Буква я

Буква я в русском алфавите: история, артикуляция, загадки

Анализ стихотворения «Буква Я» Заходера

Произведение «Буква Я» Бориса Владимировича Заходера впервые было представлено читателям на страницах авторитетного литературного журнала «Новый мир».

Стихотворение датируется 1947 годом. В эту пору его автору исполнилось 29 лет. Позади война, на которую он ушел добровольцем. По возвращении он завершает прерванную учебу в Литературном институте. Казалось, что опыт публикации патриотических стихов в фронтовых газетах, образование должны были помочь молодому поэту найти себе поприще в мирной жизни. Более того, в журнале «Затейнике» уже красовалось его дебютное стихотворение для детей. Поэт сочинил «Букву Я», получил добрые напутствия в детскую литературу от Л. Кассиля и С. Маршака, однако приняли ее в печать только в 1955 году. Собственно, лишь после этого переломного момента книги Б. Заходера стали доступны детям, родителям, педагогам. В жанровом отношении – самая настоящая сказка (хотя автор называет ее «рассказом»). Смежная рифмовка чередуется с перекрестной, есть и строчки, оставшиеся вообще без рифм. Ритм и динамизм стихотворения просто головокружительные, эмоциональность персонажей зашкаливает. Материал строится почти по принципу лесенки В. Маяковского, интонация и темп – киты, на которых стоят эти стихи. Автор вовлекает ребенка в гущу событий, история. Он забрасывает его вопросами, на которые сам же отвечает, интрига также беспроигрышна: узнать, «отчего и почему» я – последняя буква в алфавите.

Завязка в фольклорном духе: жили, не тужили. Есть даже хвостик пословицы: дело спорится. «Только раз»: замена сказочному «однажды». Вполне себе современное понятие и просторечный эпитет: страшный скандал. «В строку не встала»: аллюзия на идиому. Итак, бунт. Автор мастерски передает ярость героини. В ее пламенных тирадах плещется вековая обида и, как и положено, всюду пестрят местоимения «я». Аргументы у нее железные: главная-заглавная (приставка в значении «очень»), а еще и целая самостоятельная часть речи. Сперва соседи по азбуке отвечают ей нестройным хором, выкриками с мест: встань на место! Затем удается разобрать отдельные голоса. Поэт одушевляет героев. Вот фыркает «Ф», сердится «С», а «П» объявляет себя предлогом. В этой строфе – апофеоз звукописи. Мягкий Знак мямлит (обыгрывается многозначность слова), а у Твердого Знака – пудовые кулаки. Гласные поднимают гвалт, препятствуя драке. Перифраз: грамотный народ. «Ни бе ни ме»: фразеологизм. Между тем, буква-зазнайка сама себя наказала, пообещав за час составить предложение только с «я». Поэт саму форму букв превращает в игру: «о» катится. Изобретателен автор и в определении «рода» своих персонажей. Многие из них среднего рода. Под общий смех мятежница разрыдалась и в порыве смирения сама выбрала себе место – самое последнее. Сравнение жить «как семья» — наказ рассказчика уже детям. Дружба и взаимовыручка важны во всяком деле. И, конечно, эгоизм, самолюбие следует придерживать. В финале поэт еще раз ставит главную героиню в конец произведения.

В «Букве Я» Б. Заходер сочетает словесную игру с воспитательным моментом.

Сказка про букву Я

Яшка бяка
День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает.
А яме-то все равно!

— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся.
— Ага! Вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы.
А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:

— Бя-я-я-ка ты, Яша.
— Я — бяка?! Ну тогда держись!

Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:

— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.

И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!

— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.

Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!

— Все маме расскажу!

А все смеются:

— Бяка-бояка и ябеда!

(Г. Юдин)

Буква «Я» в различных азбуках, языках и системах

ЯЯков

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Я». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Я»
Я, яблоня, якорь, янтарь, яд
Слова заканчивающиеся буквой «Я»
Фея, шея, армия, буря, доля
С буквой «Я» в середине слова
Мяч, баян, водяной, боярин, ряд
Слова содержащие несколько букв «Я»
Дядя, всякая, яблоня, девятая, явиться
Страны
Ямайка, Япония. Смотреть все страны на букву «Я»

Города
Ялта, Ярославль, Якутск, Янгон. Смотреть все города на букву «Я»

Животные
Ягуар, ящерица, ястреб. Смотреть всех животные на букву «Я»

Овощи, фрукты и ягоды
Яблоко
Профессии
Ямщик
Все имена на букву «Я» со значениями и происхождением
Мужские имена
Яким, Ярослав, Яков, Ян. Смотреть все мужские имена на букву «Я», а также их значение и происхождение
Женские имена
Яна, Янина, Ярина, Ярослава, Ядвига. Смотреть все женские имена на букву «Я», а также их значение и происхождение

Про букву Я

Жила-была буква Ю. Она была совсем юная, маленькая и глупенькая. Целыми днями она играла юлой, катая ее по полу. А носила буква ю очень красивую юбку.

Одно огорчало букву Ю — другие буквы никогда не брали ее с собой ни в кино, ни в театры, ни на концерты. Также, бывало, они собирались вместе и обсуждали какие-то проблемы — а буковку Ю не звали.

— Ты еще маленькая и ничего не знаешь, — так говорили они. — Сначала нужно немного подрасти.

В один прекрасный день букве Ю это надоело, и она решила: я уже взрослая, пойду в школу. И пошла.

И стала учиться, да еще на одни пятерки.

В школе она узнала, что такое Юг, где находится Южный полюс, какие животные на нем обитают.

Она узнала, что такое юрта, юбилей и юнга.

Она даже выучила такие сложные слова, как Юриспруденция и Юрисконсульт.

Буква Ю узнала еще много нового и интересного об остальных буквах алфавита, а также о словах и всем Земном шаре.

А другие буквы постепенно перестали называть Ю глупенькой и маленькой, и часто советовались с ней, когда нужно было разобраться в каком-то сложном вопросе.

Буква Ю была счастлива. Но она не остановилась на достигнутом, она продолжала учиться и получать новые знания.

Стихи про букву Я для детей

Ягоды
Собирали ягоды
И вели мы счет:
Ягоду — в кружку.
Две ягоды в рот.
(Е. Авдиенко)

Ягод множество в лесу!
Их я маме отнесу…
(Б. Тимофеев)

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
(С. Маршак)

Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил…
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
(В. Лунин)

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
(Я. Аким)

Ястреб на ясене ясли открыл,
Птичьих детишек к себе пригласил.
Но не подходят пернатые к ясеню,
Не доверяют птенцов своих ястребу
— Ишь хитрый какой!
(А. Пудваль)

С виду
Очень грозен як,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!
(Б. Заходер)

Яше снятся якоря,
Снятся яхты
И моря.
Яша маленький пока,
Не дорос до моряка.
Подрастет —
Служить во флот
Обязательно пойдет.
(Ф. Бобылев)

Ящерица
Ящерицу я ловил,
Страх меня остановил.
— А чего же тут бояться?
— Хвостик может оторваться!
(Г. Виеру)

Задания с буквой Я для дошкольников


Раскраска с буквой Я Поиск слов, название которых начинается со звука Я (яблоко, якорь, ящерица, ящик).

Работа над мелкой моторикой: заполнение клеток узором по образцу, прописывание печатной буквы, дописывание недостающих элементов, работа над пространственной ориентацией.

Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»

Найди все буквы Я на картинке, их 10, а может и больше. Далее можно составить рассказ или предложения по картинке.

И. Васильева «Дружок: Уроки логопеда. Учим буквы»

Букварь-пропись для дошкольников. На первой странице дети прописывают печатную букву Я, обводят по точкам картинки, развивая кистевой праксис. Далее записывают в пустых окошках букву Я, читают слоги, называют слова с этими слогами. Дописывают в слова букву Я, читают, закрашивают части мозаики с буквой Я.

«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.

Задания с буквой Я (пропись печатной буквы, нахождение верной буквы Я, чтение слогов или повторение за взрослым, работа над анализом слова).

Автор пособия: Косенко Ю. А. «Учусь грамоте»

Интересные развивающие задания с буквой Я для дошкольников.

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и различия. 2. Найди спрятанные буквы Я. Обведи их. 3. Найди перечёркнутые буквы. 4. Определи буквы в правильном положении. 5. Обведи и раскрась только те яблоки, на которых буква Я написана правильно. 6. Добавь недостающие элементы букве Я. 7. Обведи знакомую букву Я. 8. Напиши букву Я.

Светлана Яковлева «Узнаю буквы»

Наталья Тегипко «Логопедический букварь»

Пропись буква Я

Пропись с буквой Я и другими развивающими заданиями для развития мелкой моторики, фонематического восприятия.


Пропись заглавной буквы Я


Пропись строчной буквы Я

Загадки для детей на букву Я

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(Яйцо)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)

Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)

Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец.
Так и выскочил жилец!
(Яйцо и птенец)

Зеленый поясок в траве затерялся.
(Ящерица)

Бегает среди камней.
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах!
— Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Сказка про букву Я

Яшка бяка День был ясный-ясный, а котенок Яша хмурый и сердитый. Он, прогуливаясь по двору, зазевался и свалился в яму. И теперь вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то все равно!

— Ну ладно, погодите у меня! — вконец рассердился Яша и давай дразнить всех подряд. Лягушонку язык высунул — лягушонок обиделся. — Ага! Вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык. Ящерица глазами хлоп-хлоп — и в слезы. А Яша уже ягненка своим языком дразнит. Ягненок смотрел — смотрел и говорит:

— Бя-я-я-ка ты, Яша. — Я — бяка?! Ну тогда держись!

Влез он на кучу ящиков и кричит на весь сад:

— Вот сейчас высуну язык и целый день вас дразнить буду.

И тут с яблони спелое яблоко упало и прямо Яше по лбу — бац!

— Мяу!!! — завопил перепуганный Яша, думая что это на него сверху ястреб напал.

Кубарем свалился с ящиков, хвост трубой и домой!

— Все маме расскажу!

А все смеются:

— Бяка-бояка и ябеда!

(Г. Юдин)

Материалы для изучения

Про букву Я

Жила-была буква Ю. Она была совсем юная, маленькая и глупенькая. Целыми днями она играла юлой, катая ее по полу. А носила буква ю очень красивую юбку.

Одно огорчало букву Ю — другие буквы никогда не брали ее с собой ни в кино, ни в театры, ни на концерты. Также, бывало, они собирались вместе и обсуждали какие-то проблемы — а буковку Ю не звали.

— Ты еще маленькая и ничего не знаешь, — так говорили они. — Сначала нужно немного подрасти.

В один прекрасный день букве Ю это надоело, и она решила: я уже взрослая, пойду в школу. И пошла.

И стала учиться, да еще на одни пятерки.

В школе она узнала, что такое Юг, где находится Южный полюс, какие животные на нем обитают.

Она узнала, что такое юрта, юбилей и юнга.

Она даже выучила такие сложные слова, как Юриспруденция и Юрисконсульт.

Буква Ю узнала еще много нового и интересного об остальных буквах алфавита, а также о словах и всем Земном шаре.

А другие буквы постепенно перестали называть Ю глупенькой и маленькой, и часто советовались с ней, когда нужно было разобраться в каком-то сложном вопросе.

Буква Ю была счастлива. Но она не остановилась на достигнутом, она продолжала учиться и получать новые знания.

Загадки для детей на букву Я

Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко)

Может и разбиться, Может и свариться. Если хочешь, в птицу Может превратиться. (Яйцо)

Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык)

Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык)

Домик круглый, домик белый Домик был сначала целый, А как треснул наконец. Так и выскочил жилец! (Яйцо и птенец)

Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)

Бегает среди камней. Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! — Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду — упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Стихи про букву Я для детей

Ягоды Собирали ягоды И вели мы счет: Ягоду — в кружку. Две ягоды в рот. (Е. Авдиенко)

Ягод множество в лесу! Их я маме отнесу… (Б. Тимофеев)

Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы. (С. Маршак)

Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил… Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне. (В. Лунин)

Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. (Я. Аким)

Ястреб на ясене ясли открыл, Птичьих детишек к себе пригласил. Но не подходят пернатые к ясеню, Не доверяют птенцов своих ястребу — Ишь хитрый какой! (А. Пудваль)

С виду Очень грозен як, А ведь он — большой добряк: Говорят, На нем в Тибете Смело ездят Даже дети! (Б. Заходер)

Яше снятся якоря, Снятся яхты И моря. Яша маленький пока, Не дорос до моряка. Подрастет — Служить во флот Обязательно пойдет. (Ф. Бобылев)

Ящерица Ящерицу я ловил, Страх меня остановил. — А чего же тут бояться? — Хвостик может оторваться! (Г. Виеру)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Конспект занятия по обучению грамоте «звук [а]. буквы а, а»

Алфавит для детей, 120 картинок: как выучить буквы ребенку 4-6 лет.

Сказка-азбука «Гараж из буквы А»

— Я хочу познакомить тебя сегодня с буквой А, сынок.

— Я не хочу учить буквы, не хочу учить алфавит, я хочу играть в гараж.

— Но ведь буква А тоже может поиграть с тобой. Ты только познакомься с ней.

— Я буква А. И я могу стать твоим гаражом.

— Какой из тебя гараж может быть. Ты же буква.

— Ты посмотри на меня повнимательнее. Под моей перекладинкой ты можешь поставить свою машинку.

— Да, а на перекладинку я положу запасное колесо к своей машинке.

— Конечно, можешь. А на самый кончик ты можешь повесить фонарик, чтобы твоей  машинке в гараже было светло.

— Вот как замечательно мы играем. — сказала буква А и улыбнулась своей перекладинкой.

Произношение буквы А в древности и сейчас

В своем лежачем на левом боку положении буква А (финикийцы называли её «алп») напоминала этакую гортанную перемычку. Она и произносилась так — глухо, гортанно, как взрывной согласный.

В нашем языке такой звук можно уловить при произнесении «не-а» — такое прищелкивание горлом.

Греческий язык использовал букву А без гортанного смыкания. Но буква А — красавица, которую привезли купцы, полюбилась и им. Греки прозвали её «альфа» — это искаженное «алп».

Эллины решили придать букве шарма и поставили её на ноги. Таким образом выглядит буква А по сей день.

Жила на свете буква А. Она красивая была. И была у буквы А Очень длинная коса. За кустик зацепилася, Косица отвалилася.

https://logoprav.ru/wp-content/uploads/2020/10/a-1.wav

С буквы А начинается много красивых имён. 

‎Kids Phonics A-Z, Alphabet, Letter Sound Learning on the App Store

Описание

***** Лауреат премии Parents’ Choice Awards ***** Разработано отмеченной наградами образовательной студией 22learn, создателем самых продаваемых приложений для детей, в сотрудничестве со специалистами в области образования для достижения лучших результатов.

Заложите основы навыков грамотности вашего ребенка на этом красочном загадочном острове, полном фонетических звуков. Дети учатся и весело проводят время, отслеживая буквы, узнавая звуки букв, сопоставляя буквы и определяя начальные звуки. Отправляйтесь в приключение вместе с очаровательной обезьянкой Эбби и ее поездом, чтобы раскрыть тайну этого острова!

=================== Лучшее введение в акустическую систему чтения! ==================

* ТЕПЕРЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ — ДОБАВЛЕНЫ НОВЫЕ ПОТРЯСАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ!

ДЕТИ НАУЧАЮТСЯ:

* Распознавать звуки букв * Находить прописные и строчные буквы * Сопоставлять буквы * Распознавать различных животных * Распознавать начальные звуки GET: —– * 90 изображений животных, расположенных в красочных пейзажах, сопровождаемых аутентичными звуками животных и фонетическими звуками начальных букв животных * 21 замечательный, профессионально иллюстрированный пейзаж * 7 фонетических секторов алфавита, разделенных по методике Монтессори * Серия веселых мини-игр * Наградные наклейки * Сюрприз по завершении всех уровней * Простота в использовании, ребенок -дружественный интерфейс * Качественный звук в исполнении профессиональной актрисы озвучивания * Дружелюбная, вдохновляющая обстановка —– Всем привет! Вы готовы к приключениям? Я обезьянка Эбби, подруга, которую вы знаете по очень успешной серии приложений от 22learn, и я подготовила одно для вас! Если вы хотите ИССЛЕДОВАТЬ остров странных животных и УЗНАТЬ ЗВУКИ ФОНЕТИЧЕСКИХ БУКВ, вам не следует ждать ни минуты и пойдем со мной!!!

Но сначала позвольте мне рассказать вам историю….

Легенда гласит, что глубоко внутри скалистого холма на острове хранится сокровище. Но больше никто не знает его секрета, потому что последний представитель человечества взбесил животных на острове, и с тех пор животные решили больше никого не приглашать, и остров затерялся во времени и пространстве.

Все, что осталось от наших знаний, это то, что через весь остров ходит совершенно особенный поезд. У поезда свое мнение, и ему нравится, когда имена пассажиров начинаются с определенных звуков! Говорят, что если бы кто-то когда-либо был способен исполнить все желания поезда, поезд перевез бы счастливчика глубоко в скалы и открыл бы драгоценные сокровища острова! **********************************************

Но вы спрашиваете Какое отношение все это имеет ко мне, обезьянке Эбби? Ну представьте, что со мной произошло совсем недавно! Я летал на своем самолете, когда внезапно разразился шторм, и мой самолет потерялся!

И вот я на странном острове, который выглядит точно так же, как легендарный Остров Фоникс, о котором я тебе рассказывал! Ууух, как интересно! Но мне нужен кто-то, кто поможет мне со всеми странными задачами, которые поезд просит меня сделать! Хочешь быть тем, кто поможет мне, и открыть сокровища острова вместе со мной?

Спасибо за покупку!

Версия 1.3.2

Компания Apple обновила это приложение, и теперь на нем отображается значок приложения Apple Watch.

Phonics Island – ЛУЧШИЙ СПОСОБ ПОДГОТОВИТЬ детей к УСПЕШНОМУ ЧТЕНИЮ! * По просьбам профессионалов в сфере образования мы добавили новые увлекательные занятия и возможности! * Трассировка: Научитесь писать все прописные и строчные буквы! * Balloon Pop Game предлагает детям попрактиковаться в определении букв, которые соответствуют названным звукам. * Возможность выбора прописных или строчных букв. Регистр букв теперь можно выбрать прямо из главного меню. * Для повышения эффективности обучения мы добавили возможность отключить активность «стикеров» (вы можете выбрать эту опцию в настройках).

Еще одно замечательное обучающее приложение для детей!

Разработчик, 22learn, LLC, не предоставил Apple подробностей о своей политике конфиденциальности и обработке данных. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.

Алфавит для детей — ТОП 5 игр

Как учить гласные буквы и звуки

Если вы приняли решение начать обучение, когда малышу исполнилось 3 года, делайте это только в игровой форме, любое принуждение исключается.

Что можно посоветовать:

Трехлетнему малышу нужно больше времени для запоминания и понимания материала, поэтому мгновенного результата не ждите;

  • Периодичность занятий – дважды в неделю, не более 7 минут в день;;
  • Гласные лучше запоминать парами, которые образуют рифму, — А-Я, У-Ю, О-Ё;
  • В 3-4 года ребенок мыслит образами, ассоциациями, поэтому используйте как можно больше картинок, игрушек и книг с яркими иллюстрациями;
  • Компьютерные игры и приложения рекомендуется подключать только с 5 лет.
  • Не начинайте изучать согласные буквы, пока малыш полностью не освоит гласные буквы.

Интересное по теме:

Сначала заинтересуйте – читая сказку, мимолетом выделяйте отдельные буквы, начните с самых простых – А, Е, О и затем постепенно подключайте другие гласные.

Покажите, как здорово играть с буквами – кубики, магнитная доска, плюшевые буквы, карточки. Придумывайте истории и сказки, где персонажами станут буквы, складывайте их из любых мелких предметов (фасоль, бусины, макароны, камушки), лепите из пластилина.

Как легко учить с ребенком гласные буквы (пошагово):

  1. Знакомимся с буквой, слушаем гласную, рассматриваем ее в разных цветах, а потом произносим самостоятельно. На этом этапе можно использовать плакаты, загадки, песенки, стихи — они будут дальше в статье.
  2. Определяем характеристики звука – гласный или согласный. Поясните ребенку: «Оказывается, все гласные звуки можно петь голосом. А еще есть согласные звуки, они твердые и не поются.»
  3. Учимся выделять звук среди других на слух (ребенок закрывает глаза, взрослый медленно произносит слоги, когда малыш слышит нужную гласную, хлопает в ладоши);
  4. Находим букву в слове (для этого потребуются картинки со словами, ребенок должен сказать, где находится гласная – в начале, середине или конце слова);
  5. Составляем слоги с определенной буквой, произносим эти слоги.
  6. Если малышу уже 4 года, можно предложить попробовать записать буквы на бумаге или мелом на асфальте.

После каждого урока закрепляйте материал, задавайте малышу вопросы. Например, какую букву мы выучили? Какой звук соответствует букве? Буква гласная или согласная, как это можно определить? Какие слова начинаются на эту букву?

А вы изучаете буквы с ребенком? Что пробовали? Что ему больше всего интересно?

Звуковой плакат с буквами
45.61%

Алфавит на магнитах с магнитной доской
14.04%

Плюшевые буквы
8.77%

Коврик-пазл с буквами и цифрами
12.28%

Книги, азбука, например
7.89%

Стихи и сказки
6.14%

Нам с малышом будет все интересно.
5.26%

Проголосовало: 114

Книги для изучения алфавита с ребенком 5-6 лет

Информация, поданная в стихах, всегда запоминается легче и быстрее. Многие авторы – советские и современные – предлагают стихотворения об алфавите.

«Азбука игрушек», автор Владимир Степанов. Русский детский поэт и прозаик, написал более 150 тысяч книг.

«Азбука деда Мороза», автор Андрей Усачев. Известный автор детских книг, сценарист, радиоведущий. Помните мультфильм про умную собачку Соню – этого замечательного персонажа также придумал Андрей Усачев.

«Азбука фантазеров», «Мохнатая азбука» автор Борис Заходер. Советский писатель, переводчик, сценарист. На протяжении всей своей творческой деятельности популяризовал детскую классическую литературу.

«Про все на свете», «Живые буквы», «Автобус №26», автор Самуил Маршак. Известный советский писатель, драматург, переводчик, сценарист. Он создавал произведения, доступные детям, образные, яркие и познавательные.

«Живая азбука», автор Саша Черный. Почти полтора столетия малыши с удовольствием учат алфавит по этой замечательной книге. Строчки произведения быстро запоминаются благодаря легким рифмам, а дополняют текст картинки с русским алфавитом, которые можно распечатать и раскрасить вместе с ребенком.

«Азбука в загадках», автор Инна Гамазкова. Отличный способ выучить алфавит предложила популярная советская писательница и драматург

Загадки развивают память, внимание, логическое и образное мышление.

Загадки про букву А

* * *
Айболиту все сперва
Говорили букву…

* * *
Аист — птица-почтальон,
К нам придёт весною он.
Прилетит издалека,
Принесёт нам букву…

* * *
Море теплое вокруг,
Мы купались в нем, и вдруг
Всех друзей, как ветром, сдуло —
К пляжу подплыла…
(Акула)

* * *
В голове она одна,
А в кармане сразу две,
В барабане целых три,
Повнимательней смотри!

* * *
В море плавала акула.
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву…

* * *
Врач умеет очень просто
Наше горло проверять —
Он всегда при этом просит
Эту букву называть.

* * *
Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего лишь буква…

* * *
Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву…

Возможные дефекты

  1. А=Э (мэмэ). Иногда бывает, что ребёнок алфавит, но не может произнести даже вот такой вот простой звук . Возможно спинка языка у него занимает слишком приподнятое положение, а рот недостаточно открывается, из-за чего резцы находятся очень близко друг с другом.
  2. А=И. Работая у зеркала, стараться удерживать язык плоским и не оттягивать внутрь рта. Если у ребёнка не получается это сделать, взять шпатель и слегка нажимать на спинку языка.
  3. А=Ы (мымы) — углублённый звук. Кончик язычка слишком утянут внутрь, язык складывается комочком.Коррекция такая же, как при А=Э. Если сложно удаётся, то предложить приблизить кончик языка к резцам и в таком положении попробовать произнести .
  4. А=О. Этот дефект вызывается неправильным положением губ. Коррекция: только многоразовое подражание и артикуляционные упражнения.
  5. Открытая гнусавость появляется при опущенной нёбной занавеске. В этом случае голос не участвует, работают только губы. Чтобы устранить такое нарушение, нужно, прежде всего, объяснить, что ребёнок делает не правильно. Поможет подражание и упражнения на твёрдую атаку (говорим отрывисто, артикуляция напряжена). Эффекта можно добиваться, используя метод дирижирования. Тогда нёбная занавеска поднимется рефлекторно.Постепенно переходим к протяжному А, А, А… .

Скороговорки на букву А

* * *
Буква А, где тетя Аня?
Дочку Аню парит в бане.
Баня Аню прогревает,
Аня баню обожает.

* * *
Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:
Аптекарь, артист, акробат, астроном.
Кто из них вам еще не был знаком?

* * *
А мне не до недомогания.
Архип осип, Осип охрип.

* * *
Астронавты на орбите.
Акробаты на Арбате.

* * *
У Аграфены и Арины растут георгины.

* * *
Буква А, где тетя Аня?
Дочку Аню парит в бане.
Баня Аню прогревает,
Аня баню обожает.

* * *
Алла астры собирала
Из астра букеты составляла.

* * *
Алеша Ульяне сигнал подает,
Ульяна услышит – Алешу найдет.

* * *
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге – буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев, очки на нос,
Он читает:
— АБ-РИ-КОС.

* * *
Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
А похожа на ракету.

* * *
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Речевая игра «Лесенка»

Цель: научить определять место звука А в слове.

Оборудование: нарисованная лесенка и игрушка.

Если играют двое и больше участников, то игрушки раздаются всем, а слов подбирается побольше.

Ход игры: называются слова (для большего количества игроков слов заготовить побольше), а игроки должны переставлять игрушки на определённое количество ступенек вверх.

  1. Если звук А в начале слова, то поднимается на одну ступеньку.
  2. В середине — на две ступеньки.
  3. В конце — на три ступеньки.
  4. Если в слове два звука А — на четыре ступеньки.

Слова называются по очереди каждому игроку.

Побеждает тот, кто назвал положение звука правильно во всех словах и поднялся выше всех по ступенькам.

Чтобы все были в равных условиях, то на каждого игрока подготавливается свой набор слов с одинаковыми позициями А.

Если ответ дан неправильный на любое слово, то игрушка опускается на одну ступеньку вниз.

Играть можно долго, пока игроки не устанут, а у ведущего не закончатся слова.

Можно придумывать их на ходу.

Постановка и автоматизация звука [А]

Так как звук считается среднерядным нижнего подъёма, то он имеет свои особенности звучания.

Артикуляция изолированного звука в норме

Когда у человека (любого возраста) нет никаких дефектов и нарушений речи, то во время произнесения звука (одного, не в слоге, не в слове, а просто А) губы должны быть в расслабленном состоянии, свободны.

Они не коим образом не изменяют своё положение (пассивны).

Рот открыт.

Резцы находятся в 2 см верхние от нижних.

Язык также в свободном положении без движений на самом дне ротовой полости.

Только кончик языка возле нижних резцов, спинка языка в положении нижнего подъёма.

Небо слегка приподнято, нёбная занавеска соприкасается с задней стенкой глотки, закрывая собой проход в носовую полость.

Звук является ротовым.

Голосовые связки смыкаются и голос начинает вибрировать, образовывается голосовое звучание.

Если наблюдать процесс в зеркало, то чётко видно положение губ, кончики резцов, немного просматривается, в каком положении находится язык.

Во время произнесения звука зеркальце запотевает.

Приложив ладонь к гортани, чувствуется, как она вибрирует. Также ощущается небольшая вибрация в области грудины.

Это показатели нормального звукопроизношения .

Устранение неправильной артикуляции А

Если же есть какие-то нарушения, то необходимо начинать работу именно для постановки правильной артикуляции.

Взрослый показывает все положения ротовых органов на картинке, на себе и контролирует положение обучаемых на их зеркалах.

После того, как положение органов закреплено, идут следующие этапы работы:

  1. Подобрать ряд слов, в которых звук находится в ударном положении.
  2. Дать образец правильного произношения. Обучаемый должен воспринимать слово, т.е. должно быть поставлено слухо-зрительное восприятие. Используется наглядность — зрительная и слуховая.
  3. Сделать слова, разбив на слоги.
  4. Деление на звуки, работая со звуком изолированно.
  5. Затем проводится фонетическая гимнастика (ритмика) — работа с дыханием, постановка языка около нижних резцов, работа с голосом.

Создание буквы А

Финикияне не сами придумали букву А. Это был народ мореплавателей. Они переносили с собой изо всех стран, где бывали, самое лучшее и прогрессивное.

Они заимствовали даже буквы.

Раньше каждую мысль жители Востока отмечали в виде значка. Коротко и понятно. Знак с очертаниями А понравился им, и тоже был занесен в список общеупотребляемых знаков.

А так как буква фактически лежала на боку, то она запросто сошла за иероглиф.

Это уже позднее букву перевернули и поставили на ноги. В таком уже виде она дошла и до наших краев и кириллических алфавитов.До настоящего времени не известно, откуда же прибыла буква А.

Но точно уверены, что если бы она когда-то не была заимствована темы древними мореплавателями, то возможно, мы сейчас в качестве алфавита использовали иероглифы, как все нормальные древнеегипетские и китайские люди.

Фонетическая разминка со звуком А

Очень полезным упражнением является отработка фонетики по специальным аудиофайлам. Запись делается с использованием одного единственного звука А в разных конфигурациях. Данное упражнение помогает контролировать слуховое восприятие.

Например, А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА А АА ААА АААА ААААААААААААААААААА ААААААААА ААААААААААААА  ААААААААА  А  АА АААААААА

Попробуйте повторить за диктором следующие композиции.

Развивашки для малышей

Раннее развитие малыша играет важную роль, поскольку дает основу будущих школьных достижений. Обучение дошкольников эффективно только в том случае, если ребенок заинтересован в обучении и занятие доставляет ему удовольствие.

Принимая во внимание три важнейших характеристики детского дошкольного образования – «игра, познание, деятельность» – мы создали для вас возможность распечатать развивающие рабочие листы, дидактические и настольные игры, увлекательные задания и много других материалов для детей от 1 до 7 лет. Яркие рабочие листы и дидактические игры помогут детям учиться и совершенствовать все виды навыков в игровой форме

Развивающие занятия для детей по улучшению мелкой моторики и подготовки руки к письму 

Развитие мелкой моторики – чрезвычайно важный этап для детей. Развивающие занятия для детей с красочными рабочими листами выработают привычку к регулярному обучению. Вы можете выбрать и распечатать для занятия материалы для дошкольников, которые ему понравятся:

  • развивающие игры для детей 1 года на сортировку объектов;
  • рабочие листы для поиска подходящих пар или соответствий;
  • задания для развития графомоторики и тренировки навыков письма детей;
  • развивающие раскраски;
  • шаблоны для вырезания и поделок.

Математические игры, рабочие листы и развивашки для малышей и дошкольников

В возрасте 2-3 лет дети знакомятся с цифрами и осваивают счет до 10. Они могут различать геометрические формы и решать простые задачи. Математические развивающие игры для детей 2-3 лет помогут развить мышление детей и хорошую успеваемость в школе. Несколько полезных советов от Wunderkiddy:

Продемонстрируйте практическое использование математики в реальной жизни

Обращайте внимание на всё, что связано с математикой вокруг вас: покупки в магазине, приготовление пищи по рецепту, время и т.д.
Тренируйте математические навыки дошкольников на примере вещей, которые ему интересны: игрушки, конфеты, природа, бытовые приборы, канцелярские принадлежности и т. д.
Распечатайте математические игры, рабочие листы и развивалки для детей, чтобы занятия в игровой форме были не только полезными, но и интересными

Детям нравятся красочные и увлекательные распечатки развивающих материалов, поэтому наши развивающие материалы для малышей помогут развить интерес к обучению.

Развивающие игры для детей 2 лет на логику и критическое мышление

Принимать верные решения и думать рационально можно научиться еще в дошкольном возрасте. На нашем сайте вы можете бесплатно распечатать обучающие игры на логику и мышление, чтобы научить детей оценивать ситуацию и принимать наиболее правильные и эффективные решения.

Бесплатные шаблоны для поделок и творчества

Распечатайте шаблоны для поделок из бумаги и развивайте творческие способности малышей, создавая поделки для оформления и игр. Во время творческих занятий у детей развивается воображение и мышление. Дети также тренируют и другие необходимые навыки: мелкая моторика, вырезание, логическое и пространственное мышление.

Игры и задания для развития памяти детей

Печатные развивающие игры на память развивают у ребенка способность усваивать знания и запоминать большие объемы информации. Занятия для дошкольников также помогают ребенку лучше организовывать и запоминать свои повседневные задачи: убрать комнату, сложить карандаши в пенал, почистить зубы или помочь родителям с простыми домашними делами.

Тематические рабочие листы и игры для каждого ребенка

Правильно выбранная тема материала – залог успешного развивающего занятия. Если вы выберете рабочий лист или распечатаете развивающую игру на интересную для ребенка тему, то он будет целеустремленным, заинтересованным и активным.

Многие задания требуют внимательности и усидчивости дошкольников. Добиться этого можно только тогда, когда дети делают то, что им нравится.

Учим алфавит ТОП- 5 звуковых плакатов

Мы подготовили для вас обзор самых интересных и увлекательных плакатов с азбукой. Выбирайте плакат, где голос произносит букву и звук

Важно, чтобы ребенок понимал разницу между ними. Будьте терпеливы, во всем поддерживайте ребенка, помогайте ему

Говорящая азбука Знаток. В данном плакате есть буквы, стихотворения, песенки, озвучивание четкое, понятное.

Азбука детской безопасности. Знаток. Плакат обучает полезным и нужным в жизни вещам – вежливости, правильному поведению и, конечно, азбуке. Есть функция проверки знаний и музыкальное сопровождение.

Азбукварик. Ферма и зоопарк. Тут малыш найдет сказки, буквы, цифры, геометрические фигуры, названия животных. Плакат яркий, увлекательный, звук четкий и громкий.

Плакат Пушкин и Россия. Азбукварик. На полотне изображены персонажи произведений Александра Сергеевича Пушкина, они читают стихи, использована профессиональная озвучка. Кнопки отлично реагируют на нажатие, есть функция автоотключения.

Плакат безопасность. Азбукварик. – плакат знакомит детей не только с буквами и звуками, но также с правилами дорожного движения. Очень красочный, полезный и прочный.

Стихи про букву А

* * *
Буква «А» всему глава,
У нее солидный вид,
Потому что буква «А»
Начинает Алфавит!
Астры, аисты, аптеки
С буквой «А» дружны навеки!

* * *
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С.Я. Маршак)

* * *
Букву А нам надо знать,
Чтобы что-то прочитать,
Ах, Антошка, Айболит —
Знать нам надо алфавит!

* * *
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
(А. Шибаев)

* * *
Всем известна буква «А» —
Буква очень славная.
Да к тому же буква «А»
В алфавите главная.

* * *
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.

* * *
Аист крылья расправляет,
Аист книгу раскрывает.
В книге — буквы и слова.
Аист видит букву А.
И, надев очки на нос,
Он читает:
— АБ-РИ-КОС.

* * *
Буква А, буква А,
Афавиту голова.
Знает Вова, знает Света
В алфавите букву эту.

* * *
Обожают этот звук
И Андрей и Аллочка,
Палка так и палка так,
В середине палочка.
(Э. Успенский)

* * *
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

* * *
— Ах, — сказал, вздыхая, Аист, —
накормить птенцов стараюсь…
Но они, как папуасы,
любят только ананасы.

Развиваем речь ребенка — упражнения и тренажеры

Зачастую ребенок неправильно произносит звуки, потому что у него слабо развиты мышцы речевого аппарата. Логопеды предлагают упражнения, направленные на укрепление этой группы мышц. Начинать выполнять их нужно с 3-4 лет, чтобы к 6-7 годам никаких пробоем с речью у малыша не было.

  1. Упражнения на укрепление мышц языка, помогают выговаривать буквы «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж».
  • «Жало» — максимально напрячь язык, высунуть и находиться в таком положении как можно дольше.
  • «Лопаточка» — язык положить на нижнюю губу.
  • «Чаша» — открыть рот, высунуть язык, не коснуться зубов, засунуть обратно.
  • «Маятник» — открыть рот, высунуть язык, напрячь, и водить вправо и влево.
  • «Лошадь», «индюк» — малыш должен имитировать цоканье копыт, а также крик индюка (бл-бл-бл).
  1. Упражнения на укрепление корня языка, помогают правильно произносить звуки «г», «к», «х».
  • легкое покашливание;
  • имитация звуков при полоскании горла;
  • произношение гласных «а», «и», «э», но резко, отрывисто.
  1. Правильное смыкание губ, помогает произносить звуки «б», «м», «п».
  • Сжать карандаш в губах, описать им круг в воздухе.
  • Сжать губами фасоль или семечку, а потом резко выплюнуть.
  • Показать, как фыркает лошадь.
  • Имитация звуков барабана – бум, бам.
  1. Тренировка щечек.
  • По очереди надувать щечки.
  • Надуть щечки и имитировать пережевывание пищи.
  • Перекатывать воздух из одной щечки в другую.

Мелкая моторика помогает в развитии речи. Регулярно массируйте ладошки ребенка. Можно использовать для этого мягкие щетки, шарики, проговаривать прибаутки. Отлично развивают мелкую моторику аппликации, нанизывание бус, лепки из пластилина или соленого теста.

Буква А в русском языке

Печатных А две буквы – большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук . У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а.

Из этого стихотворения становится понятно, что буква А начинает алфавит.

В древности эта буква имела совсем другое имя. Наши предки называли её «Аз», что в переводе означало «я» (иначе говоря «начало, начать»). Но ещё раньше она появилась у древних греков. У них она называлась альфа. Вот какая буква А древняя.

Произнесите звук  и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Рот приоткрылся, звук легко и свободно прошёл, не встретив на своём пути никаких преград. Вы не услышали никаких шумов. Этот звук можно легко тянуть и даже петь. Такие звуки нашего языка называются гласными.

Слово глас в старину означало голос. Чем звонче мы произносим звук, тем шире открывается рот, поэтому иногда гласные звуки называют ртораскрывателями. Вспомните, что просит сделать врач, когда хочет посмотреть ваше горло? Он говорит: «Произнесите ааа». Всё дело в том, что, когда мы произносим этот звук, рот широко открывается и горло можно посмотреть.

Потренируемся узнавать звук . Произнесите слова и определите место звука в слове.

  • Автобус – звук слышен в начале слова.
  • Акула – звук слышен в начале и в конце слова.
  • Лиса – звук слышен в конце слова.
  • Белка – звук слышен в конце слова.
  • Ландыш –  звук слышен в середине слова.
  • Астра – звук слышен в начале и в конце слова.
  • Ваза – звук слышен в середине и в конце слова.
  • Туча – звук слышен в конце слова.
  • Шарик – звук слышен в середине слова.

Звук может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков в слове может быть несколько.

Прочитайте стихотворение и сосчитайте, сколько звуков вы услышите в словах, называющих фрукты.

Всего в названии фруктов пять звуков . Назовите другие плоды, названия которых начинаются на букву А. Например, ананас, алыча.

Чтобы записать все эти слова, вам понадобится буква А.

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

Суша всего земного шара делится на шесть частей света. Каждая часть света имеет своё название. Пять из них называются на букву А: Азия, Америка (Северная и Южная), Африка, Австралия, Антарктида.

Прочитайте буквы:

  • А.
  • А!
  • А?

После буквы стоят особые знаки. Они подсказывают, как надо читать. Их называют знаками препинания (препинание – препятствие в речи).

«.» – точка, она говорит: «Читай спокойно, а потом остановись».

«!» – этот знак называется восклицательным. Он говорит: «Читай с чувством, воскликни голосом».

«?» – это вопросительный знак, он подсказывает: «Спроси».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: