Причины возникновения умственной отсталости
Во многом умственная отсталость у детей определяется генетикой. Однако исключительно наследственность редко является единственной причиной возникновения умственной отсталости. Неблагоприятные факторы среды также способны оказать большое влияние на формирование высшей психической деятельности.
Принято выделять несколько причин:
- хромосомные аномалии, отягощенная наследственность;
- поражение плода в период внутриутробного развития (перенесенные матерью тяжелые инфекционные заболевания, воздействие токсинов, химио- и радиотерапия, наркотики, алкоголь);
- гипоксия мозга в период гестации или родов;
- тяжело протекающая родовая деятельность (с асфиксией, наложением щипцов и т. д.);
- значительная недоношенность ребенка;
- социальные факторы (депривация, глубокая педагогическая запущенность;
- в раннем возрасте — ЧМТ, инфекции, поражающие центральную нервную систему.
Логопедическая коррекция при умственной отсталости
Логопедическая коррекция при умственной отсталости направлена на улучшение коммуникации и развитие речи у детей. Вот несколько подходов, которые могут быть использованы:
- Оценка речевых возможностей. Логопед проводит оценку речевых навыков ребенка, чтобы определить его уровень коммуникативных возможностей. Это помогает разработать индивидуальный план коррекционных занятий.
- Развитие речи при умственной отсталости. Логопед использует различные методы и техники, чтобы развивать речевые навыки у ребенка. Это может включать занятия для развития артикуляционных навыков, увеличения словарного запаса, расширения предложений и обучения правильной интонации и ритма речи.
- Использование альтернативных методов коммуникации. Для детей с тяжелыми или неполными речевыми нарушениями, которые могут испытывать трудности с произнесением слов, логопед может использовать альтернативные методы коммуникации, такие как жесты, картинки, символы или коммуникаторы с кнопками. Это помогает ребенку выразить свои мысли и потребности.
- Развитие навыков социальной коммуникации. Специалист работает с ребенком над развитием навыков социальной коммуникации, таких как взаимодействие с другими людьми, понимание невербальных сигналов и умение поддерживать диалог.
Вовлечение родителей
Важно, чтобы родители были вовлечены в процесс логопедической коррекции. Логопед может давать родителям рекомендации и стратегии, которые могут использоваться в повседневной жизни для поддержки развития речи и коммуникации у ребенка.
Особенности развития речи при умственной отсталости у детей
При данном диагнозе нарушения в формировании речи обычно носят системный характер — то есть чаще всего у ребенка в той или иной степени не сформированы все стороны речи. Больше или меньше выражены могут быть:
- нарушения фонематического восприятия (подробнее о фонематическом нарушении речи);
- аграмматичная речь,
- дизартрия,
- задержка речевого развития;
- формирование связной речи.
В зависимости от выраженных отклонений речевые проблемы делятся на три уровня:
- Пассивный словарь ограничен, в активном имеется лишь небольшой набор простых слов. Ребенок изъясняется в основном жестами.
- Понимание речи осложнено, ребенок воспринимает лишь простые предложения. Активный словарь расширился до построения коротких фраз, однако эти фразы не объединяются в связное повествование.
- Ребенок строит сложные предложения, однако они отличаются аграмматизмом, часто стереотипны. Словарный запас ограничен. Имеются навыки чтения и письма, однако восприятие прочитанного текста снижено, письменный — имеет массу нарушений.
Последние новости центра
-
722
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
-
419
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
-
642
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
-
459
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
-
884
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
-
838
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
-
502
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Коррекция речи детей с умственной отсталостью
Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:
- Непосредственно вызывание и развитие речи;
- Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.
При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации
Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:
Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;
Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.
Примеры корректирующих упражнений
Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.
Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).
Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью
Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.
Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.