10 способов помочь ребенку, который боится школы

Проблема детских страхов — наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста

Боязнь школы у вашего ребенка можно и нужно преодолеть

Боязнь школы возникает не случайно. Стоит понимать такую ситуацию. Наступил первый учебный год. Казалось бы, все хорошо – малыш взрослеет. Однако вы вдруг видите, что ваш ребенок боится идти в школу, хотя раньше подобных страхов вы у него не наблюдали. На самом деле начало первого учебного года является для малыша значимым переходом с одного уровня на другой. И родителям это следует очень хорошо понимать.

Начало школьной жизни для шестилетнего ребенка сопровождается большим количеством стрессовых ситуаций, это может привести не только к немотивированному интеллектуальному истощению, а и к соматическому и физическому ухудшению здоровья.

Педагоги младших классов должны помнить, обучение ребенка в первом классе требует от него мобилизации всех интеллектуальных возможностей и физических ресурсов. Уже впервые дни обучения приблизительно у 75% детей падает уровень работоспособности, резко слабеет умственная активность.

В таком состоянии даже абсолютно подготовленные первоклассники могут проявлять негативные реакции: не коммуникабельность, замкнутость, избегать общения с одноклассниками, недоверие к учителям, боязнь отвечать у доски, неадекватно реагировать на замечания взрослых. Чем слабее (физически или ментально) ребенок, тем глубже психосоматические нарушения, которые сопровождают его школьную жизнь. Что же такое страх? Страх – это эмоциональное состояние, которое возникает в ситуации действительной или воображаемой угрозе жизни или благополучию человека

Угроза, которая вызывает реакцию страха, может быть как физической, так и психологической.Важно Страх основывается на инстинкте самосохранения и возникает под воздействием процессов, которые представляют опасность для человека как биологического, так и социального (моральное наказание, осуждение, изоляция, насмешка, унижение чувства собственного достоинства, нивелирование положения в коллективе) существа

С вступлением ребенка в школу не редкими становятся случаи, когда проявляются так называемые “школьные страхи”. Чего же именно боится ученик? Ответ на этот вопрос может дать каждый взрослый стоит ему только вспомнить собственное детство. Перед ребенком с первого дня обучения в школе возникают типичные ситуации, которые являются возбудителями чувства страха: напряженное ожидание начала урока и его конца, с результатами достижений, неопределенность своего статуса в классном коллективе, ежедневное построение взаимоотношений с окружающими, новые уровни общения, эмоциональное напряжение.

Как же помочь ребенку справиться со своими страхами? Вот несколько правил:

  • дать возможность понять природу страха. Научить, не стыдиться своих страхов, не загонять их глубоко вовнутрь своего подсознания. Объяснить, что все люди имеют свои собственные страхи и фобии.
  • помочь ребенку разобраться в причине и природе страха, найти возможность побороть или преодолеть его. Он должен верить, что самостоятельно сможет победить чувство страха, активизировать свои внутренние ресурсы и преобразовать их в действие.
  • необходимо помочь малышу в самопознании, повышении уверенности в своих собственных силах. Этому будут способствовать личностные взаимоотношения школьника в классе, которые способствуют внутренней гармонии в личностном и социальном плане.

В любом случае относитесь к маленькому человеку с уважением и с пониманием. Не подсмеивайтесь над его страхами, а делайте все, чтобы малыш воспринимал школу не как наказание, а как путь во взрослую жизнь.

Советы

Родители должны ответственно относиться к состоянию ребенка, не закрывать глаза на его страхи

Заметив, что у Вашего малыша проявляются признаки боязни школы, необходимо сразу выяснить, что могло на это повлиять

Важно аккуратно, ненавязчиво с ним побеседовать, узнать, что именно пугает.
В данный период недопустимо повышать голос на сына или дочку, оказывать давление, вынуждать заниматься из-под палки. Подобные действия еще больше усугубят развивающуюся ситуацию, ведь без того угнетенное состояние подкрепится негативными эмоциями.
Ваша задача наладить общение с отпрыском

Ребенок должен доверять родителям все свои проблемы. Необходимо больше времени проводить с малышом, отдыхать.
Объясните отпрыску, почему все дети должны посещать школьное заведение. Отметьте, что хотели бы, чтоб Ваш ребенок был умным, и Вы могли бы им гордиться. Расскажите сыну или дочери, что в стенах школы его ждет множество детей, с которыми он мог бы подружиться.
Поведайте ребенку, как Вам нравилось учиться, какие хорошие вещи с Вами случались в школьные годы. Не стоит убеждать малыша в том, что в школе его ждет сплошной позитив. Ребенок должен быть готов к возможным трудностям.
В начальной школе желательно, чтоб мама провожала и встречала своего малыша, особенно это касается первого года обучения. Ребенку необходимо чувствовать себя защищенным, быть в безопасности.
Проблемы могут возникать у неподготовленных детей. Вот почему так важно ходить в садик и дома заниматься с ребенком, готовя его к разным школьным наукам.
Нередко первым толчком для развития фобии являются плохие отметки. У ребенка буквально занижается самооценка. Задача родителей правильно реагировать на двойки отпрыска. Своими действиями Вы должны мотивировать малыша, а не настраивать против школьных дисциплин.

Теперь Вы знаете, как называется страх перед посещением школы. Любой ребенок может столкнуться с такой проблемой. Задача родителей суметь вовремя заметить изменения в поведении своего чада, понять, что именно на него влияет. Не бойтесь обращаться за консультацией к психологу, в частности к школьному. Закрывать глаза на наличие фобии у ребенка недопустимо.

Каковы же школьные страхи?

О чём беспокоится ребёнок, предвкушая приближающееся посещение школы? Связанные с посещением школы страхи могут быть разнообразными, их можно условно разделить на группы.

Страх оценок и контрольных работ

Чего обычно боятся школьники – завалить тест, ошибиться у доски, получить низкую оценку, неправильно сделать домашнее задание или вовсе забыть о нём. У многих есть основания бояться проверки дневника родителями, за то, что получат разнос от родителей за плохую успеваемость

Важно объяснить школьнику, что плохую оценку не следует воспринимать, как провал, но лишь как стимул к усиленной работе. Это сигнал, посылаемый учителем родителям, а не повод для семейного скандала

Он указывает, какому предмету нужно побольше уделить внимания, какие параграфы следует повторить, чтобы двойку можно было исправить.

Распорядок дня

Ученики младших классов часто боятся опоздать на урок, услышать звонок о начале урока, находясь ещё вне пределов класса. Они боятся, что им не хватит времени, чтобы выполнить контрольное задание. Не успевая сделать дома домашнее задание, они доходят до истерик и слёз. В таких случаях родители должны прийти им на помощь. Ребёнку нужно помочь притереться к режиму, выделить время для подготовки уроков.

Также дети побаиваются приближения конца учебной четверти или полугодия. С этим поможет справиться систематический контроль над выполнением тестов и упражнений. Пройденное можно повторять вместе с учеником, приучая его не только накапливать, но и систематизировать знания. В этом случае проверочные работы перестанут его пугать.

Преподаватели и другие работники школы

Иногда у детей паника возникает просто от встречи с классным руководителем, завучем или директором школы, а в последние годы к ним добавились школьные охранники. Последних чаще боятся дети, которых родители запугали грозными милиционерами, которые мечтают забрать их за плохое поведение. Этот способ воспитания является деструктивным, может привести к паническим атакам. Такой школьник, проходя каждый раз мимо человека в униформе, испытывает стресс, после чего уже не способен усваивать знания на уроке.

Организация школьной жизни

Порой школьники боятся переходить в другой кабинет, боясь не найти нужную дверь. Они вообще не любят перемен. Первоклассникам снятся кошмары, в которых они блуждают в лабиринтах школьных коридоров. Верный способ побороть такой кошмар – пройтись по всем школьным закоулкам. Лучше всего, чтобы организовал эту экскурсию сам классный руководитель.

Страх продолжительного расставания с родителями

Этому страху больше подвержены ученики младших классов, которые попали в школу, минуя детский сад. Психологи рекомендуют в подобных случаях перед поступлением в школу приводить детей в развивающие центры, где те некоторое время будут проводить со своими сверстниками наедине.

Есть ещё длинный список страхов, которые может переживать ребёнок в школе:

  • что не найдёт там друзей;
  • кто-то обидит;
  • накричит учитель;
  • не успеет на урок;
  • не успеет за время перемены сходить в туалет;
  • разочарует родителей;
  • не сдаст физкультурных нормативов и т. д.

Специалисты различают специфический вариант школьной тревожности – математическую, которая является разновидностью страха совершения ошибки. Если в гуманитарных дисциплинах ответы могут быть многовариантными, то в математике обычно всё строже. Тем более что в начальных классах детям вдалбливают, что правильным может быть только один вариант решения.

Виды школьных страхов

С учебным заведением может быть связано большое количество тревог. Дошкольники, которые уже в шесть лет идут учиться, склонны к переживанию разлуки с родителями.

Особенно ярко это проявляется у тех, кого взрослые гиперопекают. Таким детям тяжело дается переживание разлуки даже на полдня. Часто они отличаются впечатлительностью и красочно представляют себе картины, как их бросили. Школу такой ребенок будет воспринимать как помеху, поэтому будет стараться избегать ее. В психологии выделяют еще один популярный вид страха – это нежелание контактировать с одноклассниками.

Подобные проблемы могут возникать по массе причин. Например, сверстники негативно реагируют на ребенка и высмеивают его. У некоторых детей наблюдаются нарушения коммуникативной сферы. Они не понимают, как вести себя в коллективе и что нельзя делать.

Важно! Страх может быть связан с конкретным учителем. Он появляется из-за открытой неприязни педагога

Нежелание идти в школу иногда развивается на почве боязни публичных выступлений. В классе придется отвечать у доски или читать перед всеми стихотворение. Ребенок будет бояться быть высмеянным и униженным.

Еще один популярный вид страха – неспособность оправдать родительские ожидания. Некоторые взрослые требуют слишком многого от детей: отличных оценок, олимпиад и других достижений.

Подобное поведение родителей объясняется просто – они реализуют собственные амбиции

Иногда фобия школы может обитать глубоко внутри ребенка, он не понимает, что именно его беспокоит. Проблемы могут появляться из-за необходимости соблюдать определенный порядок дня. Ученик с высокой тревожностью будет бояться не закончить задание в срок или опоздать на урок.

Динамика страхов

Школьные страхи не являются чем-то застывшим, под воздействием внутренних и внешних факторов они могут изменяться, прогрессировать или ослабевать. У учеников начальных классов есть несколько кризисных моментов, вызванных внешними изменениями.

1. Синдром первоклассника

Когда ребёнок становится школьником, он меняет социальный статус. Первый школьный день связан с обилием переживаний, ещё только собираясь в школу, ребёнок боится опоздать, проспать. Все эти переживания вполне нормальны, как и боязнь школьника потеряться в школе, поскольку для младших школьников пространственные страхи также не выбиваются из нормы. Благодаря последним дети быстрее учатся ориентироваться. В среднем адаптационный период продолжается около двух месяцев. Первоклассникам обычно не приходится переходить между классами, но в некоторых школах используется предметное обучение, и в таких пространственные страхи учеников наблюдаются значительно чаще.

Смена преподавателя также может вызывать стресс. В начальной школе все предметы обычно ведёт один учитель, чтобы дети быстрее привыкали к процессу обучения, ведь если лица у доски будут постоянно меняться, то у детей могут возникать стрессы и беспочвенная тревога.

2. Введение оценочной системы

Оценки за учёбу появляются во втором классе. Перед плохими оценками у детей возникает естественный страх, но задачей учителей, психологов и родителей является то, чтобы он не превратился в болезненную фобию.

3. Окончание первого класса

Страхи после окончания первого класса становятся индивидуальными, а следующий период со второго по пятый класс в плане кризисов является спокойным. К этому времени школьники уже привыкли к распорядку и персоналу школы, и обучение идёт размеренно.

4. Переход в среднюю школу

Темп обучения постепенно возрастает, появляются новые предметы и учителя, что вновь вызывает страхи и стресс, хотя они и не столь яркие, как у первоклашек. Обычно всё возвращается в норму уже к зимним каникулам.

Как бороться с детскими страхами?

Нужно внимательно и чутко подходить к чувствам малышей, не относиться к их опасениям с издевкой, а воспринимать их боязни, как свои. Разобраться в проблемах, выяснить причину их возникновения и постараться устранить ее.  

В семье должны царить мир и благополучие, где все крепко держатся вместе, поддерживая и помогая друг другу. Разновидности расстройств в раннем возрасте

Детские фобии и боязни разделяются на два главных типа:

  1. Природные страхи. Задействован инстинкт выживания. Возникают в раннем возрасте. Например, боязнь темноты, высоты, громких звуков, чудовищ, крупных животных или насекомых.
  2. Социальные страхи. Проявляются позже, связаны с поведением ребёнка в обществе. Например, опасения остаться в одиночестве, осуждений, наказания.

Психологи разделяют несколько видов расстройств:

  • Ночные страхи. Ребенок боится засыпать в темноте, ему часто снятся кошмарные сны.
  • Необоснованные переживания. Малыш боится остаться один, мультипликационных чудовищ, часто придумывая разные ужасные сценарии.
  • Неотступные боязни. К ним относят различные фобии: высоты, воды, замкнутого пространства и другие.

Нужно попытаться стать для детей другом, товарищем, понять причины замкнутости, не давить на него своим авторитетом, особенно в неполноценных или конфликтных семьях, чтобы ребёнок чувствовал надежное «плечо», на которое можно опереться в любой момент.

Советы психолога

Нельзя надеяться только на докторов в лечении расстройств. Родителям нужно работать над своим поведением, понять ребёнка и делать соответствующие выводы. Чтобы донести полезные сведения до родителей, психологи создают специальные уголки, где представлена информация о прогрессивных методах воспитания и важные сведения, как побороть боязни у детей.

Рекомендации родителям:

  • не высмеивайте страхи ребёнка;
  • не пугайте его незнакомыми людьми, докторами, и прочими;
  • уделяйте малышу больше времени, он должен ощущать защищенность и заботу;
  • позволяйте иногда малышам шуметь и кричать;.
  • разрешайте общаться с ровесниками не только в школе, но и в неформальной обстановке.

Как самим не стать причиной детских страхов

Намного легче бороться с различными детскими страхами, если вы сами имеете твердую позицию. Приведенные ниже советы помогут вам не провоцировать в ребенке страхи и вселить ему уверенность в себе.

  1. Обеспечьте уют и гармонию в доме. Не кричите на ребенка и домочадцев при нем. Решайте конфликты мирно.
  1. Перестаньте быть сдержанными по отношению к ребенку и открыто проявляйте любовь, при этом не лишая кроху самостоятельности.
  1. Организовывайте досуг ребенка. Наполняйте его день хорошими впечатлениями. Обеспечьте кроху раскрасками, карандашами, пластилином. Пусть он больше творит.
  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и не требуйте, чтобы он вел себя как мужчина/герой/умница/хорошая девочка.
  1. Не навязывайте крохе общение с детьми, если они ему не нравятся.
  1. Не смейтесь с ребенка, если он боится. Воспринимайте страхи серьезно и не преуменьшайте их значения.
  1. Держите свои эмоции под контролем.
  1. Старайтесь меньше запрещать.

Отчего возникает страх у малышей

Волнения и переживания малышей – не пустяк, это серьезная проблема, причиной возникновения которой становятся:

  • Запугивание. Частые фразы: «Вот не будешь слушаться, придет доктор (полицейский, бабай и т. д.)
  • Стрессовые ситуации. Ссоры родителей, похороны старших родственников.
  • Паника взрослых из-за детских травм и укусов животных.
  • Бурные фантазии. Вечерние тени воспринимаются за чудовищ. Неограниченные просмотры мультфильмов создают в сознании чудовищные образы.
  • Пережитый негативный опыт. Случившаяся неприятность – ребенок мог обжечься кипятком или нахлебаться воды при купании, испугаться огромной лающей собаки.
  • Чрезмерная опека. Пытаясь уберечь детей от угроз и опасностей окружающего мира, родители постоянно описывают детям в деталях, чего им стоит опасаться, делая их боязливыми и замкнутыми.
  • Разговоры взрослых. Часто, думая, что ребенок занят своими делами, родители обсуждают какие-либо произошедшие преступления, катастрофы и тому подобное. Такие вещи оставляют в неокрепшей детской психике неизгладимые впечатления.
  • Виртуальная реальность. Компьютерные игры всё больше заменяют так нужное общение с живыми людьми.
  • Тревоги взрослых. Беспокойство родителей передается малышам. Если мама сама боится высоты, темноты или крупных животных – она постепенно передаёт страхи детям.
  • Нарушение родственных чувств. Ребенок чувствует тревогу в доме, не чувствует опоры, не уверен, что родители его поймут и защитят. Ему сложнее воспринимать окружающий мир, не доверяя близким.
  • Агрессия родителей. Жестокое отношение кого-то из родителей к членам семьи провоцирует появление расстройств у детей.
  • Конфликты в семье. Скандалы, бурное выяснение отношений, битье посуды, громкая нецензурная брань. Нестабильная ситуация делает ребёнка пугливым и капризным.
  • Заболевания. Отклонения от нормы в психологическом плане.
  • Одиночество в толпе. Затрудненное общение с окружающими, ровесниками и учителями.

Откуда берутся детские страхи

Беспокойство, страх и фобия – это три стадии не только детского, но и взрослого страха. Одни могут быстро появляться и исчезать, другие надолго (иногда навсегда) оставляют четкий след в памяти. Событие больше не повторяется, но страх остается.

Новорожденный ребенок еще не понимает причины и следствия, то есть не способен логически рассуждать. Поэтому он полностью воспринимает мир как его родители. Отсюда вывод: родители могут все свои страхи перенести на психику ребенка как через копирку. Тревожный взгляд и интонация – нити, через которые передается страх незрелому уму

Поэтому самое важное – это реакция родителей на любой раздражитель. Помните, что ребенку неважно, что произошло

Он посмотрит на маму и решит: стоит ли плакать или нет. Если она испугалась, следом ожидайте реакцию ребенка. Помимо этого, причин для страхов достаточно.

Что-то испугало. Случай – основная причина детских страхов. Это может быть громкий крик, страшная сцена фильма, застревание в лифте, травма ребенка или родственника, опасения родителей, укус осы или собаки, похороны. Если родители ребенка – люди со стойкой психикой, неконфликтные, спокойные, позитивные и уверенные в себе, то есть вероятность, что страх окажется кратковременным. Если же при новорожденном были ссоры родителей и другие травмирующие ситуации, то он обретает неуверенность в себе. Это означает, что страх из-за конкретного случая может стойко закрепиться в памяти. Такие дети начинают остерегаться собак, насекомых и часто реагируют на любую ситуацию плачем.

Фантазия. Зачастую виновником детского страха становится чересчур развитое воображение. Случается определенная ситуация, и кроха тут же дорисовывает в своем уме подробности. Как пример можно привести ночные тени. Скомканное одеяло образует на стене тень и ребенок в воображении додумывает, что это волк или чудовище. Если он обожает мультики и уже имеет представление об инопланетянах, то он может бояться луны, которая светит в окно. При этом его фантазия начнет придумывать инопланетян, которые за ним наблюдают. Сюда же можно отнести страх Кощея, Бабы Яги и даже Мойдодыра

Поэтому важно ограждать ребенка от телевизора и фильтровать его мультфильмы

Разлады в семье. Ссориться с супругом – это нормально. Но помните, что нужно это делать правильно – конструктивно и на пониженных тонах. Если каждая ссора переходит в скандал с применением крепких словечек, хлопаньем дверей и битьем посуды – неудивительно, что ребенок будет пугливым, тревожным и капризным.

Разлады в социальной жизни. Ссоры с учителями, одногодками и другими людьми могут стать причиной социофобии. Ребенок начинает бояться коллективов и чувствовать себя скованно. Такие детские страхи победить нетрудно, если они вовремя замечены. Однако есть вероятность, что вы о нем узнаете лишь по прошествии нескольких лет. Также ребенок может обрасти страхами после посещения детского лагеря, где дети рассказывают друг другу страшилки по ночам.

Невроз. Иногда причиной страха становится психологическое отклонение, которое называется неврозом. Оно вырабатывается постепенно и лишь в том случае, если страхи заглушаются, усиливаются и не прорабатываются.

Ребенок готов к школе. Не созрел.

Если ребёнок психологически не готов к школе, даже при умении читать и считать, он будет бояться идти в школу. Если ребёнок умеет себя вести в коллективе, умеет справляться с эмоциями и желаниями, делать то, что ему говорят взрослые – он готов. В противном случае, нужно готовиться, чтобы избежать страхов.

Что нужно делать?

Зрелость необходимо формировать уже с 3 лет

Ведите беседы, читайте книги, играйте в интеллектуальные игры, расширяйте кругозор ребёнка, тренируйте внимание, память, развивайте логическое мышление. И обязательно гуляйте на спортивных площадках, во дворе — там, где много детей; посещайте театры, парки

Обязательно посещайте центры дополнительного образования, участвуйте в конкурсах, запишитесь в драмкружок, на хореографию, музыку, творческую студию. Перед школой посещайте курсы для будущих первоклассников.

Что не нужно делать.

Не надейтесь, что ребёнок всему научится в школе сам, самостоятельно справится с адаптационным периодом. «Учитель поставлен учить и воспитывать, адаптация — проблема школы…». Это ошибочное суждение. Только с вашей помощью учитель сможет помочь ребёнку.

Проявление детских страхов в жизни

Как узнать, что ребенок что-то боится? На это может указывать множество самых разнообразных признаков. Новорожденный ребенок проявляет свой страх единственным образом – он заливается в плаче. Дети постарше уже более способны на проявления своего детского страха.

  1. Он не отпускает вас и ходит буквально по пятам.
  1. Он прячется, укрывшись в одеяло с головой, или закрывает личико руками.
  1. Он агрессивен или плачет.
  1. Он капризничает.
  1. Он рисует только черными карандашами, изображает чудовищ, черепа (подсознательно пытается проработать страх с помощью рисования).
  1. Если вы просите его нарисовать свой страх, он его рисует, а потом боится рисунка.
  1. У него есть навязчивая привычка – грызет ногти, сосет палец, теребит кофточку или пуговицу, не знает, куда деть руки, топчется на месте, старается постоянно мыть руки. В таком случае для проработки лучше обратиться к психологу.

Как выявить страх? Лучше всего поговорить с ребенком о том, чего он боится, попросить нарисовать это или сочинить сказку с собой в роли главного персонажа. Если он начинает рассказывать страшную историю, то лучше дать разгуляться фантазии в другом направлении – попросить ребенка завершить ее положительно и придумать добрую концовку, где ребенок выходит победителем.

Советы психолога: как помочь ребенку обрести уверенность

Психологи, работающие со школьниками-молчунами, выработали следующие рекомендации:

  • Прежде всего, родителям необходимо выявить причину, по которой ребенок теряется у доски и боится отвечать на вопросы учителя.
  • Следующий этап – устранение травмирующего фактора. Например, если у ребенка дефекты речи – подключить логопеда, если он страшится педагога или испытывает буллинг со стороны одноклассников – возможно, задуматься о переводе в другую школу. Не исключено, что подправить свое поведение придется самим родителям – скажем, снизить планку требований, из-за которых ребенок боится недостаточно хорошо ответить на уроке.
  • Необходимо использовать и психологические техники, способствующие борьбе со страхом, паникой в момент вызова к доске (у паники, кстати, вполне конкретные физические проявления – вплоть до дрожи и озноба).
  • Полезно будет «прокачать» ораторские способности ребенка. Существуют методики, способствующие формированию навыков красивой и уверенной публичной речи. Есть и техники, помогающие справиться с волнением, взять себя в руки, научиться не теряться перед заковыристыми вопросами аудитории, спокойно реагировать на разнообразные эмоциональные реакции зала… и даже ими управлять! Такие навыки существенно повысят конкурентоспособность юного человека и пригодятся во взрослой жизни.
  • Обязательная часть психологической работы – укрепление самооценки. Как уже говорилось, неудачи оставляют свой след в психике, и формируя хроническое чувство неуверенности. Один из способов решения проблемы – достижение успехов во внешкольной деятельности. Например, ребенка можно записать в театральную студию, научный кружок, посещать с ним мастер-классы – главное, чтобы он не ощущал давления и смог раскрепоститься. Научившись получать удовольствие от побед в доброжелательной обстановке, ребенок перенесет это чувство и в школу: ведь на уроке тоже можно выступить с блеском.

И помните: на всех этапах ребенок должен ощущать вашу поддержку. Ведь ваша задача – не наказать его за плохие ответы, а по-настоящему помочь.

Что же делать? Как избавиться от страха и скованности?

Как правило, никогда не испытывают страха перед школой дети, посещавшие детские образовательные центры и детские сады. Обычно такие ребята уверенны в себе, всегда активны, любознательны. Они самостоятельно справляются с трудностями обучения, находят выход их определённых ситуаций, умеют дружить и могут с лёгкостью наладить взаимоотношения с одноклассниками.

Поэтому важно:

1. С раннего возраста посещать с малышами дошкольные учреждения. Обучаясь и развиваясь в коллективе, ребёнок учится находиться некоторое время без родителей. Тогда школа не будет так пугать его, а адаптационный период пройдет безболезненно для ребёнка.

2. Рассказывать ребёнку о школе только хорошее, делиться воспоминаниями. Сходить в школу на экскурсию.

3. Существуют несколько упражнений, которые помогают снять скованность и страх, который возникает при попадании в незнакомую обстановку, неожиданную ситуацию, замкнутое пространство. Эти упражнения являются профилактикой застенчивости, стеснительности и неуверенности.

А) Рисование страха и превращение его в прах.

Побеседуйте с ребёнком, выясните страхи, узнайте, чего он боится. Дайте пальчиковые краски, и пусть он нарисует то, что его пугает. Не оставляйте ребёнка одного в процессе рисования, фантазируйте вместе, помогайте ему! Обыграйте процесс исчезновения страха. Пусть малыш возьмёт ножницы и начнёт разрезать на мелкие кусочки свои страхи, которые он нарисовал. Развеселите ребёнка, показывая, что большой страх на листе бумаги превратился в маленькие бумажки, в мусор, в прах! Предложите ребёнку такое упражнение: сложить из мелких бумажек прежний большой рисунок! Окажется, что это невозможно сделать…

Третий этап избавления от страха. Сложите мелкие кусочки в конверт, запечатайте его и выбросите его в мусоропровод или отнесите на мусорку. Можно даже посмотреть процесс, как уборочная машина увозит мусор для того, чтобы его сжечь.

Если вы ощутите, что страх всё ещё присутствует, повторяйте упражнение ещё и ещё, пока сам ребёнок вам не скажет, что страха больше нет.

Б) Рисование страха и волшебное превращение!

Пусть ребёнок нарисует свой страх. Вместе подумайте, как его изменить. Как сделать весёлым, добрым, заботливым, ласковым? Дайте яркие краски, может быть пластилин. Нарисуйте радугу, разноцветный дождь, яркое солнышко!

В) Полёт страха.

Дети очень любят воздушные шары. Пусть ваш малыш нарисует свой страх, скрутит рисунок трубочкой и положит в воздушный шарик. Надуйте его и отпустите на улице в небе. Страх улетел! Его больше не существует!

3. Помощь родителей перед школой нужна ребёнка как никогда. Обязательно расскажите, что такое режим дня. Научите пользоваться будильником. Купите вместе с ребёнком детский будильник, обыграйте ситуацию. Возьмите за правило за звонком будильника включать музыку для зарядки. Попробуйте до школы составить вместе летний режим и придерживаться его расписания. Примером для ребёнка будете вы, родители!

4. Купите ребёнку школьную парту ещё до школы. Пусть ребенок почувствует себя взрослым и уже за партой рисует, мастерит, читает!

5. Когда-то директор школы, где я работала, поделилась с учителями и родителями правилами известного педагога Соловейчика С.. Эти правила помогли многим родителям подготовить своих детей к правильному общению со сверстниками. Ими пользовалась и я, научив своих детей.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого и не выпрашивай ничего у одноклассников. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Не расстраивайся и не плачь из-за отметок. Никогда не спорь по поводу отметок с учителем и не обижайся на него. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Говори чаще: «Давай дружить», «Давай играть», «Давай вместе пойдем домой».
  • Всегда помни: ты не лучше всех, но и не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Напечатайте и вывесите эти правила где-нибудь на видном месте в квартире или в комнате ребёнка. Обязательно обращайте внимания на них, хотя бы один раз в неделю. Договоритесь с ребёнком о времени, когда вы будете обсуждать, какие правила выполнил ребёнок, а какие – ему не удалось выполнить. Выявите причину невыполнения. Правила можно дополнить своими, важными именно для вас пунктами.

Симптомы невротического состояния

Если человек не один год находится в постоянном стрессе, то у него начинаются проблемы со здоровьем.  Невротические состояния проявляются нарушениями сна, раздражительностью и слабостью.

У ребенка могут бледнеть кожные покровы, повышаться потоотделение. У него начинает кружиться голова. Снижение высших психических функций (памяти, мышления, внимания) негативно сказывается на учебе.

Родители могут не знать правильное название такого состояния у ребенка. Школьник может страдать от частых простуд и других болезней, которые будут позволять ему не ходить школу.

У детей с невротическим состоянием дрожат руки, повышаются температура и артериальное давление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: