Расстройства речи при неврологических заболеваниях

Нарушения речи у детей

Дефектолог или логопед — к кому обратиться

Исправлением дефектов речи занимаются логопеды и дефектологи. В чем между ними разница и к какому специалисту следует обратиться?

Логопед — врач, восстанавливающий речь детей, не имеющих отклонений в психическом или физическом здоровье и с нормально работающей ЦНС.

Как правило, логопеды работают с детьми старше 3-летнего возраста. Главная задача логопеда — правильно поставить речь ребенка, научить его верно произносить звуки и слова.

Для этого отрабатываются специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, пропевание и произношение звуков. Разучиваются специальные скороговорки.

Дефектолог — врач, который работает с детьми, имеющими отклонения в физическом или психическом развитии. Этот специалист получает специальное образование, которое включает курс по психологии, психиатрии, неврологии и другим дисциплинам.

Дефектолог не только занимается речью малыша, но и ведет борьбу с отставанием в развитии. Помогает ребенку познавать и воспринимать окружающий мир. В его задачу входит не только научить ребенка правильно говорить, но и научить его общаться, не замыкаться в себе. На прием можно привести малыша в возрасте от 1 года.

IV этап Развитие речевого дыхания

Первый комплекс упражнений

Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в пропевании различных слогов.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

1.        Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)

2.        Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

Второй комплекс упражнений


Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.

Третий комплекс упражнений

Третий комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д.

Четвертый комплекс упражнений

Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели. Детям предлагается не просто повторять фразу совместно с логопедом или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку. Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем – фраза целиком. Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто» и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И.

Пятый комплекс упражнений

Пятый комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.

Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз по схеме. Используются известные детям стихотворения или отрывки из них. Тренировка произнесения стихотворных текстов продолжается на всех занятиях и дома. Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов при маршировании, под музыку и пр.

Экзогенные причины нарушения развития речи у детей

Внешние факторы, влияющие на НРР, корректировать проще. Это не заболевания, не повреждения, а просто неблагоприятная среда. Впрочем, она также может оказать пагубное воздействие, если вовремя не принять меры. К экзогенным факторам относятся:

●    дефицит прямого общения. Ребенка необходимо побуждать к речи. Музыки, телефона, телевизора недостаточно для понимания словесных конструкций. Действенное двустороннее общение должно быть ведущим стимулом в развитии. Если этого не происходит, то развиваются серьезные нарушения, не только речевые, но и психические

●    имитативный эффект или, проще говоря, подражание — основа развития речи до двухлетнего возраста. Если родитель сам страдает от НРР, вероятно, что у ребенка будут такие же проблемы

●    психические травмы — один из распространенных экзогенных рисков потери или искажения речевого развития. Они могут возникнуть по причине любой психотравмирующей ситуацией. Часто из-за них возникают мутизм, заикание

●    билингвизм. При билингвизме родственники разговаривают сразу на двух и более языках. Дети могут начать смешивать разное звучание, произношение, особенности построения предложений и слова

●    сюсюканье, коверканье голоса, слов даже при очень сильном умилении, придется искоренять, так как это вызывает формирование неправильного произношения, непонимания человеческой речи

●    нагрузка на центральную нервную систему в критические периоды развития провоцирует фонетические и грамматические дефекты. Речь идет, например, о поступлении в ясли, детский сад, школу, к которому ребенок еще эмоционально и психологически не готов. В этом случае НРР легко устраняется работой со специалистами, однако игнорировать начальные признаки не рекомендуется. 

Все основные причины нарушений речи у детей важно вовремя предотвращать либо корректировать. Сами по себе они не проходят

В дальнейшем они вызывают проблемы в социализации в обществе, обучении, общении со сверстниками. При обнаружении малейших недочетов следует обратиться к логопеду или неврологу для диагностики и назначения лечения.

Виды дефектов речи

Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.

Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:

  1. Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  2. Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  3. Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  4. Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
  5. Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  6. Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  7. Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  8. Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.

Болезни, перенесённые малышом в начале жизни

Головной мозг новорождённого и младенца – чрезвычайно уязвимая система, которая может пострадать от любого неблагоприятного воздействия. Кроме того, не защищен от негативных факторов и речевой аппарат. К нарушениям речи у ребёнка могут привести:

  • вирусные и бактериальные инфекции, переходящие на головной мозг (менингиты и менингоэнцефалиты);
  • черепно-мозговые травмы, приводящие к кровоизлияниям;
  • повреждения челюстного аппарата (травмы нёбных костей, зубов);
  • продолжительные простудные болезни, невылеченные отиты и аденоидиты, которые приводят к понижению остроты слуха и, соответственно, замедляют или нарушают речевое развитие;
  • приём опасных для слуха антибактериальных препаратов.

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения

Для формирования у ребенка правильного звукопроизношения важна не только артикуляционная гимнастика. Очень полезно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания, а также влияют на продолжительность и силу выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на работу дыхательной, сердечнососудистой, нервной систем организма.

Если вы будете постоянно заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой, у него сформируется правильное речевое дыхание, что позволит ему при выдохе произносить различные по длине фразы.

Как развивать речевое дыхание

Чтобы развить у ребенка речевое дыхание, надо научить его дуть. Подуйте в лицо ребенку, а в ответ пусть он подует на вас. Понаблюдайте с малышом за ветром, послушайте, как он гудит, покажите, как качаются деревья, когда дует сильный ветер, как ветер поднимает вверх снег, пыль.  Сравните сильный и слабый ветер. После таких наблюдений поиграйте с малышом в ветер. Для этого приготовьте небольшие кусочки ваты, можно взять снежинки из салфеток, конфетти. Объясните, как нужно дуть: сделать вдох через нос, округлить губы и плавно подуть через них на «снежинки».

Создайте условия для игр для развития речевого дыхания. Необходимо научить ребенка вдох делать через нос, а выдох — через рот. На прогулке найдите одуванчик – подуйте на него, чтобы у него облетели пушинки. Если нет такой возможности, соорудите цветок сами, лепестки можно сделать из салфеток или целлофана, главное, чтобы они были легкими и приходили в движение, когда вы будете дуть на них.

Предложите малышу надуть шарик, напомните, что сначала надо сделать вдох носом, а потом медленно вдувать воздух в шарик. А можно дуть уже на надутый шарик.

В качестве дыхательных упражнений прекрасно подойдет игра в дудочку или на губной гармошке. В игры с музыкальными инструментами начинайте играть уже в 9-10 месяцев.

Научите малыша дуть на чай, на суп. Покажите, как можно согреть руки, подув на них, но здесь выдох будет не такой, как когда дули на чай, чтобы остудить его. Для того  чтобы дуть теплым воздухом,  необходимо выдыхать медленно широко открытым ртом.

Прикрепите к нитке вырезанную из легкой бумаги птичку или бабочку, покажите, как они полетят, если на них подуть. Старайтесь, чтобы выдох был как можно длиннее. Можно потренироваться с малышом у кого выдох дольше, чья птичка лучше летает.

Произносите на выдохе гласные звуки – кто дольше тянет: а-а-а-а-а; о-о-о-о-о; у-у-у-у-у.

Детям  постарше можно предложить игры на развитие речевого дыхания с водой.  Наполните таз водой и запустите в него кораблики. Кораблики можно сделать из бумаги или из упаковки от киндер-сюрприза.  Дуйте на кораблики, устройте соревнования, чей кораблик дальше уплывет. Обозначьте правила игры: кораблик должен плыть плавно, для этого и дуть нужно не сильно, не надувая щеки, а плавно, из губ, сложенных трубочкой. В дополнение к такой игре можно использовать соломинки. Выдувая через них воздух можно устроить бурю в вашем море.

Дети очень любят играть с мыльными пузырями. Если у малыша еще не получается самому выдувать мыльные пузыри, сделайте это сами, а ребенок пусть дует на пузырь, управляя его движением.

С шариками от пинг-понга можно поиграть в мяч. Ребенок дует на шарик, направляя его на вас, а вы отправляете его обратно. Можно и посоревноваться, взять два шарика: кто быстрее докатит шарик  до цели.

После того, как ребенок овладеет умением делать долгий и сильный выдох ртом, научите его дуть носом. Этот навык пригодиться ему для того, чтобы научиться сморкаться.

Дыхательную гимнастику рекомендуется делать натощак или спустя час после приема пищи. Во время дыхательных упражнений следите, чтобы ребенок не напрягал мышцы шеи, рук и груди. Проводить дыхательную гимнастику необходимо в чистом проветренном помещении. Не забывайте, что с маленькими детьми занятия целесообразно проводить только в форме игры.

Эндогенные причины НРР

Проблемы с голосовым аппаратом могут быть заложены еще на стадии зачатия и развития плода. К ним относятся:

●    заболевания матери, которые она перенесла во время беременности. Это патологии внутренних органов, диабет, нарушения работы сердца, аллергии, а также инфекции, например, краснуха, грипп, скарлатина, туберкулез, ВИЧ и так далее. В течение 2-3 триместра они губительно сказываются на ЦНС, головном мозге, питании плода. Негативное влияние также оказывают некоторые медикаменты

●    иммунологическая несовместимость по резус-фактору вызывает распад эритроцитов плода, в результате которого выделяется непрямой билирубин. Из-за этого вещества поражаются подкорковые отделы головного мозга, а также слуховой аппарат, что может спровоцировать НРР, глухоту или тугоухость у ребенка

●    вредные привычки во время беременности — курение, наркотическая, алкогольная зависимости повышают риск рождения детей с отставанием не только речевого, но также умственного, физического, интеллектуального развития

●    генетические патологии, наследственная предрасположенность. Особенности строения речевого аппарата, речевых зон головного мозга, а также ряд различных расстройств, приводящих к нарушениям, могут проявиться даже через несколько поколений. Многие риски реально просчитать еще до зачатия, если супруги предоставят на исследования свой генетический материал

●    прочие факторы. На раннем этапе развития ребенка речевой аппарат еще очень слаб. Вызывать нарушение его работы могут ушибы, травмы головного мозга, инфекционные заболевания, различные вирусы, нейроинфекционные патологии. Кроме того, НРР провоцируют травмы матери, повышенные психические нагрузки во время беременности, токсикоз, осложнения в родах, многоводие.

Последствия неблагоприятной родовой деятельности

Ещё одним серьёзным фактором риска возникновения речевых патологий у ребёнка считаются тяжёлые роды. Недаром все узкие специалисты при обращении по поводу задержки речи интересуются у матерей, как проходил родовой процесс.

Итак, к причинам речевых нарушений относят:

  • травмы при родах, которые вызывают кровоизлияние, повреждают речевые доли (узкий материнский таз, «щипцовый» способ родовспоможения);
  • обвитие пуповиной, при котором возникает дефицит кислорода в мозге, что чревато минимальными мозговыми дисфункциями у малыша;
  • критически маленькая масса тела ребёнка (меньше 1,5 кг), часто сопровождающаяся недоразвитием определённых мозговых структур.

Знаменитости с речевыми дефектами

Бесспорно, сложности с правильным произнесением звуков, слов и предложений накладывает отпечаток на самовосприятие человека. Нередко люди, речь которых далека от идеала, комплексуют из-за этого, избегают лишнего общения с другими людьми, а словесное выступление на публике перед аудиторией и вовсе приравнивается к кошмару.

Особенно остро данная проблема касается людей публичных, которым по роду своей деятельности приходится каждый день общаться с множеством людей. Этой проблеме был посвящен фильм “Король говорит” — историческая драма о британском герцоге Георге VI (исполнитель роли Колин Ферт), которому предстоит стать королем.

Все бы хорошо, но будущий монарх страдает сильнейшим заиканием. На протяжении ленты он вместе со своей супругой (роль исполнила Хелена Бонем Картер) и логопедом — приверженцем нетрадиционных методов лечения, борется со своим недугом, чтобы произнести “главное послание своему народу”.

Среди современных знаменитостей также есть люди, обладающие отклонением от речевой нормы, но это не мешает им заниматься любимым делом и быть успешными.

Например, известный актер и режиссер Иван Охлобыстин с детства сильно картавил. При этом его работа напрямую связана с произнесением текстов. Как говорит сам актер, эта особенность даже помогает ему выделяться среди коллег.

Знаком с картавостью и автор произведений “Как я съел собаку”, “Реки”, “Асфальт” и других — Евгений Гришковец. При этом талантливый писатель самостоятельно читает свои тексты на широкую публику со сцены.

Без стеснения рассказывает о том, как плохо выговаривает шипящие и свистящие звуки популярный телеведущий Антон Привольнов. Эта “изюминка” это произношения не помешала ему завоевать доверие тысяч телезрителей.

Коррекция нарушения голоса

Первый шаг при нарушении голоса — обследование. Установить причины речевой патологии помогут такие специалисты, как: отоларинголог, фониатр, невролог. Далее логопед исследует основные характеристики голоса.

В логопедическое обследование входит:

  • оценка анамнеза;
  • исследование особенностей голоса ребенка;
  • анализ характера голосообразования;
  • анализ темпо-ритмических и интонационных характеристик речи;
  • оценку физиологического и фонационного дыхания;
  • определение времени максимальной фонации.

Методика коррекции нарушений голоса зависит от причин появления дефектов, а также характера речевого расстройства. При функциональных нарушениях голоса в целях коррекции применяют массаж передней поверхности шеи, лечебную физкультуру, физиотерапию, а также даются рекомендации по соблюдению голосового режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия. В некоторых случаях (по показаниям) назначается хирургическое лечение ЛОР-патологии.

Работу с логопедом рекомендуется начинать как можно раньше, это поможет добиться лучших результатов, предупредить фиксацию речевых дефектов, а также не позволит развиться невротическим реакциям.

Основные направления работы по коррекции речевых нарушений:

  • психотерапия;
  • коррекция дыхания;
  • логопедические занятия.

Работа с логопедом включают в себя:

  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • занятия, направленные на автоматизацию достигнутых навыков.

Положительная динамика по коррекции нарушений голоса заметна уже спустя 2-4 месяца занятий с логопедом

Обращаем Ваше внимание на то, что для успешного закрепления достигнутых результатов необходимо соблюдать все рекомендации логопеда и заниматься с ребенком дома

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь!Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!.  

Когда и кому обращаться

Родителям нужно быть очень внимательным к своему ребенку и предположить у него наличие нарушения речевого развития по таким признакам:

  • новорожденный не кричит от голода;
  • в 4 месяца он не улыбается и не гулит;
  • в 5 месяцев не следит взглядом за показанными предметами и не прислушивается к звукам;
  • в 7 мес. не различает голосов близких людей, их интонаций, не реагирует на музыкальную игрушку;
  • в 9 мес. не лепечет и не делает попытки повторить слоги;
  • в 10 мес. не приветствует и не прощается жестами;
  • в 12 мес. не понимает, что его просят сделать, не реагирует на обращенную к нему речь и сам не произносит ни слова;
  • в 16 мес. все еще не говорит и никак не идентифицирует сказанное взрослыми с определенными действиями и предметами;
  • в 2 года неспособен по просьбе взрослого указывать на свои части тела, не узнает знакомых людей на фото;
  • в 2, 5 года не понимает разницы между хорошим и плохим или подобными смыслами;
  • в 3 года не может рассказать о себе, воспринимать короткие рассказы и воспроизвести их, не видит различия размеров;
  • в 4 года не способен выучить стишок и не распознает цвета;
  • в 6–8 лет не определяет звуки и не может запомнить буквы, их определяющие;
  • в 7 лет не может научиться читать и писать.

Если раньше нарушениями речи занимались неврологи, применяя клинико-психологическую классификацию, то сейчас эта прерогатива перешла к логопедам. На их плечах лежит комплексное обследование ребенка и они, как уже говорилось, для диагностики и выбора лечения используют обе классификации.

Однако тяжелые нарушения речи требуют привлечения детского психолога – если есть задержка речевого развития, а при дефектах строения речевого аппарата придется обращаться к хирургу. Если же проблемы вызваны неврологическими причинами, то понадобится помощь невролога. К нему нужно идти, если у ребенка, кроме нарушения речи, наблюдаются:

  • регулярные головные боли;
  • метеозависимость, плохое самочувствие при магнитных бурях;
  • частые перемены настроения;
  • навязчивости – обкусывание ногтей, хождение по кругу, раскачивание.
  • непоседливость и непослушание.

Своевременное обращение к специалисту при нарушениях речи и других проблемах поможет вовремя их опознать, начать коррекцию или лечение. Это позволит восстановить нормальность речевых функций и избежать осложнений. 

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания

Работа над формированием правильного выдоха

На первых порах необходимо научить ребенка собственно правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы. Для этих целей подойдут следующие игры:

  • «Нюхаем цветы». Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.
  • «Задуваем свечи». Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-) Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог. Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.
  • «Одуванчики». На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе. Вспомните старую игру «Дед или бабка» — если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это — «бабка» со скромной прической.
  • «Кораблики». Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило — один «тайм» игры это один выдох.

Подобных игр на самом деле довольно много. Родители и сами быстро вспомнят их или придумают свои. Можно набрать сухих осенних листьев и, разложив на столе, устраивать настоящий листопад, сильно дуя на них. Можно играть в футбол, пытаясь струей воздуха при выдохе загонять шарик от пинг-понга в обозначенные ворота. Можно катать по столу карандаши «силой дыхания». Главное — следить за правильностью вдоха и выдоха и не давать ребенку переутомляться!

Тренировка дыхания с применением речевого материала

Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»,
воет волк — «Ууу-ууу»,
дождик капает -—«кап-кап-кап» и т. д.

Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями:
«дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
«часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
«шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».

«Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой». Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов

Важно: следите, чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха
Обязательно обратите внимание ребенка на правильный равномерный выдох.

Многие из этих заданий можно использовать что называется «между делом». Вспомнить стихотворение, посоревноваться в выговаривании скороговорок, включить в утреннюю зарядку пару дыхательных упражнений совсем не сложно и не отнимет у родителей много времени. А ребенку такие занятия помогут избежать многих проблем с формированием речи.

Психосоциальные причины

Если предыдущие вредоносные факторы можно условно отнести к большой группе внутренних (эндогенных) причин появления речевых патологий, то к внешним причинам относят условия проживания маленького человечка. Среди них выделяют:

  • неблагоприятные бытовые и социальные условия, когда малыш с рождения лишён нормального эмоционального и языкового общения с матерью или прочими близкими людьми;
  • подражание значимым взрослым (нечёткость произношения, заикание, шепелявость);
  • сильнейший испуг или длительное стрессовое состояние, вследствие чего возникают психогенные речевые нарушения – логоневроз, мутизм (отказ от речи);
  • дефицит витаминов (рахит), общая физическая ослабленность, вызванная плохим питанием.

Таким образом, причины речевых нарушений многообразны, а выраженность патологического процесса зависит от того, в каком возрасте ребёнок столкнулся с этим вредоносным фактором. Естественно, чем младше дети, тем тяжелее последствия осложнения, но в то же время сильнее компенсаторные возможности детского организма. Уважаемые родители, помните, что практические любое физическое или психогенное заболевание малыша в раннем возрасте может привести к нарушению речевого развития!

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Симптомы

Виды ринолалии можно отличить еще в долингвистическом периоде, как правило, постановка диагноза не составляет труда. Органическая открытая форма проявляется следующим образом:

  • при кормлении пища, грудное молоко, смеси вытекают через нос младенца;
  • попадание воздуха сразу в нижние дыхательные пути из-за щелей (от прохладного воздуха возникают бронхиты, отиты, пневмония, евстахиит, гипотрофия);
  • наличие слабого интеллекта – ЗПР, олигофрения, нистагмы, птозы, гиперрефлексии;
  • аномальный долингвистический период: отсутствие лепета, беззвучная артикуляция звуков;
  • задержка речевого развития;
  • речь, которая непонятна окружающим;
  • большая часть согласных напоминает звук из-за того, что корень языка приподнят, а кончик опущен и пассивен;
  • выраженная гнусавость, глухой тихий голос;
  • нарушения письменной речи в виде дислексии и дисграфии;
  • недостаточная сформированность словарного запаса;
  • при наступлении осознанного возраста – застенчивость, страх общения.

Закрытую органическую ринолалию отличают нарушения артикуляции звуков и произношение носовых звуков , , , , а также замена на и на . Носовое дыхание затруднено или невозможно, что напрямую влияет на тембр голоса.

Функциональная открытая форма отличается неправильным звукопроизношением гласных, согласные при этом получаются неплохо. Функциональная закрытая ринолалия отличается неестественным и тусклым голосом без эмоций.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: