Виды абстракций
Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:
Изолирующая
Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко
Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.
В реальности же нет отдельных, не связанных ни с чем элементов. Их нельзя потрогать и измерить изолированно.
Творческое мышление
Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.
Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.
Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.
Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый . Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.
Речевые игры для развития логики
Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.
Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.
Пример лингвистической задачи для развития логики
«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла!
— Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»
После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.
Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.
Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.
Графические игры
Эти игры стоит выделить в отдельную категорию. Цель их заключается в том, чтобы задействовать зрительно-двигательную координацию. Обычно такие игры собраны в тетради и сборники, существуют детские периодические издания. Это разные лабиринты, логические таблицы, где необходимо ответить на вопрос, что-то дорисовать, провести, обозначить. К этой категории относятся игры с геометрическими фигурами, ребусы, кроссворды. Самая простая графическая игра для развития логики – «крестики-нолики». С табличкой три на три ребенок может справиться уже в 3,5-4 года.
Предлагаем вам позаниматься с ребенком по очень хорошей книге «Логика 3-4 года. Тестовые задания»:
Компьютерные игры для развития логики
В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.
Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.
Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».
При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:
1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия.
2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием.
3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.
Зачем развивать логику
Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить структурно становится жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:
- Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум.
- Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать.
- Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана.
- Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.
Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы.
<<Блок перелинковки>>
Графические игры на развитие логики
К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.
Графический диктант можно писать с ребенком в домашних условиях. Для такой игры необходим только карандаш и листок бумаги в клетку, желательно крупную. Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить.
Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.
В сети интернет существует множество подобных заданий. Для того, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях с графическими заданиями, можно подбирать картинки, в которых сразу не понять, что будет изображено в конечном итоге на картинке. Например, выполнять задание «раскрась по номерам» намного интереснее, когда контуры картинки не обведены. Закрашивая фрагмент за фрагментом, ребенок успеет поразмыслить, что же конкретно может быть зашифровано в том или ином задании.
Как развивать у детей 6-7 лет — старшими дошколятами
В 6 лет у ребенка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление
Основной инструмент этого возраста — слово, речь, способность выражать свои мысли вербально. К примеру, дети уже легко могут ответить на вопрос, что больше – один пальчик или три? В голове детей возникает ассоциативный ряд, когда слово «три» обозначает всегда больше предметов, чем слово «один». Такое мышление можно назвать словесно-логическим.
Но все же наглядность не стоит исключать из занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях следует использовать разные предметы:
- игрушки;
- раздаточный объемный материал – геометрические фигуры, фигурки животных и птиц;
- плоский материал – карточки, картинки, схемы, ребусы;
- абстрактные предметы — фишки, пустые карточки, счетные палочки.
Задание может быть таким. Воспитатель просит детей выложить столько счетных палочек, сколько детей вошли в дом в произнесенном им предложении. Потом посчитать эти палочки и определить общее число. Вспомнить, кто вошел первым, присвоить ему номер один.
Важно! Чем привлекательней будут задания и интереснее раздаточный материал, тем быстрее дети будут вовлечены в развивающий процесс.
Со временем раздаточный материал упрощается и заменяется абстрактными предметами.
Новые задачи
Цель педагога – развить знаково-символическую мыслительную работу детей, поэтому следует в задачи внести новые направления:
- Постепенно уменьшать натуральные изображения абстрактными предметами, символами, схемами.
- Направить задания на закрепление и совершенствование уже полученных умений.
- Продолжать учить детей сравнивать, группировать, находить лишнее и исключать.
- Укреплять речевые навыки – уметь четко формулировать свою мысль.
- Классифицировать предметы по 2–3 признакам.
- Производить сериации 10 и более предметов с малозаметной разницей.
- Развивать умение анализировать предметы и явления самостоятельно.
- Направлять детей на получение навыка самостоятельного прогноза при выполнении разных функций.
- Закреплять знания по порядковому и количественному счету в пределах десяти.
- Давать основные понятия взаимосвязи в природе и экологии, учить вести себя в соответствии с законами природы.
- Уметь находить одну и ту же конструкцию в разных вариантах и давать анализ и аргументацию своего решения.
- Разнообразить экспериментальную и опытную деятельность детей при помощи дневников погоды, календарей опытов, календарей наблюдений.
- Предлагать самостоятельные опыты, к примеру, посадить дома росточек цветка, ухаживать за ним и наблюдать за его ростом, делясь впечатлениями на занятиях.
Главный акцент воспитатель должен сделать на самостоятельности ребенка.
И каким бы ни был ответ – правильным или нет, ребенок всегда должен получать хвалу за то, что проявил смекалку и сам нашел ответ на заданный вопрос. Основная задача воспитателя – лишь наводящие вопросы и минимальная помощь при затруднении ребенка.
Какие задания эффективнее?
Игры и практические задания в этот период неразрывно связаны с развитием словарного запаса и умением излагать свою мысль, т. е. диагностировать логическое мышление у ребенка. Такую работу будут стимулировать задания:
- докажи свое мнение;
- поясни, почему именно так ты думаешь;
- расскажи, какой вывод ты сделал из всего услышанного или прочитанного.
В такую практику впишется и игровой спор, который будет стимулировать ребенка думать и высказывать вслух свои предположения, развивать алгоритмическое мышление.
Внимание! В этом возрасте целесообразно научить ребенка говорить нет, то есть проводить операцию «отрицание».
К примеру, показываем картинку и называем предмет, которого там нет. Ребенок, не найдя его, должен отрицать наличие данного предмета и доказать это.
Есть ряд игр, которые полезны и интересны ребенку 6-7 лет, к ним относятся:
- «Волшебники» — из простой фигуры создать что-то необычное (из треугольника – дом).
- «Логические концовки» — закончить предложение (если на улице снег, значит время года…).
- «Орнамент» — собрать такой же узор, который на картинке (из геометрических фигур разного цвета и размера собрать предложенный узор).
- «Полезно — вредно» — давать предметы и слушать характеристики, который дает ребенок.
- «Что я задумала?» — один загадывает предмет, второй задает наводящие вопросы, чтобы узнать, что это за предмет, отвечающий говорит только да или нет.
Чем больше жизненные опыт ребенка, чем активнее с ним занимались взрослые, тем развитее будет речь и точнее ответы.
Развитие логического мышления ребенка показано на видео:
Работа с закономерностями
Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.
Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
- Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.
Примеры закономерностей с числами:
2, 5, 8, 11, 13, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
99, 10, 88, 20, 77, …
4, 16, 5, 25, 6, …
Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.
Аналогии
Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.
Как выполнять?Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.
Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)
Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.
Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)
Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)
Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)
Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)
Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)
Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)
Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)
Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)
Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)
Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)
Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)
Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)
Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)
Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)
Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)
Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)
Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)
Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)
Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)
Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)
Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)
Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)
Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)
Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)
Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)
Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)
Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)
Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)
Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)
Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)
Полезные курсы, которые помогут развить логическое мышление
В этой статье — лучшие и полезные онлайн-курсы, которые помогут быстро и эффективно «прокачать» логическое мышление. Обучающие материалы для детей, подростков и взрослых.
«Мышление Шерлока» — Викиум
Полезный онлайн-курс для развития логического мышления. Благодаря обучению вы узнаете, как принимать верные решения, видеть обман издалека, мгновенно убеждать людей и анализировать ситуации.
Обучающая программа состоит из 10 уроков и 100 + задач и головоломок для детей и взрослых.
Программа курса:
- Логическое мышление.
- Научный метод или думай как ученый.
- Ведение переговоров.
- Развитие умозаключений.
- Навыки принятия решений.
- Навыки убеждения.
- Иррациональное мышление.
- Логические парадоксы.
- Аргументация.
- Критическое мышление.
Стоимость: 1 990 руб.
Подробнее о курсе →
«Когнитивистика. Развитие мышления» — 4Brain
В течение двух месяцев с помощью специальных тренировок мозга вы научитесь применять в своей жизни более 20 техник мышления. Это позволит вам логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.
Программа состоит из 41 урока.
Вы узнаете:
- Особенности мышления человека.
- Как развивать мышление.
- Нюансы восприятия и познания.
- Механику логического мышления.
- Аналитические техники мышления.
- Синтетические техники мышления.
- Техники практического мышления.
- Техники коллективного мышления.
Стоимость: 3 490 руб.
Подробнее о курсе →
«Развитие мышления» — Викиум
Курс, который состоит из 11 уроков. Он поможет молниеносно принимать правильные решения, четко аргументировать в спорах, грамотно и логично строить свою речь, с легкостью считать сложные примеры в уме.
Онлайн-курс включает:
- Теоретические видеолекции.
- Программу развития мышления.
- Практические упражнения и задания.
- Тренажеры на развитие логики.
Стоимость: 1 990 руб.
Подробнее о курсе →
«Курс для развития мышления» — BrainApps
Курс от BrainApps, который поможет выйти за рамки привычного, шаблонного мышления — научит мыслить нестандартно.
После прохождения обучения вы сможете:
- Мгновенно принимать решения.
- Повысить свою продуктивность.
- Легко переключаться между задачами.
- Находить оптимальные решения.
- Мыслить логически.
- Быстрее считать в уме.
Стоимость: 490 руб.
Подробнее о курсе →
«Менталист» — Викиум
Онлайн-курс, который состоит из 13 уроков. Благодаря обучению вы освоите навыки менталиста — человека, обладающего блестящим умом и обширными знаниями; он способен прогнозировать ситуации и поведение других.
Курс включает:
- Логические задачи и головоломки.
- Тренажеры на развитие логики.
- Практические упражнения и задания.
- Тестирование способностей и навыков.
Стоимость: 1 990 руб.
Подробнее о курсе →
Логическое и аналитическое мышление
Базовой способностью человека является логическое мышление, которое позволяет доказывать и объяснять различные явления. Оно помогает нам структурировать наши наблюдения и формировать четкую систему понимания мира. Логическое мышление использует такие инструменты, как дедукция, индукция, абдукция и ассоциации. Кроме того, рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых были сформулированы Аристотелем, а один – Готфридом Лейбницем.
Хотя Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире логическое мышление уже не является единственным способом мышления. Аналитическое мышление – это также важный мыслительный навык, который позволяет интерпретировать информацию, находить закономерности и принимать решения на основании доступных данных.
Если вы хотите узнать больше о логическом мышлении и научиться его развивать, мы предлагаем вам пройти наш курс «Логическое мышление». А если вы заинтересованы в аналитическом мышлении, то у нас есть отличная статья под названием «Что такое аналитическое мышление и как его развивать», которая поможет вам более подробно изучить этот вид мышления.
Быстрое и медленное мышление
Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.
Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.
С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:
аффективную эвристику – использование упрощенной схемы принятия решений, основанное на сильной эмоциональной реакции;
эвристику доступности – оценка значимости фактора на основании того, насколько легко вы о чем-то вспомнили;
эффект новизны – это искажение, в результате которого мы переоцениваем значимость событий из-за свежего образа в нашей памяти;
эффект фокусировки – состоит в том, что из-за чрезмерного внимания к какому-либо аспекту, мы недооцениваем важность других релевантных факторов;
стереотипы – это стойкое и неосознанное представление о предмете, всегда одностороннее и упрощенное;
эффект фреймига – это подача одной и той же информации под разными углами зрения с намеренной целью вызвать позитивные или негативные эмоции.
Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность .
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного
В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми
В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:
- быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться;
- избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать;
- четко и логично объяснять свою точку зрения;
- лучше понимать собеседника;
- контролировать эмоции;
- выборочно работать с потоками информации;
- замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов;
- всесторонне осмыслять происходящее.
Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:
- здоровый скептицизм;
- объективность;
- осознание предвзятости;
- устранение когнитивных искажений;
- использование логического мышления.
Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:
Не торопиться и обдумать информацию.
Беречь умственные силы
Сила воли, энергия и внимание – это очень ограниченные ресурсы.
Если сомневаетесь, нужно выждать.
Осознать собственные ограничения.
Помнить о невозвратных затратах и взвешивать, нужно ли их делать.
Оценивать стратегию, а не результаты. Это поможет минимизировать риски в долгосрочных планах.
Помнить о возвращении к среднему
Мы все ярко помним либо успешные, либо плохие результаты, и в то же время забываем, что количественно обычных, посредственных результатов в жизненных ситуациях превышает взлеты и падения.
Искать не подтверждение, а опровержение. Ваши аргументы будут намного убедительнее, если их не только подтвердить множество раз, но и если включить противоречия и обосновать их несостоятельность.
Знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
Все предложенные варианты могут быть ошибочными.
Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете . А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.