Личностные особенности умственно отсталого ребенка, самооценка, уровень притязаний, воля, мировоззрения

Олигофрении

Особенности форм умственной отсталости

Умственная отсталость проявляется в разных формах. Чаще всего можно встретить такую форму как олигофрения. Это необратимое состояние нарушения психики ребенка, при котором главное место занимает полная дисфункция познавательного развития. У таких дошкольников нет познавательного интереса, они ничего не хотят узнавать, отсутствует какая-либо познавательная активность или потребность. В результате чего дети приобретают по жизни искаженные представления во всех сферах. У дошкольников с УО полным образом нарушено восприятие действительности. Им трудно воспринимать пространство и время, что является тормозом в ориентации в окружающем мире ребенка.

Самой тяжелой степенью отмечают идиотию.
У дошкольников с данной степенью тяжести УО наблюдается отсутствие сферы речевой деятельности, они не способны узнавать даже очень близких людей. Бессмысленность в лице, отсутствие внимания, чувствительности, неумение обслуживать себя до конца жизни, возможно множественное покачивание.

Следующая степень тяжести умственной отсталости — имбецильность. Эта степень намного легче. Дети старшего дошкольного возраста разговаривают, выполняют несложные трудовые обязанности, откликаются на речь. Таких дошкольников даже можно научить читать, писать и считать. Но присутствие нарушений мышления, внимания делают их навыки недостаточно устойчивыми.

Одной из самых легких степеней умственной отсталости является дебильность. У ребенка отмечают пониженный уровень интеллекта и нарушение воли и эмоций. Ребенку с данным видом нарушения сложно усваивать школьную программу, но при систематической коррекционной работе их можно обучать даже профессиональному мастерству. С возрастом такие дети могут быть самостоятельными, хотя и им требуется руководство и помощь со стороны другого человека.

Дети с УО намного позднее нормально развивающихся детей учатся распознавать оттенки цвета, особенности формы предмета и т.д.

Позитивные эмоции таких ребят очень слабо выражены. В трудной жизненной ситуации ребенок дошкольного возраста не способен удовлетворить свои потребности. Воля у таких малышей также проявляется в недостатке какой-нибудь инициативы со стороны самого ребенка.

Волевая сфера у умственно отсталых дошкольников связана с речью, которая помогает ребенку хотя бы осознать, что ему требуется сделать в тот или иной момент жизни.

Поведение детей с данным нарушением развития безынициативно, ребенок лишен самостоятельности в поступках. Дети такие, как правило, очень внушаемы другими людьми. Однако, когда ребенок сталкивается с потребностью какого-то действа, он становится упорным, настойчивым, вплоть до агрессивности, которая не контролируется и никак не управляется.

Диагностика

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7x.x в МКБ-10:

  • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
  • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
  • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
  • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
  • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.

Указания на нарушения поведения

  • F7x.0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
  • F7x.1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
  • F7x.8 — с другими нарушениями поведения
  • F7x.9 — без указания на нарушения поведения.

Указания на причину

Пятым знаком обозначается причина (если она известна), приводящая к умственной отсталости:

  • F7x.x1 — …обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как токсоплазмоз, краснуха, сифилис; постнатальные инфекции, такие как энцефалит,абсцесс мозга; интоксикации, такие как желтуха, токсикоз беременных, отравление свинцом)
  • F7x.x2 — …обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: постнатальная травма или гипоксия; механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах)
  • F7x.x3 — …обусловленная фенилкетонурией
  • F7x.x4 — …связанная с хромосомными нарушениями (например: синдром Дауна, синдром Клайнфельтера).
  • F7x.x5 — …обусловленная гипертиреозом
  • F7x.x6 — …обусловленная гипотиреозом
  • F7x.x7 — …связанная с недоношенностью
  • F7x.x8 — …обусловленная другими уточнёнными причинами (например: врождённая аномалия головного мозга, краниосиностоз, микроцефалия, гипертелоризм и т. д.)
  • F7x.x9 — …обусловленная неуточнёнными причинами

Дифференциальный диагноз

Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

Частые вопросы

Умственная отсталость – это приобретённая болезнь или врождённая?

+

Патология может быть как врождённой (наследственная предрасположенность, генетический сбой и пр.), так и приобретённой (в случае травм, инфекций или как сопутствующее заболевание).

Какова клиническая картина УО в целом?

+

Общая симптоматика умственной отсталости – это задержка психического развития в любом его проявлении: эмоции, воля, речь, интеллект. У таких людей нет тяги изучать мир и нет творческих способностей.

Какие причины вызывают у ребёнка умственную отсталость?

+

Причинами могут стать наследственность, внутриутробные факторы (например, инфекция матери), родовые факторы, другие заболевания (когда олигофрения является следствием другой патологии) и послеродовые факторы (травмы, заболевания).

Постановка диагноза

Мало просто диагностировать нарушение, необходимо получить полную картину заболевания. Диагностировать умственную отсталость можно следующими способами:

  • оценку интеллекта;
  • клиническую и психологическую характеристику структуры дефекта;
  • наличие связанных патологий;
  • природу возникновения болезни;
  • уровень адаптации в обществе;
  • имеющиеся социально-психологические факторы, которые влияют на развитие болезни.

Для того чтобы понять всю индивидуальную особенность патологии человека, врачи прибегают к следующим методам исследования:

  • сбор информации о родителях, кровных родственниках пациента, о ходе беременности, родах и последующем развитии ребёнка;
  • различные анализы, в том числе, генетические;
  • диагностическое обследование (УЗИ, КТ, МРТ);
  • психологические и педагогические методы диагностики.

Если какой-то информации не хватает или есть непонятные моменты, врач имеет право назначить дополнительные обследования.

Группы умственной отсталости

В зависимости от этиопатогенеза олигофрению разделяют на несколько групп состояний:

  • возникших в результате наследственных заболеваний (генных или хромосомных);
  • спровоцированных негативным влиянием на плод в период его внутриутробного развития (эмбриопатия, фетопатия), включая вирусные заболевания и интоксикацию вредными веществами;
  • образовавшихся в результате родовой деятельности или в первые годы жизни ребенка. 

Дифференцированные формы умственной отсталости относятся к разряду заболеваний, имеющих самостоятельный характер, имеют установленный врачами этиопатогенез и соответствующие клинические проявления. Нередко в данном случае олигофрения – это лишь один из симптомов сопутствующего тяжелого психического отклонения. В некоторых случаях определить этиологические факторы возникновения отклонения невозможно, поэтому их определяют, как недифференцированные типы. 

Как помочь ребенку с диагнозом «умственная отсталость у детей»?

Ввиду того, что ребенку склонно подражание окружающим из-за неумения поступать самостоятельно, из-за неспособности проявления волевых усилий по собственной инициативе, то можно давать ему пример для подражания. При этом мы намеренно внушаем такому ребенку основы правильного поведения.

Для работы с детьми с диагнозом «умственная отсталость у детей» можно разработать специальные психологические занятия, включающие элементы арт терапии. На занятиях полезно использовать различные упражнения и игры, которые позволят снять внутреннее напряжение провести релаксацию мышечных тканей. Занятия такого характера помогут создать дружескую атмосферу.

В игровой форме проживаются ситуации, в ходе которых ребенок приобретает социальные навыки, у него расширяются социоэмоциональные возможности, развиваются некоторые формы общения.

Занятия должны быть распределены на несколько блоков.

  1. Блок, направленный на социальную перцепцию. Детей учат выразительным движениям, мимике, жестам. Помогают сформировать представления об эмоциях, развивают интерес к окружающим детям и взрослым. Посредством игр, кукол, рисованию дети овладевают способностями выражать свои эмоции по отношению к людям и событиям.
  2. Блок для развития совместной деятельности.
    На занятиях данного блока дети учатся общаться, вместе выполнять простые действия. В играм, совместном рисовании дети пробуют творчески самовыражаться.
  3. Блок коррекции эмоциональных состояний. Тут осуществляется снижение напряжения эмоций у ребят. Создаются ситуации успеха, в которых понижается тревожность детей. Различные средства арт терапии способствуют релаксации эмоционального состояния малыша.Блок для снижения конфликтности и агрессивности ребенка.
    На занятиях этого блока используют кукол, рисование, различные игры и упражнения, которые направлены на то, чтобы помочь ребенку быть добрее к окружающим, проявлять толерантность и другие положительные социальные качества.

Если четко организовать такое педагогическое воздействие, то можно добиваться великолепных результатов. Обучение таких детей должно быть специализированно, проходить в рамках определенной программы. И тогда можно увидеть рост сферы речевой активности ребенка, способствовать развитию его личности, волевой активности. В дальнейшем мы будем представлять материалы для работы с такими детьми.

Причины возникновения умственной инвалидности

Факторы, провоцирующие начало развития интеллектуальной инвалидности, могут быть разными, начиная от генетических отклонений, и заканчивая нарушениями, вызванными внешними раздражителями. Психотерапевты объясняют причину возникновения психического отклонения воздействием на индивида социальных, поведенческих, образовательных и биомедицинских факторов. Данные риски могут передаваться от родителей к детям и присутствуют на протяжении всей жизни человека.

 

Причины пренатального характера,

возникающие в период внутриутробного развития плода

Перинатальные основания

Постнатальные причины

Биомедицинские факторы

Генные и хромосомные нарушения, врожденный синдром и возраст родителей

Начало преждевременной родовой деятельности, ранние роды, механические родовые травмы у ребенка

Черепно-мозговые травмы, некачественное питание, инфекционные или дегенеративные заболевания, 

Социальные факторы

Домашнее насилие, однообразное или недостаточное питание матери, отсутствие доступа к медицинским услугам 

Недостаточный уход родителями (опекунами) за ребенком 

Отсутствие взаимодействия между ребенком и родителями

Поведенческие факторы

Злоупотребление родителей вредными веществами (алкоголем, табачными изделиями, наркотическими препаратами) 

Отказ от ребенка одним или двумя родителями

Общественная изоляция, жестокое обращение, недостаточные меры безопасности

Образовательные факторы

Неподготовленность родителей к воспитанию ребенка, их когнитивная недееспособность

Недоступность медицинских услуг после рождения ребенка

Поздняя диагностика, недостаток воспитания, педагогическая запущенность, некачественное медицинское обслуживание

Лечение

Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:

  • Устранение этиологических факторов.
  • Активация собственных компенсаторных механизмов.
  • Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).

Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.

Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные, сосудорасширяющие с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты. Симптоматическое лечение антидепрессантами и транквилизаторами назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.

Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.

Формы умственной инвалидности

Самым ощутимым проявлением олигофрении является интеллектуальная несостоятельность, которая представляет собой часть общего недоразвития психики. Известный врач-психиатр, профессор Исаев Д.Н. в зависимости от особенностей нарушений в эмоционально-волевой области выделяет следующие степени малоумия:

  • стеническую. Больные с данным типом психического отклонения деятельны и работоспособны, что объясняется наличием у них достаточно сильных и устойчивых волевых процессов. При стенической форме олигофрении человек активно пользуется усвоенными навыками и знаниями, обладает способностью к социальной адаптации. В зависимости от аффективной неустойчивости стенический тип патологии может протекать в двух вариантах: уравновешенной и неуравновешенной;
  • дисфорическую. Больные склонны к регулярному злобно-тоскливому аффективному поведению: импульсивным поступкам, повышенной конфликтности, явно выраженному негативизму по отношению к окружающим, расторможенности влечений. Субъект с этим видом интеллектуальной отсталости практически не поддается обучению, не приспособлен к выполнению трудовой деятельности. Такие больные склонны проявлять жестокую ухищренную агрессию по отношению к себе (нанесение порезов и других увечий, вырывание волос) или к близким людям, осуществляющими уход за ними;
  • астеническую. Таким индивидам свойственны неустойчивость волевых процессов, частая утомляемость, явная медлительность действий и мыслей, нарушения концентрации и внимания, трудности в применении практических навыков;
  • атоническую. Особенностью данной формы патологии выступает полное отсутствие способности осуществлять целенаправленную деятельность, а также невозможность переживать психическое напряжение. Такие пациенты полностью бездействуют или пребывают в состоянии двигательной расторможенности. 

Причины умственной отсталости

Причинами олигофрении могут стать множество факторов, связанных с нарушением развития и созревания головного мозга. В большинстве случаев, причиной развития болезни служит совокупность внешних и внутренних факторов.

Большое влияние оказывают воздействия, нарушающие процесс эмбриогенеза в период беременности. Нервная ткань является наиболее чувствительной к различным тератогенным воздействиям (инфекционные заболевания матери, вредные зависимости, нерациональный прием лекарственных препаратов), вследствие развивается антенатальная олигофрения. Возбудителями инфекционных заболеваний, которые могут вызвать умственную отсталость, чаще всего являются краснуха, цитомегаловирус, токсоплазма, трепонема, ВИЧ, вирус простого герпеса. Пренатальное заражение вирусом Зика приводит к врожденной микроцефалии, ассоциированой с тяжелой степенью умственной отсталости. Воздействие наркотических и токсичных веществ на организм матери, также может стать причиной умственной отсталости у ребенка, фетальный алкогольный синдром является наиболее распространенным. Применение некоторых противосудорожных препаратов, химиотерапевтические препараты, облучение, свинец и др. Тяжелая недостаточность питания во время беременности может нарушить развитие головного мозга плода, что приводит к умственной отсталости.

Умственная отсталость в перинатальном и раннем постнатальном периоде развивается на фоне гипоксии, нейроинфекций, черепно-мозговых травм, некоторых соматических заболеваний. Осложнения, связанные с недоношенностью, перивентрикулярной лейкомаляцией, тазовым предлежанием, родоразрешением посредством высокого наложения щипцов, многоплодной беременностью, предлежанием плаценты, преэклампсией — могут увеличить риск возникновения расстройства. Высокий риск присутствует у маленьких для гестационного возраста младенцев (очень низкий или крайне низкий вес при рождении), в зависимости от срока беременности и ее течения.

Внешняя депривация (отсутствие физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для социальной адаптации) в раннем детстве — наиболее распространенная причина умственной отсталости. Вирусные и бактериальные энцефалиты, менингиты, отравления токсичными веществами (свинец, ртуть).

Исследования показывают, что генетические факторы играют важную роль, в развитии болезни, даже когнитивных нарушений легкой степени (врожденное нарушение обмена веществ, синдром Дауна, Тернера, Клайнфельтера). Дефицит сенсорной стимуляции в раннем возрасте также может стать одной из причин.

Тяжелой степенью расстройство может возникать в любых социально-экономических группах. Средняя степень умственной отсталости, требующая ограниченной поддержки, встречается, чаще всего, в низших социально-экономических группах.

Многообразие факторов и неспецифичность умственной отсталости, затрудняют оценку причинно-следственных связей в патогенезе расстройства. Истинные причины развития некоторых форм умственной отсталости не установлены (недифференцированные). К дифференцированным, относятся формы с установленной этиологией и характерной симптоматикой.

Причины возникновения

Выделяют виды УО с учетом этиологических факторов. Причины умственной отсталости у детей разнообразны. Распространены случаи возникновения психических отклонений у детей, чьи родители страдали от алкоголизма или наркомании. По данным статистики, задержка физического развития выявляется у 31% детей, нервно-психического развития – у 19% младенцев, множественные аномалии развития – у 5% новорожденных, чьи родители злоупотребляли спиртными напитками. Основные причины развития УО:

  1. Гаметопатия (патология эмбриогенеза, нарушения в строении и функционировании гамет – половых клеток) – микроцефалия, болезнь Дауна.
  2. Системные поражения кожных покровов и костных структур.
  3. Эмбриопатия (патология эмбриогенеза, характеризуется необратимыми патологическими изменениями, которые происходят в тканях эмбриона до начала формирования органов под воздействием тератогенных, провоцирующих дефекты и аномалии развития факторов).
  4. Фетопатия (развивается в неонатальный период у новорожденных, чьи матери страдают сахарным диабетом, характеризуется метаболической и эндокринной дисфункцией, полисистемными, множественными поражениями органов).
  5. Внутриутробные инфекции (вирусы, в том числе краснухи, сифилиса, гриппа).
  6. Интоксикации в период вынашивания плода (поражение токсическими агентами, нарушение процессов метаболизма в организме матери).
  7. Гемолитическая болезнь (развивается у новорожденных вследствие изоиммунологической несовместимости крови матери и плода, часто сопровождается развитием анемии и желтухи у младенцев).

Рано приобретенные формы УО развиваются на фоне родовых травм и более поздних механических повреждений в области головы, инфекций ЦНС, перенесенных в детском возрасте. Нередки случаи, когда выяснить точные этиологические причины психических отклонений невозможно. Тогда диагноз указывают, как недифференцированная форма олигофрении. Типы УО с учетом степени эмоционально-волевых нарушений:

  1. Стенический. Волевые процессы достаточно выражены и устойчивы. Пациенты отличаются работоспособностью и деятельностью. При легких интеллектуальных нарушениях больные способны адаптироваться в обществе, усваивать определенный объем знаний, выполнять несложные профессиональные обязанности. В некоторых случаях выявляется недержание аффекта, что обуславливает разделение пациентов на категории – уравновешенные, неуравновешенные.
  2. Дисфорический. Проявляется злобно-тоскливым аффектом, характеризуется склонностью к совершению импульсивных поступков и негативному восприятию действительности. Пациенты конфликтны, подвержены расторможенным влечениям и дисфории (патологически пониженное настроение). Больным свойственно проявлять агрессию по отношению к окружающим и аутоагрессию, направленную на себя.
  3. Астенический. Волевые процессы нестойкие. Больные быстро утомляются, отличаются медлительностью и невнимательностью, испытывают затруднения при освоении и применении практических навыков.
  4. Атонический. Проявляется отсутствием воли к психическому напряжению, неспособностью выполнять целенаправленные действия. Больные бездеятельны, апатичны или пребывают в состоянии беспорядочной двигательной активности.

Своевременная коррекция психических и физических нарушений у больных с легкими, умеренными отклонениями приводит к улучшению адаптивных способностей и обучаемости. В процессе взросления, накопления опыта и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий у пациентов уменьшаются проявления – двигательная расторможенность, негативные реакции на внешний мир, импульсивность, астения.

Определение

Умственная отсталость – это такие психические отклонения, которые отражают процессы поражения мозговой ткани, что чаще обусловлено наследственными факторами или аномалиями развития. В некоторых случаях нарушения развиваются в раннем возрасте вследствие разных причин (родовая травма, гипоксическое поражение мозга при асфиксии, фетопатия, ЧМТ и нейроинфекции, перенесенные в возрасте до 3 лет). Тогда речь идет о приобретенной форме умственной отсталости. Понятие интеллектуальные способности включает:

  • Когнитивные функции (память, мыслительная деятельность).
  • Речевые навыки.
  • Моторную активность.
  • Социальные качества.

Интеллектуальная несостоятельность – одна из основных характеристик олигофрении. Другой типичный признак умственной отсталости, проявляющийся в легкой, умеренной или тяжелой степени у детей и взрослых – эмоционально-волевые нарушения, которые отражают снижение уровня саморегуляции человека. Умственная отсталость – это состояние, характеризующееся общей симптоматикой, влияющее на адаптивные функции человека в направлениях:

  1. Овладение навыками речи, чтения, письма. Развитие способностей к математическим операциям, аргументации и логичным выводам, уровень эрудиции и объем памяти.
  2. Наличие эмпатии, суждения о личных отношениях, дружбе, общении, уровень развития коммуникативных навыков.
  3. Уровень самоорганизации и самодисциплины, способность заботиться о себе, организовывать рабочие и бытовые процессы, выполнять трудовые, профессиональные обязанности, планировать бюджет, распоряжаться финансовыми средствами.

В DSM-5 (перечень психических расстройств, использующийся американскими врачами) понятие «умственная отсталость» заменено «интеллектуальной несостоятельностью». В МКБ-10 патология рассматривается в разделах от F-70 до F-79 с учетом степени УО (к примеру, легкая, глубокая, недифференцированная).

Особенности развития детей с умственной отсталостью

Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:

  1. Безразличное отношение к окружающему миру.
  2. Отсутствие интереса к предметам и людям.
  3. Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
  4. Заторможенность освоения речевых навыков.
  5. Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
  6. Излишняя замкнутость или нежелание общения.

Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.

В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.

Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: