Учим ребенка говорить звук «Р» дома — что взять на заметку
Упражнения для занятий с ребенком очень просты, но, тем не менее, первое время могут вызывать сложности. Если вы решили заниматься самостоятельно, проявляйте терпение и настойчивость в процессе усвоения произношения буквы Р. Помните — даже небольшие, но регулярные речевые тренировки способны принести результат.
Вот несколько полезных советов по процессу обучения звукопроизношению:
- чтобы не потерять интерес ребенка к упражнениям, занимайтесь последовательно по нескольким звукам. От простых заданий переходите к более сложным, последовательно. Если малышу из раза в раз тяжело дается одно из заданий, предложите альтернативу;
- используйте разнообразный материал для автоматизации и закрепления звука в речи. Чередуйте в занятиях чистоговорки, стихи, картинки с предметами, наборы слов, которые содержат отрабатываемый звук;
- для прогрессивного результата важен положительный эмоциональный настрой у ребенка. Если малыш не настроен заниматься по какой-то причине, то выполните упражнения чуть позже;
- поставленные звуки требуют постоянного закрепления в речи. Поэтому важна систематичность в проведении занятий. Уделяйте время «проблемному» звуку не менее 20 минут ежедневно.
P.S. Также советуем вам ознакомиться с другими полезными материалами из рубрики «Обучение и развитие детей«
Упражнения по постановке
Ребенок в 5 лет выучивает практически все звуки, если же возникают трудности при произнесении некоторых из них или малыш вообще их не выговаривает, то потребуется помощь специалиста (логопеда).
Постановку необходимо начинать с зарядки, так называемого разогрева артикуляционного аппарата. Эффективны следующие упражнения:
- «Малярная кисть». Ребенок должен сложить губки в улыбку (улыбнуться) и приоткрыть ротик. После этого скажите ему язычком погладить небо, начиная от верхнего зубного ряда и продвигаясь как можно глубже в направлении горла. 10—12 поглаживаний.
- «Маятник». Малыш улыбается и открывает ротик, после чего высовывает язычок и помещает его сначала в одну, а затем в другую сторону — от левого уголка рта к правому (движения маятника). 10—20 повторений.
- «Гармошка». Ребенок улыбается и как можно шире открывает рот, после чего прижимает язычок к верхнему небу, как будто хочет проговорить долгий и мягкий звук «нь». Ротик нужно открывать пошире, а затем закрывать, не изменяя при этом положения язычка. 15—20 повторений.
- «Чистим зубки». Малыш улыбается и открывает рот, после чего кончиком язычка водит вправо-влево по внутренней поверхности верхнего зубного ряда, как будто подметает их. 10—15 повторений. После этого ребенок по очереди упирается кончиком язычка в каждый зуб с внутренней стороны (проверить, остались ли они на месте).
- «Комарик». Предложите ребенку открыть ротик, высунуть кончик языка за передние зубки и проговорить «з—з—з» (как будто звенит комарик). После чего убрать язык в рот, упереться им в верхнее небо у основания зубного ряда и вновь произнести «з—з—з».
Подобные упражнения обеспечивают развитие артикуляционного аппарата, способствуют укреплению мышц и растягиванию уздечки. Но чтобы отработать правильное произношение , необходимо выполнять специальные постановочные упражнения. В идеале занятия проводятся ежедневно в первой половине дня. Как правило, в детском саду с ребятами занимаются воспитатели (или логопеды). Дома позаботиться об артикуляции малыша должны родители.
Способов поставить есть больше десяти. Одно из наиболее эффективных логопедических упражнений на звук , позволяющее научить ребенка говорить р своими силами дома — «Моторчик». Постановка делается от протяжного с помощью пальца или соски. Второй способ предпочтителен: он удобней и безопасней, резиновая или латексная соска заведомо не причинит боли.
Звук — это вибрация, чтобы правильно его произнести, важно верно расположить язык: его следует поднять к небу. При этом необходимо учесть, что его кончик обязательно должен опираться в альвеолы, находящиеся за резцами в верхнем зубном ряду, а участки по бокам — прикасаться к жевательным зубам на верхней челюсти
Передняя часть языка должна немного выгибаться. Когда воздушная струя проходит через весь язычок, то заставляет его кончик вибрировать — так происходит образование звука .
Малыш должен поставить язычок в правильное положение, описанное выше, и открыть широко ротик. На указательный палец наденьте соску и при выдохе, когда ребенок проговаривает «д-д-д» водите этим пальцем по языку (внутренней его поверхности). Малыш автоматически начнет произносить , так как палец создаст нужную вибрацию.
На что обратить внимание при выполнении в домашних условиях:
- язык малыша должен прилегать к альвеолам как можно плотнее;
- нужно добиваться правильного положения губ;
- язычок не должен болтаться из стороны в сторону, его надо хорошенько зафиксировать;
- нужно делать выдох со всей силы.
Артикуляционная гимнастика и упражнения по постановке звука будет эффективной, только если делать ее регулярно.
Упражнения для фонематического слуха
Нарушения фонематического слуха определяет логопед. Способность правильно определять звуки в речи развивается примерно к 5 годам, ошибки до этого возраста — нормальное явление. Конечно, эти сроки зависят от степени развития конкретного ребенка.
Нарушения фонематического слуха требуют постоянного внимания родителей и логопеда, их обязательно нужно исправлять, иначе в дальнейшем у ребенка возникнут сложности с обучением чтению, письму, он будет отставать в учебе. Часто на исправление таких ошибок уходит довольно много времени. Помочь справиться с подобными нарушениями помогут следующие упражнения.
«Поймай звук». Вы просите малыша хлопнуть в ладоши, когда он услышит определенный звук, например, Р, а потом произносите ряд звуков, к примеру, такой: А Р Т Л Б В Г Р З, и так далее с другими звуками. Когда ребенок будет успешно «ловить» отдельные звуки, попробуйте усложненный вариант этого же упражнения, но произносите слова, например: РОТ ЛОШАДЬ ШКОЛА МАРКА КОРОВА ЛОЖКА
Обратите внимание, что звук и буква — разные вещи, в слове «НОЖ», например, есть звук Ш, а не Ж.
«Исправь слово». Вы называете слова верно и неверно, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда слово произнесено правильно
Например: РЫБА ЛЫБА ГЫБА ЫБА.
«Назови слова». В этом упражнении вы просите ребенка назвать слова с заданным звуком в начале, середине, в конце: Р в начале — рот, рука, рыба; Р в середине — корова, корабль, карусель, Р в конце — двор, топор.
Ещё больше чистоговорок со звуком «Р»
- Ыр — ыр — ыр, Ыр — ыр — ыр — со стола стащили сыр.
- Юр — юр — юр, Юр — юр — юр — юрта, Юра, маникюр.
- Ара — ара — ара, Ара — ара — ара — чай мы пьем из самовара.
- Ара — ара — ара, Ара — ара — ара — вот идет Тамара.
- Ары — ары — ары, Ары — ары — ары — дети встали в пары.
- Ары — ары — ары, Ары — ары — ары — закипели самовары.
- Ары — ары — ары, Ары — ары — ары — мы включили фары.
- Ары — ары — ары, Ары — ары — ары — хорошие гитары.
- Дор — дор — дор, Дор — дор — дор — желтый помидор.
- Оры — Оры — Оры, Оры — Оры — Оры — высокие заборы.
- Оры — Оры — Оры, Оры — Оры — Оры — мы повесим шторы.
- Оры — Оры — Оры, Оры — Оры — Оры — в банках помидоры.
- Оры — Оры — Оры, Оры — Оры — Оры — мы поедем в горы.
- Уры — уры — уры, Уры — уры — уры — петухи и куры.
- Ров — ров — ров, Ров — ров — ров — много комаров.
- Рад — рад — рад, Рад — рад — рад — сладкий виноград.
- Рох — рох — рох, Рох — рох — рох — посадили мы горох.
- Ран — ран — ран, Ран — ран — ран — вот бежит баран.
- Рова — рова, Рова — рова — вот стоит корова.
- Руза — руза, Руза — руза — в поле кукуруза.
- Рога — рога, Рога — рога — ровная дорога.
«Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова.
Мягкий «р» — [р’]: [р’]аба, [р’]ис, слова[р’]
Специалисты утверждают, что когда освоен твердый «р», с мягким уже не возникает сложностей. Если на отработку твердого «р» может уйти 5-6 занятий, то для мягкого достаточно и одного
Все остальное время до школы родителям важно работать вместе с чадом, чтобы автоматизировать все звуки алфавита в комплексе
При произнесении мягкого немного изменяется положение языка — спинка его поднимается несколько выше к небу, перемещается вперед к зубному ряду, а уголки губ растягиваются чуть шире, чем при твердом произношении этого же звука. Начать освоение лучше с буквосочетаний и слогов.
- Начните со слогов в порядке усложнения: , , , , . Для детей с хорошими музыкальными данными вполне можно эту последовательность петь в гаммах.
- Закрепите результат. Кратное повторение на скорость одного слога — отличная игра для развития дикции дошколят: ри-ри-ри, ре-ре-ре.
- Найдите слова. Попросите ребенка подобрать слова с этими слогами, например: рифма, репка, рябчик, рева, рюша.
- С парными согласными: д/т, б/п, г/к: дрема, дряблый, три, тряпка, трюм, зарядка.
Уже на этом этапе у малыша все будет хорошо получаться, поскольку основной — твердый — звук уже поставлен. Пора переходить к словам и предложениям на автоматизацию произношения. В работе с дошкольником не стоит рассказывать ему о твердых и мягких звуках: просто предложите сравнить «р» в словах «карандаш» и «корешок».
Упражнения для закрепления навыка
Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.
Разминка
Для разминки вспомните все слоги: , , , , , , , , , . Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!
Применяй рычащие слова
Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:
- Без тда не вытащить и бку из пда.
- Где тонко, там и тся.
- ка с чейка начинается.
Скороговорки
Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?
Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе».
Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:
- Пепелка пепелят птала от бят.
- Т соки-татки татили на гке.
- Хитю ску поймать — мка, а ск ск — ск мк.
Чистоговорки
В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:
- Жует псенок мковку спсонок. Башек банку гзет спозанку.
- Во дв на ту т пожки совали. Замла вна: «К! зсован ту!»
Дополнительные упражнения
Для развития речевого аппарата полезны также упражнения, не связанные с артикуляцией — задания на мелкую моторику и пальчиковые игры. Хорошо развитая мелкая моторика благотворно отражается на развитии детской речи.
Упражнения:
Хватательные движения. Ребенок захватывает ладонью одной руки или двумя ручками предметы, имеющие разную форму (мячик, погремушку, кубик), затем тремя пальчиками (щепотью) и двумя пальцами — большим и указательным (пинцетный захват).
Соотносящие действия — это совмещение двух предметов или составляющих одного, например, матрешки или пирамидки. Для тренировки таких движений можно просто рвать кусочки бумаги.
Развитие мелкой моторики у малышей до года при помощи массажа.
Разнообразные движения пальчиков. Просите малыша показать различные фигурки при помощи пальчиков, например, волка, зайчика, стул, домик. Поначалу движения ребенка будут неуклюжими, но с течением времени они станут более четкими и ловкими
Важно также, чтобы дошкольник умел подражать движениям, которые демонстрирует взрослый.
Развитию пальчиков способствуют:
- застегивание и расстегивание молний, кнопок, пуговиц при одевании и снятии одежды, поэтому это то, что малыш должен делать сам;
- посильная помощь взрослым, например, полить цветы и протереть их листочки губкой, стереть пыль, почистить одежду щеткой (подобные поручения ребенок способен выполнять с трехлетнего возраста);
- конструирование, аппликация, лепка, рисование, изготовление игрушек своими руками.
Существуют специальные пальчиковые игры, которые тренируют мелкую моторику дошкольников, помогая тем самым ставить их правильную речь:
- Купите в аптеке небольшую резиновую грушу, при нажатии на нее выходит струя воздуха, которую можно использовать, например, чтобы играть в футбол на столе, пытаясь загнать с ее помощью в ворота кусочек ватки.
- Пусть малыш украсит изюмом приготовленное для выпечки тесто. Обязательно покажите, как нужно брать изюминку верно (большим и указательным пальчиком — пинцетный захват).
Многих родителей интересует, когда начинать заниматься с малышом. Оптимальный возраст для постановки звука — с трех до шести лет. Артикуляционная гимнастика в три года помогает быстрее освоить звук. Большинство детей к 5,5 годам уверенно рычат. Если этого не произошло, следует заняться коррекционной артикуляционной гимнастикой самостоятельно либо обратившись к логопеду.
Упражнения и советы
Если ваш логопед не выявил никаких серьезных отклонений, то можно смело начинать упражнения по постановке звука «л» в домашних условиях. Прежде всего, необходимо определить, каким образом мы получаем этот звук (интересно, что у разных людей с нормальной дикцией положение языка может немного отличаться).
Правильное положение артикулярных органов
- Кончик языка упирается в основание верхних зубов (он также может находиться на верхних альвеолах или упираться в щель между верхними и нижними зубами).
- Воздух проходит по боковым сторонам языка (воздушный поток нужен довольно сильный).
- Боковые края языка не упираются в верхние или нижние боковые зубы.
Обычно звук «л» ставится без особых затруднений (иногда достаточно несколько занятий). Мы дадим советы, как помочь малышу научиться выговаривать букву «л» в домашних условиях. Сочетайте упражнения с артикуляционной гимнастикой, которая поможет улучшить подвижность губ, языка, мышц гортани. Обычно эти занятия нравятся детям, потому что можно вволю погримасничать.
Упражнения для тренировки «л»
- Улыбка. Нужно улыбнуться во весь рот, не размыкая губ, и в таком положении находиться до десяти секунд (7— 8 раз в день).
- Ветерок. Чуть-чуть открыть рот, немного прикусить язык губами и сильно дуть (до трех минут в день).
- Вкусное варенье. Круговые движения языка по губам, будто слизываем что-то вкусное (1 минуту).
- Цоканье. Попросите малыша поцокать, как лошадка, постепенно ускоряясь. При этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Затем проведите то же упражнение, только тише, как будто лошадка крадется.
- Длинный язык. Предложите малышу максимально далеко высовывать язык и стараться достать им то подбородок, то нос.
- Трубочка. По несколько раз в день сворачивайте язык в трубочку — и полезно, и забавно.
- Звук «ы». Попросите произнести потянуть «ы-ы-ы», но чтобы кончик языка был в глубине рта, а его спинка приподнята к нёбу.
- Дыхание. Чаще занимайтесь дыхательными упражнениями: выдувайте мыльные пузыри, дуйте на одуванчики и зажженные свечи, привейте ребенку интерес к пению.
- Мелкая моторика. Чаще занимайтесь лепкой, шитьем, рисованием, аппликацией — стимуляция нервных окончаний на кистях поможет в становлении речи и интеллектуальном развитии в целом.
Как правильно организовать занятия
Прежде всего надо помнить, что все упражнения должны проходить в виде игры. Заранее продумайте, как вы будете заниматься со своим малышом, ведь всего одно неверное движение или слово может оказать давление на ребенка, и он откажется от процедуры. Учтите, что малыш не всегда может понять глубокий смысл и значение логопедических упражнений для его будущего, поэтому атмосфера игры очень важна. Начните с малого, по 1–2 упражнения в день, чтобы не переутомить кроху. Проводите занятия так, чтобы ребенок хорошо видел свое и ваше лицо, то есть перед зеркалом, с нормальным освещением, и лучше в положении сидя. Главное — не забывайте хвалить свое чадо как можно чаще.
Сложные скороговорки на буквы «р» и «л»
Чтобы перейти к более сложным скороговоркам на буквы «р» и «л» нужно научиться проговаривать более лёгкие, в одну две строчки.
Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.
Валя варежки вязала Варя валенки валяла. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.
Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли краб крабу. Сено граблями краб грабь.
Лара огурцы сажала, А затем их поливала, А потом их собирала, Мыла и мариновала.
Приготовила Лариса Для Бориса суп из риса. А Борис Ларису Угостил Ирисом.
Променяла Прасковья карася На три пары полосатых поросят. Побежали поросята по росе, Простудились поросята, да не все.
Рыла свинья — тупорыла. Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, До забора не дорыла. На то хавронье и рыло, Чтобы она рыла.
Сорока с вороной спорила, Тараторила, тараторила, Ворону переспорила.
Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок, Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов.
Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей. Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.
Лопоухий лопушок вышел в дождик на лужок, И промокших, и продрогших, пробегающих прохожих Под листок собрал в кружок.
Дружно в оркестре играли дети: Карл играл на чёрном кларнете, Кирилл — на валторне, На арфе — Алла, А на рояле Лара играла.
Сложные скороговорки с буквой «л»
Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лола, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света Ела сладкие конфеты.
Белый волк на свете жил, Чисто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл.
Почему – то одеяло На полу у нас лежало. Алла даже не видала, Как оно туда попало: То лепила, то вязала, То на улице гуляла. Одеяло заскучало
Полосатые паласы Полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала – Полосатой речка стала.
Мила куколку купила, Целый день ее носила. Мила куклу одевала, Целовала, миловала. Имя куколке дала – Куклу Галочкой звала. Мила куколку качала. Славно-славно напевала: Гала-Гала-Галочка, Вот тебе скакалочка, Вот тебе шкатулочка, Шоколад и булочка.
Львы в клетках бродили, Газели скакали, Улитки ползли, И лисицы бежали. И только зверята Сонно вздыхали, Сладко сопели, Тихонько стонали.
На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Снега лавина сползла с половины, Сползла с половины пологой горы. Ещё половина снежной лавины Лежит на пологой горе до поры.
Чистоговорки со звуком «Р» в прямых слогах
Чистоговорки со слогом «Ра»
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — вот высокая гора.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — нам домой пора.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — весёлая игра.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — с апельсина кожура.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — встаёт солнышко с утра.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — очень рада детвора.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — рама, рак, гора, нора.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — Рае нравится жара.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — Кате спать уже пора.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — у мышки есть нора.
- Ра — ра — ра, Ра — ра — ра — уезжаем мы с утра.
Чистоговорки со слогом «Ро»
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — едем на метро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — кто-то уронил ведро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — Роман нашёл перо.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — роза, роща, рот, ситро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — в городе метро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — у Ромы новое ведро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — вот утиное перо.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — хорошо делать доробо.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — мусор мы кладём в ведро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — в магазине есть ситро.
- Ро — ро — ро, Ро — ро — ро — у крота свое метро.
Чистоговорки со слогом «Ру»
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — взяли дети по ведру.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — я банан натру.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — вижу чью-то я нору.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — я боян беру.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — любит мышь свою нору.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — скачет кенгуру.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — ягод наберу.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — конструктор соберу.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — руки, ружья, кенгуру.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — коза нашла кору.
- Ру — ру — ру, Ру — ру — ру — начинаем мы игру.
Чистоговорки со слогом «Ры»
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — на воде живут бобры.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — летят воздушный шары.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — боятся дыма комары.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — купили новые ковры.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — вот стихи для детворы.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — любит Леночка шары.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — не может кошка без игры.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — санки катятся с горы.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — застучали топоры.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — наступил конец игры.
- Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — рыба, рынок, рысь, костры.
Над лугом летели белые лебеди
Скороговорки на букву «л» для детей лёгкие, короткие и быстро запоминающиеся.
В лодке Володька.
Галки сидят на палке.
В палатке — лопатка.
В полёте Поля-пилот.
Вале велики бальные туфли.
Великану малы Валины валенки.
Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
Колдун наколдовал Коле клад.
Коля купил Лике кило кильки.
Клади в угол уголь
Лала ела халву под одеялом.
Милу мама мылом мыла.
У ёлки иголки колки
Платон плыл на плоту
Под елью пудель
У Аллы — алая лента
У Полкана под лапкой палка
У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
В июле юлу купили Юле.
Олени на поляне под липами гуляли.
Далеко до калитки маленькой улитке.
Для маленькой Алёнки
Галя гладила пелёнки.
Лев поднял лапу
И дал волку по лбу.
Люба любит лютики,
А Коля мультики
На плоту плотник,
У плотника плотва
В Йошкар-Олу летели йоги
Йогурт ели по дороге.
Люда леечку взяла
Ландыш люда полила.
Посмотрите видео на проговаривание скороговорки с буквой «л».
Нужна ли помощь логопеда?
Научить самостоятельно своего ребенка правильно произносить звук Р — вполне реально. Но первичная консультация логопеда не будет лишней. Специалист поможет правильно определить причину трудностей произношения, а также предложит оптимальные варианты формирования четкой и внятной речи.
Чем поможет ребенку логопед:
- определит конкретную причину нарушения речи ребенка;
- изучит симптоматику и структуру нарушения речевой деятельности;
- составит индивидуальную систему коррекционного воздействия на речевой аппарат.
Первое посещение логопеда обычно происходит в возрасте 2-3 лет, оно предусмотрено в плановом осмотре перед походом в детский сад. Практически всегда в совокупности с консультацией логопеда проводится осмотр ребенка невропатологом, чтобы исключить нарушения в развитии головного мозга (дизартрия, дислалия, брадилалия и др.).
Скороговорки на букву Л для детей
Заинтересовавшись вопросом, самостоятельно решили подобрать интересные скороговорки на букву Л для детей. Их в интернете оказалось очень много. Короткие римфованные скороговорки легко запоминаются, их можно проговаривать во время прогулку, по дороге в детский сад, в очереди ко врачу и т.д.
Лилии полили ли,
Иль увяли лилии?
***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
***
У елки иголки колки.
***
Лунной ночью лунный кот
Песни лунные поет.
***
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
***
Люда леечку взяла
Ландыш Люда полила.
***
Лось в лесу пилу нашел,
Лось лосихе сделал пол.
***
Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
***
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
***
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
***
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
***
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
***
На склоне холма медведь слопал слона.
***
Ла-ла-ла — мусор убрала,
Лу-лу-лу — подмету золу,
Ле-ле-ле — ваза на столе,
Ли-ли-ли — ландыши нашли.
Ло-ло-ло — лопнуло стекло.
Ля-ля-ля — тёплая земля.
Лю-лю-лю — печку истоплю.
***
Еле-еле Лена ела,
Есть из лени не хотела.
***
Сидит колпак, да не по-колпаковски,
Его надо переколпаковать,
Перевыколпаковать.
***
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осёл.
***
Лисята в гости шли к лисе.
***
Полосатые паласы полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала — полосатой речка стала.
***
Лопата копала, копала, копала; потом улеглась, видно очень устала.
***
Милый, милый Михаил
Мыться с мылом не любил.
Говорил:
— Не надо мыла!
Я без мыла очень милый!
***
Около Лондона — логово колдуна.
***
Люба любит лютики,
А Коля мультики.
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- голосовые складки в момент говорения колеблются.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
- Увулярный.Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
- Носовой.Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
- Двугубный.В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
- Щелевой.Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
- Межзубный.Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Автоматизация звуков Р и Л
Мало научиться произносить звук отдельно от слов, нужно еще и закрепить его в речи. Как говорят логопеды, автоматизировать его. Ребенок должен произносить все звуки правильно, не задумываясь, куда поставить язык и что делать при этом.
Для закрепления произношения нужного звука отлично подходят следующие упражнения:
- Четкое повторение слогов с «нужной» буквой — дра-дру-дры, ле-ла-ло-лу-ли и т. д.
- Поиск слов на нужную букву. Разложите картинки из детского лото или просто откройте книгу с яркими иллюстрациями. Попросите ребенка найти и назвать предметы, содержащие букву Р или Л. Следите за произношением.
- Чуть позже отлично подойдут скороговорки и чистоговорки. Про Греку, который ехал через реку и траву, на которой лежат дрова, вы и сами знаете. Позволим себе предложить еще несколько: «перепелка перепелят прятала от ребят», «корабли лавировали-лавировали да не вылавировали», «у елки иголки колки», «вы малину мыли ли? Мыли, да не мылили».
Вариантов задания для автоматизации звуков масса. Главное — заниматься систематично и следить за тем, чтобы ребенок произносил звук правильно и четко.
Скороговорки для автоматизации звуков «Л», «Р» и дифференциации звуков «Л — Ль», «Р — Рь»
Скороговорки
для автоматизации и дифференциации звуков «Л», «Р»
Скороговорки на звук
В бору бобёр и брат бобра работают без топора. В грозу от груза арбузов развалился кузов. В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш. Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз. Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки. За тараканом с барабаном, за комаром с топором. Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле. Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа. Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы. На корабль прокрался краб, караси украли трап. Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой. Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы. По травке тропа протоптана. Прыгают скороговорки как караси на сковородке. Рано утром два барана барабанят в барабаны. Рома Маше нарвал ромашек. Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла. С горы – не в гору, в гору – не с горы. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла. Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Трое трубачей трубят в трубы. Шустрая норка юркнула в норку.
Скороговорки на звук
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Все бобры добры для своих бобрят. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара у Вали играет на рояле. Королева кавалеру подарила каравеллу. Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Орел на горе, перо на орле. Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Проворонила ворона воронёнка. Вставай, Архип, петух охрип.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора! Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб. Грабь граблями сено, краб!
В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.
Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, И матросы три недели карамель на мели ели.
То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя, то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе, paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.
Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице… ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.
Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки.
В Луку Клим луком кинул. Около кола колокола, около ворот коловорот. От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. У ёлки иголки колки.
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, Да не продолбил и не выдолбил.
Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»
Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.
Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв
А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.