Как научить ребенка отзываться на имя?
Конечно, обязательно нужно разобраться в причине. Для этого вам надо будет обратиться к врачам. Вероятно, начать лечение медикаментами и водить ребёнка на коррекционные занятия.
Параллельно с выполнением рекомендаций врачей, вы можете сами учить ребенка отзывается на свое имя:
1. Для начала ребёнка нужно научить отзываться на свое имя, когда ничего его не может отвлечь. Вы должны оказаться рядом с ребёнком в тихой комнате, где нет игрушек, где его ничто не может отвлечь.
Подготовьте для ребёнка награду. Это может быть игрушка, лакомство, объятия, щекотка, что-то, что может порадовать ребёнка.
Когда ребёнок отвернётся от вас, вы можете его позвать. Если он повернулся, посмотрел на вас, то похвалите его, наградите чем-то. Если же он не поворачивается к вам, когда вы его зовёте, то попробуйте чем-нибудь пошуметь (пошуршать бумагой, дотронуться до ребёнка и т. д.). Как только он повернется, то не забудьте его похвалить и наградить.
Продолжайте это делать до тех пор, пока ребёнок не будет смотреть на вас в 80% случаев. Затем переходите к следующему этапу.
Эти занятия должны быть частыми, но короткими. Ребёнку может надоесть постоянно к вам поворачиваться. Тут главное не переусердствовать.
2. Далее, к этим занятиям нужно постепенно прибавлять отвлекающие факторы и наблюдать сохранится ли у него этот навык.
Сядьте рядом с ребёнком в той комнате, где его будет что-то отвлекать. Например, где есть игрушки или работает телевизор. Повторите то же задание, что вы делали на предыдущем этапе
Если он в ответ на свое имя не будет на вас смотреть, то позовите погромче, попробуйте, как и в предыдущем шаге чем-то привлечь его внимание. Если он выполнит, не забудьте его похвалить, наградить его
Когда вокруг больше отвлекающих факторов, ему сложнее это выполнить.
Между двумя попытка и давайте ему поиграть немного. Когда он сосредоточится на игре, попробуйте его ещё раз позвать
Ему нужно будет научиться переключать свое внимание с игры на вас
Продолжайте это делать, пока он не начнёт о кликать я на свое имя в 80% случаев без дополнительных способов привлечь его внимание. Он должен научиться реагировать только на свое имя
3. После того, как ребёнок научился реагировать на свое имя рядом с вами, ему нужно будет научиться реагировать на имя в любой ситуации.
Когда ребёнок сосредоточится на чем-то (игрушка, книжка), встаньте относительно близко от него и позовите его. Немного подождите, пока он не посмотрит на вас. Если он это выполнит, то похвалите, наградите его
Если он не отзывается, то попробуйте изменить громкость в голосе, как-то привлечь его внимание. Нам нужно, чтобы он научился отзываться без дополнительного привлечения внимания
Помните, что дети без задержки речи не всегда откликается на свое имя, когда их зовут. Не нужно стремиться к совершенству.
По мере прогресса ребёнка, старайтесь его звать все с большего и большего расстояния. В итоге, он должен откликнуться на имя даже из другой комнаты.
Правда, тут есть один момент, про прибежал из другой комнаты. Тут главное, разобраться ребёнок бежит, потому что вы его позвали или потому что он услышал ваш голос.
У меня сын почти всегда прибегает на мой голос из другой комнаты, но в других ситуациях не отзывается. Был период, когда он научился отзываться, но потом опять перестал. Ему понятнее пока что просьба: «подойти ко мне», чем если я его позову.
Нужно продолжать развивать этот навык и в дальнейшем с разного расстояния и с разными людьми.
Всём кто столкнулся с этой проблемой, желаю удачи в освоении этого навыка и всем деткам здоровья!
Если есть какие-то вопросы пишите, отвечу. В дальнейшем планирую продолжать статьи о задержке речевого развития, об аутизме и других темах.
Взаимодействие с аутичными детьми
Взаимодействие с аутичными детьми может быть непростой задачей, особенно для тех, кто не знаком с аутизмом
Вступая в разговор с аутичным ребенком, важно проявлять терпение и понимание. Аутичные дети часто испытывают трудности с вербальным самовыражением, поэтому им может потребоваться больше времени, чтобы передать свои мысли и чувства
Важно также дать им достаточно времени, чтобы обдумать то, что вы говорите, прежде чем ответить.
При общении с аутичным ребенком также полезно использовать визуальные средства. Визуальные подсказки, такие как изображения или диаграммы, могут помочь ребенку понять более сложные понятия, которые ему может быть трудно понять устно. Кроме того, использование языка жестов или других форм невербальной коммуникации также может облегчить общение между вами и ребенком.
При общении с аутичным ребенком важно создать комфортную обстановку. Это включает в себя избегание громких звуков или яркого света, которые могут вызвать сенсорную перегрузку или возбуждение у ребенка
Также полезно создать успокаивающую атмосферу, говоря мягко и используя положительное подкрепление, когда это необходимо.
Дети аутисты, как распознать по внешним данным
Аутизм — неврологическое нарушение, которое выявляется в раннем возрасте и остается у ребенка на всю жизнь. Аутизм искажает мировоззрение малыша, мешает ему нормально общаться с другими индивидами.
Особенных внешних черт аутизма нет. Заболевание у всех проявляется по-разному. Одни аутисты ведут условно полноценную жизнь, они работают и в состоянии сами себя обслуживать. Другие нуждаются в уходе, имеют не только психические, но и физические отклонения.
Особенности внешнего проявления аутизма очень скудные. Среди них можно выделить нарушение походки и особенности движений. В большинстве случаев родители отмечают специфическую походку малыша — он ходит на цыпочках с разведенными в сторону руками, словно балансирует в воздухе. Такая походка напоминает неуверенный полет бабочки. Реже отмечается походка вприпрыжку или приставным шагом. Также всегда присутствует определенная неловкость движений, странный бег с широко расставленными ногами.
Что касается грудничков, из внешних признаков присутствует скудная мимика, безэмоциональность, малыш никогда не улыбается. В исключительных случаях фиксируется отставание в росте. Изредка происходят припадки наподобие эпилептических (атипический аутизм с грубыми умственными нарушениями).
Логопеды для детей с аутизмом
Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASHA) отмечает на своем веб-сайте, что рекомендуются лучшие методы лечения аутизма. Но в то время как эти рекомендации описаны в целом, конкретный фокус для SLP не включен.
В целом, идея заключается в том, что терапевты в целом (и, вероятно, SLP в частности) должны формировать свою терапию в соответствии с потребностями отдельного ребенка и обеспечивать, чтобы терапия фокусировалась на «основных дефицитах» аутизма (обычно понимаемых как социальные и коммуникационные проблемы)., Этот тип совета довольно расплывчатый, поэтому, возможно, SLP и дети, страдающие аутизмом, обращаются к нему так по-разному. В то время как некоторые терапевты включают в свои занятия игру, повседневные занятия или социальные группы, другие предлагают гораздо более традиционный подход к обучению.
Ферн Суссман, руководитель программы «Больше, чем слова» и «TalkAbility» в Центре Ханен в Торонто, Канада, — SLP, который работает и пишет о детях с аутизмом. Она рекомендует начать с специалиста, сертифицированного Американской ассоциацией по языку слуха (ASHA). Но в дополнение к этим полномочиям, вот ее список качеств, которые нужно искать в SLP, который работает с аутичными детьми:
- Ваш SLP должен проверять использование языка (а не только способность произносить слова или звуки)
- Ваш SLP должен выяснить, получает ли ваш ребенок шутки, интонацию, зрительный контакт
- Ваш SLP не должен воздействовать на зрительный контакт, просто давая «мандат» или команду «смотреть на меня», но должен вовлекать вашего ребенка до такой степени, что он самостоятельно устанавливает зрительный контакт
- Ваш SLP не должен быть кем-то, кто специализируется на проблемах артикуляции или заикания. Вы хотите, чтобы он всегда использовал язык естественно. Вы можете сделать оба сразу — поработать над правильным произношением и помочь ребенку подумать: «Почему эта шутка смешная?»
- Ваш SLP должен понимать особые сильные стороны вашего ребенка и работать над их сильными сторонами. Визуальный ребенок никогда не должен заниматься исключительно слуховой работой.
Прелок, Патриция. «Понимание расстройств аутистического спектра: роль патологов и аудиологов с речевым языком в предоставлении услуг». 1997-2008 Американская ассоциация речевого языка и слуха.
Поставить клеймо на ребенке?
Как правило, врачи бывают готовы поставить диагноз, когда все уже достаточно очевидно, когда в диагнозе не сомневаются даже родители. Но аутистический спектр очень широк, в случае с Евой диагноз был неочевиден, и таких среди аутистов — большинство.
В результате диагноз Еве поставили на частном приеме, но в ни какой карточке у нее не написано про аутизм. Аутизм, на минуточку, это психиатрическое заболевание. И бог его знает, во что это выльется в нашей стране. Может так случиться, что ребенок скорректируется, а на нем навсегда останется клеймо аутиста. Поэтому перед каждой мамой стоит вопрос: оформить инвалидность и получить какие-то льготы от государства или все делать за свои деньги. Врачи так и спрашивают: записывать диагноз или нет?
Хотя рассчитывать на огромную поддержку государства я бы не стала. Наша система пробуксовывает. Психиатры назначают только нейролептики, благодаря которым с ребенком будет немного легче заниматься. Но коррекция аутизма происходит только благодаря специальным занятиям, которые в рамках госполиклиник не проводятся. Хотя в Москве уже появились некоторые социальные объекты для детей с особенностями развития. Туда можно попасть, если педиатр поставит диагноз. Пусть даже он будет неверный, типа ЗПР, главное — попасть к специалистам по коррекции. Они «в теме» и смогут разглядеть аутизм.
Пройдите тест и обратитесь в ближайшую службу ранней помощи
Фото с сайта positivepartnerships.com.au
Даже если ребенку не поставлен окончательный диагноз, но есть повод для беспокойства, нужно как можно раньше начинать оказывать ему помощь: компенсировать существующие дефициты, проводить коррекционную работу.
Нужно самостоятельно пройти скрининговый тест, который позволяет установить, находится ли ребенок в группе риска, и насколько этот риск высок (например, M-CHAT или АТЕК). Ждать нельзя.
Обратиться можно и нужно в ближайшую службу ранней помощи. Например, в Москве это Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы.
Тесты можно пройти в любом месте в интернете, или на сайте РОО «Контакт»:
Полезной будет методичка для родителей, впервые столкнувшихся с диагнозом («Родитель родителю»), а также краткая информация, которую «Контакт» подготовил для размещения в детских поликлиниках.
Как познакомить младенца со своим именем
Большинство родителей занимаются с малышом с раннего возраста, чтобы он быстрее начал откликаться, когда к нему обращаются. Взрослые должны учитывать возрастные особенности сына или дочери. При общении с младенцем нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- При обращении к сыну или дочке следует использовать 1–2 формы имени. Не рекомендуется постоянно называть малыша уменьшительно-ласкательными прозвищами, так как он будет путаться.
- Перед тем как взять младенца на руки, нужно окликнуть его. Только после того, как последует реакция, следует закончить действие.
- Имя лучше называть первым, чтобы вызвать интерес. Слово повторяют несколько раз и ласково дотрагиваются до сына или дочери для закрепления положительных ассоциаций.
- Важен зрительный контакт отца или матери и младенца. Если малыш избегает взгляда, то это нередко свидетельствует о расстройстве аутистического спектра.
- Просмотры мультфильмов, как и использование гаджетов, нужно ограничить до 30 минут в день. Видео лучше выбирать познавательное и обучающее, в соответствии с возрастом.
За помощью к врачам обращаются в случае, если после года сын или дочь не реагируют, когда их зовут родители. В первую очередь следует исключить проблемы со слухом. Если физическое развитие ребенка в норме, то причина проблемы связана с психическими процессами. В таком случае не обойтись без участия специалистов.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «Киндер Велт» предлагается помощь по реабилитации детей, коррекции речевых и психологических нарушений. Логопеды, дефектологи, психологи, нейропсихологи используют современные методы диагностики и коррекции. Врачи выявляют причину проблемы, после чего подбирают индивидуальные способы ее решения. Для достижения выраженного и устойчивого результата используются инновационные методики, показавшие на практике свою эффективность.
Особенности воспитания детей с аутизмом
Родители детей с аутизмом должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться с уникальными проблемами. Одна из таких проблем — трудности с пониманием поведения и потребностей ребенка. Трудности в общении характерны для людей с аутизмом, поэтому родителям сложно понять, что чувствует их ребенок или что ему нужно в тот или иной момент. Кроме того, дети с аутизмом часто имеют сенсорную чувствительность, которая может привести к срывам или другим вспышкам эмоций при воздействии определенных раздражителей.
Родителям важно знать, что терпение и понимание являются ключевыми в воспитании таких детей. Обучение ребенка с аутизмом новым навыкам или поведению может занять больше времени и усилий, чем обычно, но важно не сдаваться, поскольку он может учиться и расти так, как вы этого не ожидаете
Обеспечение структуры и последовательности в домашней обстановке может помочь снизить уровень тревожности у аутичных детей, а также помочь им лучше понять ожидания окружающих.
Наконец, обращение за поддержкой к профессионалам, таким как терапевты или педагоги, которые специализируются на работе с людьми с аутизмом, может стать бесценным руководством для родителей, воспитывающих аутичного ребенка. Эти специалисты могут посоветовать, как лучше поступать в сложных ситуациях, а также предложить стратегии, которые помогут вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал, несмотря на трудности, с которыми он может столкнуться из-за своего состояния.
Развитие ребенка аутиста
Дети-аутисты вполне обучаемые, если с раннего возраста заниматься их развитием. Все усилия направляются на восстановление социально–адаптационных навыков с помощью специальных упражнений и развивающих игр.
Поскольку каждый ребенок-аутист особенный, коррекционную программу подбирают индивидуально. Но помимо развивающих занятий, необходимо обеспечить ребенку правильный контакт с родителями. В общении с малышом должны быть исключены паника и равнодушие.
Полноценному развитию аутиста будут способствовать:
- Полное принятие состояния малыша.
- Составление плана задач на каждый день.
- Ежедневное обучение ребенка правилам поведения в быту имморальным аспектам.
- Обеспечение комфортных для ребенка условий.
С помощью развивающих упражнений ребенок-аутист будет учиться не только находить контакт с другими людьми и внешней средой, но и познавать быт. Занятия будут помогать ребенку найти свое место в мире, перестать испытывать испуг в новых условиях, адекватно принимать изменения вокруг себя.
Оформите статус ребенка с ОВЗ в ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)
Фото с сайта lubopyshka.ru
Этим можно заниматься одновременно с получением инвалидности. И в том, и в другом случае обследования нужны практически одинаковые.
Единственное что, в БМСЭ нужно предоставлять больше сведений. Для получения статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» достаточно основного диагноза и оценки уровня интеллектуальных нарушений
Но если имеются какие-то другие нарушения, их тоже важно указать в справке врачебной комиссии (в Москве эта форма справки имеет номер 297)
В ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации), которую выдает БМСЭ, просто указывают, что ребенок нуждается в создании специальных образовательных условий, и все. Поэтому ведущим документом для детского сада и школы будет заключение ПМПК. В нем эти условия должны быть прописаны подробно.
В Москве заключения ПМПК бывают достаточно полные, в других регионах — по-разному. Но одно дело — сказать, какие условия ребенку должны предоставить, а другое – это исполнить.
«Выталкивание» наших детей на надомное обучение, неточная диагностика уровня интеллектуального развития, когда ребенку автоматом ставят диагноз «умственная отсталость», — это общеизвестные проблемы. Даже в благополучной на фоне остальных регионов Москве, в районе Митино был прецедент, когда в образовательном комплексе всем мамам детей с ОВЗ, выпускников подготовительной группы детского сада, заявили: ищите место в другой школе, коррекционной, у нас для вас ресурсов нет.
Как научить ребенка откликаться на свое имя?
Начиная с 3–4 месяцев кроху необходимо знакомить с его именем. Постарайтесь ему дать понять, что оно обозначает его самого. Сделать это можно следующим образом:
- Показывая ребенку различные предметы, всегда произносите их название, а потом укажите пальчиком на малыша и назовите его имя.
- При обращении к грудничку используйте одну или две производные от его имени. Избегайте такого обращения, как «зайчик», «котик», «солнышко» и прочее — это только введет малыша в замешательство.
- Собираясь подойти к ребенку и взять его на руки, первоначально окликните его по имени, дождитесь реакции.
-
Старайтесь как можно чаще обращаться по имени к крохе.
Так когда ребенок начинает откликаться на свое имя? Иногда происходит так, что малыш игнорирует, когда его зовут. Обычно такое явление появляется после года
В данной ситуации родителям следует обратить внимание на свое поведение: возможно, кроха настолько избалован вниманием со стороны взрослых, что ему просто не обязательно реагировать на свое имя. Можно обратиться к детскому психологу, он поможет грамотно выстроить поведение в семье по отношению к малышу
Вокальные просьбы
Если в то время, когда ваш ребенок ожидает любимый предмет или занятие, ваш ребенок случайно произносит звук «Ба», то немедленно дайте ему предмет или обеспечьте любимое занятие, одновременно произнося его название целиком: «Барни!» Теперь вы работаете над тем, чтобы научить ребенка вокальным просьбам.
Когда ваш ребенок начнет последовательно просить предмет или занятие с помощью звука, вы можете попробовать приблизить его к полному слову (например, «Ба-и» вместо «Ба»). На данном этапе вы можете сказать «Ба-и», затем сделать паузу и посмотреть, повторит ли ребенок просьбу. Дайте предмет или занятие сразу же после того, как ребенок произнесет более близкие к слову звуки. Как только ваш ребенок начет регулярно говорить новое сочетание звуков, переходите к еще более близким словам (например, «Ба-ни», затем «Барни»). Теперь вы учите ребенка просить то, что он хочет, а также подражать вашей речи.
Полезные советы
— Можно усилить процедуру сочетания стимул-стимул, произнося другой звук в то время, когда у ребенка нет желательного предмета или занятия, и после звука доступ к ним не предоставляется. Если вы говорите «Ба», а затем показываете десять секунд мультфильма, то в другое время вы говорите «зо» или любой другой звук и ничего после этого не делаете. Затем вы снова говорите «Ба» и предоставляете Барни. Такой контраст может усилить связь между вашим желательным звуком и желанным предметом или занятием ребенка.
— Помните, что многим детям понадобится длительное время, чтобы научиться произносить некоторые звуки. Произношение ребенка должно быть достаточно точным, чтобы вы и другие члены семьи могли отличать одну просьбу от другой, например, понимать, чем «Ба-и» отличается от «Бабы».
Хотя сочетание стимул-стимул — это простая и эффективная процедура, позволяющая увеличить количество звуков, которые произносит ребенок, формирование вокальных просьб и другой функциональной речи может потребовать специального анализа и процедур, разработанных специалистом в области поведенческого анализа.
Почему ребенок не отзывается на свое имя?
Если этот вопрос начать задавать на различных форумах для мам, то высока вероятность, что вас будут пугать аутизмом. С этим сталкивалась и я. Но на самом деле, если ребенок не отзывается на имя, то это не обязательно аутизм.
Причин может быть несколько.
Одной из причин на форумах, да от других людей можно услышать, что ребенок вас игнорирует. Это может быть и так. Если ребенок иногда не отзывается, и нет каких-то других дополнительных отличий от других детей.
Если вы заметили, что ваш ребенок не смотрит на вас, когда вы ему что-то говорите. Иногда причиной, может быть плохой слух.
Ребенок может не реагировать на обращенную речь, в случае задержки речевого или психоречевого развития.
Задержка речевого развития может включать в себя сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию и другие речевые нарушения.
Сенсорная алалия — это сложности в распознавании речи. Для детей, у которых диагностирована сенсорная алалия, речь воспринимается как иностранный язык. Поэтому ребенок может не воспринимать свое имя, не реагировать на то, что ему говорят, не выполнять просьбы. Также такой ребенок может не смотреть в глаза, не обращать внимания на говорящего человека. Очень схожие получаются признаки с аутизмом.
Вообще, если углубляться в терминологию, то правильнее это называть слуховая агнозия. Но вероятнее всего, в интернете, вы найдете информацию про сенсорную алалию. В интернете и почти все специалисты будут это называть сенсорной алалией.
Еще бывает смешанный вариант сенсо-моторная алалия. Моторная алалия — это проблема экспрессивной речи (говорения). Ребенок не знает как сказать тот или иной звук. Не знает куда нужно язык повернуть и т. п. А смешанный тип, как вы уже поняли это, когда есть и то и другое.
Ребенок с сенсорной алалией может плохо понимать речь в определенных тональностях, скорости речи.
Также ребенок может не отзываться по имени потому, что у него расстройство аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом может не отзываться на имя и по выше перечисленным причинам. При аутизме иногда бывает задержка речевого или психоречевого развития, или умственная отсталость. Также причиной не понимания речи при аутизме может быть сенсорная перегрузка.
Люди, не имеющие диагноза аутизм, умеют фильтровать вокруг информацию. К примеру, вы разговариваете с кем-то в кафе и параллельно играет музыка, за другими столиками разговаривают другие люди
Многие люди в этой ситуации смогут сконцентрировать свое внимание на разговоре со своим собеседником и они не будут обращать внимания на другие звуки. Другие звуки для них будут всего лишь фоном
А люди с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС) не могут фильтровать информацию. На них наваливается все происходящее вокруг разом. Они слышат (чувствуют) все сразу. Из-за этого происходит сенсорная перегрузка.
Прошло темное время, пришло время отдавать
Наша семья прошла через довольно темное время. Столкнуться с диагнозом в любой семье — это значит столкнуться с горем, и только сейчас я могу говорить об этом спокойно. Постепенно приходило осознание, принятие, приспособление, интерпретация и так далее. Но фишка в том, что некогда горевать: маме нужно закатать рукава и нестись на шесть занятий в день вприпрыжку по всем пробкам, находить энергию, чтобы отдавать ее ребенку, и не забывать самой чистить зубы. В моем случае была поддержка мужа, а ведь сплошь и рядом первое, что делают мужья — сбегают. Мама с особенным ребенком, которая замужем, это редкость. Я не буду поднимать вопрос, в чем виноваты женщины. Я бы только хотела сказать, что в семье мы решили, что, несмотря на особенность Евы, мы не будем посвящать себя этой болезни полностью. Мы договорились с мужем, что раз в неделю, что бы ни происходило, оставляем ребенка с няней и идем в кино или ресторан. Иначе не остается сил, чтобы оставшиеся шесть дней заниматься ребенком.
Сейчас Ева ходит в обычный сад, и мы планируем отдать ее в обычную школу. Ей стало лучше, и мне захотелось об этом рассказать. Я прекрасно помню свои чувства, когда оказалось, что Ева, которая три года была для меня долгожданной лапочкой-дочкой, сходит с ума. Звучит ужасно, но это именно так. При этом многие родители настолько избегают столкновения с реальностью, что не произносят даже слово «болезнь». Я не скрываю, конечно, аутизм — болезнь.
Когда началась история с Евой, я не знала, куда идти, и забежала в первую попавшуюся церковь. Я никогда не знала, как молиться, но тут я просто проговорила: «Господи, давай договоримся. Поможешь, я тоже помогу таким детям». Для меня это была сделка, скажу честно. Я говорила с Создателем как с партнером. Сейчас мы с психологом, которая занималась с Евой, делаем консультационный онлайн-проект для родителей особых детей, и, хотя он еще «сырой», но он позволил направить человек пятьдесят в нужное русло.
Записала Айгуль Чуприна
ОбществоМедицина