Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

Секреты воспитания: почему детям нужны объятия

Особенности тактильного восприятия у детей

Однако у некоторых детей тактильное восприятие может быть нарушено. Такие дети называются тактильными или сенсорными ребятами. У них возникает недостаточная или сверхчувствительность к тактильным ощущениям. Это может сказываться на их поведении, а также на речевом и когнитивном развитии.

Сверхчувствительные дети могут реагировать сильным дискомфортом на некоторые тактильные стимулы, такие как прикосновения, текстуры тканей или пищи. Они могут избегать контакта с определенными материалами или пищевыми продуктами, а также проявлять гиперактивность или агрессивность при физическом контакте. Такие дети могут нуждаться в специальных стратегиях поддержки и тренировке, чтобы снизить уровень чувствительности и адаптироваться к окружающей среде.

Дети с недостаточной чувствительностью тактильного восприятия, наоборот, могут искать дополнительные тактильные стимулы. Они могут часто трогать разные поверхности, давиться или биться, чтобы получить ощущение давления на кожу. Они могут также испытывать затруднения в осознании собственного телесного положения и пространственной ориентации.

Для поддержки тактильных детей очень важно предоставить им максимально комфортную среду. Это может включать в себя использование специальных материалов, игрушек с разной фактурой, а также предоставление возможности для физической активности и лечебной массажной терапии

Необходимо также давать таким детям возможность самостоятельно исследовать предметы и окружающую среду, чтобы они могли лучше развить свое тактильное восприятие.

Советы для поддержки тактильных детей:
1. Создавайте безопасную и комфортную окружающую среду для ребенка.
2. Предоставляйте ребенку разнообразные тактильные стимулы и материалы.
3. Разрешайте ребенку свободно исследовать предметы и окружающую среду.
4. Используйте игры и упражнения, развивающие тактильное восприятие.
5. Обратитесь за помощью к специалистам, если возникают серьезные проблемы или трудности.

Роль тактильного контакта во взаимоотношениях между ребенком и воспитателем в условиях ДО

Организация: МБДОУ №99 «Карусель»

Населенный пункт: г. Пензы

Роль тактильного контакта во взаимоотношениях между ребенком и воспитателем в условиях ДО.

В условиях информационного развития общества, технического прогресса и острой занятости взрослого населения меняются и задачи деятельности педагога на разных уровнях общего образования. Так, ФГОС ДО определяет одной из важнейших образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и нацеливает воспитателя совместно с родителями формировать личность воспитанников и помогать их дальнейшей социализации. Важную роль в этом процессе играет воспитание в детях доверия и любви. В дошкольном возрасте одним из важнейших факторов успешного развития этих чувств является наличие тактильного контакта с ребенком

Ученые установили: дети, выросшие до 7 лет без ласки, без тактильных контактов в необходимом объеме, могут оказаться неспособными любить других, не умеющие поддерживать нормальные межличностные связи, словно лишенные какой-то очень важной опоры

На это размышление меня навела статья Е.И. Медведской о теле человека во всех возрастных периодах как основного инструмента психофизического развития. Итак, в чем заключается значимость тактильного контакта с ребенком в процессе формирования его личности?

Во-первых, каждый ребенок в процессе совместной деятельности должен быть услышан и дождаться отклика со стороны взрослого, а это нельзя сделать лишь через слово. Еще больше внимания от воспитателя ждет ребенок, не получающий его в семье. Легкие объятья, держание за руку могут подарить ребенку счастье, радость и чувство защищенности.

Во- вторых, невербальное общение всегда привилирует над вербальным, потому что сознание ориентируется, прежде всего, на информацию полученного через язык тела. А у дошкольника развито эмоционально-чувствительное восприятие. Слова, даже самые правильные, но звучащие постоянно и в одних и тех же формулировках («Держи спину ровно», «Слушай внимательно», «Веди себя хорошо» и т.п.) становятся для ребенка привычными, фоновыми, на которые он со временем просто перестает реагировать. А у взрослого складывается убеждение, что ребенок его не слушается, и он начинает применять другие – не всегда приемлемые, способы воздействия, например, повышение голоса. Например, слова «Держи спину ровно» можно подкрепить непринужденными прикосновениями к спинке, а в дальнейшем тактильный контакт будет понятен ребенку и без слов.

В-третьих, в дошкольном возрасте ребенок сталкивается с бесчисленными трудностями, связанными как с овладением физических и умственных возможностей, так и в выстраивании социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Поэтому ценность стратегии «обнимаю, переживаю, глажу» не оспорима в педагогической практики ( по И. М. Никольской), ведь искренность проявляется далеко не в словах.

И, в-четвертых, всегда нужно помнить, что все должно быть в меру и к месту. Существует типология детских тел психолога И.К. Фридман, которая основана на делении телесной конституцией на типы. Каждый тип имеет свой психологический портрет, и дети в них нуждаются в различного рода прикосновениях

Так же важным фактором в выборе данной тактики поведения и выражения чувств является возраст дошкольника: младшие — в большей степени нуждаются в тактильном контакте с воспитателем и сверстниками и без преград принимают его; старшие – у которых «Я-образ» более сформирован, и есть уже психологические и личностные барьеры, более сдержано и с осторожностью относятся к таким проявлениям внимания со стороны окружения

Сколько смысла в, кажется, естественных движениях тела человека

Мы – взрослые, их называем тактильным контактом, прикосновениями, а дети воспринимают их как любовь, внимание, ласка. Поэтому, что бы из ребенка вырос достойный человек, нужно постоянно напоминать ему, что его любят, ценят, уважают его мнение и сопереживают

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,7 КБ

  2. file1.docx.. 909,1 КБ

Опубликовано: 02.04.2018

Теория естественного родительства — «ровесница» сегодняшних мам и пап

Телесный опыт — это, по сути, первый опыт ребенка, который он получает, еще находясь в утробе матери. Часто можно слышать о развивающем потенциале первых прикосновений, телесной близости новорожденного и младенца с мамой. Или о том, что телесный опыт — это первая ступень самопознания ребенка, которая ведет к появлению у него телесного «Я». Также распространено мнение, что телесный контакт необходим для эмоционального благополучия ребенка. Как и когда возникла такая точка зрения, а главное — оправданна ли она?

В 1980-х годах американские педиатры супруги Уильям и Марта Сирс предложили так называемую теорию естественного родительства, которая понимает младенчество ребенка как период, когда малышу нужно напитаться телесным взаимодействием со взрослым. Ощущение близости мамы, согласно этой точке зрения, закладывает основы мироощущения ребенка, дает ему уверенность, ощущение безопасности сейчас и в будущем.

Результатом распространения такого подхода стало то, что педиатры и родители на Западе стали пропагандировать совместный сон с ребенком, одобрять ношение его на руках или в слинге.

В России девиз «Маленький ребенок должен иметь постоянный контакт с близким взрослым» распространился в 1990-х. Сегодня мы видим отцов и матерей с младенцами в кафе, в музеях, на спортивных мероприятиях и даже на рок-концертах. Многие родители рады продолжать вести привычный образ жизни, активно подключая подрастающих малышей к своей активности. Постоянный контакт с родителями, по их мнению, — залог эмоционального благополучия и полноценного психического развития ребенка.

Слишком хорошо — тоже нехорошо

Что происходит, когда стиль сближения возводится в некий абсолют? На основании того, что природа мудра и справедлива, нам предлагают строить детско-родительские отношения по принципу обезьяньей семьи?

Наше общество – все же не обезьянье племя. Поэтому, хорошо это или плохо, но законы природы, по которым живут обезьяны, не всегда вписываются в культуру современного бытия. У животных периоды развития значительно короче, чем у человека. Вначале детеныш действительно висит на матери, не отрываясь. Но вскоре он начинает самостоятельное исследование территории. Родовое сообщество у животных (как, впрочем, и у первобытных племен) довольно большое. И когда детеныш слезает с матери, им начинают заниматься другие взрослые самки или молодые обезьяны-«подростки»

Ни один детеныш не окружается пристальным вниманием всего племени, и нет ни одного племени, которое живет только ради этого детеныша

В нашей же культуре (особенно, культуре больших городов) ребенок нередко занимает центральное место в семье, становится этаким «пупсиком Земли». Когда ребенок подрастает, эта концентрация внимания вокруг него нередко ущемляет свободу его развития (он не пытается ползать, ходить, самостоятельно исследовать мир), несколько ограничиваются его контакты с окружающими, и поэтому малыш испытывает трудности с вхождением в детский коллектив.

