Типичные проблемы младшего школьного возраста
Ключевые особенности детей младшего школьного возраста, среди прочего, объясняются изменением их эмоциональной сферы с приходом в школу. С одной стороны у них в значительной мере сохраняются характерные для дошкольников бурные реакции на отдельные события и ситуации, которые их задевают. С другой стороны, школа всегда порождает у ребенка новые, довольно специфические эмоциональные переживания, поскольку на смену свободе дошкольного периода приходит зависимость и необходимость подчинения новым правилам жизни. Дети этого возраста впечатлительны, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к воздействию окружающих условий жизни. Прежде всего, ими воспринимаются те объекты и свойства предметов, которые способны вызывать прямой эмоциональный отклик.
Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста предполагают решение целого ряда проблем психологического плана. Так, основными проблемами данного возраста являются:
- страхи;
- гиперактивность;
- тревожность;
- адаптация в школе;
- развитие внимания;
- хроническая неуспеваемость;
- развитие коммуникативных способностей;
- агрессивность;
- мотивация учебной деятельности;
- неадекватная самооценка (завышенная, заниженная);
- проблемы одаренности;
- детско-родительские отношения.
Как правило, проблемы младшего школьного возраста связаны с приходом ребенка в жестко нормированный, малознакомый ему социум, где от ученика требуют дисциплинированности, организованности, хорошей успеваемости и ответственности. В новой социальной ситуации ужесточаются условия жизни ребенка. Это повышает психическую напряженность и нередко отражается на поведении и даже здоровье школьника.
Поступление в школу становится таким событием в жизни ребенка, когда в противоречие приходят два определяющих мотива поведения: желание (хочу») и долженствование («надо»). Первый всегда исходит от самого ребенка, а второй, как правило, инициируется взрослыми. Но какую бы стратегию поведения не избрал ребенок в необычных для него условиях, он неизбежно будет сомневаться и переживать из-за неспособности соответствовать новым требованиям и нормам взрослого мира.
Возраст младших школьников характеризуется особой зависимостью от отношения, оценок и мнений окружающих их людей. Любое критическое высказывание в адрес ребенка может привести к изменению его самооценки и даже повлиять на самочувствие.
С приходом в школу у ребенка обычно начинает развиваться чувство личности, формируется потребность в познании и признании. Внутри семейных отношений ему отводится новое место. Он становится учеником, ответственным человеком, с которым советуются и считаются. Усваивая нормы поведения, выработанные обществом, ребенок постепенно превращает их в собственные требования к себе самому.
Восприятие
Под восприятием понимают целостное отражение предметов посредством органов чувств. Развитие восприятия тесно связано с развитием мышления. В норме ребенок старше 6 лет еще сохраняет частичную непроизвольность восприятия: информация, полученная из окружающего мира, слабо дифференцирована. Он не способен различить формы похожих предметов (квадрат и прямоугольник будут для него выглядеть одинаково, а квадрат и треугольник — отличаться).
По мере усвоения новой информации восприятие становится более сложным процессом. В течение года школьник вырабатывает сенсорные эталоны — норму ощущений, присущую взрослому человеку. Если у ребенка появились проблемы с дифференциацией ощущений в 7–8 летнем возрасте, это говорит об отставании в развитии, психических нарушениях или заболеваниях органов чувств. В большинстве случаев проблема устраняется и компенсируется терапией, главное —своевременно обратиться к специалисту.
Авторитеты
У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям), особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка
Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя
После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников
Важно быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами поведения и нормами, но пока они еще нестабильны
Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно публичное одобрение и его социальный престиж. Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с товарищами.
Слайд 6Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом
на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом.
Слайд 3Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время
остротой и свежестью,
«созерцательной любознательностью».
Младший школьник может путать цифры 9 и 6,
мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время
с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь,
которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое.
Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа
отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью.
Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают
школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность.
К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется,
становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Слайд 7Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется: 1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и
окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.
Как развивать мотивацию к учёбе у школьника
Родители и учителя часто переживают о том, что дети используют свои новые возможности неправильно, занимаясь «не учёбой, а ерундой»: младшие школьники могут запомнить по именам десяток героев в игре на смартфоне, но забывают записать домашнее задание на уроке или взять в школу сменку. Это происходит не из‑за способностей или характера ребёнка, а из‑за недостатка мотивации.
Фото: Lena May / Shutterstock
Мотивация — это побуждение к действию, которое отвечает на вопрос «Почему я должен это делать?».
Мотивация бывает:
- внутренняя — когда человек может найти ответ внутри самого себя: люблю учиться, интересно ходить на рисование;
- внешняя — когда мотив зависит от внешних факторов: делаю уроки, потому что иначе мама отругает.
Познавательная (стремление к новым знаниям о мире) и учебная (желание учиться новому) мотивация формируются у детей ещё в дошкольном возрасте. К концу дошкольного возраста количество разных мотивов, влияющих на действия ребёнка, растёт, а главное — появляется иерархия мотивов, то есть ребёнок может разделять более и менее важные мотивы и не кидается делать что-то сразу после того, как идея пришла ему в голову
Это умение критически важно для младших школьников — именно оно позволяет ребёнку сосредоточиться на учёбе, удерживать внимание и добиваться результатов
Развитие самостоятельности и рефлексии у младших школьников неизбежно приводит их к вопросу, почему они должны делать то или это, в частности — учиться в школе, посещать уроки, делать домашние задания.
К сожалению, научить мотивации нельзя — воспитательные разговоры родителей и учителей в духе «Ты должен хорошо учиться» не помогают. Мотивацию можно показать только собственным примером: если вы сами не читаете книги или не занимаетесь спортом, то привить ребёнку любовь к этим занятиям не получится.
Что ещё вы можете сделать:
Исследовать интересы ребёнка и двигаться за ними.
Показать, как школьные занятия можно применить в жизни и как полученные знания пригодятся ребёнку в будущем.
Выявить сильные стороны ребёнка — что получается у него хорошо?
Поддерживать ребёнка в том, что у него получается: замечать успехи, не обесценивать их. Успех — это очень сильная мотивация.
Перестать делать акцент на неудачах — это только расстраивает. Ребёнок привыкает думать: «У меня никогда ничего не получается, лучше даже не пытаться».
Поддерживать тёплую атмосферу понимания и заботы в семье.
Развитие мышления дошкольника
Основное свойство мышления, приобретаемое младшим школьником —способность выстраивать логические цепочки, формулировать гипотезу и проверять ее. Для дошкольника характерно магическое мышление: реальность для него тесно переплетена с выдумкой. Он не проверяет полученную от взрослых информацию и не пытается ее оспорить, поскольку потребность в этом еще не сформирована.
У младшего школьника мышление постепенно сменяется с наглядно-образного на словесно-логическое. В этом возрасте происходит разделение детей на группы, отличающиеся способом мышления:
- Теоретическое. Такие ученики не нуждаются в стимулирующем материале, им достаточно словесного описания задания, чтобы правильно выполнить его.
- Практическое. Для таких детей важна наглядность. Они могут с первого раза повторить действие за учителем, но сделать сами по инструкции не смогут.
- Образное. Обладая ярким образным мышлением, такие дети часто не выполняют задание точно, а привносят в него свое видение.
Для успешного усвоения учебной программы учитель и родители должны обращать внимание на ведущий тип мышления у детей. Чаще всего, причиной неуспеваемости становится не низкий уровень интеллекта, а неправильно подобранная методика обучения