Аутизм у детей

Центр психолого-педагогической,медицинской и социальной помощирязанская область

Диагностика атипичного аутизма

Чаще всего атипичный аутизм встречается у детей с глубокой умственной отсталостью или с грубыми нарушениями речи. В таком случае аутизм скорее будет вторичным расстройством. При данных нарушениях в развитии проявления аутичных черт у ребенка неизбежны. Нередко ребенку сначала выставляется диагноз умственная отсталость, а позже диагностируется атипичный аутизм.

У ребенка с УО или с ТНР могут наблюдаться самостимуляции (стимминг), избирательность в еде, фобии, страхи, эхолалии или вокализации (особенно при ТНР) и другие признаки аутизма. Однако, в данной ситуации отсутствует главный критерий для диагностики классического аутизма, а именно нарушена триада Лорны Уинг. То есть у ребенка может быть нарушена коммуникация и социализация (в следствии основного диагноза УО или ТНР), но при этом отсутствуют однотипные повторяющиеся движения (стимы). Или наблюдаются стимы и ребенок социализирован, но при этом нарушена коммуникация, что часто встречается при тяжелых нарушениях речи.

Например, у ребенка тяжелые нарушения речи, естественно, что у него нарушена коммуникация (экспрессивная и импрессивная речь), но при этом ребенок тянется к другим детям, играет с ними в детские игры, присутствует эмпатия к родственникам, т.е. социализация не нарушена. Если в данной ситуации у ребенка наблюдаются однотипные повторяющиеся движения, то диагностируется атипичный аутизм. Аналогичная картина нередко наблюдается при средней и глубокой умственной отсталости.

Каких-то 20 лет назад в России диагноз атипичный аутизм не выставлялся, вместо него диагностировали умственную отсталость либо детскую шизофрению соответственно.

Определение порока развития

По данным Национального института психического здоровья (NIMH), нарушение развития — это «тяжелая длительная инвалидность, которая может повлиять на когнитивные способности, физическое функционирование или и то, и другое. Эти нарушения появляются в возрасте до 22 лет и, вероятно, сохранятся на всю жизнь. . Термин «инвалидность вследствие порока развития» включает в себя умственную отсталость, но также включает физические недостатки ».

Люди с отклонениями в развитии:

развить проблему до 18 лет (многие рождаются с отклонениями в развитии)

будут затронуты инвалидностью на всю жизнь

имеют основные симптомы, которые нельзя вылечить или эффективно лечить с помощью лекарств

могут иметь физические, когнитивные и / или поведенческие проблемы

обычно диагностируются психологом или педиатром

Причины развития аутизма

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория аутизма

головного мозгаФункциональные особенности головного мозгаэлектроэнцефалограммыОсобенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные особенности головного мозгаМРТ (магнитно-резонансной томографии)миелинаМорфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Развитие аутизма

Вариантами развития аутизма являются:

  • Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.
  • Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
  • Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.

Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:

  • развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
  • посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
  • освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане — по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
  • посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.

Симптомы

Характерной особенностью атипичного аутизма является нарушение взаимосвязи с социумом и окружающим миром. Оно может проявляться по-разному, в зависимости от возраста ребенка и формы заболевания. В одних случаях пациент может всячески избегать общения со сверстниками, а любые контакты будут провоцировать у него стресс. В других – ребенок стремится влиться в социальный круг, но из-за расстройства не может понять принципы взаимодействия в группе, нормы поведения и прочее. Все это ведет к тому, что больной атипичным аутизмом начинает страдать от изоляции, а это только усугубляет патологию.

Также при атипичной форме аутизма у детей часто появляются проблемы с овладением речевыми навыками. Первые признаки возникают в 3-4-летнем возрасте или даже позднее. Часто появление подобной проблемы ставит родителей в тупик, поскольку на ранних этапах развитие ребенка проходило нормально, без выраженных отклонений. Причина заключается в том, что с возрастанием требований к речевому аппарату пациенту становится сложнее их выполнять. В результате ребенок не понимает сути слов, их значения и имеет маленький словарный запас, не соответствующий возрасту. У больного полностью отсутствует образное восприятие, все понимается буквально.

Развивающееся с возрастом нарушение коммуникативных функций ведет за собой проблемы с эмоциональным восприятием и инвалидность. Маленькому ребенку тяжело понимать невербальное поведение окружающих. Радость, страх, гнев и прочие эмоции, не выраженные словами, не воспринимаются им, из-за чего он кажется безучастным и равнодушным. Это состояние переходит и в более взрослый возраст, к нему добавляется невозможность больного невербально выражать свои чувства.

У подростка отсутствует гибкость мышления, ему свойственны частые повторения одних и тех же действий, которые не носят практического характера, а имеют «ритуальный» смысл. Их выполнение – характерная черта психических заболеваний аутистического спектра. Это выражается в привязанности больного к месту, вещам, необходимости соблюдать определенный порядок и прочее. Нарушение каких-либо требований ведет к проявлению раздражительности и гнева. Негативную реакцию у больного вызывают громкие звуки, яркий свет, прикосновения и прочее.

Характерные симптомы аутизма:

  • проблемы в общении с другими людьми;
  • отсутствие потребности в социальных контактах;
  • непонимание причин поведения других людей;
  • трудность в изучении новых слов;
  • отсутствие образного мышления, восприятия переносного смысла;
  • равнодушие к людям, происходящим событиям;
  • неумение выражать свои чувства и эмоции;
  • необходимость совершения ритуальных действий;
  • острая реакция на громкий звук, яркий свет, прикосновения и прочее.

Виды атипичного аутизма

Атипичный аутизм в Международной квалификации болезней 10го пересмотра (МКБ 10) значится под кодом F 84.1 и подразделяется на два вида: атипичный аутизм с умственной отсталостью (F 84.11) и атипичный аутизм без умственной отсталости (F 84.12).

В изучении атипичного аутизма сложилось два основных направления:1. аутизм выделяется как синдром при различных заболеваниях: синдром Мартина-Белл, Ретта, Дауна, а также у детей с УО и ТНР (шифр F 84.11);2. аутизм выделяется в структуре шизофрении (эндогенный процессуальный аутизм, как правило идет под шифром F 84.12).

В настоящее время все чаще наблюдается тенденция в российской психиатрии, когда вместо умственной отсталости или детской шизофрении выставляется диагноз атипичный аутизм с умственной отсталостью или без соответственно.

Общие сведения о заболевании

Пациенты, чей мозг поражен таким заболеванием как атипичный аутизм, в возрасте после 3 лет начинают проявляться симптомы детской ранней формы недуга либо же у них появляются его характерные признаки, но не в полной (по 3 ключевым сферам) мере. В качестве вышеупомянутых трех сфер диагностирования рассматривают нижеперечисленные расстройства:

  • проблемы социального взаимодействия;
  • специфические нарушения поведения;
  • трудности общения.

В соответствии с положениями Международной классификации болезней, изучаемое отклонение может иметь 2 формы. О них далее.

  1. Начало заболевания. При таких обстоятельствах в клинической картине отмечаются все свидетельствования наличия детского раннего аутизма, но, что характерно, впервые они дают о себе знать не раньше, чем в 3 года.
  2. Атипичная симптоматика. Для этого случая не исключается вероятность проявления признаков недуга ранее 3 лет, но полной клинической картины «стандартной» формы заболевания не отмечается.

Последнее утверждение в особенности сильно сохраняет актуальность для пациентов с явными нарушениями умственного развития.

Вышеприведенная классификация на 2 группы имеет важное практическое значение для специалистов области медицины. Нередко родители, общаясь с психологом, психиатром или другим профильным специалистом насчет состояния своих детей, интересуются, чем они болеют – недоразвитием в интеллектуальном плане или именно аутизмом

При наличии интеллектуального недоразвития в его классическом понимании, нередко отмечаются развернутые признаки наличия синдрома Каннера, при этом нарушения интеллектуального развития у таких больных редко выходят на первый план.

