Эти-дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Виды памяти у детей и способы ее тренировки

Способность к самоорганизации

Даже если вы учитесь не самостоятельно, а с преподавателем, значительная часть результата зависит от ваших действий. Заниматься два раза в неделю по часу, безусловно, лучше, чем не заниматься вовсе, но и этого мало. На помощь приходит импульсивное обучение — когда вы учитесь в любое свободное время без расписания и там, где вам удобно: по пути на работу, на пробежке, во время уборки или перед сном. Идеально сочетать такой подход с углубленным: занятия с преподавателями, на курсах или самостоятельно с учебниками, выполнение домашних заданий.

Важно то, что импульсивные занятия — это личная инициатива и ответственность учеников

Позалипать в соцсетях или выучить новые формулы? Посмотреть сериал за обедом или обучающую лекцию? Почитать текст на русском или на английском? Правильного ответа нет, особенно сейчас, когда образованию — и детскому, и взрослому — приходится каждый день соревноваться за внимание пользователя с развлекательным контентом. Поэтому сегодня многие онлайн-школы стремятся конкурировать не с классическим образованием, а с развлекательными гигантами, такими как Netflix

Но каждый раз, когда вы выбираете учебу, вы отрабатываете навык самоорганизации. Это не только повышает самооценку, но еще и дает уверенность, что в критической ситуации вам будет проще выбрать то, что полезно для вас прямо сейчас.

Рекомендации по развитию памяти студентов

Как же улучшить память и работу мозга студенту? Мы собрали верные способы, которые помогут эффективно справиться с этой задачей. Условно мы разделили их на три большие категории:

  1. Упражнения для развития памяти.
  2. Развитие памяти в учебной деятельности.
  3. Правила жизни, способствующие развитию памяти.

Супергерой, который обладал идеальной памятью — это не марвеловский персонаж, а вполне реальная личность. Этого человека звали Соломон Шерешевский. Он работал в советской журналистике и участвовал в исследованиях учёного Александра Лурии. В чём секрет его гениальности? Он был синестетом, то есть «запоминал» слова и события всеми органами чувств.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Когда малыш приходит в первый класс, он сразу же попадает в незнакомую для себя обстановку. Уже с первых дней учебы в школе ему приходится запоминать большие объемы информации. По мере взросления школьника и учебная нагрузка будет повышаться

Если он не обладает хорошей памятью и вниманием, то учеба будет даваться ему все сложнее с каждым годом. Именно поэтому нужно уделять особое внимание развитию памяти у ребенка старше 7 лет

Важно научить его сохранять сосредоточенность на уроках и произвольно запоминать ту информацию, которую он получает из лекций учителя и текстов учебников. Для этого нужно регулярно выполнять различные упражнения, которые направлены на повышение навыков восприятия и усвоения новых знаний

Не менее полезным для развития памяти будет чтение и обсуждение книг, заучивание стихотворений, написание изложений – то есть те задания, которые и так включает в себя школьная программа.

Иногда таких несложных тренировок вполне достаточно для того, чтобы улучшить память и внимание. Но если ребенку все еще непросто справляться с учебной нагрузкой и запоминать большие объемы материала, то с ним нужно заниматься дополнительно

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

Читайте хорошую литературу

Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

Правила жизни, способствующие развитию памяти

Мы разобрались, какие упражнения помогают развивать память и как учиться так, чтобы запоминать больше. Однако все эти советы не помогут, если вы ведёте неправильный образ жизни и употребляете продукты, которые мешают мозгу адекватно работать. Поэтому развивая память, не забывайте о рекомендациях, приведённых ниже.

Откажитесь от сахара

Рафинированный сахар — это верный способ ухудшить свою память и когнитивные способности

Ведь уже через десять минут после того, как мы съели что-то сладкое, внимание падает и появляется вялость

Лучше замените пирожные и торты фруктами и грецкими орехами. Особенно хорошо зарекомендовали себя бананы, черника и голубика.

Питайтесь умеренно

Почему у студентов хорошие способности к учёбе? Потому что они постоянно не доедают.

Это шутка, но в ней есть доля правды. Ведь после плотного обеда организм занят перевариванием пищи, а на обучение сил уже не остаётся. А лёгкий голод наоборот помогает мозгу поддерживать высокий уровень активности и запоминать больше нужной информации.

Занимайтесь спортом

Спорт и физическая активность — очень важные помощники памяти. Упражнения разгоняют кровоток, помогают клеткам насыщаться кислородом и поддерживают высокий уровень энергии.

Поэтому даже если вы готовитесь к экзамену, не забывайте уделять повышенное внимание здоровью, выходить на прогулку и посещать спортивный зал. Это полезно не только для тела, но и для мозга

Ещё один отличный способ развивать память — освоить медитацию. Такая практика успокаивает ум, помогает стать более уравновешенным и лучше запоминать нужное. С чего начать? С внимательного наблюдения за собственным дыханием.

Живите разнообразной жизнью

Чем больше у нас эмоциональных впечатлений, тем лучше общий тонус и память. Так что не забывайте посещать выставки, ходить в кино и театры, встречаться с друзьями и путешествовать.

Открывайте новые места и страны — и ваша память будет в восторге!

Обязательно высыпайтесь

Скажете, что этот совет самый банальный? Возможно. Но он самый важный! Хороший восьмичасовой сон — это не просто полезная рекомендация, это жизненная необходимость любого студента.

А всё потому, что наш мозг сортирует полученную за день информацию и переводит важные события из краткосрочной информации в долгосрочную только в фазе медленного сна. И если вы регулярно не высыпаетесь, то мозг просто не успевает выполнить все необходимые действия. В итоге, мы не помним то, что так усиленно зубрили ночью, и не можем ответить на простые вопросы преподавателя.

Поэтому ложитесь спать в одно и то же время, спите по восемь часов и будет вам хорошая память, высокая успеваемость и счастье в жизни.

Развитие внимания в возрасте 7-11 лет ​

Семилетний ребенок не может сосредоточиться, если ему скучно

Первоклассника необходимо заинтересовать, удержать его непроизвольное внимание, как можно дольше. Со временем дети привыкают концентрироваться не только на интересном, но и на необходимом

Пока произвольное внимание только начинает формироваться, школьник не способен самостоятельно делать уроки и контролировать себя

Научим ребенка учиться с удовольствием

Записаться на консультацию

Внимание и его свойства 

Внимание — это способность сознания на чем-то сосредоточиться, не отвлекаясь. Свойства внимания тесно связаны с памятью, мышлением, восприятием

Для того чтобы развить внимание у ребенка 7 лет и старше, нужно понимать его особенности в разном возрасте.

Объем внимания у семилеток невелик – запомнить мгновенно они могут не более 3–4 символов.
Устойчивость внимания первоклассника примерно 7-12 минут, поэтому длинные объяснения не усваиваются. В 9-10 лет устойчивость внимания детей становится значительно выше.
Переключаемость внимания — в начале обучения ребенку сложно переключаться с одного занятия на другое.
Распределяемость внимания. На уроках приходится писать и объяснять, что пишешь; читать выполненное задание и проверять его; слушать и писать во время диктантов

Пока дети не овладели навыками до автоматизма, им трудно распределять внимание между двумя разными действиями. 8-летний ребенок обычно уже умеет делать два дела одновременно

Но это снижает концентрацию внимания.
Концентрация внимания — одна из самых больших проблем современных детей любого возраста. Злоупотребление гаджетами развивает поверхностное восприятие, клиповое мышление, концентрация внимания снижается.

Что порекомендовать школьнику, чтобы улучшить его память

«Нет» лишней информации

Помогаем школьнику понять, что забитый  «мусором» мозг просто не сможет усвоить по-настоящему нужную и полезную информацию.

Непрерывно пополнять лексикон

Школьник должен понять, что обладать богатым словарным запасом можно только имея крепкую память. Значит, чем больше слов он активно использует в речи, тем лучше его память.

Читать

Нам, педагогам, необходимо помочь ученику подобрать жанр, автора, книгу, способную его заинтересовать. Чем больше ребёнок будет читать, тем лучше будет его память, развитее мышление и воображение. 

Осваивать новое

Чтобы стимулировать учащегося, объясняем: любая непривычная ситуация раскручивает мозг на высокие обороты, образуются новые нейронные связи. А чем больше этих связей — тем крепче память.

Учить наизусть

Здесь мы наверняка встретим сопротивление: школьники не очень любят это задание

Но важно донести, что оно действительно эффективно. Заучивать можно не только стихотворения, но и правила в стихотворной форме

Запоминание чисел

Рекомендуем запоминать даты семейных праздников, номера телефонов, цены в магазинах. К числам сложнее привязать ассоциации, их запоминание требует осознанных усилий.

Отдыхать

Важно донести до ученика, что для нормальной работы мозга школьник должен полноценно отдыхать: от 9 часов учащиеся средней и старшей школы, от 10-ти — младшей. Также важно качественно питаться (ежедневно потребляя норму белка, фосфора, минералов, витаминов), двигаться, снабжать организм кислородом

Что надо знать о физиологии памяти? Чем отличается память до 3 лет и после?

Да, все дело в физиологии. Помните? До 3 лет ребенок был таким любознательным, ему все было интересно, мог запомнить огромное стихотворение, даже поэму, и читал его с удовольствием.

А как сочинял! Куда же все это пропадает с возрастом?

До 3 лет память ребенка сравнивают с губкой, которая все впитывает. Происходит накопление знаний, впечатлений всеми системами организма.

Ребенок в этот период использует совсем другие отделы мозга для запоминания, чем взрослые, у него имеется совсем другой потенциал.

В его мозге заложено огромное количество связей на все случаи жизни, которые в последствии у взрослого человека исчезают. Это пропажа составляет в некоторых ядрах мозга до 75%. Это, конечно, не делает нас умственно отсталыми)

У ребенка до 3 лет имеются связи между различными участками коры головного мозга. Так слуховая и зрительная память работают в унисон и дополняют друг друга.

Это обеспечивается связями между зрительной и слуховой корой. Любой звук может порождать у них цвет, а цвет превращаться в звучание. Это явление называется синестезией.

Эксперимент с гениальными людьми

В Англии проводили эксперимент, где исследовали людей, обладающих феноменальной памятью. Так вот, оказалось, что очень большая часть из 52 человек имеют синестезию.

Способность «слышать» цвет или, например, они слышат звук и одновременно идет ассоциация с буквами, а запах порождает тактильные ощущения.

Мозг детей до 3 лет изначально настроен так же, он универсален и может многое

И, конечно, важно использовать это время для закрепления удивительных связей

Что необходимо делать с рождения, чтобы не упустить время, читайте нашу статью Методика Макото Шичида для детей. Как же все таки заниматься по ней занятым мамам? (ссылка откроется в новом окне).

Что же происходит потом?

Ненужные нейроны, которые не были включены в прочные связи, постепенно отмирают за ненадобностью. После 3-4 лет с ребенком, с которым специально не занимались, сложно выучить простое четверостишье, против целой поэмы до 3 лет.

Совсем другие структуры мозга становятся ответственными за память. У малышей память включается на неожиданное, новое, интересное, им чем ярче, тем лучше.

Это особенности развития памяти этого возраста — она непроизвольная.

Но поскольку мозг ребенка продолжает развиваться, то и структуры мозга, отвечающие за память у ребенка с 4 до 5 лет, не будут иметь решающего значения для оценки его памяти в будущем.

Только к 6-7 годам начинает развиваться память коры головного мозга, произвольная память, которой будет пользоваться ребенок в дальнейшем.

Произвольная память — это когда для запоминания ребенком применяется волевое усилие, воля.

Хорошо бы к этому возрасту вы уже начали с ним заниматься развитием памяти.

Если ваш ребенок еще дошкольник, то все рекомендации по развитию памяти находятся здесь: Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста — лучшие игры и упражнения (откроется в новой вкладке) и

44 лучшие игры на внимание и память детям от 4 до 6 лет вы найдете здесь (откроется в новой вкладке). Но если этого не произошло, не печальтесь

Никогда не поздно развивать память ребенку, и взрослому тоже. Но что же нужно делать? С чего начать, куда бежать?

Но если этого не произошло, не печальтесь. Никогда не поздно развивать память ребенку, и взрослому тоже. Но что же нужно делать? С чего начать, куда бежать?

Когда начинать тренировки памяти

Среди психологов нет единого мнения о том, в какой период начинать развитие когнитивных функций. Некоторые специалисты предлагают обучение с раннего возраста. В таком состоянии дети особенно податливы и легко воспринимают информацию.

При принятии решения важно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка

Другие утверждают, что уроки целесообразны со средней группы дошкольного возраста. В случае, когда у ребенка выявляются нарушения в развитии, коррекционные мероприятия нужно начинать как можно раньше. Особенно, если проблемы касаются интеллектуальной сферы (задержка психического развития, умственная отсталость).

Развитие мышления в возрасте 7-11 лет

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности —развивается у человека с самого рождения.

Младенец познает мир через восприятие и действие. Подрастая, обнаруживает связь слов и предметов. В раннем детстве преобладает наглядно-образное мышление.

В начальной школе у детей стремительно развивается мышление понятийное.

  • В первом классе оно еще тесно связано с конкретными предметами и явлениями. Семилетки с трудом понимают абстрактные понятия.
  • К 8 годам они уже способны к обобщениям и логическим выводам.
  • У третьеклассников вполне развито абстрактное мышление.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше его словарный запас, тем быстрее совершенствуются мыслительные процессы

Чтобы развить мышление ребенка, важно учить его не просто усваивать знания, но самостоятельно оценивать свою работу, искать ответы на вопросы, мыслить логически

Методики для развития и тренировки памяти

Чтобы увидеть положительный результат от тренировки любых интеллектуальных способностей, нужно сделать занятия регулярными и системными. Если обучение подчинено определенной программе, то совершенствование навыков происходит последовательно и более эффективно, и развитие памяти и внимания у детей не является исключением.

Но в домашних условиях не всегда удается сделать обучение продуктивным, ведь родителям приходится не только подбирать для ребенка упражнения, но и контролировать то, как часто он занимается. Такой подход отнимает много времени и сил, но не гарантирует, что занятия принесут заметный результат. Поэтому лучше совершенствовать способности школьников в детских центрах, где обучение ведется под контролем опытных педагогов по проверенной временем программе.

Одним из таких курсов является Меморика – методика развития памяти и внимания от академии развития интеллекта AMAKids. Она представляет собой эффективную программу тренировки интеллектуальных способностей, которая подходит детям от 7 до 16 лет. В ходе обучения ребята осваивают разные приемы запоминания информации и учатся применять их на практике. Все это поможет не только во время обучения в школе, но и во взрослой жизни, ведь полученные на занятиях навыки сохранятся навсегда.

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Ученик начальной школы: объясняем смысл тренировки памяти

В 7–9 лет школьники уже могут контролировать память

При этом им важно объяснить, для чего необходимо запомнить информацию

Метод Цицерона

Запомнить распорядок уроков, отрывок текста, учебный материал и любые данные в последовательности помогает метод Дворцов памяти — он же метод мест, метод римских комнат и метод Цицерона. Этот римский оратор выступал без шпаргалок и в точности называл исторические даты, имена и цитаты по памяти. Для этого он мысленно раскладывал все эти важные детали в хорошо знакомом помещении в строгом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе эту комнату и вытаскивал из неё нужные имена и даты.

Техника визуализации 

Визуальную и логическую память полезно тренировать при помощи простейших мнемонических приёмов. Мнемоническими их назвали в честь богини памяти и матери всех муз Мнемозины, дочери Зевса и Геи.

Слева: Мнемозина английского поэта и иллюстратора Данте Габриэля Россетти. Справа: античная мозаика с изображением Мнемозины 

В младшей школе ребёнок уже запоминает буквы и цифры, при этом слуховая и зрительная память дополняют друг друга. И это прекрасный повод сделать запоминания более творческими. Например, в формате эксперимента помогите запомнить имя той же Мнемозины или, практичнее, — имена друзей и родственников. Для этого предложите ребёнку представить и рассмотреть каждую букву имени. Спросите, сколько их, на что похожи эти буквы, какого они цвета, из какого материала. Может, они увиты растениями или змеями или отлиты из мрамора или гранита. Так вы разобьёте буквы на блоки, и дошкольнику будет проще запомнить каждую. А когда ребёнку нужно будет вспомнить имя родственника или друга, мозг восстановит и соберёт этот пазл.

Юный телефонист

Запомнить собственный и родительские номера телефонов ребёнку может помочь другой полезный мнемонический приём: представить все эти цифры, на что они похожи. А можно запоминать и через рифмы. Тогда потренируете ещё и слуховую память. 

Тесты для определения уровня развития внимания, памяти, мышления и воображения

Проверить уровень развития познавательных способностей вашего ребенка вы можете с помощью несложных тестов. Не расстраивайтесь, если результат окажется низким. Просто старайтесь больше заниматься с ребенком тем, что у него плохо получается.

Проверка внимания. «Кольца Ландольта» 

Нарисуйте таблицу с двумя видами колец — с прорезью сверху и слева. Ребенок должен в течение 5 минут зачеркнуть как можно больше колец одного вида. Детям постарше можно предложить вычеркивать разными линиями оба вида колец. Чем больше символов удалось зачеркнуть правильно, тем выше уровень внимания ребенка. Этот тест подходит для любого возраста и как упражнение для развития внимания.

Проверка памяти 

Составьте список из 10 простых, не связанных между собой слов. Медленно прочитайте слова вслух и попросите ребенка повторить все, что он запомнил. Повторяйте чтение до тех пор, пока ребенок не запомнит все 10 слов (но не более пяти раз). Если ребенок с первого раза запоминает 4-5 слов, а все слова — после 3-5 повторов, проблем с памятью нет.

Проверка логического мышления 

Выберите слово, нужное по смыслу

1) волк : пасть = птица : ?

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

2) библиотека : книга = лес : ?

а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен

3) птица : гнездо = человек : ?

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

4) школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

Если правильных ответов меньше половины — стоит обратить внимание на развитие мышления

Тест на воображение: «нарисуй что-нибудь» 

Ребенку предлагают нарисовать все, что он захочет, в течение 4-5 минут.

Обратите внимание, есть ли в рисунках фантазия, эмоциональность, тщательно ли проработаны детали; придумал ли ребенок что-то оригинальное. Если за отведенное время ребенок ничего определенного не нарисовал, стоит заняться развитием воображения

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была

Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь

Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Упражнения для развития памяти у студентов

Эффективные упражнения на улучшение памяти для студентов довольно просты, но требуют постоянной тренировки. Поэтому выделите себе хотя бы пять-десять минут в день, чтобы практиковаться.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте — это правильные квадраты, которые в классическом варианте содержат цифры от 1 до 25, разбросанные в случайном порядке. Задача студента — смотреть в центральную точку и искать глазами последовательный ряд чисел.

Эти таблицы используют не только для тренировки памяти, но и для того, чтобы развивать навыки скорочтения. Ведь при такой концентрации на центральной точке активно прокачивается периферическое зрение, а значит, человек может выхватывать больше информации.

​​​​​​​Упражнение «Четыре детали»

В этом упражнении необходимо наблюдать за людьми, зданиями, пейзажами — любыми окружающими объектами, выделять четыре необычные вещи и запоминать их. Например, по дороге в университет смотреть на прохожих и отмечать особенности походки.

Это упражнение не только тренирует память и внимание, но и помогает более увлекательно проводить время. Важная особенность памяти — мы хорошо запоминаем только то, что входит в сферу наших интересов или непосредственно относится к нашей жизни

Именно поэтому различные тренажёры не работают. Так что, если вы решили практиковать «Четыре детали», обращайте внимание на те моменты, которые интересны с профессиональной или личной точки зрения

Важная особенность памяти — мы хорошо запоминаем только то, что входит в сферу наших интересов или непосредственно относится к нашей жизни. Именно поэтому различные тренажёры не работают

Так что, если вы решили практиковать «Четыре детали», обращайте внимание на те моменты, которые интересны с профессиональной или личной точки зрения

Дворец Памяти

Это упражнение считается одним из самых древних. Его корни уходят в античные времена к самому Сократу. С помощью этой техники можно запоминать большие объёмы информации, сложную терминологию и стихотворения.

Как выполнять: при запоминании большого текста представляйте себя в хорошо знакомом помещении. Запоминая информацию, передвигайтесь в пространстве комнаты и «оставляйте» по пути слова и фразы. Чтобы воспроизвести выученный материал в будущем, вам всего-то нужно будет мысленно пройти по маршруту.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Рассказы из случайных слов

Повышать способности памяти можно и письменно. Для этого можно составлять небольшие рассказы из случайных слов.

Например, у нас есть три слова: танец, кружка и конь. Попробуем составить мини-рассказ:

Такое весёлое и несложное упражнение развивает не только память, но воображение и писательский талант.

Запоминание стихотворений

Классическое, но от этого не менее эффективное упражнение — учить наизусть стихи любимых поэтов.

Если вы всерьёз возьметесь за эту технику, то поймёте, что наша память работает не всегда одинаково. Вначале будет довольно просто, потом мозг начнёт буксовать и отказываться. Ведь это очень энергозатратно.

Но если вы преодолеете сложный период, развитая память и хороший багаж стихотворных произведений станут вашей наградой.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. «Диктант». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Особенности памяти у детей

С возрастом у дошкольника совершенствуются навыки и умения. В четыре месяца малыш начинает узнавать знакомые лица и предметы. В период с года до трех лет появляется непроизвольное запоминание, то есть для этого процесса не требуется волевых усилий.

С трех лет появляется произвольная память. Она обусловлена тем, что дети начинают играть, и это требует усвоения определенной информации: правил, действий, перечня предметов и т.п

В этот период дошкольников активно привлекают к посильному труду, для которого важно запомнить последовательность действий. Некоторые специалисты ошибочно полагают, что в этом возрасте детям свойственна механическая память

К ней они прибегают только тогда, когда им сложно осмыслить информацию.

По сроку хранения информации выделяют три вида памяти. При кратковременной ребенок быстро забывает увиденное. Например, он может сказать, какую собаку видел по дороге в садик, но на следующее утро уже не вспомнит это.

Важнее долговременная память – эту информацию человек хранит всю жизнь. На запоминание влияют эмоции, яркие образы, многократное повторение.

Дошкольники

В возрасте 5-6 лет у детей все еще преобладает непроизвольная память

В этот период им важно только то, что представляет интерес. Они лучше воспринимают не пассивную деятельность, а ту, что предполагает активное участие на занятии

Психологи также установили, что в возрасте 6-7 лет ребенку нужна внешняя мотивация для запоминания информации. Поэтому любое обучение должно проходить в игровой форме. К этому времени у детей повышается навык самоконтроля.

Занятие не должно быть продолжительным, так как в силу возраста дошкольнику сложно усидеть на месте

Развивать память в этом возрасте можно с помощью сенсорных впечатлений. Чем больше дошкольник контактирует с разными материалами, тем лучше стимулируется его нервная система. Под воздействием этих факторов происходит формирование новых связей в головном мозге.

Зрительные и слуховые впечатления помогают переходу к произвольной памяти. В этот период дети хорошо начинают связывать с конкретным человеком определенные эмоции и чувства.

Школьники

В 7-8 лет ребенок идет в школу. Его ведущей деятельностью становится учебная. По сравнению с дошкольным периодом, память становится сознательнее и организованнее. Преобладает работа первой сигнальной системы, которая стимулирует наглядно-образное восприятие.

Интересно. Ученики лучше усваивают факты, лица, предметы, события. Развитие памяти у младших школьников должно быть направлено на облегчение перехода в среднее звено. В этом им поможет логическое мышление.

В силу возраста дети еще плохо структурируют информацию и разбивают ее на блоки. Им сложно составлять и пользоваться схемами. Задача учителя не поощрять механическое запоминание. В младшей школе навыки самоконтроля еще не идеальны, особенно в первом классе.

В 10 лет у детей все еще преобладает образная память. Они лучше усваивают наглядный материал. Пока им сложно воспринимать абстрактные понятия. Игровые приемы обучения тоже не теряют актуальности.

В 11 лет ребенок проходит процесс формирования формально-логического типа мышления, который помогает рассуждать, строить цепочки суждений, просчитывать последствия поступков.

В школьном возрасте дети лучше поддаются обучению. Поэтому в этот период хорошо идет развитие когнитивных функций

Особенно это важно при выявлении проблем. Они проявляются в плохой успеваемости

При помощи специальных занятий можно улучшить ВПФ (высшие психические функции), это позитивно скажется на оценках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: