Логоритмика: методика развития речи у детей

Роль логоритмики в коррекции 
речевых нарушений дошкольников | коррекционная работа  | педагог доу

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика — это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов

Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль

Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики — это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Логоритмика для детей 5-6 лет

Для дошкольников подбираются более сложные занятия

К этому возрасту важно, чтобы у ребенка сформировалось четкое произношение всех звуков. Иначе, когда он пойдет в школу, будут проблемы с освоением чтения и письма, коммуникацией с детьми и учителем

Если есть нарушения дикции занятия проводят ежедневно. Рекомендуют:

  1. Обыгрывание стихотворений. Ребенок повторяет строчки и показывает, о чем говорит.
  2. Ходьбу сочетают не только со сменой направлений, ритмичным счетом, но и с исполнением маршевых песен.
  3. Предлагают к стихотворению детям самостоятельно придумать движения.

При чтении стихов важна интонация, а не простое запоминание слов.

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Пальчиковая гимнастика

Кто как поет?

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок — круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ — пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению),
А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках),
Мухомор — красный (разминаем указательный палец),
Очень он опасный.
А второй лисичка (трогаем следующий палец),
Рыжая косичка.
Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)
Третий гриб — волнушка.
А четвертый гриб — сморчок (теребим безымянный пальчик),
Бородатый старичок.
Ну, а пятый гриб, каков?
Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением

Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д

Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Подготовка и проведение занятия по логоритмике в детском саду

Занятия по логоритмике в детском саду, как правило, объединены общими сюжетами, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, педагог равномерно распределяет эмоциональную и физическую нагрузку своих подопечных, подбирает различные формы работы, учитывает индивидуальные особенности ребят.

Временной план занятия

Временные рамки занятия по логоритмике зависят от возраста подопечных, для каждого из которых установлены конкретные границы:

  • в первой младшей группе — 15 минут;
  • во второй — 20 минут;
  • в средней — 25 минут;
  • в старшей и подготовительной — 30 минут.

Продолжительность занятий по логоритмике зависит от возраста воспитанников

Таблица: поэтапный хронометраж занятия

Этап Время
Вводный Разминка-марш до 2 минут
Игры на развитие мелкой моторики до 5 минут
Основной Упражнения на артикуляцию, постановку дыхания до 5 минут
Задания на общую моторику, игры на развитие темпа, мелодики речи, голоса, пение, задания на отработку темпа речи и др. 5–15 минут
Заключительный Расслабляющие или общеукрепляющие упражнения до 3 минут
Ходьба 1 минута

Составление конспекта занятия по логоритмике

При создании конспекта занятия по логоритмике педагог подбирает комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, а также заранее подбирает необходимое музыкальное сопровождение.

В процессе проведения занятия педагог ориентируется на решение актуальных образовательных задач

Таблица: пример конспекта занятия по логоритмике на тему «Овощи» в младшей группе (фрагмент)

Автор Артёменко Ю., учитель-логопед, педагог МАДОУ «ЦРР детский сад №40», г. Пермь.
Вводный этап Педагог: Наступило время сбора овощей. Будем овощи мы собирать? (Ответы детей).Речь с движением «Собираем урожай».

(На экране через проектор появляется красивая картинка овощей)…>

Основная часть <… Педагог: А теперь станем, как помидор, надуем щёчки и, как огурчик, худенькие, а губки спрятались от дождика и, чтоб не замёрзли, подуем на них.Артикуляционная гимнастика. Дети подходят к зеркалу.

«Улыбочка», «Трубочка», «Рупор».Педагог: Вот и язычок проснулся, вылез из домика, посмотрел налево-направо, на небо, на лужи — и побежал по ним. Все сапожки замочил, накажем непослушный язык. Потом попоим чаем с вареньем…><… Речь с движением «Мы пойдём в огород».

Мы пойдём в огород, (Шагают на месте)Что там только не растёт! (Разводят руки в стороны)Огурцы сорвём мы с грядки, (Срывают огурцы)Помидоры с кожей гладкой. (Показывают руками силуэт шара)Толстая репка в землю засела крепко. (Слегка качаются из стороны в сторону)Длинная морковка (Опускают руки вниз)От нас укрылась ловко. (Приседают и прикрывают голову)Дёргай, дёргай из земли. (Дёргают из земли морковку)Всё собрали — посмотри! (Разводят руки в стороны)…>

Заключительный этап <… Музыкальная композиция «Пугало». Дети выполняют движения за логопедом в кругу и поют песенку.Музыкальная композиция «До свидания, ручки». Прощание.Дети с логопедом встают в круг, берутся за руки и благодарят друг друга.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-logoritmike-v-mladshei-grupe-ovoschi.html

Логоритмические упражнения

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)По узенькой дорожке (ходьба на месте)
Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)
По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
И в ямку… бух! (сесть на пол на последнем слове)

Игра «Большие и маленькие капельки» (развитие чувства темпа и ритма)

Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.
Как стучат большие капли?
Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап…
А маленькие капельки как?
Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап
Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.

Игра «Оркестр» (развитие слухового внимания)
Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш…», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.
На слове «Тишина» – все смолкает.

Пальчиковая игра «Домик» (развитие мелкой моторики)
На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончики пальцев)
Ну а к дому путь закрыт (большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)
Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем. (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ладонями вверх)

Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.

Учитель-логопед

Айнетдинова Руфия Мяиновна

 ГБОУ СОШ № 21

 структурное подразделение № 57

 г. Сызрань

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: «Как кричит гусь, когда летит?» Воспитанники должны махать ручками и отвечать: «ГА-ГА!»
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Автобус

Я еду-еду-еду

Ну-ка повторяйте

Тук-ток

Мишка пляшет

Паучок

Ослик

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников — это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели — это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Логоритмика для детей 6-7 лет

В этом возрасте подбираются сложные упражнения. При этом тренировки должны быть в игровой форме. Например:

  1. Игра «Замри». Дети бегают под музыку, а как только она прекращается они должны остановится в определенном образе. Ее указывает ведущий, или ребенок сам придумывает, но затем изображает в чей позе он застыл, а другие дети угадывают.
  2. «Зеркало». Рисуют схематическое изображение движений (прыжок, кружение). По этой схеме ребенок должен двигаться. Подбирают музыку быструю или среднего темпа.
  3. «Садовник». Рассказывают стих «Мы вчера в саду гуляли …), показывая руками что именно делали. Придерживаются темпа. Стих рассказывают выразительно.

Выбор логоритмических упражнений огромен. Существуют различные методики тренировок. Оптимальную программу составляет специалист, учитывая возможности ребенка.

Логопедическая ритмика для 2–3 летних малышей

Словарный запас детей в таком возрасте достаточно широк. В период 2–3 лет речевое развитие идет гигантскими шагами. Они быстро учатся и схватывают любой материал.

Именно на стимулирование правильного развития речевого аппарата, формирование связной речи направлены занятия по логопедической ритмике. Упражнения для детей 2–3 лет должны проходить задорно и весело, вызывать интерес у малышей и желание делать их снова.

Маршировка. Одно из первых упражнений, основная задача которого — научить координации движений конечностей малыша. Эти упражнения помогают усвоить понятия «лево» и «право».
Артикуляция. Основа этих занятий — правильное дыхание и голос

Все внимание направлено на выразительность речи, высоту и силу голоса малыша. Такие занятия помогают при необходимости исправить нечистое произношение звуков, правильно развить мышечную группу речевого аппарата.

Тексты стихотворений, которые используются на занятиях, содержат необходимые звуки, которые нужны для развития именно в этот период.

Счет

Подразумевает под собой повторение цифрового ряда в определенной последовательности.

Такие считалки также способствуют запоминанию счета первого десятка.

 Внимание и память. Такие  логоритмические занятия содержат в своей основе стихи, которые подразумевают различные движения к каждой из строк

У детей 2–3 лет развивается умение быстро переключаться от одного действия к другому.

Это веселая логопедическая ритмика, и она очень нравится малышам, поскольку здесь можно проявить свою творческую сущность и изображать разных животных, предметы.

  • Мимические упражнения. Они играют большую роль в развитии речи у ребенка с 2 лет, которые имеют проблемы с ее развитием. Стишки позволяют малышам покривляться.
  • Пальчиковые упражнения. Их называют еще и занятиями на мелкую моторику рук. Начинают с кистей рук, которые кладутся на стол и поочередно меняют свое положение (ладошками вверх, на ребро).

После усвоения этого комплекса, переходят ко второму этапу таких упражнений: повторение под стихотворный ритм. К ним относятся всем известные потешные стишки про ладушки или сороку-белобоку. Дети очень любят такое времяпрепровождение и подхватывают его с удовольствием.

Родители могут и сами придумать свои занятия, которые будут выполняться под музыку или под чтение стихотворения. Это уже будет занятие по развитию речи малыша.

Кто проводит логоритмику?

Проводить не сложные логоритмические упражнения, особенно с маленькими детьми могут и родители. Это игра, необходимая для гармонического развития ребенка, формирования речи, воображения.

Основные правила проведения занятий:

  1. Не показывать недовольство, если у ребенка не получается правильно воспроизвести упражнение. Запаситесь терпением, хвалите малыша. Со временем он всему научится.
  2. Подберите музыку, отражающую эмоциональный фон занятий.
  3. Выберете стихотворения. Они должны быть простыми, быстро запоминающими. В словах присутствует много тех звуков, с воспроизведением которых у ребенка сложности.
  4. Сначала ребенок должен медленно повторять упражнения. С каждой последующей тренировкой темп увеличивается.

Родители ежедневно должны проводить простые логоритмические занятия со своими детьми. Подобные игры сближают, улучшают настроение. Но этих мер для полноценного развития недостаточно (если у родителей нет определенной квалификации). Для обучения, тренировки, формирования навыков, коррекционной работы нужна помощь специалиста:

  • логопеда;
  • психолога;
  • воспитателя;
  • педагога.

В детских садах логоритмические упражнения чаще всего проводит музыкальный работник (логопеды, психологи – редкость в государственных дошкольных учреждениях, а если они есть, то выполняют другие задачи. А для занятий по дополнительному развитию у них нет времени, возможностей).

Чтобы помочь ребенку гармонично формироваться, чтобы логоритмика действительно оказалась полезной, обратитесь к специалистам. В центрах раннего развития Бэби-клуб работают психологи, логопеды, хореографы, музыкальные работники. Они подберут соответствующую программу занятий логопедической ритмикой. Специалисты, благодаря освоенной методике, помогут малышам сформировать речевые навыки, справиться с нарушениями дикции. Групповые занятия проводятся с учетом возрастных особенностей.

Логопедическая ритмика в домашних условиях

В настоящее время существуют множество методов преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. Например, хорошо зарекомендовала себя логопедическая ритмика не только как доступный метод коррекции речи, но и как эффективный.

Данный способ коррекции речевых недостатков заключается во взаимосвязи  речи со следующими составляющими гармоничного развития ребенка, такие как мелкая и общая моторика, зрительное и слуховое восприятие, а также непосредственная их совместная работа. Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников  по инициативе  В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.

С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания и многих других речевых нарушений.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак — Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений. Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.

Эффективность данного метода коррекции речевых нарушений была доказана многими авторами и по ныне продолжает закреплять за собой нишу эффективного средства не только коррекции речевых нарушений, но и непосредственного развития ребенка.

В настоящее время логопедическая ритмика и ее элементы можно обнаружить как на логопедических занятиях, так и в других видах деятельности. Следовательно, можно закрепить и статус доступности не только для педагогов, но и для родителей детей с речевыми нарушениями. Логоритмические занятия дома проводить очень полезно!

Одной из составляющих гармоничного развития ребенка является комплексность, это касается не только работы педагогов и специалистов, но и самих родителей. Также в процессе жизни ребенок развивается не избирательно, а комплексно. Так и воздействие со стороны взрослого должно затрагивать все аспекты зон ближайшего и актуального развития.

Логопедическая ритмика дает возможность сочетанного развития как речи, так и моторики и восприятия в целом. На мой взгляд занятия логопедической ритмикой и ее элементами может заинтересовать ребенка в условиях дома, дети гораздо охотнее выполняют игры и задания основанные на движении и в помощь родителя существуют различные музыкальные композиции помогающие и родителю и ребенку выполнить упражнение. Так что же необходимо, чтобы организовать занятие по логопедической ритмике дома?

Первым этапом может стать подготовка  комнаты, среды в которой будет проходить действие. Убедитесь, что там достаточно места, что ничто не будет отвлекать ребенка от действия

также следует обратить внимание на опору (пол), она должна быть устойчивой (не скользкой). Желательно перед занятием одеть удобную спортивную форму, чешки, во избежание травматизма и дискомфорта

После подготовки среды, нужно подумать о содержании, т. е. какие игры и упражнения вы будете использовать.

Прежде чем брать первые попавшиеся упражнения, убедитесь из каких источников они взяты, стоит ли им доверять. После выбора содержания действия следует заинтересовать ребенка на выполнение заданий. Например, » День здоровья» или «Подготовим цирковое выступление». Мотивировать ребенка можно, зная его интересы и возможности.

При непосредственном выполнении действия следует четко давать ребенку инструкцию и пример действия. Помните о времени выполнения игр и упражнений, следите, чтобы ребенок не переутомился. В занятиях логоритмикой можно включать музыку, видео, использовать игрушки. Одним из очевидных плюсов занятий логоритмикой в услових дома является практическое отсутствие границ, вы фантазируете и придумываете то, что будет интересно именно вашему ребенку.

Таким образом, логоритмические занятия возможно проводить в домашних условиях , что даст положительные результаты.  Помните, что даже простая разминка может являться элементом логоритмики. Для более подробного изучения данного вопроса, вы можете обратиться к логопеду.

Для кого подходит

Логоритмические упражнения нужны всем детям начиная с раннего возраста. Тренировки подбираются индивидуально. С самыми маленькими начинают заниматься родители. Например, игра «Ладушки». Или подражание движением и звукам животных. Такие игры способствуют:

  • формированию речи;
  • укреплению эмоциональной связи между ребенком и родителями;
  • развитию координации движений;
  • укреплению памяти.

В дальнейшем тренировки усложняются. Их уже рекомендуют проводить со специалистом, который подберет упражнения и музыку. Занятия в коллективе облегчат процесс социализации ребенка.

Важно! Занятия логоритмикой обязательно нужны детям, если требуется логопедическая и психокоррекционная работа. Например, при:

  • заикании, наследственной предрасположенности к нему;
  • врожденными аномалиями развития речевого аппарата («заячья губа», «волчья пасть»);
  • слишком быстрой или замедленной речи;
  • повышенной стеснительности;
  • проблемах с общением (чрезмерной замкнутости);
  • недостаточной моторике, нарушениях координации движений;
  • дизартрии.

Логоритмика полезна всем детям, особенно в период формирования речи. Главное – правильно подобрать нейрогимнастические упражнения, стихи, песни, музыку.

Вывод

Музыкальная логоритмика – методика для развития речи. Она подходит не только тем детям, которым необходима коррекция из-за дефектов речи. Такие занятия способствуют гармоничному формированию ребенка. Развивают:

артикуляцию;
координацию движений;
психологические процессы (память, внимание, воображение);
способность ориентироваться в пространстве;
моторику, в том числе и мелкую;
чувство ритма.

Занятия улучшают психоэмоциональный фон, способствуют укреплению навыков общения. Помогают избавится от комплексов, особенно возникших из-за дефектов речи.

В детских центрах развития и садах «Бэби-клуб» занятия по логоритмике проводятся специалистами (психологами, логопедами). Используются эффективные методики и программы занятий. При тренировках учитываются индивидуальные особенности ребенка (возраст, с воспроизведением каких именно звуков и движений есть трудности).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: