Логоритмика как способ сотрудничества специалистов доу в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Психолого-педагогическая характеристика детей с отсутствием вербальных средств общения

Мероприятия по коррекции

Программа логопедической работы зависит от степени тяжести системного недоразвития речи. Детям с СНР 1 степени проводят различные упражнения на активизацию самостоятельного мышления и речевой деятельности. С этой целью, логопед и родители должны активно общаться с ребенком, стимулируя развитие свободной речи и словарного запаса. Если подобные нарушения возникли у малыша на фоне недоразвитого слуха, то ему необходимо купить слуховой аппарат. Это позволяет ему активно усваивать речевые конструкции и грамматику языка из разговоров со взрослыми и другими детьми.

При системном недоразвитии речи средней тяжести комплексно развивают речевую активность и понимание речи. Отдельно работают над улучшением лексико-грамматических основ языка и экспрессивного общения. Дополнительные упражнения по коррекции произношения звуков и их комбинаций показаны каждому ребенку.

Тяжелые нарушения речи требуют комплексной и длительной логопедической помощи. Такие дети обучаются в специальных школах для детей с выраженными речевыми дефектами. Помимо упражнений на фонетику, грамматику и лексикон, проводят корректирующие занятия для улучшения восприятия речи, развития минимальных навыков письма и чтения.

Для реализации эффективной логопедической коррекции с детьми с умственной отсталостью выделяются приоритетные направления:

обеспечение личностного и интеллектуального роста детей, с учетом их индивидуальных особенностей;

поощрение способности к сотрудничеству со взрослыми и детьми в различных видах деятельности;

развитие речи;

консультативно — методическая поддержка родителей.

В коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью Т.В.Хисамова выделяет следующие специфические особенности логопедической коррекции.

Систематический поиск индивидуальных подходов к ученику — инвалиду. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа логопедической коррекции.

Формирование подражательной деятельности. Развитие произвольного внимания является первым шагом в коррекционной работе. Ребенок должен привыкнуть вслушиваться в речь, реагировать на слова.

Организация обстановки занятий

Для того, чтобы удержать внимание детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо уделить внимание каждой мелочи в организации занятия: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов, местоположение логопеда и т.д

Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер

Такая форма занятий позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом не потеряв внимание ребенка и его заинтересованность. На занятии ведется работа над развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха

Моделирование ситуаций. Специально созданные условия необходимы, чтобы вызвать у ребенка желание говорить.

Постоянное наблюдение за внутренним состоянием ребенка. Для того, чтобы не нарушалась эмоциональная атмосфера занятия, и не снижалась результативность, необходимо вовремя заметить, когда ребенок начинает утомляться.

Медленный темп формирования новых навыков. От детей данной категории нельзя ждать быстрого результата, он может проявиться только через 2 — 3 года.

Постоянная востребованность приобретенных навыков. Для того , чтобы логопедическая работа с детьми с умственной отсталостью была эффективна, необходим тесный контакт логопеда с другими педагогами и родителями.

Таким образом, логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью характеризуется спецификой, обусловленной особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью, а также характером и структурой речевого дефекта у детей данной категории.

Характеристика

Системное недоразвитие речи (СНР) — комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.

Нарушены следующие языковые элементы:

Лексика

Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;

Фонетика

Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;

Грамматика

Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.

Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.

Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР — общее недоразвитие речи.

Когда и кому обращаться

Родителям нужно быть очень внимательным к своему ребенку и предположить у него наличие нарушения речевого развития по таким признакам:

  • новорожденный не кричит от голода;
  • в 4 месяца он не улыбается и не гулит;
  • в 5 месяцев не следит взглядом за показанными предметами и не прислушивается к звукам;
  • в 7 мес. не различает голосов близких людей, их интонаций, не реагирует на музыкальную игрушку;
  • в 9 мес. не лепечет и не делает попытки повторить слоги;
  • в 10 мес. не приветствует и не прощается жестами;
  • в 12 мес. не понимает, что его просят сделать, не реагирует на обращенную к нему речь и сам не произносит ни слова;
  • в 16 мес. все еще не говорит и никак не идентифицирует сказанное взрослыми с определенными действиями и предметами;
  • в 2 года неспособен по просьбе взрослого указывать на свои части тела, не узнает знакомых людей на фото;
  • в 2, 5 года не понимает разницы между хорошим и плохим или подобными смыслами;
  • в 3 года не может рассказать о себе, воспринимать короткие рассказы и воспроизвести их, не видит различия размеров;
  • в 4 года не способен выучить стишок и не распознает цвета;
  • в 6–8 лет не определяет звуки и не может запомнить буквы, их определяющие;
  • в 7 лет не может научиться читать и писать.

Если раньше нарушениями речи занимались неврологи, применяя клинико-психологическую классификацию, то сейчас эта прерогатива перешла к логопедам. На их плечах лежит комплексное обследование ребенка и они, как уже говорилось, для диагностики и выбора лечения используют обе классификации.

Однако тяжелые нарушения речи требуют привлечения детского психолога – если есть задержка речевого развития, а при дефектах строения речевого аппарата придется обращаться к хирургу. Если же проблемы вызваны неврологическими причинами, то понадобится помощь невролога. К нему нужно идти, если у ребенка, кроме нарушения речи, наблюдаются:

  • регулярные головные боли;
  • метеозависимость, плохое самочувствие при магнитных бурях;
  • частые перемены настроения;
  • навязчивости – обкусывание ногтей, хождение по кругу, раскачивание.
  • непоседливость и непослушание.

Своевременное обращение к специалисту при нарушениях речи и других проблемах поможет вовремя их опознать, начать коррекцию или лечение. Это позволит восстановить нормальность речевых функций и избежать осложнений. 

Занятия с детьми 2-3 лет

Итак, после 2 лет у детей начинает активно развиваться речь. Поэтому основная цель логоритмических игр – стимуляция речевой активности, мыслительных процессов, формирование связной речи. Хотя подвижные игры, танцы в них тоже можно включать.
Отличный способ развить артикуляционный аппарат двух- и трехлетних детишек – звукоподражание. Это может быть имитация разных звуков, посильная в этом возрасте: животных, птиц, цоканье, звуки ударов, природных явлений (ветер, дождь, гром), стук, звуки транспорта. После освоения простейших подражаний можно добавлять все более сложные и развернутые.

Познакомимся с несколькими вариантами проведения тренировки по логоритмике с самыми маленькими.

Музыкальная логоритмика

Чтобы сделать занятия более интересными для малышей, можно воспользоваться видео Железновой Екатерины, благодаря которому родители узнают, как развить у детей чувство музыкального ритма и улучшить речевые навыки. Каждое упражнение содержит возгласы для повторения, которые помогут ребенку научиться петь и говорить, а также определенную совокупность движений, направленных для развития мелкой и крупной моторики.

Приведем примеры упражнений.

  • «Наши ручки». Взрослый поет песенку, малыш вслед за родителем начинает тереть одну ладонь о другую, словно стараясь их вымыть. Потом руки поднимают вверх, пальцы разводят в стороны и совершают вращательные движения кистями. Далее – руки опускают, вновь вращают кистями. И, наконец, убирают руки за спину.
  • «Паровозик». Малыши 2-3 лет могут выполнять это упражнение при помощи родителей, которые будут «руководить» движениями согнутых в локтях рук, имитирующих движение колес паровоза. Чтобы ребенку было интереснее, можно включить в занятие игрушечный поезд. Обязательно поется песенка и повторяются слова «чух-чух-чух».
  • Занятия с кубиками. Песенка очень проста: «Кукла с кубиком идет, красный кубик нам несет. Уронила кубик, ой (взрослый роняет кубик). Принеси теперь другой». Задача ребенка – бросить кубик в тот момент, когда звучат соответствующие слова песенки.
  • «Лошадка». Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади. Родители, придерживая руки ребенка, помогают ему при необходимости.
  • «Ножки». Малыши при помощи родителей совершают прыжки и приседания, напевая песенку про ножки.

Животные

Дети в 2-3 года любят животных и активно ими интересуются, поэтому для развития речи и координации движений можно этим воспользоваться.

Вариантов заданий, которые понятны и доступны самым маленьким, множество.

  • «Котенок» – малыш пробует повторить «мяу», а также вертит в руках игрушечную кошку, развивая кисть.
  • «Му» – подражание корове. Задача ребенка не только издать звук, но и повторять движения животного.
  • «Ослик» – дети подпевают возглас «и-а» и подражают движениями осла: топают ногами, размахивают руками, словно хвостом.

Малышам интересно повторять движения животных, при этом они развивают свои речевые навыки и моторику.

Классификация

Степень СНР Признаки
Легкая Слабый для конкретного возраста словарный запас; нарушения в произношении некоторых звуков; дисграфия; неточности в употреблении предлогов, косвенных падежей множественных чисел и других сложных моментов; плохое понимание причинно-следственных связей.
Средняя Сложность при восприятии длинных предложений, слов в переносном значении и пр.; трудности с построением смысловой линии при пересказе; ребенок не умеет согласовывать род, падеж, число, либо делает это с ошибками; фонематический слух недоразвит; слабая активная речь; координация движений языка при артикуляции нарушена; словарный запас бедный.
Тяжелая Восприятие речи нарушено сильно; связная речь отсутствует; нарушения мелкой моторики; читать и писать ребенок не может, либо делает это с трудом; словарный запас включает несколько десятков слов; сила голоса снижена, интонация монотонная; словообразование отсутствует; ребенок не способен вести диалог, поскольку с трудом понимает даже простые вопросы.

Существует и несколько другая классификация, в ее основе — общее недоразвитие речи.

  • 1 уровень: речь отсутствует полностью.
  • 2 уровень — есть только начальные элементы речи с большим количеством аграмматизма.
  • 3 уровень характеризуется тем, что ребенок говорит фразами, но звуковая и смысловая стороны речи недоразвиты.
  • 4 уровень предполагает отдельные проблемы в виде остаточных проблем в таких разделах, как лексика, фонетика, фонематика и грамматика.

Системное недоразвитие речи средней степени, например, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Причины

Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.

Перечислим основные:

  • Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
  • Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
  • Гипоксия плода.
  • Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
  • Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
  • В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.

Возможные причины

Системные нарушения речи отмечаются у пациентов, имеющих органические изменения в структуре головного мозга. Врачи выделяют следующие возможные причины:

  • Гипоксическое повреждение ЦНС во внутриутробном периоде. Гипоксия может развиваться из-за патологии плаценты, наличии у матери заболеваний внутренних органов, в том числе инфекционного характера.
  • Хронические интоксикации плода на фоне алкоголизма, наркомании или табакокурения беременной женщины.
  • Родовая травма либо повреждение головного мозга в результате травматического воздействия в первые 3 года жизни.

Помимо этого, системное недоразвитие речи отмечается при умственной отсталости, детском церебральном параличе и генетических аномалиях (синдром Дауна и др.).

Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью

Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с лепета и первых «лепетных» слов. У немалой части детей с умственной отсталостью речь появляется в 3-4 года и позже. Соответственно, у ребенка с умственной отсталостью существует серьезное системное недоразвитие всех речевых компонентов.

Надо понимать, что есть несколько видов умственной отсталости, отличающихся друг от друга как тяжестью, так и наличием ведущего дефекта: соответственно, нарушения речи детей с умственной отсталостью будут существенно отличаться. Речь детей с легкой умственной отсталостью может мало отличаться от речевых нарушений детей без диагноза умственной отсталости, тогда как речь детей с умеренной умственной отсталостью, а так же тяжелой и глубокой формой, составляет существенную проблему.

Тем ни менее, можно выделить следующие особенности речи детей с умственной отсталостью:

  1. нарушения речи имеют системный характер, они существуют во всех компонентах речи (звуковом, слоговом, фонематическом, лексико-грамматическом, темпо-ритмическом), кроме того существуют проблемы с письмом и чтением;
  2. дети имеют нарушения звуковой и слоговой структуры речи; при легких формах, это может быть, например, отсутствие, искажение или смешивание нескольких звуков, при тяжелых – существенно нарушенная артикуляция с невозможностью понять сказанное ребенком окружающими;
  3. дети, владеющие фразовой речью, как правило, имеют небогатый словарь, тяжело осваивают грамматический строй речи, так же имеют большие проблемы со связной речью;
  4. пассивный лексический запас превышает активный, хотя и он невелик; нарушена смысловая сторона речи и, так называемое, «языковое чутье»; При самых тяжелых формах умственной отсталости словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов;
  5. часто нарушен фонематический слух; овладение звуковым анализом и синтезом вызывают существенные трудности и, соответственно, овладение грамотой; при глубокой форме умственной отсталости больной не в состоянии понимать обращенную речь совсем;
  6. за счет нарушения абстрактного мышления, регуляторного компонента речи, саморегуляции, сниженного внимания и т.д. при тяжелых формах умственной отсталости речь настолько слабо развита, что не может выполнять коммуникативную функцию.

I уровень ОНР

I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи («безречевые дети»).

Для общения дети пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок заменяет мимикой и жестами.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий, может происходить замена названий-действий названиями-предметов и наоборот («адас» — карандаш, рисовать). Пассивный словарь шире активного.
Отмечается нестойкость в произношении звуков, их диффузность. В речи детей преобладают в основном 1 — 2-сложные слова. При более сложной слоговой структуре количество слогов сокращается до 2 — 3. Фонематическое восприятие грубо нарушено. Задания по звуковому анализу слов непонятны.

Прогноз

Программа по коррекции и развитию речи продолжается несколько лет. При ее раннем начале на фоне СНР легкой степени тяжести и сохранном слухе, логопедам удается добиться полной нормализации речевой функции, навыков письма и чтения в течение 1-2 лет. Для детей с тяжелым нарушением артикуляции на фоне умственной отсталости, эффективность логопедических мероприятий ограничена. Они должны обучаться в специализированных учебных заведениях, где весь процесс обучения направлен на развитие речи и связанных с ней навыков. В этих случаях симптомы болезни не могут быть полностью устранены.

Системное недоразвитие речи − серьезное нарушение, возникающее у детей в результате повреждения головного мозга до трехлетнего возраста. Расстройство характеризуется неправильным произношением звуков, низкой грамотностью и скудным словарным запасом. Обследование у логопеда позволяет оценить степень выраженности СНР и подобрать коррекционные мероприятия, включающие в себя упражнения для развития речи, письма и чтения. При наличии сопутствующих изменений в мышлении или памяти, детям могут быть назначены и лекарственные препараты, улучшающие состояние нервной ткани − ноотропы, антиоксиданты и др.

Клинические проявления

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

  • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
  • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
  • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Умственная отсталость

Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

  • развитие языковой системы существенно отстает от норм (признаки в таблице выше);
  • присутствуют проблемы с памятью;
  • если сложности при определении самых простых понятий и связи между ними;
  • двигательная активность повышена;
  • ребенок не способен сосредоточиться;
  • осознанная воля отсутствует;
  • мышление недоразвито или отсутствует.
  • При ЗПР психоэмоциональные функции ребенка развиты неправильно, что отрицательно сказывается не только на речевом общении, но и на других важных социальных навыках.

Диагностические мероприятия

Диагностикой речевого расстройства занимается логопед. План обследования при этом включает в себя обязательное ознакомление с медицинской документацией ребенка. При необходимости, логопед консультируется с педиатром, детским неврологом или психиатром. Также необходимо выяснить давность и характер развития речевых нарушений у родителей.

В процессе общения с ребенком логопед выявляет степень сформированности отдельных компонентов речи: лексики, фонетики и грамматики. Диагностику начинают с оценки связной речи. Ребенка просят составить рассказ на основе изображений, пересказать простой текст или составить историю о своем собственном воспоминании. В процессе этого упражнения специалист дает характеристику грамотности речи. В ходе работы над упражнениями на оценку связности речи изучается словарный запас.

Вторая часть диагностического обследования − изучение фонетики речи. Логопед оценивает функциональную целостность артикуляции, особенности звукопроизношения и звуконаполняемости речи. Обязательно оценивается слух ребенка, так как речевые дефекты могут быть связаны с тем, что нарушается процесс усвоения речевых конструкций.

Краткое знакомство с термином

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы

Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам

Занятия по логоритмике – это игры или упражнения на подражание взрослому, сопровождаемые специально подобранной музыкой.

То есть ребенок слушает воспитателя или родителя, видит, что он делает, повторяет за ним сказанное и сделанное. Лучше всего маленькие дети реагируют на рифмованную речь, но это не обязательно: подойдут любые забавные, интересные истории.
Главное назначение логоритмики для детей – коррекция или развитие речевых навыков. С ее помощью можно избавить кроху от таких речевых проблем, как заикание, нарушение произношения, слишком медленная или слишком быстрая речь. При этом любая логопедическая игра развивает сразу несколько процессов.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Коррекция речи детей с умственной отсталостью

Коррекция и лечение детей с умственной отсталостью должна вестись по следующим направлениям:

  • Непосредственно вызывание и развитие речи;
  • Развитие высших психических функций, связанных с речью и обуславливающих ее существование.

При тяжелых формах умственной отсталости ребенок привыкает общаться без речи, с помощью жестов, определенного поведения; соответственно, крайне важно работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации

Речь – это психическая функции, которая неразрывно связана с другими функциями, как то: мышление, восприятие (в том числе, слуховое, зрительное), внимание, память. Таким образом, для работы над системным недоразвитием речи, которое возникает у таких детей, необходима связка несколько специалистов:

Нейропсихолог занимается «базой», создает возможности и предпосылки речи (стимулирует определенные зоны мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;

Логопед работает непосредственно с речевыми структурами речи, артикуляционным аппаратом (постановка звуков, грамота, лексико-грамматический строй, выстраивание связной речи);
При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен дефектолог, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д.

Примеры корректирующих упражнений

Программа упражнений составляется только специалистом; самостоятельное проведение упражнений, направленных, на развитие когнитивных функций и речи, может быть не только бесполезно (за счет бессистемности, непонимания целей каждого упражнения и сути дефекта, на которое это упражнение направлено), но и опасно.

Работа с речью предполагает занятия по нескольким направлениям, как уже было сказано выше. Некоторые занятия, например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмо-интонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции).

Прогноз развития речи у детей с умственной отсталостью

Прогноз развития ребенка и, в частности, его речи связан со степенью тяжести и формой умственной отсталости.

Родителям ребенка, столкнувшегося с данным диагнозом, необходимо понимать, что требуется длительная, кропотливая работа, следование рекомендациям специалистов; ежедневная работа дома, кроме работы на занятиях. Кроме того, для ребенка необходимо создавать условия, которые позволят ему адаптироваться в социуме – это, пожалуй, один из ключевых моментов коррекции.

Признаки

Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

  1. Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
  2. В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
  3. Следующий рубеж — 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
  4. В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо, в четыре года — смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
  5. В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности — ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

Особенности и средства

Такая методика включает в себя следующие аспекты.

Разные виды ходьбы, маршировки, прыжки, приседания. Они формируют у детей координацию движений рук и ног, учат ориентироваться в пространстве, понимать, где право и лево, что значит впереди, сзади, сверху, снизу. Обычно с таких упражнений начинают занятия.
Дыхательные и артикуляционные упражнения, которые развивают силу, выразительность, высоту голоса, а также мышцы артикуляционных органов.
Игры по коррекции речи (например, для развития фонематического слуха). Способствуют устранению имеющихся нарушений восприятия и произношения. Ребенку предстоит повторять сложные звуки, находить и распознавать их в словах.
Пение. Улучшает интонацию, помогает справиться с заиканием, скороговорением, да и просто доставляет ребенку удовольствие.
Упражнения на счет. Позволяют малышу запомнить порядковый счет предметов.
Пальчиковую гимнастику. Это дает прямую стимуляцию зон коры головного мозга, отвечающих за развитие речи.
Упражнения на развитие моторики: общей и мелкой

Способствуют развитию речевых и мыслительных процессов.
Игры на внимание, развитие памяти. Развивают навыки быстрого переключения между действиями.
Упражнения, направленные на нормализацию тонуса мышц речевого аппарата

Требуются деткам с дефектами речи, в частности заиканием.
Танцы. Учат чувству ритма, улучшают пластику и осанку малыша, дают выход энергии у слишком непоседливых детей.
Упражнения на развитие мимики. Незаменимы для детей с нарушениями речи. Часто их лицевые мышцы малоподвижны. Невыразительная мимика делает невыразительным и произношение, поэтому требуется коррекция.
Релаксацию. Такие упражнения обычно завершают занятия по логоритмике. Они нужны, прежде всего, детям с гиперактивностью и подобными нарушениями в работе нервной системы, когда накопленная энергия выплескивается с трудом.

На начальном этапе занятий ребенок может просто повторять за взрослым движения, затем – отдельные слова или окончания фраз. А когда сможет запомнить весь текст – пусть повторяет его от начала до конца.

  • На прогулке можно имитировать звуки или движения мира природы (птиц, животных, погодных явлений).
  • В ванной легко получается поиграть в шторм, в отважных капитанов, изобразить плавающих рыбок, разыграть рассказ или сказку на морскую или речную тематику.
  • Занимаясь гимнастикой, можно включить подходящую музыку и выполнять упражнения, имитирующие какие-то другие действия (прыгание лягушки, потягивание кошки, качание веток от ветра).

Возможностей вовлечь малыша в логоритмические занятия много, фантазия взрослых может подсказать и другие варианты.

К числу средств, которые можно использовать для логоритмики, относятся:

  • игры;
  • упражнения;
  • песенки;
  • стишки.

Сама тренировка проводится в увлекательной для малышей игровой форме, поэтому они не только проводят время с пользой для себя, но и получают удовольствие. Для того чтобы ребенку было интересно, следует включать в занятия логоритмикой кукол, игрушки. Для развития навыков работы рук потребуются деревянные ложки или палочки; кубики, кольца от пирамидок или аналогичные предметы. А взрослый может вооружиться куклами-рукавичками, которые придадут занятию особое настроение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: