Нарушения голоса. дисфония. афония. фоностения

Нарушения голоса. дисфония. афония. фоностения

Причины

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Диагностика голосовых расстройств

Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК — при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия — при опухолях щитовидной железы.

Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.

Клинико-педагогическая классификация

Эта классификация нарушений речи опирается на медицинские критерии и ориентирована на коррекцию дефектов речи.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребёнка наблюдаются расстройства произношения, а конкретно — трудности с голосообразованием. Эти нарушения появляются из-за сбоев в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Дисфония — нарушение голоса — хрипота, слабость и осиплость.

Ринофония — носовой (гнусавый) оттенок голоса из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи.

Фонастения — нарушение голоса по причине дискоординации работы дыхательного, артикуляционного, фонационного и резонаторного аппарата.

Афония — отсутствие голоса.

Нарушения темпа и ритма речи

Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи (вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30), не сопровождающийся резкими искажениями звукопроизношения.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. При брадилалии речь чрезмерно замедленная, с растягиванием гласных звуков, с вялой нечёткой артикуляцией.

Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. В отличие от заикания, в происхождении спотыкания нет судорог речевого аппарата. Ребёнок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед высказыванием.

Заикание — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Нарушения произношения звуков

Дислалиянарушение произношения звуков при сохранной иннервации артикуляционного аппарата и нормальном слухе.

Ринолалия — расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Дизартрия — расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи: фонематических процессов, словарного запаса, грамматики, связности речи.

Структурно-семантические расстройства

Алалия — скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Бывает, что ребёнок не понимает обращённую к нему речь. Алалия возникает при повреждении речевых областей головного мозга. При этом у ребёнка всё в порядке с интеллектом и слухом.

Афазия — это также системное нарушение речи. В той или иной степени страдает звукопроизношение, словарь, грамматика, понимание речи, чтение и письмо. Возникает в результате органических поражений участков коры головного мозга, которые отвечают за управление речью, и смежной «подкорки». Отличается от алалии тем, что это не врождённое явление, а приобретённое — возможность вербального общения утрачивается у людей, которые уже умеют говорить. Обычно возникает в результате инсульта у взрослых.

Нарушения письма и чтения

Дисграфия — частичное расстройство процесса письма: пропуски букв, слов, их перестановки; замены и смешения похожих букв; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении. Дисграфия возникает при недостаточной сформированности (или распаде) психических функций контроля письма.

Аграфия — полная несформированность или утрата навыка письма. Распад письменной речи всегда сопутствует утрате устной (афазии). Иногда при аграфии доступно списывание, но с пропуском букв и слогов; с письмом под диктовку человек не справляется. Часто отсутствуют самоконтроль и самокоррекция.

Дислексия — ребёнок путает право и лево, верх и низ; последовательность букв, слогов, чисел при чтении; отказывается читать вслух. Это парциальное расстройство из-за недостаточной сформированности (или распаде) психических функций, ответственных за способность читать.

Осиплость голоса у взрослых и детей

Осиплость голоса относится к функциональным нарушениям работы голосового аппарата, и проявляется в виде приглушенных по силе, тембру и тональности звуков. То есть, “на лицо” – неправильная функциональность голосовых складок, отвечающих за эти параметры. Причинами нарушения их работы могут быть заболевания горла, гортани и дыхательных путей, а также травмы этих органов. Как у детей, так и у взрослых, голос может “сесть” в результате таких заболеваний:  ОРВИ, ларингит, фарингит, онзоллит, трахеит, бронхит

Не исключаются и хронические заболевания, например, туберкулез. Все эти болезни характеризуются воспалительными процессами которые прямым или опосредованным образом затрагивают гортань и голосовые складки, нарушая их функциональность. Ларингит – самая частая причина осиплости голоса у детей. Существует еще целый ряд причин, по которым голосовые связки перестают нормально работать, что отражается в сиплом голосе у взрослых и детей: 

  • аллергии – острые формы аллергических реакций могут спровоцировать отек горла;
  • перенапряжение голосовых складок – в результате длительного либо чрезмерного усилия угнетается мышечная функция; 
  • новообразования – опухоли различной этиологии, папилломатоз;
  • травмы и ожоги – физиологические повреждения связок исключают их нормальное функционирование;
  • эндокринные аномалии – под влиянием гормонов функции гортани корректируются, что выражено у подростков или при гормональных нарушениях;
  • обезвоживание – из-за пересыхания слизистой голосовые складки теряют необходимую эластичность;
  • при мутации голоса в подростковом возрасте может резко увеличиваться длина голосовых складок, что может сопровождаться появлением охриплости и осиплости. Необходимо помнить, что мутация голоса происходит как у юношей, так и у девушек.

Столь разнообразный список свидетельствует об одном – если осип голос без явных причин, следует обращаться к врачу, особенно, когда речь идет о ребенке. Функциональный характер осипшего голоса у ребенка или взрослого определяет эту аномалию в разряд симптомов, свидетельствующих о патологии гортани или непосредственно голосовых связок. Поэтому, помимо приглушенного звука голоса присутствуют и другие симптомы: горло саднит, во рту сухость, к сиплости добавляется хрипота в голосе.

Если к осипшему голосу прибавляется повышенная температура, озноб и общая слабость, это явно указывает на инфекционный характер заболевания, с которым необходимо обращаться к врачу. Для ребенка осиплость голоса отнюдь не характерное явление, особенно в младенчестве, поэтому родители, заметившие такую проблему не должны медлить с обращением к педиатру

Если плач ребенка глухой с самого рождения – на это следует обратить внимание еще в роддоме, поскольку велика вероятность врожденной патологии голосового аппарата. Если у грудничка охрип голос через несколько месяцев, это может говорить об отеке ротоглотки вследствие прорезывания зубиков

Подростковому периоду свойственны гормональные изменения, а им подвержены и голосовые связки, чем и объясняются смены тембра. Однако все списывать на “ломку” голоса не стоит, поскольку существует много других причин, которые может установить только профессиональный осмотр врача. Осиплый голос взрослого человека также может быть поводом для тревоги.

Запустив серьезную причину, можно дойти до “точки невозврата” к прежнему голосу, а то и вовсе его потерять. Важно отметить, что стойкая охриплость – один из симптомов злокачественных новообразований гортани

Поэтому этот симптом категорически нельзя игнорировать

Нарушения в силе, высоте и тембре голоса: их особенности и методы коррекции

Голос — это уникальное сочетание различных характеристик, таких как сила, высота и тембр. Любые нарушения в этих аспектах могут существенно повлиять на качество голоса и общение.

Сила голоса

Нарушение силы голоса часто связано с атрофией или дисфункцией голосовых связок. Методы коррекции включают фонопедическую терапию, инъекционное введение материалов в голосовые связки и хирургическое вмешательство в случае наличия структурных нарушений.

Высота голоса

Изменение высоты голоса может быть связано с эндокринными нарушениями, дисфункцией голосовых связок или патологией гортани. Коррекция может включать в себя медикаментозное лечение, фонопедические упражнения или хирургические методы, такие как коррекция голосовых связок.

Тембр голоса

Тембровые нарушения могут происходить из-за различных причин, включая узлы и полипы на голосовых связках, а также из-за неправильного использования голоса. Лечение может состоять из комбинации фонопедической терапии, медикаментозного лечения и хирургического вмешательства.

В заключение, правильное и своевременное определение характера нарушения голоса является ключом к эффективному лечению. Комплексный подход к диагностике и лечению позволяет достичь оптимальных результатов и вернуть пациенту качественный голос.

Используемая литература:

  1. Titze, I. R. (1994). Principles of Voice Production. Prentice Hall.
  2. Boone, D. R., & McFarlane, S. C. (2010). The Voice and Voice Therapy. Pearson.
  3. Colton, R. H., Casper, J. K., & Leonard, R. (2011). Understanding Voice Problems: A Physiological Perspective for Diagnosis and Treatment. Lippincott Williams & Wilkins.
  4. Stemple, J. C., Glaze, L. E., & Klaben, B. G. (2010). Clinical Voice Pathology: Theory and Management. Plural Publishing.

4.Стоит ли тревожиться, если пропадает голос или появились другие нарушения голоса?

У некоторых людей простуда каждый раз сопровождается ларингитом. Это временное явление. Если нарушение голоса возникает при простуде и проходит через 2-3 недели – это не так серьёзно. Но если это вас беспокоит, вы можете обратиться к врачу для того, чтобы удостовериться, что всё в порядке.

Но если проблемы с голосом продолжаются на протяжении нескольких недель и сопровождаются неудобством во время общения с другими людьми, всё может быть намного серьёзней.

Поэтому при длительных, хронических и причиняющих беспокойство проблемах с голосом обязательно нужно обратиться к хорошему врачу.

Современные методы лечения дисфонии голосовых связок

Дисфония голосовых связок представляет собой нарушение образования голоса, вызванное различными причинами. Выбор метода лечения зависит от причины дисфонии и степени ее тяжести. Современная медицина предлагает разнообразные подходы к восстановлению нормального функционирования голосовых связок.

Фонопедическая терапия

Фонопедическая терапия включает в себя комплекс упражнений для голосовых связок, разработанных для укрепления и улучшения гибкости связок, а также для оптимизации дыхания при говорении.

Лекарственное лечение

Лекарственная терапия может быть предписана для устранения воспаления или отека голосовых связок, вызванных различными факторами. К стандартным препаратам относятся:

  • Противовоспалительные препараты: Например, нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП).
  • Антибиотики: В случае бактериального воспаления.
  • Кортикостероиды: Для быстрого устранения отека в острой стадии.

Хирургическое вмешательство

В некоторых случаях, когда дисфония вызвана анатомическими изменениями, такими как полипы или узлы на голосовых связках, может потребоваться хирургическая коррекция. Современные методы включают:

  • Микроларингоскопия: Процедура с использованием микроскопа для удаления или коррекции аномалий на голосовых связках.
  • Фонохирургия: Хирургические методы, разработанные специально для восстановления качества голоса.

Лазерное лечение

Лазерное лечение может быть применено для удаления аномалий на голосовых связках, таких как полипы, с максимальной точностью и минимальным повреждением окружающих тканей.

Инъекции в голосовые связки

В случае атрофии или паралича голосовых связок, инъекции, такие как инъекции гиалуроновой кислоты или коллагена, могут быть использованы для восстановления объема и улучшения качества голоса.

Выбор метода лечения зависит от конкретной причины дисфонии, степени ее тяжести и индивидуальных особенностей пациента. Комплексный подход и своевременное обращение к специалисту повышают шансы на успешное восстановление голоса.

1.Проблемы с голосом и их причины

Проблемы с голосом — это дискомфорт, который появляется во время ​речи или трудности контроля высоты, громкости и тембра голоса. Потеря голоса – одна из самых частых проблем с ним. Почему пропадает голос, появляется охриплость, сип и другие нарушения голоса? Попробуем разобраться.

Когда человек делает выдох, воздух мягко проходит через горло и открытые голосовые связки, и выходит через нос или рот. Когда вы говорите, воздух проходит через связки, вызывая их вибрацию, и воспроизводит уникальный звук вашего голоса. Голос – это комплекс сложных взаимодействий, включающий несколько частей нашего тела – главным образом в процессе «образования» голоса участвуют лёгкие, гортань и рот. Повреждение любого из этих органов может привести к проблемам с голосом.

Причины нарушений голоса

Любой человек может столкнуться с потерей голоса и другими проблемами с голосом, но риск нарушений голоса повышается в разы, если ваша работа связана с нагрузкой на голосовые связки. В группе риска — певцы, учителя, лекторы. Кроме того, голосовые связки деформируются с возрастом. Если вы часто кричите или громко говорите, то риск получить нарушение голоса также возрастает. Если вы курите, имели рак горла или оперировали области рядом с голосовыми связками, то велика вероятность появления проблем с голосом в будущем.

Отрывистый и немодулированный голос: признаки и лечение

Голос является отражением состояния наших голосовых связок, и любые отклонения в его звучании могут указывать на наличие патологических процессов.

Отрывистый голос

Отрывистость голоса характеризуется резкими перепадами в звучании, прерывистостью и неравномерностью. Данный признак может быть связан с:

  • Неврологическими расстройствами: Отрывистость может быть результатом нарушений нервного регулирования голосовых связок.
  • Нарушением смыкания голосовых связок: Если связки не соприкасаются правильно, это может привести к отрывистому голосу.
  • Патологическими образованиями: Опухоли или кисты на голосовых связках могут вызвать прерывистость голоса.

Немодулированный голос

Немодулированный голос отличается отсутствием естественных интонаций, звучит монотонно и безэмоционально. Основные причины:

  • Неврологические заболевания: Особенно те, которые влияют на моторику голосовых связок.
  • Мускульные дисфункции: Слабость или нарушенный тонус голосовых связок может привести к потере интонации.
  • Психогенные причины: Некоторые психические расстройства могут влиять на голос, делая его немодулированным.

Лечение

В зависимости от конкретной причины нарушения голоса подбирается соответствующее лечение. Это может включать в себя:

  • Логопедические упражнения: Разработанные для восстановления контроля над голосовыми связками и улучшения качества голоса.
  • Медикаментозное лечение: В зависимости от причины может быть назначено применение противовоспалительных, релаксантов или других препаратов.
  • Хирургическое вмешательство: В случае обнаружения опухолей или кист на голосовых связках.
  • Психотерапия: При выявлении психогенных причин нарушения голоса.

Важно своевременно обратиться к специалисту при замеченных нарушениях в качестве голоса для диагностики и назначения адекватного лечения

Специалисты по речевым нарушениям

Логопед. Большинство нарушений речи — логопедическая проблема, поэтому к логопедам и нужно обращаться в первую очередь.

Невролог оказывает медикаментозную поддержку детям с ДЦП, алалией, дизартрией и др.

Дефектолог способен значительно «прокачать» мозг ребёнка, развить интеллект и мышление.

Оториноларинголог определяет патологии периферического речевого аппарата медицинского характера: снижение слуха, расщелины нёба, аденоидные разращения, воспаления горла и т.д.

Сурдопедагог занимается развитием речи у глухих и слабослышащих детей и взрослых.

Психолог. Из-за застенчивости или агрессивного поведения речь ребёнка искажается и обедняется. Проблемы в семье и со сверстниками могут становиться причиной задержки речевого развития.

Нейропсихолог (клинический психолог) — при речевых нарушениях (обусловленных нарушением работы мозга) обучает мозг ребёнка правильно функционировать через двигательные и игровые упражнения.

В нашем центре доступны услуги Дефектологии и логопедии, а также Неврологии.

Классификация голосовых расстройств

В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:

  • дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

  • органические;
  • функциональные.

Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:

  • центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

3.Диагностика и лечение

Диагностика проблем с голосом

Потеря голоса и другие проблемы с ним – повод обратиться к хорошему ЛОРу. Врач может поставить диагноз после сбора анамнеза или медицинского осмотра. Дополнительная диагностика может быть назначена для того, чтобы оценить частоту вибрации голосовых связок и для проверки отдельных частей ротовой полости, вызывающих тревогу. Дополнительные тесты не означают, что у Вас есть серьезные нарушения голоса. Они помогают точнее выявить причину проблем с голосом.

Как лечить нарушение голоса?

Большинство проблем с голосом, в том числе, потеря голоса, лечатся простым отдыхом голосовых связок. Несколько дней нужно просто помолчать и дать связкам отдохнуть. При более серьёзных или хронических заболеваниях, возможно, понадобиться хирургическое вмешательство или приём определённых лекарств. Часто после пройденного курса лечения голос быстро восстанавливается. Но иногда требуется довольно длительный срок в зависимости от тяжести заболевания.

Причины дисфонии и нарушений голоса

Дисфония и другие нарушения голоса могут иметь различные причины, включая анатомические, физиологические, инфекционные и психогенные факторы. Понимание этих причин является ключевым для выбора правильного лечения и превентивных мер.

  • Анатомические причины: Опухоли гортани, полипы голосовых связок, узлы на голосовых связках или кисты могут вызвать дисфонию. Аномалии строения гортани или голосовых связок также могут быть причиной.
  • Физиологические причины: Перенапряжение голоса, неправильная техника дыхания при говорении или пении, длительное воздействие неблагоприятных условий (например, сухой воздух или вредные вещества).
  • Инфекционные причины: Вирусные или бактериальные инфекции гортани, такие как ларингит, могут вызывать временные или постоянные нарушения голоса.
  • Эндокринные проблемы: Нарушения щитовидной железы, такие как гипотиреоз, могут влиять на качество голоса и вызывать дисфонию.
  • Неврологические причины: Различные неврологические заболевания, такие как паралич голосовых связок или болезнь Паркинсона, могут влиять на функцию голосовых связок.
  • Психогенные причины: Стресс, тревожные расстройства или депрессия могут воздействовать на голосовые связки и вызвать функциональную дисфонию.
  • Травмы: Повреждения гортани или шеи, а также интубационные травмы могут вызвать дисфонию.

Комплексное диагностическое обследование позволяет определить конкретную причину нарушения голоса и разработать индивидуальный план лечения.

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;
    утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении голосового режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг. В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.
  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания. Например, синдром Дауна.
  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на голосовых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.
  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы. Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.
  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен. В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Причины нарушения голоса

Природа возникновения звуков, которые мы именуем голосом, физиологическая, и формируется на внутренней стенке гортани, где мышцы образовывают эластичные перепонки – голосовые складки. Их сокращение во время прохождения потока воздуха на выдохе создает звук, тональность которого определяется степенью этих сокращений. Индивидуальность голоса обусловлена параметрами гортани и связок каждого человека. В медицинской терминологии существует 2 понятия, определяющих нарушения голоса: 1. Афония – полная потеря голоса 2. Дисфония – нарушение основных параметров голоса: тембра, тональности и силы. Полная потеря голоса, в свою очередь, характеризуется несколькими типами:

  • истинная афония – диагностируется при патологическом состоянии гортани, нарушении функциональности голосовых складок (неправильном или полном отсутствии сокращений). Причинами могут быть травмы, опухоли различной этиологии, включая гиперплазию щитовидной железы. 
  • Спастическая – характеризуется спазмированием мышц гортани, которые значительно сужают голосовую щель. Спазмы происходят из-за раздражения слизистой оболочки гортани вследствие химических или термических ожогов. Среди распространенных причин – неправильное питание и крепкий алкоголь.
  • Паралитическая – наступает из-за нарушения функции нижнего нерва гортани, который “руководит” сокращениями ее мышц. Причины – хирургическое вмешательство, травмы, инфекции.
  • Функциональная афония – как осложнения после ларингита и других заболеваний горла и гортани, а также как результат перенапряжения голосовых складок – крик, громкое пение. Частыми причинами также бывают стресс и переохлаждение.

Частичная потеря голоса, или нарушения его характеристик, или дисфония, разделяется медиками также на 2 категории: 1. Функциональные нарушения – временные нарушения параметров звучания – осиплость, охриплость голоса, которые имеют благоприятные предпосылки к полному восстановлению. 2. Органические – связаны с физиологическими проблемами гортани и смежных органов, и лечение редко дает полное восстановление. Хриплый голос у ребенка, как проявление функционального нарушения, не так распространен, как у взрослых. Гораздо чаще дети страдают осиплостью голоса, что является проявлением спастической дисфонии в результате перенапряжения голосовых складок. Как показывает медицинская практика, ей подвержены дети с гиперактивностью, составляющей которой являются разговоры на повышенных тонах, громкие крики во время игр и детских забав. Органические нарушения являются проявлением изменений в анатомическом строении гортани вследствие травм, опухолей, ларингита и других болезней этого органа, таких как парезы и паралич гортани. Они определяются как периферические органические нарушения голоса.

 Итак, среди основных причин осиплости или охриплости голоса, а то и вовсе временной потери, можно выделить:

  • Инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей и горла.
  • Переохлаждение.
  • Перенапряжение связок.
  • Травматические и хирургические повреждения.
  • Новообразования в горле и гортани.
  • Стрессы и неправильное питание.

Функциональным и органическим расстройствам голосовой функции подвержены и взрослые и дети, однако каждая из возрастных категорий отличается своими особенностями, как самих патологий, так и их устранением. Впрочем, существует препарат, способный с первых дней восстанавливать качество голоса, при дисфониях различной этиологии. Это — Гомеовокс, лекарственный препарат, специально разработанный для лечения охриплости, потери голоса, ларингита. Гомеовокс применяется как для лечения, так и для профилактики нарушений голоса, во время значительных голосовых нагрузок. 

Дисфония в контексте логопедии: особенности и проблемы

Логопедия, как наука о речевом общении, активно занимается проблемами нарушения голоса, среди которых дисфония занимает одно из ведущих мест. В контексте логопедии, дисфония рассматривается не только как физиологическое нарушение, но и как проблема, затрагивающая социальное и психологическое благополучие пациента.

Особенности дисфонии в логопедии:

  • Классификация дисфонии: В логопедической практике применяется подробная классификация нарушений голоса, включая функциональную, органическую и психогенную дисфонии.
  • Диагностика: Логопедическая диагностика дисфонии включает в себя аудиторное восприятие, акустический анализ голоса, исследование ресонансных свойств речевого аппарата и другие методы.
  • Индивидуальный подход: При логопедической коррекции учитываются индивидуальные особенности пациента, его профессиональные нужды, возрастные и другие факторы.

Проблемы дисфонии в контексте логопедии:

  • Сложность диагностики: Многие виды дисфонии имеют схожие симптомы, что требует от логопеда высокой квалификации и опыта для правильного определения проблемы.
  • Длительность лечения: Коррекция дисфонии может занимать продолжительное время, и требует регулярных занятий и соблюдения всех рекомендаций специалиста.
  • Комплексный подход: Логопедическая коррекция дисфонии часто требует комплексного подхода, включая не только упражнения для голоса, но и психотерапевтическую поддержку пациента.

В связи с вышеуказанными особенностями и проблемами, профессионализм и опыт логопеда имеют решающее значение при работе с пациентами, столкнувшимися с дисфонией.

Голосовые связки: смыкание, несмыкание и их последствия

Голосовые связки играют ключевую роль в образовании голоса. Это узкие мускульные складки, расположенные в гортани, которые вибрируют от потока воздуха, проходящего через них, создавая звук. Правильное смыкание и размыкание голосовых связок обеспечивает четкое и звонкое звучание голоса.

  • Смыкание голосовых связок: Это процесс, при котором голосовые связки сближаются друг с другом, блокируя проход воздуха через гортань. При выдохе связки разделяются, что позволяет воздуху свободно проходить, создавая вибрацию и, следовательно, звук.
  • Несмыкание голосовых связок: Это нарушение, при котором связки не смыкаются полностью. Это может привести к проникновению воздуха во время фонации, что вызывает хриплость или шепелявость голоса.

Последствия несмыкания голосовых связок:

  1. Хриплость голоса: При несмыкании воздух проникает между связками, делая голос более хриплым и менее ясным.
  2. Усиленное усилие при говорении: Людям с несмыканием часто требуется больше усилий для генерации голоса, что может вызвать усталость голосовых связок.
  3. Повышенный риск инфекций: Неполное смыкание может предоставить больше возможностей для проникновения инфекционных агентов в гортань.
  4. Голосовое утомление: Это частый симптом у людей, испытывающих несмыкание, поскольку им требуется больше усилий для произнесения слов.

Диагностика и лечение несмыкания голосовых связок требует комплексного подхода. С помощью ларингоскопии врач может определить степень несмыкания и рекомендовать соответствующее лечение, включая логопедическую терапию, физиотерапию или, в некоторых случаях, хирургическое вмешательство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: