Проблема психологической готовности ребенка к школе

Особенности развития внимания младших школьников

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию

Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении)

Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении)

Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте

Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений

Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте

Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание

Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте

Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений

Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью — учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном

Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью — учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание

Необходимо трудное, непонятное сделать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним и произвольное внимание. Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению

В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность

Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. В обычной обстановке ему еще трудно так организовать свою психическую деятельность.

Развитие устойчивости произвольного внимания изучают, определяя максимальное время, которое дети могут провести, сосредоточившись на одной игре. К 6-7 годам время возрастает до 1,5-3 часов. Также долго ребенок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к деятельности. Ребенок будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным к деятельности, которая ему не нравится.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Слайд 6Основные подходы к изучению памяти в научной литературе Это принято называть

продуктивностью хранения. Помимо этого, существует и другая характеристика, которая называется длительностью хранения. К блоку хранения можно отнести и феномены антероградной и ретроградной интерференции: одна информация затрудняет хранение другой – последующей или предыдущей.Блок воспроизведения объединяет достижения, которые получены при различных условиях воспроизведения. К данному блоку можно отнести понятия «воспроизведение», «узнавание», «припоминание» и прочее.Блок забывания также следует рассмотреть как относительно независимый. Динамика забывания также имеет зависимость от эмоционального и функционального состояния испытуемого.В качестве физиологической основы памяти выступают следы нервных процессов, которые были ранее и которые сохранились в коре полушарий головного мозга благодаря пластичности нервной системы. 

Социальная и психологическая готовность

Специфика развития памяти младших дошкольников

Приступая к обучению, ребенок младшего школьного возраста уже способен как произвольно, так и осмысленно запомнить информацию или образ, но данная способность у него еще слабо развита. Для ребёнка в возрасте 7-8 лет гораздо проще выучить (вызубрить), чем осмыслить материал. В этом случае возникает ситуация, в которой использование самих способов запоминания предполагает затраты большего количества энергии, чем запоминание без него. По этой причине применение инструментов обработки материала для увеличения эффективности запоминания, как правило, имеет противоположный результат, что представляет собой временное явление.

По завершению младшего школьного возраста (10-11 лет) продуктивность опосредованной памяти становится стабильно выше, чем продуктивность непосредственной памяти. Как и любой психический процесс, память в младшем школьном возрасте существенно меняется.

Для младшего школьного возраста характерно интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Еще А. Н. Леонтьев писал, что у детей этого возраста более развита наглядно-образная память (факты, лица, конкретные сведения, предметы, события). Наряду с этим в ходе обучения формируются благоприятные условия для того, чтобы происходило развитие более сложных форм словесно-логической памяти.

Л. С. Выготский указал также на то, что у младшего школьника растет объем памяти, при этом сам процесс развития имеет неравномерный характер. Этот период называют часто вершиной детства, поскольку человек сохраняет много детских качеств:

  • Взгляд на взрослых людей снизу-вверх,
  • Наивность,
  • Легкомыслие,
  • Детская непосредственность,
  • Своеобразная логика мышления.

Учение для такого ребенка представляет собой значимую деятельность. В школе он получает возможность приобрести не только новые знания и умения, но и получить соответствующий социальный статус. Происходит изменение интересов, ценностей ребенка, всего уклада его жизни.

Что свидетельствует об успешной адаптации?

Признаками высокого уровня адаптации являются:

  • положительное отношение к процессу обучения и успешный процесс обучения;
  • умение самостоятельно выполнить домашнее задание и организовать учебный процесс;
  • контроль над своим поведением в соответствии со школьными нормами;
  • хорошие отношения с учителем и одноклассниками.

Не всегда родители могут вовремя увидеть, что ребенок испытывает проблемы с адаптацией. Трудности с адаптацией можно разглядеть по следующим признакам:

  1. Неуспеваемость по предметам является одним из первых звоночков, которые говорят о проблемах с адаптацией.
  2. Ребенок уходит в себя и не может сосредоточиться на учебном процессе.
  3. Школьник начинает себя плохо вести, игнорируя правила поведения.
  4. Ребенок является очень разговорчивым, но не способен справиться со школьной программой.
  5. Проявление лени является очень существенной проблемой при неспособности адаптироваться.

Физическая готовность ребенка к школе

Подразумевается, что общее физическое состояние и развитие ребенка соответствует возрасту и не имеет отклонений. У ребенка должен быть нормальный рост, вес, пропорции и другие показатели, которые определяются медицинской комиссией.

Также проверяется состояние слуха, зрения и даже зубов. Отсутствие постоянных зубов свидетельствует об отставании в физиологическом развитии. Проверяется моторика и речь ребенка, правильное произношение звуков.

Особое внимание следует уделить нервной системе. Ее нарушения в первую очередь скажутся на утомляемости и успеваемости ребенка, а также на отношениях со сверстниками

Детям с ограниченными возможностями рекомендуется обучаться в специальных образовательных учреждениях или коррекционных классах, если таковые имеются в вашей школе. Это делается с согласия родителей при наличии направления от медико-педагогической комиссии.

Перед тем, как отдавать ребенка в школу, следует вспомнить, что уроки в первом классе всегда проводятся в первую смену. И если ваш ребенок не посещал детский сад и не приучен к режиму, то первое время все его силы будут уходить на то, чтобы не уснуть на уроке.

Чтобы приучить ребенка вставать рано, постепенно сдвигайте время пробуждения и отхода ко сну на 10-20 минут в день. Нужно добиться, чтобы ребенок укладывался спать в 9 часов, а вставал в 7.

Приучать к режиму нужно заблаговременно, а придерживаться его постоянно. Чем раньше начнете, тем лучше. Иначе недосыпание скажется на ребенке сильнейшим стрессом. А ведь первокласснику итак очень тяжело адаптироваться: новые знания, новое общение, новый образ жизни.

После уроков ребенку необходимо устроить сончас, погулять на свежем воздухе и поиграть в подвижные игры, чтобы привести в норму уставшие мышцы и немного прийти в себя от непривычно большого количества новой информации.

Кстати, на период адаптации ребенка к школе (а у многих детей он занимает до полугода и более), не рекомендуется его записывать ни в какие кружки, секции, художественные и музыкальные школы, чтобы избежать еще большего стресса.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  •  занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Характеристика основных проблем психологической готовности ребенка к школьному обучению

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе в основном рассматривается как психологическая. Это связано с тем, что приоритет в подготовке ребенка к школьному обучению отдается развитию мотивационно-потребностной сферы, операциональных навыков, произвольности психических процессов и развитию тонкой моторики рук.

Как показывают проведенные исследования, лишь одна интеллектуальная готовность к школе не способна обеспечить ребенку успешность вхождения в учебную деятельность. Однако, на современном этапе система дошкольного образования направлена именно на овладение детьми старшего дошкольного возраста навыков чтения, счета и письма. Это связано с тем, что данные навыки до сих пор считаются основной школьного обучения. Отчасти это продиктовано теми учебными программами, которые реализуются в современных общеобразовательных школах, где отводится крайне мало времени на освоение детьми основ грамоты. Поэтому дети, которые не владеют навыками чтения, счета и письма с самых первых дней отстают от своих более развитых и продвинутых одноклассников.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста необходимой мотивации на обучение, развитие памяти, произвольности внимания, ориентировки на способ действия, словесно-логического мышления и разнообразных операциональных навыков выступает при этом как побочный продукт обучения, который должен сформироваться самостоятельно в процесс интеллектуального развития ребенка. Однако, как показали последние исследования, это вовсе не так.

Специально проведенные исследования показали, что зачастую те дети, которые достаточно хорошо подготовлены интеллектуально к обучению в общеобразовательной школе, испытывают трудности в учебе. Например, они неправильно ведут школьные тетради, работают с дидактическим материалом и т.д. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформирована мотивационная сфера и ряд важных психических процессов, необходимых для успешного вхождения в учебный процесс.

К сожалению, большинство родителей и педагогов считают, что все необходимые умения сформируются у ребенка «сами собой» по достижению им определенного возраста. При поступлении ребенка в школу и обнаружении у него отсутствия данных качеств, взрослые начинают требовать от ребенка быть внимательным и добросовестным, при этом совершенно забывая, что эти качества необходимо развивать у ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Особенности адаптации

По мнению специалистов в области психологии, на адаптацию современного школьника влияет множество факторов:

  • технологии и введение новых образовательных стандартов;
  • требование не только знаний от первоклассника, но и личностных результатов;
  • резкая смена социальной роли от дошкольника до ученика.

Адаптационный период делится на несколько этапов:

  1. Ориентировочный. Занимает 2-3 недели. В этот период ученик только начинает знакомиться с новой обстановкой.
  2. Неустойчивое приспособление. Проходит также за 2-3 недели. В этот период организм начинает реагировать на происходящее с меньшей тревогой.
  3. Относительно устойчивое приспособление. Может занимать от полутора месяцев до года. Ребенок уже привыкает к новой обстановке, и организм реагирует спокойней.

Также существует 3 вида адаптации:

  1. Социальная предполагает умение ребенка слушать учителя, выполнять домашнее задание, строить отношения с одноклассниками.
  2. К физиологическому виду адаптации относится самочувствие, аппетит и работоспособность в связи с изменениями в жизни ребенка.
  3. Психологический вид адаптации напрямую зависит от того, готов ли ребенок идти в школу.

Ребёнок умеет общаться со сверстниками

Первокласснику предстоит познакомиться с новыми ребятами, и ему нужно будет выстраивать с ними отношения, находить друзей и учиться мирно общаться с теми, кто ему не слишком симпатичен. Всё это требует определённых коммуникативных навыков, которые малыши обретают раньше — на детской площадке, в садике или на занятиях для дошкольников.

Ребёнок должен уметь играть в команде, делиться игрушками или какими-то учебными предметами, не забывая при этом про свои права и границы. Нелёгкая, на первый взгляд задача — но если малыш достаточно общался с детьми в более раннем возрасте, проблем обычно не возникает. Если же сложности всё-таки появятся, мамам и папам нужно оперативно включиться в ситуацию и, возможно, привлечь школьного психолога — потому что от того, насколько комфортно будет чувствовать себе ребёнок в школьном коллективе, будет зависеть и его успех в учёбе.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено

Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Слайд 9 Большая роль в мыслительных процессах принадлежит индивидуально-психологическим, личностным и

социально-психологическим свойствам субъектов. Например, можно оценивать показатели мышления в соответствии с фактическим возрастом субъектов. Экспериментально установлено, что на результат и процессы мышления значительное влияние оказывают, в первую очередь, когнитивные, а также и личностные особенности субъектов: их тревожность, интровертированность, экстравертированность, поленезависимость – полезависимость, синтетичность – аналитичность, импульсивность – рефлексивность. Мышление очень тесным образом связано с восприятиями и ощущениями и оно формируется на их основе. Реальный процесс мысли – это процесс не только познавательный, но эмоциональный и волевой.Рассуждение обладает практическим смыслом тогда, когда оно способно привести к определённому умозаключению и выводу.

Влияние психических явлений на развитие памяти учащихся

Пути развития памяти у младших школьников

Развитие памяти у младших школьников основывается на:

  • ознакомлении их с приемами обработки информации, которую надо запомнить;
  • выстраивании системы различных способов запоминания;
  • выполнении тренировочных упражнений.

Приемы и способы запоминания

Известно более десяти приемов и способов запоминания, которые содействуют развитию памяти младших школьников.

  1. Группировка. Учебный материал делится на логические части, группы. Например, текст параграфа имеет вступление, основную часть и т.д.
  2. Классификация. Представляет собой более четкое распределение информации на группы (классы). Например, разделить слова по тематической принадлежности, по частям речи и т.д.
  3. Придумывание ассоциаций. Материал, который надо запомнить связывают с уже известными ребенку понятиями, знаниями. Например, цифра 8 похожа на снеговика, а у троллейбуса сверху два «рога» и в написании этого слова две буквы «эл».
  4. Мнемотехника. Деятельность, направленная на упорядочивание информации и связывание ее в единое целое с помощью ассоциаций. Например, чтобы запомнить большой текст, его разделяют на части и каждую соотносят с объектами на картинке. Через время, при взгляде рисунок можно будет вспомнить и воспроизвести всю информацию.
  5. Поиск опорного пункта. В изучаемом материале выбираются моменты, которые станут опорой для вспоминания. Например, смешное имя, непонятные слова, схемы, формулы и т.д.
  6. Мнемический план. Поиск в объемном материале нескольких опорных пунктов и запоминание их в определенном порядке.
  7. Установление аналогий. Нахождение сходства, подобия в уже выученной и новой информации. Например, после того как выучено правило про имя существительное, все остальные сведения про части речи запоминаются по такому же образцу «… — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы…».
  8. Схематизация. Изображение основного содержания в упрощенном и обобщенном виде, т.е. составление схем.
  9. Достраивание материала. Объединение разрозненной информации с помощью придумывания разных связок, шутливых фраз. Например, чтобы запомнить правило о биссектрисе, придумали стишок: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
  10. Структурирование. Выяснение внутренней структуры информации, т.е. составление плана.
  11. Систематизация. Установление связи между отдельными частями материала, что помогает воспринимать его как единое целое. Например, при заучивании таблицы умножения числа 6 определяется, что в каждом последующем примере его ответ больше предыдущего на 6.
  12. Перекодирование. Техника преобразования вербальной информации в образы или картинки. Например, заучивать стихотворение по иллюстрации к нему.
  13. Установление последовательности. Упорядочивание, выстраивание информации по определенному признаку. Например, запоминая слова – исключения из правил, сначала называть одушевленные, затем неодушевленные предметы.

Развитие памяти у детей школьного возраста обусловлено овладением ими максимально возможным количеством различных приемов запоминания, на основе чего они могут выбрать из них несколько наиболее подходящих для себя. Это долговременный процесс, зато в дальнейшем ученики смогут сохранять в памяти любую информацию самым действенным способом.

Факторы эффективности запоминания

Чтобы заученные знания оставались в памяти надолго, необходимо обеспечить соблюдение основных факторов, которые лежат в основе эффективного запоминания.

  1. Фактор желания. Ребенок должен осознанно ставить перед собой задачу выучить материал.
  2. Фактор мотивации. Ученику нужно понимать, зачем ему эта информация, где, как и когда он сможет ее применить.
  3. Фактор ярких эмоций и впечатлений. Желательно, чтобы изучаемый материал имел эмоциональную окрашенность.
  4. Фактор устойчивого внимания. Школьник должен быть сосредоточен на процессе обработки информации.

Готовность к школе и интеллект малыша:

Два таких понятия, как интеллектуальное (умственное) развитие и обученность многие путают. На самом деле в них имеются существенные отличия.
Обученность представляет собой навыки и умения малыша, такие как умение читать, считать и писать.
В более обширное понятие интеллектуального (умственного) развития входит весь умственный потенциал будущего первоклассника, а также его способности.
В чем же суть отличий в понятиях? Все дело в том, что хорошая обученность малыша создает достаточно временный видимый успех во время обучения в школе. Если вы по максимуму (и даже больше) сделали из своего ребенка высокообученного первоклассника, то ему очень быстро стане скучно в школе. Его резерв будет достаточно быстро истощаться.

Вот важный совет психологов: родители должны в процессе подготовки ребенка к школе уделить максимальное внимание не обучению так называемым «учебным» умениям (чтение, письмо, счет), а развитию психических процессов, которые будут обеспечивать дальнейшую успешную и быструю обучаемость!

К этим важнейшим психическим процессам относятся такие:
Внимание;
Память;
Мышление;
Речь;
Мелкая моторика рук;
Социальные навыки.

Школа по своей сути — это не сугубо место, где учат, а это целая огромная система дисциплины и социализации, которую обязательно должен пройти ребенок для нормального развития в первую очередь личности. Вся система школьного обучения построена на принуждениях. Все уроки проходят под лозунгом: «Ты должен!». Поэтому, отправляясь в школу, ребенок обязательно уже должен принимать и понимать определенные ограничения как со стороны учителя, так и уметь ограничивать свои желания самостоятельно.

На момент поступления малыша в первый класс очень важно, чтобы у него были развиты все навыки самостоятельности. Даже если ваше ребенок умеет читать, но не в состоянии нормально самостоятельно одеться, то обучение в школе обязательно будет сопровождаться большим количеством трудностей.
Приучайте малыша пользоваться общественным туалетом

Это очень распространенная проблема первоклассников. Кстати, такие навыки являются неотъемлемой частью понятия готовности малыша к школе!

Направления развития памяти

Занятия в школе дают возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, включая речь, память, воображение, мышление, восприятие, внимание. В их процессе происходит формирование умения подчиняться правилам игры, поскольку от точности соблюдения правил будет полностью зависеть успех всей игры

Правила игры могут оказать воздействие на развитие произвольного поведения и организованности у ребенка в младшем школьном возрасте.

Память младшего дошкольника развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Ребенок непроизвольно запоминает учебный материал, который вызывает у него интерес. Как правило, информация должна быть преподнесена в форме игры и должна быть связана с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями.

В отличие от дошкольников, младшие школьники уже начинают целенаправленно и произвольно запоминать материал, который не представляет для них интереса. С каждым годом все в большей степени процесс обучения выстраивается с опорой на произвольную память. Дети в этот период уже обладают хорошей механической памятью. Многие начинают механически заучивать учебные тексты, что приводит к большим сложностям в средних классах, когда материала становится больше, и он усложняется.

Развитие смысловой памяти в этом возрасте предопределяет возможность для освоения достаточно широкого круга мнемонических приемов, которые представляют собой рациональные способы запоминания. Школьники запоминают материал в том случае, когда осмысливают его и понимают.

Интеллектуальная работа уже начинает иметь характер мнемонической деятельности, а мышление и смысловая память становятся неразрывно связанными. Младшие школьники уже могут успешно запоминать и воспроизводить непонятные тексты, поэтому учителя и родители должны контролировать не только результат (правильность ответа, точность пересказа), но и сам процесс (каким образом, ребенок запомнил материал).

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

Читайте хорошую литературу

Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь

При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено

Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Слайд 21Рассмотренные нами в начале выпускной квалификационной работы особенности функций памяти дали

понять, что она подразумевается как ведущая характеристика души, ее умение понимать, воспринимать и ориентироваться.Память подразумевается как ведущая характеристика души, ее умение понимать, воспринимать и ориентироваться. И в мифологии, и на уровне бытового современного сознания отсутствие памяти можно отожествить с безумием.В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы исследовали труды А.Н. Леонтьева, в которых было доказано, что в качестве основного принципа при организации памяти выступает принцип использования внутренних и внешних средств забывания и запоминания.Во второй части работы был проведен анализ результативности методик по развитию памяти учащихся в процессе учебной деятельности. В нашем исследовании приняло участие 44 учащихся младших классов СОШ № 52 им. Е. А

Букетова двух возрастных срезов: экспериментальный 2 класс – 22 ребенка 8 лет, контрольный 3 класс – 22 ребенка 9 лет, Научные данные, которые были проанализированы в работе, показали, что память, теоретически включается в единую способность учащихся к обучаемости и учению с точки зрения необходимого условия с целью накопления фонда знаний и интеллектуальных способностей действительно служит в качестве важного фактора, который может способствовать или, наоборот, затруднять процесс усвоения знаний в процессе учебной деятельности

Выводы и заключение

Задания для тренировки ассоциативной памяти

Развитие памяти у младших школьников путем создания ассоциаций – метод очень эффективный. Есть целая наука, мнемотехника, которая тренирует ассоциативную память. Мы же поговорим о том, как применить её на детях.

Придумываем слова

Составьте список слов. Давайте малышу одно слово, его задача – подобрать к нему ассоциации. И так с каждым словом из вашего списка. Чем больше ассоциаций – тем лучше.

Пары слов

Ребенку предлагается пара слов, между которыми отсутствует связь. Предложите ему придумать историю, в которой будут задействованы эти слова.

Логическая цепочка

Составьте цепочку из нескольких слов, достаточно будет 5-6. К примеру, суп, каша, картошка, творог, мясо. Предложите ребенку подумать над тем, что их объединяет и как назвать это одним словом. Тренирует не только ассоциативную память, но и логическое мышление.

Задача и родителей, и учителей – максимально разнообразить детский досуг. Родителям следует больше времени уделять развитию своего ребенка в свободное от учебы время, но при этом это должно быть в удовольствие обоим. Устройте ребенку красивую презентацию с яркими рисунками, возможностью творчества, свободой мышления. Пусть занятия с вами будет ему в радость. Тогда развитие его произвольной памяти будет идти гораздо быстрее. Возможно, даже скучная математика уже не будет для него сложным предметом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: