Причины аутизма у детей
Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность.
Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными.
Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут — природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными⁴.
Причины аутизма
«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:
- нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
- результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
- экология;
- нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»
Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:
- низкую потребность в контакте с другими людьми;
- расстройства речи;
- навязчивое поведение;
- умственную отсталость;
- эпилепсию.
Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни.
Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.
Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.
Факторы риска
Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:
- рождение ребенка от поздней беременности;
- нарушения внутриутробного развития;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- радиационное воздействие;
- «сбои» в обмене веществ;
- нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
- патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1).
Прививки и аутизм: есть ли связь?
В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵
Рекомендации родителям по уходу за детьми с РАС
Самообразование: одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать,— это узнать об аутизме и его различных аспектах. Узнайте о различных типах аутизма, о том, какие существуют методы лечения, и о том, как распознать признаки дистресса или трудностей у вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и наилучшим образом удовлетворить их.
Установите распорядок дня: установление постоянного распорядка дня может быть полезно для детей с аутизмом, поскольку это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей среде
Кроме того, с помощью распорядка им легче понять ожидания и со временем выработать хорошие привычки.
Создайте атмосферу принятия: важно, чтобы ваш дом был местом, где ваш ребенок чувствует себя в безопасности, не боясь осуждения или критики со стороны окружающих. Поощряйте позитивное взаимодействие между членами семьи и одновременно устанавливайте четкие границы, чтобы все знали, какое поведение допустимо в домашней обстановке.
Ищите поддержки: забота о ребенке с аутизмом иногда может быть непосильной задачей, поэтому не стесняйтесь обращаться за поддержкой к членам семьи, друзьям или профессионалам, таким как терапевты или учителя специального образования, которые специализируются на работе с детьми с аутизмом.
Заботьтесь о себе: как родителю, вам тоже важно заботиться о себе! Убедитесь, что вы достаточно отдыхаете, регулярно занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и находите способы расслабиться в течение дня, чтобы у вас было достаточно энергии и терпения при решении сложных ситуаций, связанных с поведением вашего ребенка.
Воспитание ребенка с аутизмом требует терпения, понимания и много любви, но, следуя этим советам, вы сможете обеспечить наилучший уход за вашим малышом!
Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на выявление гиперактивности и импульсивности
Данная статья проверена экспертом:
Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Переезд в Германию
По словам Софии и Пиюса, родные родители навестили Расу лишь раз. Мать приехала подвыпившая, скандалила и спрашивала, сколько новые мать с отцом получают денег за девочку. С приёмными родителями Раса продолжила учёбу, занималась спортом.
Когда Расе исполнилось 18, её нашёл старший брат Егидиус и устроил встречу с Аушрой. После этого сёстры возобновили общение. Раса окончила Высшую сельскохозяйственную академию, но работать по специальности не смогла.
Раса Прасцевичюте с семьёй
Подруга предложила ей уехать в Германию, и девушка согласилась. Там она подрабатывала нянечкой. На одной из дискотек в 2008 году Раса познакомилась с Ефремом Септом, который работал экскаваторщиком. Как вспоминает Раса, сначала она стеснялась рассказывать возлюбленному о своём прошлом. Шрамы она старалась скрывать, не носила юбки и шорты.
Через год после знакомства у Расы и Ефрема родилась дочка Ильяна. Молодые люди поженились и с тех пор живут в Тройсдорфе вместе с сыновьями Ефрема от первого брака — Яном и Леоном. В Литву Раса приезжает нечасто — раз в год на неделю. Навещает приёмную маму и сестру Аушру с четырьмя детьми.
«Самая заветная моя мечта — чтобы сестра переехала в Германию и мы жили рядом или даже вместе в одном доме, — рассказывает Раса. — А то она и брат остались там. Кровные родители умерли. Мама давно, но причину я не знаю. Папа три года назад из-за рака. Я приезжала к нему перед смертью».
Что такое расстройство аутистического спектра?
РАС – это обобщающий термин, который включает в себя целый ряд особенностей развития нервной системы. РАС – это не болезнь, однако оно может оказать значительное влияние на жизнь человека. Последствия РАС могут сильно варьироваться. Некоторым людям потребуется пожизненная поддержка, в то время как другие могут жить и работать самостоятельно.
В некоторых случаях признаки этого состояния могут присутствовать с младенчества, а в других случаях могут становиться более очевидными по мере взросления человека.
Родители или лица, осуществляющие уход, могут заметить, что маленький ребенок:
- не лепечет к 12 месяцам и не произносит слов к 16 месяцам
- не реагирует, когда с ним разговаривают, но реагирует на другие звуки
- не устанавливает зрительный контакт
- педантично выстраивает игрушки или предметы
- не хочет, чтобы его обнимали
- не играет с другими и не играет в воображаемые игры
Ребенок постарше может:
- испытывать трудности, чтобы начать разговор
- с трудом заводит друзей и взаимодействует с другими людьми
- использует повторяющиеся или нетипичные выражения
- испытывает дискомфорт от изменений в своей повседневной жизни
- чрезвычайно увлечен определенными темами или объектами
Стратегии и навыки для помощи людям с РАС
Люди с РАС могут вести себя так, что другим это покажется странным. На самом деле, такое поведение — например, выполнение повторяющихся движений — скорее всего, является стратегией, помогающей им справиться со своим состоянием, когда они чувствуют себя подавленными.
Такое поведение может быть способом для человека:
- защитить себя от окружающей среды, которая кажется подавляющей
- управлять своими эмоциями
- установить чувство порядка
Нейротипичные люди могут не понимать этих реакций, что может привести к тому, что человек будет ощущать себя изолированным и подавленным.
Родители, лица, осуществляющие уход, и другие люди могут максимально повысить качество жизни ребенка, узнав о РАС и оказав ему поддержку.
Например, они могут помочь с помощью
- изучения того, как РАС влияет на ребенка
- признания того, что, хотя человек с РАС может отличаться от нейротипичного человека, он по-прежнему является полноценной личностью со своими сильными и слабыми сторонами, будучи последовательным в распорядке дня и правилах
- создания опоры на сильные стороны и интересы ребенка
- изучения и создания сети поддержки
- следования распорядку дня, когда это возможно
- планирования и подготовке к изменениям заранее
- избегания возбуждающей окружающей обстановки, когда это возможно, или постепенного ее внедрения
- поощрения коллективного поведения, устанавливая ограничения и предлагая выбор
- прислушивания к людям, которые говорят и пишут о своем опыте
Они также могут работать с детьми, чтобы выяснить:
- что вызывает реакцию
- какие реакции могут возникнуть и когда
- что им нравится и не нравится
- как они лучше всего общаются
- как они предпочитают учиться
- каковы их сильные и слабые стороны
Сопутствующие расстройства
Нарушения поведения, которые могут проявляться в аутоагрессии – самоповреждении: ребенок может себя бить, кусать, а также проявлять агрессию к другим.Интеллектуальные нарушения. Довольно часто РАС сопутствуют нарушения интеллекта различного уровня, однако встречается и аутизм, который провялятся только сенсорными нарушениями и «социальной слепотой»: детям с РАС сложно понимать эмоции других людей, поэтому их поведение может казаться странным или бестактным. При этом у них не наблюдается нарушения интеллекта. Эти люди адаптированы в социуме, имеют работу, заводят семьи, но все равно выделяются своеобразным поведением.СДВГ( синдром дефицита внимания и гиперактивности) — может проявляться в неусидчивости, импульсивности, трудностях при усвоении учебного материала. Также может проявляться в эмоциональной неустойчивости.ОИРПП (ARFID) или расстройство избирательного питания — часто встречается у детей с аутизмом. Ребенок с РАС может имеет скудный и однообразный рацион, отказывается пробовать новые продукты. Ему может быть неприятен цвет, запах, консистенция различных блюд и т.п.Также у детей с РАС встречаются тревожные расстройства, шизофрения, биполярное аффективные расстройства, неврологические нарушения, нарушения работы ЖКТ и тп.При отсутствии лечения сопутствующих состояний, они могут привести к резкому ухудшению поведенческих проблем. Однако из-за схожих симптомов их диагностика при РАС может быть затруднена. Своевременная обращение к специалисту, который подберет необходимую терапию, может значительно улучшить качество жизни.
Ответы на распространенные вопросы относительно РАС
Может ли ребенок перерасти РАС?Люди с РАС не вырастут из своего заболевания, но могут хорошо функционировать в обществе. Многие взрослые с РАС живут очень комфортно и успешно, при этом другие не осознают, что у них РАС.
Сколько потребуется денег на ребенка с аутизмом?Стоимость вмешательства зависит от серьезности РАС, а также от количества необходимых консультаций. Правительство в значительной степени субсидирует раннее вмешательство, а также предлагает поддержку через выплаты / пособия по уходу за детьми с проблемами развития. Обсудите финансовую поддержку со своим врачом.
Когда начинать вмешательство?Вмешательства могут начаться, как только ваш ребенок сможет взаимодействовать с медицинскими работниками. Вашему ребенку может показаться, что он играет в игры, но он будет учиться бесценным жизненным навыкам, таким как общение и взаимодействие. Детям часто ставят диагноз РАС после того, как им исполнится три года, тогда обычно и начинается вмешательство.
Должен ли ребенок посещать обычную школу?Это зависит от тяжести состояния. Многим детям с РАС рекомендуется посещать обычные школы. Ваша школа может сотрудничать с вами, чтобы учесть любые особые требования, которые ваш ребенок может предъявлять в классе и на игровой площадке. Ваш ребенок может иметь право на помощь учителя, который может оказать дополнительную поддержку в классе. Существуют специальные школы для детей, серьезно пострадавших от аутизма, которые нуждаются в большей поддержке, чем им может предоставить обычная школа.
РАС может произойти из-за неправильного поведения при беременности или из-за трудных родов?Абсолютно нет связи между РАС и какой-либо травмой при рождении, лекарствами, принимаемыми во время беременности, или искусственным вскармливанием.
Насколько часто дети с РАС имеют особые навыки?У некоторых людей есть невероятные навыки, в частности хорошая память или они преуспевают в математике, искусстве, музыке или решении особых проблем. Таких людей называют савантами. У множества ученых было РАС, и у каждого из 10 детей с РАС есть некоторые невероятные навыки, несмотря на их необычное поведение или трудности с коммуникацией.
Поддержка людей с РАС
РАС – это пожизненное состояние, но различные вмешательства могут помочь людям справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться.
Медикаментозное лечение и терапия могут помочь с:
- развитием речи
- социальным взаимодействием
- симптомами эпилепсии
- симптомами депрессии
- симптомами ОКР
- нарушениями сна
- поведенческими проблемами
Мультидисциплинарная команда, состоящая из специалистов по РАС, логопедов, педагогов и психологов, может работать с человеком и его родителями или лицами, осуществляющими уход, для оказания поддержки.
Люди с РАС нуждаются в различных уровнях поддержки.
Аутизм – это болезнь?
В классификации психических расстройств и заболеваний в Казахстане по МКБ-10 (Десятый пересмотр Международной классификации болезней) расстройств аутического спектра нет. По словам специалистов из Фонда Булата Утемуратова, аутизм как психическое заболевание в классификации болезней есть, но нет понятия «расстройство аутистического спектра», которое к заболеваниям не относится.
Аутизм не болезнь / Фото Фонда Булата Утемуратова
Принятая в России классификация психических расстройств, включает несколько диагнозов, относящихся к РАС: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера (F-84.0, F-84.01 и F -84.5 по классификации МКБ-10, соответственно)
Важно то, что на протяжении жизни одного человека эти диагнозы могут меняться, а врачи могут путать один с другим. Проблема недостаточно изучена, а обществу о ней и вовсе известно очень мало
Что вы представляете себе, когда слышите «аутизм», кроме Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»?
«Расстройство проявляется в том, что тебя может, положим, раздражать слишком яркий свет или громкие звуки. Не уверен, что это можно с первого раза понять правильно. Попытаюсь объяснить. Ты испытываешь не дискомфорт или какие-то другие неприятные чувства, а ужас. Незнакомая компания – паническая атака; нет понятной, прогнозируемой структуры и темы разговора – паническая атака. Помогают, хотя, возможно, это прозвучит смешно, повторяющиеся действия, это успокаивает нервы, а иногда – алкоголь».
Статистика есть только по детям: по данным ПМПК (Психолого-медико-педагогическая комиссия) на 2018 год, количество детей с аутизмом в Казахстане составляет 3820. Однако по экспертной оценке профессора Эрика Фомбонна (Университет Орегон, США), который изучал вопросы распространённости расстройства в Казахстане, у нас 59 тысяч детей с РАС. К сожалению, точное количество людей, которые рождаются, живут и пытаются преодолеть подчас непреодолимые барьеры во взаимодействии с социальной средой в Казахстане, назвать невозможно.
Аутизм – зонтичный диагноз, объединяющий много разных состояний. Корневое отличие людей с РАС заключается в расстройстве эмпатии (способности человека воспринимать чужие эмоции и реагировать на них), обусловленного генами. Около 70% случаев связаны именно с мутациями в генах. Также причиной возникновения аутистического расстройства может быть поздняя беременность, поздний возраст родителей во время зачатия, болезни матери во время беременности. Современные методы генетического обследования позволяют выявить аутизм только у 25% пациентов.
Виды расстройств аутистического спектра
Расстройство аутистического спектра принадлежит к «зонтичной» категории, включающей пять заболеваний детей, известных как «глубокое расстройство развития» (ГРР). Некоторые специалисты по аутизму используют термин «глубокое расстройство развития» и «расстройство аутистического спектра» взаимозаменяемо. Однако когда большинство людей говорят о расстройствах аутистического спектра, они имеют в виду три наиболее распространенных глубоких расстройств развития:
- Аутизм
- Синдром Аспергера
- Глубокое расстройство развития — неуточненное.
Детское дезинтегративное расстройство (так известное как синдром Хеллера) и Синдром Ретта — два других глубоких расстройства развития. Так как оба являются редкими генетическими заболеваниями, то они обычно рассматриваются как отдельные медицинские заболевания, которые на самом деле не относятся аутистическому спектру.
Как родители могут определить, что их ребенок страдает аутизмом
Диагностируется аутизм у детей до 3 лет. Некоторые типичные характеристики аутизма включают в себя:
- Отсутствие зрительного контакта. Нормальный развитый ребенок обычно устанавливает зрительный контакт на раннем возрасте, но дети с аутизмом могут избегать его.
- Задержка в развитии речи. Дети с аутизмом часто начинают говорить позднее сверстников или имеют ограниченный словарный запас.
- Необычные увлечения. Дети с аутизмом могут проявлять чрезмерный интерес к ограниченному количеству вещей, например, куклам или поездам.
- Неумение устанавливать контакт с окружающими и находиться в социальных группах. Дети с аутизмом могут игнорировать других людей, избегать взгляда или общения и не понимать социальные нормы поведения.
- Затруднения с коммуникацией. Дети с аутизмом могут не говорить, потеряли уже наработанные языковые навыки, использовать не адекватный уровень языка в общении, не понимать общеупотребительные языковые конструкции.
- Навязчивые интересы и ритуалы. Дети с аутизмом могут быть сильно увлечены определенными предметами или действиями, повторять одни и те же действия несколько раз.
- Ограничены по своей интеллектуальной развитости. Нередко заметны трудности в абстрактном мышлении, выполнение простых заданий могут вызвать затруднения.
- Сенсорная чувствительность. Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны к свету, звуку, запаху, и другим сенсорным стимулам.
Требуется экстренная
консультация?
+7 (495) 162-66-16
Симптомы аутизма у детей
Родители могут заподозрить аутизм на ранних его стадиях еще до осмотра специалиста. Для этого необходимо знать клинические проявления заболевания. Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются:
- слабая реакция на людей или полное ее отсутствие;
- пассивность;
- отсутствие позы готовности при взятии на руки;
- неадекватные реакции на бытовой шум;
- нарушение режима сна и бодрствования;
- отказ от еды в период грудного вскармливания, частое срыгивание;
- избирательность в еде.
При обнаружении подобной симптоматики ребенка следует показать детскому психоневрологу.
В 2-3 года клинические проявления становятся более отчетливыми:
- Отсутствует эмоциональный контакт с людьми (в том числе с родителями). Дети ведут себя отстраненно — не улыбаются, не тянутся на руки, не жестикулируют, не отзываются на имя, не смотрят в глаза собеседнику. В некоторых случаях не отличают родителей от других людей.
- Социальная дезадаптация. Аутисты не понимают эмоций детей, не могут играть с ними. Испытывают выраженный дискомфорт и тревогу в обществе, в связи с этим тяготеют к одиночеству.
- Агрессивность. Любое расстройство или даже прикосновение может вызвать агрессивную реакцию. Причем иногда она направлена на самих себя.
- Нейтральное отношение к внешним раздражителям (окрики, призывы к действию). Но часты случаи сенсорного неприятия – закрывают руками уши при громких звуках, глаза, наотрез отказываются одевать якобы колющий свитер, шапку, варежки и тд.
- Речевые нарушения. Дети не используют речь для общения. Могут повторять слова за другими без понимания их значения. Эхолалия.
- Стереотипность поведения. Аутисты могут часами совершать (повторять) определенные действия — говорить одну и ту же фразу, двигаться по определенной траектории, вертеть деталь от игрушки, махать руками как крылышками, окрывать – закрывать дверь и т. д.
- Приверженность к установленному распорядку дня. Любое новшество вызывает неприятие, переживание или агрессию.
- Нарушение концентрации внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-либо действии или предмете более 1 минуты. Часто неврологи путают данный симптом с СДВГ.
- Вокализации. Аутята зачастую сопровождают свои действия звуками.
- Приверженность определенной еде.
Аутизм у мальчиков и девочек
Расстройства аутистического спектра у мальчиков встречаются почти в 4 раза чаще, чем у девочек.
Научные работы показывают, что у девочек симптомы могут не просто отличаться, но и быть менее заметными, что нередко приводит к ошибочным диагнозам и, как следствие, к отсутствию правильного лечения.
Исследование, в котором приняло более 800 детей-аутистов показало, что структура мозга и поведение отличаются у представителей разных полов – у девочек, как правило, повторяющееся и протестующее поведение встречается реже.
Кроме того, согласно данным этого изыскания, дети по-разному выражают свои мысли. Девочки нередко чаще используют слов, описывающий познавательный процесс, таких как «я думаю» или «я знаю», тогда как все предыдущие исследования показали, что дети с РАС пользуются ими редко.
Аутизм или расстройства аутистического спектра в вопросах и ответах
Как проявляется аутизм у детей и взрослых?
О том, как распознать аутизм – его симптомах и признаках, у нас есть целых две главы. Одна посвящена , другая – .РАС – расстройство развития аутистического спектра и работа – это возможно? Вполне, если человек достаточно адаптирован к условиям окружающей среды. Легкий аутизм – что это такое?
Это РАС, проявляющиеся в минимальной степени, то есть не большие отклонения от нормы.
Особенности детей с расстройствами аутистического спектра – в чем они заключаются? Каждый человек и его проявления РАС – индивидуальны. Об этом у нас есть отдельная .
Развитие ребенка с расстройством аутистического спектра – как это происходит?РАС и аутизм – это одно и то же?Аутизм у ребенка 3 лет – какие у него признаки? Коррекция расстройств аутистического спектра – это возможно? Что такое аутизм простыми словами? Причины аутизма у детей известны?
Анализ на аутизм – можно сделать? Анализов на РАС не существует, для постановки диагноза нужно пройти комплексное обследование сразу у нескольких врачей.
Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра – одновременно встречается? Да, встречаются. Аутизм и школа совместимы?Не во всех случаях, к сожалению. Как определить аутизм у ребенка или взрослого?
Лучше всего самым надежным из способов – обратиться к врачу. Лечится ли аутизм?
К сожалению, расстройства аутистического спектра – это постоянный спутник человека. Вылечить их нельзя, но можно скорректировать. Признаки аутизма у взрослых женщин – как это выглядит?
Всегда по-разному. Симптомы РАС у представительниц прекрасного пола могут отличаться от мужских. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой .Аутизм передается по наследству?
Нет, это не наследственное нарушение развития.
Объявления вроде «лечу аутизм у детей» — правда или мошенничество?
Конечно, мошенничество. РАС, как и многие другие особенности развития, вылечить нельзя, к сожалению.
«Аутизм головного мозга» – что это такое?
Такого понятия не существует, врачи используют термин «расстройства аутистического спектра». Первые признаки аутизма у детей – как они выглядят?
Как правило, как отсутствие зрительного контакта, нежелание общаться с внешним миром и игнорирование людей. Признаки аутизма у ребенка в 1 год уже могут проявляться? Могут. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой Почему люди рождаются с аутизмом?
К сожалению, ответа на этот вопрос ни у врачей, ни у ученых нет. В данный момент существуют только данные о том, что с некоторой вероятностью может привести к развитию этого расстройства.
Причины аутизма или РАС
Точные причины возникновения аутизма врачам до сих пор не известны, существует лишь ряд гипотез, частично объясняющих развитие подобных расстройств. К факторам, которые могут привести к риску РАС у ребенка, врачи и ученые относят:
- генетические особенности развития;
- факторы окружающей среды;
- раннее нарушение роста и развития мозга;
- преждевременные роды;
- мужской пол, поскольку аутистов-мужчин почти в 4 раза больше, чем женщин;
- наличие аутичного близнеца.
Никаких научных доказательств того, что прививки или воспитание каким-либо образом влияют на развитие аутизма в данный момент не существует.
Альтернативные методы
Существует огромное число способов помощи детям с РАС, которые не прошли клинической апробации или находятся в стадии клинических исследований, но накопленный родителями и отдельными специалистами опыт позволяет рассматривать их как альтернативные методы воздействия.
Условно их можно поделить на две большие группы: способы, направленные на сенсорно-моторное развитие и эмоционально-волевую сферы, и заместительная терапия.
К сенсорным методам воздействия относятся канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. Общение с животными улучшает способность аутичных детей к коммуникации и социализации. Упражнения, развивающие мелкую и крупную моторику и опосредованно влияющие на функции головного мозга, — это методы построения движений по Максимовой и Бернштейну, арт-терпия, музыкальные занятия по методу Орфа, рисование песком, занятия в сенсорных комнатах. Список неполный и не исчерпывающий.
В настоящее время проходят небольшие по числу участников клинические исследования, которые подтверждают, что витамин D и витамин B12 улучшают когнитивные функции и работу головного мозга у детей с РАС. Также был исследован эффект безглютеновой бесказеиновой диеты (БГБК-диета). Отказ от продуктов, содержащих глютен пшеницы и казеин коровьего молока, в течение длительного времени (фактически пожизненная диета) улучшал способности к обучению и коммуникации у детей с РАС, что подтверждает аутоиммунную природу заболевания у некоторой части детей³. Исследовались перекрестные аллергические реакции на белки распространенных пищевых аллергенов (коровье молоко, куриное яйцо, пшеница и соя) и белков головного мозга. Образцы сыворотки от пациентов с РАС и здоровых людей исследовали методом иммуноблоттинга на наличие антител к пищевым аллергенам, включая глиадин, и аутоантител к пептидам головного мозга. У 34–38 % из 50 пациентов с РАС обнаружены IgG, IgM и IgA к пищевым аллергенам и белкам головного мозга, одновремненно данный показатель в контрольной группе составил — 12–16 %4. Эффективность и безопасность БГБК-диеты неоднократно обсуждалась в специальных изданиях, так, Journal of Nutrition Clinical Practice в 2009 году опубликовал обзорное исследование³, суммирующее результаты сразу 134 статей, посвященных этой проблеме. Вывод: БГБК-диета может применяться как вспомогательный метод терапии РАС, педиатр должен проверить ребенка с аутизмом на возможные аллергены и рекомендовать их элиминацию. Диета должна контролироваться врачом, чтобы избежать дефицита кальция и аминокислот в организме ребенка.
Подводя итог нашему краткому обзору, хочется сказать, что, несмотря на неутешительную ситуацию по заболеваемости, достигнут определенный прогресс в коррекции симптомов и улучшение качества жизни пациентов с РАС. Поэтому ранняя диагностика и абилитация создает предпосылки для успешной адаптации детей и их семей в обществе.
Список источников
- A Study of the Effectiveness and Safety of Two Doses of Risperidone in the Treatment of Children and Adolescents with Autistic Disorder, https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT00 576 732
- Heyvaert M. et al. Efficacy of behavioral interventions for reducing problem behavior in persons with autism: An updated quantitative synthesis of single-subject research. Research in developmental disabilities 35.10 (2014): 2463–2476.
- Elder J. H. The gluten-free, casein-free diet in autism: an overview with clinical implications. Nutrition in Clinical Practice 23.6 (2008): 583–588
- Vojdani A. et al. Immune Response to Dietary Proteins, Gliadin and Cerebellar Peptides in Children with Autism. FASEB JOURNAL. 19. 4 (2005).
Диагностика аутизма
Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития.
В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев.
При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.
Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма. Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.
Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:
-
Интересуется ли ребенок окружающим миром?
-
Делится ли он со своими родителями эмоциями?
-
Часто ли ребенок злится и кричит?
-
Боится ли он прикосновений?
-
Имеются ли у ребенка речевые нарушения?
-
Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?
-
Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?
-
Идет ли он на контакт со сверстниками?
Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего.
Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.
Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.
Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.
Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.
Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.