Основные процессы памяти и закономерности их протекания

Процессы и механизмы памяти в психологии

Долговременная память

Передаче воспоминаний из кратковременной в долговременную память сопутствует переходная, или нейрохимическая память.

Промежуточная память

Промежуточная память характеризуется выработкой дополнительных медиаторов — нейропептидов. Эти вещества играют важнейшую роль в усилении синапса и в формировании долгосрочных воспоминаний.

Долгосрочная память

Итак, за долговременную, или нейроструктурную, память, то есть за формирование устойчивых воспоминаний, отвечает долгосрочная синаптическая пластичность. Она принципиально отличается от кратковременной тем, что при формировании долговременной памяти изменяется структура нейронов. Все эти структурные изменения связаны с определенной информацией, которая теперь хранится в памяти. И чем чаще мы повторяем заученное, чем чаще активизируются связи, тем они становятся сильнее и тем больше изменений происходит в структуре нейронов.

Формирование и развитие памяти.

По мере социализации
индивида процесс развития памяти идет по нескольким
направлениям: 1) механическая
память постепенно дополняется и замещается
логической; 2) непосредственное запоминание
со временем превращается в опосредствованное,
связанное с активным и осознанным использованием
для запоминания и воспроизведения различных
мнемотехнических приемов и средств; 3)
непроизвольное запоминание, доминирующее
в детстве, у взрослого человека превращается
в произвольное. В развитии памяти в целом
можно выделить две генетические линии:
ее совершенствование у всех без исключения
цивилизованных людей по мере общественного
прогресса и ее постепенное улучшение
у отдельно взятого индивида в процессе
его социализации, приобщения к материальным
и культурным достижениям человечества.

      П.П.Блонский высказал
и развил мысль о том, что различные виды
памяти, представленные у взрослого человека,
являются также разными ступенями ее исторического
развития, и их, соответственно, можно
считать филогенетическими ступенями
совершенствования памяти (двигательная,
аффективная, образная, логическая — виды
памяти, последовательно появляющиеся
один за другим).  

   Позже других складывается и начинает
работать логическая память, или, как ее иногда называют П.П.Блонский,
«память-рассказ». Она имеется уже
у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно
элементарных формах, но достигает нормального
уровня развития лишь в подростковом и
юношеском возрасте. Начало образной памяти связывается
со вторым годом жизни, и считается, что
этот вид памяти достигает своей высшей
точки только к юношескому возрасту. Ранее
других, около 6 месяцев от роду, начинает
проявлять себя аффективная
память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память.
В генетическом плане она предшествует
всем остальным.

       Л. С.Выготский считал,
что совершенствование памяти человека
в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения
связей мнемической функции с другими
психическими процессами и состояниями
человека. Исторически развиваясь, обогащая свою
материальную и духовную культуру, человек
вырабатывал все более совершенные средства
запоминания, наиболее важным из которых
является письмо..

    Память по мере своего развития
все более сближалась с мышлением. «Анализ
показывает, — писал Л.С.Выготский, — что
мышление ребенка во многом определяется
его памятью… Мыслить для ребенка раннего
возраста — значит вспоминать… Решающие
события в жизни человека, изменяющие
отношения между памятью и другими его
психологическими процессами, происходят
ближе к юношескому возрасту, причем по
своему содержанию эти изменения порой
противоположны тем, которые существовали
между памятью и психическими процессами
в ранние годы. Например, отношение «мыслить
— значит припоминать» с возрастом
у ребенка заменяется на отношение,и согласно
которому само запоминание сводится к
мышлению: «запомнить или вспомнить
— значит понять, осмыслить, сообразить».

  В формировании внутренних средств
запоминания центральная роль принадлежит
речи.. Начиная со школьного возраста идет
процесс одновременного развития непосредственного
и опосредствованного запоминания, а затем
и более быстрого совершенствования

Память в разных научных дисциплинах

До сих пор не существует единой теории памяти. Её активно изучают в разных областях науки – психологии, биологии, физиологии, медицине, педагогике, технике. И в каждой из них её трактовка и объяснение отличается.

Так, в биологии и анатомии, память – это сложный физиологический процесс, связанный с приобретением человеком индивидуального жизненного опыта . Биологи изучают анатомические и возрастные особенности памяти, различные расстройства памяти (амнезия, влияние алкоголя, наркотиков и т.п.) и способы ее улучшения (витамины, лекарства).

В психологии, память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации . Эта область считается самой древней, которая изучает память. Наиболее популярными направлениями считаются ассоциативная психология и гештальт-психология. Психологи активно исследуют психологические факторы, влияющие на память (беспокойство, стресс, депрессия и т.п.), а также ищут способы лучшего запоминания информации (мнемотехники) в разном возрасте.

В медицине, память — это общебиологическое свойство фиксации, хранения и извлечения информации, являющееся одной из высших функций мозга . Основной упор исследований в этой области делается на различные травмы и болезни, приводящие к нарушению работы памяти (сотрясение мозга, болезнь Альцгеймера…), и поиску способов их лечения, как медикаментозные, так и хирургические.

В педагогике, память – это запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта . Педагоги ищут наиболее эффективные методы для обучения человека начиная с 1 года, когда у ребенка начинает развиваться речь. Также в этой области производятся исследования влияния возрастных изменений на процесс обучения и определение наилучших методов для каждой возрастной категории.

В истории – это набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов и легенд . М. Хальбвакс понимает память не как сумму воспоминаний отдельных людей, а как некое коллективное, культурное произведение, развивающееся под влиянием семьи, религии и социальной группы через языковые структуры, повседневные жизненные практики и общественные институты. В аналогичной интерпретации можно понимать концепцию К. Юнга о коллективном бессознательном, как памяти группы людей обусловленной общей для них культурой и бытом.

В технических науках, кибернетике и информатике, память – это физическое устройство хранения информации, зависящее или нет от наличия электроэнергии, позволяющее записывать и читать информацию . Главная задача в данной области – это увеличение объема физических носителей и увеличение скорости операций записи и чтения.

Наиболее углубленные исследования проводятся в нейрофизиологии, к которым подключилась биохимия. Рассмотрим подробнее понятие памяти и результаты исследований в этих областях.

Методы успешного запоминания

Если информация представляет сложность для запоминания, плохо организована, существует ограничение по времени, то на помощь человеку могут прийти специальные приемы успешного и быстрого запоминания

Основой эффективного запоминания является желание, осознание, установка связей, хорошее внимание, яркость впечатлений

Для запоминания информации, нужно хотеть ее запомнить. Этому помогает наличие четкого и осознанного намерения, постановка задачи запомнить. Осознание представляет собой то, для чего пригождается информация, как и когда человек будет ее использовать.

Для запоминания информации необходима установка связи с уже имеющимися у человека знаниями и опытом. Каждая новая единица информации должна быть обязательно с чем-то связана. Если нет никакой связи, то отыскать информацию в памяти уже сложнее. Чем больше будет обнаружено связей между мыслями или фактами, тем более высокой будет вероятность воспоминания одной информации с помощью другой.

Яркие впечатления помогают быстрее запомнить нужную информацию. Для эффективного и успешного запоминания необходимо сделать так, чтобы информация выглядела как можно ярче и представлялась легко в качестве образа.

Успешному запоминанию способствует внимание. В психологии предусмотрено несколько техник для развития и укрепления памяти

Самая эффективная техника, по мнению большинства ученых-психологов, представлена мнемоникой или мнемонической техникой.

Определение 2

Мнемотехника — это система приемов и способов, существенно облегчающих запоминание информации и увеличивающих объем памяти. Для этого в мнемотехнике предусмотрено использование ассоциативных связей.

Роль и значение мнемотехнических средств в совершенствовании памяти и в улучшении запоминания, по мнению А. Н. Леонтьева, заключается в том, что непосредственное запоминание должно стать опосредственным.

Среди методов успешного запоминания и улучшения работы памяти также выделяют метод пиктограмм, методику кроссворда, метод карточек, метод прорисовки, метод этикеток, звуковые ассоциации, метод запоминания Симона (метод крючков).

Сенсорное хранилище

Одно из первых хранилищ, в которое попадает информация, называется сенсорным хранилищем. Туда поступает информация, собранная со всех органов чувств, но, как правило, в основном, это информация, собранная посредством зрения и слуха. Скорее всего, сенсорное хранилище можно представить в виде различных небольших хранилищ, например, зрительное хранилище (иконическое), слуховое хранилище (эхоическое).

Человек может разместить в сенсорном хранилище большое количество зрительной информации, и она короткое время остается там, в необработанном виде. При этом некоторая часть этой информации передается в кратковременную память, она отбирается с помощью избирательного внимания (сосредотачиваясь на существенной информации и отбрасывая несущественную).

«Кодирование» стимулов

Сложный по составу стимул передается в память, при сосредоточивании человека на ряде имеющихся у него аспектов. Происходит как бы «кодирование», поскольку переданный стимул сохраняется в памяти не в том виде, котором был воспринят, он «кодируется» или преобразуется в определенную последовательность характеристик стимула.

При кодировании сложного стимула есть возможность сосредоточиться на его внешних характеристиках, таких, как цвет, форма, размер, вид, расстоянии до него, его названии, и т.п.

Обычно считают, что эхоическое хранение более долговременно, чем иконическое. Каждому из нас знаком такой феномен, который иногда вызывает досаду у человека, задающего вопрос: вопрос задан, а человек переспрашивает, причем, иногда, не дождавшись повторного вопроса, уже отвечает, на поставленный вопрос.

Спрашивающий недоумевает и говорит, но ты же слышал, зачем переспрашиваешь. А дело в том, что отвечающий человек, иногда не сразу воспринимает вопрос, находясь в своих мыслях, либо, что-то делая в этот момент, и автоматически переспросив собеседника, он как бы возвращается назад, понимает вопрос и отвечает на него.

Считается, что в следующее, т.е

кратковременное хранилище, информация поступает, в случае, если ей было уделено определенное внимание. Но, мне кажется, что туда может поступать случайным образом любая информация

Отчего же, иной раз, у человека могут «всплывать» какие-то обрывки информации, какая-то ни с чем не связанная информация, которой, скорее всего, никогда не уделялось внимания. Конечно, преимущественно хранится нужная информация, если ее удалось сохранить.

Как нейроны образуют связи

Нейроны — клетки мозга, связанные между собой синапсами. Именно они формируют наши воспоминания.

При возникновении реакции — например, когда мы слышим звук или чувствуем запах, или учим стихотворение — происходит передача информации от одной нервной клетки другой. 

Передающая клетка называется , принимающая — постсинаптической. При этом каждая клетка может быть в разных ситуациях как передающей, так и принимающей, ведь для этого у нейронов есть специальные инструменты. У каждого нейрона есть по одному отростку, который называется аксон. Это — исходящий канал, по которому клетка передает информацию другими клетками. Кроме того, у нейронов есть несколько отростков дендритов, или входящих каналов, при помощи которых нейрон может принимать информацию от других клеток. 

Источник estestvoznanye.ru

Клетки общаются при помощи электрического импульса и химической реакции.  Если точнее, то внутри нейрона информация передается в форме электрического импульса, а между нейронами, в синапсах — уже в химической форме в виде так называемых нейромедиаторов. 

Почему воспоминания меняются?

Теперь, когда мы разобрались с природой воспоминаний, становится понятнее, что память — это не фильм, «записанный» на диск и спрятанный в каком-то отделе мозга. Это очень сложный и динамичный процесс. 

Представьте, что вы вспоминаете какое-то событие из детства. Например, ваш первый поход с мамой в зоопарк. Вы помните, что воспоминание было радостным, счастливым, но сейчас оно не вызывает у вас тех же эмоций. Более того, вы знаете, что животные раньше жили в маленьких клетках и жизнь их была невыносимой. У вас есть новая информация, которая влияет на прошлый опыт и заставляет вас по-новому воспринимать те давние события. 

Источник ideaagency.ru

Дело в том, что одно и тоже воспоминание воспроизводит каждый раз немного другой человек. Согласитесь, что есть разница между человеком в детстве и человеком во взрослом состоянии. У него меняются ценности, задачи, приоритеты. Он по-иному думает и о другом мечтает. Поэтому, воспроизводя воспоминание, человек проживает его заново с учетом своего нынешнего опыта.

Понятие о памяти

То, что воспринимается человеком не исчезает бесследно: в коре больших полушарии мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность повторного возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. И. М. Сеченов пишет: «Благодаря сохранению в мозгу следов от повторяющихся воздействий, при незначительном толчке может возникнуть первичное возбуждение». Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные

. К простым относят три вида ассоциаций:по смежности, по сходству и по контрасту .Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, если нужно запомнить какое – то сложное название города и т.д. мы находим хорошо знакомое слово, сходное по звучанию и позже вспомнив его мы вспомним и название города, таким образом, устанавливается ассоциация по сходству, обеспечивающая запоминание.Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов. 7 стр., 3191 слов

Классификация явлений памяти

… ассоциаций: · ассоциация по смежности – элементарный вид связи без существенной переработки информации; · ассоциация по контрасту – связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления; · ассоциация по сходству … сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физической основой памяти являются следы …

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации—ассоциации по смыслу

; в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи. Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Процессы памяти

Запоминание

Запоминание – это определенный процесс запечатления и сохранения информации. Основная характеристика этого процесса представлена на рисунке 1.

Выделяют 2 вида запоминания:

  • непроизвольное (без использования волевых усилий; подкрепляется эмоциональным компонентом);
  • произвольное (запоминание с учетом поставленной цели; включение волевого компонента).

Одной из характеристик запоминания является степень осмысления материала, который подвергнут запоминанию. Выделяют 2 таких степени:

  • осмысленное запоминание;
  • механическое запоминание (процесс запоминания здесь идет без опоры на логическую и каузальную структуру материала).

Приемы осмысленного запоминания:

  • выделение структурных частей в материале;
  • использование ассоциаций;
  • построение плана запоминания.

Одним из методов запоминания является метод повторения. Рассмотрим несколько его закономерностей.

  1. Неравномерность заучивания
  2. Заучивание идет скачками
  3. Первые повторения эффективнее последних
  4. Повторения используются также и при закреплении материала.

Рисунок 1. Запоминание

Сохранение, воспроизведение, узнавание

Сохранение какого-либо материала может быть:

  1. Динамическим (проявляется в оперативной памяти)
  2. Статическим (проявляется в долговременной памяти).

Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, который был воспринят ранее.

Виды воспроизведения:

  • непроизвольное;
  • произвольное.

Узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Забывание

Забывание проявляется в невозможности восстановления ранее полученной информации.

Выделяют две формы забывания:

  • невозможность припомнить или узнать;
  • неверное припоминание или узнавание.

Как правило, забывание не может быть абсолютно полным, оно всегда присутствует в некоторых степенях. Так, выделяются специфические уровни памяти:

  • воспроизводящая память;
  • опознающая память;
  • облегчающая память.

Известно, что наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала.

Рисунок 2. Кривая забывания» Эббингауза

Воспроизведение

Непроизвольное воспроизведение — ненамеренное, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражи­телях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припо­минанию основных мыслей и т. д.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 202-206.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Упражнения для развития

Существует ряд упражнений, которые способны развивать конкретные участки мозга, для запоминания необходимых данных:

Каскад слов. Целью упражнения является развить объём для хранения материала. Упражнение заключается в том, что взрослый читает слова, каждый раз увеличивая список на одно слово, а ребёнок повторяет их вслух.
Фотоаппарат детектива. Суть упражнения в том, что ребёнок якобы фотографирует определённую картину вокруг себя в течение отведённого времени, затем отворачивается и перечисляет предметы, которые он смог запомнить.
Магазин. На полочках расставляются различные предметы. Ребёнку даётся определённое время, чтобы запомнить их расположение. Затем он подходит к «кассиру» и отвечает на вопросы где, что и в какой последовательности лежало

В этой игре важно менять роли детей.
Повтори за мной. Взрослый рисует какой-либо узор или фигуру, затем ребёнок в течение минуты должен у себя в блокноте повторить данный рисунок

Можно рисунок заменить фигурой из кубиков.
Разведчик. В данной игре принимают участие несколько детей. Выбирают одного разведчика, а другие передвигаются по комнате, и по команде замирают в придуманной позе. Разведчик должен запомнить расположение и позы, заем выйти из комнаты. Ребята немного изменят своё положение. Разведчик должен зайти и найти все изменения.
Рисунок пальцами. В то время пока взрослый проговаривает 10 слов, ребёнок запоминает их и записывает их пальцем на столе. Затем проговаривает те слова, которые удалось запомнить.
Двигайся и запоминай. Детям предлагается запомнить определённый список слов с помощью жестов, звуков, движений, поз. В течение 5 минут ребёнок называет слова, которые запомнил. Загадывать можно абсолютно разные по смыслу и содержанию слова. Такое упражнение следует начинать с 6-8 слов.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Свойства памяти 420 руб.
  • Реферат Свойства памяти 220 руб.
  • Контрольная работа Свойства памяти 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

ЗАПОМИНАНИЕ

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминания, произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание, а затем и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Мнемическая деятельность представляет собой специфически человеческий феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется запоминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз прочитывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком. Если же материал, например стихотворный текст, велик по объему, то он делится на строфы, логически законченные части, и заучивание происходит таким образом: сначала текст прочитывается один-два раза от начала до конца, выясняется его общий смысл, затем заучивается каждая часть, после чего материал снова читается целиком.

Таким образом, для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мне-мические приемы.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Список литературы

1. Каменская М.А, Каменский А.А. Основы нейробиологии. — М.: Дрофа, 2014. — 365 с.

2. Покровский В.М., Коротько Г.Ф.  Физиология человека. Серия: Учебная литература для студентов медицинских вузов – М.: Медицина, 2007. — 656 с.

3. Баданина Л.П. Основы общей психологии: Учебное пособие. – М.: Флинт, 2012. – 221 с.

4. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. — 348 с.

5. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Учебник — М.: Просвещение, 2010. — 255 с.

6. Дуткевич Т.В. Детская психология. Учебное пособие – Киев: Центр учебной литературы, 2012. – 424 с.

7. Анохин К.В. Как в мозгу «укладывается» память // «Эксперт». — №22, 11.06.2001.

8. Беритов И.С. Структура и функции коры большого мозга – М.: Наука, 1969. – 536 с.

9. Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т. 1. С. 145—187.

10. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996. — 496 с.

11. Кушниренко А.Г. Информатика. 7-9 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений – М.: Дрофа, 2002. – 336 с.

С уважением и верой в вашу
успешную самореализацию,Сергей Марченко

Факторы, определяющие эффективность

Прочность усвоения материала зависит от влияющих на результативность запоминания трех факторов: внимания, повторения и ассоциации. Для успешного запечатления и качественного удержания в памяти большого объема информации необходимо соблюдать следующие общие условия:

эффективному запоминанию различных событий и фактов способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, полноценное питание и здоровый сон;
считается, что лучшее время суток для усвоения различных знаний – это утренние и дневные часы; продуктивность процесса начинается с 10–11 утра;
немаловажным фактором является отсутствие стрессов и отрицательных эмоций;
материал запоминается быстро и прочно, если человек сам стремится к этому;
информацию следует разделить на фрагменты, выделить в них смысловые единицы, выявить логическую взаимосвязь частей; важное место занимает семантическая и пространственная группировка сведений;
решающее значение имеют позитивный эмоциональный фон и яркость запоминаемых сведений; всегда можно придать обычному событию экспрессии и насыщенности; неординарные и удивительные впечатления надолго остаются в памяти человека;
легко фиксируется информация, которая интересует индивида;
немаловажным фактором является осознание значимости и понимание смысла осваиваемого материала;
коэффициент запоминания зависит также от многократности разумно организованного систематического повторения.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что память – это один из главнейших компонентов личности, определяющий ее индивидуальность и уникальность.

Без памяти не существовало бы других высших функций: мышления, речи, воображения, для которых она является базовым носителем, хранящим используемый ими материал (информацию, знания, опыт).

Лично я считаю, что ученым нужно максимально сконцентрироваться на исследовании памяти и построить завершенную, доказанную, наглядную теорию всех механизмов её работы. А также нужно разработать технологии для управления всеми процессами памяти.

Это позволит перейти человечеству на новый уровень развития, ведь тогда человек сможет существенно развить свой интеллектуальный потенциал мозга, который сейчас используется относительно мало. И тогда каждый человек стал бы более успешен, быстрее достигал личных целей и приносил больше пользы другим людям и нашему миру, что, на мой взгляд является смыслом жизни, тем, ради чего мы и появились.

Вывод

Выполняя периодически эти лёгкие упражнения и игры, ребёнок наполнится позитивными эмоциями, и разовьёт свою память.

Читайте далее:

Ассоциативная память и методы её развития

Двигательная память: 8 развивающих упражнений

Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения

Образная память и ее развитие, 13 упражнений

Как улучшить кратковременную память, 6 сильных упражнений

всепрощесложнее

  • https://psy.wikireading.ru/30223
  • https://methodological_terms.academic.ru/1870/смысловая_память
  • https://vplate.ru/myshlenie/zapominanie-chto-eto-takoe-i-kakovy-faktory-opredelyayushchie-effektivnost/
  • https://trainmindpower.com/mehanicheskaya-i-smyslovaya/
  • https://vocabulary.ru/termin/zapominanie.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: