Постановка и автоматизация звука к выполнили: архипова а.д. браило и.с презентация, доклад

Как поставить звук к

Звук «К»

На канале детской театральной студии «АртЭко» представлен видеоурок для улучшения дикции и техники речи. Особый акцент делается на отработку согласной буквы «К», которая иногда не звучит из-за недостаточной активности и тренированности речевого аппарата. Показан ряд упражнений для исправления положения и достижения четкого произношения: несложные фразы и примерные скороговорки, в которых буква проговаривается в сочетании с гласными. Маленькие актеры повторяют их медленно, с разной интонацией (поругать, похвалить, возмутиться). По мере освоения темп ускоряется. Занятие проходит в интересной игровой форме.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — , и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука . Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук .

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.

Дефектное произношение звука называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на , и иногда на . В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Недостатки произношения буквы «к»

Явление, когда дети не умеют выговаривать какой-либо звук, заменяют его другой фонемой или искажают при произношении, называется речевым нарушением. При каппацизме выявляют следующие недостатки:

Ребенок произносит изолированно или в словах с характерным придыхательным, кашлевым призвуком. При артикуляции голосовые связки смыкаются, а язык остается безучастным. Поэтому фонема ставится заново.
У трехлетних детей слышится в речи вместо четкий призвук из-за неплотного прилегания языка к небной занавеске. Отсюда воздух проходит через щель, образуя фонему . Проводится полный цикл занятий по дифференциации заднеязычных согласных с фиксированием внимания на укладе органов артикуляционного аппарата.
Дошкольник вместо твердого называет мягкий звук с добавлением гласных , . Объяснение в том, что у ребенка сформировалась неверная привычка артикуляции. Исправляется дефект механическим способом. Педагог сдвигает у дошкольника язык со средней части неба к задней. Такое положение поможет в произношении твердого согласного.
Ребенок называет слова с заданной фонемой, издает горловое звучание. Это явление возникает из-за примыкания корня языка одновременно к небу и задней стенки глотки. Ошибка исправляется механическим способом, когда учитель с помощью шпателя от «та» приходит к произношению «ка». При этом педагог следит за тем, чтобы нажатие на язык было легким.
Вместо дошкольник произносит фонему , в обратных слогах добавляет призвук или . Такой дефект объясняется включением в артикуляцию голосовых связок. Чаще всего он возникает при автоматизации согласных ,

Поэтому занятия проводятся поэтапно: закрепляются звуки , , затем добавляется фонема , обращается внимание дошкольника на отсутствие дрожи гортани при произношении заднеязычного согласного.

Занятия с логопедом.

Автоматизация звука «к» в словах

Заключительная фаза, автоматизация звука в речи, наступает после постановки изолированной фонемы . Работа коррекционного педагога начинается с неоднократного повторения прямых, обратных слогов, слоговых рядов. Например, учитель-логопед подготавливает следующие задания:

  1. Прямые слоги: «ку», «кы», «ко», «ка».
  2. Обратные слоги: «ак», «ык», «ок», «ук».
  3. Легкие и сложные слоговые ряды: «ка — кы — ко», «кло — кла», «квак — квук», «кны — кна — кно — кну».
  4. Короткие слова с одинаковым рядом: «бак — мак — ак», «бок — моток — ок», «бук — внук — ук».
  5. Слоговой ряд со словом: «ык — ык — бык», «ук — ук — паук», «ак — ак — табак», «ик — ик — веник», «ок — ок — сапожок», «юк — юк — курдюк», «як — як — бедняк».
  6. Короткие слова: «пик», «лик», «кот», «тук», «бук», «око», «кол».

Затем логопед подводит дошкольника к словам с заднеязычным согласным. Ребенок учится находить понятия на заданный слог, подбирать слова с несколькими рядом стоящими согласными:

  1. В начале слова: «кокон», «комок», «копейка».
  2. В середине слова: «акула», «полка», «гимнастика», «анкета», «бисквит».
  3. В начале и середине слова: «клубника», «коляска», «кадушка».
  4. В конце слова: «сок», «лук», «маяк», «как», «клок».
  5. В начале и конце слова: «кок», «колобок», «комок», «кабак», «каблук».
  6. Слог в начале, середине и конце слова (например, «ку»): «кубик», «кубок», «секунда», «миску».
  7. Слова со стечением согласных: «крыса», «класс», «тучка», «ручка».

Отработанные понятия учитель-логопед закрепляет в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В частности, дошкольника просят сначала связать легкие слова, придумать предложения с заданной фонемой, а затем подобрать больше слов со звуком :

  1. Словосочетания: «атласные маки», «надевать кепку», «классное занятие», «купить куклу», «крутить маховик».
  2. Предложения: «На беленьких котят налетели озорные воробышки», «Индюк клюет песок, камни, гальку, насекомых».

С младшим дошкольником автоматизация звука невозможна без логопедических игр:

  1. «Один… а много…»: «один кролик, а много кроликов», «одна майка, а много маек».
  2. «Один-много»: «внук — внуки», «индюшка — индюшки», «кулич — куличи».
  3. «Найди ошибку»: «В подосиновик положили корзину», «Колбасой шестилетний кошку свежей кормил Кеша».
  4. «Порядковый счет»: «одна сумка, две сумки, три сумки…».
  5. «Один — два — пять»: «один крот, два крота, пять кротов», «одна арка, две арки, пять арок», «одно стекло, два стекла, пять стекол».
  6. «Прямой и обратный счет до 10»: «одна кровать, десять кроватей, две кровати, девять кроватей…».
  7. «Лишнее слово»: «колос, кукла, лотос, кефир, мешок», «кричу, клюет, учим, крапать».
  8. «Лишний звук»: «канат, компьютер, драка, климат».
  9. «Большой — маленький»: «курица — цыпленок», «корова — теленок», «конь — жеребенок», «коза — козленок», «утка — утенок», «кошка — котенок».
  10. «Назови ласково»: «куб — кубик», «чашка — чашечка», «кот — котик».
  11. «Ласковый звук»: «нос — носик», «глаз — глазик», «рот — ротик», «стол — столик».
  12. «Чье?»: «мой клубок», «моя кофта», «мое окно».
  13. «Раздели на слоги»: «ко-ло-коль-чик», «клип», «ка-би-нет», «клоп».
  14. «Выдели ударный слог»: «кро-кус», «крот», «ком-ната», «крик-нуть», «ка-мера».

https://youtube.com/watch?v=h3iVmO9oMkI

На автоматизацию согласной фонемы, как и на закрепление новой физиологической привычки, уходит в среднем 1,5 месяца. Новые навыки ослабнут, если взрослые не будут контролировать правильную артикуляцию органов. Это приведет к нарушениям речи. Легче поставить ребенку звук с нуля, чем исправить дефект неправильного произношения.

Артикуляционные упражнения

С дошкольниками одно логопедическое задание повторяется трижды в день. Каждое упражнение делается минимум 5 раз. К новому уроку дети переходят после того, как без запинки выполнят предыдущее действие. При постановке звука логопед использует следующие упражнения:

  1. Улыбнитесь, приоткройте рот. Это исходное положение (ИП) артикуляции при постановке звука . Слегка покусывайте язык.
  2. Придайте ИП органам артикуляционного аппарата. Переднюю часть языка положите на нижнюю губу и прикройте верхней. Теперь «пошлепывайте» губами и произносите слог «пя».
  3. Займите ИП. Покусывание языка чередуйте с «пошлепывающими» движениями губ.
  4. Из ИП артикуляционного аппарата на нижнюю губу положите язык. Расслабьте его, накройте верхней губой. Теперь зафиксируйте положение на 5-10 секунд. Если ребенку трудно самому удерживать положение языка, то с помощью стерильной марли держите пальцами за кончик. Дошкольник в это время будет пытаться убрать язык в ротовую полость.
    Упражнение «горка».
  5. При постановке заднеязычного согласного примите правильную артикуляцию органов речи: улыбнитесь, выпятите язык «горкой», расслабьте связки. При этом кончиком упритесь в нижние резцы, а корнем прикоснитесь к небу. Удерживайте позицию до 5 секунд.
  6. Придайте ИП артикуляционному аппарату. Сделайте язык «горкой». Напрягайте и расслабляйте его каждые 10 секунд.
  7. Займите ИП, язык выпятите «горкой». Теперь плавно подуйте по средней части органа, ощутите прохладный воздух. Усложните задание: не просто выдыхайте воздух, а произносите звук и сдувайте ватный шарик с ладони.

III этап работы (проводится как часть занятия)

Тема. Воспитание четкого произношения звука к во фразовой речи и умения менять темп речи.Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука к во фразовой речи. Учить переходу от медленного темпа речи к быстрому.

Предшествующая работа. С детьми уточнено произношение звука к.Подготовительная работа. Воспитатель разучивает с детьми стихотворение.

Игра «Дождик»

Краткое описание

Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение:Капля раз, капля два,Капли медленно сперва —Кап, кап, кап, кап. (Дети сопровождают эти слова медленными хлопками.)Стали капли поспевать.Капля каплю подгонять —Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются.)Зонтик поскорей раскроем,От дождя себя укроем. (Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик.)Методические указания. Следить за правильным произношением детьми звука к, за сменой темпа и соответствием хлопков каждому слогу в словах.Для закрепления произношения звука к используем стихи и рассказы.

Работа над звуком. С чего начать?

  • Главная /
  • Работа над звуком. С чего начать?

Когда перед родителями появляется необходимость работы над звуками, которые их ребенок произносит неправильно, возникает вопрос: с чего начать? Опытные логопеды-дефектологи из Зеленограда помогут вашему ребенку в постановке и автоматизации звука в короткие сроки.

Познавательная страничка

Когда следует обращаться за помощью к логопеду? Читать здесь.

Появление звуков у ребенка— Читать подробнее.

Начиная работу по постановке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности

Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.
Важно знать особенности постановки звуков:

  • Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны ребенку.
  • Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный.
  • На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук.
  • Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Мама будет Логопедом

Любые звуки, после их постановки, требуют автоматизации. Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.
Не стоит забывать,что для достижения наилучшего результата, необходимо продолжать заниматься автоматизацией звука как на занятиях, так и в домашних условиях.

Десять правил автоматизации звуков

  1. Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолированно четко при многократном повторении.
  2. Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику . 
  3. Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе, так как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух.
  4. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем — в более сложных.
  1. Автоматизировать звук по подражанию.
  2. Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому, более сложному.
  3. Перед тем как автоматизировать звук, необходимо поставить правильный речевой выдох. 
  4. Для автоматизации звука использовать наглядность.
  5. Необходима систематичность
  6. У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков, необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией).

Копилка знаний

Система упражнений для развития фонематического слуха.

  1. Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?
  2. Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
  3. Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… 

Логопедические занятия в Центре Речи.

Система занятий, направленных на коррекцию нарушений всех сторон речи: звукопроизношения, фонематики, грамматики, лексики, слоговой структуры.

Логопедический массаж в Центре Речи.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями.

Массаж артикуляционной мускулатуры в Центре Речи.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста

И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

строго перед зеркалом;
внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Возможные проблемы

Оглавление

Интересен факт произношения звука «к». Он напрямую связан с корнем нашего главного речевого органа. В ряде случаев звук произносится смазано и нечётко, цепляя другие звуки — «г», «х», «д», «т». Здесь возможна причина, связанная с врождённым отклонением. Могут повлиять на качество произносимого звука стрессовые ситуации, последствия повреждения органов речи и дыхания, после каких либо травм. Самая простая причина — ребёнок просто ленится. Мы должны вовремя, на раннем этапе разобраться с ситуацией и своевременно начать работу по коррекции речи.

Взгляд со стороны

Посмотрим на человека, у которого не всё нормально с дикцией. Общаясь с ним, трудно понять, о чём он говорит. Нередко отпадает желание продолжать разговор или что-то объяснять ему. Над таким человеком смеются, а многие даже злятся на него. У детей такие взаимоотношения очень ярко выражены. И вот поэтому надо править речь с раннего возраста, чтобы дети свободно себя чувствовали в обществе, хотя, конечно, эта проблема не относится к основным в жизни. Но если есть возможность, желательно потренировать речь, чтобы произношение было четким.

На что делаем акцент

Тонкость обучающего процесса в произношении буквы «к» заключается в том, что надо направить внимание малыша на внутреннюю (среднюю и заднюю) часть языка. Но в образовании выговариваемых букв активно участвуют и другие органы нашего речевого аппарата

Это верхняя и нижняя челюсть, губы, мягкое и твёрдое нёбо. Поможет нам в правильном взаимодействии всех этих органов артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.

Занятие

Занятие артикуляционной гимнастики для звука «к» кроет в себе совокупность работы речевых органов и мозга. Ученик должен осмыслить положение артикуляционных органов и правильно их сориентировать. К тому же он должен, понять какие мышцы нужно напрягать, а какие расслаблять. В этом помогает ему педагог.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку
.

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения
:

А) подготовительные артикуляционные упражнения
: для губ
: чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка
:

«Лопаточка»
: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6)
;

«Киска сердится»
: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда
, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке)
(5 раз)

«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается»
вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка»
1
: выгибание (подъем)
задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке)
.

(5 раз.)

«Горка»
2
: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3
: то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения
: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить
: «Ко-ко-ко»
. Цыплята повторяют
: «Ко-ко-ко»
. А самый маленький цыпленок говорит
:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет
:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко»
Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко, и она кашляет
: «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок
: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит
: «К-К-К-К»
»

-развитие речевого дыхания
: Логопед
: Какое сейчас время года? Ребенок
: Зима. Логопед
: Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К
: «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда
(затем ребенка)
нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно
выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА
: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется
, затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада
: как мы произносим звук К
? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук
К и попробуй это почувствовать
: «К-К-К-К»
. Произнести звук
многократно и отрывисто.

Логопед
: Расскажи какой это звук
: гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется
, Давай подуем — он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый
)
. Звук
К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют)
. Значит звук К какой
? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука
.

Логопед
: Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК — АК-АК-АК АК-АК-АК — АК-АК

ОК- ОК — ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК — ОК-ОК

УК- УК — УК-УК-УК УК-УК-УК — УК-УК

ЫК — ЫК — ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК — ЫК-ЫК

ИК – ИК — ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК — ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К
:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке
:»Кыш! «

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв)
В какую сторону смотрит буква К? (в правую)
Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге)
.

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия
. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях

Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно

Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Слайд 10Постановка звука «К»Постановка звука «К» от правильного «Х»1. Обратите внимание

ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук ,

корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук .
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук . Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук . Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Варианты постановки

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «К».

Автоматизация твёрдого звука «К» в прямых слогах:

  • ка — ко — ку
  • ко — кы — ка
  • ку — ка — кы
  • кэ — кэ — кэ
  • ко — ка — кэ
  • кы — кы — кы

Автоматизация твёрдого звука «К» в обратных слогах:

  • ак — ак — ак
  • ок — ок — ок
  • ик — ик — ик
  • ек — ек — ек
  • ук — ук — уа
  • ык — ык — ык

Автоматизация твёрдого звука «К» в интервокальной позиции:

  • ака — ака — ака
  • уку — уку — уку
  • ока — око — око
  • икы — икы — икы
  • ака — уку — ока
  • икы — ака — уку

Автоматизация твёрдого звука «К» в слогах со стечением согласных:

  • ква — ква — ква
  • ско — ска — ска
  • кво — кво — кво
  • квы — квы — квы
  • ску — ску — ску
  • кву — кву — кву

Автоматизация твёрдого звука «К» в словах:

Калоши, бак, бокал, скамья, секунда, чайка, волчок, коза, космос, камень, канат, мешок, краб, пеликан, закон, утка…

Автоматизация твёрдого звука «К» в словосочетаниях:

Вкусная картошка, красная скамейка, красивая скатерть, узкая юбка, букет из колокольчиков, корзинка с конфетами, высокое крыльцо…

Автоматизация твёрдого звука «К» в чистоговорках:

  • Ка–ка–ка, Ка–ка–ка — вот широкая река.
  • Ко–ко–ко, Ко–ко–ко — пейте детки молоко.
  • Ко–ко–ко, Ко–ко–ко — рыбка ловится легко.
  • Ык–ык–ык, Ык–ык–ык — покажи скорей язык.
  • Ук–ук–ук, Ук–ук–ук — раздаётся стук.
  • Ка–ка–ка, Ка–ка–ка — есть улов у рыбака.

Автоматизация твёрдого звука «К» в предложениях:

Канарейка скучает в клетке. Ксюша пекла пироги с яблоками и капустой. Катюша кушает кашу. Куртка висела на крючке в коридоре. Костю покусали комары. На маскарад Катя надела маску и костюм кошки.

Автоматизация твёрдого звука «К» в стихах:

На прямую палочкаСправа села галочка.Там поныне и сидит —Буквой К на нас глядит.(Г. Ванюхин)

Автоматизация твёрдого звука «К» в рассказах:

«КАК ВАРИТЬ КОМПОТ»На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вошел кот и закричал:— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как варить компот!— Ну и как его варить?— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное.Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик-клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.Через некоторое время он позвонил в колокольчик:— Готово! Кушайте на здоровье.Попробовали друзья, плюются:— Компот называется! Сам ешь!— Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.(Г. Юдин)

  • «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Постановка звука Й

Пока механически. Причем Мила сама может пальцем или щеткой отодвигать язык за нижние зубы, ставить язык мостом и говорить «й» довольно чисто.

1 ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й

1. «Заборчик». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. «Слоник». Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

3. «Заборчик-Слоник». Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 — 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух.

6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

I способ - по подражанию:а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:иа-иа-иа - иа-иа-иа - йа-йа-йаио-ио-ио - ио-ио-ио - йо-йо-йоиу-иу-иу - иу-иу-иу - йу-йу-йуиэ-иэ-иэ - иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэII способ - механический,используется в трудных случаях. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:за-за-за  зя-зя-зя  йа-йа-йаАВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.Занятие 1Артикуляционная и пальчиковая разминка.2. Произнесение звука Й (многократное).3. Произнесение с ускорением сочетаний звуков:иа-иа-иа аиа-аиа-аиаио-ио-ио оио-оио-оиоиу-иу-иу уиу-уиу-уиуиэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ4. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка:йа-йа-йа - йа-йа йа-йа - йа-йа-йайо-йо-йо - йо-йо йо-йо - йо-йо-йойу-йу-йу - йу-йу йу-йу - йу-йу-йуйэ-йэ-йэ - йэ-йэ йэ-йэ - йэ-йэ-йэ5. Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:я-я-я [йа-йа-йа]- яма е-е-е [йэ-йэ-йэ]- емя-я-я [йа-йа-йа]- ява е-е-е [йэ-йэ-йэ] - ехатья-я-я [йа-йа-йа]- Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ]- егерья-я-я [йа-йа-йа]- як ё-ё-ё [йо-йо-йо]- ёжя-я-я [йа-йа-йа]- Яна ё-ё-ё [йо-йо-йо]- ёлкая-я-я [йа-йа-йа]- яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо] - ёршя-я-я [йа-йа-йа] - ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо]- ёмкостья-я-я [йа-йа-йа]- яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юбкая-я-я [йа-йа-йа]- яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу]- югя-я-я[йа-йа-йа]- якорь ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юныйя-я-я[йа-йа-йа]- яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юнгая-я-я [йа-йа-йа]- ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юностья-я-я [йа-йа-йа] - ящик я-я-я [йа-йа-йа] - ящерицаю-ю-ю [йу-йу-йу] - юмор ю-ю-ю [йу-йу-йу] - юрта
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: