Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема

Ребенок плохо учится в школе – что делать

Содержание

  • Слайд 1

    Выполнила Самарина Светлана Юрьевна
    Воспитатель 1 категории

  • Слайд 2

    В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века.
    В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей.

  • Слайд 3

    1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения
    2.Представить основные понятия — зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.
    3.Показать преимущества развивающего обучения

  • Слайд 4

    Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели
    Выделить принципиальные особенности обучения и развития
    Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского
    Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

  • Слайд 5

    Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей.
    Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

  • Слайд 6

    Традиционная модель.
    Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.
    Педоцентрическая модель.
    Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.
    . Современная модель

  • Слайд 7

    1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению.
    2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.
    3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения.
    4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
    5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности.
    6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
    7. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

  • Слайд 8

    1.Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам;
    2.Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам.
    Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.

  • Слайд 9

    Согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий.

  • Слайд 10

    Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

    Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).

  • Слайд 11

    Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

  • Слайд 12

    Заключение

    Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития).
    Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.

Посмотреть все слайды

Доминантный принцип деятельности коры головного мозга

А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал доминантную Деятельность центров коры головного мозга. Доминантой он назвал сильный очаг возбуждения в одном из нервных центров, к которому идут возбуждения из других нервных центров. В результате при одновременном воздействии разных раздражителей появляется один, наиболее сильный, т. е. доминантный очаг возбуждения. Доминанта может быть различной в зависимости от расположения наиболее сильного очага возбуждения в коре головного мозга.

Известно, что при прикосновении груди матери к губам ребенка он открывает рот, производит сосательные движения и выделяет слюну. Эти рефлексы являются безусловными, врожденными и не требуют индивидуального опыта, обучения для своего формирования. В данном случае в коре головного мозга ребенка в связи с кормлением возникает сильный очаг возбуждения. Одновременно на ребенка может воздействовать и другой раздражитель в виде похлопывания или поглаживания кожи. Этот дополнительный раздражитель, не связанный с кормлением, казалось бы, должен отвлечь ребенка от сосания и ослабить пищевой рефлекс, а потому ослабить и его очаг возбуждения в коре головного мозга. Однако процессы в коре головного мозга протекают иначе. Раздражитель в виде похлопывания не только не ослабляет, а, напротив, еще более усиливает очаг возбуждения, связанный с кормлением. В результате младенец начинает сосать активнее. Объясняется это тем, что в коре головного мозга очаг возбуждения, связанный с безусловным пищевым рефлексом, оказывается настолько сильным, что как бы притягивает к себе импульсы других раздражителей (похлопывание, поглаживание) и за их счет усиливает собственный очаг возбуждения. Такой процесс в коре головного мозга обозначается как пищевая доминанта. Нередко матери пользуются таким приемом — слегка теребят щеки ребенка, активизируя этим сосание.

Вестибулярная доминанта связана с полукружными каналами (органы равновесия, расположенные во внутреннем ухе). Если плачущего ребенка покачивать или быстро изменить положение его тела, то он перестает плакать. Возбуждение, возникшее в коре головного мозга в связи с изменением положения тела или покачиванием, оказалось сильнее, чем возбуждение, вызвавшее плач ребенка.

Для успокоения ребенка пользоваться подобным способом не следует — необходимо выяснить причину, вызвавшую беспокойство, и устранить ее.

Слуховая доминанта появляется на 2-й неделе и заключается в том, что при возникновении необычного звука ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь.

Зрительная доминанта появляется на 3-5-й неделе. При появлении в поле зрения какого-нибудь яркого предмета ребенок перестает двигаться и устремляет взгляд на этот предмет.

Доминантный принцип деятельности коры головного мозга,- его еще называют принципом сосредоточения,- имеет большое значение, так как в дальнейшем выработка условных рефлексов, без которых жизнь невозможна, происходит на основе этих и других безусловных рефлексов.

Объективность оценки школьных успехов

Анализируя успеваемость ребенка, важно объективно подойти к этому вопросу. А действительно ли он так плохо учится, как вам кажется? Одно дело, когда ребенок явно не справляется с программой и раз за разом получает плохие оценки

Но очень часто родители считают признаком неуспешности и удовлетворительные оценки, и вообще все, что не тянет на «отлично». Необходимо разделять объективную неуспеваемость и недостаточный успех с точки зрения родительских критериев.

Во втором случае сильное психологическое давление на ребенка может еще сильнее усугубить ситуацию. Типичный случай: опасаясь принести «четверку» или «тройку», ученик начинает прогуливать, хитрить, старается получить «пятерку» самым простым способом, тратит свою энергию неконструктивно, а в итоге успеваемость падает. Еще чаще давление на «недоотличника» приводит к хронической усталости и перманентному стрессу, что тоже негативно влияет на его успешность. Нередко у ребенка формируется сильный страх перед контрольными, предстоящими экзаменами – а неврозы ну никак не способствуют хорошей концентрации на испытаниях.

В борьбе за хорошие оценки нужно помогать, а не давить. Если ребенок нацелен на учебу, мотивирован, но демонстрирует недостаточные, по мнению родителей, успехи, стоит подумать над тем, не слишком ли высокую планку вы ему задаете. Также причину стоит поискать в физическом и психологическом состоянии школьника: возможно, он просто уже зверски вымотан.

Также высока вероятность, что предметы, по которым ребенок успевает не столь хорошо, как по другим, просто не соответствуют его склонностям. В этом случае вполне достаточно средней успеваемости по нелюбимым предметам, ведь гораздо важнее направить энергию на те области, где ученик достигнет максимальной результативности.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь); в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Ребенок плохо учится, что делать родителям?

К великому сожалению, в условия современного образования, любая плохая оценка воспринимается глобальной неудачей

Чтобы ребенок совершал успехи в учебе, важно, чтобы родители прежде всего поняли и смогли донести до ребенка, что полученные двойки и тройки – это оценка понимания всего одной темы. Разобравшись с трудностями можно получить более приятную, высокую отметку

Ни в коем случае нельзя употреблять в отношении ребенка такие оценочные слова, как «неумеха», «лентяй» и прочее. Все это лишь усугубит ситуацию. Следует создать максимально комфортную, располагающую к обучению ситуацию.

Зачастую, неуспевающие в учебе дети начинают отвлекаться на уроках и даже полностью прогуливать занятия.

Помочь контролировать процесс обучения в школе может приложение родительского контроля UniSafe Kids. С его помощью родитель может в удаленном режиме контролировать вовлеченность своего чада в учебный процесс.

Возможности приложения UniSafe Kids

Использование UniSafe Kids откроет перед родителями такие возможности, как:

  • контроль местонахождения ребенка в режиме «онлайн»;

  • блокировка устройства;

  • ограничение времени использования приложений или гаджета в целом;

  • получение статистики использования приложений;

  • запрос снимка экрана устройства;

  • возможность отправки уведомлений на смартфон с возможностью их воспроизведения.

Кроме того, через личный кабинет, зарегистрированный на официальном сайте приложения, каждый родитель сможет не просто наблюдать, а еще и контролировать содержимое телефона, в частности, прочтение SMS-сообщений и просмотр журнала звонков.

Преимущества использования приложения родительского контроля UniSafe Kids

Использование приложения родительского контроля дает возможность не только контролировать успехи в учебе, но еще и повышает социальную безопасность ребенка.

Родители, использующие приложение родительского контроля, гарантированно получают такие преимущества, как:

  • мониторинг местонахождения ребенка, своевременное уведомление о прогулах;

  • ограничение возможности игр в смартфон в урочное время;

  • помощь в организации режима дня, планировании свободного времени перед сном.

Важно отметить, что приложение устроено таким образом, что его практически невозможно заметить на смартфоне, что позволяет сохранить доверительные отношения с ребенком и никак не отражается на расходе заряда аккумулятора телефона

Советы родителям: как помочь ребенку, который плохо учится в школе?

Хотите помочь своему ребенку достигнуть успехов в учебе? Делимся советами, которые помогут каждому родителю, чей ребенок плохо учится в школе:

Создайте максимально комфортные условия для постижения нового

Организуйте для ребенка собственное рабочее место, по возможности, устранив все отвлекающие факторы.
Уделите особое внимание развитию способностей ребенка, в частности, математические и творческие.
Постоянно работайте над расширением кругозора ребенка, это будет способствовать формированию желания постоянно узнавать что-то новое.
Заинтересуйте ребенка, ведь лучше всего усваиваются именно те знания, которые по-настоящему интересны.
Совершенствуйте самостоятельность ребенка, отказавшись от сравнения с другими детьми.
Моделируйте и создавайте ситуации такого рода, чтобы ребенок чувствовал свой успех.. Если ребенок не успевает в школе – это вовсе не повод портить с ним отношения

Помогите ему справиться с непростым периодом и заручитесь его доверием на долгие годы!

Если ребенок не успевает в школе – это вовсе не повод портить с ним отношения. Помогите ему справиться с непростым периодом и заручитесь его доверием на долгие годы!

Читайте еще больше статей в нашем блоге.

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.

Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу», «ле», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу», «ле», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

Умение объяснить выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу» и «ле», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

Фото из личного архива автора.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Рекомендации родителям при хронической неуспеваемости у ребенка

Причины неуспеваемости в школе не всегда в том, что ребенок «ленивый» или «безответственный»

Чтобы повысить оценки, важно определить эти причины и устранить

  • Создайте условия для обучения.
  • Приучите школьника соблюдать режим дня.
  • Помогите поставить цели и задачи.
  • Демонстрируйте личный пример.
  • Мотивируйте ребенка.
  • Поддерживайте подростка эмоционально.
  • Не сравнивайте с окружающими.
  • Следите за психологическим состоянием подростка.
  • Отмечайте успехи и достижения.
  • Если нужно — помогайте, но не выполняйте всю работу за школьника.

Чтобы не пускать проблему с домашками и контрольными на самотек, заручитесь поддержкой профессионала. Личный наставник поможет подростку поверить себя и без стресса пройти путь до окончания школы.

Составляющие когнитивной сферы

Когнитивная сфера личности включает несколько центральных категорий психики:

ощущение,
восприятие,
внимание,
память,
мышление,
волю.

Восприятие представляет собой познавательный психический процесс, формирующий субъективную картину мира с помощью отражения предметов и явлений в ходе непосредственного воздействия на органы чувств человека. В период младшего школьного возраста эта категория обладает осознанным характером и, в случае совершенствования такого аспекта психики, как наблюдения, этот психический процесс может стать управляемым и целенаправленным.

В рамках разных условий учебной деятельности формирование и развитие восприятия исследовал Л.В. Знаков. В ходе эксперимента, дети, обучение которых специально направлялось на развитие восприятия и наблюдения, чаще выделяли форму и величину предмета

Наряду с этим дети из обычных классов в 2 раза чаще обращали внимание непосредственно на цвет предмета. В результате данного эксперимента можно было наблюдать рост интереса к учебной деятельности, наблюдению и восприятию

Ощущение является непосредственным чувственным отражением отдельных качеств и свойств воспринимаемого объекта, который представляет собой основу восприятия. Это обусловлено тем, что человек воспринимает информацию об окружающей действительности с помощью органов чувств. Несмотря на то, что система анализаторов в младшем школьном возрасте продолжает свое развитие, отмечается ее достаточная сформированность к этому периоду. В большей мере у младших школьников развиты слуховые и зрительные ощущения.

Доминирующий познавательный процесс представлен вниманием, поскольку целенаправленная психическая деятельность людей невозможна без сосредоточения и направленности. Это может быть обеспечено через данный когнитивный процесс

Внимание является сосредоточенностью деятельности субъекта в некоторый временной промежуток на каком-либо реальном объекте, предмете, событии, образе. В качестве аспектов этой категории, как правило, выделяют быструю переключаемость и отвлекаемость

Для младшего школьного возраста следует отметить устойчивость как свойство внимания. В начале этого периода она развита слабо, что объясняется возрастными особенностями торможения. Тем не менее, она значительно растет при активном взаимодействии ребенка и воспринимаемого объекта.

С.М. Горбач в своих исследованиях показывает, что младшие школьники 6-7 лет способны сохранять высокую степень устойчивости внимания, одновременно воспринимая 2-3 объекта (в экспериментах это были картинки). Если число объектов увеличить, то устойчивость внимания снижается, как и его качество в целом (наблюдается большее количество ошибок). Для заострения достаточного количества внимания на большем числе объектов нужно повторное восприятие картинки.

Память исследователи рассматривают в качестве процесса организации и сохранения прошлого опыта, позволяющего повторно использовать его в деятельности. Она определяет такие процессы, как обучение и развитие. Через преобразование мнемической функции памяти, обусловленное высокими требованиями к эффективности памяти, развивается данный когнитивный процесс. В этом же возрасте начинает развиваться логическая память, в основе которой лежи использование средств запоминания и мыслительного процесса.

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Как помочь:

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

3 Не подавлять самостоятельность подростка в принятии решений относительно школы. В этом возрасте нормально не выполнять часть домашнего задания (где-то учитель не проверяет, что-то можно списать, а может и «пронесет»), но это не должно влиять на успеваемость

Обращайте внимание подростка на последствия его решений

Как правильно мотивировать ребенка

lass=»moduleEditorSerializer_BlockQuote__JrRXV moduleEditorSerializer_fullWidth__mc6Qt»>

Нужно искать мотивацию, ради которой ребенок захочет учиться: о чем он мечтает, куда хочет съездить, кем стать

И тогда заходить через миссию, через мечту: «Если ты мечтаешь об этом, то очень важно сейчас напрячься, чтобы потом получить желаемое»

Ольга Латынцева

психолог

По мнению Дугенцовой, гораздо сложнее будет вдохновить на учебу подростка, который предпочитает делать все наперекор родителям. В этом случае лучше всего не мотивация, а разговор о том, чего хочет подросток

Важно показать, что родитель слышит ребенка, понимает и принимает его, даже если он принес домой двойку

«Тогда никаких проблем с оценками вы у ребенка не увидите, потому что он будет знать, что его всегда поддержат, поймут, не поругают. Он будет стараться, потому что будет благодарен вам за то, что вы принимаете его таким, какой он есть», — заключила Дугенцова.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: