Особенности при дефектах речи и механизм нарушения
Когда логопед проводит диагностику, он оценивает и речевое дыхание, потому что оно является основой темпо-ритмической стороны речи. В норме вдох должен быть достаточно глубоким, задействуются мышцы диафрагмы, а выдох − сильный, плавный. Но при дефектах речи возникают отклонения. Нарушение речевого дыхания бывает при дизартрии, алалии, ринолалии, заикании, дисфонии и афонии.
Вдох у детей с отклонениями в речевом развитии неглубокий, поверхностный. Выдох − слабый, часто они осуществляют вдох и выдох через рот (иногда только через нос), при этом мышцы диафрагмы не задействуются. В результате голос у ребенка тихий и невыразительный. Из-за неправильного речевого дыхания он не может произносить длинные фразы. Иногда из-за нерационального использования выдоха малыш может недоговаривать фразы или проговаривать их шепотом.
Поэтому чтобы договорить длинную фразу малышу приходится делать еще вдох и при этом продолжать говорить. В результате речь получается прерывистой и неплавной. Из-за короткого вдоха ребенок говорит в быстром темпе и логические паузы в его речи отсутствуют. Это приводит к нарушениям в грамматическом строе из-за нечеткого произнесения окончаний, у малыша не получается согласовать слова в предложении.
При сложных речевых нарушениях логопед обязательно включает в занятиях упражнения для формирования речевого дыхания и правильной голосоподачи. Заниматься по этому направлению можно с раннего возраста − это хорошая профилактическая мера по предупреждению нарушения речевого дыхания.
Правила проведения дыхательных упражнений
Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома
Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:
- Заниматься лучше всего до еды.
- Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
- Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
- Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.
Как проводить дыхательную гимнастику?
Гимнастика по постановке правильного дыхания не займет много времени. Устройте между занятиями или чтением сказок перерыв минут на 10 и предложите ребенку новую игру. Комната, где вы будете выполнять упражнения, должна быть чистой и хорошо проветренной: нежелательно, чтобы малыш полной грудью вдыхал пыльный застоявшийся воздух. Прекрасно, если вы проведете занятие во время прогулки в парке, но только не в зимние морозы.
Основной принцип формирования правильного дыхания: быстрый глубокий вдох через нос, чтобы легкие заполнились воздухом до упора. Затем следует медленный плавный выдох через рот. Поток должен быть не слишком сильным, чтобы воздух расходовался равномерно и экономно.
При занятиях нужно следить, не делает ли ребенок ошибок. Выдох должен проходить по следующим правилам:
- сложенные трубочкой губы расслаблены, щеки не надуваются;
- весь поток идет через рот, через нос воздух выходить не должен;
- выдох полный, пока не закончится воздух;
- если малыш напевает или проговаривает звуки, нельзя делать паузы для короткого добора воздуха.
Детям могут так понравится игры, что они не захотят прекращать их. Не давайте ребенку переутомиться: задания только кажутся простыми, а на самом деле могут вызвать усталость и головокружение. Начинать занятия можно с детьми 2 лет, продолжительность первых тренировок не должна превышать 3 минут. После каждого подхода сделайте паузу, дайте малышу отдышаться. Чередуйте дыхательные упражнения для детей с другими занятиями. Не делайте дыхательную гимнастику сразу после обеда на полный желудок, подождите2-3 часа.
Слайд 5
Проводить гимнастику надо эмоционально, в
игровой форме. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два- три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Заниматься можно всей семьей. Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Делается шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот. Все упражнения ритмизованы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. В начале осваиваются три упражнения. В каждый последующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11упражнений:
1.«Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладони на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
2.«Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой, резко опустить кулаки вниз, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3.«Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4.«Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5.«Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6.«Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7.«Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8.«Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9.«Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок- тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10.«Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11.«Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, — вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
I этап Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2-3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.
Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.
Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей. УПРАЖНЕНИЕ 1
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку
УПРАЖНЕНИЕ 1. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.
Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается ребенком зрительно.
Выработка грудобрюшного типа дыхания. Легкая игрушка лежит на области диафрагмы
Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
В соответствии с инструкцией логопеда ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.
Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:
Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!»
УПРАЖНЕНИЕ 2. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).
Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох)
УПРАЖНЕНИЕ 3. Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.
Рис. 2. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы
Рис. 3. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Ладонь ребенка находится на области диафрагмы
Инструкция: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».
Упражнение можно сопровождать рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох).
УПРАЖНЕНИЕ 4. Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы (рис. 3).
Упражнение выполняется перед большим зеркалом.
Инструкция: «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».
Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Дети стоят в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.
Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к более привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае логопед кладет ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.
При выполнении упражнений логопед следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушениями речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие – отказ от занятий).
Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы
Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется логопедом визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).
Игры и упражнения
Развитие продолжительного плавного выдоха
Футбол
Для упражнения понадобится кусочек ваты. Нужно вытянуть губы трубочкой и загнать его в “ворота” или за определенную границу на столе.
Сдуй снежинку с носа
Потребуется “снежинка” — кусочек ваты или маленький бумажный квадратик. Нужно высунуть широкий язык и сдуть эту снежинку с носа.
Ураган
Малыш имитирует ветер. Для этого сначала можно изобразить ветерок. Надо спокойно вдохнуть и так же легко и почти неслышно выдохнуть.Затем, постепенно увеличивая силу выдыхаемого воздуха, постепенно устроить “ураган”. При выдохе можно произносить звук “Уууу”.
Буря
Для упражнения нужны соломинка и стакан с водой. Губы растягивают в улыбке, а широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладут соломинку. Дуя в нее, надо сделать так, чтобы вода в стакане забурлила.
Пароход гудит
Нужно открыть рот и долго на выдохе произносить звук “Ыыы”, изображая гудок парохода.
Немое кино
Взрослый беззвучно показывает артикуляцию гласного звука. Ребенку нужно узнать этот звук и озвучить его на длительном плавном выдохе.
Выработка правильного направления воздушной струи
Погаси свечу
Для упражнения нужна свеча. Делается глубокий и шумный короткий вдох. Затем по сигналу “Тихий ветерок” нужно медленно выдохнуть на пламя свечи, чтобы оно отклонилось, но не погасло. По команде “Сильный ветер” надо задуть свечу резким и длинным выдохом.
Ветерок качает листок
Ребенку нужно дуть сквозь сближенные губы на полоску бумаги или кусочек ваты на нитке (как будто ветер колышет листья).
Саночки спустились с горки
Нужно улыбнуться и кончик языка опустить за нижние зубы, а его спинку поднять “горочкой”. На сильном и продолжительном выдохе надо произносить “Иффффф”, “Ыффффф”.
Чья снежинка улетит дальше?
На кусочки ваты — “снежинки” нужно дуть наперегонки со взрослым. Нужно, чтобы снежинка улетела как можно дальше от одного продолжительного выдоха.
Толстяк
Надо надуть щеки и постепенно медленно выдыхать воздух, стараясь, чтобы щеки оставались округлыми.
Худенький
Нужно приоткрыть рот, сомкнуть губы и втянуть щеки внутрь. Постепенно медленно выдыхать воздух, следя, чтобы щеки оставались втянутыми.
Дудочка
Для упражнения понадобится дудочка или свистулька. Надо сделать неглубокий вдох и поднести дудочку к губам. Губы вытянуть в трубочку. Выдыхать в дудочку медленной и плавной воздушной струей.
Пропеллер
Губы слегка растягивают в улыбке. Ко рту поднести указательный палец и двигать им из стороны в сторону перед губами. Выдыхать сильную и продолжительную воздушную струю, чтобы слышался “звук пропеллера” от двигающегося у губ пальца.
Упражнения для выработки продолжительного выдоха
Воздушный футбол
Для упражнения нужно подготовить два комочка ваты. Играют двое человек. Нужно расположиться друг напротив друга и поставить “ворота” — свои ладони. Игроки делают вдох и на выдохе стараются “забить гол” противнику. Нужно дуть по очереди, не надувая щеки.
Погреем ручки
Надо согреть дыханием свои руки. Рот должен быть широко открыт, выдыхаемая струя — теплой и продолжительной. При этом можно произносить звуки “Ааа”, “Уууу”, “Оооо”.
Самолет гудит
Рот приоткрыть, улыбнуться и произносить звук “Ы”. При этом выдыхаемая струя должна быть длительной и равномерной. Кончик языка находится между верхними и нижними зубами.
Слоненок пьет водичку
Губы вытягивают широкой трубочкой и делают вдох на три счета. Затем медленно и размеренно выдыхают на пять счетов.
Трубач
Нужно поднести ко рту сжатые кулачки и расположить друг перед другом (как будто это труба). На медленном долгом выдохе надо дуть в “трубу”, произнося различные звуки (“Уууу”, “Ду-ду-ду” и т.д.).
Правильное речевое дыхание необходимо, чтобы плавно и выразительно говорить. Развить его можно игровыми дыхательными упражнениями. С помощью них ребенок может научиться эффективно использовать в речи струю выдыхаемого им воздуха
Важно: эти занятия необходимо проводить под наблюдением взрослых
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Слайд 7
Правильное речевое дыхание является
основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, Сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержа- ния высказывания изменять силу и высоту голоса. Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов: острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д. — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.
Речевое дыхание
Упражнения для дошкольников
Если с ребенком хорошо занимались, в 5 лет он уже должен говорить правильно, но дополнительные занятия все равно не повредят. Хорошо развивают речевое дыхание музыкальные игрушки: свистки, дудочки, губные гармошки. С декоративными свистульками в виде птиц и животных можно разыграть сценку разговора: петушок что-то спрашивает, курочка отвечает. Если в 2 года малыш иногда мог извлечь из свирели отрывистый звук, то сейчас можно научить ребенка играть плавные приятные мелодии.
Когда ребенок хорошо освоит музыкальные инструменты, попробуйте научить его свистеть в стеклянный или пластиковый пузырек. Нижнюю губу нужно слегка прижать к боку сосуда рядом с отверстием, струя воздуха идет внутрь. Направление выдоха следует немного менять, пока не появится звук. Упражнение получается не у всех – не настаивайте, скажите, что вернетесь к этому заданию через месяц или два.
Для хорошо развитой дыхательной системы неплохой тренировкой станет надувание игрушек или воздушных шариков. Купите пластиковую уточку, возьмите ее на пруд и скажите, что если малыш хочет поплавать с игрушкой, он должен надуть ее сам. Можете предложить надуть и воздушные шарики, но сначала попробуйте это сделать сами: некоторые изготовители выпускают настолько тугие изделия, что надуть их можно только специальным насосом.