Неразвитый речевой аппарат
Эта проблема частично перекликается с неправильным дыханием. Некоторые дети не могут читать быстрее, потому что их губы и язычок просто не способны двигаться быстрее. При малейшем ускорении они начинают путать буквы, переставлять слоги и т.д.
Поэтому в данном случае обязательно выполняем упражнения на дыхание и на развитие речевого аппарата. Упражнения также помогают научиться отчетливо выговаривать звуки и читать выразительно.
Упражнение 1
Счет на время
Ребенок, у которого плохо развит речевой аппарат не сможет выполнить это упражнение. Так что это своего рода и тест, и тренажер. Необходимо вслух быстро (не более 1 минуты) сосчитать до 100. При отработке прямого счета приступаем к отработке обратного счета от 100 до 1.
Основные методики
Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.
Наименование метода | Краткое описание | Достоинства | Недостатки |
Звуковой (фонетический) | Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. | Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.
Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова. Заниматься можно в любое время в любом месте. |
Требует длительного времени, обучение будет долгим.
В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного. |
Кубики Зайцева | Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). | Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. | В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало. |
Карточки Домана | Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. | Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. | Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом. |
Методика Марии Монтессори | Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. | Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. | Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести. |
Программа Ольги Соболевой | Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. | Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. | Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию. |
Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.
10 правил
Весь процесс изучения букв, звуков, слов и фраз строится на нескольких базовых правилах.
Выбор пособия
Если вам хочется системно подойти к изучению, начать с самого легкого и постепенно усложнять занятия, то необходимо выбрать пособие, которое будет соответствовать возрасту малыша и отвечать вашему взгляду на обучение.
Одно из самых рекомендуемых пособий – «Букварь» Н. С. Жуковой. С него обычно начинают знакомство с буквами, слогами и учатся читать тысячи детей.
Второе пособие, которое вы можете просмотреть и приобрести для своего ребенка, «Логопедический букварь» Е. Косиновой.
Еще одна хорошая книга от Е. Ф. Бортниковой «Читаем по слогам. Для детей 5-6 лет». В ней текст рассказов разбит на слоги, страницы проиллюстрированы яркими картинками, а читать пособие интересно даже непоседам.
Вы можете выбрать какое-то одно пособие и придерживаться его, а можете соединить несколько вариантов и заниматься по каждому, периодически меняя одно на другое.
Гласные и согласные буквы
Так или иначе, начало обучения слоговому чтению начинается со знакомства с буквами и звуками.
Самостоятельно или с помощью пособий, о которых мы говорили выше, расскажите ребенку о гласных и согласных буквах и звуках, которые они образуют. Постарайтесь проделывать это в игровом формате.
Например, предложите малышу изучать сегодня букву «А» и искать ее везде на прогулке – на вывесках магазинов, в названии улиц, на номерах проезжающих мимо машин.
Повторение
Выучить – это половина дела
Важно постоянно повторять ранее изученный материал, закрепляя знания у ребенка
Перед началом занятия попросите малыша прочесть то, что читали вчера, повторить знакомые слоги, составить из них как можно больше разных слов и т. п.
Здесь подойдут как игры с карточками, на которых вы можете написать изученные слоги, и складывать их так, чтобы получились слова, так и формат прогулки, где ребенок должен найти знакомые слоги на улице.
Например, вы выучили слоги «ма» и «мо», а теперь просите найти их по пути из сада домой. Малыш разглядывает улицу и видит вывески: «МАгазин», «автоМОбильный салон», «автоМОйка», «МАстерская» и т. д.
Вы можете посоревноваться с вашим ребенком и придумать приз для победителя (конфета, игрушка, совместная активность). Так обучение будет интересным и увлекательным.
Само чтение
Это правило касается больше родителей, нежели детей.
Читайте сами. Недостаточно просто иметь дома книжный шкаф, который открывается только ради того, чтобы убрать в нем пыль.
Иначе вам будет непросто убедить ребенка, что читать – это полезно и нужно.
Несложные слоги
Желательно стартовать с несложных слогов, которые повторяются (например, ма-ма, па-па, ба-ба), а затем усложнять их, используя разные слоги (де-да, те-тя, Ма-ша) или увеличивая их количество в слове (де-ре-во, ма-ши-на).
Данного правила придерживаются как логопеды, так и создатели обучающих пособий для дошкольников.
Этап усложнения
Как только ребенок освоит основы, старайтесь усложнять задания.
И здесь вам на помощь придут разнообразные игры со складыванием слогов, пазлы с буквами и занимательные пособия.
О методиках на этапе усложнения поговорим чуть позднее.
Произношение
Обращайте внимание на правильность произношения звуков и слогов. Поправляйте ребенка, демонстрируя ему эталонное звучание
Большинство проблем дети испытывают с буквами «р», «л», «в». Предложите ребенку поиграть, например, кто громче и раскатистее рычит, кто назовет больше слов с буквой «л», играйте в логопедические игры.
Коррекция в связи с возрастом
Это правило относится как к выбору пособий для обучения (пятилетнему малышу наверняка будет сложно учиться по книге, предназначенной для 6-7-летнего ребенка), так и к произношению.
При необходимости обратитесь к логопеду, который оценит способности вашего чада и даст рекомендации по корректировке тех или иных звуков.
Игры
Игра – одна из ведущих составляющих успешного обучения слоговому чтению
Согласитесь, мало какие дети способны 10-15 минут провести над книжкой, сосредотачивая все внимание на предлагаемом материале
Зачастую их психика просто к такому не готова. Поэтому включайте фантазию, интернет и придумывайте такие занятия, которые будут интересны и полезны вашему чаду.
Читаем первое слово
Чтобы чтение для дошкольников не превратилось в наказание, родителям важно не забывать хвалить малыша, а вот делать ему замечания следует как можно реже. Когда слоги уже хорошо прочитываются и составляются на магнитной доске, можно переходить к следующему заданию – прочесть свое первое слово
Оно должно быть простым и понятным, например «мама».
Для этого урока родитель готовит две карточки – на одной слово разделено на два слога – «ма» и «ма», а вторая карточка разрезана на эти слоги. Необходимо предложить ребенку прочитать слоги один за другим: ма-ма. Далее спросить, что получилось, какое слово? Сначала ему показывается первая карточка, затем – вторая. Малыш, скорее всего, ответит правильно, это будет его маленькое открытие – если прочитать слоги слитно, получится слово! Похожим образом строится последующая работа по чтению слов по слогам, ребенку даются пока самые простые комбинации: собака, дорога, рыбалка.
На этом этапе мы учимся не только читать, но и составлять слова из слогов, поэтому можно предложить ребенку всевозможные пазлы: сложи слово из отдельных слогов, отгадай загадку и сложи ответ из карточек.
Слайд 11Задание 1.Заполни лепестки цветка рисунками. Буква подскажет, что нужно рисовать.Рекомендации.
Взрослый рисует в тетради цветок с лепестками; в центре каждого
лепестка- круг, около каждого лепестка написана буква(на первом этапе используются гласные буквы, а затем по мере ознакомления с буквами вводятся согласные). Ребенок заполняет лепестки рисунками и по окончании работы называет, что нарисовал. С помощью взрослого проверяется правильность выполнения задания.Задание 2.Соедини буквы первого столбика с буквами второго столбика.Предложите прочитать две соединенные линией буквы:(АТ), (МУ).Рекомендации. С начала подольше читайте обратные слоги, протягивая голосом гласные звуки и отрывисто произнося согласные (АААТ, АААК),
а затем перейдите к прямым слогам: МА, ПО, ТУ, КА…
Игры с буквами
Игры с буквами следует проводить в утренний отрезок времени, так как они требуют от ребенка собранности и сосредоточения. Игры с буквами сочетаются с выполнением разных заданий в рабочей тетради.Цель игры: подготовить ребенка к чтению, а впоследствии – совершенствовать навыки слитного, осознанного чтения.
С чего начать обучение?
Конечно со звуков, которые можно пропевать, тянуть — гласных. Сначала простые гласные, состоящие из одного звука «а», «о», «ы», «и», «у», «э». Потом те, которые состоят из двух звуков «е»-«йэ», «Йо», «ю»-«йу», «я»-«йа»
Будет просто здорово, если буквы гласные и согласные будут отличаться по цвету. Например, гласные-красные, согласные — синие. Но если не найдете — не беда. Почему-то магнитные азбуки делают хоть и яркие, но все вперемешку.
Нет необходимости учить в каком-то определенном порядке. Показали несколько гласных, сложите их с согласными. Выложите имя сына или дочки, желательно его простой вариант (Таня, Гоша и т.п).
Объясните ему, что есть буквы, которые произносятся коротко, а есть те, которые можно пропеть и они соединяют между собой короткие. ( Речь идет о согласных «б», «т» и гласных «а-а», «о-о»).
Игра с кубиками
Сначала проще складывать слоги, где сначала стоит согласная, потом гласная «ма», «мо», «му». Когда ребенок поймет принцип складывания из звуков-букв в слоги можно переходить к слогам с шипящими «ши», «жи», а потом можно познакомить со слогами, где сначала стоит гласная, а согласная — в конце «ав», «ам», «он».
Постепенно начинайте соединять два одинаковых или похожих слога: «ма-ма», «ра-ма». Учите делать паузы между словами, не торопиться. Часто в детских садах учат пропевать гласные всегда, и дети начинают тянуть их и не делают пауз между словами. Дома вы вполне можете избежать этой ошибки.
Поддерживаем интерес всеми способами
А дальше, когда научились прочитывать слова по слогам, ваша задача поддерживать интерес к чтению. Покупать интересные именно ему книги, детские журналы. Вот и все. Как видите ничего сложного, в этом нет. Кстати, мои знакомые на выпускной из детского сада, дарили своим детишкам книги о них самих. Уж про себя любой человек прочтет с удовольствием. Книги действительно великолепны. Кстати, пройдя по этой ссылке, вам не придется платить полную стоимость — книга достанется вам со скидкой в 50%. А содержание их великолепно.
Несколько вариантов оформления для мальчишек и девчонок с их фотографиями понравились самим родителям, а не только детям. Даже то, что дороговато не остановило. Да и подарок полезный на многие годы останется памятью.
То, что читают дети формирует их речь и мировоззрение. Ребята, которые научились хорошо читать до школы, избавлены от многих проблем своих не читающих сверстников. И учеба им легче дается, и информация усваивается лучше. А начинается все с нескольких букв и чтения с мамой.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников
Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:
Малышу будет легче адаптироваться к школе
Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.
У читающего ребёнка адаптация к школе проходит быстрее, ведь он чувствует себя более уверенно
Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:
- Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
- На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.
Если к школе малыш умеет очень хорошо читать, ему может быть попросту скучно на уроке
Слайд 4Что необходимо помнить взрослому, который хочет научить ребенка читать.Проявлять интерес
к тому, что вы делаете вместе с ребенком. Учитывать состояние
ребенка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребенок не проявляет интереса и желания к самому процессу.Не раздражаться, если ребенок не понимает вас и не может выполнить задание. Не забывать хвалить ребенка за старание, сотрудничество, стремление довести начатое дело до конца.
Родителям необходимо обратить внимание на:Развитие познавательной активности ребенка: обнаруживает интерес к обучению или безразличен, отказывается выполнять задания, проявляет речевой негативизм; Развитие психических функций ребенка: памяти, внимания, мышления;Соответствие уровня речевого развития возрастной норме; трудности в звукопроизношении: пропуски, замены и искажение
Книги по теме
Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись
Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий
Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»
Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»
Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.
Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»
Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.
Жукова Н. С. «Букварь»
Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.
Когда начинать
Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.
Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически
Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:
Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту
Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ
Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.
Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.
Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.
Слайд 6Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква
не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому
составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Слайд 9«Хлопни, если услышишь в слове звук А»Взрослый. Я назову цепочку
слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в
ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова: дом, лук, кот, ослик.«Три слова»Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.Взрослый. Где ты услышал звук У в лове: в начале, середине или конце слова.Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова (игра, нора, ура), а затем назови те слова, в которых заданный звук находится в середине слова (мак, рак, лак). Надо помнить, что ребенку легче выделить заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
ИГРЫ СО ЗВУКАМИ.
«Картинки»Цель. Учит ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз.Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрированно выделяя звук А (аааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.
«Путешествие по комнате»Цель. Учить ребенка находить предметы, в названиях которых есть заданный звук.Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названиях которых есть звук С. Он может быть в начале, середине и конце слова.Рекомендации. Если ребенок затрудняется, взрослый первым начинает игру.
Советы и рекомендации
Вы можете выбрать одну из представленных выше методик или найти какую-то другую, которая так или иначе дополняет уже описанные популярные способы обучения чтению.
Например, существует методика Ольги Соболевой, разработанная на основе способа Марии Монтессори и дополненная авторскими методами.
В ней вводится такое понятие, как колорифмика – это чтение при помощи проработки цветом рифмованных окончаний.
При выборе любой методики мы рекомендуем придерживаться системности, созданной автором, и последовательности изучения. Если необходимо, на каком-то из этапов можно остановиться чуть дольше, чем это предполагал автор.
Будьте готовы к трудностям, протесту и нежеланию обучаться.
Придумывайте игры и стимулируйте малыша к получению новых знаний.
Первые шаги к чтению: знакомство с буквами
Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста
Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту
Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство
Визуализация
Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.
Осязание
Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона
Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О»
Чаепитие к буквами
Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки — азбуку.
Магнитные развлечения
С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»
По клавишам
Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.
Различные методики
Методик сейчас действительно много, но стали ли дети быстрее учиться читать или лучше учиться в школе? Нет не стали. Более того некоторые методики приводят к тому, что читать -то ребенок читает, а по русскому языку с первого класса оценки оставляют желать лучшего. А все дело в том, что если дошкольника учить, по карточкам целыми словами или слогами, то деление на звуки он просто не понимает. Не знает он, откуда берутся звуки.
Детская память очень емкая и быстрая. Слова на карточках он запомнит. А если такого слова в карточках не было? И все. Тупик. Не прочтет. Опять учить целые слова? А учитель спрашивает в первом классе фонетику. Сколько гласных, сколько согласных? Сколько букв и сколько звуков? И опять придется переучиваться.
Чуть лучше обстоит дело со слогами. Но проблемы для первоклассника остаются теми же. Так стоит ли опять изобретать велосипед и экспериментировать на собственном отпрыске, уча его по карточкам? В случае с обучением чтению нет ни одной методики лучше старой классической школы.
Громкие имена не лучший вариант
Как сейчас любят громкие имена педагогов включать в современные методики. Как часто можно слышать про обучение детей по методике Монтессори. Ну тут можно сказать только, что либо подобные разработчики курсов просто лукавят, либо прикрываются громким именем. Все дело в том, что Монтессори занималась с детьми с отставанием в развитии.
Для того, чтобы дети лучше усваивали, поскольку эти дети почти лишены воображения, она использовала тактильную чувствительность. То есть дети трогали, щупали и таким образом осваивали мир. Наши дети и так в любом случае проходят этот этап, только он быстро заканчивается и дальше идет как развитие мелкой моторики, так и развитие воображения.
Любой детский сад или курсы развития использует игровую форму и частично этот метод, но к 5-7 годам он перестает быть ведущим. Даже дома малыш не сможет построить домик из конструктора, не взяв в руки кубики. Только ему уже не нужно их ощупывать, кусать и т. п., чтобы представить себе будущую постройку.
Вот почему я говорю про лукавство. Не могут педагоги и профессиональные воспитатели не понимать, что это не методика, а использование ее отдельных элементов. А если действительно работают четко по методике-то кого они учат? Для умственно отсталых детей это подойдет. А для остальных? Нормальных детей это только затормозит.
Освоение принципа чтения по слогам
Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.
Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.
На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»
Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»)
Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий
Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.
Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.
Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» — «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» — «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.
Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.