Этапы и проблемы развития речи детей

Развитие устной и письменной речи младших школьников учитель начальных классов высшая квалификационная категория моу «средняя общеобразовательная школа. - презентация

Слух

  1. Делаем специальную коробочку для занятий на слух. Кладем туда бубенчики (продаются в логопедическом магазине), колокольчики (продаются в магазине для рыбаков), погремушку, игрушку, шум дождя и изображаем  оркестр: под какую нибудь веселую песню “играем” этими инструментами. Испытываем их – как звенит колокольчик, если держать его за кончик, а как – если его зажать в ладони.
  2. Берем 8 баночек из-под йогурта и насыпала в 2 из них манку, в 2 – фасоль, в 2– чечевицу, еще в 2 – гречку. Каждый день достаем эту коробку и просим малыша искать пары среди баночек с крупами, сравнивать как что шуршит, а также угадывать – что внутри. Когда ребенок все запомнит, можно заменить содержимое баночек.
  3. Еще одна игра с баночками: трясем банку с манкой и говорим на что это похоже, например на то, что мышка шуршит в углу, пи-пи- пи. Потом берем баночку, например, с фасолью, трясем ею медленно – на что это похоже? Может быть на то, что мишка по лесу идет, ветки ломает? Трясем громче – а это идет сердитый мишка. Нут-это целое стадо ежиков бежит на танцы.

Чем необычнее варианты интерпретации звуков, тем смешнее ребенку.

Это занятие на 10-15 в день.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи как фактор, затрудняющий овладение грамотой

Правильное произношение является залогом успешного речевого развития ребенка. Особенно актуально формирование правильного речевого произношение в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период происходит формирование основ грамматического строя речи, ребенок осваивает грамоту и учиться строить грамматически верные речевые конструкции. Если, при этом у него имеются проблемы с произношением отдельных звуков, то полноценное освоение им грамоты будет затруднительным.

Произношение ребенка формируется к трем годам. В зависимости от особенностей речевого развития оно может затянуться до четырех-пяти летнего возраста.

Однако, в развитии речи ребенка могут иметься определенные нарушения, связанные с его произносительной стороной. Они проявляются по –разному и зависят от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Формирование правильного произношения необходимо старшему дошкольнику по ряду причин:

  1. Взаимосвязь произношения и иных сторон речевого развития. Если имеются отклонения в произношении, то это стимулирует развитие отклонений в иных направлениях речевого развития ребенка.
  2. Подготовка к школе. Необходимо овладения азами грамматической стороны речи, которая неразрывно связана с произношением. Отклонения в произношении влияют на освоение основ грамматики языка и формирование способностей построения различных грамматических конструкций.
  3. Современные программы школьного обучения требуют достаточно высокого уровня дошкольной подготовки учащихся. Дети должны владеть основами чтения и письма, чтобы успевать по новым образовательным программам.
  4. На начальном этапе обучения ребенка в школе происходит продолжение освоения и развития речевых навыков. Для этого ребенок должен владеть лексическим запасом языка, звукопроизношением, грамматикой и фонематическими процессами.
  5. Формирование грамматического строя речи является сложным процессом, в реализации которого участвуют психические, физические и интеллектуальные процессы. Он требует наличия у ребенка особых навыков речи. Первостепенное значение здесь имеет произносительная сторона речи.
  6. Звукопроизношение лежит в основе формирования навыков чтения и грамотной устной и письменной речи.

Замечание 1

Таким образом, формирование правильного произношения у ребенка старшего дошкольного возраста является острой необходимостью. От него зависит успешность и качество процесса обучения в начальной школе. Если произношение ребенка имеет какие-то отклонения, то необходимо своевременно предпринять коррекционные меры, чтобы к началу школьного обучения, оно не мешало формированию правильной устной и письменной речи ребенка.

Этапы формирования письма

Также нужно иметь в виду, что во время обдумывания письма на первой стадии все эти уровни последовательно вступают в работу. Но в процессе осуществления этой работы все уровни работают одновременно, в сложной и тесной иерархии. В зависимости от текущей задачи на первое место выступают разные уровни.

Согласно А.Н. Корневу, процесс письма состоит из операций, которые у взрослых людей носят свернутый и сокращенный характер. Также можно выделить такие функции, как побуждение, мотив, замысел, звуковой анализ слов.

После анализа звуков происходит соотнесение фонем со зрительными образами букв, а также их дифференциация с другими буквами. И если воспроизводить этот процесс с помощью движения руки, то помимо создания зрительного образа буквы человек прибегает к кинестетическому контролю.

Согласно Е.А. Камориной, все эти этапы подготавливают к последнему. А последний этап этого сложнейшего процесса – трансформация устной речи в письменную с помощью автоматизированных движений рук.

Если вернуться к исследованию Л.С. Выготского, хочется отметить, что изучая мозговые основы письма, он выделял их как невероятно сложными. Естественно, что процесс этот задействует сразу несколько участков мозга.

Психологическую базу обеспечивают лобные отделы мозга: медиобазальный, передний и задний. Физиологический уровень возможен за счет заднего лобного отдела, нижнего теменного, заднего височного, височного и переднего затылочного отделов.

На лингвистическом уровне проводится комплексная работа задней и передней зон речи, которые отвечают за парадигматику и синтагматику.

Комплексная работа всех этих мозговых образований и есть мозговая основа письменного процесса.

Чтобы процесс письма протекал полноценно, включаются в работу разные отделы левого полушария, а также системы моторного, оптического и акустического анализа. При этом каждый отдел занимается тем, чтобы обеспечить хорошее функционирование того или иного звена в структуре писем. А все эти отделы вместе взятые позволяют осуществить более сложную целостность процесса письма.

Итак, письмо – это не только речь, но и моторика, и зрительное восприятие. Это очень емкий психический процесс, которые включает в свою структуру и невербальные, и вербальные виды деятельности психики

Здесь задействована моторика, восприятие пространства, акустика, зрение, внимание, действия с предметами и пр

Понятие «письменная речь»

Согласно О.Г. Ашевой, письменная речь – это один из видов существования любого языка. Ее можно противопоставить устной речи. Ведь письменная речь вторична, она появилась уже после возникновения устной. При этом письменная речь, когда была новой функцией, повторила все этапы развития речи устной.

Согласно В.А. Ковшикову, все на самом деле иначе. Он считает, что письменная речь в наиболее значительных этапах своего формирования не повторяет особенности развития устной речи. Свойства развития письменной речи носят симптоматический характер. Это не просто перевод устной речи в знаки письма. Процесс изучения письма – это не просто усвоение какой-то техники.

С его точки зрения письменная речь – это иная речевая функция, которая подразумевает сформированность абстрактного мышления. Это речь, которая не имеет звукосодержащей стороны, это речь, свойственная нашему мышлению, она зарождается в нашем представлении и лишена самого главного признака устной речи – звука.

По мере того, как ребенок взрослеет, он с помощью устной речи развивает в себе абстрактное мышление по отношению к материальному миру.

И у него появляется новая задача: ему нужно абстрагироваться от чувственного речевого аспекта и перейти к речи отвлеченной, которая выражается не словами, а их представлениями. Поэтому письменная речь полностью отличается от устной и не может быть соответствующей для устной.

Согласно многочисленным исследованиям, письменная речь характеризуется своей отвлеченностью, она произносится в мыслях, но не устно. Поэтому для детей она является особенно сложной для развития.

Итак, подготовка детей к обучению письму – это довольно сложный процесс, который требует владение генезисом письма, его психических особенностей, а также точных знаний того, какие ВПФ развивают письмо. Необходимо разбираться в структуре письма, его предназначении, его месте и роли в деятельности психологии. Все это поможет правильно подобрать методику обучения письменной речи.

Формирование навыков письма

При развитии письма у ребят каждый уровень организации течет произвольно, но преимущественно задействуется лингвистическая группа операций. Методы изучения детьми письма в школе, к сожалению, обычно задействуют лишь психологические аспекты.

После того, как ребенок освоил написание букв и некоторых слов, он более эффективно переходит на следующий – психологический – уровень. На этом этапе формируется его мотив, появляется интерес к определенному замыслу, ребенок обдумывает содержание с помощью картинок и т.п.

Все эти методы позволяют гармонизировать процесс развития навыка письма у ребят.

Итак, формирование навыков письма вызывает значительные затруднения, поэтому владение генезисом этого процесса и его психических особенностей, а также знания того, на основе чего формируется этот навык, его структура и его функции – все это позволяет грамотно подобрать методику обучения.

Проанализировав литературу, мы делаем вывод, что сегодня ученые, исследующие дисграфию, уделяют внимание тому, что именно формирует неречевые функции, которые принимают участие в процессе письма. Также нужно определять то, насколько они значимы и важны

Сегодня исследование дефектов письма обычно ограничивается классическим педагогическим подходом, который связывает его с плохо развитой лингвистической основой у детей или с дефектами ориентации в пространстве.

У детей, страдающих дефектами письменной речи, неполноценно развита речевая функция, а также некоторые высшие функции психики

Неполноценно сформирован синтез и зрительный анализ, неправильные пространственные представления, ребенок не владеет дифференциацией звуков, не может анализировать слоги и синтезировать с их помощью слова, не способен делить предложения на отдельные слова, у него страдает грамматический и лексический речевой строй, плохо работает память и внимание, наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы

Пока недостаточно изученным является то, какую роль внимание играет на формирование навыков письма. Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье

Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе

Сегодня значительно растет число детей, страдающих тем или иным видом неблагополучия в психическом и соматическом здоровье. Все больше детей испытывают трудности в процессе обучения в школе.

Игры, способствующие развитию речи

Какой?Для обогащения речи именами прилагательными.Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.

Что могут делать…?Игра для увеличения запаса глаголов.Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.

Слова наоборотЛето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад,  далеко и т. д. 

Слова-товарищиЭти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.

Один – много  (можно играть с мячом)Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога – ноги, окно – окна.Назови ласково  (также можно играть с мячом)Например: стол – столик, палец – пальчик и т.д.

Потому что…Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:Я мою руки потому, что…Почему ты идёшь спать? и т. д.

ОбъясниВзрослый даёт задание ребёнку: “Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос”Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.Объясни, почему кошка недовольна?

Кем (чем) был?Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.Корова была телёнкомБабочка была гусеницейКурица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцомЛёд был водой и т. д.

Игра “Волшебный мешочек”Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: “Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?”. Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её любит кушать. Эта игра позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь

6 месяцев

поворачивается на голос

обращает внимание на громкие звуки

смеется

произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

машет рукой на прощание

качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

лепечет, произносит слоги

говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

произносит простые лепетные слова

15 месяцев

18 месяцев

указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

использует указательный жест в диалоге

2 года

показывает по просьбе картинки

выполняет сложные просьбы

говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

называет хотя бы одну картинку

3 года

показывает части тела по просьбе (и называет их)

выполняет сложные просьбы

говорит короткие предложения

называет хотя бы один цвет

речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Мелкая моторика

  1. Для игр на развитие мелкой моторики я сделала волшебную шкатулку и наполнила ее мохнатой проволокой, бусинками, термомозаикой. Нанизывали бусинки и термомозайку на пушистую проволоку – делали червячков. Знакомили их друг с другом, делали им из кубиков домик, играли ими в прятки.
  2. Мы грузили сухую гречку в кузов маленького трактора, и перевозили ее с одного края стола на другой, не забывая издавать звуки трактора (это еще активная речь развивается).
  3. Я насыпала в ванную много разной фасоли и нута или цветного сухого песка, туда добавляла маленькие стеклянные шарики, ракушки и бусинки. Ребенок их искал, пересыпал в стаканчик, сидя в ванной. Разумеется, я сидела рядом, чтобы он не взял в рот фасолинку. Почему в ванной? Чтобы потом по всей квартире не собирать. Потом все собирала и убирала в недоступное место.
  4. Я взяла резинового волка, сделала ему небольшое отверстие на морде, чтобы кормить (отрезала нос). Играли так – приходит злой и голодный волк, кричит, “ааа, я вас сейчас съем, ух как я зол и голоден!” А я ему говорю – “волк, ты нас не ешь, смотри, мы тебе дадим вкусную, волшебную фасоль!” Мы брали с ребенком мелкую фасоль и кормили волка – бросали в дырочку. Это довольно сложно – взять эту маленькую фасолинку или чечевицу пальчиками, и протолкнуть в дырочку. Волк говорил – “ООО, мммм, как вкусно, ням-ням, спасибо, я подобрел, пошел я в лес, пока.” Все это волк говорит очень эмоционально.
  5. Лепка из глины и пластилина также очень полезна для развития мелкой моторики. Помимо лепки просто всяких колбасок, калачей, шариков, делали ежиков, пирожное мы втыкали в пластилин зубочистки, спагетти, фасоль. Еще играли по книжке “Пластилиновые прятки”: нужно прятать зверей от хищников, например, отщипывать пластилин и заклеивать им картинки.
  6. Есть еще такие классные наборы для девочек для создания украшений (мы использовали фирмы Battat). Там из разных деталей нужно собирать цепочки. Нужно сообразить какую деталь в какую вставлять, плюс они разной текстуры, что полезно для мозга. Мы делали из них червячков и змей, а позже стали делать пиратские цепи.
  7. Наклейки. Есть хорошие книги с сюжетами, куда нужно вклеивать героев или предметы. Они у меня в сумке были всегда. В очереди в поликлинике, в банке –наклейки меня выручали всегда. В день одна игра, минут на 10, но у нас это больше времени занимало – около часа, т.к. на тот мой ребенок любил возиться с мелочью.

Уровни протекания процесса письма

Согласно Е.М. Саган, существует три уровня протекания письменных процессов.

Первый уровень – психологический. Он состоит из нескольких звеньев. Начинается он с появления мотивации к осуществлению письменной речи. Эта мотивация называется намерением. Затем это намерение превращается в замысел. Человек принимает решение, о чем писать. Затем на основе этого замысла создается общий смысл содержания текста. И кульминацией процесса является регуляция и контроль за процессом письма.

Исследователь также обращает внимание на то, что кроме психологического уровня существует уровень психолингвистический. Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов

Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне

Он отвечает за операционные аспекты реализации программы и включает в себя несколько этапов. Изначально этот процесс проявляется в звукоразличении, с помощью которого человек анализирует словесный звуковой состав, их кинетическую, кинестетическую и акустическую основы на фразовом уровне.

Это звено позволяет анализировать более крупные речевые единицы. Анализируется количество слов и то, как воспринимается звуковой абрис.

Еще одно звено – это объем восприятия акустики и слухоречевая память. Они отвечают за то, как человек воспринимает определенный информационный объем и сколько он может сохранить его в своей оперативной памяти.

Следующее звено – это актуализация образов и представлений графемы. Этот процесс осуществляется на основании звуковой информации, которая поступает в мозг человека, а также на основании ее перешифровки в буквенную форму.

Затем актуализируется моторный образ буквы, она перешифровывается в соответствующую систему движений мелкой моторики. Последнее звено этого уровня – начертание буквы, слова или фразы.

И, естественно, последний уровень, предложенный Л.С. Выготским – это психофизиологический. С его помощью можно реализовать все указанные выше действия и операции. В нем процесс различения звуков может быть обеспечен слаженной работой акустического и речедвигательного анализатора. Объем появления акустических сигналов речи может быть обеспечен анализатором акустики. В структуру восприятия этого анализатора входит звено памяти, которое позволяет кратковременно отбирать и удерживать нужную информацию, чтобы ее обработать, что и является ролью внимания.

Следующее звено – это перешифровка звука в букву, что подразумевает переключение с одного процесса психики на другой. Происходит перешифровка путем совместной работы зрительной, акустической и пространственной систем анализа, которые позволяют обеспечить работой заднюю зону мозга. Именно здесь в теменно-затылочном отделе актуализируются образы представлений знаков букв.

Таким образом, очевидно, что развитие письма и речи не может протекать без межанализаторных связей. Письмо – это результат работы не только одного анализатора, а целой системой анализаторов, действующих совместно друг с другом.

Д.Б.Эльконин. Развитие устной и письменной речи учащихся

Повышение квалификации —

Системно-деятельностный подход

ПРЕДИСЛОВИЕ

Незадолго до Великой Отечественной войны Д. Б. Эльконин провел исследование, результаты которого отразил в монографии «Развитие устной и письменной речи учащихся». В 1940 г. книга должна была выйти в свет в виде отдельного тома «Ученых записок Ленинградского педагогического института им. Крупской», но не вышла. Даниил Борисович сохранил гранки, но так и не собрался опубликовать свою первую крупную монографию. Эта книга, написанная около 60 лет тому назад, сегодня издается впервые. Оценим кратко ее содержание.

В те годы в психологии и методике начального обучения бытовало мнение, что письменная речь отличается от устной только техникой и что обучить ребенка чтению и письму означает сформировать у него письменную речь. Даниил Борисович построил свое экспериментальное исследование письменной речи младших школьников в период ее становления (I—IV классы) для того, чтобы показать, что письменная речь отличается от устной как со стороны функционирования, так и со стороны внутреннего строения; она более абстрагирована от ситуации, иначе мотивирована, значительно произвольнее, чем устная речь ребенка. Иное функционирование письменной речи накладывает отпечаток на ее внутреннюю структуру, и прежде всего на отношения между речью и мышлением. Д. Б. Эльконин стремился понять письменную речь в качестве особого способа общения и становления мысли, проследить, как она приобретает психологические характеристики, а не грамматические формы, — в этом он видел смысл психологического изучения письменной речи.

Д. Б. Эльконин продемонстрировал, что максимальные возможности произвольной речи обнаруживаются в свободном письме, а не в списывании и диктовке, которые часто преобладают в формировании письменной речи у младших школьников

Практике свободного письма, по мнению Даниила Борисовича, надо уделять гораздо большее внимание в начальном обучении. Письменная речь дисциплинирует мышление, приучая ребенка к расчленению потока мысли и развернутому ее выражению

Но требование расчлененности мысли выполнимо лишь в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на воображаемого читателя, на воображаемую ситуацию общения. Это предполагает одновременное воспитание ребенка и как «писателя», и как «читателя», способного понять авторскую точку зрения, встать на точку зрения другого, выраженную средствами текста. Решение этой двуединой задачи нуждается в совершенно особом понимании содержания и методов работы на уроках чтения.

Недооцененный источник письменной речи — культивируемые в школе устные ответы учащихся перед классом, которые строятся по многим канонам письменной речи: они подробны, адресованы коллективному слушателю, который не реагирует на них непосредственно; они насыщены абстрактным содержанием школьных знаний, рассуждениями, обоснованиями. Но культура специализированной учебной устной речи в школе отсутствует: учитель обычно пересказывает реплики учеников своими словами, снимая коммуникативную направленность ученического ответа. Культура «школьной» речи может быть воспитана при правильной организации совместной учебной работы детей на уроке. Эти практические выводы, сделанные Даниилом Борисовичем, как и общие результаты его давнишнего исследования, до сих пор сохраняют, на наш взгляд, свою актуальность: современная школа все еще не использует резервов речевого развития учащихся.

Первое издание книги «Развитие устной и письменной речи школьников» — это большой подарок учителям и ученым, ценящим все последующее научное творчество Д. Б. Эльконина.

Профессор В. В. Давыдов

Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.Книга представляет собой первую публикацию монографии, написанной Д. Б. Элькониным в 1940 г. по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале многочисленных экспериментов автор показывает, что письменная речь отличается от устной как по функционированию, так и по внутреннему психологическому строению.

Скачать во вложении

Вложения
Д.Б.Эльконин Развитие устной и письменной речи учащихся.docx 300 Kb
< Предыдущая   Следующая >

Свойства речи

Содержательность речи – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность речи – это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

Выразительность речи – это её эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

Действенность речи – это свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Взаимосвязь письма и психики

Было замечено, что существует связь между сложностями развития письма у детей младшего школьного возраста и плохим развитием вербальных видов процессов психики, таких как представления о пространстве, звуке, моторных функций

Также на это влияет плохое развитие саморегуляции, то, что дети не могут осуществлять целенаправленную деятельность и у них не сформировано внимание. И это более существенные факторы по сравнению с недоразвитием устной речи

Согласно Л.С. Цветковой трудности в процессе письма, которые протекают при взаимодействии разных ВПФ, — это плохое восприятие разной речи, модальности, действий с предметами и внимания.

Все эти функции психики нужны для успешного письма, для различения звуков, для актуализации представлений о буквах и звуках, для перекодирования их в движения кистей рук. В процессе написания текста принимают участие эмоционально-волевые процессы, а также мотивы и поведение людей.

Формирование письменной речи и подготовка к ней должна начинаться еще до школы. Так, у детей наблюдается формирование так называемого предметного письма. Это происходит, когда они рисуют. Сам процесс рисования – это уже подготовка к письму. Также это жесты. Ведь жесты – это письмо в воздухе. Рисунок – это одна из важнейших стадий развития пиктографического письма.

Приобретение навыков письменной речи подразумевает изучение сложной системы символов и знаков. Поэтому письмо – это результат долгого формирования личности и поведения детей, а также его ВПФ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: