Как научить ребёнка говорить в разном возрасте: советы и конкретные упражнения

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? упражнения на тренировку сложных звуков

Мелкая моторика и развитие речи

Развитие мелкой моторики способствует развитию речевых навыков, поскольку соответствующие центры мозга находятся рядом.

Развивать мелкую моторику малыша помогают следующие упражнения.

  • Массаж пальчиков, в том числе шипованным резиновым мячиком.
  • Игры-потешки («ладушки», «сорока-ворона»).
  • Собирание пирамидки.
  • Лепка из пластилина, глины, теста.
  • Рисование, в том числе пальчиковыми красками.
  • Игра по разделению разнородных мелких предметов (например, фасоли и гороха). При этом попутно объясняем ребенку, что фасоль – длинная, коричневая (зеленая), а горох – круглый, желтый.
  • Можно спрятать в крупу маленькую игрушку и попросить ребенка ее «откопать».
  • Весьма полезно развивать тактильные ощущения малыша. Знакомим его с разными материалами (металлическое, деревянное, бумажное), разными фактурами (твердое, шершавое, сыпучее, гладкое, скользкое, пушистое, мягкое, жидкое), температурами (холодное, горячее, теплое).

Советы и упражнения для развития речи дома

Заниматься нужно с каждым ребенком: чем больше усилий приложат родители, тем лучше будет результат.При этом необходимо помнить о ряде правил, как быстро развить речь у ребенка. А именно:

Уроки должны проводиться регулярно. Пусть занятия будут недолгими, но ежедневными;
Будьте терпеливы и спокойны. Вряд ли у ребенка получится запомнить все с первого раза. Проявите целомудрие, не повышайте голос. Не нужно приступать к занятиям, если у вас плохое настроение;
Занятия в форме игры. Дети 2-3 лет не могут долго концентрироваться на одном виде деятельности. Это нужно учитывать при организации учебного процесса;
Используйте красочные материалы. В вашем арсенале должны быть плакаты, карточки, фигурки

Важно иметь наглядный материал.

Когда вы занимаетесь с ребенком, следите и за своей речью. Вы должны произносить все четко и понятно, не сюсюкаться и не искажать слова.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребенок научился правильно произносить звуки, необходимо работать над артикуляцией. Такие занятия укрепляют мышцы и связки рта. С ребенком 2-3 лет делают следующие упражнения:

  • Нужно поочередно надувать и сдувать щеки;
  • Играть в замок с мостом: широко открывать рот и высовывать язык;
  • Широко открывать рот и задерживать такое положение на несколько секунд;
  • Приоткрыть рот в улыбке, передвигать язык из одного угла в другой, имитируя маятник;
  • Тянуться языком к кончику носа или подбородку;
  • Цокать, как делают это лошадки.

Развитие мелкой моторики

От того, насколько хорошо у ребенка развита мелкая моторика, будут зависеть его речевые навыки. Специалисты рекомендуют выполнять следующие задания:

  • Катать шарики: разных материалов, размеров;
  • Работать с тестом: можно использовать как обычное, так и специальное для лепки;
  • Делать узоры: рисовать их, выкладывать из лент, обводить;
  • Сортировать предметы: по форме, цвету, размеру. Для этого можно использовать камушки, игрушки, кубики;
  • Игра с сыпучими продуктами. Положите в глубокую миску какие-нибудь небольшие игрушки и засыпьте их крупой. Затем предложите ребенку найти клад;
  • Вырезание. К 2-3 годам ребенок может работать безопасными ножницами под строгим контролем родителей. Сначала он учится резать по ровной линии, затем по кругу, зигзагом.

Чтение дляразвития речи

Чтение – самый простой способ, как можно развивать речь у ребенка 3 лет. Да, в этом возрасте он еще не сможет самостоятельно читать, но это никак не мешает использовать книги для обучения. Родители ежедневно должны читать ребенку вслух. Выбирайте легкие рассказы, которые соответствуют возрасту малыша: он должен понимать смысл произведения, интересоваться им

Книги должны быть с красочными картинками, чтобы привлечь внимание ребенка

Игры наразвитие речи

Развивать речь ребенка можно и при помощи игр. Для малыша 2-3 лет хорошо подходят следующие:

  • Картинки с действиями. Вы показываете ребенку карточку, просите описать, что на ней делает персонаж. Можно задавать и другие подходящие вопросы;
  • Кто что умеет? Еще одна игра с картинками, во время которой родитель интересуется, какие действия может выполнять предмет;
  • Игрушка прячется. Родитель убирает ее в разные места так, чтобы это видел ребенок. Далее у него спрашивают, куда спряталась игрушка. Такая игра помогает изучить предлоги и пополнить словарный запас;
  • Выбери картинку. Перед ребенком раскладывают карточки, после чего родитель описывает одну из них. Малышу нужно выбрать ту, о которой шла речь.

Логоритмические игры

Развить речевые способности ребенка помогут различные логорифмические игры: когда стишки или песенки совмещаются с действием. Ребенок и играет, и учится говорить. Кроме того, развиваются его творческие способности. Каждый родитель наизусть знает игры «Гуси-гуси», «Мишка косолапый», «Баю-баюшки-баю». Существует множество и других стишков, которые помогут научить ребенка говорить.

Как происходит становление речи ребенка

Развиваться речь начинает с рождения. Познавая первые звуки, малыш учится говорению, которое пока остается внутренним. Ребенок анализирует, сравнивает, запоминает, закрепляет, учится распознавать интонацию голоса, сопоставлять слова и действия взрослого человека. До года он активно познает окружающий мир посредством эмоций, движений, восклицаний, гуления. Чтобы правильно и эффективно запускать речевую активность, необходимо с рождения до года давать больше возможностей малышу для всестороннего развития: играть, гулять, слушать музыку, ходить в цирк, театр и т. д. Тогда вовремя возникнут необходимые толчки для дальнейшего становления речи: первые звуки, слова, гуление, агуканье.

До года становление речи происходит незаметно, поэтапно. Сначала кроха учится распознавать голос родных и незнакомых людей, отличать интонацию, сопоставлять слова и действия, которые они обозначают. К годовалому возрасту возникает потребность в общении, речь становится предметом взаимодействия с окружающим миром. Именно в год малыш начинает выговаривать первые короткие слова: папа, мама, баба, дай, нельзя, нет, да. С данного момента необходима дополнительная помощь в освоении процесса говорения.

Возраст Развитие речи
1-2 года

Общение происходит посредством отдельных звуков: п, б, д, к, э, а, о, у. Малыш активно использует их в речи, пытается составлять из них слоги, сочетания: ба, па, ма, дай, на и т. д. На данном этапе родители, как правило, стараются подражать малышу, произносить звуки так же, как ребенок. Он, как копирка, впитывает речь взрослого, пытается воссоздать звучание.

К концу года речь становится необходимой для удовлетворения собственных потребностей. Малыш пытается не только с помощью крика, плача показать, что что-то не так, но и сопровождает эмоции восклицаниями. Проявляется эмоциональная сторона, когда ребенок пытается что-то импульсивно рассказать взрослому, используя активные движения, интонирование. К концу периода должен сформироваться словарный запас до 10 слов.

Ясельный

Связан с поступлением в детский сад, где малыш активно познает окружающий мир, учится общению со взрослыми и другими детьми. Словарный запас к началу периода − от 3 до 10 слов, к концу − 100-300 слов. В полтора года ребенок должен знать от 30 до 70 слов, собственное имя, называть его. Преимущественно в речи присутствуют слова-названия предметов, явлений. Малыш может просить о помощи, сказать о желаемом (поесть, попить, сходить в туалет), назвать любимые игрушки, предметы на улице.

К 2 годам остается активным развитие звукопроизношения. Ребенок старается активно использовать звуки в общении, составляет слова, слоги. Твердые согласные пока еще трудно произносить правильно, он заменяет их на мягкие: вместо «жук» говорит «зюк», «шишка» − «сиска» и т. д. В 2 года речь становится более осмысленной, малыш может склонять существительные: мама, маме, маму. К простым словам подключаются второстепенные: мама иди, баба дай, пойдем гулять.

Младший дошкольный К 3 годам словарный запас увеличивается до 300 слов. Малыши в младшем дошкольном возрасте любят задавать вопросы о непонятных словах, явлениях природы, предметах. В разговоре можно услышать местоимения, наречия, прилагательные: чисто, хорошо, красиво, мы, я, она.

В 4 года начинается активное словотворчество, когда малыш придумывает несуществующие формы, добавляя к словам суффиксы, приставки: обогони, натерять, моя мяч и т. д. В разговоре активно используются предлоги: на, под, у, к, за, с. К 4 годам должно стать правильным произношение твердых согласных: ш, ж, д, ц. Трудным остается произношение звуков л и р. Четырехлетний ребенок способен выучить небольшой стих, говорить распространенными, связными предложениями.

Старший дошкольный 5-7 лет, когда словарный запас увеличивается до 5000 слов. Речь становится более продуманной, логичной, связной. Ребенок может пересказать небольшой рассказ, выучить стихотворение, алфавит (к 6-7 годам), хорошо и четко произносит все звуки. Отвечает развернутыми фразами и предложениями, формулирует мысль, задает сам вопросы.

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

Нормы речевого развития детей 5 до 7 лет

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться так называемая внутренняя речь, помогающая дошкольнику планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Нормы речевого развития ребенка 7 лет предполагают достаточно высокий уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных оборотах. Появляется навык выразительного чтения, совершенствуется умение соответственно моменту менять интонацию и громкость голоса.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста

И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Как научить ребенка говорить слова?

Главное правило – больше разговаривайте с крохой. Он запоминает все то, что ему сказали, а со временем сможет это повторить. Но не стоит требовать от малыша все и сразу, не нужно смотреть на возраст (если кроха заговорил с задержкой). Каждый ребенок развивается индивидуально.

Чтобы разговорить малютку, необходимо начать с самого простого – со слогов. Произносите знакомые ему «ма-ма», «па-па», «ба-ба», а затем произносите целиком «мама», «папа». Затем просите повторить за вами. Разговаривайте с улыбкой, интонация должна быть дружелюбная, нельзя повышать тон или кричать.

Чтобы научить новым словам, нужно знакомить ребенка с окружающим миром. Называть все то, что видит малыш (дерево, машина, собака, кошка) или берет в руки (мячик, пирамидка, ложка, яблоко).

Стимулируют на разговор простые вопросы – «где твоя игрушка?», «хочешь есть?». Важную роль в развитии речи играют глаголы. Существует такая закономерность: чем больше малыш знает глагольных действий, тем быстрее он начинает говорить. Именно поэтому необходимо научить выговаривать – «баю-бай», «ам-ам», «куп-куп», «топ-топ».

Бывает такое, что ребенок упирается, не желает говорить не потому, что не умеет, а просто не хочет. Ему удобно, чтобы родители потакали во всем, ведь они и так понимают все, что нужно. В таком случае научить кроху говорить не получится без одной хитрости.

Если малыш что-то просит, показывает пальцем, то нужно сказать: «я не понимаю, скажи конкретно». В случае истерики поддаваться не стоит, кроха должен осознать, что манипулировать не получится.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения

Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение

Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.

Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Упражнения как научить ребенка говорить звук Ш?

Чтобы ребенок научился произносить шипящие звуки, нужно научить его расслаблять язык и растягивать его до боковых верхних зубов.

Упражнения:

  • Попросите ребенка немного приоткрыть рот и положить язык на нижнюю губу, немного высунув кончик. Теперь попросите кроху «прилепить» язык к небу за верхними зубами. Челюсть задействоваться не должна.
  • Скажите малышу, что его язык – это блинчик. Необходимо положить его на нижние зубы, а верхними зубами легонько постучать по языку, произнося «та-та». Дайте язычку отдохнуть. Потом пусть пошлепает по нему верхней губой, произнося «па-па».
  • Язык должен лежать на нижней губе со слегка высунутым кончиком. На стол положите маленький кусочек ваты. Пусть ребенок сдует вату, не надувая щеки.

Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет

Нормы речевого развития детей 4-5 лет существенно отличаются от требований, предъявляемых к трехлеткам. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения, проводя, например, такую параллель как «ромашка – цветок – растение». Кроме того в его активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. Отдельное место в речевом развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «больно-больнее» и «громче-громчее», то это говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

Нормы речевого развития детей 5 лет в области произношения звуков допускают смешанную артикуляцию шипящих и свистящих, а также отсутствие четкого вибрирующего «р»

В этот период рекомендуется много читать ребенку вслух и учить с ним стихотворения, акцентируя внимание на правильном произношении звуков. Полезны также «рычащие» игры, помогающие сформировать полноценный звук «р»

Однако заставлять ребенка не нужно, поскольку пристальное внимание к его произношению может вызвать обратную реакцию – и четкость речи будет утрачена.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: