Методика монтессори-где-то я об этом слышал?

Эти-дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

Почему стоит начинать Монтессори занятия ещё с грудничков?

Мы считаем, что встраивать в жизнь принципы Монтессори можно начинать с самого рождения. Ведь вы уже можете сделать так много для новорожденного: правильно взаимодействовать с малышом во время ухода, кормления и перед сном, разговаривать с ним, понимать его просьбы, а также организовать ему удобное пространства для роста и развития.

В первые месяцы жизни закладывается очень много бессознательных убеждений о себе и о мире: безопасен ли мир вокруг меня, любят ли меня окружающие, важен ли я для них. Чтобы базовая картина мира сложилась позитивно, много говорите с малышом, будьте внимательны к его физическим потребностям, уважайте его тело и желания.

Позитивное отношение к миру

Это возможно основное, что дает ребенку монтессори-группа. Исследования, которые проводились в США, там, где монтессори-педагогика развита очень сильно и количество монтессори-групп измеряется тысячами, показали, что именно социальные навыки и позитивное отношение к жизни – то, что остается у монтессори-детей на более высоком, чем в среднем, уровне, на всю жизнь. То есть они считают, что мир хорош, и ему доверяют. В монтессори-группе огромное количество факторов, которые работают именно на снижение тревожности и агрессивности ребенка: это и наличие собственной территории, и отсутствие конкуренции, сравнения и оценок, и отсутствие необходимости работать на результат и необходимости торопиться, и возможность заниматься именно тем, что тебе нравится и с тем, кто тебе нравится.

Творчество или креативность. Терпимость

Очень важное качество в мире, где все смешалось. Нации и религии, культуры и расы

Когда дети перестают бояться друг друга потому, что они разные, они научаются понимать, принимать и доверять. Не бояться рисковать. Не бояться сделать ошибку. Если бы мы с самого рождения боялись ошибаться, мы никогда бы не научились ни ходить, ни говорить. В жизни очень многих школа сыграла роковую роль. Она научила тому, что у каждой задачи всегда есть правильный ответ. И мы во что бы то ни стало должны его найти. Иначе – двойка. Или поражение. … (Жизнь) ставит перед нами такие задачи, в которых нет правильных и неправильных ответов. Возможно, в какой-то данный момент наше решение будет казаться огромной ошибкой, последствия которой в дальнейшем приведут к успеху и наоборот.

Монтессори-группа – это место, где человек может продолжать исследовать окружающий мир, не боясь оценки и, следовательно, ошибки и оценивая успешность собственной деятельности самостоятельно.

Есть еще много других качеств, которые развиваются у ребенка в монтессори-группе: это умение концентрироваться на поставленной задаче, понимание собственных потребностей и трезвая оценка возможностей, способность планировать деятельность, уважение себя и других и, главное, вера в себя и в собственные силы.

В современной психологии совокупность рассмотренных качеств называется эмоциональным интеллектом, обладание которым и позволяет человеку адаптироваться в современном мире и быть востребованным. Монтессори-педагогика уникальна именно тем, что развивает не только интеллект в традиционном понимании, который включает в себя в основном математические, логические и вербальные составляющие, но именно эмоциональный интеллект, который и позволит ребенку быть успешным в жизни. …Хотя мне больше нравится слово «счастливый».

Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 1 (56) 2017
Фото из архива Е.А. Хилтунен и архива журнала

Становимся старше. Монтессори активности для малышей от 3 до 6 месяцев

Очень сложно сделать разбивку Монтессори по месяцам для первого года жизни, так как в это время дети развиваются очень по-разному. Тем не менее, вы можете наблюдать за ребенком и предлагать ему сначала активности из списка выше, а затем переходить ко второму списку и следить за его реакцией. 

В этом списке мы собрали идеи для детей, которые совершили первую революцию в своём развитии и стали интересоваться миром вокруг себя. В этот период дети открывают для себя контроль над собственными руками, пытаются доставать до интересных им предметов и в какой-то момент осознают, как захватить его в свой маленький кулачок.

Предложите контрастные картинки для разглядывания

Как мы уже писали, зрение малышей несовершенно, но всё же контрастные картинки даже им вполне по силам. Черно-белые и контрастные цветные изображения можно развесить по дому, а также предъявлять, когда вы выкладываете его на животик. Найти картинки можно в интернете и в специальных Монтессори книжках для малышей до года.

Переходите на Гобби мобиль

В отличие от своих предшественников Гобби мобиль представляет собой идеальный предмет для первых осознанных движений рукой. Он приходит в движение, когда малыш задевает его и предлагает уже больше вариантов цветов

Предложите маленький тактильный коврик

Малыш открыл для себя счастье владения маленькими ручками, а значит сейчас ему нужно помочь получить с помощью них как можно больше информации: предложите ребенку изучить на ощупь тактильный коврик с ленточками и разными наполнителями

Обзаведитесь простым прорезывателем для зубов

Согласно Монтессори рекомендациям отдать предпочтение следует простым моделям из натуральных материалов. Например, деревянное кольцо с привязанными к нему лентами из натурального шелка

Создайте первую корзинку с «интересными штуками»

Уже в возрасте до года Монтессори педагоги предлагают использовать первую корзинку с предметами: можно собрать набор из 5-6 мячиков разных на ощупь и предложить малышу исследовать 2-3 из них за один раз, пока он лежит на животике

Будьте готовы, что и сама корзинка может привлечь внимание ребенка, отдавайте предпочтение крепким моделям без мелких декоративных элементов

Приобретите погремушку из натуральных материалов

Деревянная погремушка с бубенчиком — одна из классических Монтессори активностей для развития детей до года. Такая игрушка может занять малыша надолго, ведь её можно схватить маленькими пальчиками, а на каждое движение она отзовётся звоном бубенца внутри. Чуть позже её удобная форма позволит ей укатываться от своего хозяина, стимулируя того на активные передвижения ползком

Другие погремушки из Монтессори серии также могут привлечь внимание малыша

Познакомьте малыша с зеркалом

Малыши любят рассматривать лица, поэтому обычно их очень привлекает рассматривать собственное отражение. Расположите специальное безопасное для ребенка зеркало рядом с местом для сна или в игровой зоне и дайте ему достаточно времени на исследование отражения.

Закрепите деревянное колечко на резинке над малышом

Простое колечко на резинке здорово поможет развить координацию движений глаз и рук и надолго займёт малыша. 

Не забывайте про прогулки

Гуляйте с коляской, а в тёплое время года смело берите малыша с собой на пикник и выкладывайте его на плед

Детям очень важно быть в контакте с природой: пение птиц, шелест листьев и плавное движение облаков не заменит ни одна игрушка

Предыстория

Методика Монтессори появилась более ста лет назад. Её ярым поклонником и последователем был сам Лев Николаевич Толстой. В России первые детские сады Монтессори начали открываться перед первой мировой войной. Однако их практически тут же закрывали, поскольку этот новаторский педагогический подход не соответствовал советской системе дошкольного образования. Тогда эту методику у нас не приняли, поскольку её гуманистическая идеология на тот момент могла быть одобрена только в демократическом обществе. Тем не менее начиная с 1992 года в России всё-таки появляются специальные детские сады, построенные по такой педагогической системе.

Имя основательницы методики – выдающегося итальянского врача, педагога, учёного, философа и гуманистки Марии Монтессори – известно во всём мире. Изначально она работала с больными, умственно-отсталыми детьми. И когда через какое-то время её воспитанники обогнали в развитии по всем параметрам здоровых нормальных ребят, это произвело сенсацию в области медицины и педагогики. Сама Мария Монтессори, получив такой результат, сокрушалась:

После этого она решила заниматься со здоровыми малышами нормальным, естественным развитием, чем привнесла инновации в образовании.

Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм, ,. Искренне ваша, Яна Разначенко

Искренне ваша, Яна Разначенко

Рекомендую также почитать:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

Упражнения практической жизни

В этом возрасте дети уже не проявляют такого интереса к упражнениям практической жизни. Обычно все действия уже усвоены, ребёнок повторяет их и усложняет для достижения конкретных целей: приготовить себе завтрак или пришить оторвавшуюся пуговицу.

Дома вы можете продолжать предлагать любые занятия в практической жизни, а также вводить простые ежедневные обязанности.

Например, следующие:

  • упражнения в уходе за собой: мытье рук, стирка, чистка обуви;
  • упражнения в заботе об окружающей среде: протирание пыли, подметание и уборка пылесосом, мытьё (стола, посуды, пола);
  • уход за домашними животными и растениями.

Как сделать Монтессори игрушки своими руками

Покупать специальные игрушки родителям не понадобится. Всё, что необходимо для обучения, есть возможность сделать самим. Рамки-вкладыши.На картонные прямоугольники приклеиваются геометрические фигуры разных цветов.

Пирамидка. Шьются квадратные подушечки, в которые насыпаются крупы, камушки, поролон. С одной стороны пришивается липкая часть липучки, на вторую – та, что липнет.

Цветные ёжики.Из картона вырезаются две половинки ёжика, склеиваются между собой и украшаются глазками и носиком. Ребёнок цепляет на макет прищепки, «одевая» фигурку в иголки.

Шнуровки.В куске плотного картона дыроколом наделать отверстий и показать маленькому человечку, как делается шнуровка.

Мягкие шарики.Во втулку проталкивать маленькие клубочки ниток один за другим так, чтобы каждый последующий выталкивал предыдущий.

Развитие ребенка до года по Монтессори: от 6 до 9 месяцев

Примерно в этом возрасте ребенок начинает сидеть, а, значит, у него появляется гораздо больше возможностей для манипуляции предметами, которые непременно нужно использовать.

Крутящийся барабан

Игрушка из классического Монтессори набора, которая прекрасно развивает произвольность, координацию ребенка и учит его совершать разные действия над предметами. Для того чтобы сделать игрушку ещё более привлекательной, выбирайте модельку, где в одной из секций находится зеркало. Начинать предлагать такую игрушку стоит, когда малыш уже может держать себя на руках, лежа на животе и сможет освободить одну руку для игры, а самый разгар её придётся на момент, когда ребенок научился сидеть. 

Деревянные колечки на палочке

Очень простая Монтессори пирамидка даёт ребенку огромное поле для экспериментов: как снять кольца с палочки и как вернуть их на место, что будет, если перевернуть пирамидку или кинуть её.

Яйцо в чашке

Деревянное яйцо в чашке также даёт ребенку больше знаний о взаимодействии предметов. Яйцо можно доставать из чашки и возвращать на место, и это целое открытие для малыша

Простые пазлы-вкладыши

Деревянные пазлы-вкладыши одной формы становятся первыми игрушками на логику. Малышу предстоит найти каждому вкладышу своё место, а затем снова вытащить всё из пазов. Прекрасная задача на координацию и контроль движений руки

Не ждите, что малыш уже в этом возрасте сможет подбирать правильно фигуры, сейчас ребенку важно просто освоить захват предметов и научиться вытаскивать их

Музыкальные игрушки

Погремушки, бубны и бубенцы на палочке отлично подходят детям этого возраста. Позвольте малышу изучать звуки, которые издают эти предметы

Корзинки с предметами

Наборы фигурок животных (с естественными окрасами и пропорциями), подборка кухонной утвари (венчик, колотушка, ложка)

Малышу важно знакомиться с разными формами и текстурами, пусть пока он и не поймёт значения этих предметов, ему наверняка понравится перебирать их руками

К концу этого периода можно уже начинать и занятия по Монтессори «Вместе с мамой»

Сон

Сон очень важен для младенцев. Представьте себе Ваш малыш 9 месяцев находился в темном закрытом тесном месте — у Вас в животике и тут когда он появился на свет, его окружает множество звуков, свет, совсем другая кроватка и все-все-все совсем по-другому, кроме маминого голоса.  Поэтому основная задача родителей создать все необходимые условия для комфортного сна младенца. Система Монтессори предполагает, что все родители должны обеспечить для малыша свое личное пространство. Это может быть детская комната, или мат, или манеж, то есть то место, где малыш может спать, ползать и проводить время как он хочет по своему личному графику. Если же приучить малыша к рукам, качать его всегда перед сном или петь одну и ту же песенку, то у малыша может появиться зависимость от этого и он не сможет в последующем заснуть без этих вещей. В последующем же будет гораздо сложнее отучить его от этого. Умственная работа мозга малышей не прекращается ни на минуту. Когда малыши спят, их мозг обрабатывает и осмысляет все, что они видели, когда не спали. Мы не должны смотреть на новорожденных, как на маленьких беспомощных человечков, ведь малыши хоть и малы по размеру, но обладают просто огромными умственными и физическими способностями…

Что такое метод Монтессори?

Метод Монтессори, разработанный Марией Монтессори, доктором медицины, в 1897 году, представляет собой ориентированный на ребенка подход к обучению и развитию, который включает в себя практические мультисенсорные действия, которыми дети могут заниматься в своем собственном темпе.

Основываясь на наблюдениях Монтессори о естественном обучении детей, этот метод побуждает родителей и учителей создавать пространство, полное игрушек и игр, подходящих для развития, а затем позволять детям выбирать для себя, с какими из них они хотят играть. «Обучение происходит изнутри, — говорит Анджелина Лиллард, доктор философии, профессор психологии Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле и автор бестселлеров. Монтессори: наука за гением. «Чтобы практиковать метод Монтессори, нам просто нужно создать подходящую среду без препятствий». Это означает, что предметы в комнате в стиле Монтессори должны быть в пределах досягаемости вашего малыша, размещены на низких открытых полках. Твоя роль? Наблюдать за ребенком и мягко направлять его, пока он учится, не руководя его игрой. «Наша цель — с любовью привести детей к независимости», — объясняет Холм.

Метод Монтессори также подчеркивает важность обучения через все органы чувств, а не только путем слушания и наблюдения, поэтому прикосновение, вкус, обоняние и вообще пребывание на природе считаются столь же важными, как и слышать, как мама или папа читают рассказ. И отдача может быть большой: согласно исследованию 2017 года, дошкольники, которые были зачислены на программы Монтессори, имели более высокие академические достижения, социальное понимание и управляющие функциональные навыки (например, внимательность и управление временем), чем те, кто этого не делал

Им просто нравилось учиться больше, чем детям, не относящимся к Монтессори.

Коммуникабельность

С одной стороны, склонность или нежелание общаться с другими людьми в значительной степени зависит от наследственности. Никакие воспитательные усилия не превратят интроверта в экстраверта. Коммуникационные проблемы можно грубо поделить на две группы:
– я не понимаю, чего хотят другие, и не учитываю их потребностей;
– я не могу защитить себя от слишком интенсивного вторжения извне и избегаю его.

Монтессори-группа благодаря наличию очень простых правил, доступных детям с очень раннего возраста, учит их уважать чужие границы. Коврики и столики – как собственная территория, невозможность внедриться в чужую работу без согласия другого ребенка, необходимость ждать, пока материал освободится. И эти же самые правила позволяют не склонному к контактам ребенку обезопасить себя от вторжения других. Без его согласия никто, включая взрослых, не имеет права внедриться в его деятельность, в его пространство, принудить его к каким-либо занятиям. Это снимает внутреннее напряжение и уменьшает потребность в защите и, следовательно, повышает возможности эффективных коммуникаций, когда сам ребенок этого хочет.

Развивающие игрушки «по Монтессори» — что это такое

Игрушки для детей Монтессори несут в себе как развлекательные, так и развивающие функции. Они направлены на приобретение ряда качеств, способствующих адаптации ребенка к окружающему миру. По большому счету, можно превратить его комнату в среду, развивающую навыки поведения малыша. Главное, чтобы предметы были удобны для маленьких ручек и не доставляли проблем во время игры.

При выборе учитываются:

  • размеры;
  • натуральные расцветки:
  • экологичные материалы.

Монтессори развивашки градируются по возрастам, поэтому для каждого периода взросления предусмотрены наборы разной сложности. Они должны быть понятны и просты в использовании. Пестрота и многофункциональность может сбить ребенка с толку и не принести планируемых результатов.

Настоящие наборы Монтессори выполнены только из натуральных материалов.

Автор методики уделяла большое внимание развитию осязания и тренингу мелкой моторики малышей. Она считала, что действия с мелкими предметами тренируют память, внимание, интеллект

Ребенку потребуется время не только на то, чтобы правильно выполнить задание, но и на аккуратную раскладку материала по местам после игры. Такой взгляд изначально воспитывает самостоятельный подход к решению первоочередных задач.

Развивающие игрушки Монтессори направлены на сортировку, угадывание предметов на ощупь, нанизывание элементов на единую основу, манипуляции с природными материалами. Все они предназначены не для групповой, а для индивидуальной игры.

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Будьте осторожны с мелкими объектами: маленький ребенок может их проглотить либо засунуть в нос или уши.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Методика Монтессори и семья

Чтобы дети быстро адаптировались к педагогике Монтессори, семья должна понимать и принимать эту систему. Если родители отторгают саму методику, то усилия педагогов будут тщетными, а ребенок будет в постоянном дискомфорте.

Семья должна помогать своему ребенку развиваться в Монтессори-среде. Можно создать мини развивающую среду из подручных средств дома. Это поможет детям психологически связать обучение в школе с домашней повседневностью.

По Монтессори ребенок и взрослый должны находиться в равноправном положении. Поэтому родители должны относиться к своему ребенку согласно философии Монтессори.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

Выводы

Сегодня мы познакомили вас с методикой развития Монтессори для детей до года. Как вы видите, занятия не требуют много усилий, но оказывают значительное влияние развитие ребенка.

Первым делом убедитесь, что у малыша есть удобная зона для сна и занятий, а мама и папа находятся рядом и разговаривают с малышом так часто, как только могут. Уже после этого подберите крохе подходящие развивающие Монтессори материалы, но помните, дети от 0 до года развиваются по-разному, поэтому занятия следует подбирать исходя из интересов ребенка. Не переживайте, если малыш слегка отстаёт от предложенной нами разбивки по месяцам, уже через несколько недель он скорее всего догонит сверстников.

Подводя итог

Изучив принципы методики Монтессори, прихожу к выводу, что платить деньги за то, чтобы твоего ребенка сделали закрытым для общения, неполноценным и эмоционально недоразвитым, как минимум глупо. Может быть я слишком категорична – не знаю. Но я считаю, что любой нормальный родитель должен сам заниматься воспитанием и развитием своего ребенка.

Вполне возможно, что вы будете использовать некоторые пункты из разных методик, но не отдавайте предпочтение только одной какой-то системе. И еще: больше разговаривайте со своим ребенком, старайтесь не использовать слова-паразиты и уж тем более жаргонные слова. Читайте вместе, ходите на экскурсии, в походы, занимайтесь спортом, рассказывайте интересные истории из своего детства, придумайте совместное хобби. И только тогда ваш ребенок будет счастливым и всесторонне развитым!

Оля Светлова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: