Использование мнемотаблиц в работе с дошкольниками

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Мнемотехнические приемы

  1. Эйдотехника (эйдо ― образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т.е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.
  2. Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  3. Метод «Цицерона» ― это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.
  4. Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.
  5. Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.
  6. Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.

Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты метода крокирования.

Мнемотаблицы ― изображения, содержащие информацию

Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы

Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации.

Мнемодорожка ― последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.

Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:

  • обучать (тематические коллажи);
  • запоминать;
  • формируют навык распределения внимания.

Мнемотехника для обучения детей письму

Сразу скажем, что приемы мнемотехники применимы как для первоначального обучения письму детей дошкольного возраста, так и для дальнейшего совершенствования навыков письма у младших школьников. Например, когда ребенок уже свободно пишет печатными буквами, а следующая задача – освоить написание прописных букв .

Впрочем, перейти к освоению прописи можно уже и в старшем дошкольном возрасте. Как минимум, начать учить ребенка распознавать текст, написанный прописью.

Итак, какие методики мнемотехники помогут научить ребенка письму? Как научить письму с помощью мнемотехники:

  • Использовать мнемоквадраты с изображением предметов, похожих на буквы: печатных, прописных, заглавных, строчных.
  • Предложить ребенку самому подумать, на что похожа та или другая буква, и нарисовать ее.
  • Разделить букву на четыре пазла и попросить ребенка собрать этот пазл. Делить можно как печатные буквы, так и прописные, как заглавные, так и строчные.
  • Предложить ребенку «писать» буквы в воздухе. Сначала можно ему помогать задавать правильное направление движения руки, держа его руку в своей руке, а потом предложить «написать» уже знакомые ему буквы самому.
  • Предложить ребенку написать известные ему буквы на песке, снегу, асфальте во время прогулки.
  • Разрешить ребенку писать буквы в прописи разноцветными ручками с тем, чтобы разнообразить занятия, если ему они кажутся скучными.
  • Организовать занятия на цифровом тренажере – скачать на планшет приложение «Прописи – Русский язык» или другое подобное с образцами написания букв, и обводить буквы стилусом по трафарету.

К слову, в роли мнемоквадратов можно использовать старые добрые кубики с буквами. Благо, сегодня можно найти кубики не только с печатными, но и с прописными буквами. Они пригодятся и тогда, когда будет пора переходить от написания отдельных букв к составлению слогов и слов.

Если не экономить и купить сразу два набора кубиков с буквами, тогда ребенку хватит букв для составления не только отдельных слов, но даже и коротких предложений. Впрочем, слишком торопить детей не нужно, потому что все начинают с составления самых простых коротких слов, которые у всех «на слуху»: кот, пес, лес, лук, суп и т.д. Именно поэтому буквы «й», «х» и «у» производители детских развивающих пособий на всякий случай всегда располагают на одном кубике.

Заметим, что все вышеперечисленные подходы годятся для изучения не только родного русского языка, но и любого иностранного языка. Кубики и прописи с буквами английского, немецкого и французского алфавита продаются в меньшем количестве и ассортименте, чем с русскими, но все равно есть.

Как мы помним, деток в детском садике обучают не только буквам и письму, а еще цифрам и счету. И для этого есть свои методики мнемотехники.

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет прямую зависимость с логикой мышления и умением осознавать увиденные образы или услышанные звуки, выражая это последовательной речью, в которой присутствуют логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, находится в зависимости от умения обдумывать информацию и строить высказывания на разнообразные темы.

Диалогическая речь отображается в общении нескольких человек, зачастую сопровождаясь простыми односложными высказываниями, задаванием конкретных вопросов и составлением вариантов ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль отыгрывает формулировка и задавание вопросов, построение ответов и аргументированное отстаивание своего мнения. Связной монологической речи у дошкольников присуща развернутость и сосредоточивание мыслей на основном, без вникания в подробности. В процессе воспроизведения своих мыслей и выбора языковых средств решающую роль отыгрывают внутренние мотивы, так как именно ними и стимулируется монологическая речь.

Особенности этапов развития связной как монологической, так и диалогической речи разняться, но оба вида находятся в тесной взаимосвязи. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемотехники в занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста должно проводиться с помощью мнемоквадратов, в которых зашифровываются самые простые слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после осознания детьми понятия «шифрование» можно переходить к более трудным вариантам схем – мнемодорожкам с мнемотаблицами, в основу которых может быть заложена целая история.

Мнемодорожка “Два весёлых гуся”.

Использование данной методики во время занятий с детьми с ОНР позволяет:

повысить внимание и интерес к играм с логическими карточками;
облегчить восприятие и переработку информационных данных, которые
сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены при необходимости.

Инструменты мнемотехники в детском саду

Обычно процесс обучения для самых маленьких организуют в игровой форме с использованием, в частности, различных мнемотехник. Как мы уже выяснили, одним из главных инструментов обучения дошкольников является наглядность. Для реализации принципа наглядности используются так называемые мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат – это своего рода базовая «единица информации». Проще говоря, это картинка, в которой «зашифрована» некая информация для запоминания. Из нескольких мнемоквадратов можно сложить мнемодорожку, в которой «зашифровано» не просто какое-то слово или понятие, а целое предложение.

И, наконец, мнемодорожки можно построчно сложить в мнемотаблицу, с помощью которой будет легко запомнить некий «законченный» объем информации. Например, стихотворение или детскую песенку. Визуально мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы можно представить следующим образом:

Содержимое квадратиков рассматривать не будем

В данном случае нужно лишь обратить внимание на то, что изображение в первом квадратике мнемодорожки и мнемотаблицы совпадает с изображением отдельно стоящего мнемоквадрата. Так визуально показано, каким образом можно «расширить» первоначальную базовую единицу информации до определенного цельного блока информации

Можно встретить еще и такое понятие, как мнемосхемы. В принципе, мнемосхема от мнемотаблицы отличается исключительно порядком расположения элементов в виде таблицы или в виде схемы:

Для некоторых видов мнемотехники использование схемы однозначно удобнее. Например, если для запоминания чего-либо используется метод Цицерона или метод «Римской комнаты», в которой вы построите свой «Дворец памяти», будет как раз уместно нарисовать схему помещения и «расположить» там предметы, которые нужно запомнить.

Выбор того или другого способа наглядности зависит от возраста ребенка. С малышами 3 лет работают преимущественно с помощью мнемоквадратов. Дети 4-5 лет уже могут воспринимать короткие мнемодорожки из 3-4 мнемоквадратов. А детям 6-7 лет можно предлагать мнемотаблицы, и они с ними успешно справятся .

Иногда термины «мнемосхема» и «мнемотаблица» используются в качестве синонимов, подразумевая, что мнемотаблица из мнемоквадратиков – это вариант схематичного представления информации. В принципе, термин «мнемосхема» позволяет множество вариантов трактовок, под которыми могут подразумеваться и просто схематичные изображения, к примеру, диких зверей в зоопарке . Такую схему, на которой дикие животные расположены в свободном порядке, можно предложить для составления рассказа о зоопарке даже малышам 3-4 лет:

На всякий случай уточним термин, написанный на схеме «мелким почерком»: фланелеграф – это учебно-наглядное пособие в виде доски или картона, обтянутого фланелью, на которую крепятся различные фигурки, картинки и т.д. Как вариант, может быть использована магнитная доска, уютно покрытая фланелевой тканью. Работа с такой доской хороша для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики у детей.

Еще один важный вопрос, волнующий педагогов и родителей: всегда ли нужно использовать только цветные картинки? На самом деле, это обязательно только для самых маленьких, потому что цвет поможет детям быстрее выстроить ассоциативный ряд, что лисичка рыжая, волк серый, елка зеленая, облака белые и т.д.

Мнемотехника в старшей группе детского сада предполагает по мере усложнения заданий задействовать черно-белые изображения с тем, чтобы дети не отвлекались на красивые изображения . Черно-белый вариант позволит им быстрее сосредоточиться на сути и «расшифровке» мнемотаблицы из 8-12 мнемоквадратов.

Итак, мы разобрались в общих чертах, какие инструменты мнемотехники используются в детском саду. Давайте рассмотрим, как с помощью мнемотехник можно развивать у детей речь, учить их счету и музыке.

Мнемотаблицы для детей средней — старшей группы «Время года и их явления»

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений в старшей группеКраткое описание: Наглядно-дидактическое пособие в техники — мнемотаблица для лучшего запоминания информации и заучивания стихотворений «Времена года и их явления» для детей среднего и старшего дошкольного возрастов. Назначения материала: пособия могут использовать воспитатели, логопеды, дефектологи и родители и дети для самостоятельной работы. Оборудование: 4 карточки со стихотворением и мнемотаблицей «Зима» (Л. Хованская), «Весна» (В. Лунина), «Лето» (Е. Эрато), «Осень» (М. Ходякова). 4 карточки с мнемотаблицей в картиках со словами и 1 пустая для самостоятельной работы детей «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (разрезать карточки. После заучивания стихотворений дать ребенку самому расставить карточки в правильной последовательности) Цель: Познакомить детей со временами года и их явлениями. Заучить стихотворение. Задачи: • Заучивание стихотворения; • Научить перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот; • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение); • Обогащать словарный запас; • Развитие мышления; • Развитие фантазии; • Научить опираться на картинки для составления описательных элементов и пересказа стихотворения наизусть. Технология работы с мнемотаблицами:

— рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов; — перекодирование информации (преобразование символов в образы); — пересказ стихотворения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами), детьми совместно с воспитателем или самими детьми.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.Так же дети могут самостоятельно работать с карточками:

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Времена года» Опыт работы воспитателя детского сада. Использование мнемотаблиц в старшей группе Конспект НОД по познанию и речевому развитию в средней группе. Времена года Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе

Развлечение путешествие в старшей группе. Времена года

Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу

Конспект занятия на тему «Времена года» в средней группе детского сада

Задания про времена года для детей 5-7 лет

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Приемы мнемотехники

Ассоциации

Связываем новую информацию с уже знакомыми образами. Например, на уроках английского языка для запоминания произношения и значения слов.

Рифмы

Информация, представленная в виде зарифмованных строчек или небольших стихотворений, запоминается легче.
Например, правила русского языка можно зарифмовать:
Гнать, дышать, держать, обидеть,Слышать, видеть, ненавидеть,И смотреть, вертеть, терпетьА еще зависеть слово –Все спряжения второго.
На уроке математики в начальных классах для изучения правил раскрытия скобок:
Перед скобкой стоит «плюс» – знаки замирают.Перед скобкой «минус» – знаки заменяю:Где был минус – ставлю плюс, где был плюс – там минус.С удовольствием учусь ни за что не ошибусь!

Опорные слова и картинки

В тексте выделяются ключевые слова, к которым создается цепочка ассоциаций-картинок. Можно использовать на уроках чтения и литературы для запоминания стихотворений и текстов художественных произведений.

Прием Цицерона

В воображении создается пространство с опорными образами, к которым присоединяется информация для запоминания. На один предмет можно наложить несколько информационных слоев. Например, с помощью часов с циферблатом можно запомнить римские и арабские цифры, градусы углов, четверти, 24- и 12-часовой формат времени. Опорное пространство можно придумать с нуля или использовать уже готовые объекты из памяти: свою комнату, чердак на даче, дом любимых персонажей из мультфильма и т. д. Этот прием также называют «дворец памяти», «метод римской комнаты», «метод локусов» или «чертоги разума».

Прием акростиха

Выбираем слова, которые нужно запомнить и составляем из их первых букв фразу-ассоциацию.
Например, для запоминания цветов радуги:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан – Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый.
Для запоминания расположения планет Солнечной системы относительно Солнца:
Мама Варила Землянику, Малину, Юля Съела У Нее Половину – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Плутон признали в 2006 г. карликовой планетой, поэтому сейчас он не входит в Солнечную систему, как планета.

Кодировка

Для запоминания информации можно использовать различные буквенные и числовые коды.
Например, для запоминания последовательности цветов флага России использовать кодовое слово «БЕСиК»: Белый, Синий и Красный.

Как при помощи мнемотаблиц работать над текстом

В настоящее время разработано много видов мнемотаблиц, которые педагоги берут за основу, формируя связную речь дошкольников при помощи литературных произведений или составленных рассказов. Чаще всего на занятиях по развитию речи пользуются готовыми дидактическими материалами к тем произведениям, которые предлагаются в перечне для каждой возрастной группы.

Родители, в домашней обстановке занимаясь с детьми, также могут пользоваться готовыми схемами, но лучше, если они в совместной деятельности со своим ребёнком сделают такие мнемотаблицы самостоятельно.

Главное понимать, что для малышей кодирование информации, т. е. переход от текста к картинке-схеме, а затем перекодирование, т. е. возвращение к тексту ‒ достаточно сложный процесс, поэтому не надо оставлять малыша наедине с трудным заданием, иначе у него потеряется интерес. Работа должна идти вместе со взрослым, на первых порах схема рассматривается и обсуждается совместно, только много позже малыш может выполнять её самостоятельно. Этот творческий процесс увлекателен для детей, поэтому взрослым при обучении связной речи можно опираться на эту особенность малышей и при помощи мнемотаблицы формировать связную речь.

При работе над текстом соблюдается алгоритм:

  1. Сначала взрослый читает текст и объясняет незнакомые слова, которые там встречаются. При чтении, если есть возможность, используются иллюстрации.
  2. Затем ведется беседа по содержанию. Вопросы к беседе подготавливаются заранее. Они должны быть доступны детям, в то же время заставлять задуматься дошкольника, искать ответ с опорой на свой небольшой опыт.
  3. Взрослый вновь читает текст и даёт установку на пересказ.
  4. Предлагается для рассматривания мнемотаблица. Происходит преобразование рисунков-схем в образы. После перекодировки детям предлагается пересказывать текст с опорой на схему.

Родителям можно составлять мнемотаблицу вместе с малышом по ходу повторного чтения, а в дошкольном учреждении на начальном этапе схема составляется педагогом, а потом дети учатся работать самостоятельно.

Старшим дошкольникам, помимо уже предложенных форм работы по развитию связной речи, предлагается составление и отгадывание загадок, описательных рассказов, пересказ больших по объёму сказок и на их основе составление мнемотаблиц. Если родители учили ребёнка использовать мнемотаблицы, то у дошкольника не будет возникать трудностей, наоборот, он сам будет проявлять инициативу в составлении такого рода схем.

Родители должны помнить, что не только дошкольное учреждение заинтересовано в развитии речи детей. Домашние занятия вместе с родителями будут прекрасным дополнением к этому. Чем раньше начнется работа по развитию речи детей, тем успешнее будет ребёнок в школе.

Области использования мнемотаблиц

Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.

Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.

Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.

Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: