Логопедическое сопровождение школьников с овз в рамках реализации фгос

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.

В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.

При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

Слайд 8Проблемы современной логопедической службыЗнание логопедии является важным для педагогов, дефектологов,

психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных

детей, чем у нормально развивающихся. Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений. Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.

Слайд 3

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас — это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь — своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.

Слайд 15Лексика. Грамматика. Связная речь. Авторы: Созонова Н.Н., Куцина Е.В.

В данном методическом пособии, направленном на развитие у детей связной речи по заданной теме, представлен иллюстративный и текстовой материал для работы по 17 лексическим темам. Каждая из них предполагает обогащение словарного запаса, овладение грамматической стороной речи. Дети часто затрудняются в составлении предложений с одним или двумя опорными словами. Гораздо легче научиться это делать, рассматривая предлагаемую картинку и описывая ее одним или несколькими предложениями. Прислушиваясь, как изменяется заданное слово, ребенок усваивает основные закономерности этих изменений. Выполняя задания, дети научатся правильно употреблять предлоги, согласовывать между собой различные части речи, грамотно строить связные высказывания. Это пособие является продолжением работы, начатой авторами в методическом пособии «Читать раньше, чем говорить», адресованном детям с алалией. Пособие «Лексика. Грамматика. Развитие речи» также изначально было предназначено и успешно опробовано в работе с детьми с общим недоразвитием речи II-III уровней.

Слайд 11Резиновый муляж ротовой полостиОчень часто, на логопедических занятиях требуется показать ребенку

или его родителю, как правильно располагать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или иной звук. Объяснять логопеду приходится на «пальцах». Маленькие дети и их родители далекие от логопедии, вряд ли Вас поймут. Приходится занятие за занятием объяснять, как делать все правильно.Чтобы уйти от этой проблемы, западные логопеды изобрели резиновый муляж рта с языком и зубами. Муляж изготовлен из латекса и полностью воспроизводит артикуляционный аппарат человека. Приводится в действие надеванием на кисть руки логопеда или ребенка(кукольным театром все умеют пользоваться). После наглядной демонстрации пациенту становится все ясно и понятно, что и за каким действием делать.

Слайд 17Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развивающих материалов Зегебарт Г.М. Основная

цель программы — формирование предпосылок, необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности. Занятия способствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.
В комплект входят оригинальные рисунки-образцы для копирования и методическое пособие, в котором подробно описан порядок работы с образцами, а также представлен комплекс упражнений «Гимнастика для мозга», направленный на повышение умственной работоспособности детей и создания за счет этого базы для овладения графомоторными действиями.

Публикация «Особенности коррекционной логопедической работы с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи» размещена в разделах

  • Работа логопеда. Логопедия
  • Темочки

• во вспомогательных школах – 50% учащихся.

Письмо и чтение – сложные формы речевой деятельности, многоуровневые процессы, в которых принимают участие разные анализаторы:

1) речеслуховой;

2) речедвигательный;

3) зрительный;

4) общедвигательный.

Последовательность работы анализаторов во время акта письма

Речеслуховой анализатор – фиксирует звучащие фрагменты, разбивает их на речевые единицы: предложение – слово — слог – звук;

Речедвигательный анализатор – трансформирует фонему в артикулему;

Зрительный анализатор – отвечает за выбор графических символов;

Общедвигательный анализатор – переводит графему в кинему.

Дисграфия и дислексия – это частичные нарушения процесса письма и чтения, проявляющиеся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций (ВПФ, участвующих в процессах письма и чтения.

Проблемные вопросы дисграфии и дислексии

• Ухудшение здоровья современных младших школьников.

• Недостаточность или неравномерность развития ВПФ, обеспечивающих готовность к овладению устной и письменной речью.

• Разнообразие этиопатогенетических

механизмов и наличие симптомокомплексов у ребёнка (ММД, психический инфантилизм, церебрастения, школьная дезадаптация).

Характеристика специфических ошибок при дисграфии и дислексии

Ошибки на уровне буквы и слога:

• пропуск букв и слогов;

• замена букв;

• смешение букв;

• перестановка букв и слогов;

• вставка гласных букв.

Ошибки на уровне слова:

• отдельное написание частей слова;

• написание вместе двух самостоятельных слов;

• ошибки на уровне морфологического анализа и синтеза.

Ошибки на уровне словосочетания и предложения:

• отсутствие обозначений между предложениями;

• несогласование членов предложения в роде, числе и падеже;

• трудности в употреблении предлогов.

Основные этапы работы

I этап – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

II этап – восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

III этап – восполнение пробелов в формировании связной речи

Упражнения, которые помогут ребенку справиться с дисграфией и дислексией:

1. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) зачеркивать или обводить заданные буквы.

2. Каждый день писать короткие диктанты карандашом.

3. Выполнять упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Основные правила во время занятий с учащимися

1) Режим благоприятствования

2) Отказ от проверок на скорость чтения

3) Отказ от упражнений, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению

4) Подход «больше читать и писать» успеха не принесет

5) Не показывать свою эмоциональную вовлеченность

Слайд 3Задачи логопедического сопровождения:Общее речевое развитие школьниковФормирование речевых предпосылок к усвоению

грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметамУспешная социализация

детей Направления работы учителя-логопеда:

Диагностическая работаЦель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

Слайд 16Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” (Лицензионная версия) Программа позволяет

эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение».

Слайд 9Шпатель Корицкого полированный Очень

многофункциональный зондозаменитель. В зондовых техниках может быть использован для поглаживания поверхности языка, для поглаживания боковых краев языка (для этого кончик языка продевается в петлю шпателя). Удобно выполнять прием «вибрация » как в продольном, так и поперечном направлении. Можно использовать для миогимнастических упражнений. Для этого надо просунуть кончик языка в петельку (при этом логопед удерживает шпатель по центру поперек языка). Предлагает ребёнку поднять язык кверху, при этом сам с усилием тянет язык вниз. Так же и наоборот. При инструкции «опусти язык вниз» — с усилием тянет его наверх. Так же можно использовать и боковые движения не только в варианте пассивном, но и с сопротивлением . В звукопостановке можно вызывать шипящие.

Слайд 2ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ФГОС В последние годы

 стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной

речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.  Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы. Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС:

Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме. 

Презентация на тему: » Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.» — Транскрипт:

1

Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

2

Нарушения письменной речи Дисграфия (от греч. δυς- «сложность с» и греч. graphō «писать, изображать») – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Дислексия (от греч. δυς- «сложность с» и греч. λέξις «слова» или «словарь») избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению.

3

Принципы коррекционно- логопедической работы Общие Специальные дидактические

4

Принцип комплексности Совместная работа психоневролога психолога логопеда учителя

5

Принципы ранней диагностики нарушения письменной речи и раннего начала коррекционно- логопедической помощи Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успешное преодоление нарушения.

6

Онтогенетический принцип Учитывается последовательность формирования нарушенной функции в онтогенезе. Пример 1. При аграмматической дислексии и дисграфии сначала формируются наиболее простые словообразовательные модели, затем более сложные на уровне слов, затем словосочетаний, фраз и текста. Пример 2

При оптической дислексии и дисграфии в начале формируются неречевые процессы (зрительно-пространственное внимание, восприятие, память), затем только речевые (на буквенном уровне) – усвоение образов букв, дифференциация оптически и кинетически сходных букв

7

Принцип взаимодействия устной и письменной речи Письменная форма речи формируется на основе устной, нарушение последней часто становится причиной дисграфии и дислексии. Коррекционно-логопедическую работу необходимо начинать с исправления фонетических, фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений в устной речи, а только затем — в письменной.

8

Принцип систематичности и последовательности Программный материал распределяется на занятиях таким образом, что обеспечивается последовательное усложнение его от занятия к занятию, осуществляется связь последующего материала с предыдущим. Занятия по устранению нарушений письменной речи должны проводиться еженедельно по 2-3 раза в зависимости от выраженности нарушения.

9

Патогенетический принцип Учет механизмов нарушения чтения и письма при работе над их преодолением: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза неумение различать графически сходные буквы несформированность слуховой дифференциации фонетически близких звуков неправильное произношение звуков нарушение языкового анализа и синтеза нарушение грамматического строя языка нарушение мнестических процессов, вследствие трудностей соотнесения и закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука

10

Принцип наглядности Рекомендуемые дидактические пособия, которые обеспечивают эффективное восприятие материала пиктограммы карточки схемы наборы таблицы кроссворды иллюстраций ребусы

11

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития» Работа ведется: От предъявления более простых заданий к более сложным От отработки более простых конструкций к более сложным От звука (или слога) к тексту

12

Принцип включения родителей в коррекционно-логопедическую работу с ребенком Формы работы с родителями: Родительские собрания Речевые газеты Стенды Индивидуальные консультации Присутствие на занятиях «Круглые столы» «Экран успехов» и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: