Историческое описание
Комплекс неполноценности в сочетании с сосуществующим страхом быть отвергнутым — это типичная констелляционная модель ИРЛ. Поведенчески это проявляется как широко распространенное избегание социального взаимодействия, что в конечном счете является характерным диагностическим признаком ИРЛ. Это сильное отвращение к отвержению приводит к чрезмерному подавлению аффективного выражения, что приводит к крайней шизоидной интроверсии. Часто этот ужасный страх быть отвергнутым проистекает из повторяющейся истории разочаровывающих отношений, в которых пациент возлагает ответственность на себя, тем самым еще больше снижая самооценку. Эта плохая я-концепция более описательно определяется как состояние злокачественного самоуважения (MSR). Рассеянный склероз еще больше усугубляет чувства стыда, личной неадекватности, алекситимии и перфекционизма, а также может наблюдаться у мазохистских, склонных к саморазрушению, депрессивных и уязвимых нарциссических личностей.
Диагностика аутизма
Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития.
В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев.
При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.
Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма. Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.
Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:
-
Интересуется ли ребенок окружающим миром?
-
Делится ли он со своими родителями эмоциями?
-
Часто ли ребенок злится и кричит?
-
Боится ли он прикосновений?
-
Имеются ли у ребенка речевые нарушения?
-
Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?
-
Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?
-
Идет ли он на контакт со сверстниками?
Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего.
Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.
Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.
Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.
Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.
Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.
Диагностические показатели (DSM-IV-TR)
Справочник DSM-IV-TR Американской Психиатрической Ассоциации, широко используемый для диагностики психических расстройств, определяет избегающее расстройство личности как “постоянное стремление к социальной замкнутости, чувство неполноценности, гиперчувствительность к негативным оценкам, и начинающееся в период 18-24 лет, предстающее во множестве форм, и проявляющееся четырьмя (или более) приведёнными ниже признаками:
- Избегание профессиональной деятельности, связанной с частыми межличностными контактами, из страха критики, осуждения или отвержения
- нежелание иметь дело с людьми без уверенности в том, что вы им приятны
- проявление сдержанности в завязывании новых близких отношений из страха стыда, отказа или насмешек, возникающего по причине низкой самооценки
- озабоченность возможной критикой или непринятием во время общения
- сдержанность при новых знакомствах из-за чувства неполноценности
- мнение о себе, как о не умеющем общаться человеке с неприятной личностью или как о “второсортном” по отношению к окружающим
- частое нежелание брать на себя риски или заниматься новой деятельностью, потому что это может привести к неловкой ситуации.
Избегающее расстройство личности часто путают с антисоциальным расстройством личности; клинически, термин “антисоциальное” означает неуважение к нормам и правилам общества, а не социальную замкнутость. В отличие от шизоидного расстройства личности, люди с избегающим расстройством жаждут социальных отношений, но чувствуют, что не могут их обрести.
Лечение социальной тревожности
Как уже говорилось, это расстройство нуждается в терапии, и немедленной. К счастью, этот невроз довольно легко поддается лечению, хоть и довольно продолжительному. Согласно статистике, до 90 процентов пациентов удается избавиться от проблемы за разное время работы со специалистом. Главное – больному нужно принять волевое решение и обратиться за помощью.
Психиатрическая общественность во всем мире признает наличие и опасность такого заболевания. Постоянно идет работа над ее изучением и методиками лечения, хотя не в таком большом масштабе, как, к примеру, шизофрении.
Дело в том, что исследования спонсируются фармакологическими компаниями, а в случае с социофобией медикаментозная терапия лишь устраняет вегетативные проявления заболевания, в частности, учащенное сердцебиение. Обычно это антидепрессанты. Но устранить причину страха препараты не в состоянии, поэтому основой лечения расстройства является психотерапия, без которой невозможно справиться ни с одним неврозом. Именно с помощью разных ее методов пациент может получить опыт и социальную поддержку.
Победить тревожно-фобическое состояние без психотерапии практически невозможно. Социофобия способна с течением времени усугубляться, видоизменятся, меняются ее проявления. Фармакологические препараты воздействуют лишь «на верхушку айсберга», когда как мягкое воздействие на психику позволят «растопить» его совсем.
Иногда больной просто не имеет социального опыта, его чему-то просто не обучили и он не имеет об этом представления. Терапевтический сеанс в группе, где другие пациенты делятся своим опытом, поможет ему узнать, как ведут себя другие люди в той или иной ситуации, получить свежий взгляд на нее, новые навыки.
Когнитивно-бихевиориальная терапия
Данная методика используется как в индивидуальной форме, так и групповой. Она направлена на изменение хода мыслей пациента и получение им способности адекватно реагировать на вызывающую страх ситуацию.
Гипнотерапия
Наиболее эффективный способ психотерапии для этого случая. Благодаря глубокому погружению больного в транс (сомнамбулизм), психотерапевт имеет возможность понять причину патологической боязни и устранить ее. В таком состоянии головной мозг работает в особом режиме, когда все процессы высшей нервной деятельности подчиняется только одной идее (переживанию).
Для того, чтобы гипнотическая практика подействовала, нужно полное доверие пациента специалисту, готовность первого к полноценному контакту. При этом психотерапевт, в свою очередь, должен обладать высокой квалификацией.
Следует понимать, что психотерапевтическое лечение обычно занимает много времени. К тому же проходить оно может весьма болезненно. Осложняется все тем, что больные умеют уклоняться от боли. Такие навыки они отработали за долгие годы ее терпения. Поэтому ни один специалист не может дать полную гарантию успешности лечения. Через некоторое время может произойти рецидив, и тогда опять будут необходимы соответствующие сеансы.
Прогноз при социальной фобии
Социофобия – достаточно известное заболевание. Сочетание лекарственных препаратов, устраняющих тревожность, и психотерапевтических методик позволяют пациенту справиться с негативными установками, преодолеть убежденность в неотвратимости неуспеха в ситуациях социального взаимодействия, повысить самооценку. Прогноз при социальной фобии при наличии приверженности больного к лечению благоприятный.
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/socialnaya-fobiya-proyavleniya-i-lechenie/.
Диагностика
Диагноз «социофобия» ставится только в том случае, если возникла реакция избегания, проявляющаяся при контакте с предметом страха. То есть диагноз ставится в том случае, если человек не просто боится общества, но и избегает его. Вместе с этим психолог анализирует жалобы и историю жизни клиента.
Специалист помогает социофобу понять, когда страх возник впервые, что этому предшествовало, в каких ситуациях социофобия проявляется и страх обостряется
Каждый случай социофобии уникален, важно выявить все тонкости и составляющие. От этого зависит план коррекции и реабилитации. В качестве вспомогательного средства диагностики психологи используют шкалу Лейбовича
С помощью интерпретации результатов теста можно заподозрить наличие социофобии. Этот же опросник поможет тем, кто ищет ответ на вопрос «Как понять, что у тебя социофобия?». Однако помните, что нельзя ставить диагноз только на основании этого теста
В качестве вспомогательного средства диагностики психологи используют шкалу Лейбовича. С помощью интерпретации результатов теста можно заподозрить наличие социофобии. Этот же опросник поможет тем, кто ищет ответ на вопрос «Как понять, что у тебя социофобия?». Однако помните, что нельзя ставить диагноз только на основании этого теста.
https://youtube.com/watch?v=0dLHdbgsxfY
Лечение диссоциального расстройства в Альтер
Лица с диссоциальным расстройством почти никогда не обращаются за психиатрической помощью. Но многие социопаты ощущают внутреннюю пустоту, которая образуется из-за отсутствия привязанностей и гармоничных отношений с окружающими, и желают исправить это.
Лечение диссоциального расстройства проходит с помощью курса индивидуальной психотерапии, иногда методов когнитивно-поведенческой терапии и ситуационного управления. С такими людьми непросто найти контакт специалисту, но врачи центра душевного здоровья «Альтер» умеют находить подход к каждому пациенту.
Лечение в «Альтер» пациентов с диссоциальным расстройством личности подбирается индивидуально, в зависимости от общей клинической картины. Индивидуальная психотерапия помогает достичь сильного положительного эффекта, гармонизируя жизнь пациента и его близких, а также направлена на коррекцию модели мышления и поведения, контроля импульсов. Фармакотерапия назначается в случае, если социопатия имеет сопутствующие психические расстройства, для снятия симптомов.
На пациентов с выраженной импульсивностью, агрессивностью и аффективной лабильностью, положительно влияет лечение когнитивно-поведенческой терапией и медикаментозными препаратами.
Пройти лечение в Москве диссоциального расстройства личности возможно в Клинике доктора Шмиловича «Ре-Альт» по адресу г. Москва, Всеволожский пер., 2/2.
Известные люди-социопаты
В кино и литературных произведениях.
- Шерлок Холмс – знаменитый детектив, раскрывающий все самые запутанные дела, опираясь на свой высокий интеллект и высочайшие способности дедукции. Однако, ему не свойственны ни чувство привязанности, ни чувство эмпатии, ни чувство жалости, так же он склонен к деструктивным интересам и не выдерживает скуку.
- Доктор Хаус – выдающий доктор, блестящий диагност, который при своих способностях склонен к бунтарству. Он часто резок, циничен, язвителен, отрешён от социума. Списывает свою грубость на то, что сам испытывает физическую боль, наркозависим. Патологически интересует подробными описаниями физической боли от своих пациентов.
- Дэкстер Морган – вымышленный образ серийного убийцы, который работает судебным экспертом. По сюжету сериала Декстер в раннем детстве стал свидетелем жестокого убийства своей матери, в дальнейшем был усыновлён полицейским. Полицейский, вовремя заметивший социопатические наклонности ребёнка, решил внушить ему, что убивать стоит только тех, кто это заслужил (к примеру, преступников, которые избежали наказания законом).
- Серсея Ланнистер из Игры Престолов – также социопат. Она склонна к инцесту и промискуитету (беспорядочные половые связи), эффектно манипулирует людьми, не испытывает чувств искренней привязанности и сочувствия, легко входит в доверие к другим, но оно лишь поверхностно, в некоторых моментах даже параноидальна, в процессе стрессовых ситуаций её психика становится крайне неустойчивой, не терпит фрустрацию.
- Сын Серсеи Ланнистер, Джофри Ланистер – социопат с ещё более заострёнными чертами, чем его мать. Он бунтарь с самого раннего детства, малодушен, может быть наигранно обаятельным, но лжив, жесток и даже склонен к крайним формам садизма.
- Ганнибал Лектор – высоко интеллектуален, обаятельный, легко вступает в контакт с людьми, обладатель сверхценных идей, нарушающих все социальные/моральные/уголовные нормы, которые приводят его к изощрённым убийствам с определённым ритуальным шлейфом и последующим поеданием жертвы. При этом другие люди не должны, по мнении Ганнибала, нарушать ни одно правило.
- Супер-злодей всей вселенной – Джокер – высококвалифицированный специалист по взрывчатым веществам, он одновременно считает Бэтмана и своим лучшим другом и своим самым заклятым врагом, для убийств и пыток использует самые изощрённые способы, легко подчиняет себе людей, обладает лидерскими качествами, не испытывает чувство страха, считает, что страх – это шутка.
- Молодой доктор Михаил Поляков из произведения «Морфий» Михаила Булгакова – также обладает пусть и сглаженными, но социопатическими чертами личности. Неизвестно являются ли они приобретёнными в следствии употребления морфия, либо и пристрастие к морфию развилось из-за начальных социопатических черт, где неопределённость и стресс невыносимы для такой личности.
Мы не можем утверждать точно, так как никто не проводил диагностику этим личностям, но всё же и в жизни есть известные многим психопаты:
- Адольф Гитлер;
- Чарльз Мэнсон – создатель секты «Семья», убийца, основывающийся на догмах своих сверхценных идей, обладал прекрасными организаторскими способностями;
- Влад Цепеш, более известный как Дракула.
Далеко не все социопаты – убийцы и маньяки. Такие формы проявления данного расстройства, скорее, шокирующие исключения, чем норма. Обычно социопаты просто доводят других людей до состояния крайнего дискомфорта. А формы садизма, ярких видов криминального поведения сообщают нам о наличии у таких социопатов и других сочетанных видов психопатий или психических заболеваний.
Типы тревожного расстройства личности
Причины развития тревожного расстройства личности
Предполагалось, что генетическая предрасположенность, инфантильный темперамент, среда раннего детства и стиль привязанности играют определенную роль в развитии ИРЛ. Коэффициент наследуемости для ИРЛ был оценен в 0,64. Черты инфантильного темперамента, связанные с более выраженным диатезом при ИРЛ, включают ригидность, гиперчувствительность, низкий уровень стремления к новизне, высокое избегание вреда и гиперактивное поведенческое торможение.
Исследования показывают, что динамическая взаимосвязь между темпераментом и привязанностью может еще больше усугубить развитие ИРЛ. Это явление проявляется в том, что и без того минимально выраженный дистресс младенца сталкивается с пренебрежительной реакцией со стороны воспитателя, усиливая неадаптивные модели поведения. Эти ранние взаимодействия с лицами, осуществляющими уход, приводят к страху близости и доверия, что в дальнейшем порождает состояние повышенной бдительности. В конечном счете, эти негативные схемы ускоряют избегающие стратегии преодоления, чтобы избежать предполагаемого дистресса. Другие соответствующие факторы включают минимальное родительское поощрение, порождение чувства вины со стороны опекуна, пренебрежение и жестокое обращение.
Классификация и стадии аутизма
Согласно действующей в настоящее время системе классификации (МКБ-10) выделяют следующие основные формы аутизма:
-
Ранний аутизм (синдром Каннера) является наиболее распространенной формой расстройства аутистического спектра. Он характеризуется глубокими нарушениями в развитии центральной нервной системы. Данный тип аутизма проявляется в виде атипичного социального поведения, трудностей в установлении эмоционального контакта с окружающими, стереотипичности в поведении, задержке речевого развития, а также агрессии. Ранний детский аутизм возникает в возрасте до 3-х лет. Точный диагноз обычно ставится только в возрасте 18 месяцев.
-
Атипичный аутизм. О нем можно говорить, когда диагностические критерии раннего детского аутизма не полностью соблюдены или первые отклонения в психическом развитии наблюдаются только после 3-го года жизни. Речь ребенка, страдающего данным типом аутизма либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов. Наблюдаются яркие нарушения социальной включенности, взаимодействия с окружающими людьми. Различные внешние раздражители (громкий звук, яркий свет и т.д.) могут вызывать у больного яркую реакцию – истерики.
-
Синдром Аспергера в настоящее время считают «легкой» формой аутизма: речь и интеллект детей находятся на уровне от среднего до выше среднего. Как правило, они не имеют задержки в языковом развитии и обычно начинают говорить в раннем возрасте. Однако такие дети испытывают трудности с социальными взаимодействиями и часто проявляют интерес к необычным темам и увлечениям (например, коллекционируют и играют только с динозаврами и т.д.).
-
Синдром Ретта — это тип РАС, которым страдают девочки. Как правило, его диагностируют в возрасте от 6 до 18 месяцев, когда они начинают отставать от основных этапов развития или теряют ранее приобретенные способности. Симптомы синдрома Ретта также могут включать нарушения походки, снижение мышечного тонуса, микроцефалию (уменьшение размера головы), непроизвольные движения рук, судороги, проблемы со сном, сколиоз.
Выделяют 3 основные стадии аутизма:
-
Начальная. Возникают первые заметные изменения: сложности с социальным взаимодействием и поддержанием диалога, отсутствие зрительного контакта, склонность к странным занятиям и играм. Однако симптоматика выражена не настолько сильно, чтобы оказывать существенное отрицательное влияние на жизнь ребенка.
-
Легкая стадия аутизма. Возникает серьезная нехватка словесных и невербальных навыков общения, отсутствие мимики, поведенческие проблемы. На данном этапе дети нуждаются в психокорреционной терапии.
-
Тяжелая стадия. Появляются повторяющиеся навязчивые движения, серьезные поведенческие отклонения, эхолалии (повторение слов), избирательность в контактах. Ребенок полностью погружается в свой внутренний мир, речь становится очень скудной или отсутствует. Требуется комплексная терапия, в том числе медикаментозная.