Консультация «потребности ребенка»

От 0 до 15: потребности ребенка в разные периоды жизни | статьи на docronik — docronik.ru

Классификация базовых потребностей по Маслоу

Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.

  • На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
  • На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
  • На третьем уровне ­– потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
  • Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
  • Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.

У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.

Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

Потребность во внимании

Каждому человеку важно иметь здравое чувство самоутверждения

. Невозможно полноценно жить, если чувствуешь себя неполноценным . Человек , который чувствует себя  «никем» приносит мало пользы .

Дети очень рано начинают ощущать потребность в признании .

Один древний мудрец утверждал , что действиями человека управляет не внешность , а то , кем он считает себя внутри .

К чему может привести  недостаток в внимания .

У детей

  • Плохо ведут себя во время игры

  • Могут испортить командную игру

  • Злятся

  • Плачут и кричат

  • У подростков проявляется в разговоре , голосе , одежде и.т.д.

У взрослых

  • Излишне хвалятся своим бизнесом .

  • Стараются достичь преимущества в разговоре

  • Вызывающе одеваются

  • Стараются достичь повышения по службе любыми способами

  • Стремятся иметь  чем больше наград  И.Т.Д.

Как удовлетворить потребность ребенка во внимании?

  1. Правильная позиция родителей по отношению к себе

  • Иметь самим правильное чувство собственного достоинства . и привить его ребенку .

  • Основание для самооценки – Слово Божье

Золотое правило

: Смотреть на себя так , как смотрит на нас Бог ( не меньше и не больше )

2.      

Позволять ребенку помогать вам в домашнем труде .

Правило

:  Расти – это значит быть нужным  .

  • Принимать предложение о помощи от детей .

  • Хвалить ребенка за проявленные усилия и стремления .

  • Исполнения каждодневных обязанностей дает чувство значимости .

3.      

Знакомить ребенка с другими людьми

(Важно при этом называть имя ребенка)

4.

Позволять ребенку говорить самому за себя

(Говоря за ребенка  мы его унижаем)

5.      

Давать ребенку право выбора  и уважать его мнение ( когда это возможно) .

  • Личность развивается , когда есть возможность поступать самостоятельно  .

  • Позволять детям самим принимать решения в простых ситуациях

Правило :

Все , что мы решаем за своих детей сейчас ,  они не смогут решить в будущем

6.      

Проводить время с детьми .

7.      

Доверять детям .

Правило

: Ответственность ребенка будет расти соответственно доверию , которое ему оказывают.

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Чтобы ребенок развивался в здоровом психологическом климате, достаточно научиться всегда видеть в нем развивающуюся личность и относиться к ней с уважением.

ИНФОРМАЦИЯ

Комитет по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» ЛОСайт  social.lenbl.ru Телефон: 813 70 25 099

Служба психологической поддержки –телефон доверия  8 800 2000 122

Постановление «О закреплении муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО с 2019-2020 учебного года»

Памятка «Как защититься от гриппа».

Памятки от Генеральной прокуратуры РФ «Что нужно знать о коррупции»: Памятка 1, памятка 2. 

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Телефон доверия МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»: 8(81370)34-300

Время работы «Телефона доверия»: понедельник-пятница с 09.00 до 17.00Скачать брошюру.

Органы власти субъектов РФ – навстречу людям!

Потребность в общении

«Человеческий детёныш» — существо социальное

Я намеренно цитирую фразу из «Маугли», чтобы у вас в голове развернулся пример важности общения ребёнка с близкими ему людьми. Поскольку ребёнок – человек, ему требуется взаимодействие, общение с самого рождения, наряду с удовлетворением физиологических потребностей. Наши отечественные психологи впереди планеты всей

Изучили и рассказали, что же нужно делать

Наши отечественные психологи впереди планеты всей. Изучили и рассказали, что же нужно делать.

Первые полгода самое важное для ребёнка – эмоционально–личностное общение. Те самые улыбки, о которых я уже писала. Слова мамы о том, какой он замечательный, умный, красивый, здоровый, обаятельный, очаровательный

Просьба продолжить список и накопать не менее 50 эпитетов. Как всем повезло, что он или она пришёл в нашу семью

Слова мамы о том, какой он замечательный, умный, красивый, здоровый, обаятельный, очаровательный. Просьба продолжить список и накопать не менее 50 эпитетов. Как всем повезло, что он или она пришёл в нашу семью.

Насытившись этим в первые 6 месяцев, малыш с лёгкостью перейдёт на следующую стадию – ситуативно-делового общения. Где родитель уже будет выступать проводником в мир. Показывать и рассказывать, что можно сделать с предметами, быть образцом для подражания в социальных контактах и т.д. Успех во втором полугодии и далее в жизни гарантирован хорошим прохождением первого полугодия. Поэтому, дорогие родители, «залюбить» малыша в первые 6 месяцев нельзя. Делайте это от души, не стесняясь.

Итак, что делаем:

эмоционально-личностное общение (первые полгода), ситуативно – деловое – вторые полгода
комментирующая речь (по принципу чукчи, что видите, то и поёте

Это важно для формирования речи и снижения уровня тревоги малыша в незнакомом пока для него мире)
тактильный контакт (опять же особенно важен для деток первого года жизни, ну а уж если ваш – кинестетик, то и всю жизнь)

Потребности в безопасности и создание устойчивости

Потребность в безопасности является одной из основных потребностей любого ребенка. Эта потребность направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, безопасным и уверенным в своих возможностях.

Безопасность может быть достигнута как физически, так и эмоционально. Физическая безопасность означает, что ребенок находится в безопасной и защищенной среде, где не возникает опасности для его жизни и здоровья. Эмоциональная безопасность предполагает создание доверительных отношений с родителями и окружающими, где ребенок чувствует поддержку и принимается таким, какой он есть.

Создание устойчивости ребенка осуществляется через удовлетворение его потребности в безопасности

Важно создавать стабильность и предсказуемость в повседневной жизни ребенка. Режим дня, установленные правила и границы помогают ребенку ориентироваться и чувствовать себя уверенно

Кроме того, родители должны обеспечить ребенка эмоциональными ресурсами, которые помогут ему справляться с трудностями и стрессом. Для этого можно использовать различные приемы, такие как общение, выражение эмоций, игры с позитивным источником эмоций, физическая активность и т.д.

Важно помнить о том, что безопасность ребенка – это комплексная задача, которая требует внимания и заботы со стороны родителей и других членов семьи. Создание безопасной среды и удовлетворение потребностей в безопасности помогут ребенку развиваться полноценно и достигать успехов в жизни

Потребность в уважении и признании

К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом.  Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.

Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Потребность в признании

Некоторые родители признают ребенка только тогда , когда у него есть успех  но не тогда  когда его сопровождают неудачи .Признание создает здоровую атмосферу для развития веры в собственные силы .

Человек борется за

признание себя в обществе

.Ошибочное отношение к признанию может привести к мысли , что Бог ненавидит человека .

Как тело получает силы через правильное питание , так душа человека  находит силы преимущественно в правильной самооценке .

В каких случаях ребенок ошущает недостаток признания .

  1. Если ребенка постоянно критикуют , у него пробуждается неспособность к действию

  2. Постоянное сравнение его с другими детьми ( рождает недостаток веры).

  3. Если родители ожидают от него исполнения несбывшейся мечты .

  4. Излишняя опека

Что могут сделать родители ,  чтобы ребенок ощущал себя признанным

  1. Признавайте ребенка , как целостность и индивидуальность .

  2. Помогите ребенку быть удовлетворенным своими достижениями .

  3.  Дайте ребенку понять ,что вы его любите и радуетесь ему – он желанный

  4. Считайтесь с друзьями детей

  5. Старайтесь реально относится к ребенку , не требуя невозможного , но и не недооценивая его

  6. Умейте выслушать ребенка

  7. Говорите с ребенком , как с человеком , который представляет ценность ,  не унижайте его словами .

  8. Дайте ребенку развиваться в соответствии со способностями

Потребность ребенка в самоактуализации

О потребности в самоактуализации достаточно будет сказать буквально несколько фраз. Удовлетворение этой потребности развития детей состоит из обретения целостности, осознания своей уникальности, встречи с самим собой, осуществления пути к самому себе. Эти составляющие — сложные, многогранные и объемные понятия. Но для первоклашки эта потребность еще не так актуальна, ее время придет в подростковом возрасте. И к этому времени ребенок должен подойти не с пустыми руками. С вашей помощью у него будут хорошие помощники: безусловная родительская любовь и умение принимать свои чувства и желания, которые помогут ему понять себя и самореализоваться.

Все рекомендации и правила обеспечения потребностей развития ребенка — это не кнопки, нажав на которые получишь известный результат, а только благоприятный путь развития, а в пути, как вы знаете, случается всякое. Ваша жизнь никогда не сможет стать идеальной и безоблачной — это означало бы остановку в дороге, а она может быть лишь недолгой. Ребенок продолжает расти, меняются его потребности, меняетесь вы — а это значит, что встряски, ухабы, плохая погода на вашем пути неизбежны. Вы, как и ваш ребенок, никогда не станете совершенными, вы сможете быть только достаточно хорошими

Старайтесь относиться к трудностям только как к рабочим моментам или как к дождю во время путешествия: неприятно, но не так уж важно, ведь будет и солнце, и тепло, и удивительные приключения, особенно если у вас на руках заветная карта другого мира

Статья прочитана 25 137 раз(a).

Потребность во впечатлениях

Малышу крайне важно, чтобы Вы знакомили его с тем миром, в который он пришёл. Задействуйте все сенсорные каналы: аудиальный, визуальный, кинестетический, вкусовой, обонятельный. До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов

После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства

До 5 месяцев ребёнок особенно открыт к восприятию разнообразных стимулов. После 5-ти его начнут интересовать именно действия с предметами, их функции, а не только свойства.

Итак, что предстоит делать:

  • петь песни, рассказывать стихи, играть на музыкальных инструментах (если умеете)
  • показывать погремушки и давать им звучать
  • гладить любимые ручки, ножки, попу и т.д., рассказывая про них
  • давать понюхать что-нибудь вкусненькое и не очень
  • давать облизывать то, что можно облизывать

и т.д.

Обеспечение познавательных потребностей детей

Развитию познавательных потребностей детей посвящены книги о мотивации и о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Успешное ее формирование и дальнейшая поддержка служат залогом хорошей адаптации в первом классе и дальнейшего благополучия в школьном будущем.

Познавательная потребность вступает в свои права в возрасте 6-7 лет — это возраст наших с вами первоклашек. А период смены потребностей — это всегда кризис: получение новых возможностей и новых прав на этом этапе приводит к тому, что поведение ребенка становится сложным.

Познавательная потребность актуализируется в возрасте 6-7 лет и знаменует начало кризиса этого возраста.

Смена потребностей ребенка требует смены воспитательных моделей, к чему готовы далеко не все родители. Если трехлетнего человечка вы могли заставить пойти Следом, демонстративно уходя от него, то с шестилетним ребенком этот номер вполне может не пройти. Если раньше малыш мог складывать игрушки потому, что их складывают с ним мишка и кошка, то теперь ему понадобятся более весомые аргументы.

Ребенок пробует на зуб и на вес новые возможности и атрибуты взрослой жизни маленького школьника

Ему важно продемонстрировать собственное мнение и выработать собственную позицию. Сдерживая и осаживая его попытки в этом направлении, родители провоцируют противостояние и рост напряженности в семейных отношениях. Вместо этого займитесь удовлетворением потребностей развития детей, научите малыша правильно обращаться с новыми возможностями, опираясь на них же

Вместо этого займитесь удовлетворением потребностей развития детей, научите малыша правильно обращаться с новыми возможностями, опираясь на них же.

Обеспечение познавательных потребностей детей

Развитию познавательных потребностей детей посвящены книги о мотивации и о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Успешное ее формирование и дальнейшая поддержка служат залогом хорошей адаптации в первом классе и дальнейшего благополучия в школьном будущем.

Познавательная потребность вступает в свои права в возрасте 6-7 лет — это возраст наших с вами первоклашек. А период смены потребностей — это всегда кризис: получение новых возможностей и новых прав на этом этапе приводит к тому, что поведение ребенка становится сложным.

Познавательная потребность актуализируется в возрасте 6-7 лет и знаменует начало кризиса этого возраста.

Смена потребностей ребенка требует смены воспитательных моделей, к чему готовы далеко не все родители. Если трехлетнего человечка вы могли заставить пойти Следом, демонстративно уходя от него, то с шестилетним ребенком этот номер вполне может не пройти. Если раньше малыш мог складывать игрушки потому, что их складывают с ним мишка и кошка, то теперь ему понадобятся более весомые аргументы.

Ребенок пробует на зуб и на вес новые возможности и атрибуты взрослой жизни маленького школьника

Ему важно продемонстрировать собственное мнение и выработать собственную позицию. Сдерживая и осаживая его попытки в этом направлении, родители провоцируют противостояние и рост напряженности в семейных отношениях

Вместо этого займитесь удовлетворением потребностей развития детей, научите малыша правильно обращаться с новыми возможностями, опираясь на них же.

Раннее детство

Первые годы жизни ребенка, или раннее детство, являются одним из наиболее важных этапов воспитания. В этот период формируются основы личности и мировоззрения ребенка. Главная потребность малыша на этом этапе — удовольствие от взаимодействия с миром. Он учится познавать окружающую среду, получать эмоциональное удовольствие от общения с близкими людьми и получать удовольствие от своих достижений.

Для удовлетворения потребностей малыша в раннем детстве следует создавать оптимальные условия для его роста и развития. Это значит, что нужно обеспечить безопасность малыша, чистоту и комфорт вокруг него

Кроме того, важно поддерживать постоянный контакт и общение с ребенком, заниматься развитием его физических и интеллектуальных способностей. Различные игры и гимнастика, чтение книг и показ образовательных мультфильмов — все это помогает малышу укрепить свой организм и развиться во всех направлениях

Также важно следить за питанием и снабжением ребенка важными питательными веществами, которые необходимы для его полноценного роста и развития. Кроме того, важно давать ребенку много свободного времени для игры и самостоятельного развития, чтобы научить его стать независимым и умным человеком

Основы воспитания, заложенные в раннем детстве, являются основой для развития личности ребенка и его будущего успеха.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка зависит от возраста и потребностей. В первые несколько месяцев жизни это может быть только ползание на животе и постепенное развитие мышц. Когда ребенок начинает ходить, он требует большего движения, чтобы успешно развиваться и ощущать свое тело.

Ребенки младшего возраста сильно зависят от ограниченной моторики, поэтому важно давать им возможность двигаться и развиваться в пределах их границ. Дети постарше могут управлять движениями более точно и могут заняться спортом или танцами, чтобы поддерживать свое здоровье

Для поддержания здоровья и физического развития, дети нуждаются в регулярных физических упражнениях и занятиях на открытом воздухе

Важно, чтобы они получали достаточно питательной пищи и учились правильно ухаживать за своим телом

  • Совет: Организуйте детям увлекательные занятия на открытом воздухе, чтобы они получали достаточно физической активности и свежего воздуха.
  • Совет: Предоставьте детям возможность много двигаться и заниматься спортом, чтобы они могли полноценно развиваться и поддерживать свое здоровье.
  • Совет: Не забывайте об уходе за здоровьем, включая правильное питание и личную гигиену.

Эмоциональное развитие

В зависимости от возраста ребенка, его эмоциональное развитие проходит через разные этапы. На первой стадии ребенок испытывает преимущественно положительные эмоции, связанные с удовольствием от нового окружения и взаимодействия с близкими людьми. На следующем этапе, в возрасте от 2 до 4 лет, ребенок начинает проявлять эмоции более ярко и интенсивно

Важно помнить, что на этом этапе ребенок еще не обладает навыками контроля своих эмоций, поэтому нужно быть терпимее и понимающим к негативным проявлениям

В 5-6 лет эмоциональное развитие ребенка сопровождается улучшением способности к самоконтролю. Кроме того, на данном этапе ребенок уже начинает активно проявлять интерес к другим людям и их состояниям

Важно помочь ребенку развить эмпатию и понимание, что другие люди также могут иметь свои чувства и нежелательные переживания

Подростковый возраст сопровождается более сложными эмоциональными переживаниями. Ребенок начинает осознавать себя как личность, что может приводить к конфликту между желанием независимости и страхом перед новыми вызовами

Важно дать подростку понять, что границы его возможностей растут вместе с возрастом и что страхи и тревоги — нормальная часть процесса взросления

Потребности ребенка: определение и влияние на развитие

Потребности ребенка — это неотъемлемая часть его жизни, представляющая собой физиологические, психологические, эмоциональные и социальные запросы, которые нуждаются в удовлетворении.

Физиологические потребности ребенка включают в себя потребность в пище, сне, уходе за гигиеной и физическом комфорте. Они являются основными для выживания и нормального физического развития ребенка. Если эти потребности не удовлетворены, это может привести к голоду, усталости, болезням и другим негативным последствиям.

Психологические потребности ребенка связаны с его ментальным и познавательным развитием. Ребенок стремится к новым знаниям, развитию своих навыков, самостоятельности и интеллектуальному росту. Он нуждается в игре, исследовании, обучении и поддержке со стороны взрослых.

Эмоциональные потребности ребенка связаны с его эмоциональным состоянием, чувствами и отношениями с окружающими людьми. Ребенок нуждается в любви, заботе, поддержке и понимании со стороны близких ему людей. Отсутствие эмоциональной поддержки может привести к развитию эмоциональной незрелости, тревоги и поведенческих проблем.

Социальные потребности ребенка связаны с его взаимодействием с другими людьми и включают потребность в игре и общении с другими детьми, развитии социальных навыков и формировании социальной идентичности. Социальные взаимодействия играют важную роль в развитии ребенка и помогают ему научиться сотрудничать, общаться и решать конфликты.

Потребности ребенка непосредственно влияют на его развитие. Когда потребности ребенка удовлетворены, он чувствует себя безопасным, уверенным и способным к дальнейшему развитию. Несоблюдение потребностей ребенка может привести к негативным последствиям в его физическом, психологическом и социальном развитии.

Примеры потребностей ребенка:
Физиологические потребности
Психологические потребности
Эмоциональные потребности
Социальные потребности

  • Пища
  • Сон
  • Доступ к чистой воде
  • Уход за гигиеной
  • Обучение и развитие
  • Игра и креативность
  • Стимуляция умственной активности
  • Увлечения и интересы
  • Любовь и забота
  • Понимание и поддержка
  • Выражение и управление эмоциями
  • Безопасная среда для выражения эмоций
  • Игра с другими детьми
  • Развитие социальных навыков
  • Понимание социальных ожиданий и правил
  • Признание и принятие своей социальной роли

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его потребности могут различаться. Удовлетворение потребностей ребенка способствует его полноценному развитию и формированию здоровой личности

Потребность ребёнка до года №3 — совместный сон

В дикой природе невозможен сам факт того, чтобы мать, родившая детёнышей, оставляла их, как только они заснут, а сама уходила спать в другое место. Детёныши непременно спят под боком у матери.

Да, отчасти это обосновано небезопасностью природной среды, однако и новорожденный ребёнок ночью особенно нуждается в ощущении защиты и надёжности, которые ему может обеспечить тепло и привычный запах маминого тела. Всё это плюс доступность материнского молока в любое время способны сделать сон малыша здоровым и спокойным.

Да, есть случаи, когда маленький ребёнок засыпает сам в кроватке без мамы и спит долго и глубоко, но это означает только то, что его «перебороли» отлучением от матери и лишили тесного контакта с ней и тем самым разорвали эту созависимую связь. Но об этих печальных случаях и их последствиях сейчас мы говорить не будем.

Психологические потребности ребенка в безусловной любви и заботе

Потребность ребенка в любви многие психологи считают основной.

Говорить о любви — казалось бы, что может быть проще? Но, как показывает практика, родители в большей степени склонны говорить ребенку не о своей любви — а о своей удовлетворенности его поведением. Другими словами, ребенка оценивают как хорошего или даже хвалят, восхищаются им, но не говорят о любви.

Безусловная любовь формирует внутреннюю уверенность в том, что «со мной все в порядке» и «я хороший».

Сравните две фразы: «Ты правильно делаешь, ты хороший мальчик» и «Как здорово, что ты у меня есть, ты моя радость!»

В первом случае мы ведем себя как требовательные покупатели на рынке хорошего поведения и оцениваем — высоко или низко — товар, предлагаемый нашим чадом. А во втором случае мы на товар, имеющийся у ребенка, даже не смотрим

Мы рады и счастливы самому ребенку, и не важно, что у него на прилавке

Разница весьма ощутима! И эту разницу ребенок очень ясно ощущает, хотя, конечно, пройдет немало времени, пока он сможет сформулировать и объяснить свои ощущения.

Удовлетворить психологическую потребность ребенка в любви и заботе подойдут фразы:

  • «Как хорошо, что ты есть!»
  • «Как здорово, что ты у меня появился!»
  • «Я так соскучилась!»
  • «Так хорошо с тобой рядом сидеть на диване (смотреть телевизор, гулять)».
  • «Ура! Ты уже пришел!»
  • «Я так тебя люблю!»
  • «Так здорово, что у меня появился именно мальчик (девочка или мальчик и девочка)».
  • «Ты моя радость!»
  • «Ты мое счастье!»

Принятие — это доброжелательное отношение к любым проявлениям поведения ребенка, к его потребностям, чувствам и эмоциям. Безусловно, полное принятие — это утопия, идеал. Невозможно, чтобы нас полностью принимали с нашими криками, бурными гневными выбросами или невероятной словоохотливостью

Вокруг люди, у них другие интересы, психофизические возможности и устремления, но ребенку в начале его жизни невероятно важно, что родители его принимают. А потому мы должны стремиться к идеалу — как можно более полному принятию ребенка

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст — это период от 7 до 10 лет, когда ребенок посещает начальную школу. В этом возрасте дети все еще нуждаются во многом в помощи взрослых, но уже начинают проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Один из главных элементов воспитания на этом этапе — это развитие социальных навыков. Детям нужно помогать учиться работать в группе, находить компромиссы и решать конфликты

Кроме того, важно внимательно слушать их и понимать, что многие вещи могут вызывать у них страхи и тревогу

Также важно развивать у детей навыки самоорганизации и планирования. На этом этапе можно начинать вводить некоторые домашние обязанности, такие как помощь по дому или забота о собственной комнате

При этом, необходимо помнить, что дети все еще маленькие и могут нуждаться в напоминании и подсказках.

  • Основные особенности младшего школьного возраста:
  • Нужда в помощи взрослых в решении сложных задач и ситуаций
  • Проявление самостоятельности и ответственности
  • Развитие социальных навыков и умения работать в группе
  • Навыки самоорганизации и планирования

Обучение чтению и письму

Одним из основных этапов в развитии ребенка является обучение чтению и письму. Для малышей 3-4 лет нужно подбирать книги с яркими картинками и короткими текстами, которые помогут им развить интерес к чтению

Важно помнить, что в этом возрасте дети еще не умеют читать и не нужно требовать от них самостоятельного чтения

Дети 5-7 лет уже готовы к начальному обучению чтению и письму

Важно не забывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, и не стоит сравнивать своего ребенка с другими. Лучше создать ему комфортные условия для обучения и поддерживать мотивацию

Для обучения письму можно использовать специальные пособия с наклейками, песком или гелевыми стержнями. Для развития навыков чтения можно проводить игры, в которых ребенок будет узнавать буквы и слова

Важно проводить занятия постепенно, начиная с простых слов и постепенно переходя к более сложным темам

Главное, что нужно помнить при обучении чтению и письму — это не создавать давления на ребенка и не требовать от него мгновенных результатов

Важно поддерживать мотивацию и не забывать о поощрении за достижения

Развитие личности ребенка на разных этапах жизни

Рождение и первый год жизни

На этом этапе жизни основной потребность ребенка – это уход и забота со стороны родителей. Первые месяцы жизни – это время формирования привязанности между малышом и окружающими его людьми

Поэтому крайне важно уделять много времени детям, играть с ними, общаться и налаживать контакт

В этот период ребенок становится готовым к общению и взаимодействию с другими людьми

Важно помнить, что на первых порах главное – это оказывать малышу поддержку и заботу, а не ставить перед ним сложные задачи и требования

От 1 года до 3 лет

На этом этапе ребенок активно ищет новые впечатления и знания, поэтому необходимо создать для него комфортное окружение, где он сможет исследовать мир вокруг. В этот период основный принцип воспитания – стимулирование интереса и творческого мышления.

Для развития личности ребенка важна игра. Она помогает малышу развивать логику, абстрактное мышление и фантазию

Также стоит уделять внимание развитию социальных навыков – первому общению с детьми своего возраста и формированию эмоционального интеллекта

От 4 до 6 лет

На этом этапе жизни важно помнить, что ребенок уже обладает сильной личностью и своими представлениями о мире. Стоит учитывать его мнение и давать возможность самому принимать решения

Важно развивать самостоятельность ребенка, учить его навыкам самообслуживания. Для развития личности на этом этапе жизни необходимо также уделять больше внимания развитию умения работать в коллективе и взаимодействовать с другими людьми

Все эти моменты могут обсуждаться с педагогами в детском саду, где ребенок общается с другими детьми и педагогами, и фиксируются в ежедневных дневниках развития, которые помогут родителям отследить прогресс ребенка и удовлетворить его потребности на этом этапе его жизни.

Возраст детского сада — первых классов начальной школы, 5-8 лет

Что нужно ребенку? Принятие, искренность, доверие, умение слушать

В этом возрасте особенно важно научить ребенка доверять родителям, не бояться говорить правду и делиться своими переживаниями. В этот период жизни ребенок начинает усваивать абстрактные понятия

Именно мыслящий разум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать действительность за пределами «я» и «я хочу». В этом возрасте важно научить ребенка искренности, ведь обычно мы врем, чтобы предотвратить опасности наказания. Страх наказания предусматривает внутреннее напряжение и даже если ложь действительно защищает от ощутимой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь, помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это может сделать только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он будет делать свои первые шаги к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Правила хороших родителей: 10 советов для мам и пап

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: