Как понять, что ваш ребенок

Ребёнок растет нарциссом. что делать?

Лечение нарциссизма

Нарциссическое расстройство личности сложно поддается лечению, и на это есть определенные причины. Как правило, люди с нарциссическим синдромом не признают за собой каких-то отклонений. Если они и обращаются за психологической помощью, то, в основном, по поводу проблем в отношениях с людьми. Им крайне тяжело делиться своими переживаниями и слабостями, особенно с посторонними.

Терапевту придется сильно потрудиться, чтобы обойти психологические защиты нарцисса и не задеть его раздутое самомнение. Одно неверное слово – и пациент отгородится от врача глухой стеной недоверия и презрения.

Тактика лечения зависит от степени дезадаптации и дезинтеграции индивида. Нарциссы с выраженным расстройством личности и дезадаптацией лечатся с помощью психодинамической психотерапии, разработанной Кернбергом.

Хорошо адаптированные и успешные индивиды подвергаются терапии в рамках селф-психологии. Ее основатель Хайнц Кохут разработал эффективные методы преодоления депрессивных состояний у нарциссических личностей.

Полностью избавиться от нарциссических черт невозможно, как ни старайся. Терапия направлена на:

  • гармонизацию отношений с другими людьми;
  • снижение агрессивности;
  • развитие контроля над собственными эмоциями и аффектами;
  • снижение чувствительности к критике и неодобрению;
  • обучение эффективному целеполаганию и снижение планки притязаний;
  • коррекцию деструктивного поведения;
  • профилактику развития психических заболеваний.

Симптомы нарциссизма

Исследования показали, диагноз нарциссизма значительно чаще встречается среди мужчин. Отличительной чертой самовлюбленности является развитие комплекса превосходства. Это включает в себя преувеличение своих собственных достижений.

1

Самовлюбленные имеют гипертрофированное (сильно развитое, преувеличенное) чувство собственной важности. 2

Озабочены фантазиями неограниченного успеха, власти, шика, красоты, или идеальной любви. 3. Думают, что он или она является «особенными» и уникальными и могут быть поняты только людьми высокого статуса. 5. Требуют от окружающих чрезмерного восхищения. 6. Проявляют себя надменно и амбициозно во всех отношениях. Иногда оскорбляют или зло подшучивают над окружающими.7. Не сопереживают и не сочувствуют людям. 8. Часто завидуют другим и считают, что все завидуют им. 9. Не воспринимают критику от окружающих10. Их мнимые достижения и успех — это только маска для окружающих, внутри они скрываю низкую самооценку.11. Могут быть чрезмерно самоуверенными и часто занимать оборонительную позицию, но на самом деле, больные нуждаются в защите своего гипертрофированного и хрупкого эго. 12. Реагируют на противоречивые точки зрения гневом или яростью.13

Скрывают свои недостатки, прикрывают их другими качествами или сосредоточены на недостатках других людей, что бы отвлечь внимание от своих.14. Боятся своих мыслей о собственной неполноценности

15. Используют других людей для удовлетворения своих желаний.

В каких случаях нужно обратиться к врачу

Госпитализация больных с тяжелым нарциссическим расстройством личности происходит довольно часто. Стационарное лечение нужно в случаях плохой мотивации для амбулаторного лечения, когда симптомы болезни хронические, разрушают личность. 

Классификация нарциссизма

Еще отец психоанализа Зигмунд Фрейд выделял разные типы нарциссизма.

Клинический

Человек слишком восхищен собой. Он отличается завышенными ожиданиями, требователен к окружающим. При этом не способен сочувствовать другому человеку. Критическая оценка собственной личности затруднена.

Вторичный

Нарциссические черты возникают ответ на пережитую травму, потерю. Расстройство выступает в качестве психологической защиты, позволяющей не испытывать стыда, страха или боли.

Грандиозный

Нарциссы этого типа имеют завышенное мнение о себе, личных талантах и способностях. Преувеличивают свою роль в успехе коллектива, пренебрежительно относятся к другим членам команды. Мечтают о славе, богатстве, власти.

Церебральный

Больной сосредоточен на собственном интеллекте, знаниях. Считает себя умнее окружающих. В общении может быть занудным, скучным.

Церебральный тип считает себя умнее окружающих.

Уязвимый

Человек отличается низкой самооценкой

Чтобы подтвердить свою важность, должен постоянно ощущать восхищение окружающих. Есть склонность к депрессии, тревожному расстройству

Тонкокожий

Больной отличается высокой самооценкой, но его чувства легко задеть. Любое неодобрение со стороны других людей встречает нетерпимо, испытывает от него боль.

Агрессивный

Стремится доминировать над другими людьми, контролировать их поведение. Если кто-то отказывается подчиняться, проявляет жестокость, может поступить подло по отношению к человеку.

Перверзный

Получает удовольствие, причиняя страдания другим людям, унижая их. Вину за свои поступки не испытывает. Есть склонность к сексуальным девиациям: садизму, мазохизму и пр.

Патологический

Отмечаются поведенческие аномалии, вызванные нарушением самовосприятия, паранойя, галлюцинации, бредовые идеи. Человек может совершить преступление, суицид. Опасен для себя и окружающих.

Как общаться с детьми, демонстрирующими разные формы проявления нарциссизма?

«Я — Бог»

Важно стараться не нарушать «границ» ребенка, чем меньше его трогать, тем лучше. Принимать его нежелание быть вместе со всеми

Предлагать что-то сделать, употребляя слова «если бы…» («Ты не хочешь участвовать в постановке этой сцены, но если бы передумал, то кем бы стал…»).

«Я — Агрессор»

Не скрывать своих реальных чувств (если вас пугает злоба ребенка, то вы об этом так и говорите). Демонстрировать уважение силы ребенка-агрессора («Ты сильный человек, если делаешь все, что хочешь»). Постоянно подчеркивать те положительные стороны ребенка, которые вы действительно замечаете.

Если поведение ребенка вызывает в вас сильные негативные чувства (раздражение, злость, обиду, ненависть), сначала как можно спокойнее говорите об этом, показывая, какую реакцию вызывает его поведение. Затем вы сообщаете, что могли бы в этой ситуации сделать (накричать, выгнать, оскорбить), но не делаете. Тем самым вы демонстрируете, что негативные чувства можно контролировать.

«Я — Альтруист»

Следует отказываться от любых услуг со стороны ребенка и отслеживать собственные чувства (он может так замечательно себя вести, что возникнет желание его хвалить и соответственно подкреплять демонстративное поведение). Подчеркивать, что «быть беспомощным» (чего-то не знать, не уметь и т.п.) — это нормально. Если такой ребенок вдруг перестанет вести себя в «альтруистической манере», это не должно удивлять и вызывать растерянность.

«Я — Необыкновенный»

Рекомендуется открыто выражать чувства удивления, изумления и восхищения способностями и успехами ребенка, поддерживать его конструктивное стремление «проявить себя» и «быть в центре внимания». Если ребенок реализует эти желания неудобными для учителя способами, необходимо придумать и подсказать приемлемые для обеих сторон варианты

Важно помнить, что в случае отсутствия внимания такой ребенок чаще всего переходит в состояние «Я — Агрессор»

Постепенно можно привлекать внимание к «необыкновенности» других: «Ты сделал так интересно, а Саша увидел и сделал по-другому». При этом подчеркивать, что каждый «необыкновенен» в чем-то своем

Нарциссические расстройства у детей
— проблемный семинар.

Как общаться с нарциссом-учеником? 5 советов

1. Возьмите курс на работу с родителем как потенциальной причиной детского нарциссизма

Самый смелый, но самый действенный вариант — самому учителю (или в коалиции с психологом) попробовать собрать сведения о стиле воспитания в семье. Ищите высокие стандарты, диктуемые родителями. Если находите — пробуйте скорректировать ожидания родителей и приблизить их к более реальным.

В психологической практике часто встречаются семьи нарциссов: если ребенок ведет себя как нарцисс, то велика вероятность, что один из родителей или других значимых близких людей прикладывает усилия для этого. Этот феномен называется «ребенок — нарциссическое расширение родителя». Наверняка слышали в жизни или в фильмах/книгах, что родитель стремится сделать из ребенка великого спортсмена, музыканта, ученого и т.д., потому что сам когда-то не смог таковым стать? Да-да, это оно.

2. Держите себя в руках

Демонстративность в поведении может раздражать, поскольку несет в себе некий вызов. И действительно, для педагога, у которого еще множество учеников, один выступающий может стать серьезным триггером раздражения.

  • Общая стратегия. Основное тут — стараться не реагировать на вызывающее поведение, ведь таким образом оно будет закрепляться. Лучше всего направлять эту энергию ученика в общественно-полезное русло — пусть возьмет на себя ответственность (староста класса, редактор газеты). Если мы говорим о плохом поведении в конкретный момент, то имеет смысл реализовать потребность нарцисса во внимании, но в позитивном ключе. Например, выйти к доске, решать новую тему вместе с учителем.
  • Если эмоции переполняют прямо сейчас. Стоит просто выйти из класса на пару минут, умыться холодной водой, отдышаться и вернуться с заданием для ученика-нарцисса (см. пункт выше). 

3. Помогите ученику-нарциссу научиться трезво оценивать себя

Главная задача — сформировать здоровую самооценки ребенка: он заслуживает любовь и внимание вне зависимости от успехов и неудач. Думаю, что отчасти это происходит само собой, когда ученик-нарцисс попадает в общество равных себе

Однако учитель в праве сделать на этом акцент — у каждого ученика равные права, обязанности, возможности и количество поддержки со стороны педагога.

4. Работайте с посылом: «Ты важен, но ты в обществе равных»

Важно, чтобы в учебном процессе нарцисс получал столько же внимания, сколько и все другие ученики. Наверное, это самый непростой этап, поскольку поначалу такой ученик будет требовать больше остальных, стремиться себя проявить ярче, показаться достойнее, умнее и т.д

Стратегия игнорирования такого ученика, вероятно, приведет к усугублению симптомов, однако периодическое первенство в ответах, поощрение даст возможность нарциссу понять, что он ценен.

Родители слишком восторгаются своими детьми

Многие родители из самых лучших побуждений, но чрезмерно хвалят своих детей. Понять их можно: малыш — такой милый, такой самый лучший, так улыбается, так заразительно смеётся… Любить и хвалить — необходимо, но — когда есть основания.

Задача отца и матери — помочь понять детишкам, что время от времени они будут терпеть неудачи. Что это нормально, и так — у всех. Учите их доброте и сочувствию по отношению к другим людям. Учите их не только с помощью слов, а — на собственном примере. Рассказывайте им о границах, объясняйте и демонстрируйте на примерах.

В мире существует миллион различных правил воспитания детей. Согласно некоторым — вы слишком много хвалите. Другим — вы недостаточно хвалите. Как найти золотую середину?

Самое главное — растить своего ребёнка так, чтобы всегда чувствовал, что вы его любите, но также — что вы установили границы, которые нельзя нарушать.

Как лечится нарциссическое расстройство?

Лечение нарциссического расстройства личности фокусируется на психотерапии. Психотерапия может помочь вам в следующем: Научитесь лучше общаться с другими, чтобы ваши отношения были более близкими, приятными и полезными.

Когда нарцисс меняется?

Что происходит с нарциссами, так это то, что Они не хотят меняться, дело не в том, что они не могут, а в том, что они не видят для этого достаточных причин, потому что в своем представлении о величии они считают себя совершенными. На самом деле, исследования показывают, что нарциссические тенденции имеют тенденцию к естественному снижению с возрастом.

Можно ли перестать быть нарциссом?

Что такое нарциссическое расстройство личности и как оно проявляется

Нарциссические черты в той или иной степени присутствуют у каждого из нас

Амбициозность, внимание к своей внешности, любовь к конкуренции, демонстративность — в здоровых количествах это нормально и даже полезно. Потому что помогает достигать целей, хорошо выглядеть, много зарабатывать

Себя нарцисс чаще всего считает идеальным, других — ничтожными. ПГЯ мешает людям объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, понимать собственные истинные потребности. 

Авторы перечисляют следующие признаки НРЛ: 

Необоснованное чувство собственной значимости

Фантазии о неограниченных достижениях, влиянии, власти, интеллекте, красоте или идеальной любви

Вера в свою уникальность

Необходимость в безоговорочном восхищении

Ощущение права на вознаграждение

Эксплуатация других для достижения собственных целей

Отсутствие эмпатии

Чувство зависти и убеждение человека, что другие ему завидуют

Высокомерие и надменность

Чтобы диагностировать НРЛ, нужно, чтобы присутствовали как минимум пять из перечисленных симптомов. 

При этом клиническая картина расстройства индивидуальна для каждого и может дополняться другими признаками.

Влечения к самосохранению

Фрейд выводит влечение самосохранения из биологических причин:

Также Фрейд использует в качестве синонима к термину влечения к самосохранению термин влечения Я. Надо заметить, что для перевода немецкого слова Ich, мы используем здесь русское слово Я, а не английскую транскрипцию Эго, для того, чтобы подчеркнуть, что не следует ассоциировать Я со структурной моделью психики по Фрейду, включающей в себя триединство инстанций , и . В тех работах Фрейда, на которые мы здесь ссылаемся, термин Ich (Я) означает не подструктуру психики, а всю целокупную психику, включая телесные переживания – то, что теперь называют Самостью (Self).

По сути, Фрейд имеет в виду, что первоначально младенец вступает в отношения с матерью или кормилицей только из-за голода (см. ). Именно из этих взаимоотношений, вызванных голодом, рождается первичная любовь (как выразился Балинт).

Сам Фрейд нигде не дает определение или список влечений к самосохранению, как бы подразумевая, что это понятно само по себе. Только однажды вскользь упоминает поиск пользы и избегание вреда:

Естественно полагать, что влечения к самосохранению должны включать в себя другие потребности младенца, кроме утоления голода – это и регуляция температуры тела, и чистота тела, и чувство безопасности, и общий телесно-психологический комфорт, когда младенец блаженно засыпает на груди матери, но Фрейд в явной форме упоминает только голод.

Фрейд не зря называет влечения к самосохранению влечениями Я, этим он подчеркивает функцию Я (или только одну её часть) следовать принципу реальности, а значит, заботиться о самосохранении, в противоположность сексуальным импульсам, которые идут из бессознательного, в котором царит принцип удовольствия (читайте подробнее ).

В работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд сожалеет, что в психоанализе недостаточно развит анализ Я, в результате чего не удалось обнаружить другие действующие в Я влечения, кроме влечения к самосохранению.

Какие черты присущи нарциссам

Распознать нарцисса можно по ряду черт характера.

Преувеличение своей значимости

Умеет пускать пыль в глаза. Окружающим показывает лишь свои сильные стороны, преувеличивает достижения. Это работает временно. Сначала люди могут поверить, что перед ними успешный человек, который многого добился. Но затем разберутся, что рассказы расходятся с реальной картиной.

Человек-нарцисс думает, что он центр всего.

Пребывание в фантазиях, а не в реальности

Планы и идеи у нарцисса грандиозные. Он мечтает о лучшей работе, дорогой машине, красивом богатом партнере, спортивной фигуре и прочих атрибутах успеха.

Даже если пока не добился своих целей, будет считать себя лучше и важнее окружающих. При этом не всегда совершает активные действия. Может просто фантазировать, но не переходить к шагам на пути к результату.

Окружает себя особенными людьми

Нарциссу неинтересны люди, которые ничего не добились, не вызывают восхищения у общества. Он считает их недостойными своего внимания и отказывается от общения.

Статусные люди представляются ему компанией, способной подчеркнуть его важность, понять его. При этом сам нарцисс может наделять людей какими-либо качествами, не испытывая интереса к их реальной личности

Чувствителен к критике

Любая критика воспринимается как личное оскорбление. Нарциссы не переносят, когда другие люди сомневаются в их талантах, способностях. В таком поведении они видят угрозу, нападение. Защищаются активно и агрессивно, могут устраивать истерики, кричать или даже мстить за замечания.

Нарцисс не любит критику, даже если она правильная.

Ему все должны

Люди требуются нарциссам, чтобы поддерживать самооценку. Но это потребительское отношение. Они легко меняют партнеров и друзей, особенно если те не справляются с возложенной на них задачей, мало ими восхищаются или имеют не слишком высокий статус. Окружающих нарцисс использует в собственных целях.

С их помощью добивается желаемого, но не чувствует благодарности за оказанную услугу. Это потребитель, не желающий давать людям что-либо взамен.

Отсутствует чувство эмпатии

Нарциссы слишком заняты собственной персоной, что мешает им замечать чувства других людей. Они легко обижают окружающих, не испытывая при этом угрызений совести.

Смерть, заболевание или травма другого человека не вызывают у них сильной эмоциональной реакции. При наличии проблем у партнера нарцисс скорее оттолкнет его, чем поможет ему или поддержит.

Высокомерен и завистлив

Характерна зависть чужим успехам. Если другой человек добился большего, нарцисса это может задевать, раздражать. Он легко включается в борьбу, соревнование, пытаясь доказать, кто лучше, умнее, кем следует восхищаться. Если партнер добьется большего, начнет обесценивать его достижения, но не потому, что считает их незначительными, а из зависти.

Нарцисс высокомерен и завистлив.

Методы лечения нарциссизма

Для лечения используется ряд психотерапевтических методик.

Психодинамический

Фокус внимания направлен на разрешение внутренних конфликтов, работу с последствиями перенесенных травм. Психотерапевт помогает осознать и проработать фантазии, наличие которых нарцисс нередко сам не осознает.

Когнитивно-поведенческая терапия

Фокус делается на изменении иррациональных, деструктивных установок. Психолог помогает пациенту обнаружить их и заменить более эффективными. Устраняются вредоносные убеждения как о себе, так и об окружающих.

Гуманистическая психотерапия

Потенциал пациента развивают, помогают нарциссу в самореализации. Больной получает возможности для самоанализа, самовыражения. Это способствует личностному развитию, положительным изменениям в поведении.

Гуманистическая психотерапия помогает в самореализации.

Как нарциссизм проявляется?

Важно понимать, что в этой статье мы не рассматриваем процесс постановки диагноза нарциссического расстройства личности, однако каждая из нижеперечисленных особенностей поведения ученика вероятнее всего указывает на наличие нарциссических черт. 

Повышенное внимание к своему внешнему виду (одежде, макияжу, стилю поведения в обществе) — редкий нарцисс выйдет из дома, надев то, что валялось ближе всего. Часто такие люди стремятся выглядеть ярко по сравнению с окружающими, чтобы привлекать внимание общественности, носят цветную одежду с множеством «кричащих» элементов, делают особенные прически, носят украшения. 
Тревога или/и психомоторное возбуждение при субъективно недостаточном внимании к таким личностям в обществе — стремление «перетянуть» внимание на себя. 

В более выраженных вариантах нарциссизма может иметь место так наываемое «негативное самопредъявление» — сознательное нарушение правил и порядка с целью привлечь к себе внимание — ученик-нарцисс не постесняется сорвать урок, если будет отсажен на последнюю парту от всех, так что такая стратегия вряд ли поможет.

Стремление быть «лидером» на виду у общества — капитан команды по волейболу на физре; первый, кто пойдет отвечать у доски; староста класса; участник большинства креативных конкурсов — все это было бы логично увидеть у ученика-нарцисса.

Непереносимость неудач — споры с учителями по поводу оценок, ошибок у доски и прочего, что потенциально подрывает «авторитет» в глазах одноклассников. 

Пренебрежение потребностями других учеников с целью, опять-таки, быть ярче остальных — попытки обличить одноклассников в жульничестве при чувстве угрозы быть хуже других; стремление быть единственным отвечающим в классе; ответы без поднятой руки и проч.

Высокомерие, холодность по отношению к одноклассникам — такие ребята могут отказать одноклассникам в совместном походе на какую-то внеурочную встречу, считая себя «выше этого». 

Первые шаги: проявления детского нарциссизма

Детский нарциссизм проявляется в раннем детстве через характерные черты и поведенческие особенности. Этот этап развития характеризуется выраженным интересом ребенка к собственной личности и стремлением получить внешнее подтверждение своей уникальности.

Стремление к вниманию и подтверждению

Ребенок с нарциссическими чертами часто проявляет стремление к получению внимания и подтверждения со стороны окружающих. Это выражается в активном поиске заинтересованности и положительных реакций, которые поддерживают его чувство собственной значимости

Такой ребенок может предпочитать демонстрировать свои успехи, навыки или обладание интересными качествами, чтобы привлечь внимание

Повышенный интерес к внешнему виду

Дети с нарциссическими чертами могут проявлять повышенный интерес к своему внешнему виду. Это может выражаться в том, что они более внимательны к своему облику, одежде, прическе и другим аспектам внешности

Стремление выглядеть привлекательно и вызывать восхищение может быть результатом желания привлечь внимание и получить похвалу

Важно отметить, что проявление этих черт не всегда означает наличие патологического нарциссизма. В раннем детстве некоторые черты нарциссизма могут быть нормальными, так как ребенок формирует свою личность и ищет свое место в обществе

Однако, при избыточном нарциссизме, который мешает здоровому социальному функционированию, рекомендуется обращаться за помощью к психологу или специалисту по детской психологии.

Причины нарциссического расстройства личности

Точные причины нарциссического расстройства личности неизвестны. Однако считается, что такие психические состояния вызывают несколько факторов, таких как переживания в раннем детстве, окружающая среда и психологические причины (5). Некоторые из причин могут быть:

Небрежное воспитание, родители отстранены или не реагируют на заботу о ребенке.

Созависимое воспитание, где не сохраняется тонкая грань между защитой и чрезмерной защитой, любовью и одержимостью.

Чрезмерное балование в детстве или сделав ребенка золотым ребенком в семье, где все, что они делают, хвалят без разбора.

Излишнее баловство тоже может сделать нарциссический расширенный ребенок, что означает, что им уделяют восхищение или внимание, которых они требуют. Нарциссические родители могут повлиять на их детей

Такие родители видят в индивидуальности ребенка угрозу и сдерживают ее. Такое поведение, в свою очередь, делает ребенка нарциссом, когда он вырастает, думая, что это нормально

Нарциссические родители могут повлиять на их детей. Такие родители видят в индивидуальности ребенка угрозу и сдерживают ее. Такое поведение, в свою очередь, делает ребенка нарциссом, когда он вырастает, думая, что это нормально.

Слишком отрицательная критика заставляет детей чувствовать себя неадекватными и плохо относящимися к себе, поэтому они развивают нарциссизм как защитный механизм.

Будучи приемный ребенок или разведенные родители может сделать ребенка незащищенным и уязвимым. Часто они не чувствуют себя любимыми, поэтому любовь к себе помогает им жить дальше.

Иррациональные ожидания от родителей может заставить ребенка думать о себе либо слишком высоко, либо слишком низко. Оба состояния могут привести к нарциссизму.

Злоупотребления любого рода может заставить людей чувствовать себя жертвами и нелюбимыми. Они бессознательно становятся нарциссами и предпочитают не видеть мир целиком.

Сверхчувствительный у детей есть шанс стать нарциссическим.

Генетическая аномалия или какая-то генетическая аберрация может привести к этому психическому состоянию из-за некоторых изменений в мозге.

NPD не опасен для жизни, но это хорошо, чтобы его диагностировали и лечили, чтобы у ребенка было лучшее поведение и социальная жизнь.

Вернуться наверх

Как распознать нарцисса?

Прежде всего, стоит научиться отличать здоровую самооценку от нарциссизма. Если ребенок говорит: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать только со мной у елочки на утреннике», это здоровые амбиции.

Насторожиться стоит, если ребенок:

  1. Испытывает чувство превосходства над сверстниками. Причем, это происходит не в тех случаях, когда его способности или умения исключительные, а всегда.

  2. Болезненно воспринимает «вторые роли» (на выступлениях, на уроках, в игре). Стремится всегда и во всем быть первым, не признавая командную игру.

  3. Плачет, устраивает истерики, если кто-то из друзей получил лучшую отметку, выиграл соревнование или в чем-то другом его опередил.

  4. За любое хорошо выполненное действие ждет похвалу и расстраивается, если ее не получает.

  5. Не испытывает удовольствия, радости, удовлетворения от самого процесса игры, учебы, спорта, если не последует конкретного результата.

Что делать, чтобы ребенок не вырос нарциссом

Не предъявляйте слишком высокие требования

Принимайте несовершенства малыша и не требуйте от него невозможного. НРЛ формируется на почве стыда из-за несоответствия ожиданиям и страха потери родительской любви. Лучше чаще говорить ребенку, что вы любите его таким, какой он есть.

Не сравнивайте с другими детьми

Если вы будете говорить, что Вася из соседнего подъезда талантливее и красивее, ваш ребенок запомнит, что надо превосходить окружающих, чтобы получить родительское одобрение. А это благодатная почва для развития НРЛ.

Учите выносить неудачи, отказы и проигрыши

Еще один важный аспект здоровой психики — умение спокойно проигрывать и переживать собственные неудачи. Нарциссы впадают в ярость и невыносимый стыд с каждым проигрышем. Поэтому формирование у ребенка адекватного восприятия провалов — хорошая профилактика НРЛ.

Исключите любое насилие

Агрессия, пренебрежение, манипуляции и тем более физическое насилие над ребенком тоже могут привести к НРЛ. Нарциссизм — один из способов защиты психики. Она может компенсировать травмы с помощью развития ложного грандиозного «я».

Давайте объективную обратную связь

Необъективная похвала формирует у ребенка искаженное восприятие себя — так же, как и критика без аргументов. Честно отмечайте сильные и слабые стороны ребенка, реальные таланты и точки роста. Не забывайте напоминать, что любите и принимаете его. 

Если малыш совершил проступок, спокойно поговорите об этом и разберите причины неудачи. Объясните, в чем ребенок не прав и как можно исправить ситуацию. Отделяйте личность от поступков и осуждайте только их. Так малыш не будет ощущать себя нелюбимым и «плохим».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: