Основное содержание
Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап.
а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.
б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра
2. Основной этап.
а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра
б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра
3. Заключительный этап.
а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра
1. Подготовительный этап.
а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии
б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
в. Введение куклы нового персонажа
2. Основной этап.
а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра
б. Придумывание детьми нового сюжета
в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра
3. Заключительный этап.
а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.
Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:
I. Требования к организации занятий:
- Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
- На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
- Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.
II. Требования к структуре занятий:
- Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
- На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
- В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.
III. Требования к речевому материалу:
- Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
- Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
- Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
- На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.
IV. Требования к применению пальчикового театра:
- Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
- Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
- Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
- На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
- На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
- Кукла полностью надевается на палец;
- Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
- Кукла смотрит на зрителя , или на другую куклу;
- Положение куклы – вертикальное.
6. Закреплялись основные виды действий с куклой:
- Надевание на палец;
- Имитация шагов куклы с передвижением руки;
- Повороты;
- Покачивания;
- Поклоны.
7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)
Пантомима для взрослых
Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:
- чувство команды, сплоченность;
- умение и желание взаимодействовать друг с другом;
- сообразительность и логика;
- воображение и творческий подход к решению задач.
Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.
Правила игры «Крокодил»:
- Игроку, который показывает загаданное слово, запрещено говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками.
- Запрещено показывать слово по буквам.
- Разрешается показывать каждое слово отдельно, если загадано словосочетание или фраза.
- Зрители могут задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.
Примеры слов
Трудные:
- гидроэлектростанция,
- магнитуда,
- исторический материализм,
- естественный отбор,
- бином Ньютона.
Смешные:
- вежливый олень,
- неуловимый Джо,
- белая горячка,
- роды,
- клизма,
- конь в пальто,
- жизнерадостный наркоман,
- бомж оптимист.
Место действия:
- необитаемый остров,
- космический корабль,
- подводная лодка,
- северный полюс,
- дно океана.
Обстоятельства:
- задержали зарплату,
- женился,
- развелся,
- уволился,
- выиграл в лотерею,
- перепил,
- недоперепил.
Персонажи и герои:
- Д’Артаньян,
- Винни-Пух,
- Всадник без головы,
- Магистр Йода,
- Кенни из «Южного Парка»,
- Бендер из «Футурамы».
Театрализованная деятельность как средство развития речи
Учитывая то, что театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников, через занятия кружка:
- дети получают образцы правильного, красивого, эмоционально окрашенного связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, фразеологизмами;
- дети употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых
- коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диалогов;
воспитанники упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной; - в процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая носит эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое употребление вербальных и невербальных средств выразительности (ведь во время воспроизведения художественно-речевых сюжетов дети усваивают нормы речи в ее высшем проявлении);
- в театрализованных играх, через игры-драматизации дети выражают свои чувства, переживания, впечатления, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, главная деятельность малыша. Для ребенка театр это – праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, улыбки; это развитие познавательных интересов детей, совершенствование их психических процессов (памяти, воображения, мышления), расширение кругозора и речевого общения; это осознание собственного «Я» и возможность самовыражения личности.
Терапия в процессе театрализованной деятельности
Кроме того, в процессе применения инновационных технологий на занятиях используют разные виды арттерапии, а именно:
- имаготерапия (коррекция с помощью образов и театрализации);
- изотерапия (коррекция через изобразительное искусство);
- музыкотерапия (коррекция через восприятие музыки);
- кинезиотерапия (коррекция через движения, логопедическая ритмика).
Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.
Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок.
В старшем возрасте театрализованная игра переходит на вербальный уровень, когда для детей существенной становится само наличие персонажей, независимо от их движений на сюжетном поле.
А самая главная роль воспитателя во время подготовки и проведения театрализованных игр, так как и других творческих игр (сюжетно-ролевых, конструктивно-строительных) – это руководство.
Взрослый должен следить за тем, чтобы дети были активными участниками на всех этапах подготовки и проведения игры, чтобы между ними были дружеские, доброжелательные отношения.
Формы театрализованной деятельности в речевой практике детей
Часто родители настороженно воспринимают рекомендации использовать возможности театрализованной деятельности в развитии своего ребенка. Прежде всего, взрослых отталкивает подготовительный этап: создание нужной атмосферы, подготовка необходимых атрибутов. Но для использования театральных методов не обязательно создавать полноценный домашний театр.
Можно применять как постановку сюжетных сценок с соответствующими реквизитами, или кукольный театр, так и упрощенные методы, которые сводятся к выразительному пересказыванию и дополнению известных сказок и историй. Сказка — поистине эффективный учитель в жизни ребенка и может активно использоваться для развития речи.
Рассказывание сказок с дополнением
Те же любимые сказки и детские рассказы можно просто читать ребенку, но гораздо больше возможностей для развития откроется, если малыш приобщится к повествованию. Участие в рассказывании (чтении) произведений для детей можно отнести к простейшему виду театрализованной деятельности.
наглядно образному мышлению
Причем, ребенок стремится дополнять, подражая стилю рассказа. Литературный текст демонстрирует ребенку грамматический строй речи, развивает звуковую культуру, помогает почувствовать красоту звучания и богатство языка. И дошкольник пытается соответствовать, чтобы его импровизированные вставки звучали подобным образом.
Иногда инициатива внедриться в сюжет исходит от самого ребенка. Но не стоит дожидаться самопроизвольной активности. Взрослые могут побуждать дошкольника соответствующими вопросами. Например:
- Как мог поступить наш герой?
- Почему главный герой совершил такой поступок?
- Кто бы мог еще прийти на помощь?
В старшем дошкольном возрасте можно практиковать групповое сочинение своих коллективных сказок. Каждому ребенку предстоит придумать небольшую часть (2-3 предложения). От этого задача становится посильной даже для тех дошкольников, которые испытывают речевые затруднения.
Дети получают возможность слышать, как формулируют высказывания и раскрывают сюжет другие, как интонационно стараются подчеркнуть характер роли или напряженность событий. Это служит действенным примером для каждого участника, а также развивает слуховое восприятие.
Участие в театрализованном обыгрывании сюжета
Театральные постановки требуют хотя бы минимального костюма. А в дошкольном возрасте любой атрибут помогает войти в роль
Обратите внимание, насколько лучше ребенок изобразит зайчика, если ему надеть шапочку с заячьими ушками, нацепить хвостик…
В таких условиях говорить и сложнее, и проще одновременно. Сложнее, потому что нужно формулировать отражающие содержание фразы, подбирать подходящие слова. Если это монологическая речь, то она должна быть связной, чтобы окружающие понимали смысл сообщения. Проще, потому что есть готовый текст, много раз рассказанный-пересказанный. А значит, многие фразы воспроизводятся малышом автоматически.
У маленького артиста благодаря разучиванию и исполнению роли обогащается словарный запас, развивается выразительность речи. Ребенок стремится передать интонацию, соответствующую его герою, пытается делать смысловые акценты.
Пантомима в Советском Союзе
Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.
Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.
Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.
Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.
Возможности театрализованной деятельности для развития речи
Несложно представить театрализованное действо и предположить, каково его значение в развитии речи участников. Актеры выразительно и эмоционально произносят монологи, ведут содержательные диалоги, демонстрируют богатый словарный запас, пестрят синонимами и эпитетами… Безусловно, этому красивому звучанию предшествуют многочисленные репетиции.
Но, если взрослые могут с помощью театральной деятельности так шлифовать свою речь, то почему бы не использовать элементы театрализации для формирования речевых навыков детишек, которые находятся только на первых ступенях речевого развития?
На самом деле, специалисты и воспитатели давно взяли на вооружение элементы театрализованной деятельности, чтобы развивать речь дошкольников и младших школьников.
Речевые навыки детей развиваются в театрализованной игре, в декламации, при озвучивании кукол в небольших постановках, которые вполне доступны в дошкольном возрасте.
Включая ребенка в проигрывание небольших сценок, или предлагая ему исполнить роль сказочного героя, взрослые создают условия для развития важнейших речевых умений:
- Использовать готовые речевые обороты
- Тренировать произношение
- Грамотно строить предложения
- Логически формулировать свои мысли
- Интонационно выразительно высказываться
- Осмысливать логические ударения в фразах
Систематические занятия с элементами театральных постановок, а также театрализованные игры оказывают заметное влияние на развитие речи дошкольников. Дети обучаются говорить связно, а развитие связной речи у детей дошкольного возраста это и есть та главная цель, которую необходимо достигнуть в речевом развитии.
Кукольный театр в развитии речи старших дошкольников
Театрализованная деятельность с использованием кукол-марионеток как в настоящем кукольном театре, в качестве средства развития речи доступна не ранее, чем в старшем дошкольном возрасте.
Младшим дошкольникам не под силу управлять марионеткой, да еще при этом говорить за нее
Для этого требуется умение распределять внимание и развитые речевые навыки. А малыши полностью поглощены тем, что кукла в их руках может сделать движение
Старшие дошкольники с удовольствием разыгрывают кукольные мизансцены. Им нравятся мини-постановки с куклами, так как подобные театрализованные игры практически всегда являются экспромтом и не требуют мучительного заучивания ролей, которое так не любят дошкольники.
Кукольным представлением обязательно должен руководить взрослый. Первым делом, каждый участник представляет своего героя в соответствии с принятым правилом:
- Кто это?
- Какой он (по характеру, какими качествами обладает)?
- Что любит?
- Чем ему нравится заниматься?
Примерный перечень вопросов задает некий план высказывания ребенка. Участники не могут ограничиться одной фразой. Они рассказывают о своем герое, заодно и сами знакомятся со своей куклой.
В таких представлениях сюжет рождается «на ходу». Задача взрослого состоит в том, чтобы найти место каждому герою и предоставить возможность то поучаствовать в диалоге, то что-то рассказать. Театрализованные игры с куклами развивают речевые навыки и умение вступать в диалог в межличностном общении.
Речь, как и любой психический процесс, развивается в тренировках. Театрализованная деятельность практически идеальная тренировочная среда для дошкольника, потому что она всегда разная, отличается от заорганизованного монотонного занятия. И польза очевидна. Наряду с тем, что у детей обогащается речь и развиваются навыки связно высказываться, они начинают лучше слышать друг друга, становятся более артистичными и раскрепощенными.
Сказка «Иван-царевич, Серый Волк и другие»
Дата: 13 ноября
Время: 12:00–14:15
Место: Театр «Содружество актёров Таганки», улица Земляной Вал, дом 76/21, строение 1
Невероятные приключения ждут юных зрителей спектакля «Иван-царевич, Серый Волк и другие» по произведению Владимира Маслова. На перекрёстке дорог Иван-царевич читает надписи-предупреждения, которые выбиты на камне. Куда направиться? Конечно, туда, где ждут приключения и испытания, а в награду за них — любовь Василисы Прекрасной.
Зрители и персонажи на сцене помогают герою, хотя он не всегда прислушивается к их советам и поступает по-своему, порой и вовсе наоборот. Каким же будет царевич? Станет ли он походить на любителя румяных бубликов Царя второго? Или на Царя третьего, который разогнал всех своих подданных? Или пойдёт в своего батюшку и будет видеть опору в тех, кто горазд только сладко спать да чужие плоды пожинать?
Подготовка к посещению театра. Простые правила для культурного похода
Прежде чем отправится в театр стоит провести подготовительную работу с ребенком. Это необходимо для создания правильного настроя, обучения правилам поведения, избежания неприятных ситуаций.
Чтобы поход на спектакль был удачным, необходимо:
рассказать, куда вы идете. Поясните, что такое театр, какой он бывает, прочитайте сюжет постановки;
объясните правила поведения в театре, во время спектакля
Малыш должен понимать важность соблюдения общепринятых норм, чтобы вести себя правильно и не доставлять окружающим неудобств;
вспомните и расскажите крохе о своем первом визите в театр. Поделитесь своими приятными воспоминаниями и настройте карапуза на позитив;
при посещении оперы и балета поясните, чем эти виды отличаются от уже знакомых малышу
Обязательно ознакомьтесь с сюжетом;
создайте в доме атмосферу праздника и предвкушения чего-то волшебного. Подготовьте праздничную одежду.
Правила поведения в театре для ребенка
Перед выходом в театр напомните малышу правила поведения в театре. Среди них он должен помнить:
нужно выглядеть опрятно. В театр принято одевать праздничную классическую одежду
Предметы верхней одежды обязательно нужно сдать в гардероб;
важно приходить заранее и занять свое место до начала спектакля. Знание этого правила поможет вам преодолеть желание крохи зазеваться или задержаться где-нибудь по дороге;
по рядам в зале передвигаются лицом к сидящим, благодаря за возможность пройти;
во время спектакля нельзя шуметь, пользоваться телефоном, есть, передвигаться, громко обсуждать сюжет.
Если эти правила кроха запомнит в детстве, то во взрослой жизни всегда будет вести себя соответствующим образом.
Правила для родителей
Кроме общепринятых правил поведения взрослым нужно помнить некоторые особенности посещения детьми театра:
длительность выбранной постановки
Обратите внимание на время спектакля. Малыш не должен устать от просмотра
Для детей от 3 до 5 лет подойдут небольшие сюжеты по 30-40 мин, от 5 до 7 лет до полутора часов;
старайтесь брать билеты на места ближе к краю ряда, чтобы в любой момент можно было выйти и не помешать другим зрителям;
если во время спектакля крохе очень скучно, то не стоит его заставлять досматривать спектакль;
знакомство с классическими видами театрального искусства можно проводить порционно. Можно начинать с того, что привести не на начало спектакля, а к его окончанию. Пусть он посмотрит финал постановки и увидит, как зрители хлопают. Следующий раз можно привести ребенка на второе отделение и постепенно дойти до полного просмотра постановки;
не стоит пытаться научить понимать язык тела в балете. Этот вид театральной деятельности направлен на понимание на уровне чувств. Если ребенок будет смотреть балет, пользуясь своими ощущениями, и ему это понравится, то он навсегда полюбит его. В случае, если он будет пытаться понять суть движений, а не чувствовать музыку и танец, то вероятнее всего ему быстро надоест, и он устанет. Это приведет к отторжению этого вида театрального искусства;
первый поход в оперу требует объяснения того, что будет представлено. Расскажите ему, что это театр голосов, в котором сюжет рассказывается эмоциями и изменениями тембра и силы голоса. Основная эмоция возникает от того, что человек слушает, как сочетается человеческий голос и музыка, как они доносят образы, характеры персонажей. Лучшим вариантом для знакомства с оперой будут сказки «12 месяцев», «Снегурочка» и др. Обратите внимание на афишу выбранного оперного театра, там будет указан возраст.
Приобщение ребенка к театру − важная задача для взрослых. Не стоит ее перекладывать на плечи педагогов и воспитателей. Конечно, его поведут на спектакль с классом, но лучшим вариантом будет полноценное знакомство с этим видом деятельности вместе с близкими людьми, которые смогут пояснить все нюансы, донести необходимую информацию и обсудить все детали полученных эмоций. Знакомство с театром вместе с родителями позволяет привить любовь к театральной деятельности на всю жизнь.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Театрализованные занятия
Занятия по ознакомлению дошкольников с театром дают детям возможность мгновенно почувствовать себя настоящими «актерами» и развить свои творческие способности, свой актерский талант, особенности речи
Сюда входят занятия для развития внимания и воображения: дети учатся организовывать свое внимание для последующей деятельности, развивается слуховая и зрительная внимание, умение контролировать свое внимание и управлять ею
Развитие воображения – это использование своей фантазии, комбинирование ранее полученных представлений, их преобразования и воспроизведения. Для развития внимания и воображения мы планируем, например, дидактическую игру «Что это могло быть?» (видоизменения образов реальных вещей, на основе ассоциаций создание других образов); продуктивную деятельность с элементами творчества: рисование «Зверя которого не существует»; упражнение «Мы веселые зверушки» (мимикой и пластикой дети изображают выбранных животных), игра на имитацию движений игра с явными предметами; игровое упражнение на развитие речи, слухового и зрительного внимания «О чем говорит комната?» и другие.
К тому же, в это направление работы включаем задания и упражнения на развитие образной и эмоциональной выразительности. Например, упражнение «Ответь за помощью жестов» (отбор собственных жестов); «Передай настроение» (проявление эмоциональных состояний), игровая деятельность с элементами творчества: упражнения с целью решения задач жестами ( «Очень горячее», «Замерз» и тому подобное); игровые упражнения, которые связаны с традиционными образами балетного театра, например «Листья, которые опадают», «Цветок проснулся» и др; разыгрывание сценок – диалогов на заданные темы, например «Мама звонит», «Волк встретил Красную Шапочку». И наконец последнее направление работы – это самостоятельная театрализованная деятельность.
Подводя итоги, хочется отметить, что компетентность ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности определяется уровнем развития речи и эстетического восприятия действительности, умением подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность и актерские навыки.
Все это непременно способствует речевому развитию дошкольников.