Младенческий возраст. характеристика и особенности психического развития

Развитие в период младенчества с 3 месяцев до 1 года

Критический возраст трех лет

Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.

Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.

Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

  • Демонстрирует «комплекс оживления» — активные движения ручек и ножек в ответ на появление мамы, гуление, широкая улыбка;
  • Замирает, прислушиваясь к звукам;
  • Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку;
  • Реагирует на знакомые голоса;
  • Гулит, пропевает некоторые звуки.

Период раннего детства и стадия младенчества

Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.

Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.

Подростковый возраст

Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.

Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.

Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.

Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.

Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.

Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

  • Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
  • Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
  • Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
  • Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Юношеский возраст

Некоторые психологи выделяют еще один этап развития психики – это юношеский возраст, с 15 до 17 лет. Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Развиваются личностная и познавательная сферы. В этот период подросток резко взрослеет, его решения становятся более взвешенными, он начинает задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.

Взрослеть сложно в любом возрасте – и в 3 года, и в 7, и в 15 лет. Родители должны хорошо понимать особенности психического развития своего ребенка и помочь ему благополучно преодолеть все возрастные кризисы, направить формирование его характера и личности в правильное русло.

Восприятие.

Еще на этапе новорожденности ребенок научается сосредотачивать свое внимание на предметах. После второго месяца ребенок может удерживать внимание на предмете до семи- восьми секунд, также становится возможным прослеживание перемещения предметов глазами

Приблизительно в четыре месяца ребенок активно реагирует на увиденное: дергает руками, ногами или издает различные звуки.

Наблюдения показывают, что уже в период младенчества ребенок реагирует на различные детали. Например, если ему показать белый лист с широкой черной полосой, то его глаза остановятся на границе черного и белого цветов. А если ему показать два изображения: одно в пастельных тонах, а другое черно-белое (резко контрастное), то взгляд его задержится на втором изображении. Также было замечено, что младенец больше интересуется не прямолинейными формами, а изогнутыми.

Можно предположить, что уже в младенческом возрасте дети способны ориентироваться в различных параметрах предметов.

Младенцы могут проявить интерес к новым объектам, если эти объекты чем-то отличаются от тех, которые они уже видели раньше

Но внимание задерживается на новых предметах ненадолго. А если предмет сильно отличается от ранее увиденных, это может вызвать чувство тревоги, или плач у ребенка

Ребенок зрительно воспринимает объекты и может различать их по цвету или форме. Наблюдения показывают, что на цвет ребенок может реагировать уже в три-четыре месяца. Если его кормить из бутылочки какого-то одного цвета, то он обязательно ее выберет из предложенных ему бутылок. Условно-рефлекторные связи способствуют формированию такой реакции.

Также в младенческом возрасте начинает свое развитие восприятие пространства. Американские психологи проводили эксперимент на исследование восприятия глубины. Эксперимент с “обрывом” заключается в том, что ребенка помещали на прозрачный стол, под которым помещались две доски на разных уровнях. Разноуровневое расположение досок, которые были обтянуты тканью в крупную клетку, создают ощущение глубины, обрыва. И маленький ребенок, помещенный на эту прозрачную поверхность, тактильно (т.е. руками) ощупывая стол, ползет к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.

По достижении восьмимесячного возраста многие дети отрицательно реагируют на “обрыв”. Они начинают плакать и всячески избегать эксперимента.

Считается, что ребенок в младенческом возрасте воспринимает целостные объекты, а не разрозненные элементы и цветовые пятна. Вследствие восприятия объектов в целом, ребенок создает обобщенные образы предметов и у него формируется целостная картина мира.

Разнообразные впечатления, которые ребенок получает в детстве, способствуют его развитию в познавательном плане. Следовательно взрослые, ухаживающие за ребенком, должны создать условия для удовлетворения детской потребности в новых впечатлениях. Окружающая его обстановка не должна быть однообразной, неинтересной. Замечено, что познавательное развитие младенца, находящегося в однообразных условиях, несколько замедлено, по сравнению с детками, живущими в интересной обстановке и получающими большое количество новых впечатлений. Жизнь ребенка должна быть эмоционально окрашена.

Что умеет новорожденный от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Новикова Наталья

Ортопед

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Общие характеристики периода младенчества, его особенности

Определение 1

Младенчество — это возрастной период в психологии развития, определяемый в границах от 1 месяца жизни до 1 года.

В данный период происходит многоканальное развитие ребенка по нескольким направлениям сразу. Этот период характеризует переход с естественного пути развития на социальный: если в периоде новорожденности преобладали процессы рефлекторной адаптации ребенка к внешнему миру, то на стадии младенчества происходит первое освоение этого мира.

И первым, кто помогает ребенку с этим освоением, являются взрослые (родители). На первом году своей жизни ребенок находится в жесткой зависимости от родителей, так как без них он не сможет выжить, все его потребности имеют витальный характер.

Статья: Психическое развитие в младенческом возрасте

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Таким образом, ведущей деятельностью на данном этапе является взаимодействие со взрослым.

Замечание 1

Ведущая деятельность — понятие в психологии развития, отражающее тот вид деятельности в данный возрастной период, который имеет наибольшее значения для психического развития ребенка.

Причем это взаимодействие носит эмоциональный характер: ребенок научается привлекать к себе внимание с помощью плача или крика, когда он что-то хочет или у него что-то болит. Так формируется коммуникация между ним и окружающей средой — ситуативно-личностный тип общения, в котором преобладают внимание и доброжелательность взрослого

И в этой коммуникации важна ответная эмоциональная реакция со стороны внешнего мира — родителя. Малыши, которым недостает внимания родителей, или даже просто контакта с лицом родителя, имеют тенденцию отставать в психическом развитии.

Так формируется привязанность ребенка к родителю, которая впоследствии влияет на развитие у малыша базового доверия или недоверия к миру.

Выделяют несколько типов привязанности:

  • надежный тип: преобладает доверие к миру, уверенность в себе, открытость другим людям
  • тревожный тип: преобладает недоверие и подозрительность к миру, неуверенность в себе, страх быть отвергнутым
  • избегающий тип: преобладает недоверие к миру, стремление отстраниться и дистанцироваться от других

Что такое возрастной кризис

Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.

Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.

В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.

У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был)

Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма

Подростковый возраст

Это и есть «переходный возраст», который длится с 11 до 15 лет и наступления которого с ужасом ждут все родители. Ведущая деятельность – общение со сверстниками, стремление найти свое место в группе, получить ее поддержку и в то же время выделиться из толпы. Главным образом развивается потребностно-мотивационная сфера психики. Психические новообразования – самооценка, стремление к «взрослости».

Подросток разрывается между желанием поскорее повзрослеть и как можно дольше сохранить некую безнаказанность, снять с себя ответственность за свои поступки. Он познает систему отношений между полами, пытается выстроить собственную, бунтует против запретов и постоянно нарушает правила, яростно отстаивает свою точку зрения, ищет свое место в мире и в то же время поразительно легко попадает под чужое влияние.

Некоторые ребята, наоборот, с головой уходят в учебу, их переходный возраст как бы «переносится» на более позднее время, например, свой бунт они вполне могут начать даже после окончания вуза.

Перед родителями стоит непростая задача – найти общий язык с подростком, чтобы уберечь его от необдуманных поступков.

Сенсорные системы

Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от способностей взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило:

  • Свободно следит за предметами;
  • Способен длительно сосредоточиваться при разглядывании;
  • Совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания);
  • Различает большинство цветов (к 6-7 месяцам почти все цвета);
  • Правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).


Что видит младенец с рождения до года
Как младенец видит цвета в 6 и 9 месяцев

Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных движений происходит под контролем зрения. Ребенок к 4 месяцам проявляет активный интерес к своим рукам. Долго рассматривает игрушки и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот.

Основные направления деятельности младенца

Основными направлениями младенческой деятельности являются:

  1. Эмоциональное контактирование со взрослыми.
  2. Развитие предметно-манипулятивных навыков деятельности.

Развитие ребенка напрямую зависит от взрослого. Он выступает посредником между ним и окружающей действительностью. Эмоциональный настрой этого общения определяет нормальное, гармоничное развитие ребенка. Все потребности и желания малыша удовлетворяет взрослый. При этом, эти потребности непрерывно растут, вместе с ростом и развитием младенца. Ребенок нуждается все в большем количестве эмоций и впечатлений. Задачей взрослого является предоставление этих впечатлений и максимизация эмоций, которые будет испытывать ребенок.

Второе полугодие жизнедеятельности младенца сопряжено с развитием двигательных навыков. Если ранее ребенок просто лежал, то теперь он уже может переворачиваться, постепенно начинает ползать, садиться, разрабатывает хождение. Все это развивается в следствие его стремления к познанию окружающего мира. К концу первого года жизни он начинает манипулировать предметами и это становится его основным направлением деятельности. развить предметно-манипулятивные навыки, также, невозможно без помощи взрослых.

Развитие предметного восприятия начинается с хватания вещей, игрушек. Так прививаются первые пространственные навыки. Ребенок уже ощущает пространство и стремится взять предмет, находящийся в нем. Иногда, ему не удается взять тот объект, который ему бы хотелось. Здесь на помощь приходят взрослые, способствуя тем самым установлению ситуативно-деловых взаимоотношений с ребенком.

Навыки хождения расширяют пространственное восприятие младенца и помогают развить его самостоятельность, отделить от взрослого и стать самостоятельным человеком, способным действовать без взрослого. Это завершающий этап психического и физического развития ребенка.

Дошкольный возраст

Дошкольники – это дети от 3 до 6–7 лет. В этом возрасте ребенок начинает считать себя взрослым, у него появляются новые интересы, потребности. Развиваются мышление, речь, сложные навыки (катание на коньках, велосипеде). У дошкольников хорошая память: они легко пересказывают тексты, запоминают стихи, усваивают иностранные языки.

Психологические особенности детей на этом этапе зависят больше от воспитания, чем от природных задатков. Физическое и психическое развитие дошкольников идет неравномерными, но очень быстрыми темпами. Разница в полгода-год настолько ощутима, что детей 1,5 и 2 лет уже сложно назвать ровесниками: у них совершенно разные возможности, навыки, интересы. Вот почему дошкольные периоды принято разделять на несколько отдельных этапов (с разницей в год).

Младший

В 3–4 года ребенок уже осознает себя как личность, отдельно от матери. У него развивается самостоятельность, что проявляется в желании делать все по-своему (кризис трехлеток: «Я сам»). Малыши упрямы, своевольны, стараются отстоять желаемое любой ценой, вплоть до истерик на публике

Очень важно подавать трехлетке пример своим поведением, уделять ему больше внимания и времени

В игровом процессе дети учатся отстаивать свои интересы, очень ревностно относятся к сверстникам. У ребенка расширяется словарный запас, речь совершенствуется.

Особенности младших дошкольников:

стремятся к самостоятельности;
умеют произвольно управлять памятью и вниманием;
экспериментируют с предметами;
запоминают имена, названия предметов, частей тела;
знают около 1500–2000 слов.

Средний

К 4–5 годам малыши преодолевают новый кризис. Бунт проходит, ребенок становится покладистее. Это период «относительного затишья». Дети начинают сопереживают окружающим, стараются понять их чувства.

Пятилетки очень любознательны. У них проявляются творческие способности к рисованию, музыке, интерес к спорту. Развивается воображение, что часто приводит к возникновению страхов (темноты, одиночества, чужих людей или вымышленного персонажа).

Особенности детей 4–5 лет:

  • умение сопереживать;
  • понимание чужих эмоций;
  • буйная фантазия;
  • интерес к творчеству;
  • осознание половых различий.

Старший

Для возраста 5–6 лет характерно активное физическое развитие. Сюжетно-ролевые игры заменяются играми по правилам. Контроль за действиями друг друга перетекает в самоконтроль. Так дошкольники начинают понимать механизмы управления своим и чужим поведением.

Речь шестилеток более осмысленна, у них формируется правильное произношение. Активный запас слов увеличивается. Очень стремительно у старших дошкольников развиваются творческое мышление и воображение. Часто это сопровождается усилением страхов, появляется боязнь смерти.

Возрастные особенности дошкольников 5–6 лет:

  • самоконтроль (исчезает импульсивность поведения);
  • большой словарный запас из 3500–4000 слов;
  • ориентировка на одобрение/неудовольствие взрослого;
  • готовность к школе.

Младший школьный возраст

https://youtube.com/watch?v=d5xPkTcauPE

Когда малыш приходит в школу, происходит перестройка всех его систем отношений с действительностью. В школе добавляется новая структура отношений: «ребенок — учитель». Если в пределах семьи существует неравенство, то в школе действует принцип «все равны перед законом», где закон и требования общества представляет учитель. В школе важным является умение детей учиться самостоятельно. И этим умением им тоже придется овладеть. Для этого педагогам и родителям нужно сформировать у школьников познавательную мотивацию. Малыши будут бежать в школу, где им интересно и весело. Скучный процесс зубрежки нужно разбавить элементами игры. Стих в виде песенки запомнится быстрее. Именно в младшей школе идет интенсивное формирование приемов запоминания.

Многие преподаватели и родители недооценивают те трудности, с которыми сталкивается школьник при изучении нового объекта. Необходимо детальнее рассматривать новую тему, руководить восприятием школьника, дать ему время оценить информацию. В этом возрасте у детей формируется воля и вырабатываются дисциплинарные навыки.

Это возраст интенсивного интеллектуального развития.

Дошкольный возраст

Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.

Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.

  1. Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
  2. Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
  3. Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.

Ближе к концу этапа ребенок постепенно обретает независимость, умеет определять причинно-следственную связь, способен брать ответственность за свои поступки, подчиняется правилам, если видит их разумность. Он хорошо усваивает полезные привычки, правила вежливости, нормы взаимоотношений с окружающими, стремится быть полезным, охотно идет на контакт.

Движения и действия.

Сейчас мы поговорим о познавательном развитии ребенка и нам нужно обратить внимание на развитие движений руки. Приблизительно на четвертом месяце жизни младенец тянет руки к предмету, ощупывая его

В пять-шесть месяцев ребенок уже может схватить предмет, и это действие требует сложной координации зрительных и двигательных навыков. Этот момент очень значим, так как хватание – это первое целенаправленное действие ребенка, которое является основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии интенсивно развиваются движения рук и соответствующих действий. Ребенок хватает предметы, размахивает ими, бросает, перекладывает с места на место. Появляются так называемые “соотносящиеся” действия: малыш начинает вкладывать маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки баночек и коробочек. Хорошо в этом возрасте предложить ребенку или специальные пирамидки из вкладывающихся друг в друга баночек или пластиковые баночки от кремов различных размеров. Ближе к году, приблизительно в одиннадцать месяцев, появляются первые функциональные действия. Они подразумевают под собой правильное использование предметов — дети катают машинку, а не бьют ей по барабану.

К концу года ребенок познает все лучше мир человеческих вещей и действий с ними. Различные манипуляции с предметами приводят ребенка к открытиям новых и новых свойств окружающих предметов. Ребенок, ориентируясь в окружающей действительности, задает вопрос не только “Что это?”, но и “Что с этим можно делать?”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: