Самостоятельная деятельность детей в ДОУ
Самостоятельная деятельность детей также является важнейшей моделью организации образовательной деятельности в ДОУ, она реализуется в двух формах:
- свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, которые затрагивают интересы других людей, их эмоциональное благополучие, помощь с бытовыми делами и пр.
Для осуществления детьми самостоятельной деятельности необходимо построение предметно-развивающей среды в ДОУ. Она должна характеризоваться следующими чертами – трансформируемостью, содержательной насыщенностью, полифункциональностью, вариативностью, доступностью и безопасностью.
Если говорить о насыщенности среды, то она подразумевает наличие в группе центра активности – игрового, познавательно-исследовательского, творческого, двигательного и пр.
Трансформируемость среды предполагает наличие возможности изменять ее в соответствии с интересами и желаниями детей.
Полифункциональность среды предполагает возможность разнообразно использовать предметы, атрибуты и природный материал.
Вариативность среды предполагает, что есть различные пространства, которые обеспечивают детям свободный выбор, возможность менять игровой материал, находить новые предметы, стимулирующие детскую активность.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна соответствовать следующим требованиям:
- быть привлекательного вида;
- выступать как естественный фон жизни ребенка;
- снимать утомляемость;
- позитивно воздействовать на эмоциональный фон;
- помогать детям в индивидуальном познании окружающего мира;
- предоставлять детям возможности заниматься самостоятельной деятельностью.
Пространство группы должно быть организовано на несколько хорошо разграниченных зон, в которых в большом количестве лежат развивающие материалы. Все предметы должны быть легко доступны для детей. Это даст детям возможность выбрать интересные для себя занятия, чередовать их на протяжении дня, а педагог сможет более эффективно организовывать образовательную деятельность, учитывая индивидуальные особенности детей.
Особенности работы с социально неблагополучными семьями
Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.
Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог
Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом
Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком
В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди
Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй
Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.
Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников
В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.
Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.
«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить
детям:
- защиту, эмоциональный комфорт;
- интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
- развитие основных способностей;
- умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
- формирование уверенности в себе и своих возможностях;
родителям:
- личностное общение с детьми;
- активное участие в делах группы;
- опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;
- взгляд на мир с позиции ребенка;
- отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;
- возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
- проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;
педагогам:
- вовлечение родителей в жизнь группы;
- воспитание в детях любви и уважения к родителям;
- учет пожеланий и предложений родителей.
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
- профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
- коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
- развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.
Особенности воспитания на пятом месяце
Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.
Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки
Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем
Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку. Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны
Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело
Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело
Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет
Ведущий вид деятельности в раннем детстве
Замечание 2
В период раннего детства в качестве ведущего вида деятельности выступает предметная деятельность, оказывающая влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его отношения со взрослыми.
В раннем детстве предметы становятся для малыша не просто объектом, а вещью, имеющей определенное предназначение и определенный способ употребления. Ребенок стремится овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого в данном случае заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый
Однако усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Можно выделить три основные фазы в развитии взаимосвязи между действием и предметом:
- С предметом можно выполнять любые действия;
- Предмет может применяться только по его назначению;
- С предметом могут осуществляться различные действия, но только если ребенку известно его основное назначение.
Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов:
- Первый этап связан с неспецифическим использованием орудий, то есть происходят манипуляции с предметами. Также здесь возможно использование предмета еще до того, как в сознании будут сформированы способы его применения. В качестве примера можно привести использование ложки, когда ребенок уже понимает для чего она нужна, однако неправильно держит ее в процессе питания. В это время происходит овладение специфическими формами употребления предметов;
- На втором этапе у ребенка можно заметить использование определенных действий в неизвестной ему ситуации. Можно выделить два типа переноса в это время. Первый связан с переносом действия с одного предмета на другой из-за обобщения его функции. Например, когда ребенок уже умеет пить из кружки, он может начать пить и из стакана. Второй перенос обусловлен переносом действия в зависимости от ситуации, то есть ребенок использует один и тот же предмет, но в разных ситуациях. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ребенок старается обуть свою игрушку после того, как сам научился обуваться;
- Последний, третий этап, связан с формирование игровых действий. В это время взрослый человек уже не объясняет ребенку каким образом ему нужно использовать тот или иной предмет и как нужно играть.
Замечание 3
Со временем ребенок начинает сравнивать свойства предметов и операции, которые лучше всего подходят для них.
Для психического развития детей в этот период важными являются соотносящие и орудийные действия. Первые можно объяснить, как использование нескольких предметов в определенных пространственных взаимодействиях. Примером выступают различные сборно-разборные игрушки. Орудийные действия связаны с использованием одного предмета для оказания воздействия на другие. Ученые установили, что именно орудийные действия оказывают влияние на развитие интеллекта у детей, а предметные, как правило, позволяют определить степень их обучаемости, открытость в общении со взрослыми и т.д.
Направления продуктивной деятельности
Есть несколько направлений продуктивной деятельности:
- создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
- наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
- создание макетов;
- создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
- изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
- придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
- создание театральных материалов для своего спектакля – изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.
Проделанная работа даёт следующие результаты:
- для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
- у детей развиваются творческие способности;
- в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
- дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.
Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:
- активности;
- наблюдательности;
- самостоятельности
- целеустремлённости;
- способности доводить до конца начатое;
- умения усваивать полученную информацию;
- терпения.
При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.
Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?
Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:
- Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
- Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
- Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
- Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
- В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
- Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.
В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.
Необходимая деятельность
К ведущей деятельности относятся разные игры. Дети намного лучше усваивают материал в игровой форме, эффективнее запоминают и воспроизводят. Происходит постоянное развитие умственной деятельности, что нельзя недооценивать. Игра с включением разнообразных ролей позволяет включать воображение.
Именно в такой форме происходит развитие коммуникативных навыков. Ребенок учится новым видам общения. В дальнейшем это облегчает адаптацию в социуме. Родители беспокоятся по той причине, что дети слишком часто используют ролевые игры, включая в них яркие и эмоциональные образы. На самом деле бояться нужно другого. Когда ребенок не использует подобные игровые формы и часто молчалив, вот это и является настоящим поводом к беспокойству.
Не следует слишком заострять внимание на экспрессии во время деятельности ребенка. Ничего страшного она в себе не таит
Дополнительно игра является ведущим видом деятельности не только для развития личностных качеств, но и речи. В процессе дети учатся по-новому выражать мысли и чувства. Копируя поведение взрослых, в речь входят новые фразовые обороты.
Игровыми видами деятельности развивается рефлексное мышление, которое имеет важное значение в социальной адаптации. Ребенок начинает постепенно анализировать свои действия и поведение других
Сопоставлять одно с другим, начинает мыслить иначе, подходит к каждому игровому моменту более логично, продумывая шаги. Это поможет в будущем эффективно общаться с людьми. Осознанная игра учит контролю над действиями, помогает прокручивать мысль в голове, а уже потом осуществлять ее.
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:
- правильная речь;
- непроизвольная память;
- анализирующее восприятие;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- зачатки произвольной памяти;
- словесное мышление;
- эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет. Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт
Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции
Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
Игра предметная
В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
Игра сюжетно-отобразительная
К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.
Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра
Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.
Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.
Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.
Что такое продуктивные виды деятельности?
Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:
- сборка конструкций различными способами;
- лепка из специальной глины или пластилина;
- изготовление всевозможных поделок;
- изготовление мозаики и аппликаций;
- более сложные занятия с различными макетами.
Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.
Деятельность от 0 до 1 года
В начале жизни младенец полностью зависит от матери либо лица, которое ее заменяет. Поэтому определить ведущую деятельность детей младенческого возраста в период от 0 до 2 месяцев невозможно.
С началом второго периода (возраст от двух месяцев до года) для ребенка главным процессом становится близкое эмоциональное общение с родным для него человеком – мамой. Именно оно помогает создать в психической системе малыша важные процессы:
возможность на сознательном уровне делить ощущения и эмоциональное состояние; непроизвольное внимание (ребенок получает возможность самостоятельно на короткий промежуток времени фиксировать свое внимание на конкретных предметах вокруг); в его сознании начинают зарождаться зачатки наглядно-действенного мышления; восприятие окружающих объектов; появление автономной речи. Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми
В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми
Ведущая деятельность в младенческом возрасте помогает сформировать центральное, основное новообразование, которое определяет переход к следующему, более усовершенствованному этапу развития маленького человека. В последующее время все острее будет возникать потребность в общении с окружающими людьми.