Содержание
Слайд 1
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Слайд 2
Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.
Слайд 3
Мнение психологов
(Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,
Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин)
Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Слайд 4
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных.
Слайд 5
Цель воспитателя
сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Слайд 6
РППС обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства (группы, участка)
РППС должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых в совместной деятельности;
РППС должна обеспечивать реализацию образовательной программы ДОУ;
Слайд 7
Принципы формирования предметно-пространственной среды, рекомендованные ФГОС:
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии.
2. Принцип активности.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов.
6. Гендерный принцип.
7
Принцип этапности и учёта возрастных особенностей.
Слайд 8
Правила создания предметно-пространственной среды
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Гибкое и вариативное использование пространства.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Учет ведущей роли игровой деятельности.
Изменение в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Слайд 9
Правильная организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает наличие:
Игровых зон
Зон уединения
Развивающих игр
Дидактического и демонстрационного материала
Атрибутов для творческой деятельности
Уголка природы
Спортивного инвентаря и оборудования и т.д.
Слайд 10
Развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в неё субъекта.
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Компоненты коррекционно-развивающей среды
Среда, в которой предполагается развитие ребенка с ОВЗ, нарушением зрительного восприятия и визуальной ориентации, формируется таким образом, чтобы создать условия для игровой деятельности, художественного творчества и физического развития ребенка. Это требует наполнения среды следующими компонентами:
- Компоненты, направленные на развитие цветовосприятия детей. Они включают в себя разнообразные цветные коврики, цветные шарики, бусы, клубки ниток, цветные ленты, флажки разных цветов и др. объекты, которые применяются в дидактических играх, направленных на формирование навыков цветового восприятия.
- Строительный материал. Сюда входят разнообразные компоненты для реализации конструкторской деятельности. Кто могут быть кубики, пластмассовые кирпичи, настольные призмы и др.
- Куклы и игрушки в виде животных, растений. Такие игрушки позволяют подбирать им одежду, обувь, выполнять разнообразные манипуляции, осваивая основы жизнедеятельности, формируя бытовые навыки.
- Мозаика и сортеры. Такие игры направлены на общее развитие ребенка, развитие моторных функций и формирование навыков восприятия.
Рисунок 1. Компоненты коррекционно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Объекты для проведения практических занятий: групповые помещения, музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.
В групповые помещения входят:
- раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды),
- групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи),
- спальня,
- буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды),
- туалетная (совмещенная с умывальной).
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие маты. Детский сад укомплектован опытными педагогическими работниками (воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
Групповые помещения оборудованы в соответствии с требованиями СанПиН и оснащены материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья. Оборудование групповых помещений позволяет организовать общение и совместную деятельность детей и взрослых.
Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДОО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей
Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей
Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
— закономерности психического развития;
— показатели здоровья дошкольников;
— психолого-физиологические особенности;
— уровень общего развития;
— коммуникативные особенности и речевое развитие;
— эмоциональное благополучие.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
-
Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
-
Принцип природособразности воспитания — соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
-
Принцип психологической комфортности — создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
-
Принцип взаимодействия — установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
-
Принцип доверительного сотрудничества — отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
-
Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
-
Принцип здоровьесберегающий — забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.