Консультация «понимание речи. как определить нарушение понимания речи у ребенка»

Речевое развитие ребенка (от рождения до 4 лет)

Почему не говорит?

На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.

  • Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
  • Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
  • Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
  • Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
  • Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.

То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё

И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов

Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение

Что делать, если не говорит?

  • Не давить на ребёнка.
  • Постоянно давать информацию ребёнку.
  • Общаться с малышом на любые темы.
  • Не сюсюкать и чётко произносить слова.

Если малыш совсем не разговаривает или делает это плохо, не нужно постоянно просить его что-то сказать, особенно обращаться к нему со словом «скажи». Вероятнее всего ребёнок не может что-то сказать и вряд ли не хочет. То есть хочет, но не может.

Важно помнить, что:

  • Часть прогулок, начиная с 3-4 месяцев, должны быть в интервале бодрствования.
  • Взрослый должен комментировать часть действий, но не как радио, а если бы он рассказывал 3-4летнему ребёнку. Например: «Пойдём пообедаем, а потом пойдём гулять».
  • С самого рождения ведём с ребёнком ДИАЛОГ, а не монолог. То есть даём паузу и ждём от ребёнка ответа, даже если этого не будет. Когда-нибудь он обязательно ответит, запаситесь терпением.

Самое главное – хвалите ребёнка, если он сам просто произнёс слово, звук или слог, даже если с ошибками и непонятно, он всё равно молодец, потому что пробует

Также важно поддерживать беседу, когда ребёнок что-то вам рассказывает, пусть на своём детском языке, но он должен видеть обратную связь, заинтересованность, что мама и папа его понимают, даже если это не так. «Ничего себе! Правда? Вот так история!» — этого будет волне достаточно для поддержания разговора с малышом

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения. Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Как стимулировать ребенка к общению?

Родители, волей-неволей сравнивая своего малыша с другими детьми, задаются простым вопросом — как помочь ребенку быстрее заговорить? На самом деле это очень просто. С самого начала нужно создать благоприятную среду для роста и развития ребенка, общаться с ним, использую нормальную взрослую речь. Самая большая ошибка родителей — сюсюканье, переход на «детскую» речь, коверканье слов. Этого делать не стоит, малыш должен слышать и запоминать правильное произношение слов.

Чтобы развивался словарный запас, пассивная и активная речь, нужно общаться с крохой постоянно — на прогулке, при купании, во время игр и кормления. Делая привычные домашние дела, нужно комментировать свои действия, объяснять их ребенку. Не нужно думать, что кроха еще мал, чтобы понимать, — он все запоминает. Только при запоминании правильного произношения слов и построения фраз формируется восприятие и фонематический слух — это основа последующего звукопроизношения и активной речи.

Если речевое развитие немного отклоняется от нормативных значений (в пределах полугода), это считается допустимым

Важно уделить больше внимания занятиям по развитию речи, тогда ребенок догонит сверстников:

Говорите с малышом простыми и понятными для него словами. Стройте короткие предложения.
Активно комментируйте все события, которые происходят вокруг вас.
Правильно, отчетливо произносите все слова. Говорите о себе от первого лица (только «я», но никак не «мама»). К сыну или дочке обращайтесь на «ты».
В зависимости от разных ситуаций, эмоционально окрашивайте речь

Детям важно научиться различать радость, гнев, грусть и т. п.
Не сюсюкайтесь, общаясь с малышом, которому больше года

Подобный стиль общения приводит к тому, что ребенок неверно запоминает слова, потом он произносит их в исковерканном виде.
Много говорите с ребенком, формируйте у него пассивный словарный запас, который затем постепенно станет активным.

Как способствовать развитию потребности в общении

Современные условия вносят свои коррективы в коммуникативную сферу, причем не всегда полезные. Быстрое распространение всевозможных гаджетов и интерактивных технологий захватило жизнь человека и проникло даже на этап дошкольного детства. В результате дети, вместо того чтобы тянуться к общению, с большим интересом застывают перед мигающим экраном.

Изучив особенности общения, присущие детям дошкольного возраста, видим, сколь велика роль взрослого человека в развитии у ребенка потребности к коммуникации. Безусловно, общительность дошкольника зависит от его природных данных, преобладания экстраверсии или интроверсии

Тем не менее, родителям важно осознавать свою причастность к развитию у малыша потребности в общении

Как бы ни было удобно родителям, когда ребенок занят своими игрушками, лучше отложить свои дела и пообщаться с ним. Расспросить об игрушках, или что малыш строит, рисует и т.д

В такие беседы всегда можно внести познавательный элемент и доступно рассказать о животных, о технике, обратить внимание на цвет, форму, размер. Главное, предлагать полезную информацию доступным ребенку языком

Очень активных детей важно учить другому: не сыпать вопросами, а выслушивать ответ, проявлять внимание к партнеру по игре, следить за корректностью высказываний. Такие привычки способствуют формированию бесконфликтного общения у детей дошкольного возраста

Взрослые привьют ребенку полезные навыки для совместных игр, если несколько раз сами инициируют такую игру. Мама или папа легко могут выступить в роли организатора и участника действий. Введут правила игра, будут следить за их выполнением. Подобная совместная деятельность уместна и с 3-летними малышами (построить паровозик из кубиков одного цвета, поиграть в прятки), и старшими дошкольниками (придумывание слов на одну и ту же букву, рисование ребусов, игра в испорченный телефон). Вариантов совместных игр множество, и детям невероятно интересно играть с родителями.

Прочитав сказку или посмотрев детскую книжку, самое время пообщаться с ребенком, затрагивая нравственные качества героев. Кто из героев понравился, какие поступки совершали персонажи произведения, к кому возникло расположение и сочувствие, а кто, наоборот, заслуживает порицания. Детские произведения содержат богатый для обсуждения материал и способствуют формированию познавательных и личностных мотивов общения.

Очевидно, что развитие навыков общения в дошкольном возрасте происходит в естественных условиях. То, что получают дети в общении с родителями, в дальнейшем переносится в среду сверстников. Сугубо детское общение, конечно же, складывается иначе. Среди сверстников нет того рефери, который следит, как взрослый, чтобы все было по справедливости и по правилам. Тем не менее, каждый родитель ответственен за то, какие нормы и навыки его ребенок транслирует в детскую среду.

Ответы на часто задаваемые родителями вопросы

Как дети начинают говорить?

Сначала неосознанно, когда произносимые звуки — это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем — сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.

Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».

Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?

По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.

Как понять, что ребенок скоро заговорит?

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь — он должен вот-вот заговорить.

Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?

Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.

Какие еще дети начинают говорить позже?

Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, — больше слушают, размышляют.

Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.

Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?

Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.

  • Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
  • Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.

Рекомендации родителям

Для занятий с ребенком можно использовать специальные упражнения. С четырех месяцев с ребенком нужно рассматривать самые разные предметы, которые отличаются по материалам, текстурам и свойствам. Это позволяет развивать тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют пальчиковые игры и растирающий массаж. В более старшем возрасте малыш сможет играть с более мелкими предметами, стучать и крутить их. К полезным упражнением стоит отнести смену положения крохи в пространстве. Для этого его нужно переворачивать или кружить. В дальнейшем для тренировки вестибулярного аппарата применяют игры с мячами и качание на качелях.

Для развития артикуляционного аппарата моно играть в подражание разных звуков – гулу машины, шуму пылесоса, ветру, голосам разных животных.

Как развивается понимание у детей в возрасте от семи до десяти лет

Возраст от семи до десяти лет является периодом активного развития понимания у детей. В этом возрасте они начинают обладать более сложными когнитивными навыками, что позволяет им лучше понимать окружающий мир и своих ровесников.

На этом этапе развития дети начинают осознавать причинно-следственные связи, анализировать информацию и делать выводы. Они способны следить за более сложным повествованием и запоминать больше деталей из рассказов или книг. Также в это время они начинают использовать абстрактное мышление, что помогает им понимать не только конкретные факты, но и абстрактные понятия.

Понимание эмоциональных состояний других людей также становится более глубоким и точным. Дети обучаются распознаванию различных выражений лица, жестам и интонациям голоса, что помогает им лучше понять эмоции окружающих.

Важно отметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому возможны различия в скорости и способности понимания. Однако, общий тренд указывает на то, что в возрасте от семи до десяти лет дети начинают осваивать более сложные когнитивные навыки и становятся все более компетентными в своем понимании мира

Это время предоставляет родителям и учителям возможность активно поддерживать и развивать этот процесс через игры, чтение и общение с ребенком.

Когда ребенок начинает говорить: медицинские нормы

Понятие «норма» в отношении речи ребенка является довольно-таки относительным. Существуют лишь некие усредненные возрастные рамки, согласно которым педиатры и неврологи оценивают уровень психоэмоционального развития детей. Перечислим кратко основные этапы развития речи у детей.

  • Малыши 1-2 месяцев могут только кричать с разнообразными интонациями, выражая тем самым радость или недовольство.
  • В 2-3 месяца наступает время агуканья или гуления — это промежуточная фаза между криком и лепетом.
  • В 5-6 месяцев дети обычно начинают издавать лепетные звуки (ба, ма, па, бу, га), которые могут повторяться и чередоваться.
  • Возраст 7-10 месяцев характеризуется активным лепетом, произнесением повторных слогов (ма-ма, па-па-па). Малыши пока не вкладывают в лепет какого-либо смысла — они лишь учатся произносить слоги, повторяя за взрослыми.
  • В 10-12 месяцев появляются долгожданные первые слова. Обычно это либо слова из повторных слогов (мама, папа, баба, кака, дядя, биби, ам-ам, ав-ав) либо односложные (на, дай).
  • В возрасте 18-24 месяцев, т.е. полутора-двух лет, можно ожидать появления в речи ребенка словосочетаний и первых фраз. Более позднее развитие речи тоже может быть вариантом нормы, но излишне рассчитывать на это не стоит.
  • Считается, что к 3 годам ребенок должен уже хорошо разговаривать, используя простые фразы, а к 4 годам — обладать развитой речью со сложными, распространенными предложениями.

Рекомендации родителям, которые помогут ребенку начать говорить

То время, когда дети начинают понимать, что им говорят, полностью зависит от родителей и их участия в развитии ребенка. Чтобы помочь малышу начать произносить первые фразы, следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. По возможности больше говорите с ребенком, много раз проговаривая все свои действия. Слушая речь родителей, он пополняет свой словарный запас. Можно сопровождать каждодневные занятия песнями, ведь такой текст дети легко воспринимают.
  2. Для начала следует прибегать к коротким фразам, сложные предложения малыш сразу не будет воспринимать.
  3. Следует постоянно повторять агуканье и лепет младенца. Необходимо, чтобы ребенок видел лицо говорящего, тогда он будет устанавливать связь между источником звука и произношением.
  4. Нельзя сюсюкать, речь должна быть внятной и правильной. Но можно, называя предметы, прибегать к двум названиям: полное и подражательное. К примеру, «кошка», «кис-кис». В таком случае малыш будет прислушиваться к слову, которое ему проще произнести, а по истечении нужного времени перейдет к правильной форме.
  5. Полезно читать детям книги. Разумеется, следует выбирать их по возрасту. Подойдут потешки, простые стишки. Годовалому младенцу будет интересно смотреть на картинки. Позднее следует подталкивать его называть предметы на картинках. После полутора лет – призывать заканчивать строчки в стихах.
  6. Необходимо много внимания уделять мелкой моторике. Она тесно связана с речевым аппаратом. Поэтому занимайтесь с ребенком: давайте ему перебирать крупу, лепите и рисуйте с ним. Подходят все развлечения, где участвуют руки, полезно даже рвать бумагу.

Уделяя достаточное время ребенку, родители никогда не пропустят момент, когда их чудо произнесет первые слова. И не принципиально, сколько слов произнесет малыш к 1,5 годам. Главное, принимать активное участие в его развитии и постоянно разговаривать с ним.

Проблемы развития речи у малыша

Дети, которые имеют проблемы со слухом, перестают бормотать где-то в шесть месяцев. Если ваш сын (дочь) перестал издавать звуки и даже не пытается это делать, не смотрит на вас, когда вы говорите с ним, и не стремится повторять ваши слова, необходимо проконсультироваться у врача. Чем раньше выявятся проблемы со слухом, тем легче предложить соответствующее лечение, которое позволит стимулировать развитие языковых навыков.

Если вашему сыну исполнилось 15 месяцев, а он еще не сказал ни одного слова, или вы не можете понять ни слова, произнесенного им, тогда проконсультируйтесь с педиатром, поскольку причиной этого может быть какая-нибудь болезнь. На некоторые проблемы со слухом и с замедленным развитием речи указывают следующие ситуации:

когда малыш не бормочет и не показывает на предметы в 12 месяцев, например, вы просите его показать на собачку из рассказа, а он не обращает на вас внимание;
когда он не произносит ни одного слова в 16 месяцев;
когда он не говорит фраз из двух слов в 24 месяца;
любые случаи, демонстрирующие регресс лингвистических и социальных способностей.

Если к трем годам ребенок не может произносить все согласные звуки либо заменяет одни звуки на другие, то, возможно, у него имеются проблемы с речью или слухом. В этом случае проконсультируйтесь с педиатром по поводу необходимости какой-либо проверки. Профилактика никогда не помешает, даже если у ребенка все в порядке.

Все дети заикаются или запинаются время от времени, когда говорят. В некоторых случаях они так рады и взволнованы рассказать вам что-то, что не могут произносить все слова с легкостью. Позвольте ребенку закончить его фразу и не вмешивайтесь, не поправляйте его. Тем не менее, если ребенок заикается постоянно, тогда необходимо проконсультироваться у логопеда или другого языкового специалиста

Неважно, какой возраст у ребенка, если он начал заикаться, и в течение 6−12 месяцев начать лечить этот дефект, то лечение проходит быстро

Лепет

Малыш подрастает, и на смену гулению приходит лепет. Это происходит в 6–7 месяцев. Теперь вы уже слышите не только отдельные согласные звуки (они появляются чуть раньше — в 5–6 мес.), но и целые слоги: «ма», «на», «ба», «па». Сначала вроде бы случайно, потом всё чаще. Постепенно они формируются в цепочки слогов: «ма—ма-ма—ма», «ба-ба-ба-ба».

У каждого ребёнка есть два-три слога, которые он произносит по многу раз и в разных сочетаниях. В возрасте 8-ми месяцев, повторяя за взрослым, малыш умеет произносить новые слоги и сочетания нёбных или губных согласных и гласных звуков, которые до этого ещё не произносил.

Развитие речи ребёнка имеет два главных направления: пассивное владение словом (малыш уже понимает речь, обращенную к нему, но пока не умеет говорить) и активное (когда уже разговаривает сам). Пассивная речь опережает в развитии активную, и ваша задача — активизировать этот процесс развития обоих направлений.

Возьмите кроху на руки и повторяйте ему разные слоги, но так, чтобы он хорошо видел артикуляцию ваших губ. Читайте стихи, пойте ему песенки. Главное, чтобы малыш слышал не просто посторонние разговоры взрослых, а речь, обращённую непосредственно к нему.

Даже если вам кажется, что кроха общается сам с собой, всё равно подойдите и поговорите с ним, и тогда лепет начнёт быстрее наполняться смыслом.

Первые слова

На 8-9-ом месяце малыш начинает подражать новым для него звукам. Он уже произносит простые слова из удвоенных слогов: «ма—ма», «па-па». Когда кроху спрашивают о папе, маме или других знакомых людях, ребенок показывает на них пальчиком. К этому возрасту он уже прекрасно знает и своё имя.

На 10-ом месяце постепенно появляется понимание роли языка, то есть ребёнок начинает увязывать каждое новое для него слово с определённым предметом. Вы заметите, что малыш уже может осмысленно воспринимать различные команды и это значит, что уже совсем скоро он начнёт говорить.

В этот период расширьте репертуар чтения вслух, дополните его новыми стихами, сказками. Вы должны говорить маленькому не «Давай положим вот это туда-то», а «Давай положим мишку в кроватку». Комментируйте каждое своё действие, пусть малыш слушает, смотрит и запоминает. Не бойтесь младенческих слов: «бах», «гав», «бибика» — это важный этап в развитии речи, который помогает переходу к речи взрослой.

Примерно к концу 1-го года жизни ребёнок хорошо понимает значение более десятка слов, а пять-шесть из них уже произносит самостоятельно. Лучше всего крохам удается повторять новые слова за родителями, а значит, не уставайте создавать ребёнку для этого все условия.

Развитие понимания у детей: от рождения до первого года жизни

Первый год жизни ребенка – это период интенсивного развития понимания и восприятия окружающего мира. С самого рождения малыш начинает осваивать новые навыки и умения, включая понимание речи и собственного имени.

Уже с первых дней жизни ребенок способен распознавать голос своей матери и других близких ему людей

Он обращает внимание на интонацию, выражение лица и жесты окружающих, что помогает ему понять эмоциональное состояние окружающих

К концу первого месяца ребенок начинает отличать звуки разной интонации: он может улыбаться на звук маминой речи или испугаться при громком крике. Второй месяц – время, когда малыш начинает проявлять больший интерес к окружающему его миру

Он слушает звуки, обращает внимание на движущиеся предметы и стремится следить за ними глазами

К трех-четырех месяцев детский интерес к звукам становится еще более выраженным. Ребенок начинает откликаться на свое имя, пытается повторять звуки и слоги в игровой форме. Он может смешивать гулы, шумы и интонации, показывая свою радость или протест.

С шести месяцев ребенок уже активно общается с окружающими. Он понимает простые слова и фразы, улавливает намеки и жесты взрослых. Малыш начинает использовать свои первые слова или звуки для обозначения определенных предметов или действий.

К году ребенок изучает окружающую среду через язык и жесты. Он способен понимать просьбы и команды взрослых, а также сам выражать свои мысли и потребности

Кому нужны обследования?

Обследования нужны в случае, если врач подозревает у ребёнка задержку речевого развития (ЗРР). Не у всех детей, которые не говорят, есть эта задержка и не всем детям нужны обследования.

Если ЗРР всё-таки подозревается, то необходимы следующие обследования.

  • Осмотр педиатра.
  • Осмотр невролога.
  • Осмотр психиатра (включён в медосмотр детей 2 лет).

Исследования, которые проводятся по показаниям.

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ и мониторинг сна. В очень редких случаях у ребёнка наблюдается регресс в развитии и это связано с большим количеством эпиактивности на ЭЭГ во время сна, когда у ребёнка нет эпилептических приступов.
  • МРТ.
  • Генетические тесты.
  • Осмотр сурдолога, проведение аудиометрии,
  • Тест на расстройство акустического спектра.

Возраст, с которого ребенок начинает понимать обращенную речь

Мозг ребенка развивается с самого рождения, и одним из ключевых моментов в его развитии является начало понимания обращенной речи. Обращенная речь — это способность ребенка понимать и отвечать на речь окружающих взрослых.

Согласно исследованиям, дети начинают понимать обращенную речь в возрасте примерно 6-9 месяцев. В этом возрасте они уже начинают понимать основные слова и интонации в речи окружающих, их реакции становятся более осмысленными.

Однако, стоит отметить, что каждый ребенок индивидуален, и возраст, с которого они начинают понимать обращенную речь, может отличаться. Некоторые дети могут начать понимать речь немного раньше, а некоторые — немного позже.

Развитие понимания обращенной речи связано с развитием мозга и дальнейшим развитием речевых навыков. Чем больше ребенок будет подвергаться контакту с обращенной речью, чем чаще его будут окружать разговоры, чтение книг и общение с взрослыми, тем быстрее он начнет понимать и использовать речь.

Понимание обращенной речи — это важная стадия в развитии ребенка, так как оно является основой для развития его собственной речи. Когда ребенок начинает понимать речь окружающих, он начинает связывать слова с предметами и событиями, формируя свою концепцию о мире.

Таким образом, возраст, с которого ребенок начинает понимать обращенную речь, может варьироваться, но в среднем это происходит в возрасте 6-9 месяцев. Развитие понимания обращенной речи является важным этапом в развитии ребенка и может способствовать его более полному вовлечению в окружающую среду.

Психоречевое развитие ребенка

Формирование речи является сложным процессом, протекающим у каждого ребенка по-разному и в зависимости от индивидуальных особенностей. Этот процесс заключается в следующем:

  • малыш овладевает разговорной речью;
  • у ребенка развивается понимание обращенных к нему слов;
  • карапуз выражает свои мысли, впечатления и чувства с помощью языковых средств.

Взаимосвязь речи и мышления

То, насколько правильным и своевременным будет психоречевое развитие, зависит от эффективности воспитательного процесса, речевой среды и регулярной практики.

Мышление и речь

Для человеческого мышления немаловажную роль играет взаимосвязь с речью, языком и постоянным познанием мира. С помощью речи познаваемый объект отделяется от своих свойств, а представление о нем фиксируется и закрепляется за определенным словом. Мысль для слова представлена в качестве материальной оболочки, поэтому существовать друг без друга они не могут.

Виды и формы мышления

Ученые пришли к выводу, что существует три ключевых формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие заключается в том, чтобы выражать общее и наиболее существенное в предметах и явлениях, которые нас окружают. Формирование основных понятий происходит на протяжении всей истории развития человечества, поэтому они являются результатом мышления не одного поклонения людей.

К сведению! Осуществление мыслительных процессов невозможно без суждений, в которых идет раскрытие сущности понятия. Формирование суждения необходимо для того, чтобы раскрыть связь и отношения между происходящим в действительности.

Что касается умозаключения, то оно играет важную роль в проверке правильности суждения, поскольку представлено анализом и сопоставлениями различных утверждений. На основе умозаключения делаются общие или частные выводы.

Основные виды мышления

Физиологические основы речи

На протяжении не одной тысячи лет эволюции формирование органов звуковой речи проходило параллельно с развитием психического и физического характера. Ключевой биологической предпосылкой для того, чтобы произносить членораздельные звуки, стало наличие у наших предков большей подвижности губ и языка, нежели у животных. Подвижность губ и языка стала возможной из-за таких изменений в анатомии:

  • уменьшение резцов;
  • развитие выступа на подбородке, куда крепятся мышцы, принимающие участие в речевых движениях;
  • укорочение и расширение нижней челюсти таким образом, чтобы ее форма из остроугольной стала похожа на подкову;
  • увеличение свободной полости рта.

Обратите внимание! За счет последнего пункта подвижность языка была увеличена, а резонирование звука стало более совершенным. Различные звуковые гласные стали зависеть от звуков, которые производят голосовые связки гортани

В каком возрасте ребенок начинает говорить

Первые годы жизни ребенка — это период ярких событий его стремительного развития.

Посудите сами:

  • в 1 — 2 месяца агуканье — первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
  • в 2,5 — 5 месяцев гуление — вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
  • в 6 месяцев лепет — это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
  •  в 7 — 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
  • в 9 — 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
  • в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
  • в 2 — 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
  • в 3 — 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.

Только успевай ловить радостные моменты!

Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: