Способы постановки звуков по рау

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности по теме: «коррекция звукопроизношения у детей»

Подготовительный этап в работе по исправлению звукопроизношения.

Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
  • формирование направленной воздушной струи;
  • отработка опорных звуков;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие фонематического слуха.

Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа

Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Со временем зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя собственные кинестетические ощущения.

Если в процессе выполнения артикуляционной гимнастики какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты.)

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

Отработка опорных звуков — это работа над звуками, которые произносятся правильно, при том, что артикуляция их схожа с артикуляцией нарушенного звука. Данный вид работы включает в себя уточнение артикуляции опорного звука, утрированное произнесение его в изолированном виде, а также в слогах, словах и фразах. В дальнейшем опорные звуки используются как отправная точка при постановке нарушенного звука.

Для детей важно провести предварительное занятие, чтобы познакомить их с органами речи – губами, языком, нёбом, и т.д. Для этого можно воспользоваться Сказкой о Веселом Язычке

С помощью наводящих вопросов малыш определит, что делают его губы, язычок, где он находится (вверху, внизу), какой он (широкий или узкий). Это даст ребенку возможность сделать свои первые “открытия”, вызовет интерес к упражнениям. Примите в этой работе активное участие, попробуйте тоже выполнить упражнения, и Вы убедитесь, что это нелегкая работа, одерживайте победы вместе

Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками. Состояние мелкой моторики тесно связано с развитием речи, поэтому, развивая пальчики ребенка, Вы поможете ему быстрее и эффективнее овладеть речью.

Еще одним из видов работы с детьми является развитие фонематического слуха — умение на слух различать звуки, близкие по звучанию или улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ребенку возможность слушать Ваш образец и сравнивать с его собственным искаженным произношением

Таким способом Вы направите его слуховое внимание на эти звуки, покажете разницу в их звучании и выработаете стимул для преодоления нарушения

Желаем успехов!

Этапы логопедической работы

Определение 1

Логопедическая работа – это деятельность, которая ориентируется на создание условий, необходимых для полноценного обучения и воспитания детей с определенными речевыми нарушениями разной этиологии, и их своевременную коррекцию.

Коррекционная работа состоит из нескольких этапов:

  • подготовительный;
  • постановка звуков;
  • автоматизация звуков;
  • дифференциация звуков.

Определение 2

Постановка звука – это процесс обучения ребенка правильному произношению звука. Ребенка обучают придавать своим артикуляторным органам положение, характерное для нормальной артикуляции звука, чем обеспечивается правильность его звучания.

Звук ставят с самого начала, если он полностью отсутствует в речи или заменяется другим звуком, а также если в речи присутствует дефект, который нельзя подправить частично.

Во многих случаях невозможно сразу приступить к постановке звука, так как ребенок не может сразу придать своему языку необходимое положение, например, не может поднять кончик языка вверх, чтобы произнести звук Р. В таком случае необходимо проведение подготовительной работы – артикуляционной гимнастики, цель которой – развивать достаточную подвижность губ и языка.

Используют два типа артикуляционной гимнастики:

  • общая – состоит из основных движений речевых мышц. Общность упражнений объясняется тем, что нарушаются звуки из разных фонетических групп, в связи с чем, каждое движение понадобиться или для одного, или для другого звука;
  • специальная – направлена на четкую проработку действий речевых мышц для произнесения конкретного звука.

Постановка звуков [Л], [Ль]

Комплекс упражнений для звуков Л, Ль: «иголочка», «быстрая змейка», «индюшата», «ковшик», «лошадка», «маляр», «дятел», «ступеньки», «пароход», «охотник».

Способы и приёмы постановки звуков Л, ЛЬ..

При отсутствии звука постановка осуществляется в 2 этапа:

  1. Постановка межзубного. Ребёнку предлагается произнести сочетание ыа. При этом произносится кратко, с напряжением органов артикуляции, затем произносить сочетание с просунутым между зубами языком.Когда звук станет чётким необходимо затормозить движение нижней челюсти. У детей со стёртой формой дизартрии рекомендуется закрепить такой звук в слогах и словах.
  2. Далее перевести язык в зазубное положение, крепко прижимая язык к альвеолам произносить лы-лы-лы.

При носовом произношении постановка осуществляется так же, как и при отсутствии звука. Прежде всего, необходимо выработать правильное направление воздушной струи.

Постановка звука при межзубном произношении. Если ребёнок произносит так несколько групп звуков, особое внимание уделяется развитию моторики кончика языка. Постановка проводится как и при его отсутствии

Можно использовать механическую помощь – шпателем поднять язык за верхние резцы и придерживать его до тех пор, пока это положение не зафиксируется у ребёнка.

Постановка звука при замене звуком .

При замене звуком при открытом рте положить на среднюю часть спинки языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы.

При замене звука мягким звуком можно использовать зонд №4. Попросить ребёнка несколько раз повторить слог , затем ввести зонд так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка. Нажать зондом на язык вниз (вправо или влево).Чтобы опустить среднюю часть спинки языка можно выполнить следующее упражнение: упереться с силой языком в верхние резцы и несколько раз произнести слог кы. Затем резко открыть рот (можно помочь нажатием на подбородок). Данный приём не подходит для детей с боковым произношением.

Во время произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы. Выдох должен быть горячим, ровным и непрерывным.

В некоторых случаях быстрее и чётче звук получается в обратном слоге. Произносить длительно , затем «прикусывать» кончик высунутого расслабленного языка: .

От звука ставится смешанным способом. Попросить ребёнка произносить слог вас просунутым между губами языком, затем следует отодвинуть нижнюю губу пальцем.

Подобный приём можно использовать от сочетания («индюк»). Во время произнесения сочетаний блблблпостепенно отодвигать губы в стороны, а язык вглубь рта ( вначале по губам – , затем по верхним зубам и далее по альвеолам).

Предложить ребёнку дать возможно полное напряжение в области плечевого пояса, для чего нужно нагнуть голову вперёд и в этом положении тянуть звук на возможно низком тоне.

Двумя пальцами – указательным и безымянным – провести лёгкий нажим снаружи шеи так, чтобы каждый палец находился в точке у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти.

При боковом произношении звука следует вначале добиться правильной воздушной струи и прямого положения языка. Следует переключить ребёнка с неправильной артикуляции. Для этого подходят способы № 1, 8,9.

Основная трудность в постановке звука  заключается в том, что произнося звук правильно, ребёнок продолжает слышать прежний свой звук

Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребёнка к тому звуку, который получается в момент его постановки

Рекомендации по автоматизации звука

Как только у ребенка получилось выговорить Р, начинайте его автоматизацию в слогах. Перед этим упражняйтесь в произнесении длинного раскатистого звука, пускай язык привыкнет к ощущению вибрации. Обычно закрепляют правильное произношение в прямых слогах (РА, РО, РУ), но в случае со звуком Р некоторым детям проще, когда он находится в твердой позиции, а не когда органы артикуляции занимают положение последующего гласного.

На этапе закрепления в слогах используйте слоговые дорожки, чистоговорки. Приступайте к закреплению в словах, только когда ребенок будет уверенно произносить Р в слогах. Предлагайте такие задания: придумывать слова на этот звук, называть все предметы, например, в комнате, в которых есть этот звук. Для тренировки правильного произношения во фразах подойдут короткие стихи, можно составлять фразы из предложенных слов, скороговорки.

Затем идет автоматизация в предложениях и связной речи. Ребенок может составлять рассказы по картинке, из предложенного списка слов. Взрослый может придумать сказку про звук Р и предложить ребенку ее пересказать. Параллельно нужно проводить работу над соотнесением звука с буквой: прописывайте букву Р, выкладывайте ее из подручных материалов.

В начале этапа автоматизации в заданиях речевой материал должен быть насыщен звуком Р. Органы артикуляции должны запомнить правильное положение при произношении, а ребенок фиксирует его правильное звучание в речи. Также в логопедических упражнениях на звук Р в самом начале закрепления взрослый произносит его вместе с ребенком, потом ребенок его повторяет. А потом логопед или родители просят его самостоятельно сказать. При подборе речевого материала не используйте слова с использованием мягкого варианта Р и звука Л и Л`. Речевой материал должен соответствовать детскому восприятию.

Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

Коррекционная педагогика / Недостатки произношения звуков Р и Р’ и способы их коррекции / Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.

Подготовительный этап.

Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука.

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл

Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной

Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др).

Перейти на страницу: 1 

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Этап постановки изолированного звука

После того, как мама и логопед подготовили артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков, логопед начинает учить малыша правильно произносить отдельные звуки, например, звуки С, Ш, Р, то есть те звуки, ошибки в произношении которых были выявлены логопедом на диагностике.

На этапе постановки изолированного звука, в отличии от подготовительного, главную роль играет логопед и родители должны внимательно выполнять его рекомендации и ни в коем случае не торопиться, поощряя или заставляя малыша произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить эти звук изолированно.

Хорошая новость, если логопед и родители потратили достаточно времени на подготовительном этапе, у малыша отсутствуют неврологические нарушения, например, дизартрия, то поставить звук можно за несколько занятий.

Этап дифференциации звука

Следующим по списку, идет этап дифференциации — умения правильно употреблять в спонтанной речи схожие по звучанию звуки, например, Б и П, Д и Т.

Дифференциация звуков обычно проходит параллельно с этапом автоматизации и требуется далеко не всем малышам. Но бывает и так, что научившись произносить новый для него звук, малыш начинает заменять этим звуком схожие и, при этом, ранее правильно произносимые звуки. Например, сок становится шоком, лодка — роткой и так далее. Это очень пугает родителей, которые видят, что поставив один звук, мы испортили другой. Пугаться этого не стоит, здесь нет ничего страшного, упражнения по дифференциации звуков позволяют от этого избавиться.

Надеюсь, что эта статья поможет родителям лучше понять как строится процесс коррекции недостатков произношения у детей и почему, даже водя малыша к самому лучшему логопеду в городе, не стоит пренебрегать домашними заданиями.

  • «Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений», Л. С. Волкова;
  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку
.

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения
:

А) подготовительные артикуляционные упражнения
: для губ
: чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка
:

«Лопаточка»
: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6)
;

«Киска сердится»
: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда
, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке)
(5 раз)

«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается»
вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка»
1
: выгибание (подъем)
задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке)
.

(5 раз.)

«Горка»
2
: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3
: то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения
: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить
: «Ко-ко-ко»
. Цыплята повторяют
: «Ко-ко-ко»
. А самый маленький цыпленок говорит
:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет
:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко»
Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко, и она кашляет
: «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок
: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит
: «К-К-К-К»
»

-развитие речевого дыхания
: Логопед
: Какое сейчас время года? Ребенок
: Зима. Логопед
: Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К
: «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда
(затем ребенка)
нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно
выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА
: ТА-ТА-ТА-ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется
, затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада
: как мы произносим звук К
? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук
К и попробуй это почувствовать
: «К-К-К-К»
. Произнести звук
многократно и отрывисто.

Логопед
: Расскажи какой это звук
: гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется
, Давай подуем — он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый
)
. Звук
К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют)
. Значит звук К какой
? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука
.

Логопед
: Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК — АК-АК-АК АК-АК-АК — АК-АК

ОК- ОК — ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК — ОК-ОК

УК- УК — УК-УК-УК УК-УК-УК — УК-УК

ЫК — ЫК — ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК — ЫК-ЫК

ИК – ИК — ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК — ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К
:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке
:»Кыш! «

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв)
В какую сторону смотрит буква К? (в правую)
Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге)
.

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия
. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Общие рекомендации по постановке звуков

При постановке следует учитывать экономичность и силу образования звуков, процессы ассимиляции. Прилагаемые ребёнком усилия для достижения артикуляции должны быть как можно естественнее.

Постановка звуков осуществляется в последовательности, обусловленной физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Данная последовательность соответствует программе обучения детей в подготовительной логопедической группе.

Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

Порядок работы над звуками (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.):

  1. Свистящие С, З, Зь, Ц, Сь.
  2. Шипящий Ш.
  3. Сонор Л.
  4. Шипящий Ж.
  5. СонорыР, Рь.
  6. Шипящие Ч, Щ.

Оптимальный возраст для исправления звуков. Богомолова А.И. считает оптимальным возрастом для исправления звукопроизношения – 4-5 лет, а для звука – 6 лет и рекомендует начинать работу с шипящих звуков, поскольку они имеют менее фокусированную, следовательно, менее слабую воздушную струю.

Опираясь на тот или иной звук как базовый, логопед должен исходить их того, что только слог является той минимальной единицей, в которой он реализуется. Поэтому о постановке звука можно говорить только в том случае, если он оказывается в составе слога.

Исходными для постановки твёрдых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным А (Ы для Л), для мягких следует брать слоги с гласным И.

Автоматизация исправленного звука начинается с прямых, затем обратных слогов и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Звуки Ц, Ч, Щ, Л проще закреплять в обратных слогах, а затем в прямых. Звуки Р, Рь можно автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. В некоторых сложных случаях, например при дизартрии, в речь можно вводить звуки с незначительным отклонением от нормы: проторный р, шипящие.

Литература:

  1. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1973.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  3. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. Институтов. М, 1937
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002
  5. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. М.: Айрис-Пресс, 2012г
  6. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: Владос, 2003г.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» М.: Просвещение

Кузьминова О.П.,
учитель-логопед

Подготовительный этап

На первом этапе мы подготавливаем артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков русской речи: малыш занимается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, учится правильно дуть, воспринимать и различать на слух звуки родной речи. Чем лучше будет подготовлен артикуляционный аппарат малыша на этом этапе, тем легче ему будет учится правильно произносить новые для него звуки.

Особенность подготовительного этапа такова, что очень много здесь зависит от времени, затраченного родителями на выполнение домашних заданий и закрепления разученных на занятии с логопедом упражнений.

В каком порядке ставить звуки раннего онтогенеза

Если говорить именно о появлении звуков, то есть звуки раннего онтогенеза, которые появляются первыми (А, У, И, Э, М, Н, П, Б, К, Г, Т, Д), в возрасте до трех лет и у большинства детей затруднений не вызывают.

11.05.2023 В каком порядке логопед ставит звуки

Логопедия — это наука, которая изучает развитие речевой сферы человека и методы ее коррекции при отклонениях. Одним из основных задач логопеда является постановка звуков у детей с нарушением речи

Важно знать, какие звуки ставить в первую очередь, как быстро и по какой последовательности проводятся занятия с логопедом

Одной из важных задач логопеда является создание правильной последовательности постановки звуков. Например, в группе свистящих и шипящих звуков ставятся звуки в следующей последовательности: с-сь, з-зь, ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем от звука л ставится звук ж, от б — д, от д — т. Последовательность постановки соноров р и л определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.

Первыми звуками, которые ставятся при работе над речью детей являются звуки раннего онтогенеза. Это звуки, которые дети начинают произносить до трех лет и артикуляция которых наиболее простая. К ним относятся: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х». Улучшая качество произношения и создавая опору для постановки более сложных звуков, рекомендуется начинать именно с них.

В зависимости от количества звуков, которые нуждаются в исправлении, сроки постановки могут различаться. На автоматизацию одного звука уходит от 35 до 45 дней. И, соответственно, исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.

На первом этапе обучения учить звуки, а не буквы

Ребенку важно научиться распознавать форму букв и их звучание. Названия букв только запутают ребенка

На первом занятии логопед проводит обследование ребенка, определяет дефекты в произношении звуков, пытается оценить его словарный запас и связность речи, умение обобщать, логически мыслить, запоминать.

Важно понимать, что нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч), губно-зубные звуки (В, Ф) и сонорные звуки (Р, Л). К двум годам ребёнок должен освоить и четко произносить гласные звуки:,,, и самые ранние по времени появления согласные:,,,,,,,,,,,,,,,

К двум годам ребёнок должен освоить и четко произносить гласные звуки:,,, и самые ранние по времени появления согласные:,,,,,,,,,,,,,,,.

Постановка звука начинается с артикуляции, т. е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата. Правильная последовательность постановки звуков, начинание с знакомства с звуками раннего онтогенеза и знание, какие звуки нельзя ставить вместе, помогает добиться эффективных результатов при работе над речью детей.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: