Нарушения поведения у дошкольников

Презентация на тему "мастер-класс для педагогов доу «способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста»."

Примерные ориентиры нормального развития ребенка

Первыми какие-либо отклонения в развитии дошкольника способны заметить окружающие его взрослые — родители и воспитатели. Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка. Психологическое просвещение персонала детских дошкольных учреждений предполагает ознакомление их с этими объективными и легко наблюдаемыми показателями (Гарбузов В. И., 1990).

Эти признаки поэтапно проявляются следующим образом:

  • к 1 году ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 мин, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 мес);
  • к 1,5 годам словарный запас ребенка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнает и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращенную к нему речь. Основные вопросы ребенка — «что? кто?»;
  • к 2 годам словарный запас — 300-400 слов, основные вопросы ребенка — «что это? кто это?» Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков
  • к 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы — «где? куда? откуда? когда?» В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического раз. вития или глухоту;
  • к 3 годам появляется вопрос вопросов — «почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочиненные и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое один, мало, много, различает левую и правую стороны. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам — зайца, по хоботу — слона;
  • к 3,5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже — со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию;
  • к 4 годам способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос — «почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «что? где? куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40-50 мин;
  • к 4,5 годам способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «зачем?»;
  • к 5 годам ребенок умеет назвать свои фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми частями тела;
  • с 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению;
  • к 6 годам словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и поговорок, он легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычленяет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра).

Что такое девиантность

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Каждая научная дисциплина по-своему определяет понятие девиантного поведения:

  • В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме.
  • В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья.
  • В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Правила поведения детей в доу

Для успешной социализации дошкольник должен знать правила поведения, которые помогут ему научиться общению со сверстниками.

Подобные правила воспитатели напоминают детям ежедневно. Разумеется, не зачитывая списком, а озвучивая уместное правило в конкретной ситуации. Полезно изобразить правила в виде отдельных иллюстраций и разместить их в группе. Яркие картинки будут в поле зрения детей, что поможет им быстрее запомнить и принять требования поведения в детском саду.

Рекомендуем ознакомиться:

  • Как подготовить ребенка к детскому саду.
  • Детская дружба в детском саду.
  • Безопасность детей в летний период.
  • Самостоятельная деятельность детей в доу.

Что способствует развитию коммуникации между дошкольниками

Способность к общению не является врожденной. Она формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Во взрослой жизни высокий уровень владения коммуникативными навыками является одним из факторов успешности. Развитию межличностных взаимоотношений дошкольника со сверстниками способствуют:

умение вступать в диалог и активно в нем участвовать;
хороший словарный запас;
умение слушать собеседника;
внимание не только к собственным, но и к чужим желаниям и чувствам;
дружелюбие к окружающим;
знание элементарных способов поведения в социуме.

Главную роль в развитии коммуникативных навыков ребенка играет семья. Младшие дошкольники слабо осознают причины поведения не только других ребят, но и свои собственные. Однако они следуют в своих действиях и словах тем примерам, к которым приучены в семье.

Старшие дошкольники уже хорошо осведомлены в нравственных нормах общения. Хотя руководствуются ими в отношениях со сверстниками не всегда и не все.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Если описанные выше виды нарушений поведения являются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей — следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевая раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (Гарбу. зов В. И., 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома — отвлекаемостъ внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка — его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома — 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые  физически удерживают ребенка за столом, помогая ему кончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены, в противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет рассказано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Как проявляется агрессия?

Жестокость может быть направлена во внешний мир. Агрессивные дети конфликтуют со взрослыми. Равного по силе или более слабого они стремятся избить. Агрессивное поведение дошкольников нередко направлено на неодушевленные предметы. Если опасается спорить с родителями или драться со сверстниками, его «жертвой» становится любимая игрушка, которая не способна оказать сопротивление. Жестокий ребенок может портить вещи и мебель. От детской агрессии страдают и домашние животные. Если дома нет питомцев, дети стараются найти котенка или щенка на улице. В более редких случаях агрессия направлена на них самих. Малыш наносит себе телесные повреждения в виде порезов, укусов и т. д.

Девиантное поведение детей не всегда сопровождается разрушениями или вербальной агрессией. Такие действия более характерны для мальчиков. Девочки предпочитают выражать свою жестокость по-другому, с помощью иронии или сарказма. Подобное поведение способно сохраниться на всю жизнь. Уже взрослые женщины не забывают детских привычек. Не имея возможности ударить собеседника, они пытаются его оскорбить. Таким образом, человек получает не телесную, а душевную травму.

Причины плохого поведения ребенка в детском саду

Некоторые дети отличаются заметно высокой конфликтностью и довольно часто ссорятся со сверстниками, задираются. В основе причин плохого поведения детей могут быть:

Домашняя модель поведения без уважительного отношения друг к другу, проецируемая на коллектив группы ДОУ

Недостаточная культура общения в семье не позволила сформироваться базовым основам коммуникации.
Борьба за внимание. Малыш стремится получить его любыми способами.
Эгоцентризм

Ребенок всеобщий любимец в семье, и понятие «что такое хорошо, и что такое плохо» ему неведомо. Дошкольник привык, что дома ему можно все. Такая позиция в детском коллективе неизменно приводит к конфликтным ситуациям.
Манипуляция. Малыш не знает других способов для получения желаемого, но прекрасно помнит, как после его истерики взрослые шли ему навстречу.
Дошкольник нарушает социально приемлемые формы общения, поскольку потерял веру в то, что он кому-либо ценен.

Причина, перечисленная в приведенном списке последней, отражает наиболее сложную ситуацию

Она связана с позицией «Я никому не нужен, я не любим…», которая формируется у малыша, если родители обделяют его вниманием и заботой. Это глубокая травма для ребенка, и он «мстит» родителям и всем окружающим плохим поведением

Такому ребенку нужно тепло и любовь, для того чтобы его поведение изменилось и в семье, и в детском саду.

Предрасположенность

Считается, что одни дети более предрасположены к агрессивности в дошкольном возрасте, чем другие. Дошкольник нередко становится отражением отношений в семье друг к другу. Мальчик, воспитанный без отца в женском окружении, будет иметь те или иные психологические проблемы. Создав свою семью, мужчина становится «подкаблучником». Он не способен быть главой семьи и неосознанно уступает эту роль супруге. Возможен и противоположный вариант. Мальчик, которому не хватает общения с близким родственником своего пола (отцом, старшим братом, дедом, дядей), начинает испытывать ненависть к женщинам. Уже в дошкольном возрасте он отличается жестокостью по отношению к сверстницам.

Девиантное поведение у детей дошкольного возраста наблюдается и в том случае, когда в семье был слишком мягкий по характеру отец и авторитарная мать. Если в семье растет девочка, вероятно, она будет неосознанно копировать маму. Поведенческие модели жестокого папы обычно перенимает сын.

К агрессии склонны холерики и меланхолики. Сангвиники даже в первые годы жизни настроены на конструктивный диалог. Флегматики слишком пассивны для того, чтобы конфликтовать. Среди обидчивых меланхоликов агрессивных немного. Чаще всего свое недовольство они выражают с помощью громкого плача. Холерики не ограничиваются истериками. Они стремятся к разрушениям. Для воспитания холериков нужно выбирать более суровые методики. Взрослых, которые пытаются с ними договориться, они перестают уважать. Именно поэтому некоторые ученые-педагоги рекомендуют идти на крайние меры — телесные наказания.

Причины агрессивности

  1. Низкая самооценка. Если дошкольник неосознанно считает себя хуже своих сверстников, он выражает недовольство собой с помощью жестокости. Агрессия позволяет почувствовать свое превосходство. Ровесники боятся жестокости, страх заменяет уважение, которого не хватает дошкольнику.
  2. Месть. Ответить обидчику можно не всегда. Боясь родителей, сын или дочь не станут направлять на них свою агрессию. Получить моральное удовлетворение можно через месть младшему брату.
  3. Недостаток внимания. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста часто становится следствием невнимания со стороны родителей, всегда занятых работой. При этом ребенок согласен на наказание, к которому приведет его поведение. Наказание — один из способов получить необходимое количество внимания.
  4. Желание что-либо иметь. Девиантное поведение дошкольников может быть спровоцировано родителями, которые балуют детей. Малыш знает, что достаточно громко заплакать, начать кататься по полу или испортить какую-нибудь вещь, как мама немедленно купит мороженое или игрушку.
  5. Компьютерные игры. Отмечено, что дети, проводящие много времени за компьютером, отличаются особой жестокостью. Действительность постепенно заменяется виртуальной реальностью, в которой больше возможностей. Компьютерные игры позволяют почувствовать себя всемогущим: убить противника, разрушить здание и т. д.
  6. Опасность. Агрессию детей дошкольного возраста объясняют и ощущением опасности, иногда мнимой.
  7. Болезни. Некоторые заболевания ЦНС мешают дошкольнику контролировать свое поведение. Болезнь может вызывать неосознанный дискомфорт, пожаловаться на который дети еще не могут.
  8. Эмоциональная нестабильность. Ей подвержены дети до семилетнего возраста. Родители должны обучать саморегуляции («Не плачь, ты ведь уже большой мальчик»). К 6-7 годам агрессивность может исчезнуть без вмешательства специалистов.

Как бороться с агрессией?

Не все родители осознают необходимость коррекции агрессивного поведения дошкольников. Многие папы и мамы считают такое поведение обычными детскими капризами, которые присущи любому ребенку. Из агрессивных детей часто вырастают взрослые с криминальными наклонностями. Рекомендации родителям могут быть такими:

  1. Проконсультироваться у специалиста. Коррекцией девиантного поведения дошкольников занимаются детские психологи. Если специалист обнаружит у ребенка признаки болезни, родители должны быть готовы обратиться к психиатру.
  2. Контролировать свое поведение и взаимоотношения в семье. Иногда профилактику агрессивного поведения дошкольников необходимо начинать с их родителей. Папы и мамы часто позволяют себе кричать друг на друга, использовать ненормативную лексику. В некоторых семьях нормой считаются регулярные побои. Саморегуляции в первую очередь нужно учить родителей.
  3. Приступы гнева можно просто игнорировать. Своим гневом дети пытаются манипулировать родителями, чтобы получать все, что им хочется. Если малыш заметит, что маме и папе безразличны его истерики, агрессия потеряет смысл.
  4. Необходимо сохранять положительный образ сына или дочери. Одна из мер по профилактике девиантного поведения заключается в том, чтобы не характеризовать ребенка его поступком. Фраза — ты ведь хорошая девочка, почему ты так себя ведешь?- действует намного лучше, чем оскорбления. Некоторым детям нравится быть «плохими». А постоянные напоминания родителей помогают им поддерживать отрицательный образ.
  5. Не следует подавлять эмоции. Коррекция агрессивного поведения детей заключается в том, чтобы перенаправить сильные эмоции в позитивное русло. Если агрессия вызвана не физической перегрузкой — можно записать в спортивную секцию. Повышенная возбудимость поможет ему добиваться хороших результатов. Эмоциональный человек способен найти себя в творчестве: пении, танцах, актерском мастерстве и т. д.

Методы для коррекции агрессивного поведения должны иметь позитивную направленность. Не следует подавлять детскую психику в надежде избавить сына или дочь от жестокости. Ребенку необходимо научиться управлять собой и использовать свои особенности во благо себе и окружающим.

Post Views: 1 026

Коррекция и профилактика девиантного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

  1. Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  2. Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  3. Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  4. Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  5. Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

  • коммуникативные и подвижные игры;
  • разыгрывание «трудных ситуаций»;
  • ритмические игры со словами;
  • музицирование и танцы;
  • чтение и обсуждение сказок.

Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста.

Для малыша дошкольного возраста сказка обладает необычайной притягательной силой. Она позволяет ему свободно фантазировать и мечтать. Одновременно с этим сказка для малыша – не только фантазия и вымысел, а и особая реальность, раздвигающая рамки повседневной жизни. В сказке можно столкнуться со сложными чувствами и явлениями, постичь взрослый мир переживаний в доступной для детского понимания форме.

Кроме этого, маленькие дети отличаются сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, малыш запросто объединяет себя со сказочным персонажем, чаще всего выбирая положительного героя. Причина этого не в том, что кроха понимает всю глубину человеческих взаимоотношений. Просто если сравнивать героя с другими персонажами, положение героя больше привлекает малыша. Благодаря этому ребенок усваивает моральные ценности и нормы.

Помимо игр и корректирующих занятий малыш с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Конфликты между дошкольниками в доу

Конфликты дошкольников в детском саду – это обычная ситуация. В коллектив объединены разные дети со своими привычками, требованиями, желаниями, из разных кругов общества, с различной социальной ситуацией развития и при этом без особого опыта общения. Это поле для возникновения конфликтных ситуаций.

Ситуация спора за игрушку очень знакома и родителям, и для педагогам. Но распространены и другие причины возникновения конфликтов. Например, небольшая группа детей вовлечена в игру и не хочет принимать нового участника. Или при подготовке театрализации одну и ту же роль хотят исполнять несколько дошколят. Иногда дети не могут договориться о сюжете предстоящей игры («Во что играть»).

Особая тема конфликта: «Я пойду первым», когда при построении в колонну или в пары при передвижении по детскому саду или его территории возникает несколько желающих идти первыми. Причины возникновения данной проблемной ситуации зависят от возраста дошкольников.

Конфликтные ситуации в младшей и средней группах

Дети младшего возраста еще только учатся играть вместе. В их маленьком опыте есть пока навык «играть рядом» и то кратковременно. А в детском саду они длительное время находятся в окружении сверстников, где принято действовать вместе.

В младшем возрасте причиной ссор являются:

игрушка, которую не могут поделить малыши;
разрушенная башенка или другая конструкция из кубиков;
одинаковые предметы гардероба (например, одинаковые носочки), которые детям легко перепутать, и каждый считает их своими.
«борьба» за внимание педагога и другие.

В 4–5 лет дошкольники уже чаще всего хорошо владеют речью. Общение детей в детском саду начинает занимать приоритетную позицию. Ссоры часто разгораются при организации сюжетно-ролевой игры – сюжет, правила игры, количество участников, персонажи.

Иногда причиной конфликта может быть соперничество за право выполнить поручение педагога. К примеру, назначается дежурный, а желающий помочь начинает провоцировать конфликт: «Я буду! Ты уже много раз дежурил (-а)!».

Проблемы в общении старших дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста лучше налаживают совместную игру, но еще не умеют регулировать свою эмоциональную сферу, поэтому у них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Они озвучивают свою точку зрения, желания, не прислушиваясь к другим. Дошкольники в своем большинстве импульсивны и впечатлительны. Они бурно спорят, проявляют зависть и соперничество. Это может стать причиной того, что ребенок не хочет идти в сад.

Старшие дети ссорятся не потому, что не хотят играть вместе, а по причине своих разных представлений, как именно нужно играть и выполнять роли. Не все конфликты при этом преодолеваются, что приводит к разрушению игры.

Причиной конфликта может стать желание быть ведущим, победителем, главным персонажем в сказке и т.д. Иногда ссора происходит из-за дружеских предпочтений. Например, «Я хочу играть (танцевать, дежурить) только с ним (с ней)».

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого

Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение

Ошибочные суждения

  1. Агрессивный ребенок — жестокий ребенок. Это не всегда так. Раздражительность, которая возникает по тем или иным причинам, не следует путать с жестокостью. Если его обидели, оскорбили и т. д., нет ничего удивительного в том, что он ответит своему обидчику тем же. Коррекция агрессивности у дошкольников необходима только в случае приступов беспричинной агрессии у детей.
  2. Жестокие дети растут только в неблагополучных семьях. Формирование агрессивной личности может происходить и во вполне благополучной семье. Причины проявления жестокости необходимо устанавливать в индивидуальном порядке.
  3. Чем больше внимания, тем лучше. Агрессию дошкольников можно наблюдать и тогда, когда дети получают мало любви и внимания родителей, и тогда, когда внимания становится слишком много. Причиной агрессивного поведения детей дошкольного возраста становится гиперопека. Близкие родственники, стараясь защитить ребенка, устанавливают над ним повышенный контроль. Дошкольник не имеет права выбора круга общения, интересов и увлечений. Взрослые полагают, что он чувствует себя более уверенно и защищенно. На самом деле дети испытывают психологический дискомфорт и ощущают себя загнанными в угол. Чтобы не чувствовать слабость и беспомощность, ребенок проявляет жестокость.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: