Развитие когнитивных процессов младшего школьника

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

Уровни сформированности навыка смыслового чтения

Навык смыслового чтения представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного, анализ материала, сравнение его отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков, абстрагирование, конкретизация и обобщение и т. д.

Текст для проведения диагностики смыслового чтения должен:

  • содержать материал, знакомый учащимся;
  • исключать понятия, термины, еще не усвоенные учащимися;
  • иметь несложную структуру.

Уровень усвоения текста учащимися оценивается по ответам на вопросы. Если учащийся может ответить только на вопросы фактологического харак­тера, делается вывод о низком развитии навыка смыслового чтения (0 баллов). Хорошее развитие этого навыка выявляют вопросы причинно-следственного характера (1, 2 балла).

Навык грамотной устной речи:

  • пересказ по наводящим вопросам (0 баллов);
  • пересказ по плану, опорной схеме (1 балл);
  • самостоятельный пересказ текста (2 балла).

Умение работать со «свернутой» информацией:

  • обучающийся не видит зависимости, логики в таблице, схеме (0 бал­лов);
  • видит зависимость в таблице, схеме, графике (1 балл);
  • умеет сделать выводы, составить рассказ по таблице, графику, схе­ме (2 балла).

Уровень развития остальных умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на уроке.

Как научить ребёнка смысловому чтению

Некоторые родители задаются вопросом: «Допустим, у ребёнка нет проблем с чтением как таковым, но как научить его вдумчиво погружаться в текст?» Ответ прост: обсуждайте книгу с детьми. 

Говорите о произведении в целом или об отдельных его частях. Если вы много читаете или память о текстах из школьной программы ещё свежа, спрашивайте о деталях, аккуратно оспаривайте мнение ребёнка, предлагайте альтернативы.

— Ну как тебе последний том «Войны и мира»?

— По-моему, скучновато. Закончить эту эпопею можно было куда интереснее.

— Что именно показалось тебе скучным?

— Да много чего… Но в особенности две части эпилога. Какие-то псевдофилософские рассуждения ни о чём.

— Ну не знаю! Мне показалось, что Толстой во второй части эпилога прямо пояснил всё, на что он намекал между строк ранее. Ты-то сам что думаешь о роли личности в истории?

Такие разговоры заставляют рассуждать, анализировать произведения, высказывать собственные суждения. Во время подобных диалогов ваш ребёнок будет постоянно возвращаться к произведению в мыслях или же получит стимул вернуться к чтению. Если же вдруг вы не знакомы с сюжетом произведения, которое прочитал ваш ребёнок, то это не повод молчать. 

— Вижу, ты дочитала книгу Руссо… И как тебе?..

— Понравилась! Она очень смешная!

— Ого! Так это комедия?— Не совсем, но там есть довольно много забавных мест.

— А про что она в целом?

— Про преподавателя университета, с которым постоянно что-то происходит.

— Например?

— Например, ему как-то раз пришлось ползать между потолком и полом.

— Между потолком и полом?! Что бы это могло значить?

Даже когда ребёнок рассказывает о незнакомой вам книге, он способен внезапно открыть для себя множество разнообразных граней только что прочитанного произведения.

Детям младших возрастов можно прививать смысловое чтение через игру или творчество: поставьте мини-спектакль по мотивам произведения, попросите изобразить на бумаге какой-либо эпизод из прочитанной книги — позвольте работе проникнуть в сознание ребёнка, чтобы он смог выразить свои мысли в творчестве. 

Когда ребёнок привыкнет не просто скользить взглядом по тексту, но вдумываться в содержание, анализировать прочитанное и выносить собственные умозаключения, он приобретёт один из самых важных навыков в жизни — умение широко и нестандартно мыслить. Более того, постоянная практика смыслового чтения поможет начать нестандартно мыслить в повседневной жизни: найти нестандартное решение проблемы будет проще, ребёнок научится аргументировать собственную позицию, чётко обозначать свои интересы. Именно так сформируется фундамент продуктивной учёбы в университете и построения успешной карьеры.

В «Фоксфорде» уроки литературы преимущественно направлены на развитие навыка смыслового чтения — в домашних заданиях есть множество упражнений, которые помогают выработать это умение.

Структура смыслового чтения

Мы узнали, как анализировать текст углублённо. Теперь поговорим о самом процессе смыслового чтения. Он делится на четыре этапа:

  1. Просмотровое чтение — бегло просматриваем текст, чтобы получить общее представление о теме и проблематике.
  2. Ознакомительное чтение — пытаемся понять, что хотел донести автор, выделяем главную и второстепенную информацию.  
  3. Изучающее чтение — скрупулёзно анализируем текст: выявляем идеи, разбираем отдельные элементы сюжета, детали и образы.
  4. Рефлексивное чтение — медленно и вдумчиво погружаемся в текст, анализируем образы и поведение персонажей, выдвигаем гипотезы о смысле текста и пытаемся раскрыть авторскую идею, вырабатываем обоснованную позицию.  

Конечно, мы можем представить каждый из этапов как самостоятельный формат работы с текстом. Но если мы объединим их, то получим подход, который помогает глубоко погрузиться в смыслы

Сначала составляем общее представление о тексте, затем разбиваем информацию на отдельные части по их назначению, после чего обращаем внимание на мельчайшие детали, чтобы постичь замысел и сформировать своё мнение. 

Возьмём фрагмент из романа Чарльза Диккенса «Большие надежды», в котором главный герой, мальчик Пип, приходит на могилу семьи:

‍«Мы жили в болотистом крае близ большой реки, в двадцати милях от её впадения в море. Вероятно, своё первое сознательное впечатление от окружающего меня широкого мира я получил в один памятный зимний день, уже под вечер. Именно тогда мне впервые стало ясно, что это унылое место, обнесённое оградой и густо заросшее крапивой, — кладбище; что Филип Пиррип, житель сего прихода, а также Джорджиана, супруга вышереченного, умерли и похоронены; что малолетние сыновья их, младенцы Александер, Бартоломью, Абраам, Тобиас и Роджер, тоже умерли и похоронены; что плоская тёмная даль за оградой, вся изрезанная дамбами, плотинами и шлюзами, среди которых кое-где пасётся скот, — это болота; что замыкающая их свинцовая полоска — река; далёкое логово, где родится свирепый ветер, — море; а маленькое дрожащее существо, что затерялось среди всего этого и плачет от страха, — Пип».

Приступаем к смысловому анализу.

Этап первый. Тема — осознание героем самого себя и мира вокруг; проблема — семья и состояние главного героя.

Этап второй. Коммуникативная задача — рассказать читателю о положении Пипа, заинтриговать его состоянием героя. Главная информация — смерть семьи Пипа; второстепенная информация — географические подробности его местоположения. Проблема текста задаётся через подробное перечисление членов семьи, которых герой лишён (решается гораздо позже).

Этап третий. Недалеко от местоположения героя есть море, однако он живёт близ впадающей в это море реки. Действие происходит зимним вечером. Герою не нравится среда, в которой он обитает, — об этом нам говорит словосочетание «унылое место». Кладбище заросло крапивой и обнесено оградой. Герой находится среди могил членов его семьи. Пипа окружают болота. Герой плачет и дрожит, считает себя потерянным. 

Этап четвёртый. Море — нечто большое, а река — его придаток. Возможно, так автор хотел сказать, что герой оказался на отшибе мира, что подтверждается характерными образами «унылое место», «тёмная даль». Эта гипотеза также подтверждается присутствием болот рядом с героем: судьба будто затянула Пипа в это гнетущее место против его воли. 

Герой воспринимает действительность как своего рода тюрьму, и он не ошибается в этой оценке. Река описана через словосочетание «свинцовая полоса», которое может напоминать нам образ клетки. Часть предложения «даль за оградой, вся изрезанная дамбами, плотинами и шлюзами»  создаёт образ решётки, который дополнен упоминанием ограды вокруг кладбища и крапивы, — будто сама природа превратила эту местность в тюрьму, а живущие там люди восприняли это как должное. 

Кладбище намекает на обстановку, в которой живёт Пип. Символично и то, что кладбище — единственное место «контакта» героя с семьёй, о которой он повествует не словами «мама» и «папа», но формулировкой на надгробье.

Список используемой литературы

1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. — Ростов на/Д: изд-во Феникс, 2000. — 384с.

2. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников, М., 1990. -156с.

3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. — № 4. — с.63-68.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, М., 1956

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Университет, 2000. — 336с.

6. Голубева Т. М. Индивидуальные особенности памяти человека. М., «Педагогика», 1980. -87с.

7. Журналы «Начальная школа», № 5 1986, № 4 1994.

8. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа, № 6, 2003. -94с.

9. Зеньковский В. Психология детства, М., 1996. -110с.

10. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология, М., 1992.- 235с.

11. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994. -134с.

12. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка, М., 1991.-67с.

13. Лейтес Н.С. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. — М.: Академия, 1999. — С.25-37.

14. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М., 1978.-45с.

15. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976.-94с.

16. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. — М.: Грамотей, 2003. — с.48-56.

17. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология. -М. : Грамотей, 2000. -67с.

18. Тарабарина Т. И.50 развивающих игр. — Ярославль: Академия, 2003. — 12-43с.

19. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1997. 14-17с.

20. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992. 87с.

21. Размещено на

Личностное развитие

В школьном возрасте происходит развитие эмоциональной саморегуляции — контроль над своими эмоциями и состоянием. Яркая эмоциональность дошкольников постепенно сменяется все большей сдержанностью в проявлении чувств, как того требует школьная система. Особенно часто ребенок пытается скрыть негативные эмоции, вроде страха или досады (сдержать слезы) за плохую оценку.

В это же время развиваются высшие чувства:

  • Интеллектуальные (радость от решенной задачи, удовольствие от рассуждений).
  • Нравственные (ответственность, чувство долга, добра и зла).
  • Эстетические (переживание чувства прекрасного при восприятии произведений искусства).

Усиливается осознание собственных эмоций и развивается способность в понимании эмоций других людей, в том числе при противоречащих друг другу сигналах (если друг получил двойку, но пытается улыбаться — ребенок понимает, что его друг все же расстроен). Младшие школьники понимают, что люди могут испытывать более одной эмоции одновременно, т.е. переживать «смешанные чувства». С развитием понимания эмоций, растет и эмпатия — способность сопереживать другому человеку.

Значительная часть времени и энергии ребенка направляется на приобретение новых знаний и навыков. Учебная деятельность требует от ребенка нового уровня произвольности поведения, умения подчиняться поставленным перед ним задачам, выполнять обязательные для всех правила, соблюдать дисциплину, нести ответственность за результаты своей учебы и контролировать поведение. В благоприятном варианте у ребенка развивается умение самостоятельно ставить цели и настойчиво добиваться их достижения. Появляется стремление к самоутверждению и признанию со стороны сверстников и в первую очередь это связано с успехами в учебе.

В тех случаях, когда дети в состоянии добиться успеха, они включают трудолюбие в свой «образ Я», — они понимают, что усердная работа приводит к достижению желаемых результатов. И наоборот, дети, не успевающие в школе, могут чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками. Это чувство неполноценности может продолжать оказывать негативное воздействие на личность на протяжении всего детства и последующей жизни, если позже оно не компенсируется продолжительным успехом в других отраслях жизни, являющихся ценными в его собственных глазах и в глазах окружающих: спорт, музыка, искусство и др.

Ребенок формирует все более устойчивое представление о себе, оно становится более реалистичным. Он понимает, что не может быть во всем первым и делает выводы: «В спорте я лучше, чем Маша, но я не так популярна, как Таня» или «Я не так хорошо пишу, как Алексей, но я лучше него разбираюсь в математике». Теперь ребенок лучше понимает, какими навыками обладает и какие у них есть ограничения. Такое знание себя, позволяет лучше организовывать свое поведение и строить будущее.

Наиболее важным этапом для ребенка как для личности, является переход в подростковый возраст, который иногда кардинально меняет поведение и взгляды.

О том, как развивать ребенка младшего школьного возраста, мы говорим в статье Принципы эффективного развития ребенка 7-11 лет.

Смысловое чтение

Смысловое чтение — это подход, при котором мы должны много думать. Вот только размышления можно ограничить двумя простыми правилами.

Во-первых, мысли должны быть о тексте: конечно, мы можем, например, вспомнить эпизод из собственной жизни, но размышления вроде «А выключил ли я утюг?» к смысловому чтению не относятся. Подумайте, что хотел сказать автор между строк, проанализируйте метафоры и сопоставьте содержание прочитанного с похожими событиями на страницах других книг.

Во-вторых, не следует думать непосредственно во время чтения: не нужно размышлять и одновременно скользить взглядом по строкам. Оторвитесь от книги и порассуждайте позже.

Поначалу эти рекомендации могут вызывать дискомфорт, ведь полное погружение в текст требует изрядных умственных усилий, но при постоянной практике эти правила войдут в привычку. Следовать советам вам также может помешать боязнь «неверного понимания» авторского замысла.

Символизируют ли описанные автором синие занавески тоску героя по родине, или речь идёт исключительно о бытовом элементе декора, упомянутом для полноты картины? Многие взрослые ужаснутся, вспомнив учителей литературы, требовавших объяснить, какое значение имеют в романе эпизоды встречи князя Андрея Болконского с дубом. Наташа Ростова — подлинно русская, искренняя девушка или наивная девица? Катерина из «Грозы» Островского — «луч света в тёмном царстве» или бесхарактерная женщина? 

В некоторых из нас школа сформировала страх перед интерпретацией художественных произведений: мы либо боимся истолковать тот или иной фрагмент «неправильно», либо считаем любые попытки поиска «скрытого значения» бессмысленными. Но правда заключается в том, что у художественной литературы нет «правильного прочтения»: книги созданы для того, чтобы мы домысливали, рассуждали и спорили. 

Даже если автор прямо сказал, что его книга пропагандирует непротивление злу насилием, а дуб символизирует скоротечность времени, мы вольны выносить из произведения собственные смыслы — никто не может обязать нас соглашаться с автором. Искусство подразумевает свободу трактовок, оно призвано заставить нас мыслить и рассматривать идеи под разными углами.

Составляющие когнитивной сферы

Когнитивная сфера личности включает несколько центральных категорий психики:

ощущение,
восприятие,
внимание,
память,
мышление,
волю.

Восприятие представляет собой познавательный психический процесс, формирующий субъективную картину мира с помощью отражения предметов и явлений в ходе непосредственного воздействия на органы чувств человека. В период младшего школьного возраста эта категория обладает осознанным характером и, в случае совершенствования такого аспекта психики, как наблюдения, этот психический процесс может стать управляемым и целенаправленным.

В рамках разных условий учебной деятельности формирование и развитие восприятия исследовал Л.В. Знаков. В ходе эксперимента, дети, обучение которых специально направлялось на развитие восприятия и наблюдения, чаще выделяли форму и величину предмета

Наряду с этим дети из обычных классов в 2 раза чаще обращали внимание непосредственно на цвет предмета. В результате данного эксперимента можно было наблюдать рост интереса к учебной деятельности, наблюдению и восприятию

Ощущение является непосредственным чувственным отражением отдельных качеств и свойств воспринимаемого объекта, который представляет собой основу восприятия. Это обусловлено тем, что человек воспринимает информацию об окружающей действительности с помощью органов чувств. Несмотря на то, что система анализаторов в младшем школьном возрасте продолжает свое развитие, отмечается ее достаточная сформированность к этому периоду. В большей мере у младших школьников развиты слуховые и зрительные ощущения.

Доминирующий познавательный процесс представлен вниманием, поскольку целенаправленная психическая деятельность людей невозможна без сосредоточения и направленности. Это может быть обеспечено через данный когнитивный процесс

Внимание является сосредоточенностью деятельности субъекта в некоторый временной промежуток на каком-либо реальном объекте, предмете, событии, образе. В качестве аспектов этой категории, как правило, выделяют быструю переключаемость и отвлекаемость

Для младшего школьного возраста следует отметить устойчивость как свойство внимания. В начале этого периода она развита слабо, что объясняется возрастными особенностями торможения. Тем не менее, она значительно растет при активном взаимодействии ребенка и воспринимаемого объекта.

С.М. Горбач в своих исследованиях показывает, что младшие школьники 6-7 лет способны сохранять высокую степень устойчивости внимания, одновременно воспринимая 2-3 объекта (в экспериментах это были картинки). Если число объектов увеличить, то устойчивость внимания снижается, как и его качество в целом (наблюдается большее количество ошибок). Для заострения достаточного количества внимания на большем числе объектов нужно повторное восприятие картинки.

Память исследователи рассматривают в качестве процесса организации и сохранения прошлого опыта, позволяющего повторно использовать его в деятельности. Она определяет такие процессы, как обучение и развитие. Через преобразование мнемической функции памяти, обусловленное высокими требованиями к эффективности памяти, развивается данный когнитивный процесс. В этом же возрасте начинает развиваться логическая память, в основе которой лежи использование средств запоминания и мыслительного процесса.

2.5 Рекомендации для развития речи младших школьников

Учителю еще в начальных классах надо прививать детям любовь к правильному, точному употреблению слов и фраз и отвращение ко всяким искажениям речи.

Для развития устной речи детей учителю не следует ограничиваться ответами ребенка, в которых почти дословно воспроизводится текст. Следует ставить ребенку дополнительные вопросы, ответы на которые требуют некоторой перестройки материала, прочитанного в книге, передачи его своими словами. Для развития речи очень полезны сочинения на свободные темы (развивающие творческое воображение), а также диалоги между учениками, например, о том, что они видели на экскурсии, в кино, театре и т. д. В таких беседах дети учатся думать самостоятельно, а где четкая мысль, там и точная, понятная речь.

Для развития речи, для обогащения лексического запаса большое значение имеет чтение. Поэтому необходимо с первых дней обучения детей в школе воспитывать у них интерес и любовь к книге, приучать их к самостоятельному чтению не только в школе, но и дома. Устные и письменные пересказы прочитанного способствуют развитию у речи у учащихся с задержкой психического развития в третьем классе с использованием компьютерных программ»>учащихся связной речи, обогащают их язык речевыми оборотами. Очень полезно проводить в начальных классах объяснительное чтение, в процессе которого дети раскрывают значение слов, подбирают синонимы и антонимы, выделяют в тексте основные мысли, составляют план рассказа.

Уроки грамматики и правописания в младших классах вырабатывают у детей осмысленное отношение к тексту и навыки литературной речи.

Большое значение имеют специальные занятия по развитию речи. Учитель требует от детей правильного произнесения отдельных слов и предложений с соблюдением ударения, грамматических форм, пауз, необходимой интонации.

Образцом для учащихся должна быть безукоризненно правильная, ясная, четкая, содержательная и в меру эмоциональная речь учителя.

Большую помощь в развитии речи младших учащихся оказывают наглядные пособия, различные технические средства обучения (диафильмы, учебное кино, магнитофон).

Этой же цели служат внеклассная работа, посещение театра, участие в художественной самодеятельности, кружках художественного слова и т. п.

5 стр., 2362 слов

Коррекционная работа по развитию речи учащихся при изучении сказок

… коррекционной работы по развитию речи учащихся при изучении сказок ………………….. Заключение К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, обучающимися в … на процесс развития связной монологической речи детей. Объект исследования: процесс развития связной монологической речи детей. Предмет исследования: коррекционно–развивающая работа по развитию речи учащихся при …

Развитие речи учащихся тесно связано с активным приобретением ими знаний об окружающем мире, с общим ростом культуры школьника, повышением его познавательных интересов, любознательности и наблюдательности.

2.6 Рекомендации для развития мышления младших школьников

Развивать мышление младшего школьника можно с помощью игры.

Игра «Сокращение рассказа».

Детям предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться.

Игра «Исключи лишнее».

Детям требуется выбрать из 3 слов одно лишнее.

Игра «Придумай сказку».

Ведущий показывает всем картинку, на которой может быть изображено что угодно, а игроки по очереди должны сочинить сказку о том, что изображено на картинке.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

2.Рекомендации для родителей и педагогов

2.1 Рекомендации для развития ощущений младших школьников

Одной из важных задач учителя начальных классов школы является внимательное отношение к особенностям ощущений учащихся и забота о повышении их чувствительности. Учитель должен знать, кто из его учеников плохо видит (близорук или дальнозорок), недостаточно хорошо слышит. Детей с дефектами органов чувств необходимо показать врачу, а в классе их надо посадить так, чтобы они могли лучше видеть и слышать.

Надо с ранних лет внушать детям, какое огромное значение имеют ощущения для труда и познания мира, каким важным источником человеческого счастья они являются.

Вместе с тем учитель должен заботиться и о развитии ощущений у детей. Этому в значительной степени способствуют занятия рисованием, музыкой, пением, экскурсии в природу, в музеи, на выставки картин и т. п. Детям надо прививать любовь к искусству и стремление упражнять свои силы в том или другом его виде. Полезны и специальные упражнения для органов чувств.

21 стр., 10306 слов

Научно-теоретический анализ состояния проблемы психического развития детей

… состояния проблемы психического развития детей. Задачами курсовой работы являются: -рассмотрение понятия психического развития; -изучение основных подходов к решению проблемы психического развития; -изучение особенностей развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте. …

Эти упражнения могут быть включены в игровую деятельность детей (например, игра в лото, когда надо быстро найти одинаковые оттенки цвета или формы на картинке).

Очень важно, чтобы работу по охране и развитию органов чувств учащихся учитель проводил совместно с родителями, уточняя вместе с ними особенности детских ощущений и давая полезные советы для развития этих ощущений

Типы текстов

Валгина Н.С. выделяет художественные и нехудожественные тексты. Нехудожественные тексты характеризуются установкой на однозначность восприятия; художественные — на неоднозначность.

В качестве признаков художественной и нехудожественной коммуникации чаще всего называют:

  1. присутствие/отсутствие непосредственной связи между коммуникацией и жизнедеятельностью человека;
  2. отсутствие/наличие эстетической функции;
  3. отсутствие/наличие подтекста;
  4. установка на однозначность/неоднозначность восприятия;
  5. установка на отражение реальной/нереальной действительности.

Художественный текст строится по законам ассоциативно-образного мышления.

Нехудожественный – по законам логического мышления. В художественном тексте жизненный материал преобразуется в своего рода «маленькую вселенную», увиденную глазами данного автора. Поэтому в художественном тексте за изображенными картинами жизни всегда присутствует подтекстный, интерпретационный функциональный план, «вторичная действительность».

В материалах PISA дана классификация текстов по структуре (сплошные и несплошные) и по по ситуации (контексту) использования (для личных целей, для общественных целей,для рабочих целей, для получения образования).

К сплошным относятся:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);
  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения

К несплошным текстам относятся:

  • графики;
  • диаграммы;
  • схемы (кластеры);
  • таблицы;
  • географические карты и карты местности;
  • план помещения, местности, сооружения и т.д.

Мозг

Активно развивается область, отвечающая за мелкую моторику — детям становится легче писать, повышается аккуратность. Область мозга, отвечающая за речь, заканчивает развитие к 10 годам. К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга, позволяющие овладевать навыками математики и геометрии.

Но в этом возрасте пока еще медленно формируются лобные доли — области мозга, ответственные за абстрактное мышление, логику, за саморегуляцию и контроль. Важным моментом является то, что в мозге начинается процесс удаления излишних нейронных связей, в последующие годы этот процесс усилится. Но пока у ребенка все еще очень высокие возможности для обучения новым знаниям и языкам.

Зрелость отделов мозга ребенка в 9 лет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: