
Маловероятно, что ваша дочь весь день не будет есть. Она точно что-то съест, и, как правило, это будет что-то очень близкое к тому, чем она питалась до начала эксперимента. Если вы взвесите ее на следующий день, скорее всего, окажется, что она не потеряла и не набрала вес.
Также возможно, что в связи с внезапно появившейся свободой, ребенок не будет есть в положенное время, а через пару часов почувствует голод. Вы можете дать ему что-нибудь на перекус при условии, что это здоровое питание. Вы можете выбрать что-то из тех блюд, которые уже предлагали (если он этого хочет и это не наказание), или любую другую пищу, которая есть под рукой, например, банан, йогурт или бутерброд.
Постарайтесь не допустить двух ошибок: во-первых, не предлагайте лакомства вместо здоровой пищи. Во-вторых, не превращайтесь в повара. Одно дело не заставлять ребенка есть, и совсем другое — проводить лишний час на кухне, потому что ваш драгоценный пожелал спагетти, а не макароны. Любой член семьи, независимо от возраста, который не любит то, что приготовили на обед, не обязан это есть. Но ему придется питаться тем, что он найдет в холодильнике (если он не умеет готовить сам).
Каждая привилегия влечет за собой ответственность. Привилегия готовить на обед то, что хотите вы, означает, что вам придется выдержать протесты тех членов семьи, которые хотели бы что-то другое. Чтобы избежать конфликтов и необходимости готовить несколько блюд, многие родители предпочитают готовить только то, что, как они знают, нравится их детям.
Как накормить ребенка, если он отказывается
Вы не знаете, что делать, когда ребенка трудно накормить? Сперва малыш отказывается есть «неправильную» курицу или «плохо пахнущую» цветную капусту.
Потом вы начинаете ежедневно готовить одну и ту же еду три раза в день, думая, может ли ребенок выжить на одних макаронах…
Перед тем, как заставлять малыша есть, давайте вспомним, что отказ от еды — обычное поведение для многих детей. Впервые с этим вы можете столкнуться в 2 года.
В большинстве случаев причинами могут быть:
- Личные предпочтения. Согласитесь, не все из нас любят брокколи, хотя она полезна.
- Отсутствие аппетита.
- Нежелание пробовать что-то новое.
- Прорезывание зубов, простуда.
- Отказ от еды служит способом ребенка показать родителям свою независимость, которую он часто проявляет до 5 лет.
Родителям важно выяснить причины, по которым ребенка невозможно накормить. И вместо наказаний, борьбы, подкупов или угроз стараться воспитать у малыша здоровое отношение к еде
Как заставить ребенка есть в 1 год и 2 месяца. Как пробудить у ребенка аппетит
Вот некоторые правила, которые помогут накормить вашего ребенка правильно, вкусно и разнообразно.
- Не заставлять! Во-первых, никакого принуждения. Нельзя заставлять ребенка есть, ни в коем случае. С самого рождения организм испытывает голод, как только в крови заканчиваются питательные вещества, принятые с предыдущим приемом пищи. То есть, организм сам говорит о том, когда и сколько ему нужно. Ни в коем случае не заставляйте ребенка кушать, не пляшите перед ним с ложкой каши и уж, тем более, не кормите его насильно. Это может вылиться в серьезные психологические проблемы, которые перейдут с малышом во взрослую жизнь. Еда – это удовольствие и способ насыщения, но никак не наказание.
- Режим. Установите режим дня и питания. После того, как ребенок переходит с грудного вскармливания на общий стол, он должен питаться примерно в одно и то же время.
- Никаких перекусов! Исключите конфеты, печенье и другие сладости, особенно в перерывах между основными приемами пищи. Не стоит удивляться, что малыш отказывается от супа, если он час назад съел шоколадку.
- Физическая нагрузка. Чтобы у ребенка появился аппетит – он должен потратить энергию, которая поступила в организм с предыдущим приемом пищи. Для этого он должен двигаться. В идеале, на свежем воздухе. Гуляйте с ребенком не менее двух часов, особенно перед самым обедом. После такой прогулки малыш с удовольствием съест всю тарелку маминого супа. При этом позволяйте ребенку бегать, прыгать, лазать. Не берите на прогулку печенья и конфет, приготовьте суп заранее, чтобы после прихода суметь быстро накормить голодное чадо.
- Отказ от сладких напитков. Компоты и соки также можно считать едой, ведь в них много сахара. В промежутках между приемами пищи от сладких напитков лучше отказаться – только чистая вода. А компот предложите в качестве десерта после супа и второго блюда.
- Детский сад. Нормальному питанию, как ни странно, способствует детский сад. Очень многие родители признаются, что их капризные и разборчивые в еде детки начинают нормально питаться только в садике. На это есть несколько причин. Во-первых, там жесткая дисциплина – все приемы пищи строго в определенное время. Во-вторых, в промежутках никакого печенья и конфет – им просто неоткуда взяться. В-третьих, играет роль коллектив – если все вокруг с аппетитом кушают, ребенок тоже начнет повторять за сверстниками. Поэтому, если ваш ребенок плохо ест, нужно попробовать отдать его в сад, если, конечно, позволяет возраст.