Если все желания малыша мгновенно угадываются и выполняются, у него нет опыта ожидания какой-то радости, нет потребности бороться. Мама, которая пытается оградить свое чадо от отрицательных эмоций, вызываемых активной деятельностью, нередко лишает его этой самой деятельности. Но ведь именно здоровая фрустрация вызывает потребность так или иначе справиться с проблемами и сложностями.

Когда мама все время присутствует в поле зрения малыша, у него нет необходимости сохранять ее образ в памяти.

Иногда родители говорят, что ребенок кричит при малейшей попытке положить его

Здесь важно учитывать два момента:

  1. У малыша может быть повышенная неврологическая возбудимость или серьезные болевые синдромы (сильные колики, например). В этом случае нужно искать причину постоянного плача и по мере возможности устранять ее.
  2. Родители привыкли носить младенца на себе, и он тоже к этому привык. В этом случае стоит попробовать занять кроху каким-то другим интересным занятием.

Когда ребенок подрастает, постоянный телесный контакт ограничивает его свободу. Нередко, умея ползать и ходить, малыш побаивается оторваться от мамы, чтобы отправиться в самостоятельное путешествие, и предпочитает находиться на руках. Образ матери не сохранился в его памяти, и поэтому малышу страшно от нее отделяться. Его спокойствие возможно только при близком тактильном контакте.

Постоянное ношение ребенка на руках тяжело и для мамы. Тяжело физически – подросший ребенок весьма ощутим для позвоночника, и эмоционально. Ведь ни одна мама не в состоянии поддерживать эмоциональное общение двадцать четыре часа в сутки. Поэтому нередко такое «ношение на себе» заменяет собой нормальную эмоциональную связь, которая включает в себя глазной контакт, диалог, детские игры и пр. Зачастую малыш на руках у мамы, но мама не с ним (она читает, готовит, сидит за компьютером и т.д.). Возможно, что если бы в этот момент ребенок играл рядом с игрушками или исследовал содержимое шкафов, это было бы гораздо полезнее для него.

Есть простые правила для того, чтобы ребенок не привык к рукам:

  • Существует множество средств, чтобы кроха не чувствовал маму так близко: рюкзачки-«кенгурушки», переноски и слинги создадут барьер между вами и ребенком, но при этом он все равно будет чувствовать заботу и проводить время с самым любимым человеком.

  • Зовите помощников. Бабушки, папы, другие родственники или даже няни освободят вам руки (и время). Его можно потратить не только на мытье полов, но и на столь необходимый мамам отдых.

  • Завлекайте. Музыкальная игрушка, мультфильм или домашнее животное станут прекрасным «раздражителем» для маленького исследователя. Ребенок с удовольствием переключится на них.

Трудности с установлением контакта

Как улучшить навыки невербального общения

В этом вам также может помочь специальная литература. Наиболее востребованные книги по невербальной коммуникации, ставшие бестселлерами:

  • «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» американского психолога Пола Экмана;

  • «Я вижу, о чем вы думаете» американского писателя и оратора Джо Наварро;

  • «Я читаю ваши мысли» американской специалистки по межличностному общению и языку тела Лиллиан Гласс;

  • «Чтение мыслей: примеры и упражнения» немецкого менталиста Торстена Гавенера.

При этом невербальная коммуникация — это настолько быстрый процесс, что требует от вас полной сосредоточенности в момент общения. Ведь если вы будете думать о том, что еще не успели сказать, беспокоиться о каких-то отвлеченных вещах, проверять мессенджер во время диалога, вы наверняка упустите столь важные невербальные сигналы, которые говорят о человеке гораздо больше сказанных им слов.

Для того чтобы полностью погрузиться в общение и лучше считывать невербальные сигналы, следует научиться управлять стрессом. Ведь именно стресс ставит под угрозу вашу способность к диалогу. Кроме того, когда вы испытываете стресс, то неправильно истолковываете жесты и другие сигналы собеседника, сами используете сбивающие с толку невербальные средства. Таким образом, стресс лишь усугубляет ситуацию, что часто случается во время важных переговоров или совещаний. В таком случае возьмите тайм-аут и постарайтесь найти хотя бы минутку для того, чтобы успокоиться и прийти в норму, прежде чем снова включиться в разговор. Восстановить эмоциональное равновесие и справиться со стрессом вам помогут собственные чувства. Посмотрите, что вы видите вокруг, какие звуки слышите, какие запахи ощущаете. Прочувствуйте это, и ваше дыхание постепенно нормализуется. Также совладать со стрессом помогают успокаивающие движения. Например, посмотрите на фотографию любимого питомца, вдохните знакомый привычный аромат, послушайте песню вашей юности, связанную с приятными воспоминаниями. В зависимости от индивидуальных особенностей психики, следует найти тот сенсорный опыт, который поможет расслабиться именно вам.

Возможность быстро справиться со стрессом напрямую зависит от еще одного фактора, который позволит также улучшить навыки невербальной коммуникации. Это эмоциональная осознанность, или осведомленность, которая заключается в том, что необходимо научиться распознавать собственные чувства и чувства других, то есть всё то, что стоит за невербальными сигналами.

На самом деле многие люди фактически отключились от собственных эмоций, особенно тех, которые принято считать негативными. Однако, отрицая или заглушая свои чувства, вы не сможете избавиться от них. А развивая эмоциональную осознанность, принимая и прорабатывая все свои чувства, не деля их на положительные и отрицательные, вы сможете избавиться от их влияния на ваше поведение и получите контроль над собственной жизнью.

Виды такесики

Прикосновения людей друг к другу могут принимать разную форму.

Рукопожатия. В разных обществах к ним привыкли относиться по-разному. Где-то оно носит только деловой характер – руку друг другу пожимают партнеры по бизнесу, коллеги. В других случаях они служат для того, чтобы почувствовать другого человека. Если чуть сильнее пожать руку, задержать ее в своей ладони, можно передать свой интерес к человеку. Часто рукопожатия сопровождаются объятиями, поцелуями.

  • Объятия могут быть дружескими, страстными, говорить о родительской и мужской или женской любви. Они могут быть поддерживающими в моменты горя, неудачи, несчастья. Интересно, что человек может настолько хорошо знать, какие чувства передают объятия, что, даже наблюдая за ними в кино или реальной жизни, почувствует тепло, страсть, романтику.
  • Поцелуи. Прикосновения губ к губам другого человека говорит о любви, к волосам – о нежности, лицу, рукам – о внимании, дружеском отношении, стремлении защитить.
  • Похлопывания. Чаще всего можно увидеть, как человека дружески, немного фамильярно хлопают по плечу для привлечения внимания. Похлопывания могут означать снисхождение, поддержку.
  • Прикосновение тел. Представь, что ты сидишь на работе за офисным столом, к тебе подходит молодой человек, слегка нагибается и как бы невзначай касается спины. Это признак интереса с его стороны, попытка перевести отношения в более интимную сферу. О том же может свидетельствовать и будто бы случайное прикосновение бедер, плеч, рук.

Удары. Как бы активно общество ни провозглашало отход от физического насилия, насильственное поведение случается во взаимоотношениях между родителями и детьми, супругами. Нередко можно увидеть на улице, как мама ударяет ребенка по попе, или папа дает ему оплеуху, не видя в этом ничего предосудительного.

Слух

Как известно, слух ребенка начинает работать задолго до рождения. На седьмом месяце беременности ребенок слышит уже довольно хорошо, и даже может различать голоса своих близких и пугаться резких или низкочастотных звуков. Вот почему считают, что рок — не лучшая музыка для беременных женщин. Да их, как правило, на него и «не тянет».

Ребенок после родов узнает голоса папы и мамы несмотря на то , что околоплодные воды довольно сильно искажают звук. И если мама во время беременности регулярно напевала какую-нибудь мелодичную песенку — есть высокие шансы, что ребенок узнает мелодию, и она будет влиять на него успокаивающе.

Вообще же, лучший способ угомонить расплакавшегося младенца — это простая материнская колыбельная, соединенная с запахом матери, теплом материнского тела, мерным темпом покачивания. Не стоит пренебрегать этим, веками проверенным способом. Ведь все это возвращает новорожденного в «сенсорный мир матери» — привычный, надежный , защищенный.

Тактильное общение

Под тактильным контактом в психологии коммуникаций подразумевается прикосновение одного человека к другому.

По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать аудиальную и визуальную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений.

Некоторые психологи считают, что именно в этой стадии общения зарождаются основы будущей психики человека.

Традиционно тактильные контакты делят на несколько видов. В первую очередь, это так называемые «профессиональные» прикосновения. Врачи, массажисты, стилисты, портные просто не могут обойтись без тактильного контакта в своей профессиональной деятельности.

Как правило, большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, понимая, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации. По данным психологов, женщины, как правило, более позитивно воспринимают тактильный контакт, чем мужчины.

Благодаря этому положительную реакцию на прикосновение называют «женской».

Ко второй группе относятся ритуальные касания. Речь идет не о мистических практиках, а о вполне привычном рукопожатии или приветственном поцелуе в щеку. Известно, что рукопожатие, например, появилось как средство демонстрации мирных и дружественных намерений, однако со временем этот приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом.

Наличие устойчивого тактильного контакта такого рода является эффективным маркером, свидетельствующим о близких отношениях, например, между парнем и девушкой. Тактильный контакт может свидетельствовать о социальном статусе.

Прикосновения чаще всего позволяют себе те люди, которые занимают более высокое положение в обществе, например, начальник может хлопать подчиненного по плечу.

Функции такесики

Для большинства людей в одной культуре разные прикосновения носят одну и ту же смысловую нагрузку. Они передают эмоции, которые испытывает человек в определенное время. Поцелуи обычно свидетельствуют о любви, интересе, страсти. Объятия носят функцию поддержки, проявления симпатии. Физическое насилие говорит об агрессии в адрес другого человека, стремления унизить его, «задушить», доказать свое превосходство, избавиться от ощущения собственной слабости и испытанного унижения.

С помощью такесики люди общаются. Похлопывания, объятия, поцелуи подчас могут передать больше информации, чем слова. Происходит переход на невербальное общение, более глубокое и инстинктивно понятное.

Прикосновения служат для познания окружающего мира. Ребенок прикасается к маме, чтобы почувствовать ее тепло, линии лица, тела. Научается узнавать эмоции, различать людей и отношение к себе.

Хорошие маркетологи и менеджеры используют такесику для достижения бизнес-целей. Уже упомянутый ранее А. Галлаче советует принимать деловые и важные решения, сидя на твердом офисном стуле. Если ты сидишь на мягком удобном диване или кресле, то невольно расслабляешься

Тебя легче в чем-то убедить, ты теряешь бдительность и осторожность. Поэтому, покупая квартиру, дорогостоящую машину, путевку, старайся сесть на стул и не теряй способность мыслить логически

Такесика позволяет увидеть и понять человека через тактильные ощущения – поцелуи, объятия, прикосновения. Она служит для общения, передачи эмоций, чувств, помогает принимать бизнес-решения.

С 1 до 2 лет

В этом возрасте ребенок очень активен и стремится проявлять самостоятельность. Но в то же время наш кроха еще нуждается в маме. Эти две потребности нелегко совместить, ребенок то отталкивает вас, требуя свободы, то настаивает на вашем постоянном присутствии рядом. Это непростой период, вам потребуется вся гибкость и чувствительность и даже немного хитрости. Ведь противоречивое поведение вашего чада подчас требует нетривиальных ходов. Но как бы ни вел себя ваш ребенок, помните: его любовь к вам только крепнет.

Когда с ребенком случается маленькая неприятность или большая беда, он всегда обращается к маме. У няни он ведет себя как маленький Будда, а вот с вами разыгрывает греческую трагедию. Ребенок знает, что мы любим его безусловно, даже если он проявляет свои слабости. И в те моменты, когда у него что-то не получается или что-то болит, он нуждается в вашем безраздельном внимании. Чтобы становиться все более самостоятельным и независимым, ему необходимо чувствовать прочную и надежную опору, и эта опора — в тех отношениях, которые формируются между вами.

В этом возрасте вы для своего ребенка не только главный объект любви, но основной пример для подражания. Будьте внимательны к своим словам и поступкам! Сейчас он копирует вас во всем. Он пытается открыть дверь вашим ключом, играть с вашей сумкой, подражает вашим интонациям и мимике… Подражание маме — одно из условий развития, но также и выражение любви: ведь мы подражаем только тем, кого любим!

Как развивать навыки невербального общения у детей?

Жесты и мимика: Учите ребенка осознавать и использовать различные жесты и мимику для выражения своих мыслей и эмоций. Знание основных жестов, таких как махание рукой для приветствия или поклон, позволит ребенку проявлять учтивость и уважение.

Выражение эмоций: Поощряйте ребенка говорить о своих эмоциях и чувствах. Учите его распознавать эмоции в других людях по их выражению лица и телодвижениям

Это поможет ему лучше понимать, что чувствуют другие люди, и адекватно реагировать на их эмоции.

Голос и интонация: Обратите внимание на голос ребенка и помогите ему различать разные интонации и тональности голоса. Научите его использовать голос для передачи своих мыслей и чувств, а также понимать эмоциональный подтекст слов.

Внимательность к невербальным сигналам: Обучайте ребенка быть внимательным к невербальным сигналам окружающих людей

Показывайте ему примеры того, как можно понять настроение человека по его позе, жестам и выражению лица. Это поможет ему лучше понимать других и адаптироваться к различным ситуациям.

Игровые упражнения: Игры, которые способствуют развитию навыков невербального общения, могут быть очень полезными. Например, игра «Мимика» поможет ребенку выразить свои мысли только с помощью жестов и мимики, а игра «Что я думаю?» позволит ему угадывать мысли других по их невербальным сигналам.

Практические задания: Задания, направленные на развитие навыков невербального общения, могут быть проведены как в повседневной жизни, так и в домашних условиях. Например, попросите ребенка рассказать о своем дне без использования слов или показать, как нужно здороваться с разными людьми.

Невербальное общение является неотъемлемой частью нашей коммуникации с другими людьми. Развитие навыков невербального общения поможет детям лучше понимать окружающих людей и успешно взаимодействовать с ними.

Сон в родительской постели

Американские педиатры Уильям и Марта Серз впервые заявили о необходимости т.н. стиля сближения между ребенком и родителями. Стиль сближения предполагает, что малыш спит вместе с родителями. Пока ребенок совсем маленький, это действительно удобно. Маме не нужно вставать, чтобы покормить его ночью, она это делает, порой почти не просыпаясь, а малыш не страдает от одиночества, чувствуя рядом с собой мамино тепло, ее запах.

Вместе с тем, некоторым детям и родителям совместный сон не подходит.

У меня растут близнецы. С самого начала я поняла, что совместный сон – не для нас. Будучи с двух сторон обложенной младенцами, спать я не могла совсем. Но иной тревожной маме бывает дискомфортно спать даже с одним ребенком. Она боится, крепко заснув, задавить или повредить малыша.

Оптимальный вариант – если ребенок хочет и если в этом есть необходимость (он плачет, не спит в своей кроватке), его можно взять в себе. Если же он спокойно спит один, вы можете восполнить тактильный контакт с ним и в другое время. В самом начале жизни совместный сон важен для малыша, но потом лучше постепенно отвыкать от этой привычки и готовить ребенка к постепенному отделению от вас

Важно, чтобы к трем годам ребенок спал в своей кроватке. После трех лет совместный сон с мамой у мальчика или с папой у девочки чреват сложностями в сексуальном формировании ребенка

К двум годам желательно, чтобы ребенок не присутствовал при сексуальных отношениях родителей, даже если вам кажется, что он крепко спит. Случайно увиденный половой акт нередко воспринимается малышом как агрессия, надолго оставляющая страх в его душе.

В стиле сближения, каким бы он ни казался замечательным, есть свои подводные камни. Многие дети, взращенные по этому методу, испытывают некоторые трудности в эмоциональном развитии, адаптации в детском саду, школе, общении со сверстниками. Им очень трудно научиться ждать – ведь все их потребности мгновенно удовлетворялись. Нередко наблюдается гипертрофированная привязанность к матери, им сложнее, чем другим детям, расставаться с нею. Вот один из таких примеров.

Ксюша росла, буквально не отрываясь от матери. Мама нашла для нее детский сад с мягким стилем воспитания, где ей разрешили первое время находиться вместе с дочкой. В детском саду Ксюша все время пряталась за маму, в прямом и в переносном смысле держалась за ее юбку, не отходила от нее ни на шаг, избегала любых контактов как с детьми, так и со взрослыми. Это продолжалось три месяца. В конце концов, воспитатели попросили маму уйти. Постепенно девочка стала привыкать к коллективу. Но если контакт с детьми ей в конечном итоге удалось установить, то взаимодействовать со взрослыми ей до сих пор очень сложно.

Источники

  • Qureshi F., Derks IPM., Williams MA., Koenen KC., Tiemeier H., Kubzansky LD. Adverse intergenerational effects of ethnically-divisive social contexts on children’s mental health: A prospective cohort study in the Netherlands. // Soc Sci Med — 2021 — Vol277 — NNULL — p.113932; PMID:33892415
  • Soussia RB., Omezzine RG., Bouali W., Zemzem M., Bouslah S., Zarrouk L., Gaha L. . // Pan Afr Med J — 2021 — Vol38 — NNULL — p.105; PMID:33889271
  • Ferragut M., Ortiz-Tallo M., Blanca MJ. Spanish Women’s Experiences of Child Sexual Abuse. // Psicothema — 2021 — Vol33 — N2 — p.236-243; PMID:33879296
  • Lyu YY., Wu JJ., Guo W., Peng L., Wang YX., Wu M., Cao K., Jie Y. . // Zhonghua Yu Fang Yi Xue Za Zhi — 2021 — Vol55 — N4 — p.471-477; PMID:33858058
  • Pratt CQ., Chard AN., LaPine R., Galbreath KW., Crawford C., Plant A., Stiffarm G., Rhodes NS., Hannon L., Dinh TH. Use of Stay-at-Home Orders and Mask Mandates to Control COVID-19 Transmission — Blackfeet Tribal Reservation, Montana, June-December 2020. // MMWR Morb Mortal Wkly Rep — 2021 — Vol70 — N14 — p.514-518; PMID:33830985
  • Sami S., Turbyfill CR., Daniel-Wayman S., Shonkwiler S., Fisher KA., Kuhring M., Patrick AM., Hinton S., Minor AS., Ricaldi JN., Ezike N., Kauerauf J., Duffus WA. Community Transmission of SARS-CoV-2 Associated with a Local Bar Opening Event — Illinois, February 2021. // MMWR Morb Mortal Wkly Rep — 2021 — Vol70 — N14 — p.528-532; PMID:33830981
  • Kdekian A., Sietzema M., Scherjon SA., Lutgers H., van der Beek EM. Pregnancy Outcomes and Maternal Insulin Sensitivity: Design and Rationale of a Multi-Center Longitudinal Study in Mother and Offspring (PROMIS). // J Clin Med — 2021 — Vol10 — N5 — p.; PMID:33801180
  • Camara E., Barry IK., Diallo FB., Diallo ML., Diop MM., Cherif MS., Diallo IS., Kouyaté M., Bangoura MA., Barry A., Barry MC., Ngadande IH., Kaba O., Kolié OO., Camara DD., Diallo SB., Dia H. . // Pan Afr Med J — 2020 — Vol37 — NNULL — p.363; PMID:33796176
  • Yadav P., Fernández MP., Gutierrez-Farewik EM. Influence of loading direction due to physical activity on proximal femoral growth tendency. // Med Eng Phys — 2021 — Vol90 — NNULL — p.83-91; PMID:33781483
  • Gurung R., Ruysen H., Sunny AK., Day LT., Penn-Kekana L., Målqvist M., Ghimire B., Singh D., Basnet O., Sharma S., Shaver T., Moran AC., Lawn JE., Kc A. Respectful maternal and newborn care: measurement in one EN-BIRTH study hospital in Nepal. // BMC Pregnancy Childbirth — 2021 — Vol21 — NSuppl 1 — p.228; PMID:33765971

Тактильные игры

Одних объятий недостаточно. Чем больше будет прикосновений и других нежностей – тем лучше. В этом вам помогут игры, на которые порой достаточно нескольких минут или секунд.

  • Рисование на спине. Порисуете у ребенка пальцем на спине, а он пусть постарается угадать, что вы нарисовали. Это может быть фигурка или буква. Так он будет ощущать ваши прикосновения и даст волю фантазии.
  • Танцы. Включите музыку и немного потанцуйте с вашим ребенком, прижав его к себе. Пусть он почувствует ваше тепло и любовь.
  • Прятки под одеялом. Укладывая малыша спать, предложите ему спрятать под одеялом его любимую мягкую игрушку. Найдите ее, а затем поцелуйте и обнимите ее хозяина.

Хорошо просто полежать с малышом под одеялом и поболтать. Можно ласково взъерошить ему волосы, и тогда вы увидите, как засияет улыбка не его личике. Отправляя ребенка в детский сад, дотроньтесь до его ладошки, и он станет немного спокойнее и увереннее в себе.

Как укладывать ребенка спать?

К этому вопросу доктор Спок подходит достаточно жестко: «Ребенок должен понять, что ничего не добьется, просыпаясь и плача. Обычно этого можно достичь за 2-3 ночи, позволив ему плакать и не подходя к нему. В первую ночь он будет плакать минут 20-30 (вам покажется, что гораздо дольше), во вторую – 10 минут, а на третью плакать не будет совсем».

Последователи Спока пошли еще дальше. Как-то в одном из родительских журналов пару лет назад мне попалась статья, в которой родителей обещали научить справляться с ночными пробуждениями ребенка. Для этого с точностью до 30 секунд выверялось время, которое нужно выждать, прежде чем подойти к плачущему младенцу – в его первое пробуждение, например, предлагалась подождать 15 минут, подойти на 2 минуты, во второе – подождать 13,5 минут и подойти на 1,5 минуты и т.д. У меня возникло ощущение, что передо мной – алгоритм для какой-то компьютерной программы, а не советы для живых родителей.

Однако многие родители считают, что в 7-8 месяцев ребенок уже должен засыпать самостоятельно. Ситуация осложняется тем, что именно в этом возрасте у малыша повышается потребность находиться с матерью, ему нужно как можно больше времени проводить у нее на руках. В этом возрасте формируется образ матери, когда ребенок начинает выделять ее из других людей, но пока в его памяти образ матери не сохраняется. Поэтому у него возникает особая потребность в ее присутствии. Но родителям кажется, что их чадо уже достаточно выросло и «обнаглело».

А вот впечатления чада, правда, уже достаточно взрослого.

Сергей, 36 лет: «Однажды, на сеансе психотерапии мне удалось вспомнить свое далекое-далекое младенчество. Я лежал, туго спеленутый по рукам и ногам, и кричал от голода. Я чувствовал свою полную беспомощность, отчаянье, ужас и думал, задыхаясь от крика (думал пока еще не словами, а некими образами): что же делать, когда же ко мне, наконец, придут…».

Постарайтесь понять своего малыша. Поверьте, он делает это вовсе не назло вам. Потеряв мать из поля зрения, он еще не уверен, что она вернется когда-нибудь назад. А может, она ушла насовсем?

При этом зачастую малыш, как кажется, активно не хочет спать и пытается сопротивляться этому изо всех сил. Дело в том, что пока у него еще не сформировано представление о том, что после сна он проснется. Каждое засыпание для него – это маленькая смерть.

Поэтому кроха совсем не понимает ваших воспитательных мер. Мама исчезла (на какое-то время или навсегда?), а темное пространство совсем не способствует успокоению после 10-20 минут плача, отведенных доктором Споком. В конце концов, ребенок замолкает, но не потому, что успокоился, а потому, что наступило истощение, и у него уже нет больше сил плакать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: