Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?
Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.
Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:
- подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п.например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета;
- замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т.например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка;
- утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др.;например: Антон — Λнтон.
- написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.Например: Екатерина – Зкатерина.
Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата
Слайд 39При устранении оптической дислексии и дисграфии проводится работа и по уточнению
пространственного расположения фигур и букв.
Детям предлагаются карточки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:а) написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии;б) положить кружок, справа от него — крестик, слева от крестика поставить точку;в) нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — круг. Аналогичные задания: нарисовать кружок, справа от него — крестик, сверху крестика поставить точку; нарисовать треугольник, слева от треугольника — кружок, выше треугольника поставить точку. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.
Особенности диагностики
Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.
Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.
Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру
Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв
Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.
Как проявляется и на что влияет дисграфия
Дисграфия – это специфические трудности, связанные с письмом, когда человек не всегда может правильно определить соответствие между звуком (фонемой) и буквой. По этой причине он во время написания текста заменяет одни буквы другими или переставляет их местами. Путаница может возникать также и со слогами или частями речи.
Дисграфия встречается в 2-3 раза чаще, чем дислексия. Учёные также отмечали случаи, когда у человека проявлялась полная неспособность читать (алексия) при отсутствии серьёзных проблем с письмом, или полная неспособность писать (аграфия) без проявления трудностей со чтением.
Процесс написания состоит из нескольких стадий:
- Анализ фонетической структуры слова или предложения.
- Мысленное соотнесение фонем со зрительными образами букв.
- Воспроизведение этих образов при помощи движений руки.
За первую и вторую стадии отвечает так называемая «угловая извилина», расположенная в теменной доле мозга. Она служит своеобразным мостом для передачи визуальной информации в речевую зону Вернике: область, ответственную за распознавание устной и письменной речи. Моторная стадия письма регулируется другой областью – «зоной Экснера». При поражении одной из этих зон, либо при нарушении взаимодействия между ними, у человека возникают сложности с речью, письмом или чтением.
Люди, у которых диагностирована дисграфия, имеют проблемы не только с грамотностью при письме, но и с воспроизведением символов, потому что у них плохо скоординированы визуальные образы букв и движения, которые нужно совершить для их повторения на бумаге.
О признаках наличия у ребёнка дисграфии могут свидетельствовать:
- Неудобный, слишком напряжённый хват ручки или карандаша;
- Напряжённое положение тела при письме;
- Уклонение от задач по написанию и рисованию;
- Быстрая утомляемость во время письма;
- Попытки произносить слова вслух во время письма;
- Пропущенные слова в написанном предложении, незаконченные предложения.
Что поможет человеку с расстройствами обучения
В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.
Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.
При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.
«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.
С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».
Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.
Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.
Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?
Как проявляется и на что влияет дислексия
Дислексия, как и дисграфия, связана с нейробиологией. Точные причины её появления не всегда очевидны, однако в большинстве случаев она имеет генетическую природу. Учёные выяснили, что от 40% до 60% детей-дислексиков в анамнезе имеют страдающих от дислексии родителей. При этом каждый такой случай уникален и требует индивидуального подхода.
Долгое время логопеды и физиологи не могли в точности определить, связана ли дислексия с недостаточным опытом чтения, или проблемы возникают ещё до того, как человек научится читать. После того, как в исследованиях мозга стали широко применять ЭЭГ и МРТ, стало понятно, что за навыки чтения и письма отвечают особые речевые центры. Дислексия и другие формы речевых расстройств возникают при нарушении работы этих центров.
Перечисленные ниже симптомы могут быть признаками наличия дислексии:
- Сложность с подбором рифм («торт – порт»);
- Трудности с запоминанием букв алфавита и взаимосвязью их с соответствующими звуками;
- Неправильное произношение знакомых слов;
- Сложности с подбором нужного слова (недостаточный словарный запас);
- Сложности с запоминанием порядка действий или расположения предметов;
- Нежелание читать.
Признаки и симптомы
Особенно ярко неврологическая природа оптической дислексии проявляется при школьном обучении, также как и фонематическая дислексия, поскольку в более раннем возрасте заметить симптомы патологии практически невозможно.
Родителям следует обратить внимание на появление у ребенка некоторых симптомов, при которых рекомендуется показать его специалисту:
неуклюжий захват ручки;
отказ от написания сочинений и чтения вслух;
трудности с выполнением простейших указаний;
проблемы с освоением алфавита и таблицы умножения;
неустойчивое внимание и плохая концентрация;
отсутствие элементарных навыков ориентирования в пространстве;
проблемы общения со сверстниками.
Заподозрить заболевание можно по следующим проявлениям:
- частые ошибки во время чтения в виде искаженного произношения и замены слогов;
- сложности с пониманием прочитанного ребенком материала;
- проблемы с правильным переводом букв в звуки;
- трудности с быстрым распознаванием слов;
- сложности с освоением простейших навыков письма.
В среднем и старшем школьном возрасте указать на дислексию могут следующие признаки:
- плохой почерк, который невозможно прочитать;
- проблемы с пониманием языка тела и мимики;
- нарушения в написании слов и их правильном произношении;
- недостаточный уровень чтения по сравнению с одногодками;
- множество ошибок при чтении;
- искаженное произношение слов;
- слишком медленный темп работы;
- проблемы с изложением и пересказом прочитанного;
- трудности в адаптации к различным изменениям.
В том случае, если у ребенка выявляются вышеперечисленные признаки, то необходимо как можно скорее показать его специалисту.
Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии
Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:
- Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.
На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».
Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов.
-
Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.
То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д.
- Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
- Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
- Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
- Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
— мальч2к;
— л2л2я;
— л2сток;
— 3таны;
— ло3адь;
— 323ка.
Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.
Причины появления
Основной причиной развития дислексии у детей считаются сбои в функционировании мозга, которые возникают под воздействием различных биологических и психологических факторов. Родителям не стоит переживать и считать, что их ребенок умственно отсталый либо не может мыслить и соображать. Причиной такого речевого нарушения становится сбой функционирования механизма отдельного участка мозга.
Спровоцировать появление оптической дислексии в детском возрасте могут некоторые причины:
- различные патологии матери при внутриутробном развитии плода;
- повреждения и травмы центральной нервной системы;
- тяжелые роды, вызвавшие асфиксию, отслойка плаценты и обвитие пуповины;
- повреждения головы различной степени и сотрясение мозга;
- замедленная работа отдельных участков мозга.
Не последнее место в развитии дислексии занимают и социальные факторы. Стать причиной нарушения могут высокие нагрузки при обучении либо педагогическая запущенность. Кроме этого, нередко дислексия выявляется у детей, растущих в неблагополучном окружении с дефицитом внимания. В некоторых случаях может выявляться синдром изоляции, выражающийся в потере речи и параличе с сохранением сознания.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.
Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга. Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904. Обращайтесь по тел.:+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp На правах рекламы |
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.
Слайд 2Оптическая дислексия и дисграфия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях
сходных графически букв и их взаимных заменах . Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
Замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ,ц,— щ); Замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, 6 — д, с — х, х — ж);Замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш); (Т-Г,Ь-Р,Н-П-И). Зеркальное написание букв (с — е, э — е).Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.
Методы устранения
Перед тем, как приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить, каков первичный дефект при оптических дисграфиях и дислексиях. При такой патологии ученику трудно усвоить зрительный образ букв, и появляется множество замен и смешение букв при чтении. Основная коррекционная работа при такой патологии ведется по нескольким направлениям:
- формирования речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
- развитие у ребенка зрительного синтеза и анализа;
- формирование пространственных представлений и восприятия;
- увеличение объема зрительной памяти.
Для того чтобы развивать у ребенка зрительное восприятие, могут подбираться специальные упражнения, в которых требуется определить контурные изображения предметов. Кроме этого, малышу могут предложить назвать, что неправильно нарисовал художник либо какие перечеркнутые изображения он видит.
Коррекция оптической дислексии включает развитие зрительного гнозиса; ребенку могут даваться следующие задания:
- геометрическое лото;
- подбор картинок к заданному фону;
- распределение изображения по их реальной величине;
- подбор полосок, одинаковых по цвету;
- определение заданной части полосок разного цвета.
Особый акцент делается на совершенствование пространственного восприятия, представлений и зрительно-пространственного анализа и синтеза. Необходимо научиться ориентироваться на собственном теле, отличать правые и левые его части. Кроме этого, даются упражнения по ориентировке в окружающем пространстве.
При таких речевых нарушениях, как дислексия и дисграфия, ведется работа, направленная на уточнение пространственного расположения букв и фигур. Кроме этого, ребенку подбираются задания на установление пространственных соотношений элементов букв и графических изображений. Коррекция оптической дислексии и дисграфии предполагает и формирование у ребенка понимания различий между буквами, схожими между собой.
Что такое оптическая дислексия
При таком речевом нарушении, как оптическая дислексия, у ребенка возникают проблемы со зрительно-пространственным восприятием. Во время чтения ребенок перескакивает на другие строчки либо применяет зеркальный способ чтения. Кроме этого, он не может понять буквы, которые состоят из одинаковых элементов, расположенных по-разному.
Детям с таким нарушением довольно проблематично рисовать простые рисунки, например, по образцу либо по памяти. В том случае, если требуется воспроизвести более сложные предметы, то это вызывает появление множества неточностей.
При рисовании ребенок пытается упростить заданный предмет, изменяет количество элементов и расположение линий. В школе такие ученики с трудом осваивают письмо букв, которые схожи по написанию.
Слайд 38С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания: а) запомнить 4-6 картинок,
а затем найти их среди других 8-10:б) запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5 ), а затем выбрать их среди других (8-10);в) разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности;г) игра » Чего не стало? » На столе раскладываются 5-6 игрушек или других предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало;д) игра «Что изменилось?» Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед меняет незаметно их расположение. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальное расположение картинок.е) зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.
Слайд 6С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: а) назвать предметы
по их контурам;б) назвать недорисованные предметы;в) назвать перечёркнутые изображения; г) выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;д) определить, что неправильно нарисовал художник;е) распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры) (заяц, курица, цыплёнок);ж) распределить изображения предметов по их реальной величине (Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине);з) подбор картинок к определённому цветовому фону (Детям предлагаются фоны («лужайки») разного цвета: красного, зелёного, жёлтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуз, огурцы, листа; цыплёнка, репы, дыни; мака , помидора ,клубники ;сливы, василька, синей мяты.)
Классификация дислексии
В современной логопедии имеется большое количество классификаций нарушений чтения. Одной из наиболее часто используемых является предложенная Р. И. Лалаевой. Она ее создала с учетом нарушений процесса чтения:
- При недостаточной сформированности фонематических и фонетико-фонематических процессов появляется фонематическая форма дислексии. У школьника нет четкого звукового образа буквы. Это проявляется в замене и смешении букв во время чтения. Также может быть нарушение слоговой структуры слова.
- Оптическая дислексия обусловлена недостаточной сформированностью зрительной анализаторной системы и оптико-пространственных представлений. Во время чтения школьник допускает ошибки в буквах, имеющих схожи оптические признаки. Он с трудом усваивает зрительный образ буквы и расположение элементов.
- Мнестическая форма связана со сложностями работы процессов речевой памяти, проявляющаяся в соотнесении образов фонемы и буквы. Ребенок в течение длительного времени не может запомнить букву и ее составляющие.
- Когда ребенок читает, но не понимает смысл прочитанного, то это проявление семантической дислексии, также известной как механическое чтение. У школьника может быть идеальная техника чтения, но он не может установить смысловые связи между словами. Или если он читает по слогам, то не может понять о каком слове идет речь, не может соотнести его с подходящей картинкой.
- При недостаточной сформированности грамматического строя речи, морфологических и синтаксических категорий появляется аграмматическая форма. Ее характерные особенности − это неправильные окончания, нарушение норм согласования слов, трудности в словообразовании; неправильная постановка ударения.
- Тактильная форма вызвана нарушением в работе пространственной анализаторной системы. Эта дислексия может быть только у слепых детей, пользующихся азбукой Брайля.
В чистом виде описанные формы встречаются редко. Обычно это сочетание нескольких видов. И подбирать упражнения нужно для устранения всех ошибок, возникающих во время чтения.
Причины оптической дисграфии
Этиология расстройства связана с неумением головного мозга быстро и точно обрабатывать визуальные данные. Это связано со следующими факторами, которые в полной мере не дают ребенку зрительно усвоить, графически воспроизвести буквы:
• неполнота зрительного восприятия;
• десинхронизация зрительно-двигательной координации;
• дисфункция речевого и зрительного анализатора;
• дисфункции таламуса, отвечающего за скорость и качество обработки изображений.
Пусковым механизмом развития патологических трансформаций, которые привели к развитию оптической дисграфии, могут быть следующие причины:
1. Антенатальные. Влияют на ребенка еще в период внутриутробного развития. Это инфекционные заболевания матери, гестоз, тяжелая форма анемии, церебральная гипоксия, резус-конфликт, табакокурение, употребление матерью алкоголя и психотропных веществ.
2. Перинатальные. Вероятность оптической дисграфии возрастает у детей, рожденных на сроке до 35 недель, путем кесаревого сечения или тех, кто получил внутричерепные травмы в процессе родов.
3. Постнатальные. Затрагивают период развития ребенка после рождения. Пусковым механизмом могут стать инфекционные поражения нервной системы, дистрофия, тяжелые черепно-мозговые травмы, острые отравления химическими и токсическими веществами, дисфункции сердечно-сосудистой системы, онкология, тяжелая психическая травма.
Все описанные факторы приводят к истощению нервной системы, торможению ее развития, что осложняет освоение устной и письменной речи. Кроме этого, в группу риска попадают дети:
• у которых есть родственники с дисграфией;
• левши;
• переученные с левой на правую руку;
• разговаривающие с детства на несколько языках;
• с общим речевым нарушением;
• с замедлением психического развития.
Слайд 40ЛИТЕРАТУРА. 1. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и
их преодоление у младших школьников. — М. Владос,1995.2. Корнев А.Н.»Нарушения чтения и письма у детей. — СПб.: ИД. «МиМ»,19973. Иваненко С.Ф.»Формирование восприятия речи у детей с тяжёлыми нарушениями произношения. — М: Просвещение Л 9844. «Угадай, как нас зовут»: игра и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Под ред. Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко и другие-М :Просвящение,1994.5. Парамонова Л.Г «Говори и пиши правильно. «СПб:»Дельта».,1996.6. Лалаева Р.И.»Логопедическая работа в коррекционных классах».-М.: Гуманит.изд.центр Владос,1988.7. Логопедия/ Под ред.Л.СВолковой.-М,1995.8. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. -М. Аквариум,СПб.: Дельта, 1995.9. Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей.-Курск: АП.»Курск», 1995.10. Петерсон Л.Г. ; Кочемасова С.Ч.. Игралочка, часть 1 , — М. : ИНПРО — РЕС, 199711. Селиверствов В.И.. Речевые игры с детьми.-М, 199412. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у детей. -М., 198313. Рисуй, играй, смекай. / Под ред. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др.-Ярославль.: «Академия развития», 1997.14. Забавные прописи / Под ред. Пасс Ю.М. : 4INKA PRESS, 199215 . Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква. Логопедическая тетрадь. — М.: Школьная Пресса, 2005. («Начальная школа: воспитание и обучение. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник»; Вып. 7).О.Е. Клеймёнова « Оптическая дисграфия и дислексия, пути её коррекции».-Курск.: ООО « Учитель»,2011г.Расскажи, что где находятся? — М. «РОСМЭН-Пресс»,2004г.Иншакова О.Б.Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в ч.2.-М.: Владос, 2003г.Дидактическое пособие для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста .,В.И. Липакова, Е.А.Логинова. Л.В. Лопатина.-Санкт-Петербург,:»СОЮЗ»,2001.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир, — М.: Генезис, 2003.Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Клиническая симптоматика
Проявления дисграфии и дислексии разнообразны, поэтому очень важно отграничить эти расстройства от физиологических ошибок усвоения письменной речи. Эти нарушения могут являться частью более сложных нервно-психических заболеваний: умственной отсталости, задержки психического развития и др
Клиническая картина представлена неврологической и речевой симптоматикой:
- Нарушения координации движений.
- Трудности в запоминании правил и рифм, прочитанных слов.
- Непонимание прочитанного и написанного. При этом интеллект может быть сохранен.
- Проблемы с концентрацией и распределением внимания, его переключением.
- Ребенок путает стороны.
- Во время чтения и письма возникает дискомфорт в глазах (они могут слезиться, появляется резь; ребенок может подносить книжку слишком близко или слишком низко наклоняться к тетради).
- В процессе чтения и письма школьник быстро утомляется, может заболеть голова.
- Школьник старается читать и писать меньше, отказы могут проявляться в виде негативных реакций: агрессии, плача.
- Ребенок путает похожие элементы.
- Неправильное произношение и нарушение звуко-буквенного анализа.
Главные признаки – это ошибки на чтении и письме, отличающиеся специфичностью. Если у ребенка ошибки физиологического характера, которые появляются при освоении грамоты, то при запоминании правила, они проходят. А при дисграфии и дислексии они носят стойкий и повторяющийся характер.
Планирование работы по коррекции оптических нарушений
- Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
- Развитие конструктивного праксиса.
- Развитие мнестических представлений.
- Развитие графомоторных навыков и умений.
- Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
- Дифференциация смешиваемых букв.
Вид дисграфии |
Ошибки |
Пути коррекции |
Оптическая дисграфия. — литеральная дисграфия. — вербальная дисграфия. |
1. Нарушение пространственного расположения букв. 2. Зеркальное написание букв. 3. Пропуск и замены элементов букв: О-а, и-у, ы-и-а, ы-ь, х-ж, к-н, л-м, п-т, П-Т-Г-Р, и-ш, ш-щ-ц, б-д, в-д, 4. Нарушение узнавания и воспроизведения букв, даже изолированных. 5. Искажения при написании слов, замены букв оптического характера. |
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы, и величины букв. 2.Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (мнезиса). 3.Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений. 4. Развитие зрительного анализа и синтеза. 5. Развитие конструктивного праксиса. 6. Дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте. |
Причины ошибок:
- трудности в различении правой и левой руки, несформировавшаяся латерализация;
- нарушения умения определять направления в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, между);
- нарушение зрительного восприятия;
- дефекты зрительного внимания и памяти;
- трудности конструирования, т.е. собирания из отдельных частей картинок, букв, геометрических фигур (конструктивный праксис);
- трудности в запоминании и повторении последовательности движений (пересчёт пальцев, проба «кулак-ребро-ладонь» и др.)
Что это такое
Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.
Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.
Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием
Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи
Слайд 3Данная дислексия и дисграфия связаны :с нерасчленённостью зрительного восприятия форм; с
недифференцированностью представлений о сходных формах; с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений; с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов отмечаются неточности, ещё больше ошибок отмечается при рисовании по памяти. В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом. Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую. Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определённых элементов, по-разному расположенных друг к другу.