В случае же с атипичной формой недуга ситуация выглядит с точностью до наоборот: аутистические черты проявляются в комплексе с умственной отсталостью.

Практика показывает, что родители гораздо проще примиряются с наличием аутизма у своих детей, нежели с тем, что их наследники являются умственно отсталыми.

Конкретных статистических данных в отношении распространенности изучаемой сегодня формы заболевания нет. Далее вам предлагается ознакомиться с описанием основных признаков недуга и особенностями терапевтической помощи таким пациентам.

Лечение

Не существует конкретных способов терапии этого нарушения. Методика подбирается индивидуально для каждого пациента и должна учитывать его особенности, форму заболевания и прогнозы развития. Медикаментозного лечения атипичного аутизма нет. Отдельные лекарственные средства могут быть использованы для устранения таких проявлений болезни, как агрессия и аутоагрессия, апатия, депрессивное состояние, обсессивно-компульсивный синдром, повышенная возбудимость и прочее. Препараты подбираются врачом и должны приниматься строго по назначению. Чрезмерное применение психотропных средств при таком заболевании недопустимо, так как это может привести к еще большим нарушениям в речевом аппарате, эмоциональной и социальной сферах.

Безопасным способом уменьшения проявлений болезни является диета. Специальный рацион, назначаемый лечащим врачом, требует ограничить употребление:

  • сахара и сахаросодержащих продуктов;
  • фаст-фуда;
  • молока и продуктов с содержанием глютена (ячмень, рожь, пшеница);
  • консервов и еды с красителями.

Поведенческая коррекция

Для коррекции атипичного аутизма у детей и улучшения их социальной адаптации нужно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Необходимо приучать ребенка к выполнению обязательных гигиенических процедур путем постоянного повторения

Важно установить и объяснить правила поведения в обществе, особенно если аутист – подросток. Это делается путем повторения частых жизненных ситуаций и установления приемлемых моделей действий в подобных случаях.

2

У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Аутист очень болезненно реагирует на изменения привычной обстановки и любые перемены в привычном ему окружении. Чтобы избежать подобного стресса, родители не должны нарушать тот порядок вещей в комнате, который установил ребенок, и не должны принуждать его к какой-либо деятельности насильно.

3. Нужно уделять аутисту достаточно внимания, часто говорить с ним, задействовать картинки, буквально изображающие образные слова или метафоры. Это нужно для общего развития ребенка. Важно регулярно повторять подобные процедуры, даже если больной не проявляет интереса. Не стоит переутомлять его, нужно сочетать занятия и покой в соотношении 40/60 или 30/70. Ребенку-аутисту важно находиться одному, родители должны предоставить ему эту возможность.

4. Недопустимо кричать на аутиста, повышать голос рядом с ним или выяснять отношения на повышенных тонах.

5. Нужно заниматься с ребенком физкультурой, давая нужную и полезную нагрузку на мышцы.

6. Ни в коем случае нельзя подавлять инициативу больного, отнимать у него что-то или физически ограничивать его действия.

Именно родители играют главную роль в лечении, реабилитации и адаптации ребенка к внешнему миру

Важно создать в доме спокойную обстановку, делать перерывы на отдых и регулярно посещать психолога и психиатра для обследования больного и коррекции терапевтических процедур

Причины болезни

Атипичный аутизм – это психическое нарушение, развивающееся в раннем детском возрасте. В отличие от других схожих расстройств, оно не проявляется в первые годы жизни ребенка и дает о себе знать уже в дошкольном и даже в старшем возрасте. В противовес классической форме аутизма атипичная разновидность не влияет на умственное развитие пациента и не так сильно сказывается на коммуникативных способностях. В целом ребенок выглядит полноценным и практически ничем не отличается от сверстников, но у него есть ряд особенностей поведения, которые никак не связаны с окружающей обстановкой.

Патология относится к классу психоневрологических болезней и обусловлена структурными изменениями в головном мозге. Для нее характерны стереотипные действия больного, нарушение восприятия окружающей действительности, плохо развитое образное мышление, отсутствие социальных контактов. Заболевание часто сочетается с патологиями формирования рецептивной речи и умственной отсталостью. В связи с этим выделяют два вида атипичного аутизма:

  1. 1. С умственной отсталостью.
  2. 2. Без нее.

Почему детям ставят неправильный диагноз

Аутизм не всегда является первым диагнозом ребенка, особенно если он или она вербальны и обладают средним интеллектом. Нередко дети, которым поставили диагноз аутизм, сначала получают ряд других диагнозов, в том числе, в некоторых случаях, другие типы психических расстройств.

Причина этих ошибочных диагнозов проста: умный и вербальный ребенок не может быть обследован на аутизм. В результате симптомы ребенка рассматриваются не как набор связанных проблем, а как отдельные проблемы, которые потенциально могут быть признаками другого психического заболевания. Существует ряд форм поведения при аутизме и других психических заболеваниях, которые могут иметь общие характеристики и приводить к ошибочному диагнозу.

Поведение, связанное с тревогой

Дети с аутизмом могут упорно придерживаться определенных распорядков, предметов или фраз. Такое поведение обычно является средством самоуспокоения при аутизме. Однако поведение может также казаться почти идентичным поведению, связанному с тревогой, которое является признаком обсессивно-компульсивного расстройства (другого типа психического расстройства).

Дефицит социальных коммуникаций

Дети с аутизмом могут чрезмерно сосредотачиваться на своих областях, представляющих особый интерес, по сути игнорируя интересы и заботы других. При аутизме такое поведение является результатом дефицита социального общения; по сути, дети с аутизмом могут не осознавать, что у других есть мысли и чувства, отличные от их

Однако это может быть еще одной областью ошибочных диагнозов, поскольку само поведение может очень напоминать некоторую одержимость собой, которая может присутствовать при нарциссическом расстройстве личности.

Потеря контроля над эмоциями

Дети с аутизмом часто теряют контроль над своими эмоциями и испытывают срывы (эмоциональные, а иногда и жестокие истерики). При аутизме срывы почти всегда являются результатом либо сенсорных атак, беспокойства, разочарования, либо комбинации всех трех.

Однако у ребенка, у которого не был диагностирован аутизм, симптомы могут выглядеть как оппозиционно-вызывающее расстройство, которое считается поведенческим расстройством.

Дети с высокофункциональным аутизмом также могут получить ряд неправильных диагнозов до того, как им поставят диагноз аутизма. Некоторые из наиболее распространенных включают СДВГ, гиперлексию, неспособность к обучению и задержку речи.

Важно отметить, что некоторым детям с очень развитым аутизмом может быть поставлен диагноз только после того, как они достигнут подросткового или даже зрелого возраста. Когда это произойдет, это может быть сложно

Инвалидность в развитии обычно проявляется в детстве, и может потребоваться покопаться в прошлом человека, чтобы выявить признаки того, что инвалидность существовала до взрослой жизни.

Если информация о детстве недоступна, может быть невозможно поставить диагноз аутистического спектра, даже если это наиболее подходящий диагноз, основанный на симптомах и

Определение психического заболевания

Любое психическое заболевание, согласно NIMH, является «психическим, поведенческим или эмоциональным расстройством. Психическое заболевание может различаться по степени воздействия, от отсутствия нарушений до легких, умеренных и даже тяжелых нарушений».

Серьезное психическое заболевание, согласно NIMH, «определяется как психическое, поведенческое или эмоциональное расстройство, приводящее к серьезным функциональным нарушениям, которое существенно мешает или ограничивает один или несколько основных видов жизнедеятельности».

Люди с серьезными психическими заболеваниями:

могут появиться симптомы в любое время жизни

могут быть галлюцинации и бред

испытывать нарушения мышления и восприятия

можно эффективно лечить лекарствами

могут иметь временные или циклические симптомы

диагностированы психиатром или другим специалистом в области психического здоровья

Другие психические заболевания

Шизофрения

Депрессия

Обсессивно-компульсивное расстройство

Пограничное расстройство личности

Биполярное расстройство

Атипичный аутизм у детей

Детский аутизм представляет собой тяжелое нарушение психического развития. Согласно МКБ-10 существует четыре типа расстройств аутистического спектра (РАС):

  • F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера).
  • F84.1 – атипичный аутизм.
  • F84.2 – синдром Ретта.
  • F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

Неспецифическое первазивное расстройство характеризуется задержкой развития и нежеланием контактировать с другими людьми. Патологическое состояние имеет широкий спектр проявлений: нарушения речи, моторики, внимания, восприятия. К самым распространенным признакам РАС у детей относятся:

  • Ребенок не идет на контакт с другими людьми и не реагирует на них.
  • Крайняя отгороженность от внешнего мира.
  • Совершает однотипные, повторяющиеся движения.
  • Ограниченный круг интересов, ребенка сложно увлечь чем-то новым.
  • Деструктивное поведение, агрессия.
  • Умственная отсталость (при некоторых формах аутизма интеллект пациента в норме или выше среднего).

Вышеперечисленные симптомы проявляются у детей в раннем возрасте, но более выраженными становятся после трех лет. 

Диагностикой и составлением лечебно-коррекционных мероприятий занимается врач психиатр. На разных этапах терапии с ребенком работают неврологи, психологи, логопеды, генетики, дефектологи. Если же клиническая симптоматика пациента недостаточно ясна, врач ставит диагноз аутистическое поведение или атипичный аутизм.

Особенности лечения

Диагностирование изучаемой патологии сводится к изучению текущих способностей пациента и последующему за ним наблюдению.

Если у специалиста возникают основания полагать, что ребенок болен, однако имеющиеся у него симптомы не сходятся с привычной картиной расстройств аутической группы ввиду неполного соответствия характерных критериев, в большинстве случаев ставится именно такой диагноз как атипичный аутизм.

С этого момента возникает целый ряд важных вопросов. Так, специальная программа лечения для подобных детей отсутствует. Обычно все действия направляются на максимальное минимизирование выраженности характерных симптомов. «Прямых» же методов лечения на текущий момент нет. Успешность борьбы с проявлением недуга зависит от его формы, особенностей течения и тяжести. При условии успешного подавления проявлений расстройства, отмечается заметное улучшение состояния больных.

В отдельных ситуациях наибольшую эффективность проявляют методы индивидуальной терапии, которой приходится уделять внимание в течение существенной части дня. Наряду с этим, больным детям надо меньше взаимодействовать с обществом, т.к

это тоже позволяет уменьшить интенсивность выраженности характерных симптомов.

В некоторых случаях приходится проходить длительный путь проб и ошибок, на протяжении которого специалист пытается применять различные методики, стараясь добиться улучшения. И даже если признаки патологии имеют не слишком сильную выраженность, лечение приходится проводить на протяжении длительного периода до момента наступления ощутимых улучшений.

Теперь вы знаете, как проявляет себя атипичный аутизм, чем он отличается от ранней детской формы и каковы особенности его проявления.
Будьте здоровы!

Характерные признаки заболевания

Симптомы, свидетельствующие о наличии изучаемого заболевания, можно классифицировать на несколько основных групп.

  1. Социальные нарушения. Симптомы этой группы могут различаться по тяжести и иметь разную степень выраженности. Некоторые пациенты не проявляют абсолютно никакого интереса к взаимодействию с другими представителями социума, некоторые хотят общаться, но не имеют для этого необходимых навыков.
  2. Языковые нарушения. Больные с изучаемой патологией имеют определенные трудности с овладением языком и пониманием того, что говорят другие люди. Словарный запас аутистов крайне мал и при любых обстоятельствах не отвечает их возрасту. Устную и письменную речь они понимают исключительно в прямом значении. Помимо этого, для них не характерны сопереживание и понимание чувств других людей.
  3. Трудности с выражением эмоций. Больные не способны воспринимать невербальные сигналы, из-за чего окружающие считают таких людей безэмоциональными и равнодушными ко всему происходящему.
  4. Упрямство, раздражительность, отсутствие гибкости мышления. Больные не способны нормально воспринимать любые нарушения привычного уклада их жизни. Даже незначительные изменения привычного уклада приводят к целой буре эмоции. Раздражение также вызывают шум и яркий свет.

Аутизм и DSM

DSM — это руководство Американской психиатрической ассоциации, в котором перечислены все психические расстройства и расстройства развития. Существует пять версий DSM, датируемых 1952 годом.

В отличие от физических расстройств, психические расстройства и расстройства развития часто основываются на социальных нормах, и каждое обновление DSM содержит новые или пересмотренные диагностические критерии и расстройства.

Впервые аутизм был классифицирован как отдельный диагноз в DSM-III, опубликованном в 1980 году. До этого детям с аутизмоподобным поведением ставили диагноз детской шизофрении.

DSM-IV: PDD-NOS

DSM-IV был опубликован в 1994 году и разделил аутизм на пять отдельных диагностических категорий5. Среди них были аутистическое расстройство, синдром Аспергера и PDD-NOS.

Термин «спектр аутизма» в DSM-IV относится к общим расстройствам развития (PDD), категории диагнозов с определенным сходством симптомов.

Атипичный аутизм — это еще одно название одного из пяти официальных диагнозов аутистического спектра: всеобъемлющее расстройство развития, не определенное иначе (PDD-NOS).

PDD-NOS относится к «проявлениям, которые не соответствуют критериям аутистического расстройства из-за позднего возраста начала, атипичной симптоматики, подпороговой симптоматики или всего вышеперечисленного» 7.

Два основных диагностических критерия включают:

серьезные и повсеместные нарушения в развитии взаимного социального взаимодействия или вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

или когда присутствуют стереотипное поведение, интересы и действия, но критерии не соблюдаются для конкретного всеобъемлющего расстройства развития, шизофрении, шизотипического расстройства личности или избегающего расстройства личности.

Характеристики PDD-NOS похожи на аутизм, но, как правило, мягче и включают:

Атипичное или несоответствующее социальное поведение

Неравномерное развитие навыков, таких как мелкая или крупная моторика, визуальная или пространственная организация или когнитивные навыки

Задержки в понимании речи или языка

Сложность с переходами

Недостатки невербального и / или вербального общения

Повышенная или пониженная чувствительность к вкусу, зрению, звуку, запаху и / или прикосновению

Повторяющееся или ритуальное поведение

Диагноз PDD-NOS или «атипичный аутизм» означал, что было слишком мало симптомов, чтобы диагностировать аутистическое расстройство или синдром Аспергера, и неправильные симптомы, чтобы диагностировать синдром Ретта или детское дезинтегративное расстройство.

DSM-5: Расстройство аутистического спектра

Когда в 2013 году был опубликован DSM-5, было принято довольно важное решение объединить все пять диагнозов аутизма из DSM-IV в единую диагностическую категорию: расстройство аутистического спектра (РАС) 8. Диагноз PDD-NOS находится под зонтиком аутизма в DSM-IV, и, согласно DSM-5, диагноз, поставленный в соответствии с DSM-IV, не может быть отменен.9 Однако человек с диагнозом PDD-NOS может или может не соответствуют нынешним критериям аутизма

Диагноз PDD-NOS находится под зонтиком аутизма в DSM-IV, и, согласно DSM-5, диагноз, поставленный в соответствии с DSM-IV, не может быть отменен.9 Однако человек с диагнозом PDD-NOS может или может не соответствуют нынешним критериям аутизма.

Согласно исследованию, опубликованному Журналом Американской академии детской и подростковой психиатрии в 2014 году, большинство пациентов с диагнозом PDD-NOS (63 процента) соответствуют критериям расстройства аутистического спектра, изложенным в DSM-5.

Исследование также показало, что большинство предшествующих диагнозов PDD-NOS, которые не соответствуют текущим критериям РАС, соответствуют диагнозу расстройства социальной коммуникации (32%). 2 Остальным 2% можно было поставить диагноз синдрома дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ). и тревожное расстройство.

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Одна из форм РАС– это атипичный аутизм без умственной отсталости (по МКБ-10 код F84.12), который может включать атипичные психозы. Чаще всего под данной формой психоневрологической патологии подразумевают синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. []

Данное заболевание представляет собой атипичное расстройство с сохранением умственных способностей. То есть больные обладают нормальным или высоким интеллектом, а в некоторых случаях и уникальными свойствами. Но для данной патологии характерны нарушения в поведенческой, коммуникационной и эмоциональной сферах.

Синдром Аспергера проявляется в первые три года жизни ребенка. Симптоматика настолько смазана, что зачастую расстройство диагностируют уже во взрослом возрасте, применяя для этого различные тесты и дифференциальные методики.

Выделяют ряд основных признаков РАС без умственной отсталости:

  • Приверженность ритуалам, повторяющимся действиям, речевые штампы.
  • Неуместное поведение в социуме.
  • Буквальное восприятие речевых оборотов, формальная манера разговора, монотонная речь.
  • Нарушение моторной координации.
  • Неустойчивый зрительный контакт.
  • Нарушения невербальной коммуникации (ограниченная жестикуляция, недостаточная мимика).
  • Проблемы с обработкой сенсорной информации.
  • Сложности в социальной адаптации.
  • Непереносимость любых изменений.
  • Эмоциональная лабильность.
  • Специфические страхи.
  • Стереотипные игры.
  • Умственные способности ребенка в пределах нормы или выше.

Чаще всего появление высокофункционального аутизма связано с комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды. У детей с синдромом есть сложности при определении чувств окружающих и выражении своих эмоций. Многие дети имеют тремор конечностей, что наблюдается при классической форме аутизма. При этом речь больных лишена эмоциональной окрашенности. Пациенты демонстрируют повышенную чувствительность к звукам, одежде, еде и др.

В сравнении с классической формой РАС, дети с Аспергером имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они выглядят абсолютно здоровыми детьми, за исключением социальной неприспособленности, не всем понятной речи и манер. Из-за этого возникают трудности с диагностикой расстройства. Симптоматика становится выраженной в более старшем возрасте, что в свою очередь существенно усложняет процесс лечения и коррекции РАС.

Прогнозы развития при атипичном аутизме

Прогнозы развития при атипичном аутизме чаще неблагоприятные. Необходимо как можно раньше начать коррекционные мероприятия (поведенческую терапию).

При атипичном аутизме с умственной отсталостью на первый план выходит обучение ребенка функциональным навыкам и максимально возможная социализация.

При атипичном аутизме с сохранным интеллектом прогнозы более благоприятные, однако крайне велика вероятность, что в подростковом возрасте у ребенка проявятся такие характерные симптомы шизофрении, как слуховые или зрительные галлюцинации, ухудшение когнитивных функций и агрессия.

Заключение

Атипичный аутизм – это огромный комплекс сложных нарушений в работе мозга, сопровождаемый расстройствами в эмоциональной, поведенческой и социальной сферах. У больного возможны трудности с освоением речевого аппарата и нарушения в работе нервной системы, которые проявляются неадекватным поведением и вспышками гнева.

Диагностирование заболевания затруднительно из-за симптоматики, схожей с другими психическими расстройствами. Терапия атипичного аутизма направлена на коррекцию поведения больного, устранение некоторых симптомов и адаптацию в социальной среде.

Фото

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: