13 удивительных фактов о левшах
Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:
- Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
- Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
- Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
- Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
- В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
- Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
- Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
- Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
- Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
- Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
- Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
- Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
- Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.
Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Кому нужно заниматься с нейропсихологом?
В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.Итак, если ваш ребенок:
- не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
- регулярно устраивает «истерики», имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
- в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
- получил «приговор» об аутизме, СДВГ ;
- не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
- забывчив, невнимателен, «витает в облаках»;
- плохо спит, быстро утомляется;
- испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –
тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией.
Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.
Левшество и леворукость на практике
Известный нейропсихолог Антонина Цыганок приводит 2 примера из своей многолетней практики. В каждом случае коррекционная программа зависела от выявления по-настоящему ведущей руки.
I случай.
Мальчик 12 лет. Неуклюжий, неловкий, заторможенный, плохо учился. Замкнут, родители жалуются на невротические проявления. Выяснилось, что мальчик с детства пытался оперировать левой рукой. И с детства же малыша достаточно жестко переучивали, то есть не давали развиваться в соответствии с заданной природой программой.
Врач-невропатолог подтвердил истинное левшество. Понадобилось 2 года, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями не только в деятельности, но и в поведении (нормализация поведения).
II случай.
Леворукий мальчик 11 лет. Вялый, медлительный, быстро устает, плохо запоминает стихи, делает много ошибок в речи. С детства стремится действовать левой рукой. Невропатолог подтверждает компенсаторную леворукость: слабость и неловкость правой руки и т. д. В этом случае была разработана программа постепенного перехода на двуручную деятельность, активизации праворукости. Мальчик успешно учится.
Леворукие дети нуждаются в обязательной нейропсихологической помощи, иначе их мозг работает буквально на износ.
Как проводится диагностика у нейропсихолога?
До визита к нейропсихологу ребёнку рекомендована ЭЭГ-диагностика со спектральным анализом
Далее он проходит нейродиагностику, которая включает в себя не только решение тестов на внимание, мышление, зрительную и слухоречевую память, но и оценку качества развития всей двигательной сферы и физиологических особенностей организма. Диагностика проводится в два этапа: на первом родители делятся со специалистом своими жалобами, устанавливается контакт с ребёнком, исследуется материал (тетради, рисунки, документы с обследованиями), собирается информация о развитии ребёнка (беременность, роды, первые годы жизни, болезни, которые он перенёс, — всю эту информацию родители заносят в анкету)
Оценивается двигательная сфера, и родители сразу получают рекомендации, если что-то имеет дефицит развития. На втором этапе ребёнку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме
Важно уточнить, что диагностика проводится без родителей — это связано с тем, что дети боятся ошибиться, боятся быть наказанными, в результате они часто замыкаются и перестают отвечать на вопросы, что даёт недостоверную картину диагностики. Часто родители начинают отвечать вместо ребёнка, упрекать его в неверном ответе, даже не давая подумать
Изучив состояние функций, нейропсихолог работает с полученными данными и даёт предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. По результатам диагностики возможно дополнительное назначение исследований: ЭЭГ, если его нет, консультация невролога, психиатра, логопеда, психолога, специалиста по коррекции осанки, эндокринолога, дополнительное комплексное обследование слуха, сосудов шеи и головного мозга.
Как проходят коррекционные занятия с детьми в центре Анны Семкиной
Занятия с детским нейропсихологом в центре предусматривают комплексное выполнение игровых заданий и нейропсихологических упражнений. Они способствуют тренировке памяти и мышления ребенка, улучшают его работоспособность и усидчивость, повышают интерес и мотивацию к обучению, помогают стабилизировать его психоэмоциональное состояние.
Программы нейропсихологической коррекции, используемые в нашем центре, разрабатывают с учетом индивидуальных особенностей детей. Во время занятий используются современные методики, способствующие раскрытию в игровой форме потенциальных возможностей ребенка. Программы рассчитаны на детей различного возраста.
Кому нужен нейропсихолог
Людям, у которых есть нарушения в реализации высших психических функций. Взрослым обычно нужен нейропсихолог:
- после черепно-мозговых травм;
- при поражениях мозга (инфекционных — менингит, энцефалит, — сосудистых, онкологических, токсических);
- при болезнях нервной системы (например, при болезни Альцгеймера или рассеянном склерозе).
Такие состояния трудно пропустить: если взрослому нужна помощь нейропсихолога, это обычно не вызывает сомнений. Иначе обстоит дело с детьми, которые только осваивают способности своего мозга: не всегда ясно, когда нужно обратиться к специалисту, а когда — просто подождать.
Например, некоторые малыши начинают говорить или ходить позже сверстников, но далеко не всегда дело в патологии: зачастую это просто особенности индивидуального развития.
Задуматься о походе к нейропсихологу точно стоит, если отставание от стандартных сроков освоения навыков сильно затянулось или наблюдается сразу в нескольких областях. Например, если ребёнок в три года не говорит или к году не произносит простых звуков и никак не проявляет мимику.
Нейропсихолог также может понадобиться, если есть проблемы с учёбой. Зачастую их списывают на лень, а любые поведенческие особенности — на недостаток воспитания. Но иногда ребёнку трудно соответствовать усреднённым параметрам поведения и развития из-за особенностей работы мозга, и в этом нет вины самого ребёнка.
Если педагогические приёмы, индивидуальные занятия с репетитором, забота и помощь родителей с уроками не помогают и в самой школе нет триггеров, мешающих обучению (травли, деспотичных учителей), возможно, дело в особом развитии когнитивных функций.
Задача нейропсихолога в таком случае придумать «обходные» пути обучения: найти тот способ усвоения материала, запоминания, письма или анализа, который подойдёт конкретному ребёнку.
Итак, ниже перечислены ключевые маркеры того, что ребёнку нужна консультация нейропсихолога.
Задержка в развитии
Если вы замечаете, что ребёнок не достигает ключевых этапов развития (вовремя не начинает говорить, реагировать на общение и обращение к нему окружающих, ползать и ходить, интересоваться игрушками, распознавать цвета, держать предметы) — это может быть сигналом для консультации нейропсихолога. Если вы переживаете и чувствуете, что что-то не так, а лаконичное «Перерастёт» от педиатра вас не успокаивает, также можно обратиться к нейропсихологу для консультации.
Трудности в учёбе
Это могут быть постоянные проблемы в усвоении учебного материала, проблемы в координации движений, неусидчивость, замедленная обработка информации и повышенная отвлекаемость. А ещё сложности в концентрации внимания и дефицит памяти: ребёнок постоянно забывает сменку, дневник, тетради, по десять раз за день ищет где-то оставленный телефон, часто не помнит, зачем и куда шёл, потому что пути отвлекается на десяток других задач.
Социальные трудности
Например, изоляция от сверстников (по своей воле или в результате буллинга) или неспособность распознавать невербальные сигналы (в частности, трудности в понимании своих и чужих эмоций, удержании зрительного контакта и проявлении чувств)
Также стоит обратить внимание на умение ребёнка распознавать сарказм, отделять шутки от серьёзной речи, поддерживать и начинать диалог, оперативно отвечать на простые вопросы
Кроме того, поводом для обращения к нейропсихологу могут стать эпизоды внезапных эмоциональных всплесков. Например, ребёнок без особого повода впадает в ярость, неконтролируемо кричит и дерётся или, напротив, замыкается в себе, прячется от мира. Постоянные проявления стресса без видимых причин и сложности в контроле эмоций тоже нуждаются в профессиональной поддержке.
Когда обращаться к нейропсихологу
Детский нейропсихолог работает с детьми разного возраста, но чаще всего к специалисту обращаются в возрасте от трех до двенадцати лет. Сигнал к посещению специалиста — симптомы, связанные с:
психомоторным развитием:
- неуклюжесть,
- неряшливость,
- трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков (для детей 5–7 лет),
- плохая ориентация в пространстве;
концентрацией внимания:
- быстрая утомляемость,
- отсутствие концентрации в течение 15–20 минут на одном виде деятельности (для детей старше 5 лет),
- невозможность долго сохранять одну позу — например, сидеть ровно на стуле,
- рассеянность,
- гипервозбудимость;
самоконтролем и самоорганизацией (для детей 7 лет и старше):
- долгое одевание,
- потеря вещей,
- забывчивость,
- необходимость помощи взрослого в организации дел и времени;
обучением (для детей 6–7 лет):
- путаница в месяцах, годах и временах года,
- сложности с простыми математическими примерами и запоминанием материала,
- трудности с чтением и письмом — например, ребенок при письме «зеркалит» буквы.
Также подумайте о визите к нейропсихологу, если:
- ребенок слишком активен или, наоборот, медлителен;
- он не определяет основные признаки предмета — форму, цвет, размер;
- ребенок ничем не интересуется;
- ему тяжело сходиться с другими детьми;
- он проявляет агрессию;
- он долго и безрезультатно занимается с логопедом;
- были трудности во время беременности и родов.
Поддержка нейропсихолога помогает ребенку преодолеть трудности, раскрыть потенциал и заложить основу для гармоничного развития личности.
Детская нейропсихология
На развитие головного мозга большое влияние оказывает то, как протекала беременность будущей мамы. Одной из причин, почему познавательные функции ребенка могут быть нарушены, являются осложнения при беременности или сложные роды (гипоксия плода, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания).
В первый год жизни ребенка показывают неврологу. Если есть симптомы, которые его настораживают, то врач направляет к нейропсихологу. Этот специалист наблюдает детей с грудничкового возраста и до 12 лет. Очень часто детей показывают нейропсихологу в 8–9 лет, когда он переходит из первого во второй класс. К этому возрасту школьная программа усложняется и от ребенка требуется больше внимания и усердия. Если ребенок не может запомнить стихотворение, а выученные уроки забываются уже на утро, есть повод проконсультироваться у врача, который выяснит, почему мозг не справляется с задачами и определит, это систематическая история или эпизодические случаи. В зависимости от результатов исследования будет назначена помощь.
К детскому нейропсихологу обращаются, когда ребенок 6–7 лет:
- неуравновешен;
- не умеет справляться с задачами, направленными на развитие мелкой моторики;
- с трудом запоминает цифры и буквы, зеркалит буквы и плохо читает во втором и третьем классе.
Существует возрастная градация: в первый раз нейропсихологическое тестирование следует пройти в возрасте 5–6 лет, второе — перед школой, третье — по необходимости и направлению других специалистов. Детский мозг очень пластичный. И его можно корректировать вплоть до 10 лет. До этого возраста необходимо наблюдать за ребенком и вовремя консультироваться у врачей.
Социальная экономика
Десять книг про детей с особенностями, которые будут интересны и взрослым
Почему это случается?
Наиболее часто незрелость функций головного мозга у ребенка проявляется в таких случаях, как:
- Резкое возрастание нагрузок в эмоциональном или умственном плане в целом;
- Начало обучения в детсаде или школе;
- Наступление возрастного кризиса.
Состояние может ухудшаться в связи со стрессами или особой ситуацией. К примеру, когда развелись родители, ушел из жизни близкий человек, семья переехала в другую местность и т.п.
Часто функциональная незрелость мозга проявляется по причине лишних перегрузок в раннем возрасте развивающими играми. Случается такое, что 3-летний младенец занимается и иностранными языками, и театральным мастерством, и музыкой. Все это приводит к тем же проблемам.
Порой родители находятся в недоразумении почему их чадо, который полностью подготовлен к обучению, т.е. умеет и писать, и читать, и считать — плохо себя ведет и получает двойки, а также ему трудно общаться среди сверстников. В таких ситуациях родители прибегают к помощи со стороны репетиторов или даже наказывают своих детей. Они не понимают, что причина поведения их ребенка вовсе не в лени, а в отсутствии прочного основания для успешной учебы.
Причины, почему не нужно переучивать ребенка-левшу на правшу
Прошли те времена, когда быть левшой считалось странным и неправильным для ребенка. Как только левша поступал в первый класс, учителя и родители тут же принимались переучивать школьника. Сегодня дети-левши – не просто норма, а подсказка взрослым, как успешно развить у такого ребенка творческие способности и таланты.
Почему не стоит переучивать левшу на правшу
1. Возможно, у вас растет гений
У левши активнее развито правое полушарие мозга, ответственное за творчество и темперамент. В истории масса примеров гениальных музыкантов, художников и поэтов, которые были левшами. Пушкин, Моцарт, Леонардо да Винчи… А что, если и ваш маленький левша – будущая знаменитость?
2. Проблемы с обучением
Переучивание левши вызывает трудности в учебе. Ребенку, который вынужден контролировать ведущую руку, сложнее концентрироваться на новой информации. Постепенно возникают проблемы с памятью, трудности с написанием букв и цифр, часто ухудшается зрение.
3. Развиваются неврозы
Детская психика воспринимает переучивание как стресс. Ребенок может стать замкнутым или, напротив, излишне эмоциональным и агрессивным. В дальнейшем стресс может привести к ухудшению физического здоровья: проблемам со сном, слабому иммунитету, недержанию мочи и т. д.
4. Утрата талантов и снижение способностей
Если у левши с рождения были заложены определенные способности или даже таланты, то переучивание на правшу может привести к утрате дарований. Причина в том, то насильственным путем меняется активность полушарий мозга. У левши по-прежнему лидирует правая сторона, но нагрузка на него теперь уменьшилась. В результате развитие способностей остановилось.
5. Головные боли
Поскольку основная нагрузка ложится на менее активное левое полушарие, мозг быстро переутомляется, о чем сигнализирует частыми головными болями.
6. Низкая самооценка
Когда ребенка-левшу пытаются переучить, причем не приводя веских причин такому процессу, ученик начинает думать: «Я не такой, как все остальные, я ущербный, неправильный».
Советы родителям ребенка-левши
Ведущую руку ребенка надо развивать не только в учебе, но и в повседневных делах. Пусть ваш малыш левой рукой чистит зубы, расстегивает пуговицы на одежде, рисует, собирает конструктор или пазлы.
В обучении делайте упор на образное мышление. Именно оно лучше всего развито у левшей. Так, ваше чадо лучше запомнит буквы и цифры, если использовать приемы визуализации. Например, цифра «2» — на что похожа? На лебедя. А буква «д» — на домик. И тому подобное.
Следите за тем, чтобы у левши были комфортные условия для занятий в школе и дома. Во-первых, свет должен падать с правой стороны, а не с левой, как мы привыкли. Во-вторых, левше удобнее сидеть за партой слева, чтобы рука соседа не создавала помех.
Как можно раньше начните учить ребенка правильно переходить дорогу, если он абсолютный левша. Такой человек сначала посмотрит налево, а потом направо. Из-за этого могут быть трудности, поэтому первое время провожайте ученика до школы и учите переходить проезжую часть.
Быть левшой: плюсы и минусы
Выделяют общие особенности, которые часто свойственны левшам. Это великолепная ориентация в пространстве и подвижность, хорошая координация. Левши успешны в науках, где требуется пространственное мышление и обобщение, схватывание общего образа. Они прекрасно умеют жить в изменяющихся обстоятельствах и обладают довольно быстрой реакцией, воображением, креативностью.
Хуже левшам дается деятельность, которая требует жесткого самоконтроля, последовательного логического мышления, могут быть проблемы с грамотностью. К тому же, с детства нужно приучиться жить в мире, который заточен под правшей.
Помогите ребёнку-левше полноценно познать мир, и он удивит вас своими успехами. Левшей в мире всего 10 % и многие из них – знаменитые и необычные люди.
Чем отличаются специалисты?
Детский психолог работает с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Нейропсихолог с нарушениями мозговой деятельности, он проводит нейродиагностику и на основании результатов составляет индивидуальную программу коррекции.
Занятия с психологом будут актуальны в следующих ситуациях:
- Различные страхи и фобии: страх темноты, замкнутого пространства, большого скопления людей, сильного шума и громких звуков и тд.
- Поведение ребенка сильно изменилось. Например, стало много срывов и истерик, у ребенка нестабильный эмоциональный фон.
- Сложности в проявлении агрессии, ребенку сложно постоять за себя, сильно стесняется и всего боится. Или, наоборот, у ребенка сложности с контролем агрессии и злости.
- Нарушение привычного образа жизни: развод родителей, смена места жительства или школы, потери в семье и др.
Родителю тоже нужно будет включиться в работу
Это важное условие в работе детского психолога. Он расскажет, как понять, что происходит с ребенком и почему, и как помогать ему в «домашних условиях».
Занятия с нейропсихологом будут актуальны в следующих ситуациях:
Ребенок отвлекается, теряет интерес к занятию, его внимание неустойчиво, быстро наступает истощение и усталость. Ребенок быстро все забывает, ему сложно запомнить больше трех слов или картинок, не может пересказать прочитанное
Ребенок слишком импульсивен или слишком медлителен.
Ребенок плохо ориентируется в пространстве, путает право-лево, не может перерисовать трехмерное изображение и др.
Особенности воспитания
Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:
Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом
Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не подчёркивая особенностей малыша и не выделяя его в коллективе.
Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения
Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:
- указаний на леворукость в негативном смысле;
- упреков в ленивости и медлительности;
- выражения гнева;
- крика, замечаний, наказаний, нотаций.
Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.
Стоит ли переучивать?
Некоторые родители задают вопрос, а надо ли переучивать ребёнка-левшу? Если левша был переучен в детстве без последствий, значит, он амбидекстр (может похвастаться равным функционированием обеих рук) и поэтому не испытал особого стресса. Переучивание истинного левши – это всегда чрезмерная нагрузка для ребёнка. Самые безобидные последствия таких переучиваний – нарушение аппетита, быстрая утомляемость, головные боли. В более серьёзных случаях могут развиться нервный тик, заикание, задержки в развитии речи и даже энурез.
Поэтому задача родителей – найти для ребёнка такого педагога, который будет иметь представление об особенностях обучения левшей и учитывать их.
Чем занимается нейропсихология?
Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Иными словами, нейропсихолог – это врач, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.
Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Большое значение имеет то, как протекали беременность и роды, раннее детство, были ли перенесены тяжелые инфекции или травмы, соответствовали ли развивающие занятия возрасту ребенка и т. д. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной.
Поскольку детский врач оценивает развитие и поведение ребенка с точки зрения законов развития головного мозга, высших психических функций и личности и использует специфические методы диагностики, то именно он может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.
Сколько длится занятие с нейропсихологом?
Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов «выкладываться» более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре «Счастливый человек» одно занятие длится 50 минут.
На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.