Речевая алалия у детей

Симптомы алалии у детей в 3-4 года

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Причины сенсорной алалии

Механизмы сенсорной алалии связаны с поражением центров восприятия речи – области Вернике, находящейся в височной доле головного мозга. Причины повреждения:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Инфекции у матери во время беременности.
  3. Травмы плода при падении женщины в положении.
  4. Преждевременные роды либо их задержка, применение наркоза.
  5. Нейроинфекции у родившегося малыша: менингит, энцефалит, ОРВИ с осложнением на головной мозг, травмы головы.
  6. Рахит.

Недоразвитие центра Вернике возникает при осложненных родах – раннем отхождении околоплодных вод, задержке изгнания. Мозг грудного младенца страдает от гипоксии – кислородного голодания. Другие причины – нейроинфекции, приводящие к воспалению нервной ткани, замещению нейронов глиальными клетками.

Черепно-мозговые травмы в раннем детстве также могут негативно повлиять на формирование центра восприятия речи, так как непосредственно несут урон головному мозгу.

Неблагоприятный психологический климат в семье усугубляет проблемы развития

Недостаточное внимание к детям и отсутствие общения с ними дает почву для речевых нарушений

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью

Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы

Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Признаки и симптомы заболевания

Сенсорная алалия развивается, если патологически поражены височные доли или область Вернике. Именно эта корковая зона головного мозга отвечает за регуляцию и способность слышать речевые звуки, за восприятие услышанного и распознавание информативного потока. Так что сенсорную алалию отличает нарушение нормального восприятия речи, которую произносят другие люди, а также полное отсутствие способности понять смысл. Но, как правило, слух у таких детей в полном порядке.

Отличают сенсорную разновидность алалии, по характерным формам патологии именно в речевом аспекте, причем в тяжелой форме. Дети, которые поражены такой болезнью, слышать речь, но понять ее они не в состоянии, а также самостоятельно они не могут воспроизвести какие-либо речевые осмысленные звуки. Дети вполне могут жестикулировать и сочетать звуки, но это лишь бессмысленный набор.

Обычно сенсорные алалалики выделяются тем, что они навязчиво повторяют звуки и слога либо пытаются сделать звуковую замену, также они могут неосознанно повторять чужие для них слова. В отдельных случаях специалисты говорят, что они могут объединять словесные отрезки в целое предложение.

Если у ребенка форма заболевания более легкая, то он в какой-то мере, отчасти и только в рамках определенного контекста, правильно воспринимает речевые сигналы. Порой пациенты могут даже читать по губам. Но тяжелая патология не позволяет ребенку и вовсе воспринимать речь.

У пораженных недугом детей нет способности удерживать внимание, у них абсолютно не устойчивое восприятие слуховое восприятие и движения отличительно хаотичные. Тяжелая патология приводит к тому, что недоразвитая речь резко тормозит процесс запоминания, и психика тоже подвергается нарушениям

Зачастую ребенок остается недоразвитым.

Но так как такое заболевание, как алалия, классифицируется довольно широко, то прежде чем начать лечение, необходимо точно определить, какое именно отклонение присутствует у ребенка.

Сенсорная алалия — одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей

Сенсорная алалия — одно из самых тяжёлых речевых нарушений у детей, зачастую приводящее к детской инвалидности. От раннего начала логопедической работы зависит успешность преодоления этого речевого расстройства. Именно поэтому так важна своевременная диагностика сенсорной алалии.  Причиной сенсорной алалии являются органические поражения головного мозга, в результате которых нарушается работа тех отделов коры, которые отвечают за восприятие речи (верхневисочные отделы).

  Часто повреждение мозга при сенсорной алалии носит двусторонний характер с преобладанием изменений в доминантном по речи полушарии. Однако при сенсорной алалии может быть нарушено функционирование не только височных зон, но и других отделов мозга (ствола мозга, лобных, теменных зон коры), что обнаруживается на электроэнцефалограмме. Такая обширная локализация патологического механизма во многом объясняет стойкую и тяжелую картину нарушения. 

Сенсорная алалия редко встречающееся нарушение, но несомненным фактом является трудность её диагностики, особенно у детей раннего возраста. Некоторые симптомы сенсорной алалии делают её похожей на речевые расстройства, встречающиеся при других вариантах нарушенного развития (аутизм, недоразвитие речи при нарушениях слуха или специфические речевые расстройства у детей с интеллектуальной недостаточностью). Однако есть целый ряд симптомов, которые, складываясь в общую картину, позволяют поставить диагноз сенсорная алалия: 

1. Относительная сохранность биологического слуха (в отличие от тугоухости).  Ребенок слышит звуки окружающего мира – и в этом его отличие от детей с нарушениями слуха. Но эта реакция не отличается стойкостью, что видно по результатам аудиометрии (проверки слуха). Аудиограмма практически соответствует норме. Однако в состоянии утомления ребенок перестает воспринимать звуки той же силы и частоты, что и некоторое время назад. Отмечается вариативность слуховых порогов, зависящая от функционального состояния нейронов височных отделов коры, подверженных быстрому истощению. После сна или длительного периода спокойствия состояние слуховой функции улучшается, а после слуховых нагрузок (например, нахождение в шумном помещении) ухудшается.  В отличие от сенсорной алалии при нарушениях слуха аудиограмма имеет стабильных характер, что говорит о снижении остроты слуха. 

2. Нарушение восприятия, понимания речи.  Чтобы представить, как ребенок с сенсорной алалией воспринимает речь, нужно вспомнить ваши ощущения, когда вы слышите речь на незнакомом иностранном языке. Это звучащий поток, из которого не выделяются слова и фразы. Лишь иногда происходит узнавание знакомого слова без его связи со словесным окружением. 

3. Трудности установления связи между звучащим словом и его значением. В норме овладение словарем происходит довольно быстро. Для запоминания нового слова ребенку достаточно пятикратного предъявления, после чего устанавливается тесная связь между словом и обозначаемым им предметом. При сенсорной алалии ввиду трудностей образования этой связи требуется куда как большее число повторений: 20-30 — для звукоподражаний (“му”, “ав-ав”, “мяу”, “би-би” и др.), 150-200 — для обычных слов. Это происходит по двум основным причинам:  а) изменчивость восприятия звуковой оболочки слова из-за трудностей распознавания звуков (слово не опознается как знакомое, так как каждый раз слышится по-разному);  б) слабость установления условно-рефлекторных связей между звучащим словом и предметом (слово узнается как знакомое в потоке речи, но ребенок не понимает, что оно означает – т.н. феномен “отчуждения смысла слова”). 

4. Эхолалии.  Под эхолалией понимается автоматическое повторение за окружающими слов, фраз, их обрывков. Обычно эхолалия носит неосознанный характер. При этом ребенок, повторяя, может воспроизводить слышимую интонацию.  Сам по себе симптом эхолалии нельзя рассматривать отдельно от вышеперечисленных симптомов, так как он характерен и для таких нарушений, как аутизм, “лобный синдром”. Иногда эхолалии наблюдаются у некоторых детей с нормальным речевым развитием в период активного овладения речью. 

5. Гиперакузия  Для гиперакузии характерна болезненная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих. Шорохи, шум воды, тиканье часов могут вызывать у ребёнка дискомфортные ощущения. Он плачет, закрывает уши руками. Испытывая дискомфорт, ребёнок старается избегать шумных помещений, пытается уединиться. Звуковая дорожка к мультфильмам часто воспринимается им крайне негативно – он криками и плачем дает понять, что не хочет смотреть мультфильм, пытается выключить телевизор или компьютер. 

Симптомы сенсорной алалии

Отсутствие или ограничение речи

Основным симптомом сенсорной алалии является отсутствие или ограничение способности произносить слова и формировать связные фразы. Дети с этим расстройством могут иметь ограниченный словарный запас и испытывать трудности в выражении своих мыслей и идей.

Затруднения в понимании речи

Дети с сенсорной алалией могут испытывать затруднения в понимании речи других людей. Они могут иметь проблемы с распознаванием и интерпретацией звуков, слов и фраз. Это может привести к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими.

Отсутствие или ограничение невербальной коммуникации

Дети с сенсорной алалией могут также испытывать трудности в невербальной коммуникации, такой как жесты, мимика и интонация. Они могут иметь ограниченные навыки в использовании невербальных средств для выражения своих мыслей и эмоций.

Отсутствие игры с речью

Дети с сенсорной алалией могут не проявлять интереса к играм, связанным с речью, таким как повторение слов, пение песен или игра в слова. Они могут не пытаться имитировать звуки и слова, что является одним из ранних признаков задержки в развитии речи.

Отсутствие прогресса в развитии речи

Дети с сенсорной алалией могут не проявлять прогресса в развитии речи со временем. Они могут не улучшать свои навыки произношения и понимания речи, несмотря на обучение и поддержку. Это может быть связано с основной причиной сенсорной алалии, такой как нарушение слуха или другие сенсорные нарушения.

Важно отметить, что симптомы сенсорной алалии могут варьироваться в зависимости от индивидуального случая. Консультация с врачом и проведение диагностики помогут определить конкретные симптомы и их характеристики у каждого пациента

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Симптомы алалии

Рассмотрим основные признаки алалии у детей, характерные для того или иного вида данной речевой патологии. Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • нарушение координации;
  • слабое развитие движения рук;
  • сниженная работоспособность;
  • замена одних слов другими;
  • ошибки в построении предложений;
  • отсутствие желания говорить;
  • обидчивость/замкнутость/агрессивность.

Речь у детей с моторной алалией может проявиться только к 4 годам. Также, стоит отметить, что такому ребенку трудно выражать свои мысли посредством слов. Теперь рассмотрим характерные симптомы сенсорной алалии:

  • трудности в восприятии чужой речи;
  • повторение слов/звуков за кем-то;
  • смешение или замена букв в словах;
  • соединение разных частей слов между собой;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Дети с сенсорной алалией отличаются импульсивностью и повышенной активностью, однако, в то же время, ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен.

Стоит отметить, что в чистом виде сенсорная алалия наблюдается редко. Как правило, чаще встречается смешанная (сенсомоторная) алалия.

Клиническая картина и особенности поведения детей с алалией

Наблюдаются алалии различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове. Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, при том, что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Сенсорная алалия проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена

Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении)

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Виды

Выделяют три вида алалии:

  • Моторную (экспрессивную) – связанную с нарушением артикуляции. Ребёнок нормально воспринимает чужую речь, но сам говорить не может.
  • Сенсорную (импрессивную) – возникающую по причине нарушения восприятия речи. Дети хорошо слышат звуки, но не складывают их в осмысленные речевые единицы и не понимают, что им говорят.
  • Смешанную (сенсомоторную) – наиболее частую форму алалии: речи у ребёнка нет в результате одновременного невосприятия звуков и невозможности их правильного воспроизведения. При этом у одних больше выражена моторная, у других – сенсорная сторона проблемы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: