Практическая консультация «этапы работы с детьми, имеющими множественные нарушения произношения»

Ребенок в 4 года нечетко произносит звуки

Профилактические мероприятия

Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.

На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.

В каком возрасте пора учить ребенка чтению по слогам?

Оптимальным временем для обучения ребенка чтению считается возраст после 5-ти лет. К этому моменту у малыша уже достаточно хорошо развито мышление, память и внимательность, поэтому обучение будет более эффективным. Стоит ли учить ребенка чтению в более раннем возрасте и как научить ребенка слогам или чтению слов, если ему всего 2 или 3 годика?

Некоторые родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Ведь уже после 2 лет он умеет запоминать информацию, а значит, его можно учить буквам алфавита. Но если вы хотите начать обучение в таком раннем возрасте, необходимо проводить его в ненавязчивой игровой форме, не требовать от ребенка быстрых результатов и уделять урокам столько времени, сколько ему будет интересно этим заниматься.

Если малыш с увлечением изучает основы чтения, нет ничего страшного в том, чтобы учить его читать в раннем возрасте

Но важно учитывать, что если ребенок научится чтению к 3-м или 4-м годам, нужно будет регулярно закреплять его знания, причем делать это так, чтобы у малыша не пропал интерес. Иначе к моменту поступления в школу он все забудет, и обучение начнется заново

Классификация нарушений звукопроизношения

В международной практике используются термины, обозначающие искаженное произношение звуков, образованных из названий букв греческого алфавита с суффиксом «-изм». Термины: сигматизм, ротатокизм, ламбдакизм, йотакизм, гаммакизм и хитизм. В случаях, когда обнаруживается фонетическая замена, к названию дефекта добавляется префикс «-para» — парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм — это нарушение речи, заключающееся в неправильном произношении сибилянтных и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом, наблюдаются нарушения в произношении звуков , , , , , , . Сигматизм — очень распространенная форма неправильного произношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, латеральный, назальный, язычно-зубной), так и парасигматизма (зубной, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих довольно сложное.

Различные ошибки в произношении звука объединены под названием ротацизм. В связи с большой сложностью артикуляции, и особенно языка (задействованы все мышцы языка), существует множество видов ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзин записал 28 вариантов. Наиболее распространенными являются: отсутствие (полное отсутствие звука или гласный звук на его месте), носовое произношение, гортанное произношение (велярное или увулярное), одноударное, приглушенное, двухударное . Параротацизм также имеет множество вариантов: замены —  р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы .

Под названием ламбдацизм скрываются все дефекты произношения звука . Существует три типа ламбдацизма: отсутствие звука или гласных, двусложное или язычное произношение звука , носовое произношение -л- нг; параламбдацизм: л-д, л-л’ (с разной степенью ослабления), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

Нарушение произношения полугласного называется йотазизмом. Звук используется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, вой) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слогов. Приведенные выше два значения звука получают несколько иное выражение в случае ошибок произношения этого звука. Ошибки произношения: 1) звук не произносится вообще; 2) заменяется на ; 3) заменяется на .

Дефекты произношения нёбных звуков называются каппацизм — звуки к и к’, гамма-кизм — звуки г и г’, хитизм — звуки х и х’.

Помимо описанных выше, в логопедической литературе встречаются нарушения мягкого фокуса и ассонансных звуков.

Имеются интонационные ошибки в произношении согласных с звонкими и безголосыми парами. Существует три типа интонационных нарушений: а) полное отсутствие в речи звонких согласных, то есть их постоянная замена парными глухими; б) неадекватная интонация; в) неадекватная глухость. Все три случая относятся к паралалии и обычно отражаются в письменной форме.

Исследователи отмечают, что озвучивание звонких согласных встречается чаще, чем озвучивание незвонких согласных.

Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие в речи мягких согласных звуков, то есть их постоянная замена парными твердыми звуками; б) чрезмерное смягчение в) нарушение дифференциации твердых и мягких звуков, то есть помимо правильного произношения твердых и мягких согласных, наблюдаются отклонения как в одну, так и в другую сторону.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее он ставится в произношении ребенка, и тем разнообразнее будут ошибки в произношении. Так, звук т может быть либо смягчен, либо заменен звуками типа п или к, а нарушений произношения звука p насчитывается более 20: p боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука p звуками л, л’, р’, й, в, д и др. Таким образом, группа сигматизмов делится на фонетические сигматизмы (латеральные, межзубные и др.) и парасигматизмы (замена сибилянтов на свистящие, замена свистящих и сибилянтов на т и д и т.д.), т.е. сигматизмы фонетико-фонематического характера. В группах ротацизм, ламбдацизм, каппацизм можно также выделить чисто фонематические ротацизм, ламбдацизм и параротацизм, параламбдацизм и др.Следует также сказать, что у разных детей дефект произношения может затрагивать только одну группу звуков (звонкие, ассонансные или свистящие и т.д.), и тогда он называется простым, частичным, мономорфным дефектом произношения, затем включать много групп звуков (один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и интонационными дефектами и т.д.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Коррекция звукопроизношения

Коррекция нарушений звукопроизношения — система логопедической работы, которая направлена на формирование правильного произношения и развитие речи. Для организации правильной системы коррекции необходимо выявить причину, вызывающую патологию. Если причиной является патология мозга, необходима консультация врача невропатолога и назначение препаратов улучшающих кровоток. Индивидуальный подход логопеда позволить не только скорректировать нарушение, но и развить мышление ребенка, раскрыть его творческий потенциал. Необходимо тщательно следить за формированием речи ребенка, так как позднее выявление дефектов звукопроизношения может существенно сказаться на дальнейшем обучении ребенка.

Оставьте заявку на сайте либо по телефону +7 (921) 999 – 18 – 21

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов

Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов

Обратить внимание на уровень гемоглобина

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • «Узнай слово»
  • «Повтори за мной»
  • «Поставь правильно ударение»

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Постановка звука [СЬ]

При произношении звука «СЬ», малыш улыбается, растягивая губы, язык касается нижней десны. Струя воздуха направляется на зубы. Эти теоретические сведения непонятны, а вот игра «Птенчики в гнезде», которая проходит в несколько этапов, понравится маленькому ученику.

Первый этап – развитее фонематического слуха, обучение произношению «СЬ»

Игровой прием заключается в инсценировании небольшого стихотворения: «Птенчики в гнезде сидят, маме дружно кричат» или же «Мама строго им кричит». Мама будет произносить «С-С-С», птенчики – «СЬ-СЬ-СЬ».

Обхватив пальцы одной руки, дошкольник шевелит ими, имитируя маленьких птичек, и приговаривает «СЬ-СЬ-СЬ», прилетает мама: произносится «С-С-С». Взрослый следит за артикуляцией малыша.

  • Второй этап – составление слогов с гласными – и, е, ё, я.
  • Третий – различение «СЬ» и «С».

Для того, чтобы упражнения проходили интересно, нужен раздаточный материал, который родитель может приготовить вместе с малышом. Ребенок подбирает слова к картинкам: лиса – лисята, гусак – гусята.

В этот момент можно предложить ему отгадать загадки, рассказать (повторить) скороговорки, пословицы:

  • «Далеко, далеко, на лугу пасутся… Кто?» (козы, коровы);
  • «Сладко спит зверек в степи, ты его не разбуди». (сурок);
  • «Пятачок, крючок, щетинка. Ну, конечно, это… (свинка)
  • «Идет с козой косой козел».

Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет

Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7-летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.

Упражнения для губ

  • Улыбка без зубов.
  • Улыбка-заборчик, с зубами.
  • Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
  • Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
  • Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
  • Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
  • Чмоканье.
  • Статическое удержание губами карандаша или трубочки.

Упражнения для губ и щек

  • Шарик – надуть обе щеки одновременно.
  • Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
  • Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.

Упражнения для языка

  • Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
  • Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
  • Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
  • Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
  • Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
  • Лошадка – поцокать.
  • Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
  • Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
  • Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
  • Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
  • Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».

https://youtube.com/watch?v=cRs4IBNLUqg

Упражнения на отработку звуков

Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.

Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка. Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

  • Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
  • Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
  • Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
  • Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.

Упражнения на развитие правильного дыхания

  • Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
  • Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
  • Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
  • Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».

Упражнение «Надуть щеки»

Суть артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков

Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Примеры конспектов занятий

Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение

Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю

Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Текст стихотворения Действия детей
Котик Рыжик стал скучать – Не с кем дома поиграть. Зевают.
Чтоб друзей себе найти, Надо в детский сад пойти! Улыбаются.
Рыжик лапки причесал, «Протаскивают» язык между зубами вперед-назад.
Язычком их облизал, Облизывают рот по часовой стрелке.
Влево-вправо потянулся Сильно высовывают язык то вправо, то влево.
И, конечно, улыбнулся. Улыбаются.
Мяу! Мяу! Малыши! Веселимся от души! Хлопают в ладоши.
Мы достанем с верхней полки Наш веселый, звонкий мяч. Тянут кончик языка вверх к носу.
Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну сторону, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
А потом помчимся вскачь! Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.
Круглый обруч мы возьмем И крутить его начнем. Округляют рот, словно произнося букву «о».
А теперь, мои ребятки, Поиграем с вами в прятки! Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы несколько раз.
Рыжик целый день играл, Только к вечеру устал. Дети потягиваются.
Дома на кроватке Спит котенок сладко. Дети кладут голову на сложенные ладошки.

Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

Текст Действия детей
Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик. В домике этом Красные двери, Рядом с дверями Белые звери. Любят зверюшки Конфеты и плюшки. Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика. Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке. 1. Открывать, закрывать рот. 2. Высунуть язык. 3. «Лопаточка» на нижней губе.
Подул легкий ветерок, Язычок поежился, спрятался в домик и закрыл за собой дверь. А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь. 1. «Иголочка». 2. Язычок во рту, рот закрыт. 3. Язычок стучит по зубам со звуком «д-д-д-д».
Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко, потом котенок облизнулся и сладко зевнул. 1. Имитирует лакание молока. 2. «Вкусное варенье», рот открыт. 3. Широко открыт рот.
Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так». Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок. 1. «Часики». 2. Язычок во рту, рот закрыт.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , )

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Для того, чтобы гимнастика приносила свои
результаты, важно соблюдать ряд правил

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это
    можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку
    и выполняя упражнения виде игры.
  • Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  • Гимнастику не стоит проводить чаще
    2-3 раз в день.
  • Артикуляционный комплекс
    выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  • В занятии может быть 3-4 уже
    отработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых занятий не надо
    делать более 2-3 упражнений.
  • Не нужно повторять артикуляционное
    движение более 5 раз за подход.
  • Упражнения выполняются перед
    зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  • Взрослому надо стоять/сидеть за
    ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем
    маленькое).
  • Сперва упражнение делает взрослый,
    а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  • Упражнения в комплексе даются от
    простого к сложному.
  • Родитель контролирует правильность
    выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например,
    подвинуть язык  в сторону ложкой или
    другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс нужно
    включить и динамические, и статические упражнения.
  • При выполнении статических
    упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10
    счетов.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Как проверить фонематическое восприятие?

Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:

1. Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.

2. Ребенок должени подобрать слова с заданным звуком. При этом ссначала мы называем ему  слова с правильными в произношении звуками, а затем – с нарушенными.

Например: «Назови слово со звуком » (,,,,,,,). Затем: «Назови слово со звуком » (,,,,,,).

Во время этого обследования не рекомендуется давать задания на сочетание анализа и фонематические представления типа: «Подбери слово со звуком П в начале слова».

3. Классификация картинок. Перед ребенком раскладываем предметные картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, — (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук , в другую – со звуком .

Следующий очень нужный навык для успешного обучения в школе — это фонематический анализ.

Фонематический анализ это  разложение слова на составляющие его фонемы (звуки).

Артикуляционная гимнастика в стихах

Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить. С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания. Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.

Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;

Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;

Методическое упражнение «Месим тесто». Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ; 

Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;

Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;

Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей

Артикуляционная гимнастика проводится комплексно. Только ежедневные упражнения могут исправить речевые недочеты. Проводя несколько минут в день утром и вечером за гимнастическими упражнениями через 2-3 недели ребенок увидит свои первые успехи. Достаточно 5 увлекательных минут, чтобы ребенок не потерял интерес.

В комплексе упражнений для гимнастики используются тренировочные занятия для развития мышц щек, губ, языка. Выбирается она согласно имеющейся проблеме. Проводятся упражнения в игровой форме, без принуждения. Занятия предусматривают использование развивающих игр, карточек с картинками, стихотворных произведений. На этих самых занятиях задействованы мимические мышцы, пальцы рук. За время занятий дети не успевают устать и получают неоспоримую пользу.

Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет

Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.

Программа для укрепления мышц губ

Настоящий сборник включает в себя следующие действия:

  1. Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
  2. Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
  3. Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
  4. Проделать то же самое с нижней губой.
  5. Пофыркать, как лошадки.

Комплекс для укрепления мышц языка

Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:

  • Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
  • Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
  • Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
  • Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
  • Упражнение «Чашечка».

Укрепление мышц щек

Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:

  1. Надувать щеки, затем избавляясь от воздуха в них.
  2. Поочередно надувать то одну щеку, то другую.
  3. Играть на духовых.
  4. Ударять по надутым щекам.
  5. Втягивать щеки, как у рыбок.

Этапы речевого развития

Какие же этапы проходит артикуляционный аппарат ребенка? В какой последовательности он осваивает звукопроизношение?

  • Первые месяц-полтора малыш издает самые простые звуки, не требующие особой подготовки органов речи или усилий ребенка. Это, конечно, простые гласные: , , , , .
  • С 2 месяцев малыш присоединяет к ним гортанные , , что-то похожее на Б. Возможны сочетания: «агу», «ба», «ага», «бу»).
  • С 3 до 6 месяцев к ним добавляются слоги, начинающиеся на другие согласные, пока еще очень нечеткие. У ребенка получаются разнообразные звуковые цепочки, слушать которые весьма умильно. Он учится повторять слоги подряд, затем комбинировать. Из согласных в речи присутствуют несложные: , , (больше напоминающее «кх»), , , , , произносимые нечетко.
  • С 7 до 12 месяцев в речи появляются слоги, начинающиеся с гласного (чаще всего это звукоподражания): ам-ам, ав-ав, ай-ай. Ребенок начинает выделять парные цепочки слогов, состоящих из простых звуков, не требующих специфической артикуляции. Именно поэтому примерно в этом возрасте у большинства малышей в лексиконе появляются слова «папа», «мама», «баба», «дядя», «ляля», вава», «няня». На этом этапе дети могут значительно различаться по уровню развития речи.
  • С года до двух малыши обычно начинают заменять , на , поэтому переднеязычные звуки (, , , ) становятся мягкими. Со стороны хорошо заметно, что дети «сюсюкают». Пока отсутствуют звуки, имеющие сложную артикуляцию: шипящие, , .
  • К 3 годам обычно начинается разделение согласных на твердые и мягкие. Отсутствовать могут те же звуки, что и ранее, дети либо пропускают их в речи, либо заменяют другими. Например, вместо или  могут произноситься  или .
  • К 4 годам обычно малыш умеет произносить свистящие, но на начальном этапе они также могут смягчаться. По-прежнему не произносятся шипящие (часто заменяются доступными свистящими), и  (также заменяются на  или ).
  • В 5 лет считается нормой, если ребенок не может осилить , , и . Однако к 6 годам у малыша должна быть правильная артикуляция при произнесении всех звуков родного языка. Наличие речевых проблем нужно незамедлительно корректировать с логопедом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: