Гипердинамический синдром: причины, симптомы, лечение

Родителям на заметку: о невнимательных, двигательно расторможенных и импульсивных детях | блог центра логопед профи

«Неудобный» ребенок

Когда я вспоминаю о первом годе жизни нашего первенца, мне кажется, что весь он был одно сплошное «не»: он не спал, когда надо было спать, не ел, когда уже пора было начинать что-то есть, не играл с игрушками, которые ему покупали (любимыми игрушками были бытовые предметы, магнитофоны и пылесосы, которые ко второму году жизни были все поломаны) и много-много других «не». Конечно, беспокойство малыша было нам заметно, но невропатолог не находил никаких отклонений. «Потерпите, — утешали опытные родители, — к шести месяцам станет полегче». Ждали шести месяцев, года, полутора лет. Но становилось только тяжелее, ведь малыш начал ходить (и даже не ходить, а бегать), характер проявлялся всё острее, и нам казалось, что характер прескверный – требовательный, раздражительный. С другими детьми он не играл, как будто и не замечал их даже, только отнимал игрушки.
Долго мы списывали всё на «сложный» характер, поддаваясь мнению большинства родственников и тех врачей, что смотрели нашего сына и считали его «развитым и умненьким мальчиком, ну, пожалуй, только немного активным». Но порой его совершенно ненормальная энергия доводила меня до отчаяния, казалось, что в доме поселилась разбушевавшаяся стихия (хорошо запомнился случай, когда меня не было дома и две бабушки в течение сорока минут безуспешно пытались изловить сорванца, чтобы одеть и вывести его гулять). Поэтому мы снова и снова пытались найти хорошего врача, который мог бы сказать, что происходит с нашим ребенком.
Спасение пришло в виде психолога, который приехал по нашей просьбе проконсультировать малыша на дому. Внимательно посмотрев, как он играет и рисует, определив с помощью специальных упражнений, насколько у него развита мелкая моторика и координация движений, психолог произнесла короткое и звучное слово «СДВГ», объяснила, что это значит, и дала очень много полезных рекомендаций.

Еще много-много раз?..

Разговаривая с родителями гиперактивных детей, я заметила, что существует больной для многих вопрос: если в семье первый ребенок с СДВГ, то бывает, что родители просто боятся рожать еще, не родятся ли и последующие дети такими же «моторчиками»? Существует ли подобная закономерность? И как вообще лучше расти такому ребенку – будучи единственным в семье или имея братьев-сестер? Конечно, нет единых общих установок и каждый конкретный случай имеет свое решение, и всегда важен совет духовника, врачей-специалистов. Но хотелось бы привести в заключение ободряющие слова профессора Л. С. Чутко, может быть, кому-то они покажутся полезными: «Действительно, существует вероятность появления признаков данного расстройства и у других детей в семье. Но это ни в коей мере не должно сдерживать родителей от планирования другого ребенка. Появление младшего братика или сестренки может благотворно повлиять на ребенка с СДВГ, поможет воспитать чувство ответственности. Счастье от появления ребенка гораздо больше, чем трудности от гиперактивности, так как большинству детей с СДВГ чаще всего можно помочь».

Дети с гипердинамическим синдромом: мои советы

В настоящее время в школах у детей все чаще встречается как гипердинамический, так и гиподинамический синдром. Не все родители вовремя проходят необходимые обследования, а некоторые и вовсе не признают проблему. Но в любом случае им нужно знать, как взаимодействовать друг с другом.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям строить отношения со своим ребенком и помогать ему.

Помните, что он не специально ведет себя плохо, стараясь вывести вас из себя, он просто не может управлять своими эмоциями и поведением.
Установите режим дня, он поможет избежать перенапряжения малышу. Точно определите, сколько времени он может проводить за телевизором, компьютером и планшетом, ведь они сильно раздражают нервную систему.
Не ругайте ребенка за большую активность, детям свойственно прыгать, бегать и шуметь. Переключите его на другую деятельность, предложив спокойные игры и занятия.
Если ваши силы на исходе, то попросите помощи у родственников и друзей

Важно иметь возможность отдохнуть от своих детей. Также справиться с большой психологической нагрузкой поможет психолог.
Разговаривайте об эмоциях: прямо рассказывайте, что чувствуете вы, спрашивайте, что чувствует ребенок

Попробуйте научить его управлять даже самыми сильными эмоциями.
Если есть возможность отправить ребенка в детский сад или школу, где количество детей меньше, чем обычно, то стоит ею воспользоваться. Гиперактивному малышу тяжело среди множества других детей, а он, в свою очередь, довольно сильно отвлекает их от учебного процесса своим поведением.
Не давите чрезмерным контролем и наказаниями, оставьте ребенку возможность стараться самому регулировать свое поведение, помогайте только тогда, когда он не справляется.
Создайте малышу возможность самореализоваться, чтобы он чувствовал себя желанным, полезным и хорошим. Поручите ему те задания, которые он хорошо выполняет.
Найдите баланс в своей модели воспитания: на детях плохо сказывается, когда родитель сначала излишне мягкий, а потом неожиданно становится чересчур строгим. Если что-то требуете, то обязательно добивайтесь выполнения своей просьбы.

СДР, синдром двигательных нарушений — лечение в Саратове

Сарклиник проводит лечение сдр, лечение синдрома двигательных расстройств у детей, лечение синдрома двигательных расстройств в Саратове. В Сарклиник успешно применяются комплексные методы лечения синдрома двигательной расторможенности. Эффективность комплексного лечения сдр, которое может включать в себя разнообразные рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95% и зависит от степени тяжести патологии. Лечение синдрома двигательных нарушений проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики лечения безопасны. Сарклиник работает много лет, за это время от синдрома двигательной расторможенности вылечились сотни пациентов в возрасте от 1 года до 18 лет. Если у Вас расторможенный очень активный ребенок, слишком активный ребенок, обращайтесь в Сарклиник, на первой консультации врач посмотрит ребенка и, если необходимо, проведет лечение СДР. Сарклиник знает, что делать, как лечить и вылечить сдр, синдром двигательной расторможенности! Гипер активные дети становятся спокойными и адекватными. 

Что такое СДР?

Синдром двигательной расторможенности (СДР) — это форма нервно-психических нарушений у детей, характеризующаяся повышенной двигательтельной активностью и возбудимостью. Про таких детей говорят: «Гипер активные дети». Синонимами Сдр являются синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной активности, синдром двигательной расторможенности, сдр новорожденных, сдр у детей. Синдром двигательной расторможенности встречается у 20-35% детей. В большинстве случаев СДР является следствием легкого раннего органического поражения головного мозга, особенно в дородовом периоде и во время родов.

СДР, синдром двигательных нарушений диагностика

Синдром двигательных нарушений, синдром двигательных расстройств, синдром двигательной расторможенности, СДР характеризуется рядом признаков: отмечаются неврологическая микроорганика в виде асимметрии черепной иннервации, сухожильно-периостальные рефлексы, мышечная дистония. Невролог, детский невропатолог выявляет патологические пирамидные или экстрапирамидные рефлексы. По данным Сарклиник, на электроэнцефалографии (ЭЭГ) в 39,7% имеют место различные изменения обычно диффузного характера, отличающиеся определенным постоянством. Иногда выявляется межполушарная асимметрия и локальное преобладание патологической активности.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.

Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.

Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого

Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение

«Давай не пойдем в церковь!»

В одном интервью с многодетной мамой (не знаю, есть среди ее детей СДВГ) я прочитала очень точное описание состояния гиперактивного ребенка: «Неподвижность – это пытка». А ведь именно в храме надо стоять спокойно, не крутится и не махать руками и ногами (нашему четырехлетнему сыну до сих пор это не удается), и главное – молчать.
Насмотревшись еще до замужества на то, как спокойно ведут себя в храме другие дети или стоя рядом с родителя или, на худой конец, рисуя что-то за столиком для записок, я была уверена, что все православные дети, крещеные и причащающиеся с рождения, могут вести себя только так и никак иначе. А если все-таки иначе – вывод был один: родители за ребенком не следят. Но вот оказалось, что наш младенец, немного повзрослев, лишь только понимал, что мы собираемся в храм, начинал вопить и рыдать: «Пожалуйста! Давай не пойдем в церковь!». Дело вовсе не в том, что такие дети «одержимы» или неблагочестивы (знаю случаи, когда родители чуть ли не на отчитку их пытаются отвезти). Вынужденная неподвижность, духота и большое количество народа очень тяжело переносится детьми, тем более гиперактивными.Рассказывает Ирина, мама уже взрослой девушки, имевшей диагноз СДВГ: «В младенчестве свою дочь я очень долго просто держала в церкви на руках — она уставала стоять. Потом, в ее дошкольном детстве мы ходили в очень славную церковь, где детей всегда, на любой службе, пропускали вперед — они стояли в первом ряду, смотрели во все глаза, не успевали соскучиться, им все было видно и слышно. Помогало — приставить к делу: гасить и снимать огарки свечек, например; дать поручение тихонько пойти купить свечек и поставить, написать и подать записочку. Не выстаивать всю службу целиком — иногда прийти позже, иногда уйти раньше. Очень четко надо давать понять, когда конкретно — в каких местах службы (чтение Евангелия, пение «Отче наш» и «Верую») — только стоя! только молча! — ребенок довольно быстро привыкает.
И нельзя насиловать религией — скорее, учить любить. Моей девочке трудно было отстаивать всю службу даже в подростковом возрасте — вегето-сосудистая дистония, ей плохо делалось чуть не до обморока — выпускала на улицу. Если говорит «я не могу, можно я выйду» — пусть лучше выйдет: лучше потерять для церкви один час, чем всю жизнь. Тем более — у меня перед глазами был пример с музеями — где бабушка из лучших побуждений так перекормила ребенка Эрмитажем, что ее до подросткового возраста вообще нельзя было отвести ни в один музей — упиралась руками и ногами. Я очень не хотела ее так перекормить церковью. Сейчас ей семнадцать и она считает себя православной».
Нам же тогда совет психолога «пореже водить малыша в церковь» показался «неправославным» и мы по-прежнему пытались как-то уговорить ребенка. Честно говоря, безуспешно. А когда смогли поговорить об этой проблеме с духовником, то, к удивлению, услышали то же самое: «Не надо его заставлять, достаточно ему причащаться раз в месяц. Ходите в храм по очереди. И старайтесь постепенно его подвести к такому пониманию церковной жизни, чтобы он воспринимал поход на службу, как радость, а не как наказание. При ваших усилиях и правильном поведении это придет, но не в три или четыре года, а с возрастом».

ПАССИВНОСТЬ

Нередко взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении ребенка, считают, что он просто «тихоня», отличается хорошим поведением. Тем не менее это далеко не всегда так.

«Тихие» дети испытывают разнообразные и далеко не самые приятные эмоции. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным, ибо может пройти немало времени, прежде чем появится ответная реакция.

Нередко тихое поведение ребенка — реакция на невнимание или неурядицы дома. Впадая в такое поведение, он изолируется в собственном мире

Проявлениями этого являются посасывание пальца, царапание кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и пр.

Простое приказание прекратить это занятие вряд ли сработает, так как оно помогает ребенку справиться с душевным состоянием. Более эффективным будет все то, что поможет ему выразить эмоции. Необходимо также выяснить, какие события или обстоятельства вызвали у ребенка такое состояние, так как осведомленность поможет найти пути установления контакта с ним. Если позволяет возраст (старше 4 лет), можно простимулировать ребенка выразить свои чувства в игре или доверительной беседе. Основные направления работы с таким ребенком — помочь выразить свои переживания в иной, более приемлемой форме, добиться его доверия и расположения, разрешить в непосредственном контакте с родителями ту ситуацию, которая вызывает у ребенка столь тяжелые переживания.

Другой причиной тихого, пассивного поведения ребенка могут быть страх перед незнакомыми новыми взрослыми, малый опыт общения с ними, неумение обратиться ко взрослому. Такой ребенок может и не нуждаться в физической ласке или вообще не переносить физических контактов.

Всегда есть риск, что ребенок слишком сильно привяжется к взрослому, вытащившему его из «скорлупы». Необходимо помочь ребенку приобрести уверенность в себе, только тогда он сможет выйти из-под опеки одного взрослого, которому доверяет, и научится сам сходиться с новыми людьми — сверстниками и взрослыми.

Симптомы гипердинамического синдрома

Чтобы понимать, что это такое – гипердинамический синдром у детей, нужно представить портрет ребенка с этим диагнозом. Существует много проявлений и особенностей поведения детей с СДВГ. Что-то может быть выражено более сильно или слабо, а что-то может вообще отсутствовать. Лишь каждый пятый такой ребенок имеет полный набор симптомов.

Для ребенка с гипердинамическим синдромом характерно следующее:

  • чрезмерная двигательная активность. Создается впечатление, что он совершает очень много лишних движений, он постоянно суетится, находится в большом возбуждении. Кажется, что он совершенно не устает, хотя за этим может скрываться уже перенапряжение. Для младенцев с СДВГ характерно постоянное выпутывание из пеленок, их невозможно даже на секунду оставить одних на пеленальном столе или на диване;
  • нарушения сна. Они возникают из-за перевозбуждения от постоянной бурной деятельности;
  • дефицит внимания. Ребенок испытывает сложности, когда необходимо сосредоточиться на каком-либо объекте. Например, младенец выкинет игрушку, еще не успев исследовать все ее свойства и возможности. Если занятие для малыша сильно интересное, то он способен полностью в него погрузиться и увлечься. Но вот долгие уроки, решения задач, чтение больших текстов становятся настоящим мучением;
  • импульсивность. Особенности ребенка не дают ему возможности хорошо обдумать свои слова и действия, соотнести их с правилами и запретами. Он часто выкрикивает ответы на уроке, не дожидается разрешения куда-то пойти, отвлекается на заинтересовавшие вещи. На характер этот симптом тоже оказывает свое влияние: малыш страдает частыми перепадами настроения, становится вспыльчивым и может даже проявлять агрессию;
  • проблемы с самоконтролем. Гиперактивные дети имеют хорошую память и понимают слова взрослых, но вразумлять их после очередного нарушения поведения не имеет смысла, они все равно не смогут удержаться. Часто именно таких детей родители теряют в торговых центрах: они отвлекаются на что-то привлекательное и совершенно забывают о том, что нельзя далеко отходить от мамы или папы;
  • отсутствие статического положения. Ребенок постоянно что-то делает: даже на месте в положении стоя или сидя он размахивает руками или ногами, качает головой, стучит пальцами по столу и т.д. Даже ходят такие дети не спокойным шагом, а очень быстро или вприпрыжку;
  • поверхностность чувств. У детей с гипердинамическим синдромом не возникает желания глубоко погружаться во внутренний мир собеседника, ведь для этого нужно сконцентрироваться на его словах и эмоциях. Поэтому при необходимости ему нужно прямо говорить, что вы испытываете. Плюсом такого свойства личности является то, что гиперактивные дети не умеют долго злиться и таить обиду на окружающих. Даже после вспышки гнева через небольшой промежуток времени они готовы общаться как ни в чем не бывало;
  • общительность. Дети с гипердинамическим синдромом легко налаживают социальные контакты, они всегда найдут о чем поговорить как со сверстниками, так и со взрослыми. Но вместе с тем поддерживать постоянные и глубокие дружеские отношения у них не получается. Иногда гиперактивные дети предпочитают играть с детьми более младшего возраста.

Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми

Регулировать режим дня и тщательно его придерживаться. Повторяясь день за днем, порядок помогает понять, что происходит и что ему нужно делать в определенное время.

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы.
  • Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Причины гипердинамического синдрома

Нельзя однозначно сказать какие именно причины способствуют развитию гипердинамического синдрома. Многие специалисты уверены в том, что данному нарушению способствуют повреждения головного мозга в пренатальный период.

Случаются ситуации, когда с возрастом нарушения в работе нервной системы нормализуются. Однако если этого не происходит, то в возрасте 5-6 лет ребенку могут поставить диагноз минимальная мозговая дисфункция. Данное расстройство может привести к трудностям в обучении, а также контроле над своим поведением.

Минимальная мозговая дисфункция может проявляться в виде гипердинамического синдрома. В данном случае часть клеток, отвечающих за торможение, в мозге ребенка повреждается, а их функцию выполняют здоровые клетки. Это способствует большей нагрузке на здоровые клетки, а даже незначительный стресс может спровоцировать ухудшение работы всей системы

В связи с этим не рекомендуется повышать голос на гиперактивных детей, так как неумение концентрировать внимание и контролировать поведение зависит от работы нервной системы

Причины гипердинамического синдрома

Сложно назвать точные причины гипердинамического синдрома. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нарушение появляется вследствие повреждений головного мозга различной степени пренатального и перинатального периода.

Иногда нарушения в работе нервной системы компенсируются без всякого вмешательства по мере взросления ребенка. Но если этого не происходит, то в возрасте пяти-шести лет ему ставят диагноз ММД.

ММД — это минимальная мозговая дисфункция, которая приводит к различным трудностям и проблемам в обучении, контроле своего поведения и активности. Интеллект при этом сохраняется в норме.

Гипердинамический синдром является одним из проявлений ММД. Когда ребенок получил повреждение клеток мозга, которые отвечают за процесс торможения, их функцию взяли на себя здоровые нервные клетки. Но для того, чтобы восстановить всю работу, им приходится всегда работать с большой нагрузкой. Любой стресс и напряжение ребенка приводит к ухудшению работы всей системы. Именно поэтому нельзя кричать на гиперактивных детей и требовать от них вещи, которые они выполнить не в состоянии.

Все эти процессы в нервной системе и приводят к тому, что дети испытывает трудности с концентрацией, произвольным вниманием и контролем своего поведения

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Если описанные выше виды нарушений поведения являются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей — следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевая раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (Гарбу. зов В. И., 1990).

Основные признаки гипердинамического синдрома — отвлекаемостъ внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Самая большая проблема гипердинамичного ребенка — его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Пик проявлений гипердинамического синдрома — 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.

Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.

В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые  физически удерживают ребенка за столом, помогая ему кончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены, в противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет рассказано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.

Причины отставания и способы коррекции

Самой благоприятной с точки зрения прогноза формой отставания в развитии является педагогическая запущенность, при которой оно обусловлено только условиями жизни и воспитания ребенка. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка, тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.

Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Власова Т. А., 1971; Певзнер М. С, 1966; Ульенкова У. В., 1990).

В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в.том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть инфицированная помощь, полученная детьми в дошкольном воз-Касте (Ульенкова У. В., 1990).

Умственная отсталость в отличие от задержки психического раз-«тия носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психического развития в дальнейшем преодолеваются (Рубинштейн С. Я., 1979; Лебединский В. В., 1985).

Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекцион-ная и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказывается весьма плодотворной, причем чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: