Значение сенсорного развития ребенка младшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание дошкольника: что это такое и почему оно важно

Содержание

  • Слайд 1

    Автор :Воспитатель Попова Светлана Петровна.

  • Слайд 2

    Паспорт проекта
    Тип проекта: практиков – ориентированный

    По количеству участников – групповой;
    15 человек

    Длительность: 1 год

    Форма представления: презентация

  • Слайд 3

    Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы
    условия для эффективного их использования, то формирование
    представлений о сенсорных эталонах цвета будет успешным

  • Слайд 4

    Актуальность проекта
    *Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального
    развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его
    познавательной и личностной сферы, необходимость для
    успешного освоения школьной программы и социальной адаптации в детском коллективе;
    *Успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов;
    *Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей;
    *Дидактические игры – выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей;
    *Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов цвета включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.

  • Слайд 5

    Проект рассчитан на детей раннего возраста (1 – 3 года);
    Дети знакомятся с эталонами цвета через дидактические игры;
    Проект способствует умственному развитию, развитию мелкой
    моторики, памяти, мышления

  • Слайд 6

    Проанализировать психолого – педагогическую литературу по
    данной теме;
    Создать условия, обеспечивающие эффективность использования
    дидактических игр для формирования представлений о сенсорных
    эталонах цвета;
    Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр;
    Выявить уровень сформировавшихся представлений о сенсорных
    эталонах;
    Разработать рекомендации для родителей;
    Выступить с темой проекта на педсовете;
    Оценить результаты проделанной работы.

  • Слайд 7

    Участники проекта

    Дети раннего возраста
    Родители
    Педагог — психолог

  • Слайд 8

    * Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих
    эффективное использование дидактических игр для формирования
    представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего
    дошкольного возраста;
    * Разработка дидактического материала и дидактических игр;
    * Разработать методические рекомендации для родителей;
    * Возможность использования проекта педагогами – психологами
    других ДОУ.

  • Слайд 9

    Дидактические
    игры
    Игры-занятия

    Формы организации работы с детьми

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    .

    Диагностика детей

    Заключительный этап
    Анализ результатов
    Презентация

  • Слайд 13

    Анализ уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета

  • Слайд 14

    В ходе реализации проекта были созданы условия,
    обеспечивающие эффективность использования
    дидактических игр, апробирование дидактических игр;
    т.о. гипотеза проекта верна и формирование о сенсорных
    эталонах цвета стало успешным у детей раннего возраста.
    У детей вырос уровень знаний.
    Родители получили методические рекомендации по
    созданию условий для проведения дидактических игр,
    консультации по приобретению дидактических игр.

  • Слайд 15

    У детей повысился уровень сформированности представления о сенсорных эталонах цвета;

  • Слайд 16

    Информационные ресурсы

    Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук- Ярославль : Академия развития, 1997;
    Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Педагогика, 1991;
    Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.:Просвещение, 1995;
    Запорожец А.В. Развитие восприятия в раннем дошкольном детстве — М.: Просвещение, 1996;
    Запорожец А.В.Формирование восприятия у дошкольников –М.: Просвещение, 1990;
    Немов Р.С. Психология – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001;
    Новосёлова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста – М.: Просвещение, 1985;
    Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия и цвета, формы, величины у детей раннего возраста.- М.: Просвещение, 1996;
    Поддъякова Н.Н. Сенсорное восприятие в детском саду – М.: Просвещение, 2001.

  • Слайд 17

    Желаю Вам здоровья и успехов в работе!

Посмотреть все слайды

Содержание сенсорного воспитания

Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Это связано в первую очередь с тем, что в этот возрастной период ребенок наиболее восприимчив для совершенствования деятельности органов чувств, а также для накопления ребенком представлений об окружающем мире.

Замечание 2

Цель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста – формирование у детей отношения к свойствам различных предметов и явлений, умения их отличать по характерным признакам, посредством зрения, слуха и тактильного восприятия.

Задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста:

  1. Учить детей различать предметы по форме, цвету, величине и т.д.
  2. Учить детей различать материалы по фактуре, массе, звуковым свойствам и т.д.
  3. Ознакомление детей с разновидностями основных свойств предметов: по цвету, форме, величине и т.д.
  4. Ознакомление детей с свойствами предметов, которые можно различать используя слух, вкус, обоняние и т.д.
  5. Формирование у детей представлений о пространстве, расположении предметов в нем. Обучение детей ориентироваться в пространстве относительно частей своего тела и некоторых словесных характеристик (перед, за, спереди, слева, справа и т.д.).
  6. Обучать детей замечать количество предметов, особенности их движения, расположение относительно друг друга.

В процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, необходимо формировать у них следующие умения:

  1. Определение величины, формы, цвета и т.д.
  2. Группировать предметы по характерным признакам, чередовать их относительно данных признаков.
  3. Группировать предметы, имеющие однородный сенсорный признак, либо два признака.
  4. Сравнивать предметы между собой по характерным признакам.

Что такое сенсорное развитие детей

Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных ролей. Оно основывается на формировании восприятий и представлений о форме и свойствах предметов. Большую роль играет сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте. Оно помогает создать в голове крохи общую картину окружающего мира.

Начало сенсорного восприятия

Что это такое в педагогике, определение

В педагогике сенсорное воспитание — это развитие ощущений, представлений и восприятий. Это не только знакомство малыша со всеми функциями, но и их целенаправленное совершенствование.

Почему оно так важно для детей

Сенсорное развитие детей раннего возраста — это занятия, которые основаны на усвоении свойств предмета. Именно оно лежит в основе развития умственных способностей. От того, как правильно будет построено сенсорное воспитание на раннем этапе, зависит дальнейшее обучение.

На заметку! Освоение и изучение форм предметов, материалов, явлений происходит у малышей естественным образом в момент игр, рассматривания картинок, прослушивания музыки. Если в этот момент со стороны взрослых не будет оказана помощь, то восприятие будет таким, как получится у малыша. Чаще всего это приводит к тому, что восприятие остается неполноценным.

Именно поэтому очень важно, чтобы со стороны взрослых был контроль и помощь. Она должна заключаться в объяснении многообразия окружающего мира, пополнению словарного запаса для описания свойств явлений и предметов

Сенсорное воспитание по ФГОС должно быть организовано многоступенчато. Задача процесса обучения — сформировать у детей определенные эталоны

Важно сделать все правильно, так как это необходимо для дальнейшей педагогической деятельности и грамотного восприятия детьми новой информации

Важно, чтобы малыш мог не просто различать и определять предметы по их свойствам, но и умел применять эти знания для других объектов. Например, математический эталон форм — это умение определять простейшие фигуры

Освоение свойств предметов

Что лежит в основе сенсорного воспитания

Основой воспитания сенсорики является совместная деятельность детей с воспитателями. Игровые и практические ситуации позволяют накапливать и обобщать знания. Практическая деятельность включает в себя следующее:

  • работу с разнообразными материалами;
  • рисование красками, мелками, карандашами;
  • лепку;
  • чтение рассказов и сказок;
  • изучение живописи;
  • конструирование;
  • двигательную активность.

Для дошкольников важную роль играет трудовой вид деятельности. Во время труда у ребенка формируется система знаний об инструментах, формах труда, способов выполнения.

Конструирование, как средство сенсорного воспитания

Задачи сенсорного развития

Целью сенсорного воспитания детей является обогащение их чувственного восприятия. На этой основе ставятся следующие задачи:

  • формирование различных действий на обследование;
  • создание сенсорных эталонов, умение обобщать представления о свойствах;
  • научить детей обозначать предметы одним словом.

На заметку! Для каждой деятельности должна существовать целостность восприятия и представления.

Что должен знать дошкольник

Своевременное сенсорное восприятие на этапе дошкольного возраста — главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. 

Пробелы в сенсорном развитии малыша трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем периоде. В школьном возрасте эти пробелы могут проявиться в виде отставания в развитии, затрудняющего овладение знаниями основ наук.

Поэтому в течение дошкольного возраста ребёнок должен приобрести представления:

  • о цвете (цвета радуги);
  • величине (большой, маленький, средний и т. п.);
  • форме (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
  • вкусе (сладкий, горький, солёный, кислый);
  • запахе;
  • массе (тяжёлый, лёгкий);
  • положении в пространстве (право, лево, внизу, вверху, близко, далеко и т. п.);
  • ориентировании во времени (утро, день, вечер, ночь и час);
  • звучании предметов (громко, тихо, высоко, низко);
  • речевом слухе (гласные, согласные, твёрдые, мягкие);
  • материале (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий и т. п.).

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.

<<Форма аттестации>>

Цветоразличение и цветовосприятие как психологические процессы

Знакомство с цветом осуществляется с первых дней жизни ребенка, помогает ему многограннее воспринимать предметы, явления окружающего мира, способствует личностному развитию личности

Определение 1

Под цветовосприятием в современной научной литературе понимается отражение такого качества объектов, феноменов, как цвет, при помощи зрительного анализа.

Статья: Восприятие цвета детьми

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Определение 2

Цветоразличение представляет собой характеристику личности, позволяющую осуществлять различение, дифференциацию цветов, оттенков спектра.

Сформированность указанных личностных характеристик обеспечивает ребенка возможностями адекватного развития.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Книги о цвете

  • «Учим цвета и числа». Солнечная фотокнига издательства Clever. Это то, с чего стоит начать. 10 разворотов, 10 цветов, красочные иллюстрации и интересные задания. Малыш выучит цвета и числа.
  • Ольга Карякина. «Я учу цвета. Разрезные карточки». Это и мемори, и паззл, и обучение цвету. Отличное пособие для развития основ цветовосприятия и расширения лексикона малыша.
  • Селин Потард. «Большой атлас животных». Особенность этого атласа в том, что животные здесь предстают в необычной классификации — по цветам! Очень ярко и оригинально.
  • Фани Марсо. «Цвета. Большая энциклопедия для самых маленьких». Красочные иллюстрации, шкала оттенков, множество ярких иллюстраций и информация обо всех цветах на свете.
  • «Готовимся к школе. Учим цвета». Издательство Clever. Отличное пособие с массой творческих заданий для детей 3–4 лет. Интересно о цветах и оттенках, наклейки в награду и уйма творческого времяпрепровождения.

Задачи сенсорного развития дошкольников

Важно сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать

Сенсомоторная культура формируется в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

  1. Младенец до года следит за перемещающимися игрушками, совершает хватательные движения.
  2. Ребенок двух-трех лет знает признаки предметов (величину, цвет, форму), имеет представления об их разновидностях и соотношениях.
  3. Четвертый год жизни дошкольника – время формирования сенсорных эталонов с помощью дидактических игр. Лишь после прочного усвоения основных представлений о признаках и закрепления названий в устной речи переходят к изучению оттенков, сложных форм, отношений по величине среди большого количества тел. Параллельно с усвоением эталонов ребенку помогают освоить методы изучения предметов: группировку по определенному признаку вокруг образца, осмотр и словесное описание, глазомерные действия.
  4. С 5 до 7 лет у детей необходимо развивать навыки аналитического восприятия – видеть, какие цвета сочетаются, из каких форм состоит сложная фигура.

Сенсорное воспитание дошкольников должно представлять собой целенаправленную деятельность на основе системы занятий с детьми, разработанной с учетом названных задач и уделяющей внимание формированию сенсорных эталонов.

Примеры развивающих занятий с ребенком до 3 лет

После того как малыш выучит все эталоны сенсорики, важно закреплять эти знания постоянно. Для этого существует масса простых занятий, разработанных отдельно для каждой возрастной группы

Для детей до 2 лет подойдут следующие игры.

  1. В коробку сложите множество элементов (кубики, колечки, резиновые игрушки). Попросите малыша достать все желтого цвета. Или достать все кубики. С помощью этого упражнения кроха учится сортировать предметы по группам.
  2. Поставьте перед малышом стержень от пирамидки. Попросите нанизать на пирамиду колечки в правильном порядке (от самого большого к самому маленькому). К 2 годам ребенок должен уметь это делать.
  3. Если кроха умеет различать овощи или фрукты, то стоит приобрести маленькие муляжи. Сложите муляжи в тканевый мешочек. Попросите малыша с закрытыми глазами отыскать в мешке огурец или кукурузу. Такое упражнение поможет малышу лучше освоить тактильное восприятие форм предметов.
  4. «Сенсорная тропинка». Сшейте плоские подушки или мешочки (размер зависит от ножки малыша – она должна полностью помещаться на ткани). Заполните ткань песком, крупами, пенопластовыми шариками или мелкими камушками. Выложите мешочки в горизонтальном направлении и попросите кроху пройти по ним. Такое упражнение стимулирует кровообращение ступней, улучшает координацию и способствует развитию интеллекта.

С детьми 3-4 лет играют в более сложные игры.

  1. «Найди домик для игрушки». Берется 2 маленьких домика и 1 большой, 2 маленькие куколки и 1 большая. Ребенку нужно правильно распределить игрушки по своим домикам. Упражнение тренирует знание предметных величин.
  2. «Собери разноцветные бусы». Берутся 10 крупных бусин яркого цвета (желтый и красный, голубой и оранжевый). Цель занятия – научить малыша чередовать цвета при нанизывании бусин. При освоении двухцветных бус можно добавлять количество цветов (до 4).

Занятия проводятся как в домашних условиях (родителями), так и в воспитательных учреждениях (воспитателями, психологами, логопедами). Во многих городах открываются «школы раннего развития», где педагоги занимаются с детками от 1 года. Такие школы способствуют развитию сенсорики и, как следствие, интеллекта у дошкольников. Родители сами решают, отдавать малыша на такие занятия или учить самостоятельно. Но в любом случае необходимо обучать ребенка сенсорным эталонам. От этого зависит его будущее.

Какие игры развивают сенсорное восприятие мира

Все игры, предполагающие взаимодействие ребёнка с предметами, являются частью сенсорного воспитания

Важно сделать так, чтобы ежедневные занятия малыша развивали разные органы чувств и  задействовали работу со всеми категориями мышления: массой, цветом, формой и другими. . В этом тексте мы приведём несколько примеров полезных игр, которые можно проводить для детей

В этом тексте мы приведём несколько примеров полезных игр, которые можно проводить для детей.

  1. Развитие зрительных ощущений.

Для этого поиграйте в «Солнечного зайчика»

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и обратите внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, полу и потолку. Затем предложите дотронуться до него — и поймать

  1. Знакомство с геометрическими фигурами. 

Предложите ребёнку обвести контуры фигур на бумаге, ощупать  фигуру, проводя ладонью по поверхности. Попросите найти предметы, похожие на какую-нибудь фигуру.

  1. Сравнение предметов по величине. 

Для ознакомления с величиной можно использовать приём приложения предметов друг к другу. По мере накопления опыта сравнение предметов по размеру осуществляется на глаз.

  1. Знакомство с цветом. 

Цвет распознаётся приложением предметов друг к другу, наличие границы показывает разность цвета.

  1. Знакомство с материалами.

Здесь поможет игра «Кот в мешке». В непрозрачный пакет или мешочек кладутся различные предметы, которые можно определить на ощупь, например грецкий орех, разные крупы, вата, шишка т. п.

Есть и другие современные игрушки, направленные именно на сенсорное развитие. Можно приобрести или сделать самим набор цветных палочек, с помощью игр изучать через них цвет и познакомить малыша с категориями размера, количества, величины.

Для изучения категорий вкуса, высоты и громкости звука, запахов стоит придумать игры, которые легко встраиваются в ежедневную рутину конкретно вашей семьи.

Итак, сенсорное воспитание — это каждодневная работа со всем, что окружает нас. С возрастом у ребёнка начинает накапливаться представление о форме, цвете, величине и других свойствах предметов. 

Знакомя детей с различными категориями, не стоит добиваться запоминания названий и их дальнейшего употребления. Главное, чтобы ребёнок учился учитывать свойства предметов во время действий с ними. 

В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес, а взрослым важно помочь ему обеспечить полноценную сенсорную среду

Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Определение 1

Сенсорное воспитание – это одно из важнейших средств полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования у него восприятия и представления об основных свойствах окружающих предметов (величина, форма, цвет, положение, запах и вкус).

Большое значение в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста имеет процесс формирования у них представления о сенсорных эталонах.

Определение 2

Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предмета.

Например, сенсорный эталон по цвету – это цветовой спектр, оттенки цветов по насыщенности и светлоте. Сенсорный эталон по форме – разнообразные геометрические фигуры. Сенсорный эталон по величине – общепринятая система метрических мер.

Помимо внешних сенсорных эталонов, имеются сенсорные эталоны по слуху и вкусу, например, сенсорные эталоны по слуху – это звуковые отношения и фонемы родного языка, сенсорные эталоны по вкусу – это собственный вкус и обонятельное восприятие.

Усвоение сенсорных эталонов является достаточно сложным и длительным процессом, который не ограничивается границами младшего дошкольного возраста, и имеет свою определенную предысторию. Однако необходимо отметить, что усвоение сенсорного эталона не означает овладеть знаниями о том или ином свойстве предмета, умении называть и показывать его правильно

Важно не только обладать четкими представлениями о разных свойствах того или иного предмета, но и уметь их отличать друг от друга, посредством осуществления сравнения и анализа, выделения характерных и специфических свойств предметов в рамках различных ситуаций

Замечание 1

Таким образом, процесс усвоения сенсорных эталонов — это умелое использование их как «единиц измерения», при осуществлении оценки свойств предметов и веществ. Именно знакомство с этими свойствами и является основой содержания сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Роль родителей в сенсорном воспитании

Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.

Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию. В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии  с предметом

И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе  — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.)

Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.

Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.

  1. Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
  2. Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
  3. Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
  4. Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
  5. Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
  6. Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
  7. Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
  8. Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.

Сенсорный голод

Сенсорная депривация (сенсорный голод) – это состояние, при котором возникает полное или частичное прекращение воздействия извне на органы чувств (зрение, слух, осязание и прочие). Депривация опасна не только нарушением восприятия внешнего мира, но и формированием глубокого отставания в развитии детского организма.

В период новорожденности и грудного возраста дефицит внимания и сенсорных ощущений может оказать губительное воздействие на организм крохи. Уже довольно давно ученые доказали, что новорожденный ребенок без достаточного внимания со стороны окружающего мира (родители, родственники) может просто погибнуть.

С помощью таблицы можно провести диагностику сенсорного голода в разных возрастах.

Возраст ребенка
Характеристики дефицита восприятия
Негативные последствия
Малыш до года
·        Разбрасывание игрушек (как попытка привлечь внимание).·        Посасывание языка (иногда расценивается как неудовлетворенный рефлекс сосания).·        Тянет в рот и облизывает все подряд (игрушки, одежду, предметы быта).
Лишение зрительного, голосового или тактильного контакта с родителями (в частности с матерью) в первые месяцы жизни может привести к гибели младенца. Дети, лишенные сенсорного развития, отстают в физическом и психоэмоциональном развитии.
Дети до 2 лет
·        Различные попытки привлечения внимания (разбрасывание игрушек, драки со сверстниками, может ударить близкого человека).·        Частые истерики и крики как попытки привлечения внимания.·        Иногда возникает сосание пальца во сне.·        Возникает потребность уединения, нежелание играть с другими детьми.
Уединенность, замкнутость, неумение налаживать контакт с детьми.Возникает вероятность развития умственного и физического отставания.
Дети 3-4 года
·        Попытки привлечения внимания через агрессию (крики, истерики, катание по полу, драки).·        Постоянный поток вопросов к родителям или близким.·        Желание уединиться, найти свой угол, граничащее с отстраненностью от реальности.
Неумение выстраивать отношения с окружающим миром.Риск отставания в речевом и двигательном развитии

Возникновение умственной отсталости.

Особенно часто сенсорный голод со всеми вытекающими последствиями возникает у воспитанников детских домов. Сенсорное развитие детей из таких учреждений не происходит должным образом. У малышей не формируется полная картина представления об окружающем мире. Не все из детей дошкольного возраста представляют, как устроен мир за стенами детского дома. Постоянный недостаток впечатлений, эмоций и ощущений провоцирует прогрессирующую сенсорную депривацию. Именно поэтому в детских домах численность детей с умственной отсталость той или иной степени прогрессирует с ускоренной силой.

Сенсорная депривация вследствие полного прекращения воздействия извне возникает из-за сенсорных нарушений. Они связаны с нарушениями работы слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.

Причинами сенсорного нарушения могут быть:

  • недоношенность;
  • травмы головного и спинного мозга;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция);
  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы.

Сенсорные нарушения требуют серьезной коррекции. Для восполнения сенсорных способностей у таких детей в медицине и педагогике разработаны реабилитационные курсы. Они позволяют заполнить пробелы в развитии сенсорного восприятия, чтобы максимально развить сенсорику у ребенка.

Особенности возрастного формирования навыков цветовосприятия, цветоразличения

Цвет – признак объекта, который достаточно рано привлекает внимание ребенка, однако, цветовой мир не сразу открывается ребенку. Осознанное целенаправленное восприятие цветов не является врожденным качеством

Различать цвета дети начинают относительно рано, в 1 – 2 месяца, однако, осознавать, какой именно цвет они увидели, начинают лишь в 1, 5 года.

Сначала для детского восприятия доступными являются только теплые тона: желтый, оранжевый, красный. В процессе развития психических реакций к указанным добавляются фиолетовый, синий, голубой, зеленый.

Следует отметить, что основная сложность заключается не столько в различении цветов, сколько в их номинации. В возрасте 2 – 3 – х лети ребенок часто путает названия синего и голубого цветов. Лишь к шестилетнему возрасту ребенку становятся доступны слова-определения сложных цветов: светло-жёлтый, зеленоватый и пр.

Теоретические аспекты обучения цветовосприятию

Впервые в истории образования М. Монтессори разработала
наглядные и дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что
постоянное взаимодействие ребенка с этими материалами способствует приобретению
знаний о цветах даже у маленьких детей, которые способны упорядочить оттенки
цветов по градации.

В российской педагогике интерес к детскому рисунку возник в
80-х годах 19 века, но его изучение продолжается и по сей день.

Все научные работы по изучению детского рисунка в той или
иной степени, но обязательно касаются детского восприятия и использования
цвета, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.

С позиции искусствоведа, историка, педагога рассматривал
цвет в работах детей А.В. Бакушинский, который считал, что чувство цвета у
ребенка проходит сложное развитие. Сначала ребенок предпочитает основные цвета,
затем цветовая палитра усложняется и вводит огромное разнообразие цветов.
Эволюция идет от окраски к цвету и тону, от цвета к свету. Но цвет долгое время
остается главным компонентом детского творчества.

Впервые специальному исследованию цвета в дошкольном
образовании была посвящена работа Е.А. Флериной «Изобразительное
творчество детей дошкольного возраста» (1965). (1965г.). Было отмечено,
что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами любой новый
цвет воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но после того, как
ребенок научился смешивать цвета и получать новые оттенки и цвета, он не может
и не хочет ограничиваться одним цветом, но его привлекает его разнообразие. Е.
А. Флерина подчеркнула, что при обучении детей дошкольного возраста педагоги
обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветовых решений. Ведь цвет
служит средством выражения эмоционального состояния ребенка. (Красная елка,
потому что она праздничная, красивая).

Работы Н.П. Сакулиной занимают особое место в теории и
практике формирования цветовых представлений у детей дошкольного возраста. В
результате специальных исследований она установила, что цвет имеет огромное
значение в детском рисовании. Его часто используют с целью благоустройства —
ведь нарисованный рисунок становится более ярким, радостным, привлекательным.
Несоответствие выбранных цветов реальному колориту изображенных лиц не смущает
ребенка. Он или она не считает это необходимым. Это связано с особенностями
детского восприятия. В то же время отношение ребенка к цвету, как к украшению,
создает богатые возможности для эстетического воспитания детей.

Цветовые впечатления, которые дети получают от окружающей их
жизни, должны быть упорядочены, приведены в известную систему. Только при этом
условии дети могут сравнивать предметы по цвету, определять цветовое сходство и
различия. Дети также должны знать цвета, их названия, их отношения друг к другу
и их свойства.

Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в
процессе изобразительной деятельности. Дети должны знать абстрактные цвета
только после того, как они приобретут достаточный опыт восприятия цвета через
наблюдение за окружающей средой.

Содержание и методы развития цветовосприятия детей, усвоение
ими цветовых эталонов, знания о цветах и способах их приобретения были далее
подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.
Работа по сенсорному воспитанию и развитию позволила лучше понять природу
перцептивного развития детей, его психологию.

А.В. Запорожец считал, что в основе восприятия того или
иного свойства предмета (в том числе и цвета) лежат перцептивные действия,
включающие сравнение окружающего мира с сенсорными «эталонами» или
эталонами, которые расширяются в процессе развития.

Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов
внес Л.А. Венгер, ученик А.В. Запорожца, разработавший учение о сенсорных
эталонах, которые принимают на себя функцию «образцов»,
«мер» и помогают фиксировать свойства предметов при сравнении,
противопоставлении свойств того или иного предмета на основе определенной
цветовой системы.

Е.Г. Пилюгина в своих исследованиях приводит данные,
свидетельствующие о возможности развития тонкой дифференциации предметов разных
оттенков и тонов у детей в первые дни и месяцы жизни. В этом случае
предпочтение отдается не предмету определенного цвета, а общему сочетанию
цветовой среды. В солнечные, ясные дни детям легче следить за движением
зеленых, синих предметов. В пасмурные дни желтые, оранжевые объекты успешнее
отслеживаются по мере их движения.

Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки

Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место

Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться»

Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам

Пожалуйста, оцените материал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: