Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)
Коррекционная педагогика / Недостатки произношения звуков Р и Р’ и способы их коррекции / Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)
Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научить ребенка произносить звук р проторный.
Подготовительный этап.
Попросите ребенка, удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.
Постановка звука.
Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.
Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл
Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной
Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.
Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.
Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др).
Перейти на страницу: 1
Упражнения на постановку звука «Р»
Многие логопедические исследования показывают, что привитие ребенку верного произношения звука «р» — очень сложная задача. Чтобы справиться с этим, следует использовать разные методы, например упражнения для постановки звука «р».
Они варьируются в зависимости от возраста ребенка.
Малышам в возрасте до четырех лет подойдут упражнения в игровой форме:
• Вместе с ребенком заучивайте и читайте вслух детские стишки, поговорки и скороговорки, в которых активно используется звук «р»
• Пусть кроха попробует имитировать звуки транспорта или животных. Задавайте ему наводящие вопросы (Как едет автомобиль? – Др-др-др. Как рычит тигр? – Рррррр.)
Ребятишкам постарше подойдут другие упражнения:
• Попросите ребенка, растянув губы в улыбке, покусывать кончик язычка. Повторять упражнение следует 7-10 раз, оно активирует мышцы кончика языка.
• Пусть малыш вслух пересчитает зубы, используя для счета собственный язык.
• Можно немного поиграть в дразнилки – предложите крохе как можно быстрее высовывать язык и засовывать его обратно в рот.
Выполнять упражнения следует постоянно. Это поможет развить артикуляционный аппарат малыша, и он сам научится выговаривать звук «р», без обращения к специалисту-логопеду.
Как обучить ребёнка произносить нужный звук
Что могут сделать родители, не прибегая к помощи специалиста? Прежде всего нужно рассказать ребёнку, что он должен чувствовать, когда произносит звук «р»: главное – ощутить вибрацию. Объясните, как нужно располагать язык во рту, куда он должен упираться при произнесении. После этого можно переходить к практике. Подберите слова, содержащие эту букву, и проговаривайте их вместе с ребёнком, выделяя её особо. Можно произносить и разнообразные звуки: как рычит тигр («р-р-р!»), как стреляет пистолет («тррра-та-та!») и так далее. После отдельных слов и звуков можно перейти к стихам и скороговоркам
Важно, чтобы ребёнок как можно больше разговаривал; выучиться нужному звуку можно только с помощью постоянной речевой практики
При этом необходимо проверять, всё ли правильно делает ребёнок
Обратите внимание на то, как он располагает губы. Если вибрация языком упорно не выходит, можно слегка подёргать уздечку его языка
Упражнения для развития артикуляции
Существуют простые упражнения, которые помогут ребёнку выучить букву «р», а также развить двигательные способности языка в целом.
- В первом упражнении необходимо коснуться языком бугорков над верхними зубами (альвеол). Данное упражнение направлено на растяжку подъязычных связок. Язык должен лежать на бугорках не менее двадцати секунд.
- Второе упражнение заключается в покусывании кончика языка. В это время ребёнок должен широко улыбаться. Упражнение возбуждает мышцы языка.
- Третье упражнение подводит ребёнка к правильному произнесению нужного звука. Он должен широко открыть рот и произнести букву «д», касаясь языком не передних зубов, а альвеол. Этот звук он должен произнести несколько раз подряд. Можно постепенно увеличивать скорость его произнесения.
Для ещё одного необычного упражнения следует нарезать очень маленькие кусочки бумаги. Один кусочек кладётся на кончик языка сверху, а затем ребёнку предлагается сдуть или выплюнуть его, для чего кончик языка надо прижать к альвеолам и с силой выдохнуть через рот. Язык при этом произведёт вибрацию, другими словами, ребёнок непроизвольно произнесёт звук «р». Повторив это упражнение несколько раз, можно добиться того, что малыш поймёт, что от него требуется, и станет произносить этот звук постоянно – уже без бумажки на языке.
Многие дети с помощью этих упражнений успешно осваивают букву «р», так что визит к логопеду не требуется вовсе.
Учим ребенка говорить букву «р»
В занятиях важно использовать комплексный подход:
- регулярно заниматься с логопедом;
- делать упражнения для постановки звука «р» у детей в домашних условиях;
- использовать речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква «р».
Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.
Постановка звука «р»
Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву «р», сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква «р»: раскраска, стихотворения с её изображением.
- Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
- Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
- Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.
Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.
Автоматизация звука «р»
После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.
- Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
- Автоматизация звука р в длинных предложениях.
Лишь на этом этапе используют скороговорки на «р», учат логопедические стихи. Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.
Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:
Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука «р» в словах: вместо «р» говорит «л» или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова «л», чем произносить букву «р», процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву «р». Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
Проблемы с поведением
Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться
Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.
Причины отсутствия «Р»
Проблемы с речевым дыханием
Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:
- выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
- дыхание аритмичное и поверхностное;
- при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
- дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
- ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
- ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
- струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.
Неправильный прикус
У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:
- прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
- прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
- перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
- открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.
Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней.
Нарушения в речевом слухе
Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:
- чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
- умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
- восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
- восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
- умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).
Недостаточное развитие артикуляционного аппарата
Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.
Индивидуальное строение уздечки
Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:
- ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
- на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
- у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
- в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
- произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.
Логопед и детский сад
Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.
Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.
Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.
Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?
В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.
Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.
Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.
Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, логопед.
Как способствовать развитию речи у детей
С первых месяцев регулярно воспроизводите ребёнку звуки животных и не забывайте о детских песенках. Это отлично развивает фонематический слух. Полноценное речевое развитие невозможно без грамотной и правильной речи его родителей. Каждый малыш всегда повторяет, в первую очередь, за папой и мамой. И это важнейший повод не допускать умышленно искажённой речи в виде сюсюканья. Методом подражания дети осваивают не только конкретные звуки, но и определённую стилистику речи.
Ни при каких обстоятельствах не начинайте ребёнка дразнить, даже если он не выговаривает половину алфавита.
Сочиняйте интересные истории и диалоги между игрушками с самого раннего возраста, и ребёнок научится без труда правильно строить предложения. Регулярно читайте вслух детские книжки. Малыш усвоит не только новые для него слова и правильное звукопроизношение, но и научится понимать общую речевую структуру. И в любом случае никогда не забывайте о том, что он самый лучший, и всё у него обязательно получится. alt: Упражнения для речевого слуха
Игры на развитие речевого аппарата
Чтобы эффективнее бороться с речевым дефектом, нужно работать над развитием всего речевого аппарата в целом.
В процесс избавления от неверного произношения следует включать игры. К ним детишки уж точно не останутся равнодушными. К тому же, это один из основных видов деятельности дошкольника. Что может быть веселее и интереснее игры? Представляем вам несколько эффективных вариантов:
• Суть игры «Чистим зубки» заключается в следующем: от малыша требуется, растянув губы в улыбке, попытаться кончиком язычка сзади «почистить» верхние зубки. Необходимое условие – нижняя челюсть при этом должна остаться неподвижной;
• «Бррр!» и «Тррр!». Крохе нужно представить, что он замерз и трясется от холода, при этом издает звук «Бррр!». А потом – будто стреляет из пистолетика. Пусть изобразит звук выстрела — «Тррр!»;
• «Лошадка» — тут кроха должен, цокая язычком, сымитировать, как скачет лошадка;
• Простейший вариант – поиграть в тигров. Вам с малышом нужно вообразить себя мамой-тигрицей и детенышем – тигренком. Продемонстрируйте ему, как правильно рычать, и попросите его повторить;
• «Игра на спор». Скажите ребенку, что он не сможет достать кончиком языка до носа или подбородка. Разумеется, он захочет переубедить вас. Пусть попробует. Интересно, кто из вас оказался проворнее?
• «Кошечка» — налейте в стакан молоко или воду. Дайте малышу. Он должен изобразить, как кошка лакает молоко.
Ротацизм в логопедии: причины, симптомы и методы лечения
Ротацизм является одним из дислалий — нарушений звукопроизношения, который характеризуется неспособностью правильно произносить звук . Это очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, но в некоторых случаях может сохраняться и взрослым.
Основной причиной ротацизма является недостаточное развитие и укрепление артикуляционного аппарата. В некоторых случаях, ротацизм может быть связан с психологическими проблемами или наслоением других нарушений речи, таких как дисартрия или дизартрия.
Симптомы ротацизма можно выделить следующие:
- Невозможность или трудность в правильном произношении звука ;
- Замена звука другим звуком, например или ;
- Искажение звука , например, звук становится глухим или носовым;
- Затруднения в формировании слов, содержащих звук .
Чтобы помочь пациенту с ротацизмом, логопед применяет различные методы и техники лечения:
- Артикуляционная гимнастика: специальные упражнения, направленные на укрепление и развитие артикуляционного аппарата.
- Массаж лица и языка: помогает расслабить мышцы лица и языка, что способствует более правильному произношению звуков.
- Аудирование и аудиоанализ: слушание правильного произношения звуков и анализ звуков в речи пациента.
- Использование специальных материалов и игр: игры и задания, которые помогают пациенту научиться контролировать артикуляцию и правильно произносить звук .
Важно помнить, что ротацизм — это недоразвитие речи, которое может быть успешно исправлено с помощью квалифицированного логопеда. Раннее обращение за помощью и регулярные занятия помогут преодолеть эту проблему и достичь хороших результатов
Артикуляционный аппарат
Еще одна основная причины развития дислалии — нарушения в строении артикуляционного аппарата. Этот недуг нельзя путать с ринолалией — при ней человек рождается с расщелинами неба и верхней губы.
- В первую очередь искажаться произношение может из-за неправильного прикуса. В норме челюсть человека смыкается ровно. Но, под воздействием разных факторов, верхние или нижние зубы начинают выступать вперед. В итоге это нарушает правильный речевой выдох и воздух уходит в щеки. Получается «щечное» рычание.
- В редких случаях бывает массивный и толстый язык. Даже если уздечка не ограничивает его подвижность, то он все равно неповоротливый и неподъемный.
- Еще одна частая причина ротацизма — короткая подъязычная уздечка. Это небольшая связка, которая прикрепляет язык к челюсти. Некоторые дети рождаются с короткой уздечкой. У них отмечаются проблемы с сосанием, смещаются зубные ряды. Могут быть проблемы со всеми звуками верхнего подъема языка.
Проверить уздечку легко. Достаточно попросить ребенка открыть рот и попробовать достать кончиком языка до носа. Это позволит оценить подвижность органа. Если он не поднимается, кончик принимает V-образную форму, то уздечку нужно подрезать.
Когда нужно обратиться к специалисту
Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.
Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.
Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:
- Подробно изучить историю развития маленького пациента.
- Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
- Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
- Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
- Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи
Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.
Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.
При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:
Установление причины и характера речевого нарушения.
Определение темпа речи ребенка и его родителей.
Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
Определение имеющихся недостатков артикуляции.
Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.. Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем
Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.