Введение
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение
Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования
Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований
Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из путей такой организации является работа по развитию связной речи на уроках литературного чтения.
В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание методически целесообразно организованным занятиям по литературному чтению
Это связано с важностью литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального и речевого развития и воспитания детей
Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного вида литературных произведений.
В связи с выше сказанным мы можем выявить актуальность этой проблемы
Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития связной речи является важной задачей системы образования
Как организовать работу по формированию умений и навыков связной речи, как научить ребенка полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и этапы работы по развитию связной речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы послужили основанием для выбора темы представленной работы.
Объектом исследования является связная речь младшего школьника.
Предметом исследования является процесс развития связной речи младшего школьника.
Основная цель работы – изучить приемы работы по развитию связной речи младших школьников.
Задачи исследования состоят в следующем:
1. Изучить теоретические аспекты развития речи младших школьников.
2. Определить уровень развития связной речи.
3. Подобрать методические приемы для развития связной речи и применить их на практике.
Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования.
Наглядность и план высказывания
Вторая методика, посвященная детям с общим недоразвитием речи, была разработана Ткаченко Т.А. Она опробировалась и совершенствовалась автором на протяжении более 20 лет.
У детей с ОНР наблюдается слабая сформированность всех составляющих языковой системы. Так, они имеют небольшой словарный запас, неправильно строят фразу с грамматической точки зрения, а их высказывания отличаются несовершенной фонетикой.
Чаще всего они также подвержены нарушению внимания, неполноценному словесно-логическому мышлению, а их высказывания лишены четкости и точности. В конечном итоге все это становится результатом сложного овладения связной речью.
Основная мысль методики автора сводится к тому, что таким детям для формирования связной речи нужны дополнительные средства, выступающие в качестве вспомогательных, помогающих сделать этот процесс более легким и правильно направленным.
В методике эти вспомогательные средства представлены двумя пунктами: наглядностью и важностью делать модель плана высказывания. Преимущественно методика направлена на работу с дошкольниками, но с успехом может использоваться для коррекции речи и у младших школьников
Она предусматривает семь видов самостоятельного рассказа, например, составление рассказа на основе изображаемого действия или пересказ с помощью сюжетных картинок.
Речь и текст как объекты лингвистики
Язык и речь. Язык — это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации. «Язык есть собственность нераздельная всего народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как драгоценное его сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться» .
Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания).
Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.
Речь — это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.
Понятие «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения).
Вопрос о соотношении языка и речи был поставлен в лингвистике уже давно. Однако наиболее четко разграничил эти понятия Фердинанд де Соссюр в своем «Курсе общей лингвистики» . После выхода в свет его работы многие ученые посвятили этой проблеме свои исследования (А. Сеше, Л. Ельмслев, Г. Гийом, А.И. Смирницкий, Л.В. Щерба и др.).
Обобщая соотносительные признаки языка и речи, наиболее часто упоминающиеся в лингвистической литературе, представим их в виде таблицы 1, чтобы нагляднее продемонстрировать различие этих понятий:
Проблема соотношения функций языка и функций речи решается разными лингвистами неодинаково: одни ученые используют термин «функция» применительно к языку, другие — к речи, а третьи прибегают то к термину «функции речи», то к термину «функции языка». На наш взгляд, нельзя считать полностью тождественными названные термины. Что же касается их разграничения, то достаточно четко это сделали А.А. Леонтьев и В.А. Аврорин . Мы же считаем, что функции речи не являются независимыми от функций языка, т.е. самостоятельными, и разделяем взгляды И.С. Торопцева, который считает, что «специфика функций языка и речи состоит в том, что язык определяется как средство, а речь — как процесс» . На основании этого утверждения ученый выделяет пять функций языка и, соответственно, пять функций речи:
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА.
1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)).
2. Средство создания словесных художественных образов.
3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.
4. Средство познания.
5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем. ФУНКЦИИ РЕЧИ:
1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)).
2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).
3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.
4. Осуществление процессов познания.
5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.
Система работы по развитию связной речи учащихся начальных классов
О работе по развитию речи младших школьников. Совершенствование работы по развитию речи младших школьников является и в настоящее время актуальной проблемой методики обучения русскому языку.
Как справедливо отмечают ученые-методисты, речь человека является одним из важнейших показателей уровня его культуры, мышления и интеллекта . В условиях современного общества «хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека …, а для школьника — средством успешного обучения в школе» . Ученик, хорошо владеющий речью, лучше успевает не только по русскому языку, но и по другим предметам тоже. Поэтому совершенствование основных видов речевой деятельности является необходимым условием полноценного развития личности ребенка.
М.Р. Львов в пособии «Методика развития речи младших школьников» сформулировал «общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио и пр.;
б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем обеспечить речевую практику для учащихся;
в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи;
г) вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом;
д) создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи» .
Последняя задача нуждается в уточнении. Итак, каким же требованиям должна соответствовать хорошая речь? Мы, вслед за Н.С. Рождественским и М.Р. Львовым , назовем общие, основные требования для всех форм и стилей речи:
1) содержательность (опора на знания о предмете или явлении, которым посвящено речевое высказывание);
2) логичность (последовательность построения речи);
3) правильность (оформление речи, основанное на соблюдении норм литературного языка);
4) ясность (доступность для понимания адресатом);
5) точность (соответствие фактов действительности и выбор языковых средств для точной передачи этих фактов);
6) выразительность (яркость и красота речи);
7) чистота (отсутствие лишних, например, «паразитических» слов);
богатство (относительное) языковых средств (их разнообразие, отсутствие повторов).
Из истории развития методики обучения связной речи. Обращение к вопросу развития связной речи учащихся наблюдается еще в самом начале развития методики русского языка как науки — в середине XIX века. В 1844 году был издан знаменитый труд Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка», в котором ученый отмечает необходимость обуче ния детей устно и письменно излагать свои мысли.
Огромным вкладом в развитие методики обучения связной речи являются работы К.Д
Ушинского, который создал систему «упражнений дара слова», обратил внимание на связь развития речи и мышления, отметил взаимозависимость между устной и письменной речью, подчеркнул важность наглядности в обучении (в частности, использование картин для стимулирования речевого развития учащихся). Методические идеи Ушинского были развиты его последователями: В.И. Водовозовым, Н.Ф
Буна-ковым и др
Водовозовым, Н.Ф. Буна-ковым и др.
Значительную роль в формировании методической науки во второй половине XIX века сыграли труды И.И. Срезневского и Л.Н. Толстого.
В первой половине XX века печатаются работы М.А. Рыбниковой, В.А. Добромыслова и др., посвященные организации творческих работ учащихся.
Особое внимание речевому развитию младших школьников уделяется, начиная с середины XX века, в статьях, пособиях и учебниках Н.С. Рождественского, М.Л
Закожурниковой, В.А. Кустаревой.
По мнению Н.С. Рождественского, исторически в методике развития речи выделилось три аспекта работы .
Методика, о которой вам нужно знать
Прежде всего хочу рассказать о методике формирования связной речи В. К. Воробьевой. Это замечательный специалист, которая более двадцати лет возглавляла методическую работу учителей начальных классов столичных речевых школ. Именно благодаря этой женщине в школах внедрялись эффективные методы обучения детей, имеющие симптомы речевого недоразвития. Многие научные работы этого специалиста до сих пор являются одними из самых лучших.
Автор разработала методику, которую можно применять у детей с недоразвитием речи, Она существенно отличается от того, что ранее практиковали логопеды. Основная мысль — это то, что связная речь позиционируется как сложная речемыслительная деятельность, для овладения которой необходимо понимать две вещи:
- как правильно осуществляется смысловая связь предложений в рассказ;
- как правильно происходит лексико-синтаксическая связь предложений в рассказ.
Методика включает необходимые пособия и вспомогательные материалы. С помощью них ребенок освоит, как по смыслу строится рассказ, как в нем связываются предложения, с помощью чего происходит смена мыслей предложения от одного к другому. Все это можно объединить в такое понятие, как «цепной рассказ». Методика идеально подходит и для детей дошкольного возраста, и для более старших категорий ребят.
Важно понимать, что связная речь формируется у детей поэтапно. Ведь когда они слышат лишь команду составить рассказ на заданную тему, то чаще всего в ответ мы можем увидеть растерянность
Да и как ребенок может составить рассказ, если он не знает правил его построения?
Автор методики выступила с предложением сделать процесс обучения таким образом, чтобы он основывался не на словесных факторах, а на предметных. При этом задача педагога или логопеда направить его так, чтобы ситуация провоцировала нахождение решения для мыслительной задачи. При желании более подробно вы можете изучить данную теорию самостоятельно.
Сущность понятия «связная речь»
Определение 1
Связная речь — высшая форма рече-мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Связная речь характеризуется тем, что она позволяет ребенку последовательно и логично излагать свои мысли, пересказывать прочитанное или увиденное.
Переход к связной речи становится возможен только тогда, когда у ребенка достаточный словарный запас, он умеет составлять логичные и развернутые фразы. Для того чтобы смысл сказанного был понятен, ребенку необходимо не просто складывать слова в предложения, но и связывать между собой предложения в определенной логичной последовательности. Именно это является основой для связной речи и полноценной письменной.
Высказывание ребенка полным предложением своей мысли или же отдельными словами не является показателем того, что он овладел связной речью, так как он не может объединить слова и предложения в один общий сюжет.
Замечание 1
Таким образом, важным признаком связной речи выступают связанные по смыслу предложения. Высказывание ребенка полным предложением не является связной речью.
Виды речи:
-
Внешняя речь. Подразделяется на:
- устную (монологическую и диалогическую);
- письменную.
-
Внутренняя речь.
Кроме того, различают речь разговорную и книжную.
Формы речи:
- Диалогическая.
- Монологическая.
Диалог – это процесс общения двух и более детей, в процессе которого задаются вопросы, рассказчик повествует о событиях, происходит обсуждение чего-то и т.д. Это наиболее яркое проявление речи человека. В процессе диалога, речь говорящего, сопровождается эмоциями, исходя из темы разговора. Тема диалога не является обязательной и в процессе разговора она может кардинально измениться.
Монолог – это речь одного ребенка в присутствии других. Например, когда один ребенок пересказывает прочитанную книжку, рассказывает о проведенных выходных и т.д. Важным в монологической речи является наличие слушателя
Монологическая речь для ребенка сложна, ему необходимо удержать на себе внимание слушателей, для чего необходимо уметь интересно излагать свои мысли
Таким образом, речь – это форма общения между людьми. Связная речь – это наивысшая степень обладания речью ребенком. Основной характеристикой связной речи выступает логичная и последовательная связь предложений, способных в итоге донести смысл сказанного до слушателей.